"игры, направленные на развитие речевого общения дошкольников с демонстративным поведением". В группе демонстративный ребенок: как взаимодействовать

Злые – добрые кошки (для детей с 3 лет)


Цель: снятие общей агрессии

Дети стоят в кругу, в центре на полу лежит обруч – «волшебный круг» для превращения. Ребенок входит в обруч и по сигналу взрослого превращается в злющую кошку: шипит, выпускает когти. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг, говорят: «Сильнее, сильнее…». По сигналу взрослого «превращение» заканчивается и ребенок выходит из круга.

Игра повторяется со следующим ребенком. После детям предлагается превратиться в добрых и ласковых кошечек.


Детский футбол (для детей с 4 лет)


Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на 2 команды. Взрослый – судья. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол. Взрослый следит за соблюдением правил: нельзя пускать в ход руки и ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.


Качели (для детей с 4 лет)


Участвуют ребенок и родитель или двое детей. Один садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Второй встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2 – 3 минуты. Затем участники меняются местами. Сидящий не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку.


Жмурки (для детей с 4 лет)


Цель: коррекция страхов, застенчивости, развитие умения чувствовать других

Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате, издавая веселые звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я!» Схватив попавшегося, водящий угадывает, кто это, и только после снимает повязку. Следите, чтобы ребенок долго не «жмурился» в поисках игроков, как только почувствуете, что они затянулись, поддайтесь с радостью.


Мешок с капризками (для детей с 4 лет)


Дети встают полукругом, психолог показывает мешок и говорит:

Посмотрите, это не простой мешок - в нем собрались все детские капризы и упрямства. Иногда они вылезают из него и заставляют нас капризничать. Давайте прогоним капризы, чтобы они не портили нам настроение. Для этого нужно изо всех сил постучать кулаками по мешку.

По окончании упражнения психолог выясняет у детей, не осталось ли у них «капризок» и «упрямок».


Капризуля (для детей с 4 лет)


Цель: коррекция упрямства, капризности

Выбирается Капризуля, он встает в центр круга. Его просят хныкать громче, а остальные должны его успокаивать. Детям можно подсказывать, как лучше ее успокоить. Затем выбирается другой ребенок на роль Капризули.

По окончании игры выясняют у каждого ребенка, что понравилось больше - капризничать или успокаивать, и почему. Упражнение можно проводить в парах. Тогда один участник – Капризуля, а другой его успокаи-вает.


Злые мыльные пузыри (для детей с 4 лет)


Цель: учить контролировать гнев с помощью одной из дыхательных техник

Детей просят назвать ситуации, когда они злятся на кого – нибудь.

«Сейчас я научу вас, как справляться со своей злостью. Закройте глаза и представьте, что у вас в руках трубочка для мыльных пузырей. (дети поносят к губам ладони, имитируя соломинку). Мед-ленно выдыхайте, чтобы образовался мыльный пузырь, который наполнен злостью. Сделайте большой злой пузырь. Вот он образовался и полетел вверх, выше и выше. Он становится меньше и меньше и вот совсем исчез. Теперь сделайте другой злой пузырь и подождите пока но исчезнет или лопнет. Пускайте пузыри до тех пор, пока вся злость не выйдет из вашего тела. Затем можно открыть глаза».

Дети открывают глаза: «А теперь подул прохладный ветерок и унес остатки всех злых пузырей, которые были у нас в группе».


Уходи, злость, уходи! (для детей с 4 лет)


Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звез-ды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты. Следите, чтобы ударяя руками по подушке, дети не попадали очень часто по рукам соседа. Отдельные попадания полезны.


Выбиваем пыль (для детей с 4 лет)


Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций

Каждому участнику достается «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее «почистить».

Подушка может быть одна и перекидываться по кругу. Кому досталась подушка, тот и колотит, затем кидает ее другому.


Нарисуй свой страх, победи его (для детей с 5 лет)


Цель: коррекция страхов, отреагирование через изобразительную деятельность. Диагностика «базового страха».

Ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие – еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем с ребенком сходите и выбросите весь мусор – он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.

Повторите упражнение через 1– 2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция).


