Методическая разработка: "Музыкально - театрализованная деятельность - как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста". И втроем не справиться!!! Таким образом, театрализованная деятельность, в процессе музыкального воспитания дете

Конспект музыкального занятия по театрализованной деятельности в старшей группе

Тема: «Путешествие в волшебный мир театра»

Программное содержание:

Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.

Воспитывать желание управлять театральными куклами разных систем. Совершенствовать артистические навыки детей.

Предварительная работа:

Чтение и заучивание потешек, стихотворений, скороговорок. Беседа об эмоциональных переживаниях людей.

Материалы и оборудование к занятию:

Коробочка с масками, ширма настольная, театральные ложки, ширма и куклы, королева-зеркальце, куклы « Би-ба-бо », маски-шапочки, домик-теремок, крот- руковичка, шапочки кошек и мышек, костюмы Снегурочки, лисы, зайцев, письмо с загадками.

Ход занятия

Музыкальный руководитель приводит детей в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель:

– Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?

Дети:

– ТЕАТР!

Музыкальный руководитель:

– А знаете ли вы, кто живет в этой стране?

Дети: – Куклы, сказочные герои, артисты.

– Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают артисты, вы знаете?

(Ответы детей)

– А вы хотели бы стать артистами?

Дети:

– Да

– У меня есть волшебная палочка и сейчас с ее помощью я всех вас превращу в артистов. Закройте все глаза, я произношу волшебные слова:

–Раз, два, три - повернись

И в артиста превратись!

Откройте глаза. Теперь вы все артисты. Приглашаю вас войти в удивительный мир театра!

(Впереди дети видят коробочку, а на ней лежит конверт, подписано от сказочника).

Музыкальный руководитель:

– Ребята, для вас сказочник прислал письмо, прочитаем?

Воспитатель достает из конверта листок и читает загадки про сказочных героев. Дети отгадывают и открывают коробочку. А в ней маски с эмоциями радости и печали.

(Дети рассказывают сначала о маске радости).

Музыкальный руководитель:

– Когда у нас бывает радостное настроение?

Дети:

– Когда нам весело, когда что-то дарят и т.д. (Ответы детей).

(Затем дети рассказывают о маске печали, грусти).

Музыкальный руководитель:

– Какая это маска, что она изображает? Когда нам бывает грустно?

(Ответы детей).

Музыкальный руководитель:

– Молодцы, ребята. Положим маски обратно в коробочку и продолжим свой путь.

(На пути стоит столик, на нем настольная ширма, а рядом лежит шкатулочка, стоят пенечки –стульчики).

Музыкальный руководитель:

– Ребята нам всем предлагают присесть. (Дети занимают места, а музыкальный руководитель садится рядом с ширмой, надевает деда-рукавичку и из-за ширмы говорит).

– Здравствуйте, ребята!

Я – забавный старичок

А зовут меня - Молчок

Мне, ребятки, помогите.

Скороговорки расскажите.

И увидите вы то,

Что уж знаете давно.

Воспитатель:

– Поможем дедушке, ребята? Знаете ли вы скороговорки?

Дети:

Да.

Воспитатель:

А как надо говорить скороговорки?

Дети:

Быстро, чтобы было понятно

Каждый ребенок рассказывает по скороговорке и воспитатель тоже. Дедушка благодарит детей и разрешает им открыть шкатулочку.

Музыкальный руководитель:

– Что же дед хранит в шкатулочке?

Дети:

– Театральные ложки.

Музыкальный руководитель:

– А сможете вы их оживить?

Вспомните потешку «У медведя во бору» (с музыкальным сопровождением).

Дети: (проговаривают):

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит

– Кто в лесу гуляет? Кто мне спать мешает? Р-Р-Р.

Музыкальный руководитель:

– Молодцы! Положим театральные ложки в шкатулку и отправимся дальше. На нашем пути преграда. Что преградило нам дорогу?

Дети:

Ширма.

Музыкальный руководитель;

Заглянем за ширму. Ребята, да тут куклы.

– Что нужно сделать, чтобы кукла ожила?

Дети:

– Надо научить ее говорить.

Музыкальный руководитель:

Кто желает оживить куклу?

(Дети берут куклу девочку и котика, показывают знакомую детям потешку «Киса»).

– Здравствуй, киса. Как дела?

Что же ты от нас ушла?

– Не могу я с вами жить.

Хвостик негде положить.

Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.

Музыкальный руководитель:

– А чему еще мы учим кукол?

Дети:

– Учим двигаться.

Музыкальный руководитель:

– Вспомните потешку «Большие и малые ноги».

(Дети показывают)

Этюд с куклами девочка и бабушка.

Музыкальный руководитель:

– Молодцы, вы оживили кукол, а сейчас нам пора идти дальше.

(Подошли к зеркалам).

Музыкальный руководитель:

– Ребята, мы пришли в королевство зеркал. А вот и сама Королева-зеркальце.

– Свет ты зеркальце, скажи

Нам всю правду расскажи.

Что ребятам надо сделать

– Подойдите к зеркалам и на них взгляните.

Вам задания я дам

Выполнить спешите.

Этюды на мимику и движения:

– Удивитесь, как Незнайка,

(дети показывают движением, мимикой удивление)

– Загрустите, как Пьеро,

(дети показывают грусть, опускают руки)

– Улыбнитесь, как Мальвина

(дети показывают улыбки)

– И нахмурьтесь, как дитё.

Зеркальце:

– Все вы показали верно. Продолжайте дальше путь.

(Дети прощаются с королевой зеркал).

Музыкальный руководитель:

– Ребята, на нашем пути новые куклы. Что же это за куклы?

Дети:

Куклы «Би-ба-бо».

Музыкальный руководитель:

– А, почему они так называются?

(Ответы детей).

– Да, ребята. У этих кукол нет ног. Они состоят из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний служат для жестикуляции руками куклы. А наши руки делают куклу живой. Давайте оживим этих кукол. Вспомните стихотворение про мишку.

Этюд «Мишка» (куклы девочка и мишка).

– Мишка, ты куда идешь?

И в мешочке что несешь?

– Это меда три бочонка,

Для малютки, медвежонка

Ведь без меда он, бедняжка,

Целый день вздыхает тяжко: О-ох, у-ух, а-ах.

Музыкальный руководитель:

– Какие вы молодцы. Вы оживили и этих кукол. Продолжаем свое путешествие.

(Стоит домик).

Музыкальный руководитель:

– Это что еще за домик

На пути у нас стоит

Подойдем к нему поближе

Кто живет в нем, поглядим.

(заглядывают в домик, видят маски и шапочки театральные)

Воспитатель:

– Маски–шапочки живут.

В гости всех нас они ждут.

Мы сейчас наденем их.

И расскажем всё про них.

(ребенок надевает шапочку петушка и изображает петуха)

Ребёнок:

В своей короне красной

Он ходит, как король.

