Как развить у ребенка воображение. Игрушка из подушки. Игра развивает воображение, фантазию, творческое мышление

Данная информация поможет вам узнать, что такое воображение, какое воображение называют творческим, а также предложим вам развивать воображение ребенка через игру.

Что такое воображение. Виды воображения

Воображение — фантазия, психическая деятельность человека, — важнейшая сторона нашей жизни. Если бы мы не обладали фантазией, то лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых писателями и изобретений конструкторов. Догадка, интуиция, ведущие к открытию, невозможны без воображения. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Основная задача воображения — представление ожидаемого результата до его реального осуществления. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Другая функция воображения связана с необходимым в процессе труда планированием своих действий. Именно благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Различают два вида воображения: воссоздающее и творческое .

Воссоздающее воображение заключается в создании образов объектов, ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или условным изображением (чертежом, топографической картой, литературным текстом и т. д.).

Творческое воображение состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности.

В корне ошибочным является представление о том, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем больше воображения у его автора. Ведь чем реалистичнее произведение, тем мощнее должно быть воображение, чтобы сделать описываемую картину наглядной и образной. Мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может вымышлять, придумывать, а по тому, как он умеет преобразовывать действительность в соответствии с требованиями художественного замысла.

Воображение развивается в процессе творческой деятельности. Предпосылкой высокого развития воображения является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщение к искусству. Необходимым источником воображения является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний и формирование убеждений.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Творя, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творчество способствует развитию памяти, мышления, восприятия, внимания. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизни и мира, свои положительные и отрицательные качества, по- новому их осмысливает и оценивает. Дети 6 лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать способы этой передачи. Возможности выбора таких способов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурой игры и элементами художественного творчества. В этом возрасте ребенок уже может до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения. Творчество развивает и эстетические чувства. Через эту деятельность формируется восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Все дети любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, выступают на сцене, участвуют в конкурсах, выставках, викторинах и т. д. Ведь творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее и интереснее.

При помощи творчества и воображения ребенок формирует свою личность. И есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития, — это игра. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, таких как справедливость, смелость, честность, чувство юмора и другие. Через работу воображения происходит компенсация пока еще недостаточных реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности и конфликты.

Дети в возрасте от 6 лет активно играют в сюжетно-ролевые игры: магазин, парикмахерская, семья, детский сад и пр.

Следует учить ребенка искать решение, по возможности учитывая все возможные последствия.

Стимулируйте детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

Космическое путешествие

◈ Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.

◈ Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т. п.

◈ Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

Необитаемый острой

◈ Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.

◈ Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.

◈ Рассматривайте самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п.

◈ Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.

Составь загадку

Игра развивает воображение, мышление

◈ Научите ребенка придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая (Что зимой и летом одним цветом?) или характеризовать предмет с нескольких сторон (Горит, а не огонь, груша, а не съедобная).

Волшебные превращения

Игра развивает воображение и образную память, образное движение (способность изображать животных, какие-нибудь предметы)

◈ Задача — жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет.

◈ Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.

Для чего я хорош?

Игра развивает воображение, фантазию, творческое мышление

◈ Выберите какой-нибудь предмет. Задача — придумать и назвать все возможные случаи использования этого предмета.

Лепка

Развивает воображение и мелкую моторику рук

Необходимый инвентарь: пластилин, глина, тесто.

◈ Из пластилина можно лепить все — посуду для куклы, буквы, животных. Можно сотворить персонажей любимой сказки и оживить ее — провести кукольное представление. Возможно, все чудеса пластилинового мира сначала будут неуклюжие, но со временем ребенок научится создавать все более сложные фигурки.

Кулики, конструкторы

Способствуют разбитию воображения, творческого мышления, восприятия

◈ Из кубиков (конструктора) можно построить все что угодно — дом, дорогу, город, квартиру с обстановкой и поселить туда жителей.

Вечерние окна

◈ Вечером окна соседних домов, в которых горит свет, складываются в причудливые узоры. На что они похожи? Может, это какие-то буквы или чья-то улыбка?

◈ Пофантазируйте вместе с ребенком.

Облака

◈ Облака дают поистине простор для фантазии. На что они похожи? Они бывают похожи на все! А еще они движутся по небу, догоняя друг друга и постоянно меняя свою форму.

Самодельные подарки

◈ У меня со старшей дочерью такой опыт — она с удовольствием мастерит для кого-нибудь подарки: открытку (с аппликацией) бабушке, картину из различной крупы (о том, как ее сделать, смотрите в статье «Игры на развитие мелкой моторики»), бусы, рамку для фотографий, даже объемный сад с бумажными бабочками и цветами. А однажды мы готовили шоколадные конфеты.