Закрытая дверь (для детей с 5 лет)


Цель: снижение агрессии, упрямства, ослабление негативных эмоций

Дети делятся на пары, садятся «по-турецки» напротив друг друга, упираясь ладошками в ладошки напарника.

Один из вас - железная, крепкая, неподвижная дверь. Держите свои ладош¬ки очень крепко. А ваш напарник должен сильно давить на «дверь», пытаясь ее открыть. Игра начинается на счет «три», а заканчивается по сигналу «стоп». Внимание! Раз-два-три!..

Через минуту дети меняются ролями. По окончании упражнения выясняют у детей, что понравилось больше - быть «дверью» или «открывать» ее.


Плоды одного дерева (для детей с 5 лет)


Цель: коррекция страхов, повышение уверенности в себе

Детям показывают бутафорское дерево, на котором созрели черные и желтые плоды. Плоды черного цвета - наши страхи, а желтые плоды - наши смелые поступки.

Каждому ребенку предлагается сорвать один черный плод и рассказать, чего он боится или боялся раньше, или чего когда-то испугался.

Затем сорвать желтый плод и рассказать о своем смелом поступке или о том, чего он не боится.

Психолог первым срывает «плоды»: «Однажды я испугалась... Зато я не боюсь...»


Теплый круг (для детей с 5 лет)


Дети стоят в кругу, у взрослого – мяч.

«На земле есть много интересных и необычных мест, где нам хотелось бы побывать. Но у каждого из нас есть такое место, где мы чувствуем себя комфортно и комфортно. Вспомните эти места…»

Мяч передается по кругу. Тот у кого мяч, говорит: «Я чувствую сея хорошо… (дома, у бабушки, в детском саду и т.п.)»

По окончанию детям задают вопросы:

«Трудно ли было вспомнить любимое место? Почему?

Может ли у одного человека быть несколько любимых мест?»

Детям можно предложить найти в комнате комфортное для себя место и посидеть в нем в любой позе 1 минуту.


Несмеянки (для детей с 5 лет)


Цель: снижение застенчивости, упрямства, развитие произвольности

Детям рассказывают историю о государстве Несмиянок и о Клоуне, который решил их рассмешить.

Выбирается Клоун, ему надевают колпак и нос – он должен постараться рассмешить Несмиянок. Остальные дети – Несмиянки – должны постараться не улыбнуться и не засмеяться.

Через некоторое время водящий меняется, игра возобновляется. По окончании игры выясняют у детей, что было труднее - рассмешить или же самим не рассмеяться.


Злые собаки (для детей с 5 лет)


Цель: коррекция агрессивности, застенчивости, формирование уверенности, смелости

Дети делятся на две группы: одни будут изображать злых собак, другие – испуганных детей. Посередине определяют границу «забора» стульями.

Детям объясняют, что за забором - злые собаки. Они громко лают, бросаются на забор, хотят напугать детей... Детям очень страшно!

Дети выполняют задание, затем меняются ролями. По окончании игры выясняют, что чувствовал каждый ребенок, когда на него лаяли «собаки», и что он ощущал в роли «злой собаки».


Маленькое привидение (для детей с 5 лет)


Цель: снижение агрессии, научить выплескивать гнев в приемлемой форме

Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем изображать маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и попугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать вот так (приподнять согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом: «У-У-У»

Если я тихо хлопаю, то вы тихо говорите «У», а если я громко хлопаю – вы громко пугаете. Но помните, вы добрые привидения и хотите только слегка пошутить»

В конце игры взрослый говорит: «Молодцы! Пошутили – и хватит. Давайте снова станем детьми»


Король и слуги (для детей с 5 лет)


Цель: снижение застенчивости, эгоцентризма, повышение уверенности в себе, развитие умения различать разные эмоциональные состояния

Среди детей выбирается король (королева), который отдает приказы и распоряжения. Ему предоставляют трон и корону. Остальные дети – слуги – выполняют распоряжения короля. Если король сидит с серьезным лицом, все с серьезными лицами маршируют. Если король улыбается, все улыбаются и машут ему рукой

По окончании игры детям предлагается обсудить, что они чувствовали, будучи королем и слугой, какая роль понравилась больше, легко ли было выполнять приказы короля, кто был добрым королем, а кто злым и т.д.