Его ты ежечасно

Выслушивать изволь

– Я тут! Я на чеку-у!

– Я всех вас допеку-у!

– Кукареку! Кукареку!

Уснули дети. Свет потух.

(дети садятся на корточки закрывают глаза, руки убирают под щечку).

– молчи, горластенький петух!

(петушок тоже приседает)

Затем девочка надевает маску лисички, другой ребенок берет куклу-рукавичку крота и показывают сценку с домиком. Лиса ходит вокруг домика, а крот в домике, выглядывает в окошко.

– Славный домик, милый крот!

Только слишком узкий вход.

– Вход, лисичка, в самый раз.

Он не впустит в домик вас.

Затем дети надевают шапочки кошек и мышек.(4 ребенка уходят на сцену переодеваются для сказки).

– А сейчас время для музыки.

Я предлагаю вам потанцевать.

(Кот приглашает мышку).

Звучит музыка «Найди пару»

Кот:

– Мяу, мышка!

Спляшем польку.

Подадим гостям пример.

Мышка:

– Я сплясала бы, но только

Мышке кот не кавалер!

Кот приглашает на танец кошку, а мышонок приглашает мышку. Остальные мышата встают в круг и танцуют.

Танцевальная импровизация.

Затем снимают шапочки и подходят к сцене. Занавес закрыт.

Музыкальный руководитель:

– Вот мы и подошли с вами к главному месту в театре - это сцена. А на сцене всегда оживает сказка. (занавес открывается).

Стоит Снегурочка, к ней скачут зайчата. Они жалуются Снегурочке на лису. Затем выбегает лиса, зайчата прячутся за Снегурочку. Снегурочка ругает лису, а лиса уносит ключик.

Музыкальный руководитель:

– Ребята, вы увидели драматизацию сказки. А что такое драматизация? Здесь мы видим артистов в костюмах и действие происходит на сцене.

Все артистами сегодня побывали. Очень хорошо все показали. Все старались, молодцы! Похлопаем друг другу от души!

Песня «Кукляндия», муз.Т.Овсянникова, сл.М.Пляцковского.

Воспитатель:

– А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра я хочу подарить вам вот такие медальоны-цветы. И надеюсь, что вы когда-нибудь по-настоящему будете хорошими артистами.

Спасибо всем!

ЛИТЕРАТУРА

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.2013

2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.2009

3. Караманенко Т.Н., Кукольный театр – дошкольникам.2008

4. Что такое театр? М, Линка-Пресс, 2010

5. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.2012


Театрально-игровая деятельность в развитии музыкальных способностей дошкольников


Эффективно развивать музыкальные способности ребенка помогает театрально-игровая деятельность. Это совокупность отдельно взятых видов искусств. Музыкально – театральное творчество включает в себя практически все виды детской деятельности: песенную, танцевальную, игровую, речевую, художественную, импровизации на детских музыкальных инструментах, а также практически все виды театра – от пальчикового до драматического. Этот вид творческой деятельности обладает сильным воздействием на внутренний мир ребенка, вызывает яркие эмоции.
В своей профессиональной практике я широко использую театрально – игровую деятельность. Причем, эту игру ввожу в каждый вид музыкальной деятельности. Через творческую игру дети раскрепощаются, фантазируют, сочиняют. У них развивается речь, воображение, снимается зажатость.
Занимаясь с детьми театральной деятельностью, решаются следующие задачи:
Воспитательные - направлены на развитие эмоциональности, интеллектуальности, а также на развитие коммуникативных особенностей ребёнка.
Образовательные задачи - связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
На своих музыкальных занятиях с дошкольниками я применяю следующие этапы обучения театрально-игровой деятельности.

1.Движения -
Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков. Сначала учимся ходить по одному, затем в группах, и постепенно переходим к ходьбе по кругу, соблюдая расстояние и «не ломая круг». Самым маленьким воспитанникам показываю и прошу повторить образы
«мишки», «зайки», «лисы», «собачки», «кошечки» и другие. Здесь уместны такие игры, как «Курочка и козлик», «Птички и кот». Это подвижные игры с музыкальным сопровождением. Воспитанники учатся бегать в рассыпную и собираться «кучкой».
Дети постарше закрепляют умение ориентироваться в пространстве:
ходить и бегать «змейкой», двигаться в парах, распределяться в том или ином
углу зала, собираться стайкой в центре, разбегаться в рассыпную и
снова находить свое место, делать перестроение в колоны.