◈ В голове вашего ребенка наверняка много идей. Поощряйте прикладное творчество ребенка, направляя его так, чтобы он учился доводить задуманное до конца, работать аккуратно.

Упаковка подарков

◈ Покажите ребенку, как можно красиво упаковать подарок — в специальную бумагу, или коробку, или праздничный пакет.

◈ Если дома нет подходящих материалов, сходите с ним в отдел, который занимается упаковкой подарков, и подберите что-нибудь.

Сказка по ролям или кукольный театр

◈ Такая забава придется по душе любому ребенку. Театр или игры по ролям — один из лучших способов развития творческих способностей. Самое ценное в этих играх — возможность прямого и свободного самовыражения.

◈ Выберите хорошо знакомую сказку или рассказ, распределите роли (играйте всей семьей или компанией) и получайте удовольствие. Совсем не обязательно стандартное развитие сюжета — может быть, ваш ребенок придумает другой конец истории.

Сказки

Способствуют развитию речи, воображения, памяти

◈ Сочиняйте сказки вместе с ребенком. Истории о любимом зверьке, о предметах мебели. Запоминайте или записывайте эти истории — их потом всегда можно будет продолжить или просто прочитать спустя много лет вашим внукам.

Бумажные фигурки

Необходимый инвентарь: белая и цветная бумага, нитки, клей.

◈ Возьмите бумагу, скомкайте листы и обмотайте их нитками — вот и готовые мячики для игры.

◈ Мячики можно соединить между собой (сшить, склеить или связать) и получить причудливые объемные игрушки. Приклейте пуговицы или бусины в качестве глаз, носа и рта, сделайте петельки, и можно украшать елку.

Цветной коврик

Необходимый инвентарь: цветная бумага, ножницы, клей.

◈ Нарежьте из цветной бумаги полоски. Покажите ребенку, как из них можно плести коврики. Используйте основу, чтобы закрепить края полосок или аккуратно склейте их между собой.

◈ Полоски можно делать различной ширины, тогда узор будет еще интересней.

Новогодние украшения

Необходимый инвентарь: фольга, цветная бумага, ножницы, клей.

◈ Нарежьте из цветной бумаги полоски, склейте из них новогодние гирлянды. Еще можно сделать объемные шары и фонарики.

◈ Когда ребенок будет уверенно пользоваться ножницами, научите его вырезать снежинки из фольги.

◈ Из остатков бумаги можно сделать различные аппликации, в том числе и объемные.

Поделки из природных материалов

Необходимый инвентарь: листья, желуди, скорлупа от грецких орехов, пробки, шишки.

◈ Смастерите из подручных природных материалов забавные фигурки, животных, картины.

Кино

Необходимый инвентарь: видеокамера.

◈ Снимайте с ребенком видеоролики по придуманным сюжетам. Начинайте с простых историй. Если нужно, используйте реквизит — костюмы, грим, декорации.

Воображение и дети мне кажется это две неразделимые вещи. Вспомним себя в детстве, как ребенок легко умеет перевоплощаться, в игре: вот он водитель грузовика, или врач, потом он тут же становится учителем... Но иногда это удивительную особенность можно направить в нужное русло. Чтобы ребенок вырос творческим и креативным. Для этого есть специальные упражнения на развитие воображения.

Многие, неоправданно на мой взгляд, уделяют недостаточно внимания развитии воображения. А ведь воображение – это путь познания мира, ведь именно воображение дало возможность изобрести человечеству автомобиль, космический корабль и многое другое. Развитие воображения и фантазии очень важно для ребенка.

Малыши у которых развито воображение, как правило вырастают творческими и креативными личностями, гораздо легче приспосабливаются к миру. Вообще воображение формируется безусловно не с самого рождения, а по мере взросления ребенка, в том момент когда ребенок получает новую информацию и использует ее в своих фантазиях.

Задача родителей – поощрять любознательность ребенка и оказывать помощь в развитии.

Есть много разных игры и упражнений на развитие воображения. Вот некоторые из них:

Используйте наглядные примеры

Выбирайте книги с большими и четкими картинками. Книжные картинки пополняют его запас слов и образов. В этом возрасте для ребенка главное - расширять свои познания.

Показывайте малышу различные картинки имитируйте звуки, издаваемые животными и машинами.

Обсуждайте с ребенком, что происходит или могло бы произойти с тем или иным героем.

Постарайтесь ограничить просмотры видео и телевизора, так как это препятствует развитию собственного воображения ребенка.