В роли короля (королевы) должен побывать каждый ребенок. В зависимости от количества участников в группе, в роли короля и королевы одновременно могут выступать двое детей. Время «правления» лучше установить с помощью песочных часов.


Два барана (для детей с 5 лет)


Цель: снижение агрессии, упрямства, ослабление негативных эмоций

«Рано-рано два барана повстречались на мосту». Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинулся - проиграл. Можно издавать звуки «Бе». Следите, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.


Ругаемся овощами (для детей с 5 лет)


Цель: снижение вербальной агрессии, ослабление негативных эмоций

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А ты – тыква» и т.д.


Минимальное количество участников – 2, но чем больше, тем интереснее и полезнее игра. Необходимы краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время, можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.


Сказка о страхе


Цель: коррекция страхов.

Приготовить бумагу и карандаши. Психолог рассказывает сказку: «Жил – был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него…». Давайте нарисуем Страх. Какой он?

Дети рисуют Страх, показывают его друг другу и рассказывают о нем.


Рыбаки и рыбка (для детей с 6 лет)


Чем больше участников, тем игра интереснее и полезнее, но не менее 6. Два участника – рыбки. Остальные встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки – это сеть. Рыбка хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом усердно задевают ее по спине, слегка постукивают по ней, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и становятся сетью. Процесс смены ролей повторяется 2 – 3 раза.

Предупреждение: Движения сети должны быть в меру агрессивными.


Жужа (для детей с 6 лет)


Цель: снижение агрессии, ослабление негативных эмоций

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам. Взрослый следит за формой выражения «дразнилок». Они не должны быть обидными и болезненными.


"Разговор с руками" (Шевцова И.В.)


Цель: научить детей контролировать свои действия, коррекция агрессии.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики.

После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение дня или 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

Качества личности противоположные конформно­сти - это самостоятельность и независимость. Одна­ко в своем крайнем выражении и они приводят к неконструктивному - демонстративному поведению. Признаками такого поведения будет стремление ре­бенка к демонстрации своей индивидуальности, кривляние и капризы, а также вычурность действий и поведения в целом.

Часто встречающийся вариант демонстративного поведения - детское кривляние. Можно выделить две закономерности. Во-первых, ребенок кривляется толь­ко в присутствии взрослых (воспитателей, родителей) и только тогда, когда они обращают на него внима­ние. Во-вторых, когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а наоборот , усиливается. В итоге развертывается особый коммуникативный акт, в котором ребенок на невербальном (при помощи действий, телесном) языке говорит взрослым: «Я де­лаю то, что вам не нравится». Сходное содержание иногда выражается непосредственно в словах: «Я - плохой».

Что же побуждает ребенка использовать демонстра­тивное поведение как особый способ коммуникации?

Нередко демонстративное поведение ребенка это единственно возможный способ привлечь к себе вни­мание взрослых. Такой выбор дети совершают в тех случаях, когда родители практически не общаются с ними, общаются мало или формально (ребенок не получает в процессе общения так необходимые ему любовь, ласку, тепло), а также если общаются ис­ключительно в ситуациях, когда ребенок плохо себя ведет , и его следует отругать, наказать. Не имея при­емлемых форм контакта со взрослыми (совместные чтение и труд, игра, спортивные занятия и др.), ребе­нок использует парадоксальную, но единственную ему доступную форму - демонстративную выходку и незамедлительно следующее за ней наказание. «Обще­ние» состоялось.

Но это причина не единственная. Если бы все слу­чаи кривляния объяснялись так, то, закономерно, кривляния не должно быть в семьях, где родители достаточно много общаются с детьми. Однако, из­вестно, что дети кривляются в таких семьях ничуть не меньше. В этом случае кривляние , самоочернение ре­бенка «я - плохой» являются способом выйти из-под власти взрослого , не подчиниться его нормам и не дать ему возможность осудить, сделать замечание, от­ругать, поскольку осуждение - самоосуждение - уже состоялось. Такое демонстративное поведение преиму­щественно распространено в семьях (группах) с авто­ритарным стилем воспитания, властными родителя­ми, воспитателями, учителями, когда дети постоянно подвергаются осуждению и замечаниям.

