Народные куклы разных стран мира. Куклы народов разных стран презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа) на тему. Культура эскимосов и ненцев. Кукла народов Севера

В 1672 году в Великобритании была сделана партия кукол для украшения интерьеров из папье-маше, которая была выпущена всего в 12 экземплярах. А первая известная авторская кукла в единственном экземпляре была сделана Эдгаром Дега в 1881 году. Художник назвал ее «Petite Danseuse» (Маленькая танцовщица).

Статуэтка была выполнена из воска, ее тело украшало изящное платье из натуральной ткани. Этот образец был выставлен в Париже на выставке импрессионистов. Уже в 1790 годах в Англии родилась бумажная кукла.

В 1903 году в Германии появился прелестный игрушечный мишка. Игрушечный мишка-Тэдди, созданный в США, получил имя президента США Теодора Рузвельта, в связи с тем, что президент запретил отстрел медведей во время охоты.

Немка Kдthe Kruse изготавливала первых своих кукол из картошки и пакетов от песка в подарок детям на рождество в 1905 году.

Её увлечение куклами привело к созданию в 1911 году фабрики по изготовлению кукол. Также мастера из многих стран, занимавшиеся изготовлением кукол, привозили творения своих рук в Нюрнберг: именно здесь сформировался наиболее крупный и известный рынок игрушек. Эта фабрика работает до сегодняшнего дня.

В Финляндии промышленное изготовление кукол началось только лишь во второй половине 1800 годов. Первая публичная промышленная выставка была организована в 1876 году в парке Kaivopuisto в Хельсинки, где также присутствовали изготовители кукол. Кукольный мастер Amanda Hertman из города Куопио представила публике тряпичных кукол матерчатых, набитых опилками или ватой, своих кукол. Но эти раскрашенные куклы не выдерживали никакого сравнения с красотой импортных кукол. Первым упомянутым предприятием по изготовлению игрушек в Финляндии было основанное в 1888 году госпожой Matilda Nordensvan. Ручное производство игрушек находилось на высоком уровне и обеспечивало работой малообеспеченных молодых женщин. Изготовление игрушек производилось частично на предприятии, частично работниками дома. Предприятие также занималось изготовлением кукол, кукольной мебели, животных, саней и повозок.

На Северном Кавказе (Дагестане) были распространены деревянные куклы. Иногда для куклы специально делали украшения – бусы, монисто; платье украшали вышивкой, имитирующей украшения, без которых был немыслим женский костюм многих народов Дагестана. Помимо вышеназванных видов кукол, которые требовали некоторых усилий и привлечения помощи взрослых при изготовлении, дети часто сами создавали для себя недолговечные куклы из подручного материала: кукурузных початков, соломы, шелковых и шерстяных ниток. В процессе подбора материала об игрушках у народов Дагестана обнаружена одна закономерность: чаще всего куклы повторяли, как правило, женский образ; если и изготовляли куклу-мальчика для долговременного пользования, то только из дерева и глины. Известно, что куклу-мальчика не делали из текстиля.

Грузинские девушки отличаются красивыми длинными черными волосами, горделивой осанкой, особым достоинством, которое выражается не только в национальных танцах, но и в повседневной жизни. Такие писатели как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, С.Есенин воспевали в своих произведениях красоту и величавость грузинского народа.

Для изготовления кукол в Грузии использовали самые разнообразные материалы: палочки, куски досок, ткани, глину, листья, стебли, почки, тыкву. Лицо обычно вышивали разноцветными нитками, а волосы делали из шерсти, кукурузных волокон. Прическа и одежда кукол может многое рассказать о жителях разных областей. По прическе также можно судить о « семейном положении» куклы. У «замужних» прическу укладывали в два локона, а у «не замужних» заплетали четыре косы. Наша грузинская девушка, по всем приметам, пока еще не замужем.


Гостеприимная хозяйка, белорусская кукла «Алеся». Эта кукла выполнена из дерева, как и первые игрушки белорусского народа: круглолица, румяна, улыбчива, длинные косы цвета спелой пшеницы. Да и наряд у куклы под стать ей: пышное платье из светлого льна с белорусским орнаментом, яркой вышивкой на праздничном фартуке. Белорусский орнамент не просто красиво сочетаемые цветные элементы, а настоящие письма из давних времен. Мастерицы-крестьянки высказывали свои мысли, чувства и желания через символы при вышивании, ведь письменная грамота им была недоступна.

Даже сложные законы природы они выражали просто и понятно. Так, ромбы с отросточками внутрь и наружу - это символы земли и солнца, ромб со звездочками внутри – мечта о хорошем урожае хлеба. Ну, а если влюблялась девушка в доброго молодца, то обязательно вышивала на своем рушнике голубя с голубкой клювами друг к другу – символ чистой и вечной любви.

В России сложились свои традиции и образы в мире кукол. В XVII в. широкое распространение получила народная кустарная деревянная и глиняная игрушка - дымковская и гжельская. В 1875 г. на территории города Ярославля найдены древнейшие куклы.


