Системы развития детей раннего возраста. Обзор методик раннего развития

Воспитание человека начинается с самого его появления на свет, как гласит наиболее распространенная научная теория. Есть гипотезы, признающие, что мы уже рождаемся с определенным набором знаний и эмоциональных направленностей. Это опыт, накопленный либо в прошлых жизнях, либо в процессе внутриутробного развития.

Так или иначе, каждая мама хочет, чтобы ее малыш был всестороннее одаренным, много знал и умел, хорошо учился, рос личностью не только приспособленной к жизни, но и знакомой с творчеством, спортом. По этой причине, особенно сейчас, родители нередко начинают развивать способности малыша задолго до достижения им садиковского и школьного возраста. Уроки английского языка и математики для грудных детей, прослушивание музыкальных произведений Моцарта и Вивальди, экскурсии по музеям живописи – чего только не встретишь сейчас в родительской практике.

Родители больше всего хотят чтобы ребенок вырос умным и талантливым, поэтому развивать его начинают с раннего возраста

Попробуем разобраться в сути раннего развития ребенка. Так ли оно полезно? Каковы методики активного раннего развития ребенка? Что за программы пользуются наибольшей популярностью? Что лучше – заниматься с малышом самой или доверить уроки по развитию профессионалам?

Развитие и его виды

«Активное воспитание ребенка в возрасте от 0 до 2-3» - вот такое определение дает интересующему нас термину Анна Раппопорт. При видимой безобидности и пользе данного явления, в обществе оно нередко вызывает негативные эмоции и насмешки. Все дело в том, что трактовок и форм его воплощения в жизнь существует множество.

Воспитание детей от 1 до 3 воспринимается в качестве антагониста традиционному обучению, которое начинается по канонам европейской культуры с 6-7-летнего возраста ребенка. Под ранним развитием ребенка подразумевают иногда не только уроки с грудничками, но и работу с детками младшего и среднего дошкольного возраста, то есть с ребятами 3-4 и 4-5 лет.

Традиционная возрастная психология сконструировала деление раннего развития детей на три вида по его адекватности возрастной категории. Это:

  • Преждевременное. Малыш не может воспринимать в силу физиологических, психических и психологических причин ту информацию, которой хотят его напичкать, либо те навыки, которые хотят ему привить. Ясно, что учить младенца сидеть невозможно.
  • Позднее. Ситуация, когда человеку хотят привить знания и умения, которые уже должны были быть в его арсенале в силу физиологической, психической и психологической готовности. К примеру, учить ребенка читать после 8 – поздно. Он, разумеется, научится, но процесс будет менее продуктивным и рациональным. Другая ситуация – учиться балету ребенку в 10 уже точно поздно.
  • Своевременное. Соответствие возраста и параметров развития ребенка тем навыкам и знаниям, которые пытаются ему привить.

Для успешного обучения нужно четко понимать, в каком возрасте ребенок готов воспринять определенную информацию

Объективному большинству кажется наиболее адекватным своевременная разновидность. Она соответствует возрастным показателям и индивидуальным особенностям человека. Однако и первый, и второй вариант тоже имеют право на существование. Главное – поставить цель и не действовать вопреки желанию ребенка, здравому смыслу и физическому состоянию.

В чем суть?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Воспитание крох от рождения – это создание условий, настраивающих на знакомство с произведениями музыкального искусства и живописи, чтение книг малышу, прокручивание аудиосказок. Также это создание уголков, наполненных объектами, развивающими органы чувств ребенка и его двигательную активность. Активное общение с крохой со стороны не только матери, но и остальных родственников играет большую роль. Разговоры с ребенком не о том, как хорошо звучит его мобайл на кроватке и какое вкусное пюре он будет сейчас кушать, а о том, что сейчас начнется дождь и вообще - откуда берется эта вода с неба. Другой пример – играя с ребенком, используйте сортеры и деревянные развивающие игрушки, выполняйте задания вместе с ним и объясняйте, почему нужно делать так, а не иначе: «круг – круглый, его нельзя вставить в прорезь с прямыми линиями и углами; деревянная бусинка не пройдет по этому лабиринту, потому что здесь дорогу загораживает другая бусинка» и т.д.

Итак, воспитание вашего крохи – это не только подготовка к школе или детскому саду, но и создание информационной среды, в которой малыш будет гармонично и активно развиваться, тренировать свою память, внимание и фантазию, логическое мышление, умение анализировать и синтезировать информацию. Это не должна быть ориентация на воспитание вундеркинда, но направленность на развитие гармоничной личности. Данная статья поможет вам разобраться в методиках воспитания, которые наиболее часто используются родителями самостоятельно либо в группах развития детей. Проанализируем их преимущества и недостатки, рассмотрим особенности их реализации и то, на что направлена каждая методика.


Родителям следует обращать внимание не только на физиологические потребности ребенка, но и взаимодействовать с ним интеллектуально, стимулировать интерес и любознательность

Методика Гленна Домана

Гленна Доман – один из самых знаменитых врачей конца XX столетия, американский физиотерапевт, разработавший целую теорию по воспитанию малышей. Первоначально его методика касалась только деток с нарушением работы ЦНС, затем ее адаптировали и к здоровым малышам. Согласно Доману, до 6 лет человек занимается только познанием, поэтому заставить его по-настоящему выучить что-либо невозможно. Настоящее обучение – только со школьной скамьи, в чем Доман созвучен классическим европейским традициям воспитания.