Демонстративное поведение может также возни­кать при прямо противоположном желании ребенка - быть как можно лучше. В ожидании внимания со сто­роны окружающих , взрослых ребенок ориентирован на то, чтобы специально продемонстрировать свои достоинства, свою «доброкачественность».

Другой не менее распространенный вариант демон­стративного поведения детей - это капризы. Каприз - часто повторяющаяся слезливость, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обра­тить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми. Капризы обычно сопровождаются активным проявле­нием недовольства и раздражительности: плачем, дви­гательным возбуждением, катанием по полу , разбра­сыванием игрушек и вещей.

Эпизодически капризы возникают в результате пе­реутомления, перевозбуждения нервной системы ре­бенка сильными и разнообразными впечатлениями, а также как признак или следствие начавшегося заболе­вания.

От эпизодических капризов, обусловленных во мно­гом возрастными особенностями детей следует отли­чать закрепившиеся капризы, превратившиеся в при­вычную форму поведения. Основная причина таких капризов - неправильное воспитание (избалован­ность или чрезмерная строгость со стороны взрослых).

Дети с любой разновидностью демонстративного поведения нуждаются в психолого-педагогической помоши. В коррекционной и профилактической рабо­те с такими детьми игра имеет значительно больше преимуществ, чем учебная деятельность. Последнюю целесообразно использовать для закрепления достиг­нутых в игре результатов.

Коррекционные возможности игры помогают эф­фективно купировать проявления демонстративности, а также использовать демонстративное поведение, как это не парадоксально , для лучшего осознания ребен­ком самого себя. Объясняется это тем, что в игре взрослый может специально создать такие условия, чтобы ребенок максимально ярко и сильно проявил свою демонстративность. Такое заострение негативных черт одновременно и способ самовыражения ребенка, и, что важно,- один из способов самоосознания. Иг­ра помогает также сгладить негативные черты лично­сти, такие как капризность, развязность, трусость, эгоизм - типичные для детей с демонстративным поведением.

ПРОТЕСТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Формы протестного поведения детей это негати­ визм, упрямство, строптивость. В определенном возрас­те, как правило в два с половиной - три года (кризис трехлетнего возраста), подобные нежелательные из­менения в поведении ребенка свидетельствуют о вполне нормальном, конструктивном формировании личности: о стремлении к самостоятельности, об ис­следовании ее границ. Если подобные проявления у ребенка носят исключительно негативный характер, это расценивается как недостаток поведения.

Негативизм - такое поведение ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили. То есть, это реакция ребенка не на содержание действия , а на само предложение, которое исходит от взрослых. Л.С. Выготский подчер­кивал, что в негативизме, во-первых, на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку; во-вторых, ребенок уже не действу­ет непосредственно под влиянием своего желания , а может действовать наперекор ему.

Типичные проявления детского негативизма - это беспричинные слезы, грубость, дерзость либо замкну­тость, отчужденность, обидчивость. «Пассивный» не­гативизм выражается в молчаливом отказе ребенка выполнять поручения, требования взрослых. При «ак­тивном» негативизме дети совершают действия, про­тивоположные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своем. В обоих случаях дети стано­вятся «неуправляемыми»: ни угрозы , ни просьбы на них не действуют. Они стойко отказываются делать то, что еще недавно выполняли беспрекословно. Причина такого поведения нередко заключается в том, что у ребенка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых, препятствую­щим удовлетворению детской потребности в само­стоятельности. Таким образом, негативизм - это час­то результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, совершаемого над ним взрослым.

Ошибочно смешивать негативизм с проявлением настойчивости. Настойчивое стремление ребенка к достижению цели , в противоположность негативиз­му, явление положительное. Это важнейшая характе­ристика произвольного поведения. При негативизме мотивом поведения ребенка является исключительно желание настоять на своем, а настойчивость определя­ется подлинной заинтересованностью ребенка в дости­жении цели. Очевидно, что с появлением негативизма нарушается контакт между ребенком и взрослым, без чего воспитание вообще становится невозможным. Из-за того, что взрослые постоянно препятствуют ис­полнению решений и желаний ребенка, неизбежно постепенно происходит ослабление самих этих жела­ний, а следовательно, и ослабевает стремление к само­стоятельности.