Также популярны классические куклы-голыши. Они моргают глазами и говорят «ма-ма». Также куклы-малышки, похожие на Мальвину, с большой головой, огромными глазами, румяными щечками и губками. Многие игрушки переходят границыгосударств, обретают новые формы. Например, идею нашей русской матрешки подсказал смешной «человечек» Фукурума, привезенный из Японии в Россию в 90х годах позапрошлого века.


Фигурка деревянного добродушного лысого старика-мудреца, с вытянутой вверх головой от постоянных раздумий, раскрывалась, и там находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую.


В игрушечной мастерской А. Мамонтова «Детское воспитание» по эскизам художника С. Малютина, токарь В. Звездочкин выточил первую матрешку. Она состояла из восьми фигур: девочка в сарафане и платке с черным петухом в руках, затем мальчик и опять девочка и т. д.

Хотелось бы отметить историю кукол в Стране восходящего солнца. В Японии кукла – вещь самоценная. Это не просто детская забава, а настоящее произведение искусства. Ценится мастерство скульптора, художника, модельера, токаря, ткача. Для мастеров-кукольников годится любой материал – глина, дерево, бумага, самоцветы, кость. Самые известные игрушки родились в Японии (Гоше Нинге – куклы императорского дворца, Дарума, брелоки-нэцкэ, неваляшки, тамагочи, куклы Кокэши – произведение токарного искусства и т.д.).



Во многих семьях веками бережно хранятся целые коллекции кукол, передаваемые из поколения в поколение. В этой островной стране также празднуют День девочек (Дзеу-си-но Секку (или по-другому Хина Мацури) - 3 марта) и День мальчиков (Танго-ноСекку – 5 мая).

Что касается Хина Мацури, то в этот день в древности совершался ритуал избавления от болезней и несчастий. Священнослужители переносили всяческие беды и напасти на маленьких кукол, которые символизировали мальчика и девочку. А потом кукол бросали в ближайшую реку или ручей. Вообще, куклы полагается дарить девочкам при рождении. Частенько они переходят по наследству, и в некоторых семьях хранятся чуть ли не с 19 века.

Изготовление кукол – это особая отрасль японского прикладного искусства.

К куклам в Стране восходящего солнца отношение трепетное, ведь в них нашли отражение изысканность и красота древней японской культуры. Традиции из изготовления уходят в глубокую древность и также передаются мастерами по наследству. В 1936 году изготовление кукол получило статус официально признанного искусства, а с 1955-го наиболее известные мастера стали получать почетный титул «Живое национальное сокровище». Восхищают парчовые одежды, шитье, украшения, цветы, прически и даже жесты и позы, в которых застыли на небольших постаментах доблестные императоры, принцессы, элегантные модницы, борцы, гейши, самурай. За каждой куклой прочитывается целая история, часто имеющая в основе миф, легенду или реальное событие.

Кукольная техника по-прежнему идет в ногу с современной. Одна из основных тенденций развития современной игрушечной техники - внедрение электронных микросхем практически во все традиционные игрушки. Все больше и больше кукол, которым требуются дополнительные источники энергии - батарейки или аккумуляторы. Электроника открывает совершенно новые возможности для игр.


Кукла Барби – традиционная американская игрушка. Официальное рождение Барби состоялось в 1959 году. Рост новорожденной был 29 сантиметров, вес – 135 граммов. На очаровательной головке красовалась модная прическа – «лошадиный» хвост, глазки были подведены, а ногти покрыты красным лаком. Модельеры тут же разработали для нее гардероб в соответствии с последней парижской модой. Ее первая профессия – манекенщица, но за 50 лет Барби освоила десятки профессий. По данным статистики, только в середине 90-х годов кукол Барби было продано около миллиарда штук. В американском городе Сан-Франциско есть музей Барби, где хранится коллекция ее одежды, обуви и аксессуаров. Но самое удивительное – Барби удостоилась чести быть выставленной в Музее восковых фигур «Грэвен» в компании выдающихся людей настоящего и прошлого. Такого с игрушками еще не бывало. С этого момента Барби стали называть «Мисс кукла Мира».


Наравне с Барби в последнее время стали очень популярны куклы Братц. Они появились в 2002 году на Рождество. Их тоже очень любят дети.

Исполнитель: ученица 8 ә класса,

Нурбекова Жанар



Откройте для себя разные культуры и народности с новой коллекцией Куклы в Костюмах Народов Мира . Издательство ДеАгостини (DeAgostini).

Уникальная коллекция фарфоровых кукол поможет познакомиться с традициями разных народов, узнать их обычаи и привычки. Каждая из представленных в ней кукол передает в себе образ представителей определенной нации. Выражение лица, цвет кожи, глаза и волосы выполнены с учетом характерных особенностей той страны откуда “родом” кукла.

Коллекция Кукол

Все разнообразие мировых культур продемонстрируют вам наши фарфоровые куклы, искусно изготовленные вручную специально для этой коллекции. Коллекция посвящена в равной степени странам Европы, Центральной и Юго-восточной Азии, Африки, Южной и Северной Америки. Образ каждой куклы, костюм и аксессуары, проработаны до мельчайших деталей, на основе знаний собранных экспертами в этом вопросе, и изготовлены с использованием материалов высокого качества. Коллекционируйте эти маленькие произведения искусства, которые завораживают с первого взгляда.