Ученый предлагает показывать с 1-4-месячного возраста карточки, на которых написаны разные слова. Это поможет малышу как можно быстрее научиться читать и писать в будущем, ведь в его памяти уже отложатся буквы. К примеру, показывайте крохе карточку со словом «апельсин», причем карточка большая, буквы достаточно крупные. При этом четко и в меру громко произносите это слово. Повторяют такую процедуру с каждым словом на протяжении многих дней. Постепенно малыш станет ассоциировать звучание и написание слова, и, как считает Доман, запомнит написание и произношение. Можно, кроме того, показывать к карточке настоящий апельсин. Такая визуальная проработка понятий поможет ребенку быстрее адаптироваться к окружающей среде. Не ждите, что он в 3 года прочитает «Войну и мир». Как показывает практика, впоследствии такие ребята действительно начинают быстрее читать и писать, активнее адаптируются к внешним условиям.

В чем недостаток методики? В самой ее сути. Немногие малыши, особенно после годовалого возраста, согласны просидеть спокойно столько времени, сколько требует хотя бы один курс занятий. Непоседливые несмышленыши предпочитают побегать, поиграть, посмотреть мультфильм. Три-четыре карточки – и внимание крохи переключается. Нередко методику Домана используют, прибегая к помощи профессионалов, либо со спокойными медлительными малышами по достижению ребенком годовалого возраста.


Карточки Домана больше всего подходят для спокойных детишек старше одного года или в качестве вспомогательной методики для малышей

Методика Монессори

Мария Монтессори - педагог, философ и активный политический деятель начала прошлого столетия, оказалась более дальновидной, чем Доман. Она учла, что малыши зачастую предпочитают более активные формы времяпровождения, чем разглядывание карточек. Монтессори предлагает устраивать в комнате несколько рабочих зон и предоставлять малышу свободу действий. Он сам выбирает, чем хочет заняться в тот или иной момент. Задача педагога или родителя – заинтересовать кроху, направить его действия и объяснить, как лучше использовать предметы. Все предметы в комнатах Монтессори должны быть соразмерны малышу. Маленькая мебель, книги и игрушки, которые кроха сам может достать с полок, игрушечная посуда. Бывает, что используются даже фарфоровые сервизы, которые приучают детей к аккуратности и концентрации внимания.

В основе методики Монтессори лежит уверенность в том, что каждому возрасту соответствуют свои особенности обучения. Так, малыши узнают о порядке и дисциплине к 2,5-летнему возрасту. В 2,5-5 лет – учатся общению. Сенсорные навыки и речь лучше развивать до 5-6 лет.

Главное преимущество концепции – она учит ребенка не только словам, действиям и знакомит с окружающим миром, но и адаптирует к социуму. Методика Монтессори учит общаться, поэтому чаще всего малышей отправляют в группы от «3 до 6» лет.

Вальдорфская система

Вальдорфская концепция направлена, прежде всего, на физическое воспитание малыша и привитие творческого начала. На первом месте стоят активные игры, танцы, занятия музыкой и творчество. Чтение, математика, совершенствование речи и внимания отходят на второй план. Главное правило – воспитание качеств и навыков должно идти без опережения, термин «преждевременное» к нему не вполне подходит, скорее оно гармоничное. Направлено на согласие эмоциональной, умственной, физической и духовной составляющих в личности малыша.

Вальдорфская концепция особенная, она не входит даже в качестве элементов в программу обучения в обычных школах и детских садах. Обычно Вальдорфские школы и детские сады существуют сами по себе, обособленно. Детки не пользуются игрушками из искусственных материалов. Признается только дерево, глина, камень. Малышей призывают по минимуму сидеть перед телевизором и компьютером, больше гулять и читать книги (рекомендуем прочитать: ). С первого класса в этих школах изучают иностранные языки, активно рисуют, занимаются скульптурой. Вальдорфская концепция направлена на воспитание культуры в человеке.


Вальдорфская методика направлена в первую очередь на формирование творческого начала в ребенке, развитие его эстетического восприятия

Система Зайцева

Единственная отечественная концепция воспитания деток, которая приобрела популярность на всем постсоветском пространстве. Педагог-новатор из Санкт-Петербурга написал пособие «Кубики Зайцева», в котором изложил свой метод обучения малышей грамоте. Он ориентирован преимущественно на малышей 3-4 лет.

Зайцев разработал целый комплекс карточек, кубиков, таблиц и веселых коротеньких песенок – так называемых «попевок Зайцева». Все это направлено на усвоение грамоты в игровой форме. В процессе обучения ребята могут переходить от таблицы к таблице, играть кубиками, петь и пританцовывать. На кубиках Зайцев расположил «склады» - слоги, произносить и зрительно узнавать которые педагог предлагает малышам, вместо того чтобы учить их азбуке. Кубики, в зависимости от мягкости или твердости слога, разнятся по цветам. При помощи кубиков можно выстраивать слова и небольшие словосочетания, после того как ребята уже хорошо усвоят слоги.

Кроме грамматики, Зайцев предусмотрел и обучение арифметике. «Стосчет» - карточки с изображением числовой ленты. Концепция Зайцева удачна тем, что позволяет в качестве игры привить малышу первоначальные знания о грамоте и математике. Крохи обычно с удовольствием включаются в методику, поэтому метод Зайцева достаточно популярен. Он позволяет нивелировать несовершенства современной отечественной концепции школьного и дошкольного образования.