Негативизм в известной мере интегрирует все ос­тальные формы протестного поведения , в том числе и упрямство.

«Упрямство - такая реакция ребенка, когда он на­стаивает на чем-либо не потому, что ему этого силь­но хочется, а потому, что он это потребовал... Моти­вом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением». Выготский Л.С. Собр. соч.: В б т. М., 1984. Т. 4. 22

Причины упрямства разнообразны. Упрямство мо­жет возникнуть как следствие неразрешимого кон­фликта взрослых, например родителей, их противо­стояния друг другу без уступок , компромиссов и каких-либо перемен. В результате ребенок настолько пропитывается атмосферой упрямства, что начинает вести себя аналогичным образом, не усматривая в этом ничего плохого. Для большинства взрослых, жа­лующихся на упрямство детей характерна индивидуа­листическая направленность интересов, фиксация на одной точке зрения; такие взрослые «заземлены», им не хватает воображения и гибкости. В этом случае упрямство детей существует только вместе с потребно­стью взрослых во что бы то ни стало добиться беспре­кословного их послушания. Интересна и такая закономерность: чем выше интеллект взрослых, тем реже дети определяются как упрямые , поскольку такие взрослые, проявляя творчество, находят больше ва­риантов для решения спорных вопросов.

Часто упрямство определяется как «дух противоре­чия». Такое упрямство, как правило, сопровождается чувством вины и переживаниями по поводу своего поведения, но несмотря на это, оно возникает снова и снова , так как носит болезненный характер. Причи­на подобного рода упрямства - длительно действую­щий эмоциональный конфликт, стресс, который не может быть разрешен ребенком самостоятельно.

В некоторых случаях упрямство обусловлено общей перевозбудимостъю, когда ребенок не может быть по­следовательным в восприятии чрезмерно большого ко­личества советов и ограничений со стороны взрослых.

Негативно, патологично упрямство бессознатель­ное, «слепое», бессмысленное. Упрямство позитивно, нормально, если ребенком движет осознанное жела­ние выразить собственное мнение, разумный протест против ущемления его прав, жизненно важных по­требностей. Подобное упрямство или , другими слова­ми - «борьба за личную независимость», в основном присуще активным, энергичным от природы детям, обладающим повышенным чувством собственного достоинства. Способность вести себя независимо от обстоятельств и даже вопреки им, руководствуясь собственными целями - важная.личностная черта на­ряду с другой - разумно подчиняться обстоятельст­вам, правилам, действовать по образцу.

С негативизмом и упрямством тесно связана и другая форма протестного поведения - строптивость. Строп­тивость отличается от негативизма и упрямства тем, что она безлична, т.е. направлена не столько против руково­дящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребенку образа жизни.

Дети с протестным поведением чаще других свер­стников инициируют конфликтные ситуации или по­падают в них. Они протестуют, занимают позицию «непримиримого борца», отстаивают ее «до победы»; они склонны разрешать конфликтные ситуации кри­ками, обзыванием, дракой.

Чтобы вернуть такому ребенку эмоциональное бла­гополучие, ему необходимо помочь осознать какие из его внутренних тенденций вошли в противоречие; привести уровень притязаний в соответствии с инди­видуальными возможностями; восстановить пошат­нувшуюся самооценку или утвердить ее на новой ос­нове. В полной мере и успешно реализовать эти задачи взрослый может, если обратится к коллективной игре. В таких играх у детей с конфликтным поведением лег­че развить способность идти на компромисс (взаим­ные уступки), научить договариваться , познакомить с другими «мирными» и эффективными способами разрешения конфликтных ситуаций: например, при­влечь к разрешению конфликта объективных «судей» (взрослых, других сверстников), переключить свое внимание или внимание оппонента, разделить дело­вую и эмоциональную стороны конфликта, наконец, отсрочить конфликт.

Из опыта работы по теме:

«Использование игр в коррекции поведения дошкольников»

Макаренко Нина Андреевна

1. Игры с правилами (игры - соревнования).