Слушать придуманные вами истории полезно для ребенка. Благодаря этим историям ребенок учится создавать собственные сюжеты и персонажей. Делая малыша главным героем рассказов, вы укрепляете его чувство собственной значимости.

Вскоре ребенок сам начнет рассказывать вам свои истории, хотя сначала, вероятно, он будет повторять то, что услышал от вас. Переживать из-за этого не стоит, так как это часть процесса обучения. Со временем он поразит вас своей изобретательностью.

Запаситесь реквизитом

В игре может пригодиться абсолютно все: полотенце, пластмассовые бусинки, коврик для ванны, многочисленные мягкие игрушки.

Как правило, простые вещи оказываются самым подходящим реквизитом для игры.

Поощряйте детские игры с вымышленными персонажами

Также можно предложить малышу закрыть глаза и спросить, что напоминают звуки мелодий, сигнал автомобиля, шум улицы, магазина, скрип двери, шелест листвы, раскаты грома. Предложите ребенку потрогать разные предметы. Предложите ребенку потрогать пушистый мех, шелковый платок, наждачную бумагу, пружинку, пульт дистанционного управления, кусочек фольги и т. д.

Также можно поиграть в такую игру: например послушав сказку или посмотрев мультфильм придумать продолжение.

Когда вашему ребенку исполнится 5 лет то можно красками или фломастерами рисовать волшебных героев сказок. Или вы можете предложить нарисовать зверей, которые не существуют, или инопланетные города, волшебные машины, сказочные предметы.

Или можно придумать что можно сделать из разных природных материалов (шишек, желудей), пластиковых бутылок, бисера или проволоки.

Игры для развития фантазии делают ум малыша более гибким. Ребенок с развитой фантазией сможет найти множество нестандартных путей для решения самых запутанных задач.

Развитие творческого воображения

При рождении мозг ребенка состоит примерно из 100 миллиардов клеток. Это впечатляет, но не менее удивительно то, что происходит с его мозгом сейчас, когда он подрос. Каждая клетка посылает и принимает электрические импульсы, называемые сигналами, которые (с помощью химических веществ, например, серотонина) создают соединения.

Повторение обращает эти соединения в сети, благодаря которым ребенок может думать и учиться. К трем годам его мозг содержит 1000 триллионов действующих соединений, что в два раза больше, чем у взрослого человека!

Игры на развитие творческого воображения

Игра для детей - целый мир, в котором они могут полностью реализовать свою фантазию. Но взрослым тоже стоит поучаствовать в детских забавах, только тогда они принесут крохе настоящую пользу. Вы можете включаться в игры ребенка и предлагать ему свои - конечно, с целью развития его воображения.

1. Сказки и истории. Во многих семьях есть традиция: читать ребенку на ночь любимую сказку, но ведь можно заодно развивать и воображение. Дочитайте книгу до определенного момента и предложить малышу подумать, чем закончится история. Сначала это будут просто догадки, потом перерастут в новые сказки, в которых появятся собственные герои, несуществующие страны и удивительные приключения. Преимущество игры «придумай историю» в том, что вы можете играть в нее не только дома перед сном, но и в очереди, в маршрутке или по дороге в садик. Придумывать сказку можно не только с настоящими героями, это могут быть неживые предметы, говорящие животные, вымышленные персонажи – чем больше креатива, тем лучше.

2. Наблюдения за людьми. Такая игра как «придумай жизнь» тоже прекрасно развивает фантазию. К примеру, вы увидели на улице мальчика с собакой: предложите ребенку подумать, какое имя подходит ребенку, есть ли у него семья, любимые занятия. Можно использовать для этих целей карточки и фотографии людей, которых ребенок не знает. Даже обычные предметы можно использовать не по назначению: к примеру, обычная палка. Попросите ребенка придумать, что можно сделать с ее помощью? – мы уверены, вы получите несколько неожиданных ответов вроде «играть в рыцарей» или «мерить лужи».

3. Игры по ролям. Казалось, что может быть проще чем готовое моделирование реальных ситуаций? К примеру, у врача. Если ваш ребенок хоть раз был в больнице, он уже знает, что делает доктор. Предложите поиграть во врача и больного, сначала пациентом будете вы, а кроха будет вас осматривать и ставить диагноз, потом поменяйтесь. Вариантов ситуаций для игры много: собираемся в путешествие, что ты с собой возьмешь? – ребенок будет перечислять предметы и называть для чего они ему. Играйте с ребенком только в случае, если вы и он хочет этого. Усталость и невнимательность крохи – не лучшие спутники игры, да и если мама или папа постоянно отвлекается на свои дела, ребенку это вряд ли понравится. Игра есть игра, время для нее надо находить всегда, тем более, что это путь познания мира.