Изысканные куклы во всех деталях:

  • Каждая из кукол уникальна – Выражение лица, цвет кожи, глаза и волосы изготовлены с учётом национальных особенностей.
  • Куклы расписаны вручную, имеют акриловые глаза и объемные ресницы, что придает выражению их лиц ещё большую экспрессивность.
  • Аккуратно уложенные волосы и оригинальные прически для каждой куклы, подчеркивающие их принадлежность к определенной национальности: кудри, длинные косы, изысканные хвостики, венки из цветов, сложные пучки или шикарные пышные пряди.
  • Голова, руки и ноги – подвижные.
  • Особое внимание в процессе создания коллекции было уделено костюмам. У каждой куклы свой национальный наряд – японское кимоно, индийское сари, прованские чепец и юбка с передником, гавайские узоры, голландский национальный костюм и многие другие.
  • Наряды и ткани тщательно подобраны и передают особенности реальных материалов, используемых в том или ином государстве.
  • Дизайн кукол, наряды и украшения разработаны специалистами исключительно для этой коллекции.


Журнал

Журнал Куклы в Костюмах Народов Мира – это захватывающее путешествие по пяти континентам. В каждой стране вы откроете для себя все самое восхитительное и удивительное, общие черты и отличия культур разных стран, интересные особенности их обычаев, повседневной жизни и стиля одежды.

А также вы познакомитесь с историей костюма каждого региона, который воплощен в образе вашей куклы и узнаете рецепты национальных блюд.

График выхода

№1 – Индия – 10.01.2014
№2 – Франция + коробка для хранения журналов – 31.01.2014
№3 – Япония – 14.02.2014
№4 – Норвегия – 28.02.2014
№5 – Гавайи – 14.03.2014

Сколько выпусков

Всего запланировано – 60 выпусков

Рекламное видео

Форум

– дерева, глины, соломы, только в 18-19 столетии их стали выполнять из воска, фарфора, а в 20 столетии и пластика.
Если мы обратимся к традициям Японии, то узнаем, что первой куклой была Кокэси – деревянная игрушка без ног и рук, чем-то напоминающая русскую матрешку. Изготавливали кокэси из вишни, клена, кизила, расписывали вручную растительными и цветочными мотивами . Считается, что сначала куколки использовались шаманами для проведения обрядов, их использовали также в качестве поминальных кукол.

Во многих музеях выставлены этнические экспозиции кукол разных народов мира. Их можно безошибочно узнать по характерным чертам лица и нарядам.

В странах Африки кукол изготавливали вручную, передавали из поколения в поколение. Их сплетали из травы, вырезали из дерева. Этнических кукол использовали в религиозных обрядах, одевали в красочные ткани, украшали браслетами, бусами. Использовались самые различные материалы – ткани, шерсть, бисер, пальмовые листья, трава, початки кукурузы, глина. Как правило, куклы изображали не детей, а уже взрослых замужних женщин, одетых в традиционные одежды. Были и куколки, изготавливаемые шаманами специально для ритуала – здесь уж к их качеству и внешнему виду особо не придирались.

В каждом журнале - рассказ о стране, рецепт местной кухни, и другая информация.

Планируется 60 выпусков журнала - это 60 фарфоровых кукол для коллекции (количество номеров могут увеличить), рекомендованная цена каждого выпуска - 299 рублей. В киосках, к сожалению, журнал зачастую продаётся значительно дороже. Новый номер появляется в продаже через 2 недели после предыдущего, старые выпуски из продажи исчезают.

В интернете журналы серии есть здесь.

Пример рассказа из второго номера, о Провансе:

История Прованса начинается в VI веке до н. э. Именно тогда на плодородные земли средиземноморского побережья пришли греки, чтобы выращивать виноград и оливки. Они же и начали обживать эти территории, основывая города.

К примеру, город Массалия (современный Марсель) уже в 550 году до н.э. стал, благодаря массовому переселению греков, крупнейшим торговым и культурным центром.

К этому же периоду относится возникновение городов Антиба и Ницца. В III веке на эти земли обратили внимание римляне. Они легко захватили греческие средиземноморские города и продвинулись вглубь материка. Под римским влиянием облик старых городов изменился, и появились новые поселения - Арль, Ним и другие. Захватчики принесли с собой язык, ставший основой прованского диалекта, который существует вплоть до сегодняшнего дня. Кроме того, римляне построили акведуки и дороги. И сегодня можно увидеть огромный трехъярусный акведук длиной 275 м в Пон-дю-Гар и развалины римского храма в Ниме. В Арле и Роне сохранились руины римских амфитеатров и бань, в которых были обустроены полы с подогревом. Наличие столь серьезных архитектурных памятников подчеркивает значение Прованса (в те поры части Галлии) для Римской империи.