Начиная со средней группы, воспитанники обучаются характерным движениям: «сердитый мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса», «злая собачка», «ласковая кошечка» и т.п.
Дети старшего дошкольного возраста импровизируют и выполняют более сложные характерные движения «мишка собирает малину, «зайка испугано убегает от волка», «лисичка танцует» и др.
2.Слушание-
Основная цель - услышать настроение музыкального произведения. Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию выразительных движений.
Если дети научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они
стараются передать характер музыки в движениях, и у них получаются
интересные образы.
В младшей группе дети слушают произведения и могут исполнять простые этюды: прогулка по лесной полянке (гуляют, нюхают цветы, собирают листочки), скачут» как лошадки, под «Колыбельную» качают куклу и т.п.
Дети средней и старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ, фантазируют, придумывают сказки.
Часто старшим группам даю творческое задание, например: прогуляться по лесу, понаблюдать за лесными зверями, звуками и движениями изобразить птиц, поиграть в воображаемый мяч, радоваться, грустить.
Дети с удовольствием изображают различные этюды под музыку.
Все занятия стараюсь объединить одним сюжетом исходя из тем, которые объединены в блоки: «Времена года», «Звери», «Герои сказок» и другие. Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх хороводах.
3. Выразительное чтение-
Большое место в музыкальных занятиях занимают речевые упражнения. Это считалки, потешки, прибаутки, пальчиковая гимнастика. Мои воспитанники очень любят инсценировать различные детские стишки. Когда заучиваем их, распределяемся по ролям, и у нас получаются мини-спектакли. Например, «Как у бабушки Наташи, ели вкусную мы кашу», «Робин-Бобин-Барабек», «Ах, как страшно трусливому зайке» и т.п.
4.Игры – драматизации, хороводы, инсценировки песен-
При разучивании песен, дети лучше запоминают слова, если к ним подобраны движения. Причем воспитанники сами подбирают эти движения. Конечно, дети младших групп не смогут этого сделать. Они повторяют все жесты педагога, и тем самым учатся в дальнейшем придумывать свои движения. Начиная со средней группы перед детьми можно ставить задания: "давайте подумаем, как мы можем дальше показать движения этого хоровода?", "А я бы сделала бы вот так".
Ярким примером может быть песня «Два веселых гуся». Воспитанники сами додумывают движения –«спрятались в канавке», «кричит бабуся», «кланялись бабусе», «вытянули шеи» и другие.
В старших группах дети уже без подсказки педагога придумывают движения хороводов или танцевальные элементы под различную музыку.
Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по
образам и содержанию деятельности.
Сначала дети слушают произведение, выбранное для инсценировки от
начала до конца. Мы обсуждаем произведение в целом и отдельные
персонажи, их характер. Детям предлагается выбрать себе образ.
Далее разучиваем текст и переходим к исполнению.
5. Игра-импровизация на музыкальных инструментах-
Как же можно применять театрально-игровую деятельность в обучении на детских музыкальных инструментах?
Я, применяю эту методику, совмещая ее с развитием речи. С детьми мы вспоминаем и рассказываем сказки, рассказы, различные истории. Затем я предлагаю озвучить героев различными инструментами. Дети сами выбирают тот или иной инструмент и с моей подсказкой решают как играть на нем (тихо или громко, медленно или быстро и так далее). Например, «Сказка про курочку Рябу»: дед и баба характеризуются деревянными ложками, курочка – трещоткой, мышка – погремушкой, яйцо бьется – удар в бубен, плач деда и бабки – дудочка и тому подобное. Каждый педагог может по своему усмотрению подбирать инструменты. Музыкальная сказка сопровождается игрой на фортепиано или под фонограмму, а дети, слушая музыку, подыгрывают на музыкальных инструментах, соблюдая при этом ритм, темп и оттенки. В целом получается сказка, рассказанная шумовым оркестром. Воспитанникам очень нравятся такие шумовые оркестры, и на последующих занятиях они сами предлагают озвучить ту или иную сказку или рассказ. Иногда, мы вместе с детьми, сами придумываем сюжет истории и обыгрываем ее. Такое обучение игре на музыкальных инструментах начинаю применять со средней группы.
6.Постановка спектаклей, сказок, инсценировок-
Подготовка к спектаклю требует определенной подготовки. Сначала я знакомлю детей со сценарием, обсуждаем его, характеризуем героев. Затем идет процесс разучивание подобранных к спектаклю песен и танцев. Распределяются роли и заучиваются слова. Подбирается музыка, дети под определенную музыку лучше усваивают роль и даже начинают импровизировать. В работе над спектаклем привлекаются родители. С ними провожу консультации, и они с удовольствием помогают в создании костюмов и декораций. Ну и наконец, показывается спектакль. У детей на выступлении (по моему наблюдению) возникает большой эмоциональный подъем, воспитывается чувство ответственности.
В младших группах основные роли играют взрослые – воспитатели и даже привлекаем родителей, а дети подыгрывают им. Но младшие воспитанники здесь не зрители, а полноправные участники спектакля. Начиная со средней группы, подбираю простейшие сценарии с ролями для детей. В старшей и подготовительных группах мои воспитанники – самостоятельные актеры.

В результате применения этой методики дети учатся выстраивать взаимоотношения, разрешать конфликтные ситуации, анализировать свое поведение и поведение других, делать выводы. Можно утверждать, что музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, развивает его творческие способности, приобщает его к глубоким ценностям. Это конкретный, зримый результат.

Галимова Дания Зулькарамовна, Музыкальный руководитель МБДОУ – детский сад №8 комбинированного вида.

Как известно, музыкально-эстетическое воспитание детей – одна из важнейших задач гармоничного развития личности. Но воспитание будет продуктивным только в том случае, если используются все творческие возможности маленького человека, все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту. И в первую очередь, это театрализованная деятельность. Успех музыкального воспитания зависит от того, насколько интересно построена работа по музыкально-эстетическому развитию детей.

Большинство образовательных программ предусматривает сочетание различных видов музыкальной деятельности, в том числе и театрализацию. Она оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, фантазии, воображения, интеллекта, артистичности, формируются коммуникативные отношения, воспитывается доброжелательное отношение друг к другу.

В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей: они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.

В нашем детском саду театрализации уделяется большое внимание. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно.

Театрализованные игры помогают создать радостную, непринуждённую обстановку.

Особое место занимают игры-драматизации. Здесь ребёнок играет сам, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.

Театрализованные игры на музыкальных занятиях мы начинаем вводить с первой младшей группы. В гости к малышам обязательно приходит какой-нибудь персонаж: кошечка, собачка, петушок и др. Обязательно приветствуем его, придумываем ему имя. Учимся звукоподражанию с различной интонацией. Все песни и попевки обыгрываем куклами, другими игрушками.

В младших группах формируем у детей простейшие образно-выразительные умения (умение имитировать характерные движения сказочных животных) : птички летают, клюют зернышки; зайчики прыгают, танцуют; лошадки скачут и другие. Всё занятие строится на каком-нибудь сюжете. Дети сами водят игрушки, танцуют с ними, учатся звукоподражанию, придавая голосу соответствующий тембр. Каждый ребенок старается показать себя, тем самым развивается мимика, пластика, чистая речь и правильное интонирование. (Фото 1) .

В старшем возрасте дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. Такой вид деятельности даёт детям возможность проявить творчество и фантазию. Дети сами ищут выразительные приёмы для создания игрового образа: придумывают характерные движения героев, мимику, разную интонацию, жесты.

Так как театрализация тесно взаимосвязана с основными видами музыкальной деятельности, то необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.

Рассмотрим инновационные формы и методы в различных видах музыкальной деятольности.

1. Для восприятия музыки используем метод активного слушания.

Активное восприятие - это слушание музыкального произведения и одновременная передача характерных особенностей музыкально-игрового образа разными видами музыкального творчества.

Одним из основных педагогических средств активизации музыкального восприятия является театрализация, обыгрывание (интонационно-речевое и образно-пластическое) музыкального образа педагогом и детьми.

Уделяем большое внимание самостоятельному подбору движений в соответствии с характером музыки, умению эмоционально отзываться на музыку, развиваем речь детей, их воображение.

Пение. Распевание.

Для усвоения певческих навыков используем замечательные попевки Аллы Евтодьевой, которые строятся на диалогах между разными персонажами сказок. Распевание рассчитано на осознанное озвучивание голосов героев знакомых сказок, предполагающих пение средним и высоким голосом. Это пение по ролям, разыгрывание театрально- музыкальных этюдов при помощи голоса, мимики и жестов действенно и качественно улучшает результативность этих игровых упражнений, позволяет детям быстро и успешно освоить технику чистого интонирования, артистизма в пении, способствует развитию как вокальных, так и театральных способностей ребёнка.

Такое игровое распевание многофункционально:

  1. Благодаря игровой ситуации оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (низкого или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей.
  2. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении.
  3. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгривание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
  4. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру – драматизацию, танец, повтор и закрепление музыкально-ритмических движений, музицирование.

Очень помогают в работе пальчиковые игры. Ценность пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма.

Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы.

Пальчиковые игры:

  • развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
  • «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений) ;
  • повышают общий уровень организации ребёнка;
  • направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.

Начинаем работу над пальчиковыми играми с самого раннего дошкольного возраста, используя короткие по объему и несложные по содержанию тексты, доступные детям.