4. Устройте кукольный театр. Привлекайте родственников и друзей и совместными усилиями организовывайте хотя бы раз в пару недель кукольный театр. Пальчиковые куклы можно купить или сшить из подручных материалов, импровизированную «сцену» организовать из покрывала. Сначала показывайте коротенькие народные сказки, добавляя неожиданные элементы: оригинальные концовки или вовсе неизвестных персонажей. Постепенно усложняйте задачу и вместе с ребенком придумывайте свои истории, позволяйте ему выбрать понравившегося персонажа.

5. Воображаемый друг. Многие психологи практикуют подобные методики: люди, у которых были в детстве воображаемые друзья, более стрессоустойчивые, коммуникабельные и развитая фантазия. Ребенку воображаемый друг тоже может помочь: справиться с одиночеством, страхами, стрессами. Скажите ребенку, что когда мамы нет рядом, можно будет с другом советоваться перед принятием решений. Придумайте возраст, внешность друга, это будет увлекательная игра и полезное упражнение одновременно.

6. Тяга к прекрасному. С малых лет приобщайте ребенка к прекрасному: картины, раскраски, рисунки – все это развивает воображение. Поощряйте тяготение ребенка: если он лепит из пластилина или что-то рисует, расспросите, кого или что он лепит, как назовет своего героя. Попросите чадо нарисовать любимого сказочного героя или необычное существо, рассказать о нем. Хвалите ребенка, но в то же время иногда говорите, что он может и лучше: если малыш будет думать, что он достиг совершенства, его развитие затормозится. Сочинять стихи, музыку, рассказы можно вместе с малышом: это одинаково полезно и взрослым, и крохе.

7. Подручные материалы. Мозаики, паззлы, конструкторы, кубики тоже развивают фантазию. Предложите ребенку собрать игрушку не по инструкции, а самостоятельно, довериться своим инстинктам. С помощью мозаики вместе выложите оригинальный узор, а из кубиков и животными создадите настоящий зоопарк. Интересная игра – «дорисуй рисунок». Можно сделать набросок, контур, а то и вовсе закорючку на листе бумаги и предложить ребенку самому дорисовать что-то необычное. Покажите на своем примере, как из простого крючка можно нарисовать гриб, машину или бабочку. Можно дорисовывать линии по очереди, описывать получившееся существо или растение – вариантов много.

8. Природные материалы. По сути, чем больше информации об окружающем мире вы дадите ребенку – тем быстрее у него будет развиваться воображение. Покажите ему, как лепить фигуры из песка, катать снежки или строить крепость, надувать мыльные пузыри, следить за формой облаков. Водите ребенка на экскурсии, обсуждайте, что ему понравилось и больше всего запомнилось. А вот «общение» с телевизором или компьютером лучше ограничивать. Можно сыграть в игру «представь себе». Вариантов ребенку можно предложить немало: представь, если бы пошел дождь из конфет, у людей было 4 ноги, медведи жили на деревьях, круглый год лежал снег и так далее.

Обучение детей

ФГОС
  • Лучше всего для этой цели подойдет методика Марии Монтессори.

Курсовая работа по предмету «Психология»

Выполнила студентка IV курса Спасикова Н.В.

Тверское училище культуры им. Н.А.Львова

Заочное отделение

Тверь 2004 год

Введение.

Ребенок умнеет «на глазах», постоянно любопытничает, фантазирует, что-то умозаключает, сравнивает, обобщает, ищет причины и следствия, стремится выделить главное, проявляет способность к творчеству.

Способность к творчеству проявляется в неизменных стремлениях что-то фантазировать и сочинять, придумывать и шкодничать. Многие родители беспокоятся, а не врушка-ли растет, не развиваются ли при этом качества обманщика и лжеца? Это заблуждение, поэтому в своей работе я поставила цель – по возможности разобраться в вопросе о детской фантазии, которая тесно связана с воображением (иногда даже эти термины употребляют как синонимы). Закономерен вопрос что такое детские фантазии и воображение, нужно ли их корректировать родителям, педагогам, воспитателям?

Научится отличать фантазию от реальности – это одна из наиболее трудных задач, с которыми сталкивается малыш. Не секрет, что педагогикой и психологией доказано, что дети всех возрастов борются (я не боюсь этого слова) за полную свободу, выражают свое «Я» (помните «психологическую пуповину»), резкое и грубое вмешательство взрослых в мир фантазий принесет только вред ребенку и родителям, вызовет протестное поведение, эмоциональные нарушения.