«Воробьиные драки»

Дети, присев на корточки и положив руки на колени, изображают воробышков. В такой позе, разбившись на пары, дети-воробьи «дерутся», т.е. толкаются. Тот, кто упал или убрал руки с коленей – выбывает из игры. Дети, победившие в своей паре, образуют новые пары и продолжают игру до тех пор, пока не выявят самого ловкого воробья.

«Пеньки»

«Пеньки» - стулья или кубы - на один меньше, чем играющих детей, расставлены по кругу. Дети выбирают себе пенек. Водящий подходит к любому сидящему на пеньке ребенку и говорит:

Я хочу у вас спросить: можно мне ваш пень купить?

Хозяин пенька:

Коли друг ты удалой, был пень мой, а станет твой!

Оба ребенка: и покупатель, и хозяин встают за пеньком спина к спине и по команде бегут по кругу. Хозяином пенька становится тот, кто обежит круг и сядет на пенек первым. Затем бывший хозяин пенька или неудавшийся покупатель ищет себе пенек снова.

«Мяч по кругу»

По команде ведущего дети передают мяч по кругу. По команде «Стоп!», ребенок, в чьих руках в это момент оказался мяч, выбывает из игры. Также выбывает из игры и тот, кто уронил мяч.

2. Длительные совместные игры сверстников.

«Бюро находок»

Эта игра может продолжаться один или несколько дней (последнее предпочтительнее). В течение определенного времени дети, обнаруживая потерянные вещи или вещи, лежащие не на своих местах (это могут быть, например, ластик, солдатики, машинка, заколка для волос, варежки, даже мыльница – если в расписании занятий было посещение бассейна), сдают их в «Бюро находок». В последний день игры «Бюро находок» открывается. Вещи разыгрываются как фанты и возвращаются их владельцам.

«Кругосветное путешествие»

В течение двух- трех дней или недели дети всей группой совершают «кругосветное путешествие». Маршрут путешествия желательно прослеживать и отмечать на карте.

На борту корабля находится капитан, его помощник, матросы, юнга, кок, корабельный врач и несколько пассажиров. За время плавания с путешественниками происходят всевозможные приключения: они сражаются с пиратами, знакомятся с культурой иноземных племен, терпят лишения на необитаемом острове и наконец, благополучно возвращаются.

Поскольку игра продолжается несколько дней, то каждый день целесообразно разыграть одну – две сценки. Сценки могут быть представлены играми различных типов. Например, в сцене знакомства с культурой иноземных племен уместны образные игры или игры – драматизации, а в сцене сражения с пиратами – игры-соревнования.

Не страшно, если какую-либо роль сначала исполняет один ребенок, а потом другой или если кому-то из детей поручены две роли. Важно, чтобы все дети были задействованы в игре. Поэтому взрослый, совместно с детьми, может дополнять игру новыми сценами и персонажами.

3. Игра – драматизация.

«Король - боровик»

Ведущий произносит текст, а дети выполняют движения согласно тексту:

Шел Король-Боровик через лес напрямик.

Он грозил кулаком и стучал каблуком.

Был Король-боровик не в духе,

Короля покусали мухи.

«Тишина»

Дети вынимают из шкатулки записочки с ролями. Ведущий читает текст, а участники-актеры изображают то, о чем говорит ведущий, в соответствии со своей ролью. Текст, например, может быть таким:

Тишина.

Стояла тишина. Вдруг неожиданно грянул выстрел. Дерево вздрогнуло, и с него посыпались листья. Упала ветка. Вспорхнули и закружили вороны. Они долго пронзительно каркали и разбудили собаку. Она лениво вышла из будки, потянулась, оглянулась вокруг, тявкнула, и захотела было залезть обратно, как вдруг увидела кошку, которая мирно лежала у дерева. Собака подбежала к кошке и зарычала. Кошка лишь приоткрыла один глаз и продолжала смотреть удивительный сон. Ей снилось, что стояла тишина. Неожиданно грянул выстрел. Дерево вздрогнуло, и с него посыпались листья. Упала ветка, и т. д.

«Попугай».

(отрывок из рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского «Попугай»)

…Ника часто капризничала, и как начнет, бывало плакать, так три часа и плакала.

Перестанет совсем уже, мама спросит ее:

Ты, Никочка, перестала плакать?

Нет, мама, - ответит Никочка, - я отдыхаю только, я сейчас опять начну.