Вторгшиеся на территорию Галлии вестготы уничтожили почти все следы римского господства на материковых землях Прованса. Сохранились только развалины некоторых строений, таких как бани в Секстийских водах (ныне - город Экс-ан-Прованс).

Но сегодня история Прованса возрождается. Восстановлен собор Сен-Совер (Спасителя), идет реставрация памятников романской эпохи и готики.

Другой важный период в истории Прованса-1309- 1417 годы-когда Папа Климент V, будучи французом по происхождению, переехал в Авиньон. В эти годы были возведены Папский дворец и крепостные стены и валы, окружавшие город.

Во второй половине XIX веке - начале XX века, благодаря пьесам прованского поэта и лингвиста Фредерика Мистраля, написанным на окситанском наречии (древнем языке трубадуров), провинция стала местом обязательного паломничества и меккой для художников и кинематографистов. Пикассо, Ренуар, Матисс, Ван Гог, Сезанн - эти великие художники 20 века написали в Провансе свои лучшие работы.

Папский дворец

После переезда Папского престола в Авиньон Бене дикт XII - третий по счету Папа, восседавший в Провансе, - приказал выстроить здесь резиденцию.

Это здание, сохранилось под названием Старый дворец. Его преемник, Папа Климент VI, приказал пристроить к первой резиденции Новый дворец - более величественный и роскошный. Оба здания объединяет Большой двор ордена Почетного Легиона, где с 1947 года ежегодно проводят Авиньонский театральный фестиваль.

Внутренний дворик ведет прямо в папские апартаменты. Здесь в огромном зале Иисуса и залах казначейства кардиналы ожидали выхода Папы из личных покоев. Поражают воображение шпалерные росписи стен готических часовен, выполненные Маттео Джованетти. Из всех часовен выделяется Великая капелла, размеры которой впечатляют: 50 х 15 х 20 м.

Именно она стала смысловой и стилистической доминантой всего ансамбля, потому что построенные в последствие соборы и дворцы, такие как Собор Домской Богоматери и Малый дворец, архитектурно подчинены ей. Последний из упомянутых памятников выстроен по заказу племянника Папы Клемента Vкардинала Беранже Фредола Старшего. В настоящее время Малый дворец - это музей, коллекция живописных произведений которого представляет большую художественную и историческую ценность.

Куклы в костюмах народов мира - фото кукол

На фото ниже - куклы, которые выходят в начале серии, куклы представляют разные страны мира.

Мир игрушек народов разных стран очень многообразен. По сути, люди создают кукол, выражая в них свое мироощущение. Изначально они создавались только из природных материалов – дерева, глины, соломы, только в 18-19 столетии их стали выполнять из воска, фарфора, а в 20 столетии и пластика.

Если мы обратимся к традициям Японии, то узнаем, что первой куклой была Кокэси – деревянная игрушка без ног и рук, чем-то напоминающая русскую матрешку. Изготавливали кокэси из вишни, клена, кизила, расписывали вручную растительными и цветочными мотивами. Считается, что сначала куколки использовались шаманами для проведения обрядов, их использовали также в качестве поминальных кукол.


Постепенно куклы стали обычными игрушками – их давали детям, чтобы развлечь их, а взрослые начали изготавливать куда более трудоемкие забавы – из дерева, лоскутов, японской бумаги, в 20 столетии появились большие интерьерные куклы, которые чаще были изображением гейш. Причем кимоно для таких кукол вышивалось вручную, его украшали драгоценными камнями и золотой нитью, поэтому и стояла такая красота на верхних полках, куда не могли дотянуться дети.




Куклы у эскимосов и ненцев долгое время символизировали связь с потусторонними силами, им приписывалась своя энергетика, поэтому долгое время народные мастера изготавливали их, не прорисовывая нос, глаза, уши, рот. Считалось, что обретая людские черты, кукла может оживать и испугать малыша. Кукол в семьях северных народов было много, девочки рано выходили замуж, поэтому в их приданое обязательно входили и любимые игрушки. Постепенно куклы приобретали людские черты, их одевали в национальные костюмы, дабы сохранить культуру.

Славяне изготавливали кукол из подручных материалов – золы, соломы, глины, лоскутов тряпок. Считалось, что игрушка, сделанная из льна, отводит от малыша все болезни, поэтому они считались еще и оберегами. Изготавливали и так называемых десятиручек – символов благополучия и счастья, крупеничек – символ достатка. Крупеничку наполняли зерном, а потом его первым и сеяли – считалось, что тогда и урожай будет хорошим, и семья будет жить в достатке. У каждой крупы было свое значение: рис считался праздничным зерном, гречиха – символом богатства, перловка – сытости, овес – силы.


Другие распространенные куклы – стригушки, создавались на скорую руку из пучка стриженной травы, чтобы ребенку не было скучно, когда мама работает в поле. Лоскутные куклы тоже служили для игры, девочки постарше самостоятельно шили для них наряды, раскрашивали, заплетали волосы.


Во многих музеях выставлены этнические экспозиции кукол разных народов мира. Их можно безошибочно узнать по характерным чертам лица и нарядам.