Другие методики

Помимо вышеперечисленных существует множество методов воспитания, которые позволяют ребенку впоследствии мягче влиться в образовательную систему, стать гармоничной и разносторонне развитой личностью. Популярностью пользуются следующие авторские методы:

  • теория Сесиль Лупан (создание малышом карточек и книжек о самом себе, направленность на эмоции и крепкую душевную связь с родителями, адаптация в социуме, музыка);
  • концепция Железновых (активное общение с малыша с матерью, занятия музыкой, массаж);
  • игры Никитина (интеллектуальные игры);
  • спортивно-игровая концепция Данилиной;
  • игры Воскобовича (совершенствование памяти, внимания, фантазии).

Каждая из этих методик по-своему интересна. В их создании авторы основывались на собственном педагогическом опыте, наследии учителей и врачей прошлых лет. Нередко на практике используются элементы разных методик - к примеру, часто с детьми занимаются при помощи игр Никитина и Воскобовича вместе.


Методика Сесиль Лупан призвана сформировать прочную связь между родителями и ребенком

Плюсы систем: мнения сторонников

Каждый родитель сам решает, как воспитывать своего малыша - так кажется на первый взгляд. Мнение общества и стереотипы в той или иной степени влияют на любого человека. В отношении раннего воспитания это правило действует особенно сильно. Обычно родители делятся на его ярых приверженцев и противников. Все дело в неправильном понимании ситуации и излишней фанатичности. Нет ничего плохого в том, чтобы развивать своих детей. Главное – не перегибать палку.

Доводы, приводящиеся в защиту:

  1. Малыши, занимающиеся в соответствии с такими концепциями, обычно более развиты, чем остальные. Они начинают раньше читать, писать и считать. Умеют лепить из пластилина и петь, хорошо танцуют и знают минимальные основы иностранных языков, в зависимости от того, по какой системе ребенок занимается.
  2. Группы раннего развития детей приучают кроху с первых месяцев жизни к занятиям, дисциплинируют его.

Тем не менее, у каждого малыша есть свои внутренние возрастные нормы - как физические, так и умственные. Вы не сделаете из малыша вундеркинда, если он внутренне не готов им становиться. Методы воспитания дают возможность выявить внутренний потенциал и раскрыть его. Второе утверждение верно, если не перегибать палку и не прерывать занятия. Дети очень быстро отвыкают и забывают. Стандартный детский сад гораздо быстрее и эффективнее приучает ребенка к дисциплине и режиму.

Рано или поздно перед каждой сознательной молодой мамой возникает вопрос: какая методика раннего развития достойна ее чада?

Одни авторы считают, что физическое развитие более ценно, чем эмоциональное или интеллектуальное, другие — наоборот. Кто-то уверен, что обучать чтению малыша пора с рождения, а кто-то — что до школы не стоит торопиться. А еще бытует мнение, что все это — просто выкачка денег из родителей…

Главное, чем вы должны руководствоваться при выборе методики развития, — это здравый смысл и любовьк своему малышу.

В помощь вам — обзор наиболее популярных методик раннего развития.

Методика Марии Монтессори

На сегодняшний день это одна из самых распространенных методик развития ребенка. Мария Монтессори, выдающийся педагог и психолог, называла свою методику «системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде ».

Развитие детей по Монтессори — это одновременно дисциплина и свобода, серьезная работа и захватывающая игра. Система охватывает возрастные диапазоны 0-3 года и 3-6 лет.

Главный принцип методики Монтессори гласит: «Помоги мне это сделать самому!» То есть взрослый должен понять, что ребенка волнует в данный момент, создать подходящую для занятий среду и мягко научить пользоваться этой средой.

Основные положения системы Монтессори:

  • Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
  • Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
  • Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
  • Дети принимают самостоятельные решения .
  • Занятия проходят в специально подготовленной среде.
  • Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
  • Полноценное саморазвитие как следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
  • Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
  • Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний.
  • Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Как видно, все в данной системе подталкивает малыша к саморазвитию, самовоспитанию и самообучению при ненавязчивой помощи взрослых.

Методика Зайцева

Создатель методики — педагог Н.А. Зайцев — обещает, что ребенок с помощью специальных кубиков научится читать за очень короткое время. В чем же секрет?

Согласно методике Зайцева, обучение детей чтению происходит по складам, а не по буквам или слогам.

Все «кубики Зайцева» различны по цвету, размеру и звону внутри них. Это помогает ребенку отличать гласные и согласные, мягкие и звонкие.

На каждой грани кубика написан один из складов. Ребенок запоминает не написание каждой буквы, а сразу отдельные склады: ка-, ку-, ки-, ко-, ба-, би-. А затем малыш легко может сложить склады в слова — ба-ба, ку-би-ки .

Зайцев утверждает, что чтение по складам гораздо проще дается ребенку, чем изучение сначала букв, а потом слогов и слов. Ведь дети начинают говорить складами и слышат произносимую речь тоже складами.

  1. От общего к частному и от частного к общему.
  2. От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
  3. Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
  4. Системная подача материала.
  5. Алгоритмизация учебных действий.
  6. Учет физиологии восприятия учебной информации.
  7. Охрана здоровья учащихся.

Методика Никитиных

«То, что у нас сложилось, назвать системой, видимо, еще нельзя. Но основные принципы, которыми мы руководствуемся, выделить можно.

  1. Легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь с самого раннего детства, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами.
  2. Свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются, сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.
  3. Наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.