Вот раз, когда Никочка отдыхала, попугай вдруг говорит:

Ты, Никочка, перестала плакать?

Даже Никочка рассмеялась. Захочет плакать, вспомнит попугая и только рассмеется…

Никочка была и самая капризная, и самая большая шалунья…

Основой игр-драматизаций могут быть и другие литературные произведения, например, отрывки из рассказов для детей «Елка», «Бабушкин подарок» М. Зощенко и «Большая стирка» Л. Пантелеева; «Как я был учителем» М. Ленча; из сказок «Маленький мук» В. Гауфа; «Кузнечик и улитка» Д. Биссета, «Два кролика» К.Д.Ушинского, «Лесные хоромы» М.Л. Михайлова и др.

Незатейливую сказку, но отвечающую потребностям и целям коррекционно-развивающей работы можно придумать и самим.

4. Образно – ролевые игры

«Интересная походка»

Дети образуют круг, чтобы всем было хорошо видно друг друга. По заданию ведущего нужно изобразить ту или иную походку. Например, походку человека по раскаленному песку или по скользкому льду, походку боевого генерала или балерины, походку старого или гордого, или крадущегося человека, или человека, которому жмут ботинки. Ведущий приглашает желающих в круг и дети по очереди показывают свой вариант походки. Желательно, чтобы походку каждого типа изображали по 2-3 человека.

«Разные лошадки»

Дети свободно стоят, лучше в кругу. Ведущий (взрослый) предваряет игру коротким вступительным словом о том, что лошадки, как и люди, не похожи друг на друга по характеру, нраву и, соответственно по-разному себя ведут. Затем детям предлагается изобразить лошадку – упрямую, шаловливую, капризную, вежливую, застенчивую, злую и др. дети могут показывать свои варианты по очереди, выходя в центр круга, если места мало, или все одновременно, если места для игры достаточно.

«Теремок»

В этой игре задача детей не разыграть известный сюжет, а лишь создать образы персонажей. Каждый ребенок получает карточку с именем сказочного героя, и коротко оговаривает с ведущим его характер и стиль поведения. Например, Медведь – молчаливый, неповоротливый; Заяц – трусливый; Лягушка – болтливая, непослушная; Муха – назойливая, непоседливая; Волк – злой, драчливый; Лиса – недотрога, лукавая притворщица; Козел – упрямый, сердитый; Мышка – капризная, обидчивая и др. Далее ведущий говорит, что пришло время познакомиться с жителями теремка, и дети по очереди их изображают.

5. Психотехнические раскрепощающие игры

«Летел лебедь»

Играющие образуют круг и вытягивают руки в стороны, причем, левая ладошка каждого ребенка лежит под правой ладошкой соседа слева, а правая ладошка, соответственно, на левой ладошке соседа справа. Дети по кругу накрывают своей правой ладошкой правую же ладонь соседа слева и при этом, хором, в такт хлопкам, приговаривают: « Летел лебедь, сказал… девять» или любое другое число не больше двадцати. Далее хлопками продолжают отсчитывать названное число. Тот ребенок, на котором счет завершается, должен вовремя отдернуть руку, чтобы его не осалили. Если ему это удалось, то он начинает игру снова, и он же определяет новое число. Если ребенок не успел отдернуть руку, то он выбывает из игры. Победитель определяется из двух оставшихся игроков.

«Посидим в тишине»

Детям предлагают представить, что в соседней комнате кто-то спит, его нельзя будить, а им необходимо срочно выполнить несколько заданий. Например, бесшумно положить одна на другую четыре тарелки; перелить воду из стакана в стакан; размешать сахар в стакане; сложить карандаши в пенал и т.п.

«Загадочный стук»

Из числа играющих детей выбирается водящий. Он выходит из группы и стучит в дверь: угрожающе, нетерпеливо, радостно, настойчиво, робко, (по выбору). Остальные дети должны понять эмоциональный подтекст стука. Ребенок которому удается отгадать первым, становится водящим, и игра продолжается.

6. Психотехнические освобождающие игры

«Зеркало»

Дети играют парами. Роли распределяются так: один ребенок – зеркало, другой – смотрящийся в зеркало. Задача играющих – синхронно выполнять любые движения, запрещается лишь дотрагиваться друг до друга. Инициатива придумывать движения принадлежит смотрящему в зеркало. Через одну-две минуты дети в паре меняются ролями.