В старшем дошкольном возрасте пальчиковые игры усложняются, жесты

становятся наиболее символичными, в результате чего игры превращаются в настоящий пальчиково-речевой театр. (Приложение 1. Фото 2, 3) .

Речевые игры позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх текст поётся или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляется музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные или колористические средства. Кроме того формирование речи у человека идёт при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать или даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. (Приложение 2) .

В работе используем нетрадиционные формы развития музыкальности. Это ритмодекламация и мелодекламация.

Мелодекламация – чтение стихов или текста в сопровождении музыки и пропевание части текста.

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется.

Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т.к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по-разному.

Ритмодекламация – это речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста. В зависимости от поставленных целей и задач практически любую модель можно «развить» до уровня «театральной постановки» , в которой могут сочетаться в самых разных соотношениях декламация, танец, пение, игра на инструментах, пантомима, импровизация и др., а также дополняться художественно-изобразительной деятельностью. Такие формы рождаются постепенно, иногда неожиданно, в процессе работы над моделью, очень нравятся детям и помогают им проявить себя в новой ситуации, по-иному взглянуть на уже известные вещи, обогащают художественные впечатления детей, способствуют развитию воображения и способности к импровизации.

Использование данных технологий и методических форм на практике позволяют добиться основной цели: создание на музыкальных занятиях, праздниках атмосферы радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения.

Таким образом, театрализованная игры на музыкальных занятиях позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

При умелом педагогическом руководстве и разнообразии тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованные игры дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания и развития личности. (фото 4,5, 6) .

Список используемой литературы:

  1. Е.А. Антипова Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009;
  2. О.А. Арсеневская Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Т.А. Боровик «Методика развития музыкальности детей» ; журнал «Музыкальный руководитель №1-6 2004 г.
  4. А.А. Евтодьева Учимся петь и танцевать, играя: методическое и практическое пособие по обучению пению и движениям в игровой форме. – Калуга, 2007.
  5. О.В. Кацер Игровая методика обучения детей пению: Учеб. Пособие. – 2-е изд., доп. – СПб.: Издательство «Музыкальная палитра» , 2008.

Приложение1

Пальчиковая сказка «Рукавичка»

Из-за леса, из-за гор Дети шлёпают ладошками
Топал дедушка Егор. По коленям.
Очень он домой спешил - Показывают обратную сторону
Рукавичку обронил. ладоней с вытянутым вверх большим пальцем-жест «Рукавичка» .

Мышка по полю бежала, «Бегают» пальчиками одной руки по другой руке.
Рукавичку увидала. Жест «Рукавичка» .

Мышку здесь никто не ждёт? Грозят пальцем.

Стала жить-поживать,
Звонко песни распевать. Хлопки.
Зайка по полю бежал, Жест «Зайчик» .
Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка» .

Кто, кто здесь живёт? Стучат правым кулачком По левой ладошке.
Звонко песенку поёт? Хлопки.
Мышка зайку пригласила, Зовут, жестикулируя правой рукой.
Сладким чаем напоила. Вытягивают вперёд руки, Ладошки складывают в виде чашечки.

Зайка прыг, зайка скок,
Вкусных пирогов напёк. «Пекут» пирожки.
Как по полю шла лисичка, Мягкие движения кистями рук.
Увидала рукавичку. Жест «Рукавичка» .

Кто, кто здесь живёт? Стучат правым кулачкомпо левой ладошке.
Звонко песенку поёт? Хлопки.
И лисичку пригласили, Мягкие движения кистями рук.
Пирожками угостили. «Пекут» пирожки.

Стала жить там поживать
Пол метёлкой подметать. Движения руками влево-вправо.
Мишка по полю гулял, Стучат кулачками по коленям.
Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка» .

Кто, кто здесь живёт? Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Звонко песенку поёт? Хлопки.
Звери испугались, Сжать пальцы рук в «замок» .
В страхе разбежались. Развести руки в стороны.

Приложение 2:

Речевые игры с музыкальными инструментами

Матрёшка и Петрушка.

Вот пришли весёлые матрёшки
Тук-тук!
Принесли нам расписные ложки.
Тук-тук!

Мы на ложках заиграли.
Туки-туки! Туки-тук!
Наши ложки заплясали.
Туки-туки! Тук-тук-тук!

Вот бежит приятель наш, Петрушка,
Трень-трень.
Он принёс ребятам погремушки,
Трень-трень.

Погремушки зазвенели –
Трень-трень-трень! Трень-трень-трень!
Звонко песенку запели –
Трен-ди, трен-ди, трен-ди-трень!

Тук-тук, туки-тук,
Трень-трень-трен-ди-трень!
Будет весело играть
Наш оркестр целый день!

Шур-шур-песенка
В тиши шуршунчики шуршат:
Шур-шур, шур-шур, шур-шур.
Они похожи на мышат.

Шур-шур, шур-шур, шур-шур. Дети играют на «шуршунчиках» - султанчиках с бумажными или полиэтиленовыми полосками.
А где-то спит мурлыка-кот.
Мур-мур, мур-мур, мур-мур.
Во сне он песенку поёт:

Мур-мур, мур-мур, мур-мур.
Дети играют на треугольниках.
Шур-шур! Мур-мур!
Шур-шур! Мур-мур!

Весёлый оркестр.
«Бум-бум! Трам-там-там!» -
Застучал барабан.
«Туки-туки-тошки!» -

Заиграли ложки.
«Чётки-чётки» , -
Бряцают трещётки.
«Дин-дон, дин-дон!» -

Зазвенел металлофон.
«Бан-бан балалал!» -
Треугольник зазвучал!
«Бумба-бумба!» -

Загремела румба!
А теперь нам нужно
Заиграть всем дружно.

Комлева Вероника Викторовна

кандидат педагогических наук, научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии» Российской академии образования.

Аннотация:

В статье рассмотрено творческое развитие и участие младших школьников в музыкальном представлении. Это особое поле деятельности, на котором может проявить и реализовать себя ребёнок. Музыкальный театр и процесс подготовки спектакля или представления, это один из способов выявления талантливых и одарённых детей. Театрализованный музыкальный спектакль для педагога - это возможность диагностики творческого уровня развития детей, определение показателей по шкале одарённости. Репетиционный период и музыкальный спектакль является способом тестирование и выстраивания показателей шкалы талантливости и одарённости творческого роста ребёнка и педагога.

Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания 2015/Р9

Почему занятия театром так важны для ребёнка? Потому что предметы, направленные на художественно-эстетическое развитие ребёнка в процессе обучения заставляют включать все системы восприятия ребёнка. Занятия по предмету «Музыкальный театр» помогают включить в процесс обучения сенсорные системы ребёнка более действенно. В. Оклендер в своей работе «Окна в мир ребёнка» указывает на то, что через зрение, слух, осязание, вкус и обоняние мы осознаём самих себя и контактируем с миром. В дальнейшем мы начинаем действовать механически, отстраняясь от эмоций. Разум вытесняет эмоции, но разум - всего только одна из составных частей нашего существа, которые необходимо развивать в ребёнке и использовать во всей их полноте. Попробуем оставить разум и возвратиться к чувствам. Развивая одну из сенсорных систем у ребёнка, педагог как бы выключает другую. Рисуем и лепим, в тишине и молча слушаем музыку, сложив руки на парте, экспериментируем с извлечением шумовых эффектов, звуков без передачи своих чувств. Н. Басина и О. Суслова утверждают, что музыка - видима и невидима. Музыка порождает движение, и природа ребёнка моментально отзывается на импульсы, идущие от неё. Ребёнок способен осязать, видеть, слышать музыку, так как музыкальное произведение абстрактно, но очень чувственно. Ребёнок более открыт для восприятия музыки, цвета, слова. В его руках всё это стремится преодолеть свою нематериальность и воплотиться, обрести плоть, стать видимой, живой. С. Кожохина описывает в работе «Путешествие в мир искусства» о положительном опыте на занятиях с младшими школьниками о развитии вкусовых навыков и форм обоняния. У ребёнка запах и вкус может выражаться цветом, определёнными линиями, звуками и хореографическими экспромтами. Многие педагоги используют ассоциативное рисование, пластические фантазии, шумовые экспромты. Это основа релаксации, медитации в психотерапевтической практике. Ассоциативные экспромты можно использовать для тестирования и как дополнение к диагностическому отслеживанию. Каждое театральное занятие включает в себя обучающий блок, репетиционный блок и творческую импровизацию как вид индивидуального тест-опроса. В течение занятий предусмотрены две релакс-паузы. Это коллективные хореографические мини-блоки, которые направлены на смену вида деятельности и обмен информацией. В конце занятия просмотр и коллективное обсуждение. Занятие разделено на несколько этапов: Психологический настрой - адаптация. Музыкально – игровое приветствие. Проверка домашнего задания. Беседа, презентация, настрой на освоение нового материала. Познавательный блок. Путешествие в страну «Театр». Обучающий блок. Знакомство с новым материалом. Музыкальная пауза. Творческий поиск, деятельностное освоение нового материала, проба и эксперимент по созданию нового образа. Практический блок. Репетиционный момент. Обсуждение, просмотр, коллективная находка единого образа. Демонстрационный блок. Релакс-пауза Музыкально-хореографическая пауза. Выявление творческой и эмоциональной активности. Обсуждение индивидуального и коллективного домашнего задания. Блок-тест – завершение занятия. Каждый из блоков: познавательный, обучающий, практический, демонстрационный, блок-тест содержит большой иллюстративный материал. Это предметы быта, медиапоказ отрывков музыкальных и театральных спектаклей, знакомство с произведениями искусства, знакомство с бытом и традициями родного края, историей и культурой разных народов. Музыкальные паузы - это психоэмоциональный отдых для детей на темы полюбившихся музыкальных произведений прошлых занятий, который рефреном возвращает к прошедшим темам. Репетиционный момент - это самая любимая часть занятия, где дети ощущают себя творцами и индивидуальными личностями. Творческий поиск характера изображаемого героя, проба себя в роли художника, костюмера, музыканта шумового оркестра, актёра поднимает ребёнка на новую социальную ступень. Он чувствует себя более нужным, значимым, взрослым, полезным. Обучение на основе театра имеет основную преимущественную особенность, по сравнению с другими формами обучения и видами внеклассной работ,потому что полностью построено на творческом поиске педагога и ребенка, а затем и на создании театрализованного продукта. На занятиях по предмету «Музыкальный театр» у школьников Георгиевской гимназии города Егорьевска развивается как коллективная природа пения в целом и как самая доступная форма приобщения к прекрасному, благодаря наличию у каждого человека особого музыкального инструмента «голоса». Наиболее активной и занимательной формой приобщения к искусству в школе учащихся является интеграция вокального обучения с театром в форме постановки школьных мюзиклов. Работа над мюзиклом оказалась очень увлекательной, интересной для педагогов, детей разного возраста и для родителей. Именно поэтому было решено заниматься с детьми этой работой с первого класса. Для решения поставленной цели была выбрана программа внеурочной деятельности «Детский музыкальный театр». Театрализованная деятельность для детей это особый мир, вспомним отрывок из беседы Константина Сергеевича Станиславского с Натальей Ильиничной Сац: «Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей вызывает подчас недоумение даже у нас – профессиональных артистов. Что-то есть в педагогике, что убивает эту детскую смелость инициативы, и только потом, став взрослыми, некоторые из них начинают искать себя на сцене. А вот если устранить этот разрыв, если объединить талантливых ребят в детский театр в расцвете их детского творчества и уже с тех пор развивать их естественное стремление - представляете себе, какого праздника творчества можно достигнуть к их зрелым годам, какого единства стремлений». Для работы с детьми при поддержке сотрудниками лаборатории интеграции ФГБНУ ИХОиК РАО Некрасовой Л.М. и Комлевой В.В, педагогом Георгиевской гимназии Басовой И. С. была создана программа театрального развития детей. Образовательной областью программы «Детский музыкальный театр» является искусство. Новые образовательные стандарты предъявляют к участникам образовательного процесса более высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование эстетического вкуса и потребности в духовной культуре. Приобщение к искусству способствует воспитанию у ребёнка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус. Поскольку художественный опыт – это всегда опыт субъективный, личностный, то обучающийся должен не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и переработать, оценить, выразить свое отношение к ней. То есть для познания искусства недостаточно овладения определённым набором навыков, познание искусства возможно с помощью языка, на котором говорит само искусство. Одной из форм активного приобщения детей к миру искусства выступает детский музыкальный театр как форма дополнительного образования. Театральная форма предполагает опору и тесную взаимосвязь с эстетическим циклом школьных предметов; позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка; способствует развитию целого комплекса умений, активному восприятию разных видов искусства. Воспитание средствами театра предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимания языка искусства и его специфики. Об этом пишет в своей работе «Наш друг-театр» Н.П.Курапцева и Л.Г Сурина. Развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир человека. Участвуя, в театрализации дети получают незаменимый творческий опыт. В ходе работы используются различные упражнения, которые способствуют освоению детьми таких навыков общения, как установления контакта друг с другом, умения взаимодействовать со сверстниками, уступать и сдерживать свои побуждения, выбирать партнёра по совместной деятельности, выполнение определённых заданных действий, достижение выразительности на сцене. Во время репетиционного периода дети учатся целенаправленно запоминать и воспроизводить слова, понятия, монологи, появляется навык установления смысловых связей между объектами, расширяется объём памяти и внимания, постоянно идёт развитие вербальной памяти. Работа с музыкальными произведениями, пение, участие в шумовом оркестре стимулируют взаимодействие, позволяют повысить уровень внимания, способствуют возникновению чувств, рождению новых образов. Пластика и хореография дают возможность ребёнку активно самовыразиться невербально, осознать свою индивидуальность, раскрыть зачастую скрытые творческие возможности. Творческая лаборатория - это основа занятия по предмету «Музыкальный театр» потому, что здесь выявляется нечто уникальное в каждом ребёнке. Выражение детской индивидуальности проявляется как творческий акт. Е.