Все эти принципы были выработаны в практике жизни, в общении с детьми. Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать развитию, а помогать ему, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а наблюдать, сопоставлять и, ориентируясь на самочувствие и желание ребенка, создавать условия для дальнейшего его развития ».

Самые популярные игры-головоломки Никитиных:

  • Сложи узор
  • Сложи квадрат
  • Уникуб
  • Точечки
  • Кубики для всех
  • Дроби
  • Рамки и вкладыши Монтессори

Методика Глена Домана

Глен Доман — американский врач-нейрофизиолог, который разработал методику ускоренного физического и интеллектуального развития детей от самого рождения. Его главная идея такова: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни» .

Цель занятий по Доману — познакомить ребенка с множеством точных, ясных и увлекательных фактов. Для этого факты нужно строго систематизировать по категориям и разделам знаний (биты).

Фотографии или рисунки наклеивают на карточки размером 30 на 30, с другой стороны которых пишут точные сведения.

Пример из книги Домана:

Также Доман придает большое значение раннему физическому развитию, так как оно связано со способностями малыша и его интеллектом. С самого рождения ребенку предоставляют свободу движений и закрепляют его врожденные рефлексы: он должен шагать, плавать, хватать, ползать.

В следующем материале мы рассмотрим еще несколько распространенных методик раннего развития детей.

Первые годы жизни для ребенка очень важны, ведь именно в это время закладываются основы интеллекта, физического и эмоционального развития, он быстро осваивает этот мир и учится в нем жить. И крайне важно научить его всем ранним аспектам деятельности человека, повлиять на развитие речи детей раннего возраста и помочь адаптироваться малышу в этом непростом мире.

Чтобы развивать физические особенности ребенка, родителям можно прибегнуть к помощи книг в области раннего развития малышей. Методика Бориса и Елены Никитиных твердит о том, что обязательно стоит развивать малыша физически, так как в нем от природы заложено огромное количество возможностей, которые, если из не развить, просто угаснут.

Грудничок имеет три рефлекса :

  • Хватательный;
  • рефлекс плавания;
  • шаговый рефлекс.

Если не запустить и развивать эти рефлексу у ребенка, то плавание и ходьба, да и любое другое физическое развитие будет даваться малышку гораздо легче. Никитины также предлагают ввести в доме для детей дошкольного возраста, 4-6 лет спортивные комплексы. Обязательно использование методик закаливания и массажа.

Глен Доман также предложил очень интересную методику по развитию детей. Физическое развитие, согласно тому, что пишет Доман, должно быть системным. Он предлагает целую серию упражнений и игра, которые затронут все группы мышц на теле карапуза от 0 до 3 лет. Доман считает что динамическая гимнастика крайне важная для малышей.

Динамическая гимнастика для малышей

Исследования показали, что если ребенка с рождения занимали такой динамической гимнастикой, которую рекомендует Доман, то уже очень быстро дети начинали опережать своих одногодок. Можно сказать, что физические упражнения и координация движений малыша принимают активное участие в интеллектуальном развитии и становятся ступенькой к активному познанию мира. Если вы будете развивать ребенка как рекомендует Доман, то вы быстро увидите результаты этой методики у вашей крохи.

Методика Домана включает набор физических упражнений :

  • на двигательные навыки;
  • на мануальные навыки;
  • на равновесие.

Эмоциональное развитие

Для ребенка от 0 до 3 лет очень важно развитие эмоциональной сферы. Родители должны уделить этому максимум внимания. До полутора лет карапуз будет неосознанно осваивать и перенимать поведение родителей, поэтому очень важно, что они были спокойными и умиротворенными.

Основные этапы эмоционального развития ребенка

Самая простая методика по развитию эмоциональной сферы состоит в поддержке и вере в своего малыша, а также полное принятие любой его особенности.

Совет: Чтобы карапуз нормально развивался эмоционально, родители должны любить его, быть спокойными рядом с малышом и ограждать его от собственных эмоциональных перепадов.

Вы должны открыто проявлять свою любовь к малышу, принимать его полностью таким, какой он есть. Старайтесь, чтобы у карапуза формировалось только хорошее отношение к себе, хвалите его и верьте в его. Предлагайте ему задания которые он может выполнить и постарайтесь помогать ему понимать свои чувства и желания, также объясняйте, что другие люди тоже имеют свои чувства и желания и их нужно уважать.

Предоставьте малышу дошкольного возраста свободу в рамках разумного и пусть он действует самостоятельно, рискует, ошибается и приобретает опыт.

Поощряйте его интерес к играм, музыке, движению, чтению, рисованию, чтобы карапуз получал хорошие и позитивные эмоции.

Игры для раннего развития детей

Игры для раннего развития детей должны быть простыми, но при этом у каждой игры должна быть задача, которая будет полезной для .

Первая игра обогащает двигательный опыт детей и вызывает желание поиграть с родителями, но также она поощряет в детях самостоятельность и инициативность. Посадите детей на стульчики, это будут домики. Говорите:

«Дождик, дождик,
Хватит тебе, дождик, лить,
Сидят дома деточки,
Словно птички в клеточке.
Солнышко, солнышко,
Посвети немножко,
Выйдут детки погулять,
Станут бегать и играть».

Детки начинают бегать, хлопать в ладошки, можно включить музыку и потанцевать. Под слова воспитателя «Опять пошел дождь» малыши бегут в домики.