В странах Африки кукол изготавливали вручную, передавали из поколения в поколение. Их сплетали из травы, вырезали из дерева. Этнических кукол использовали в религиозных обрядах, одевали в красочные ткани, украшали браслетами, бусами. Использовались самые различные материалы – ткани, шерсть, бисер, пальмовые листья, трава, початки кукурузы, глина. Как правило, куклы изображали не детей, а уже взрослых замужних женщин, одетых в традиционные одежды. Были и куколки, изготавливаемые шаманами специально для ритуала – здесь уж к их качеству и внешнему виду особо не придирались.

Два года назад начала собирать коллекцию кукол в костюмах народов мира от Деагостини. Фарфоровые куколки (практически на одно лицо) плюс небольшой толщины журнал- сопроводитель выходили раз в две недели. В итоге вышло 60 номеров, и выпуски прекратились. Хотя явно не хватает в этой коллекции ещё куколок. Как говорится, для полноты картины. Можно было бы ещё повыпускать, но увы...
Вот такая коллекция собралась у меня.


Ниже приведу куколок подробнее...

Итак,
Финляндия, Норвегия, Россия (зима), Россия (лето) , Украина.
Россию и Украину позаимствовала, правда, в другой коллекции кукол Деагостини - куклы в народных костюмах (где выпускались народы России).


Индия, Япония, Южная Корея, Камбоджа, Китай.


Северная Америка, Гренландия, Аляска, Исландия.


Нормандия, Швейцария, Бельгия, Нидерланды,Швеция.


Австрия, Бавария, Прованс (Франция), Бремен (Германия), Каталония (Испания)


Болгария, Чехия, Румыния, Польша, Венгрия


Чили, Куба, Бразилия, Мексика, Португалия.


Черногория, Шотландия, Турция, Греция, Хорватия.


Мали, Новая Зеландия, Марокко, Египет.


Вот такие к ним прикладывались журналы с краткой историей страны и описанием костюма...


Жаль, что выпуски прекратились. Хотелось бы увидеть, например, Ирландию, Данию, Монако, Италию (была Сардиния, но могли бы сделать и Сицилию и Неаполь), интересен был бы женский Турецкий костюм (в коллекции- мужской), Испания издавалась особым номером с большой неформатной куклой, нужно было бы её сделать, как все куклы, костюм Страны Басков интересен (особенно мужской с беретом), арабы (ОАЭ)-мужчины, хотя и женщины тоже))), Австралия, американки (Техас, например)).
Но это то что хотелось бы. Но мечтать не вредно.)))

Прочитала, что в каждой стране издаётся подобная серия коллекционных кукол.)))

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Народные японские куклы. Японские традиционные куклы или «нингё» что в переводе с японского означает «кукла». Существует множество видов японских кукол, некоторые из них изображают детей, другие - императорский двор, воинов и героев, сказочных персонажей, богов и демонов. Большая часть кукол изготавливается для обычных подарков или для праздников, таких так Хинамацури - Праздник девочек. Другие куклы изготавливаются с целью продажи в качестве сувениров для туристов.

3 слайд

Описание слайда:

Наиболее древние куклы, найденные при раскопках, были отнесены к периоду Дзёмон. Первоначально куклы выступали в роли оберегов или талисманов. Период расцвета искусства создания кукол пришёлся на эпоху Эдо. Начиная с этого периода стали изготавливаться куклы различных форм и назначения. С 1936 года в Японии искусство изготовления кукол получило статус официально признанного. Каждую весну начиная с 1955 года лучшие мастера по изготовлению кукол могут быть удостоены японским правительством титула «Живое национальное сокровище» (нингэн кокухо). Материалами для изготовления японских кукол служат дерево, бумага, ткань, глина или даже живые хризантемы.

4 слайд

Описание слайда:

Виды японских кукол Хина-нингё - куклы для праздника «Хинамацури», изображающие императорскую семью. Эти куклы очень ценные, их изготавливают из дорогих материалов, и в японских семьях они передаются по наследству. Гогацу-нингё (дословно майские куклы) или муся-нингё - куклы для праздника «Танго но секку» (сейчас - «День детей»). Часто это изображения самураев в доспехах, исторических персонажей (император Дзимму, императрица Дзингу), героев японского эпоса (Момотаро), а также фигурки тигров и лошадей. Каракури-нингё - механические куклы.

5 слайд

Описание слайда:

Госё-нингё - небольшие фигурки в виде толстощёких детей, вырезанные из дерева и покрытые специальным составом из толчёных раковин устриц - «гофун». Изначально эти куклы изготавливались мастерами императорского двора, отсюда и происходит их название - «дворцовые куклы». Госё-нингё часто дарят как талисман перед долгим путешествием. Кимекоми-нингё - деревянные куклы, оклеенные тканью. Происхождение этого вида кукол связывают с храмом Камо в Киото, где в начале XVIII века монахи мастерили амулеты и сувениры для продажи. Современные кимекоми-нингё изготавливаются из древесно-клеевой массы, в отличие от более ранних кукол, которые просто вырезались из дерева. Чаще всего используется дерево паловния. На корпусе куклы делаются специальные надрезы, куда затем заправляются края ткани (в переводе с японского киме - деревянная грань, коми - заправлять).