А. Яковлева указывает: «Творческость есть не что иное, как реализация человеком собственной индивидуальности. В зависимости от того, в какой сфере и с помощью каких средств осуществляется это предъявление, мы можем говорить о конкретных видах творчества. Ребёнок - существо общественное, его уникальная индивидуальность должна быть проявлена, представлена другим людям». На занятии используется метод отождествления себя с тем, что ребёнок рисует, озвучание изображения и оживление в движении. Дети испытывают трудности, но не сдаются. Поиск идёт вновь и вновь до тех пор, пока не приходит успех, одобрение педагога и сверстников и самоудовлетворение ребёнка. Нередко свои последующие ощущения дети опять закрепляют рисунками. Предмет «Музыкальный театр» - это мир сказки и фантазии, мир чудесных превращений для ребёнка, поэтому вся методика обучения должна быть построена на моментах экспромта эмоциональных и зрительских акцентах. Педагог сам должен быть творцом и заставлять творить детей. Что может быть удивительнее звуков музыки и волшебнее представления в театре. Но это учебный предмет, и у педагога есть определённые задачи и образовательные цели - познакомить детей и с театром и с жанрами музыкального театра. Но самое главное - объяснить ребёнку, что такое творчество, научить детей творить, сделать творчество для детей необходимым как воздух,а полученный опыт жизненным компасом.Театр объединяет в себе все искусства, дети могут попробовать себя в разных видах творчества. И именно педагог берёт на себя миссию первооткрывателя нового для ребёнка и нового в ребёнке. Чем раньше выявляется одарённость ребёнка, тем понятнее педагогу индивидуально-творческий маршрут развития и в общей направленности учебного процесса. Одарённых детей много, ещё больше талантливых, но они не замечены, не задействованы, не поняты, не до конца раскрыты. Основным компонентом музыкального театра является театрализованная игра. Театрализованные игры имеют особое значение,они находятся одновременно в сфере образования и воспитания. Тематика и содержание этих игр обычно отражают понятные, близкие детям явления окружающей действительности, раскрывают повадки, характер, знакомые образы животных, птиц, самих детей и их действия. Игра - самая близкая форма деятельности детей дошкольников и младших школьников. Театрализация и музыка определяет развитие игры, углубляет образы, создает соответствующее настроение. Импровизируя на занятиях, ребёнок играет и активно двигается, слушает музыку, включается в поисковую деятельность. Доступность игровых образов, интерес к игре, эмоциональный рассказ педагога перед заданием, как своеобразный методический приём, выразительное музыкальное иллюстрирование и театральные этюды позволяют детям дать свои индивидуальные оттенки в исполнении театральных ролей.Особенно широко используются различные игры на определение образов и поиск характеров знакомых детям предметов. Игры в различных видах и вариантах проводятся на всех этапах работы по подготовке и созданию творческого продукта. На более продвинутом этапе образного развития ребёнка, игра стимулирует необходимое произвольное импровизационное действие ребёнка. Несюжетные игры могут не иметь определённой тематики, но в таких играх встречаются элементы закличек, пляски, ловли, соревнования, построения и перестроения игры с предметами и игрушками. Это очень полезно в поиске характера героя. Так появляется необходимая яркость игры. Эта увлеченность игровым образом способствует дальнейшему развитию творческой активности и развитию способности детей. Выразительность движения, солирования и декламирования детей зависит от эмоциональной окраски сюжета, которую дает педагог. Знакомя детей с новой сюжетной игрой, поисковым заданием или этюдом, педагог должен предварительно заинтересовать детей, рассказать содержание, дать характеристику образов. Необходимо всё время направлять внимание детей на восприятие произведения в целом и изменение в оценке характера героя. Программа «Музыкальный театр» знакомит ребёнка с миром театра и обучает его актёрским навыкам. Эта программа опробована в Георгиевской гимназии г. Егорьевска и в лицее раннего развития «Галеас». При составлении любой программы нужно учитывать, что дети и родители настроены на длительное обучение. Это комплексный образовательный процесс для детей и для взрослых,направленный на получение новых знаний,навыков и творческого опыта. Программа должна быть мобильной и модульно-конструктивной, способной включать в себя дополнительные разделы и новые методы. Большое внимание должно быть уделено релакс-паузам, финиш-релаксам, арт-терапии, индивидуально-образовательным маршрутам, ступеням, творческо-экспериментальным уровням. Любые творческие занятия необходимо начинать с игры, с самого естественного состояния ребёнка, которое поможет осуществить контакт, определить необходимый комфортный климат, поможет увлечь детей. На занятиях по театральному мастерству предмета «Музыкальный театр» дети знакомятся с драматическим театром и с музыкальным театром, узнают о профессиях, задействованных в театре, пробуют определиться, чем бы они хотели заниматься - попробовать себя в роли актёра или поучаствовать в оркестре, заняться освещением или декорациями. В результате педагогического наблюдения, анкетирования, диагностики по тесту талантливости выявляются три группы детей: детей с нормальным возрастным художественным развитием; творчески активных детей, с развитыми художественными способностями; одарённых детей. Для каждой группы педагог подбирает творческие задания с целью активизации творческой деятельности детей. Далее поэтапные задания объединяются в единый маршрут по решению образовательных задач, итогом которого становится музыкальный спектакль. Занятия, репетиционный период по предмету «Музыкальный театр», игровые задания во время занятий, творческие домашние задания, выполненные детьми, помогают педагогу рассмотреть зерно творческой одарённости в каждом ребёнке, раскрыть его талант. Театрализованный музыкальный спектакль - это способ диагностики творческого уровня развития детей, определение показателей по шкале одарённости. Репетиционный период и музыкальный спектакль является способом тестирование и выстраивания показателей шкалы талантливости и одарённости творческого роста ребёнка и педагога. Это способ привлечения родителей и взрослых к учебному процессу и участие в творческих конкурсах взрослых людей вместе с детьми, одним из которых является творческое развитие взрослых и самостоятельное участие в конкурсах-смотрах по созданию театральных костюмов, декораций, грима. Особой популярностью у детей и взрослых пользуется участие в конкурсах «Бабушкин сундук», «Забытый предмет». В процессе работы педагога по созданию творческого продукта интегрируются предметы художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. Развивается духовность личности, творческие способности ребёнка, умение видеть и творить прекрасное. Таким образом, происходит воспитание гармоничной разносторонней личности, развитие её творческого потенциала и общекультурного кругозора, способной активно воспринимать искусство. Осуществляются следующие задачи по развитию ребёнка: формируется целостное представление об искусстве; формируются навыки творческой деятельности; расширяются представления о понятиях общих и специальных для разных видов искусства; формируются