Фантазия – источник творческой духовности человека. Если бы не было фантазии не было бы музыки, живописи, литературы, любви. Позволяя ребенку фантазировать, мы уходим от стандартов в мышлении, поведении, выражении эмоций.

Эдда Ле Жан в своей замечательной книге «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» так определяет роли фантазий в развитии и жизни ребенка.

«Фантазия помогает осознать действия ребенка, понять, что творится в его душе» .

Одновременно, фантазия – один из наиболее важных способов научится, как вести себя в реальной жизни. Она наиболее ярко проявляется в детской ролевой игре. Изображая маму, папу, врача, воспитателя и других людей, ребенок как бы готовит себя к будущему, к взрослой жизни, «примеряет» на себе взрослые роли.

Проигрывание фантастических ролей позволяет ребенку справится с новыми ситуациями и отношениями со сверстниками и взрослыми. Всю жизнь, естественно, прорепетировать нельзя, но игровые фантазии помогают быть готовыми к травмирующим событиям, выработать механизмы психологической защиты, преодолеть страхи и решать самостоятельно свои проблемы. Огромную помощь в реализации детских фантазий оказывает ребенку игрушки.

И, наконец, фантазия – источник творчества в зачаточной форме, если мы имеем в виду ребенка дошкольного возраста. Фантазеры после взросления изменяют мир, творят стихи, музыку, картины, делают невероятные открытия. Если бы наши дети делали все только по образцу, только по указанию взрослого, то мы не смогли бы наслаждаться их сказками, небылицами, не обычными рисунками. Все они были бы похожи друг на друга.

Приведу пример, когда родители столкнулись с динамикой превращения фантазии в серьезное нарушение психо-эмоционально развития.

У 6-летней Даши очень умные родители, а бабушка умнее всех вместе взятых. Дашенька умеет писать, считать. И вот в этой «образцовой» семье начинают твориться странные вещи – Даша на глазах превращается. Она прекратила заниматься музыкой и английским, познакомилась с девочкой на 1,5 года младше себя, а по ночам часто отлучалась из дома, оставляя записки содержания примерно следующего: «Мама не волнуйся, все в порядке. Мы уже давно превратились в пантер. Даша-пантера…».

А причиной поведения девочки было то, что она жила между двух огней – с одной стороны бабушка, считавшая, что она права в деле воспитания Даши, мать отстаивала свою точку зрения. Раздираемая психика ребенка не выдерживает двойной атаки.

Любимая сказка Даши – «Маугли», а пантера Багира – символ независимости и свободы. Именно поэтому она отождествляет себя в своих фантазиях с этим сильным, гибким и гордым животным. Маленькая подружка из неблагополучной семьи для Даши Маугли, опекаемое и любимое ею существо. Им хорошо вместе и все свои положительные эмоции Даша-пантера отдает подружке-Маугли. Но что-то плохо им обеим в домашних джунглях, и они решаются бежать, бежать от взрослых, не способных понять и помочь им, в свой мир фантазий, где им спокойно и радостно.

Трудно было маме принять и понять истинные причины серьезного эмоционального расстройства ребенка. Фантазии до определенного момента были сигналом неблагополучия, но незнание их значения в процессе эмоционального развития привело к серьезным проблемам.

Если мы имеем в виду младших школьников, то систематическая учебная деятельность помогает педагогам развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Большинство сведений, сообщаемых младшим школьникам учителем и учеником, имеет форму словесных описаний, картин и схем. Школьники каждый раз должны воссоздать себе образ деятельности (поведение героев рассказа, события прошлого, невиданные ландшафты, наложение геометрических фигур в пространстве и т.д.).

Развитие способности к этому приходит две главные стадии. «Первоначально воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект, бедны детали» . Эти образы статичны, поскольку в них не представлены изменения и действия объектов, их взаимосвязи. Построение таких образов требует словесного описания или картины (к тому же весьма конкретны по содержанию).

В начале 2 класса, а затем в 3 классе наблюдается вторая стадия. Прежде всего, значительно увеличивается количество признаков и свойств в образах. Они приобретают достаточную полноту и конкретность, что происходит в основном за счет воссоздания в них элементов действий и взаимосвязей самих объектов. Первоклассники чаще всего представляют себе лишь начальное и конечное состояние какого-либо движущегося объекта. Ученики 3 класса с успехом могут представить и изобразить многие промежуточные состояния объекта, как прямо указанные в тексте, так и подразумеваемые по характеру самого движения. Дети могут воссоздать образы действительности без непосредственного их описания или без особой конкретизации, без непосредственного их описания или без особой конкретизации, руководствуясь памятью или общей схемой-графиком. Так, они могут писать большое изложение по рассказу, прослушанному в самом начале урока, или решать математические задачи, условия которые приведены в виде абстрактной графической схемы.