Вторая игра направлена на позитивные эмоции и развитие в целом. Поиграйте с малышом в обычные прядки, чрезвычайно веселит, когда люди то появляются, то исчезают.

Не забывайте играть с детьми 2-3 лет в кубики, собирать пирамидку, рисовать красками и мелками, играть на музыкальных инструментах. Игра должна быть не только полезной, но и приносящей удовольствие малышу.

Методика Марии Монтессори

Методика Марии Монтесори в основном базируется на том, что у карапуза должна быть полная свобода действий. Кроха должен обучаться играючи, но при этом все упражнения он должен выполнять самостоятельно.

Конечно же, родители по задумке этой программы должны помогать, но при этом не мешая. Подход к карапузу должен быть индивидуальным и должен учитывать все особенности ребенка дошкольного возраста. «Помоги мне сделать самому» – вот принцип занятий системы Монтессори.

Во многих городах существуют детские сады, которые основаны на основах . Для каждого малыша разработан план развития в специальной среде. Воспитатель должен организовать деятельность крохи так, чтобы потенциал получил максимальное развитие.

Учим цвета и развиваем моторику

Такую среду Монтесори можно создать и дома, в результате малыш от 0 до 3 лет будет проявлять свои способности на глазах у родителей, у него будет развиваться творческое и логическое мышление, память, концентрация внимания, воображение и фантазия, а также моторика. Начать занятие по принципам методики Монтесори можно с 8-10 месяцев.

Игры Никитина

Игры, основанные на принципах программы Никитина, позволяют развивать интеллект ребенка, основываясь на переходах от простого к сложному. При этом в развитии используются принципы творческой деятельности и учитываются особенности ребенка дошкольного возраста.

С самого раннего возрасте дети получают пищу для размышлений и развития творческих способностей, играя в игры Никитина. Также эта методика позволяет действовать поэтапно, создавая для детей условия ступеньки, которые слегка опережают развитие способностей малышей. Дети будут самостоятельно расти и развиваться, поднимаясь до рубежа знаний данного этапа и потом их будет ждать следующая ступенька.

Игра “Сложи квадрат”

Все игры Никитина разнообразны и карапузу никогда не будет скучно, его не нужно будет заставлять что-то делать, малыш будет сам хотеть играть. Более того, Ира будет стимулировать родителей держать себя в руках и не мешать малышу делать что-то самому, принимать решения и сталкиваться с их последствиями.

Кубики Зайцева

В основе раннего развития Зайцева лежат кубики как наглядные пособия. Также это могут быть карточки, таблицы, веселые песенки. Все эти материалы позволяют детям легко усваивать материал во время развлечений и игры. Главный принцип методики Зайцева – это обучения играя.

Чтение по кубикам Зайцева. Логопед Н.Пятибратова

Кубики Зайцева позволяют детям читать уже начиная с двух лет. Этот складовой метод позволяет легко и просто научить малыша чтению в ходе игры. Можно приобрести звучащие кубики Зайцева, тогда малыш будет самостоятельно развивать словоформирующее творчество. Начать занятия по методике Зайцева можно с 1,5-2 лет. Главное не запускать занятия с детьми, когда они достигнут дошкольного возраста.

Полезные книги

«Учим ребенка читать» Валерия Марусяка предлагает родителям совокупность игр и упражнений, которые постепенно возводят малыша к чтению и заинтересовывают его держать книгу в руках. Эта книга прекрасно подойдет для детей дошкольного возраста и для родителей, которые не любят торопить события.

В книге «Гармоничное развитие ребенка» подробно описана уникальная система, которую разработал Глен Доман. Она ориентирована на занятия родителей и деток, при чем родители должны принимать самую активную роль в развитии малыша и его играх, так считает Доман. Упражнения, которые разработал Доман, стимулируют память и уже в первый год жизни у малыша формируется богатая база знаний. Доман предлагает учить с малышом разные факты из областей биологии, географии, истории и других, с первых месяцев учить буквы, чтение и счет.

Книга «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан считается одно из самых известных в мире, она предлагает раскрытие индивидуального потенциала малыша, превращая обучение в игру. Научится читать можно через пение букв по мотивам детских песенок, Считать – загадывая несложные загадки. Родителям не нужно будет заставлять малыша заниматься, занятия можно проводить тогда, когда у крохи будет настроение, но не стоит забывать о регулярности.

Сравнительно недавно родился новый термин – "интенсивное родительство". По сути, это такое усовершенствованное "материнство 2.0", где женщины возводят свой новый статус мамы в образ жизни и даже в профессию. Стараются быть более компетентными во всех вопросах, связанными с детьми – от здоровья до обучения.

Для таких родителей-перфекционистов методики раннего развития ребенка – это основная платформа для бурной деятельности.


Тем не менее, вопрос интенсивности и эффективности раннего развития вызывает массу споров среди экспертов в сфере психологии, образования. Одни специалисты уверены – чем раньше начать работу с малышом по развитию определенных навыков, тем быстрее он получит важные для полноценной жизни способности и умения. На этом принципе и построены многочисленные системы раннего обучения и развития детей. Другие специалисты утверждают, что раннее развитие – это не более, чем инструмент для удовлетворения "родительского перфекционизма" и выкачивания денег, одна из граней индустрии детства.
Методика Марии Монтессори


Основа обучающей методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы помочь ребенку проявить навыки самообучения в специально созданной для этих целей среде.