6 слайд

Описание слайда:

Хаката-нингё - керамические куклы. Первые подобные статуэтки, согласно одной из легенд, изготавливали в префектуре Фукуока с начала XVII века. В 1900 году куклы хаката демонстрировались на Парижской выставке. В 1924 году куклы хаката, изображающие трёх танцующих девочек, выиграли серебряную награду на Международной парижской ярмарке. Кокэси - выточенные из дерева и раскрашеные куклы. Дарума - кукла-неваляшка. Кику-нингё - куклы из живых хризантем. Состоят из бамбукового каркаса, на котором закрепляются выкопанные из земли с корнями хризантемы с мелкими цветками. Для того, чтобы хризантемы дольше не увядали, их корни заворачиваются в мох. Высота таких кукол приблизительно равна человеческому росту. Лицо, руки и другие детали кукол изготавливаются из папье-маше. Множество подобных кукол изготавливается для традиционных выставок в городах Нихонмацу и Хираката, которые проводятся каждую осень в период цветения хризантем.

7 слайд

Описание слайда:

Русские народные куклы Ещё в середине XX века почти в каждой семье – в деревне и в городе – дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако, она не исчезла совсем, отложившись в народной памяти. Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие. Традиционная тряпичная кукла несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка (глиняная либо деревянная). Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам.

8 слайд

Описание слайда:

Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну. Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение – здесь кроется притягательность лоскутной куклы. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И у каждого, кто делает тряпичные куклы, получается своя “лоскутная история”.

9 слайд

Описание слайда:

Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всем усматривался определенный смысл. Как правило тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута. Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутов покупной ткани – ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала XX века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды.

10 слайд

Описание слайда:

Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили кукол, лоскутки тщательно подбирали. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы. Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В старину на праздник Введения Богородицы во Храм, когда начинались зимние гуляния на санях, малым детям и именинницам посылали в подарок “козырные” санки с куклами. Такая обязанность лежала на тещах и крестных матерях. “Домодельные” куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения.

11 слайд

Описание слайда:

В семье же для своих детей, куклы “вертели” обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений. Часто кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов.

12 слайд

Описание слайда:

Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой такой задачи: ведь куклу творили, как целостную форму. Это важный принцип: кукла – не манекен для переодевания, а самоценный образ. костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по кукольному выразителен. пропорции большеголовых кукол, далекие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным. При этом именно костюм всегда определял этнический конкретный тип в кукле, отвечал реалиям игры. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле №женке” не дозволялось играть роль “невесты”.

13 слайд

Описание слайда:

Китайские народные куклы Куклы, являясь одним из предметов изобразительного искусства, существовали практически у всех народов мира. В Китае и Японии куклы имеют древнейшую историю, первые находки датированы 3-м тысячелетием до н.э. Изначально куклы предназначались для совершения магических обрядов, которые существуют и до сих пор во многих странах Африки и Латинской Америки, например магия вуду. Но на востоке предназначение кукол со временем изменилось.

14 слайд

Описание слайда:

Помимо простого игрового предназначения для детей, в результате развития культуры и общества, в VIII веке куклы стали основой первых кукольных театров. Позднее в эпоху Эдо в Японии сформировалось искусство изготовления кукол из разных материалов и назначения, в зависимости от провинции. В 1936г., после успешных выступлений на многих международных кукольных выставках, императором Японии изготовление кукол было признано искусством. При изготовлении кукол используется самый разный подручный материал, но наибольшее восхищение вызывают цветочные куклы и изящество кукол из глины и фарфора. В Японии куклы передаются по наследству, по женской линии, и являют собой защиту от злых духов, и бытовых неприятностей. Также куклы преподносятся как оригинальный подарок к дню свадьбы. Как правило, кукол изображают в виде персонажей императорского двора или культовых и легендарных личностей.

15 слайд

Описание слайда:

Изготовление китайских и японских фарфоровых кукол сейчас по праву занимает видное место в мировой культуре. Изделия из слоновой кости в Китае и на Дальнем Востоке были известны с давних времен. Затейливые шахматные фигурки, статуэтки, нэцкэ, куклы... Особенно ценным материалом у себя на родине слоновая кость не считалась, так как имела ряд недостатков - желтела от времени и трескалась от сухого воздуха. Но в XVIII веке, когда Европа наладила торговлю с Востоком, слоновая кость была высоко оценена европейцами. Особенно им понравились куклы, сделанные из этого материала, так похожего цветом на человеческое тело.

16 слайд

Описание слайда:

Китайские куклы просто приводили европейцев в восторг. И их отлично понимаешь, когда видишь эту прелесть. Белоснежные лица искусно вырезаны из слоновой кости и тонко раскрашены, волосы уложены в изящную прическу. Миниатюрные руки выглядят совсем как настоящие - на них виден каждый ноготок. Помимо всего прочего, материал был дорогой, а работа требовала особого искусства. Сейчас слоновой костью для изготовления кукол не пользуются, и увидеть такие изделия можно только в музеях и коллекциях. Приметы: Нельзя дарить детям уникальные фарфоровые китайские куклы. Если такая кукла сделана в одном экземпляре и у нее был реальный прототип, “душа” игрушки может навредить ребенку.