Один школьник спросил писателя Джанни Родари: «Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником?».

«Учи как следует математику», - услышал он в ответ.

Действительно, возможность создавать, что-либо новое, необычайное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитие необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, то есть наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.

Что же такое воображение и каковы его виды?

«Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта» . Как я уже отмечала, воображение часто называют фантазией.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляются мысленный отход за пределы непосредственного воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Воображение пятилетнего ребенка позволяет ему воспринять, как реальные, самые фантастические, сказочные образы и ситуации. Десятилетние дети с упоением рассказывают друг другу страшные истории. Причем чем страшнее, тем лучше. А чуть позже они уже «хвастаются» друзьями и родственниками, попадавшими в такие ситуации или обладающими такими качествами, которые кроме как необыкновенными и не назовешь. Эти фантазии нередко вредят таким детям (например, уникальная профессия, выдающиеся способности, чрезвычайная физическая сила и др.). Их обвиняют в лжи, стыдят, дети дразнят их «врунами». Тем не менее, ребенок вновь и вновь выдумывает самые невероятные истории, чаще со своим личным участием, которые якобы происходили на самом деле.

Что же заставляет ребенка в ущерб даже своим собственным интересам пускаться в эти авантюры? Ответ однозначный: только активно действующее воображение.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Для более полного представления о видах и способах воображения позволю себе использовать схему:

ВООБРАЖЕНИЕ

(фантазия)

Психологическая функция,

направленная на создание

новых образов

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребенок особенно) неосознанно. Первый такой способ – агглютинация, то есть «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица (например, кентавр или птица Феникс).

Я много раз говорила о том, что особо планомерным развитием детей не занимаюсь. И единственное, что лично я могу делать, и что мне нравится — это стимулировать развитие воображения у детей. Это так интересно и весело, что я сама получаю от этого удовольствие. Если вы помните, то именно воображение является основой, благодаря которой другие интеллектуальные процессы (память, мышление) могут легко и быстро развиваться.

Итак, напомню, почему вся остальная система развивашек проходит мимо меня:

  • Я просто ленюсь. Да, это так. И это первый пункт. Иногда бывают наплывы желания заниматься чем-то с детьми. И тогда я использую эти наплывы, мы все вместе с удовольствием занимаемся всем, чем только можно. А детки от редкости таких занятий пищат от удовольствия и схватывают все на лету. Казалось бы, немножко себялюбие, а сколько пользы приносит!
  • Детки сами обладают огромным потенциалом любознательности. И я стараюсь не задавить их естественную потребность учиться придуманными мной занятиями. При этом, если ребенок сам просит что-то сделать (сам хочет узнать буквы, спрашивает цифры, хочет узнать устройство ракеты), то я отвечаю и рассказываю. Дети сами становятся инициаторами уроков и занятий.
  • Для деток дошкольников и младших школьников важна игра. Не занятия в игровой форме, а именно сама игра. И это главное их занятие и главный урок.

И все же есть одна вещь, которую я стараюсь развивать, хотя этот глагол подходит не очень хорошо (я стараюсь, скорее, стимулировать). Это развитие воображения у детей. И здесь не идет речь о том, чтобы сделать аппликацию или нарисовать домик с солнышком. На мой взгляд занятия «повторяй и делай как я» с натяжкой можно назвать настоящими, творческими. Они интересны, полезны, важны, но это еще не настоящее творчество. Истинное творчество подразумевает создание того, чего еще не было. Итак, какие же я использую идеи и принципы при стимулировании развития воображения детей.

Развитие воображения у детей: идеи и принципы

Игры . Все должно быть игрой. Не в игровой форме, а игрой. В ней могут быть правила, а может не быть. При чем дети сами создают эти игры. Я могу начать, а они продолжают.

Если ребенку не хочется, мы не делаем того, что развивает воображение. Насильно развивать такой навык бессмысленно, все равно ничего не выйдет. Кстати, если этого не хочется мне, я также не делаю.

Нет специальных занятий , все включено в жизнь и игры. Нет ничего скучнее, чем сидеть и специально делать однообразные упражнения. Любой из нижеописанных методов может быть применен когда и где угодно.