Методика основывается на индивидуальном подходе к развитию с первых дней жизни, дабы раскрыть весь уникальный, заложенный в каждом ребенке потенциал.

Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В ее центре стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно.

Ребенок окружен различными предметами, которые помогают ему самостоятельно экспериментировать и свободно познавать окружающий мир. Взрослые выступают в роли мудрых помощников, задача которых – направлять и создавать необходимые условия.

Постулатом системы Монтессори является наблюдение за ребенком и невмешательство в его дела, если ребенок сам об этом не попросит.


Существуют специальные классы Монтессори.

Такой класс представляет собой комнату, разделенную на тематические зоны:

  • зона реальной (практической) жизни;
  • зона сенсорного развития;
  • зона математики;
  • зона языковая;
  • зона космическая.
Каждая зона заполнена разнообразными дидактическими материалами, соответствующими возрасту ребенка: карточки, музыкальные инструменты, посуда для сортировки и т. д.

Возраст ребенка:

Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3-х лет. Тем не менее, считается, что занятия будут интересны ребенку, начиная с 1 года.

В центрах Монтессори принято разделять детей по возрасту на 2 группы с 1 года до 6 лет и с 7 до 12 лет. Такое разделение детей по возрасту также является особенностью методики Монтессори и имеет следующие преимущества:

  • старшие дети учатся заботиться и помогать младшим;
  • младшие дети получают возможность учиться у старших, ведь дети говорят на одном языке и в силу этого лучше понимают друг друга.

Плюсы:
  • хорошее развитие за счет постоянной тренировки навыков с помощью стимулирующих материалов;
  • большой выбор дидактических материалов, которые позволяют детям свободно обучаться, пробовать себя в различных сферах;
  • развитие навыков самообслуживания;
  • развитие навыков самодисциплины.

Минусы:
  • большинство развивающих игр требуют обязательного участия взрослого (как минимум в качестве наблюдателя);
  • не все Монтессори-центры в нашей стране официальные и действительно работают по этой системе;
  • изначально система создавалась для социальной адаптации, отстающих в развитии детей и совсем не обязательно должна принести пользу большинству обычных детей;
  • необходимость нахождения ребенка в специальных центрах, практикующих педагогику (говоря о действительно работающей системе Монтессори, а не об отдельно взятых элементах);
  • система ориентирована на развитие логики в ущерб развития творческих способностей и речи;
  • отсутствие информации о жизненных ситуациях, противостоянии добра и зла, которая обычно заложена в сказках;
  • автор методики не занималась воспитанием собственного ребенка. Ее воззрения сформировались из наблюдения за детьми в приютах, поэтому сформулированные ею правила не всегда согласуются с семейным бытом. Примером можно считать первую заповедь: "Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится, в какой-либо форме".

Вальдорфская методика



Данная система воспитания ставит целью развить способности каждого ребенка и его уверенность в своих силах.

Эта методика не приемлет раннее интеллектуальное обучение в любом виде – до 7 лет запрещается нагружать ребенка заданиями. Так, лишь с 3-го класса детей учат чтению, а до школы ребята играют только игрушками из натуральных материалов. Начало активного развития интеллекта происходит в тот момент, когда сформируется его эмоциональный мир.

Большое внимание уделяется комфортности обучения. Отсутствует соревновательный момент, нет оценок, небольшие учебные группы численностью не больше 20 человек, чтобы можно было уделить внимание каждому.


Главный акцент в воспитании ставится на художественную деятельность детей, развитие их фантазии.

Эта система воспитания запрещает использование телевизоров и компьютеров, так как у детей быстро развивается привыкание, которое пагубно влияет на духовное и физическое развитие ребенка.


Возраст ребенка:

Обучение делится на три этапа в соответствии с возрастом детей:

  • ребенок до 7 лет получает новые знания и умения через подражание;
  • с 7 до 14 лет подключаются чувства и эмоции;
  • с 14 лет дети "включают" логику.

Плюсы:
  • развитие независимости;
  • упор на развитие творческих способностей;
  • психологический комфорт ребенка в период раннего детства.

Минусы:
  • отсутствие подготовки к школе;
  • неприспособленность к реалиям современности.

Методика Глена Домана (карточки Домана)



Глен Доман утверждал, что развитие эффективно лишь в период роста головного мозга, то есть до семи лет.

Программа раннего обучения состоит из четырех основных направлений: физического развития, умения считать, читать и энциклопедических знаний. Доман считал, что дети легко могут заучивать и систематизировать голые факты.

Дидактическим материалом в методике Домана служат карточки стандартного размера. На них пишутся слова, точки, математические примеры, приклеиваются изображения растений, животных, планет, архитектурных сооружений и др. Карточки разделяются на тематические серии. Затем их в течение дня показывают ребенку. Со временем программа усложняется, и про каждый объект сообщается какой-либо новый факт (где обитает животное, в какую геологическую эпоху сформировалась горная порода и т.п.).

Методика рассчитана на формирование высокого интеллекта у ребенка.


Возраст ребенка:

Доман разработал программу занятий с детьми от рождения до 6 лет.

Плюсы:

  • возможность заниматься дома с мамой.

Минусы:
  • методика не предусматривает развитие мелкой моторики, сенсорики, а также таких понятий, как, форма, размер, величина;
  • карточки Домана не учат логически мыслить, анализировать явления, делать выводы, значит, у ребенка не развиваются творческие и исследовательские способности;
  • карточки Домана не предусматривают знакомство малыша с фактами, с которыми он соприкасается в жизни, которые встречается в сказках, стишках, песенках, играх.