17 слайд

Описание слайда:

Индийские куклы Традиционная одежда Индии - не далекое прошлое, а живое полотно современной жизни, ведь Индия - одно из немногих мест на земле, где все эти костюмы носят ежедневно. Их можно увидеть в домах и на улицах, в городах и деревнях, в будни и праздники. Стремясь познакомить зрителей с самыми интересными из населящих Индию 800 народностей, Музей Шанкара, видимо, стоял перед нелегким выбором. Одна из крупных народностей живет в штате Махараштра - краю отважных и мужественных воинов - маратхов. Мы видим благополучную семью с характерными нарядами и украшениями. Костюм мужчины очень узнаваем - такую одежду мы часто видели на деятелях национально-освободительного движения в Индии, поскольку многие из них были именно маратхи. У женщин Махараштры характерная манера носить сари - оно драпируется на ногах на манер мужского дхоти.

18 слайд

Описание слайда:

Штат Раджастхан - засушливый край, где живут потомки непокорного и воинственного народа раджпутов - правителей и воинов Северной Индии. Раджпуты - "сыны царя" - это особая каста воинов, предками которых были скифы, вторгшиеся в Индию в начале новой эры и смешавшиеся с местным населением, скорее всего, бхилами. Раджпуты славились особым рыцарским кодексом и мужеством женщин, при военных поражениях мужей совершавших обряд самосожжения. Раджастханки носят обувь, юбку, чоли и казакинчик. Одежду мужчин отличает многоцветный, пестрый тюрбан. Яркая одежда жителей словно компенсирует неяркость красок этого края. В штате Андхра Прадеш, расположенном в южной части Индии, проживает самый крупный дравидийский народ Индии - телугу или андхра. Дравиды - это народы, населяющие главным образом Южную Индию. Их считают потомками древнего доарийского населения Индии. Женщины здесь одевают прочные хлопчатобумажные сари, а отсутствие чоли и покрывала в обычном костюме не только указывает на жаркий климат, когда сари вполне достаточно, но и выдает пережитки матриархата, присущие этим народам.

19 слайд

Описание слайда:

Народности Ассама - востока Индии - находятся под сильным влиянием христианства, поэтому белый цвет, обычно траурный для индуса, в их одежде вполне допустим. Женщины обычно носят домотканную одежду из грубого полотна - юбку и недлинное сари. Для мужчин характерны украшения из камня. Куклы представляли также наиболее крупные и своеобразные племена. Например, цыганку банджара из кочевых племен Индии, пришедших в страну в древности, ассимилировавшихся, но сохранивших свои традиции. Для нее характерна одежда, расшитая зеркалами и кольца на ногах. Племя багди, которое проживает в западных, пограничных районах страны, представлено необычной, "жанровой" фигуркой девушки, продающей серебряные украшения. Она - представительница невысокой касты - это видно по ее жестам, роду деятельности, выражению лица. Багди часто торгуют безделушками на рынке, носят длинные юбки, дупатту и множество серебряных украшений. В маленьком горном штате Сикким климат довольно суров. Мужчины в холод одевают жилеты, шерстяные шапки и кожаные ботинки, а женщины носят баку (безрукавку) поверх блузки с длинными рукавами. Матриархальный уклад, традиционно почетное положение женщины заметно и во взгляде, и в позе этой куклы.

20 слайд

Описание слайда:

Очень выразительная женская фигурка в белом, с вышивкой, наряде, представляет одно из самых больших племен в Индии - племя санталов, живущих в Центральной Индии, на плато Бихар. Санталы занимаются земледелием, известны своеобразными танцами, способностями к целительству и предсказаниям. Они хорошо знают травы и являются постоянными поставщиками лекарственного сырья. На окраине их поселений обычно расположена священная роща, в которой проводятся праздники, увязанные с сельскохозяйственным циклом. Одна из самых больших народностей среди племен Центральной Индии и Махараштры - бхилы. Слово "бхил" в переводе с дравидийского языка означает "лук", а произошло это племя, согласно легенде, от тигра.

21 слайд

Описание слайда:

Племя тода - одно из самых древних и необычных даже для Индии. Это небольшое пасторальное общество, насчитывающее чуть больше тысячи человек. Проживают они на юге Индии, на холмах Нилгири. У них европейские черты лица, они говорят на языке тода (одном из дравидийских наречий). Есть предположение, что они ведут свое происхождение от шумеров. Матриархальный уклад жизни тода тесно связан с культом богини Тейкирзи, которая, согласно легенде, создала тода и буйволов, которых они разводят и которым поклоняются. Они питаются только зерном и молоком буйволиц, не носят оружия, не играют в агрессивные спортивные игры и даже не возделывают землю. Мужчины и женщины носят своеобразную одежду - покрывала с ярко-красными полосами.