Идеи, думаю, понятны. А то можно и полезным развитием замучить ребенка. Но я, как вы поняли, против этого. А теперь перейдем к конкретным примерам. Кстати, здесь я больше буду говорить о развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста, это мне ближе. Для деток постарше можно придумать большее количество игр. Подрастут мои детки, напишу и об этом статью.

Развитие воображения у детей. Традиционные занятия:

Сказки. Чтение книг со сказками — один из самых старых методов развития воображения. Ребенок, как и многие взрослые, проживают целую историю, как будто сами находятся там, внутри сказки.

Сюжетно-ролевые игры. В это любят играть почти все детки-дошкольники. Представь, что ты бабочка (щенок, камаз, космическая ракета) и ты полетел на другую поляну (планету). Подскажите ребенку начало истории, что он там встретился с кем-то, что-то произошло. А дальше пусть ребенок сам придумывает сюжет. Маленькие детки будут чаще полагаться на ваши подсказки, а детки постарше выдумывать свое. Пусть они проделывают невероятные приключения, спасаются от злодеев или находят клады. Наверное, у каждого ребенка есть своя любимая игра. Я не ограничиваю в фантазии детей, они могут выдумывать кого и что угодно. Иногда я сама додумываю с ними что-нибудь интересное и мы вместе «спускаемся в подземелье искать клады». И все это мы проделываем, проигрываем, проползаем. Дети настолько увлекаются этой самой обычной, но важной игрой, что верят во все по-настоящему и проживают целую историю.

Свободное рисование. Когда ребенок рисует сам и все, что только хочет, пусть это будут даже каляки. Пусть ребенок смешивает цвета, рисует разные формы. Не важно, что он рисует, важен процесс. А после можно спросить, что это нарисовано. и пусть малыш ответит на что похож его рисунок.

Игры на развитие воображения у детей: мои примеры

Несуществующее. Подходит для спокойных игр. Мы решаем, что будем придумывать несуществующих животных (предметов, изобретений, растений, людей). Выбираем что-то одно, и начинаем фантазировать. Детки сами описывают кто или что это, что оно делает, как его зовут. Например, придумываем несуществующее животное: «Его зовут ГИНКОЗЯВА. Это такая фиолетовая гусеница, но с крыльями как у летучей мыши, а брюхо у нее раздваивается, а потом снова соединяется, получается как будто дырка в животе и она в этой дырке может что-то таскать. Глаза у нее есть спереди и сзади, чтобы хорошо видеть, а еще есть шерсть, но растет она не везде, а только узкой полоской как грива». Даже детки 2,5-3 лет подключаются и начинают придумывать очень оригинальные вещи.

Что можно полезного сделать из … Мы выбираем простой предмет (карандаш, кусок бумаги, яблочный огрызок) и придумываем необычные изобретения из этого предмета. Например, карандаш: в нем маленькой пилочкой можно выпилить двери, окна и комнаты и сделать дом для муравьев или других мелких букашек.

Свои сказки . Если нам немного наскучили обычные сказки, мы начинаем придумывать свои. Это могут быть совсем короткие мини-сказочки или целые большие произведения. Причем мой трехлетний малыш способен сам придумать и рассказать небольшую историю, а 5 летняя дочка придумывает полноценные сказки с сюжетом. Вот несколько примеров мини-сказочек:

Жила была рыбка. И была она радужная, вся чешуя ее была разноцветная как радуга. Но было ей скучно в своем озере поскольку одна она была такая радужная. Однажды одна ее старая чешуйка желтого цвета выпала и упала на другую рыбку. И вдруг эта рыбка начала становится тоже цветной. Радужная рыбка тогда помчалась к камешку и быстро почесала спинку о камень, чтобы старые чешуйки выпадали быстрее, а потом она разнесла эти чешуйки по всему озеру и разбросала на всех рыбок, лягушек, мальков и прочую живность. Через некоторое время весь пруд был заполнен радужными животными. И рыбке стало жить очень весело.

А представь себе.. . Часто в простых делах и играх я задаю такой вопрос: а представь, что ты комета (ракета, муравей, ветер, дом, ведро, огонь), то что бы ты делал? Не представляете, как интересно смотреть на реакцию ребенка, когда он представляет себя чем-то или кем-то. На лице бывает написано больше, чем он может это сказать. После одного такого вопроса может быть долгое объяснение с невероятным количеством интереснейших событий. Дальше все это может плавно перейти в игру в это существо. Дети такое обожают. Пример: «Представь, что ты желтый листик, оторвавшийся от дерева осенью, куда бы ты полетел?». Мои детки ответили: «Я бы полетела в Москву. Потом бы там полетала, опустилась на землю. потом полетала, потом вернулась бы обратно. Потом меня бы подобрали вы и забрали себе, поставили для красоты в шкафчик. Я была бы красно-зеленого цвета, в форме огня, только у меня было бы 4 кончика».