Методика Николая Зайцева (кубики Зайцева)



Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей чтению, математике, письму и английскому языку для домашнего и дошкольного образования.

Методика основана на естественной потребности малыша в игре, которая положительно отражается на его здоровье и несет ребенку только радость.

Материал подается системно, но в игровой форме, благодаря чему малыш с удовольствием вовлекается в обучение. И не важно – в группе или самостоятельно.

Раскованность обстановки занятий – это непременное условие методики раннего развития Николая Зайцева.


Это значит, что вместо привычного сидения за партами дети могут прыгать, шуметь, переходить от таблиц к кубикам, от кубиков к доске, хлопать в ладоши и топать ногами дети. Все это даже поощряется. Потому что выполняется с воодушевлением и азартом. Но это вовсе не значит, что игра является просто развлечением, отдыхом или физминуткой. Николай Зайцев утверждает, что основу учебной игры составляют поиск и выбор.


Возраст ребенка:
с первого года жизни идо 7 лет.


Плюсы:

  • быстрое обучение чтению в игровой форме;
  • развитие интуитивной грамотности на всю жизнь.

Минусы:
  • логопеды и дефектологи говорят о том, что малыши, выучившиеся читать "по Зайцеву", часто "проглатывают" окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе);
  • детей приходится переучивать уже в первом классе, когда они начинают проходить фонематический разбор слова, и учитель просит выкладывать слово на карточках: гласный звук – красная карточка, звонкий согласный – синяя, глухой согласный – зеленая; в методике Зайцева звуки обозначены совсем другими цветами.

Методика Сесиль Лупан


Автор взяла за основу систему Домана, переработав и упростив ее. Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с младенцем с самых первых минут жизни, не переживая, что кроха чего-то не понимает.

Она уверена – знание предшествует пониманию. И чем раньше ребенок узнает, тем раньше поймет.


Так малыш привыкает к родной речи, а бессмысленные прежде звуки наполняются конкретным смыслом. Когда дети начнут говорить, нужно обучать их чтению. Каждое знакомое слово необходимо написать крупными буквами на карточках и разместить их возле предметов, которые они обозначают. К примеру, "стул" – возле стула, а "диван" – рядом с диваном.

Это относится и к счету. Сначала малыша знакомят с первым десятком, пересчитывая вместе с ним любые подходящие предметы. Он быстро запомнит порядковый счет и очень скоро откроет для себя суть этого процесса.


Особое место в методике занимает раннее физическое воспитание ребенка.


Возраст ребенка:
с 3 месяцев до 7 лет.


Плюсы:

  • возможность заниматься дома с мамой;
  • активная стимуляция органов чувств ребенка;
  • всестороннее развитие интеллекта;
  • уделяется внимание эмоциям ребенка;
  • ребенок очень тесно общается с родителем во время занятий;
  • методика основана на интересе ребенка познавать окружающий мир.

Минусы:
  • подходит не всем родителям, в силу того что требует много времени и терпения на занятия с ребенком;
  • раннее проныривание, которому в методике также уделяется большое внимание, вызывает сомнения у некоторых мам.

Методика Никитиных



Супруги Никитины еще в советское время показали, как с рождения ребенка помочь ему стать самостоятельной личностью. Как только малыш научился ползать, его исследовательскую деятельность ничем и никем нельзя ограничивать.


В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость к природе и творчество. Дети – хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Методика содержит методы закаливания и физического развития.

В занятиях детям предоставляется полная свобода творчества – никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются, сколько хотят, сочетая спорт с другими видами деятельности.

Дома также создается соответствующая обстановка: спортивные снаряды – повсюду, входят в естественную среду обитания наряду с мебелью и другими домашними вещами.

По мнению авторов методики, родителям следует избегать двух крайностей в воспитании ребенка – "заорганизованности" и заброшенности. Родители должны быть неравнодушны к тому, что и как у малышей получается, участвовать в детских играх, соревнованиях, да вообще – в самой жизни детей. Но не занимать при этом роль "надзирателя".

Родителям необходимо создавать опережающие условия развития. Например, как только ребенок начал говорить, в игрушках появились азбука и счеты.


В основе методики – принцип НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Означает, что существует определенное время и условия для развития конкретных способностей, если их вовремя не развивать, они будут потеряны.


Возраст ребенка:
все периоды раннего детства (начиная от родов) до школьных лет.

Плюсы:

  • развитие самостоятельности у ребенка;
  • высокое интеллектуальное развитие ребенка;
  • развитие образного и логического мышления;
  • игровая форма обучения;
  • умственное и физическое развитие ребенка.

Минусы:
  • отсутствие усидчивости у ребенка ввиду того, что все занятия проводятся исключительно по его заинтересованности;
  • образ жизни сложно поддержать в условиях городской жизни;
  • экстремальные методы закаливания.

Методика Тюленева


Методика Тюленева не оставляет без внимания ни одно из направлений развития ребёнка. Благодаря ей, ребёнка можно научить чтению, музыке, математике, рисованию, развить спортивные, исследовательские таланты.

Тюленев считал, что с первых недель жизни младенца важно предоставлять ему как можно больше сенсорных раздражителей, тем самым заставляя работать его мозг.


В первые два месяца жизни ребёнка следует показывать ему нарисованные на листе бумаги линии, треугольники, квадраты и другие геометрические фигуры.