навыки и умения в области актёрского мастерства, вокально-хорового исполнительства; продолжение работы над повышением уровня исполнительского мастерства: уметь применять на практике полученные знания. Выполняются воспитательные задачи: Происходит способствование к воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству; Развивать способность активного восприятия искусства. Происходит осуществление задач по развитию: создание условий реализации творческих способностей; развивается память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение; выявляются и развиваются индивидуальные творческие способности; формируется способность самостоятельного освоения художественных ценностей. Обучение по предмету «Музыкальный театр», осуществляется по следующим принципам: - единство эмоционального и сознательного; - комплексное воспитание и развитие обучающихся. Ведущий методический прием на занятиях – метод художественной импровизации. Все занятия сочетают в себе два основных вида деятельности: беседа о специфике театрального искусства (это просмотр репродукций, картин, фото и видеоматериалов, с помощью которых у детей формируется представление о театре как виде искусства, особенностях театра) и игра (контактные, сюжетно – ролевые игры). В игровой форме проходит знакомство с новыми видами деятельности, приобретение навыков творческих действий.(например игра «Весёлый колпачок» заключается в том, что дети выбирают колпачок, под которым находится какое- либо задание: спеть песню, прочитать стихотворение, изобразить предмет, животное, сыграть на муз. инструментах, станцевать танец и др.). Это даёт возможность ребёнку «рассказать» о себе, познакомиться, учат действию в коллективе. Основным методом развития творческих способностей выбрана импровизация: Хореографическая импровизация (спонтанный танец - исполнение, сочинение танцевальных композиций на заданную музыкальную тему); имитация движений (через пластику тела передать какой либо образ); театрализация(инсценирование отдельных эпизодов), импровизация на заданную тему (творческие задания, этюды на развитие творческого воображения); Инструментальная импровизация; Импровизация сопровождения музыкального произведения звучащими движениями (хлопки, притопы). Занятия сценической грамотой начинаются с воспитания умения организованно, бесшумно, с учётом присутствия партнёров распределяться на сценической площадке. Слово на сцене должно звучать отчётливо, ясно доносить мысль, быть эмоционально насыщенным – это диктует соответствующую работу над словом: занятия техникой и логикой речи, практическое овладение словесным действием. На занятиях обязательно включаются упражнения на развитие артикуляции, дикции (игры-говорилки, скороговорки, чистоговорки), игры и упражнения на речевое дыхание (зарядка для губ, языка), а также дыхательная гимнастика. Очень важными являются упражнения на развитие интонационной выразительности речи (задания декламировать стихотворный текст от лица разных сказочных героев, декламировать под музыку, ритмодекламация. Обязательно включение чтения и проигрывание фрагментов сказок; озвучивание сказок шумовыми инструментами, которые дети могут изготовить сами дома. Большое внимание уделяется вокально-хоровой работе (упражнения на развитие певческого дыхания и голоса, музыкальные игры, работа с песенным репертуаром, работа над выразительностью исполнения), а также слушанию музыкального произведения и создание его пластического образа (музыкально-ритмические упражнения), разучивание танцевальных композиций с обыгрыванием текста песен, инсценирование песен. После выполнения основных заданий школьникам младшего возраста необходима релакс - пауза. С большим удовольствием дети выполняют упражнения на достижение мышечной свободы, при помощи которых приобретают навыки правильного сценического поведения; очень любят весёлые музыкальные физкультминутки, где танцевальные движения для них показывают анимационные герои. Главным тестовым заданием для педагога и детей является театрализованное представление. При работе над постановкой спектакля целесообразно разделение участников на следующие группы: - солисты: в эту группу входят дети, имеющие достаточно высокий уровень развития музыкальных способностей, а также дети с вокальными данными или перспективой их развития; - актёрская группа: основные действующие лица на сцене; - танцевальная группа: дети с хорошими пластическими возможностями - детский шумовой оркестр: в эту группу могут входить дети, которым в силу различных причин требуется более длительный период овладения сценической грамотой. Все эти малые группы мобильны, при следующих постановках дети могут быть переведены из одной группы в другую.С огромным вниманием и действенной помощью к творческому процессу относятся семья участников, друзья и взрослые. Привлечение родителей к творческому процессу по производству с детьми костюмов и декораций – это один из способов сближения семьи и школы. Занятия музыкальным театром учениками не воспринимаются как традиционные уроки, для них – это праздник, возможность проявить свои способности, заняться творчеством, улыбнуться, посмеяться, пошутить. Благодаря непринужденной атмосфере, царящей на занятиях, дети получают заряд отличного настроения и готовы снова и снова творить прекрасное. В ходе работы подготовлены спектакли - мюзиклы по сказке Братьев Гримм «Золушка», Н.Носов «Незнайка», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», А. Филатов «Про Федота стрельца, молодого удальца», И.Басова «Мы дети галактики», «Сирень победы» . Так рождаются театрализованные представления, дети получают творческое развитие и выявляются одарённые дети. Предмет «Музыкальный театр» введён в дополнительное образование МОУ «Георгиевская гимназия» г. Егорьевска. Новые методики на основе театра позволяют более гибко разгружать и по-новому организовывать перенасыщенное образовательное пространство в школе. Таким образом, решается одна из задач по изменению перенасыщенной среды обучения ребёнка начальной школы. Разрабатываются новые театральные формы и виды занятий с младшими школьниками. В обучающем материале используются методики по получению творческих навыков театральных профессий. Дети и взрослые получают бесценный творческий опыт. Наиболее полно раскрывается и используется потенциал мирового музыкального, изобразительного и театрального искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баркова А.М. Социально-педагогические факторы воспитания детей средствами фольклора. - М., 2000. 2. Басова И.С. Музыкальный театр --- выступление на конференции «Развитие дополнительного образования в школе» Е.,2013. 3. Божович М.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 2002. 4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. 5. Доронова Т.А. Развитие детей в театрализованной деятельности. - М., 2001. 6. Сорокина Н.Ф. Театр - творчество - дети. - М., Аркти, 2002. 7. Яковлева Е. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. - М., 1998. 8. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. Д.В.Григорьев, П.С.Степанов.-М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения). 9. Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А. идр. Детский музыкальный театр. Программы, разработки занятий. Волгоград, «Учитель», 2009. 10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. 11. Вопросы режиссуры детского театра. М., 1998 12. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. М., 1992 13. Дмитриева Л. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1987 14. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. М., 1992. 15. Клюева Н.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996. 16. Михайлова М. развитие музыкальных способностей детей. М., 1997 17. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. Москва.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1984. 18. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1996 19. Шильгави В.П. Начнем с игры. Л., 1980. 20. Журнал «Вестник образования России» № 7/2006 г.