Развитие творческого воображения: развивайте себя

В начале, особенно если вы раньше не играли в такие игры, вам нужно показать пример, как играть. Попридумывать самим всех этих несуществующих животных и необычные ситуации. И со временем детки подключатся к вам. И вы удивитесь тому, насколько богатая у детей фантазия.

На самом деле, игр может быть больше, все зависит от вашего воображения в том числе. Развитие воображения у детей — это не строго регламентированное занятие, оно само может быть любым, лишь бы было в радость вам и деткам, лишь бы давало широкий простор фантазии. Особенно в детстве все плоды воображения ощущаются так живо, что каждый ребенок проживает множество разных жизней и сюжетов, а это само по себе развивает ребенка.

Ирина Пермякова

PS. И да, если вам нужны более разнообразные занятия, но для себя или для детей постарше, у меня есть .

Дети – такие фантазеры! Ребенок путешествует в своих мыслях по разным планетам, его картины полны ярких красок, он дружит с вымышленными друзьями – узнали своего малыша?

1. Придумываем сказки

Развитие фантазии у детей тесно связано с воображением. Ребенок мыслит конкретными образами, представляя их в необычных жизненных ситуациях. Почему бы не использовать эту особенность психики детей? Придумывать продолжение к любимой сказке, сочинять истории о похождении любимой игрушки, представлять, как изменился бы мир, если малыш стал волшебником.

2. Становимся актерами

Театр – это самый настоящий вымысел. Перевоплотиться в какого-нибудь героя, прожить частичку его жизни – это то, что подскажет вам, как можно развить фантазию ребенка. Чтобы заинтересовать малыша театром, надо сначала сходить на настоящее представление. Придя домой, попробуйте разыграть понравившиеся сцены самостоятельно. Если получается вжиться в образ, смело покупайте чаду кукольный театр – пальчиковый или игрушки на руку. Вскоре в детской появится своя театральная студия. Только помните, чтобы у малыша не угасла фантазия, ему надо давать эмоциональную подпитку. Каждый спектакль должен быть настоящим – со сценой, декорациями, актерами и, конечно, зрителями.

3. Рисуем картины

Что более всего доступно малышу? Конечно, живопись! Поощряйте любое стремление детей к творчеству: рисование пальчиковыми красками или кистью, карандашами или мелками, на бумаге или асфальте, а, может быть, и просто на песке. Удивительно, но ребенок видит образы даже в самых простых каракулях! Не смейтесь над малышом, наоборот, поощряйте: удивляйтесь, спрашивайте о сюжете картины, ищите образы вместе. Постепенно к живописи добавляйте лепку и аппликацию.

4. Гуляем

Что вы делаете на прогулках с ребенком? Разговариваете с мамочками, а чадо копошится в песочнице? А если присесть рядом с малышом и вместе построить замок; или пройтись с ним по аллее и посмотреть, на что похожи деревья; выйти на прогулку после дождя, побегать по лужам и запустить по веселым ручейкам бумажные кораблики? Не бойтесь выглядеть смешными, ведь вскоре ваше сокровище повзрослеет!

5. Играем

Вверх ногами

Попробуйте прожить хотя бы несколько минут вверх ногами. Ложитесь вместе с ребенком на диван или кровать, свешивайте голову и смотрите, как выглядят предметы, когда смотришь на них снизу вверх. Освоились? А теперь отправляйтесь в путешествие. Представьте, что вы плывете на корабле и решили посмотреть, что делается в подводном царстве. Что же там происходит, какие волшебные рыбы проплывают? А может быть, на дне спрятан сундук с сокровищами?!

Смешилки

Отличная игра для мамы и ребенка. Задача ведущего – рассмешить второго игрока. Можно придумывать всякие несуразицы, то, чего вообще не может быть в жизни. Засмеется ли соперник?

Веселые ассоциации

Ведущий бросает мячик и говорит какое-нибудь слово, а тот, кто ловит, должен быстро придумать синоним. Кто не смог, тот становится ведущим. Дети могут проявить всю свою сообразительность, ведь ответ может быть не только в литературной форме. Например, сковорода – жарилка, ручка – писалка, одеяло – укрывалка.

Нестандартное мышление помогает человеку легче адаптироваться и чувствовать себя комфортно в постоянно меняющемся мире, легко усваивать новые знания и умения, покорять новые вершины и открывать новые горизонты ​