Развитие следует начинать с рассматривания одной фигуры, постепенно увеличивая их количество. В последующие два месяца в поле зрения ребёнка должны оказаться картинки с изображениями животных, растений, букв алфавита, математических символов.

С четырёх месяцев нужно начинать играть в "Игрушкобол" – сбрасывание ребёнком с кровати кубиков и других ярких предметов.

С пяти месяцев можно класть рядом с ребёнком музыкальные инструменты. Дотрагиваясь до них, ребёнок случайным образом извлекает звуки, которые помогут развить его музыкальные способности.

С шести месяцев начинать освоение букв, рассматривая с ребёнком магнитную азбуку. В восемь месяцев начинать играть с ребёнком в игру "Принеси букву", а с десяти месяцев – в игру "Покажи букву", затем – "Назови букву/слог/слово".

С полутора лет начинать учить ребёнка печатанию на машинке, игре в шахматы, а в 2,5 года – знакомить с таблицей Менделеева.


Возраст ребенка:
с первых недель жизни до 6 лет.


Плюсы:

  • занятия не требуют много времени от родителя;
  • занятия подходят любому ребенку.

Минусы:
  • сложно достать дидактический материал;
  • неподтвержденная эффективность занятий.

ТРИЗ-методика


Это одна из новых педагогических технологий, используемых в учреждениях дополнительного образования детей.

ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Она была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

Главная идея теории – технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб.

Оказалось, что ТРИЗ может использоваться в работе с детьми и даёт поразительные результаты в плане развития воображения, фантазии, творчества детей.


Детский возраст – это период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества, а воображение – одно из важнейших качеств творческой личности.

Главная цель методики – формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Педагогическое кредо "тризовцев" – каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.

Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.


Занятия по развитию творческого воображения – это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов. Принцип проведения занятий – от простого к сложному.

Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, например: мозговой штурм (перебор ресурсов и выбор идеального решения), синектика (метод аналогий), морфологический анализ (выявление всех возможных фактов решения задачи) и другие.


Возраст ребенка:
дошкольный (с 3 до 7 лет).


Плюсы:

  • развитие творческого воображения;
  • приобретаемый навык мыслить системно, с глубоким пониманием происходящих процессов;
  • развитие навыка анализа, сопоставления, сравнения.

Минусы:
  • большую роль в освоении ребенком данной методики играет педагог и его компетентность;
  • наличие сложной для детского ума терминологии.

Практически все родители стремятся развивать своего ребенка буквально с пеленок. И они правы, так как ученые считают, что пик развития умственных и творческих способностей приходится на 1,5-3 года. Именно в этом возрасте занятия с ребенком наиболее эффективны. Существуют различные методики раннего развития ребенка. Рассмотрим плюсы и минусы наиболее популярных методик.

1. Главным принципом системы Марии Монтессори является уверенность, что ребенок сам знает, в каком направлении ему двигаться. Задача, которую решает данная методика: создать благоприятные условия для саморазвития ребенка. Роль родителя или педагога – организовать среду развития с помощью специальных материалов. Пособия раскрывают ребенку представления о сенсорных эталонах (цвете, форме, величине) и организации окружающего мира. Недостаток этой методики: отсутствие ролевых и спонтанных игр. Эта методика раннего развития ребенка подходит больше всего усидчивым, «вдумчивым» детям, которые способны подолгу сосредотачиваться на предмете.

2. Кубики Зайцева помогают обучать чтению детей, начиная с 2-х лет. Они так же подходят детям с задержкой психического развития, детям с психоневрологическими проблемами и аутистам. Обучение происходит с помощью кубиков, таблиц и музыкальных записей, под которые ребенок пропевает «склады»- части слова. Это улучшает качество речи, расширяет словарный запас. Но есть и противники этого способа раннего развития. Специалисты считают, что такое обучение мешает ребенку в школе осваивать разбор слов по составу и фонетическому разбору слов.

3. Система Никитиных представляет собой набор спортивных и развивающих заданий, расположенных в порядке возрастания их сложности. Взрослый не должен давать способа решения поставленных задач. Если ребенок не справляется, задание откладывается до тех пор, пока он подрастет. Плюсом системы является то, она позволяет рационально организовать время, помогает закаливанию и спортивной подготовке детей. Минус: отсутствие индивидуального подхода и недостаточное внимание развитию речи и сюжетно-ролевой игре.

4. Метод Гленна Домана разработан автором для детей с поражениями центральной нервной системы. Принцип, заложенный в основу – стимулирование клеток мозга с помощью внешних раздражителей. Ребенку показываются карточки с изображением и названием различных предметов на 1-2 секунды. Считается, что ребенок подсознательно их запоминает и может заучить большой объем информации. Недостаток такого метода раннего развития в том, что большие объемы информации могут принести вред детской психике.

5. Методика Сесиль Лупан связывает обучение и развитие ребенка с возникновением у него интереса к окружающему миру. Детям пытаются дать именно те знания, и в тот момент, когда им этого хочется. Метод опробован автором на своих детях, поэтому у нее все более тонко и индивидуально. Большим плюсом является то, что для обучения используется то, что оказывается под рукой, никаких специальных пособий не требуется. Проблемным для родителей может оказаться ее настоятельная рекомендация обучать ребенка плаванию с пеленок.

Заниматься с малышом нужно обязательно, но стоит разобраться в плюсах и минусах каждой методики раннего развития ребенка, с учетом его индивидуальности.