Авторы: Чибисова Елена Ивановна, Юхан Нинель Шмувеловна
Должность: воспитатель, музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа№978, детский сад №117
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект
Тема: "Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду"
Дата публикации: 28.09.2017
Раздел: дошкольное образование

«Ни одно из искусств не обладает

такой действенной воспитательной

силой, как музыкально – театрализованная

деятельность, являющая средством

духовного самосознания человека…»

Г. В. Кузнецова.

«Музыкально – театрализованная деятельность в

детском саду»

Подготовили: Воспитатель первой категории Чибисова Е. И.

Музыкальный руководитель: Юхан Н.А.

Дошкольный возраст - это период закладывания фундамента, на котором

будет основана вся дальнейшая жизнь человека. Нравственное,

художественно-эстетическое воспитание является важной составляющей

того, на котором будет строится жизненная платформа человека. Одним

из средств, которое помогает претворять в жизнь данное направление

является музыкально-театрализованная деятельность.

Музыкально – театрализованная деятельность в детском саду – это

организованный педагогический процесс, направленный на развитие

музыкальных и театрально-игровых способностей детей, эмоциональности,

сопереживания, познания, то есть на развитие личности ребёнка.Это хорошая

возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания

творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем

мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ

персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное

мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость,

неуверенность в себе, застенчивость.

Именно музыкально - театральная деятельность, прививая устойчивый

интерес к музыке, театру, литературе, совершенствует артистические навыки

детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию

новых образов.

Музыкально-театральная деятельность детей включает в себя несколько

разделов:

Основы кукловождения;

Актерское мастерство;

Игровое творчество;

Имитирование на музыкальных инструментах;

Песенное и танцевальное творчество детей;

Проведение праздников и развлечений.

Музыкально-театральная деятельность включает в себя следующие моменты

музыкального развития:

Инсценировка песен;

Развлечения;

Фольклорные праздники;

Сказки, мюзиклы, театрализованные представления.

Таким образом, музыкально-театрализованная деятельность помогает

ребенку развиваться всесторонне.

В раннем возрасте театрализованная деятельность является устойчивым

увлечением почти всех детей, увлекая ребенка в сказочный мир искусства,

она заметно для самого ребенка становится источником

творческого развития.

В основу нашей работы входят следующие принципы :

Развивающее обучение – познавательная, воспитательная деятельность,

направленная на побуждение детей к самостоятельному поиску,

импровизации;

Последовательность и систематичность занятий – залог успешного

применения знаний, умений и навыков на практике;

Доступность – учёт возрастных особенностей, уровня подготовленности

Индивидуально – дифференцированный подход не только в процессе

каждого занятия, но и к каждому участнику музыкально–театрализованной

деятельности;

Учет интересов, потребностей и возможностей каждого ребёнка.

Целенаправленность.

Театрализация – это способ, прием, в основе которого лежит

использование тех или других характерных для театра выразительных

средств для создания неповторимого, яркого, присущего только данному

концерту художественного образа.

Основная задача работы воспитателя:

Раскрытие творческой личности ребенка в целом;

Его артистические способности в частном.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические

задачи , касающиеся:

Формирования выразительности речи;

Интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Театрализованная деятельность направлена на восприятие, осмысление

художественного образа и передачу этого образа. Она выступает как

самоценная, наравне с игровой, музыкальной и изобразительной. И как

любая другая, она имеет свои этапы :

Ориентировка;

Замысел;

Подготовка;

Исполнение.

В нашей группе была создана музыкальная развивающая предметная среда:

Музыкальные игрушки и инструменты;

Куклы и атрибуты, которые необходимы для занятий театрализованной

деятельностью.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны,

ее тематика не ограниченна и может удовлетворять любые интересы и

желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во

всем его многообразии. Умело поставленные воспитателем вопросы

побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Когда дети

приобретают опыт, театрализованные игры выступают как один из видов

творческих игр. Они дают возможность воспроизводить понравившееся

литературное произведение с помощью слов, мимики, жестов передавать

различные образы. Всё это обогащает словарный запас, развивает память,

умение действовать согласно замыслу.

Более трех лет, начиная с младшего возраста, я работаю

по театрализованной деятельности. В младшей группе , мы с музыкальным

руководителем ставили небольшие спектакли, драматизации, сказки которые

показывают перед родителями с помощью воспитателя-ведущего:

«Репка», «Курочка Ряба».

В средней группе те же самые ролевые сказки, а так же сказки «Теремок»,

«Три медведя» дети показывали перед родителями. В старшем возрасте

ставили сказки как, «Бычок смоляной бочок», «Гуси-лебеди», «Лубяная и

ледяная избушка». Разыгрывались сказки драматизации, дети сами сочиняли

сказки и зарисовывали, а так же знакомлю детей с театрализованной игрой.

Дошкольники с удовольствием включаются в игру, участвуя в

театрализованных играх.

Театрализованная игра - как один из ее видов является эффективным

средством социализации дошкольника в процессе осмысления им

нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

Особенности театрализованной игры.

Действия детей с кукольными персонажами;

Непосредственные действия детей по ролям;

Литературная деятельность через диалоги и монологи;

Исполняют знакомые песни от лица персонажей, их инсценированные,

приплясывание и т.д.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное

воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике

движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создаю творческую

атмосферу, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности,

применять собственные возможности и способности. В процессе создания

театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для

ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ

самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным

творцом. Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных

произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном

воспитании ребенка.

Театрализованные игры всегда радуют детей,

пользуются у них успехом.

Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и

воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального

воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к

театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный

музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается

количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных,

слуховых, двигательных).

Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют,

танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями,

пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость,

формирует эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство,

музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Детям нравится самим

обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные

сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает память, речь детей,

эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы,

становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных

представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и

координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность,

умение использовать интонацию, выражающую основные чувства,

формируется уважительное отношение друг к другу.

Музыкальные сказки пользуются у детей огромной любовью. С большим

удовольствием дети перевоплощаются в того или иного персонажа,

переживают за происходящие события, готовы прийти на помощь, бороться

со злом и побеждать.

Сказка-это волшебный мир образов, красок, звуков. Это творчество,

импровизация, требующая от детей старание, фантазии. В сюжет

музыкальной сказки включена классическая и народная музыка. Можно

использовать и современную музыку, доступную детям.

Стихотворный текст запоминается детьми лучше, чем прозаический,

поэтому многие сказки переведены на стихотворный ритм, это облегчает

работу над текстом. Дети c удовольствием принимают участие в различных

видах театрализованной деятельности

Постановка музыкальной сказки это ключик, который открывает дверцу в

волшебный мир. Ведь театр - это игра, чудо, волшебство, сказка!