22 слайд

Описание слайда:

Мы можем назвать индийских кукол маленькими послами, произведениями искусства, этнографическими экспонатами, представителями ведической традиции Индии, но ни одно понятие не сможет охарактеризовать их в полной мере. Как любые послы, они представляют лишь небольшой срез находящейся за их плечами культуры. Как любые произведения искусства, они обращаются к сердцу зрителей, заставляя их задуматься о красоте мира. Как представители древнейшей традиции, они могут лишь намекнуть на скрытую за ней философию. И вместе с тем они продолжают быть загадкой. Мы называем их куклами, потому что не можем найти другого слова. А кто они на самом деле - может быть, об этом знал только сам Шанкар Пиллаи.

25 слайд

Описание слайда:

Разумно предположить, что белка была кукольной, и приводилась в движение с помощью нитей, спрятанных в пышном хвосте. Между тем, наблюдать придерживался аналогичного мнения. Известно также, что иногда шаманы «вызывали духа», который появлялся в виде маленького человечка, который сначала высовывал голову, затем открывался по пояс, потом в полный рост, и тут же исчезал. Эта последовательность повторялась несколько раз. Решение загадки оказалось простым – в небольшой и специально подготовленной ямке устанавливался ящик, в котором и находилась кукла. Такие случаи были довольно частым явлением, и все куклы имели столь же ограниченный набор жестов. В итоге действие получалось бессюжетным, но это, несомненно, было первым шагом к современному кукольному делу. Следующим шагом стали куклы племени хопи – земледелов, с давних времен занимавшихся разведением кукурузы. Поскольку, в их засушливых землях дожди выпадали редко, то перед началом весеннего сева проводилась многодневная церемония по призыву осадков, конечным элементом которой было небольшое кукольное представление. Воспринимались куклы как особые, сверхъестественные существа, на что указывают особые условия их изготовления, хранения, всеобщее почитание и несомненное уважение кукловодов в селениях.

Игрушки, как причудлив и разнообразен их мир, создавая кукол люди выражают свое понятие мира. В самом начале эти создания изготавливались из природных материалов таких, как солома, глина, дерево, начиная с 18 века стали появляться куклы из фарфора, воска, 20 век принес нам пластмассовых очаровашек.

Вы не всегда сможете быть со своим ребенком рядом, но можете сделать для него куклу оберег своими руками, и поможет вам мастер-класс по изготовлению куклы мотанки.

Давай те же узнаем какие куклы были у других народов, например у японцев Кокэси деревянная кукла без ног и рук, сделанная из древесины вишни, кизила, клена. Расписывали их вручную цветочно-растительными мотивами, они были чем то похожи на нашу матрешку. Сначала они служили шаманам для обрядов, и как поминальные куклы.

Со временем куклы стали обычной игрушкой, их стали давать детям для развлечения, взрослые стали использовать для их изготовления — лоскуты, бумагу и многое другое. В 20 веке изготавливали большие интерьерные куклы в образе гейш, кимоно было расшито вручную, драгоценными камнями, золотой нитью.

У эскимосов, ненцев долгое время не прорисовывались глаза, рот уши, нос, считалось, что куклы связаны с потусторонними силами, она может ожить и испугать малыша. У детей северных народов было очень много кукол, девочки выходя замуж получали их в приданное. После у кукол одевали в национальные костюмы, у них появились глаза, рот, нос, уши, они стали похожи на людей.

Славянский народ изготавливал кукол из глины, соломы, золы, тряпок и нитей. Игрушка из льна отводит все болезни, поэтому она стала оберегом. Дясетеручка — эта кукла символ счастья, благополучия, кукла крупеничка — символ достатка. Крупеничка наполнялась зерном, которое потом первым сеяли и считали, что будет отличный урожай и у семьи будет достаток. Почти все крупы были символами, рис — праздичное зерно, овес — сила, гречиха — богатство, перловка — сытость.

Еще были куклы стригушки их делали из пучка стриженной травы, пока мама работала в поле для развлечения малыша. Лоскутные куклы — их уже могли делать девочки постарше, шить им одежду, наряжать.

Африканские куклы изготовлены вручную, передавали из поколения в поколение, их плели из травы, вырезали из дерева. Этнические куклы использовали в обрядах, одевали в красочные ткани, наряжали бусами, браслетами. Куклы были похожи на взрослых женщин, мужчин, они были одеты в традиционные одежды. Также шаманы изготавливали специальных кукол для ритуалов.

Индейцы также изготавливали кукол, у каждого племени они были разные, особенные, изготовленные из разных природных материалов. В ход шло все — початки кукурузы, перья, дерево, полотно, мех, кожа, волокна болотных растений. Индейцы навахо были отличными охотниками, куклы у них из меха, кожи. Индейцы холи делали кукол из дерева, иннуиты из початков кукурузы.

Присмотритесь каждая кукла отражает традиционные национальные черты, сейчас очень часто изготавливают этнических кукол одетых в одежду разных народов мира.

Старые раритетные игрушки хранятся в музеях либо в частных коллекциях, это произведения искусств, их хочется рассматривать, любоваться, они несут в себе старинную культуру.