«Ванька - встанька»

Дети по четыре – пять человек кружочком сидят на полу, взявшись за руки. По команде ведущего, одновременно, не расцепляя рук, все встают в полный рост. Затем по команде ведущего, также садятся. Побеждает кружок, который встал и сел первый. Запрещается размыкать руки и опираться на них. Команда, нарушившая правила, выбывает из игры.

«Шалтай - Болтай»

Дети хором произносят слова:

Шалтай – Болтай сидел на стене,

Шалтай – Болтай свалился во сне.

Куда упал?

Во что упал?

Ребенок – водящий с закрытыми глазами опускает руки в заранее приготовленные емкости с песком, крупой, пуговицами, семечками, камушками, бисером, ракушками и др. и определяет их содержимое отдельно правой и левой рукой. Игру можно усложнить, если в емкости смешаны два-три наполнителя.

7. Коллективные дидактические игры.

«Сто одежек»

Дети играют тройками. Каждая тройка – это семья: мама, пап и ребенок. Перед каждым игроком на столе лежит соответствующая кукла, вырезанная из картона и набор одежды, вырезанной из бумаги. Задача детей, как можно быстрее одеть каждого члена семьи в соответствующую его полу и возрасту одежду.

Трудность заключается в том, что часть одежды в комплекте, изначально предназначенном для каждого кукольного члена семьи, принадлежит другому. Поэтому, игроки, одевающие кукол, должны об этом вовремя догадаться и поменяться необходимой одеждой.

«Неожиданные картинки»

Столы расставлены по кругу. У каждого ребенка набор карандашей и лист бумаги, подписанный с обратной стороны. Каждый начинает рисовать какую-либо картинку. По команде ведущего все перестают рисовать и передают начатый рисунок своему соседу слева. Получив взамен лист от соседа справа, продолжают рисовать уже начатую им картинку. Через две-три минуты опять происходит обмен рисунками. Если детей много, то рисунки целесообразно передавать через одного. Совершив полный круг, рисунки возвращаются к своим первоначальным владельцам. Получившаяся картинка – результат коллективного творчества детей.

«Цепочки слов»

Ведущий называет какое-либо слово, например «мед», и спрашивает рядом стоящего игрока, что он себе представляет, когда слышит это слово? Игрок, допустим, отвечает «пчела», должен называть свою ассоциацию на это слово, например, «боль» и т. д. Получиться может такая цепочка: мед – пчела – боль – врач – скорая помощь – машина – автогонки и т. д.

8. Сюжетно – ролевые игры

«День рождения»

Ведущий: «Представьте себе День Рождения. Каждый из вас не раз присутствовал на этом празднике и как именинник и как гость. Сейчас каждый получит определенную роль, которой должен придерживаться в течение игры». Возможные роли: Именинник, Спорщик, Миротворец, Пассивный, Недовольный, Весельчак, Бестактный, Сердитый, Забияка. Застенчивый и др. Ведущий специально подбирает роль каждому ребенку. Она может быть как соответствующей его типу, так и противоположной, в зависимости от целей коррекционно-развивающей работы. Если есть необходимость, особенно поначалу, то можно определить роль более подробно. Например, Застенчивый – сидит в сторонке, молчит, участия в общем веселье не принимает, всех сторонится и т. д. Задача взрослого – внимательно наблюдать за ходом игры и поведением каждого из участников, отмечая соответствие его поведения предложенной роли и сюжету.

«В поликлинике»

Игра аналогична предыдущей. Ведущий, апеллируя к имеющемуся у игроков опыту, предлагает им представить себя в поликлинике и вспомнить, как по – разному ведут себя дети, ожидая очереди на прием к врачу. В этом игровом сюжете возможны такие роли:

Доктор – его роль целесообразнее взять на себя взрослому.

Трусливый – сидит, дрожит и стонет. Как только Доктор или кто-то из посетителей обращается к нему с вопросом, зажмуривает глаза, закрывает голову руками и начинает тихонечко причитать: «Ой, боюсь!» и т. п.

Нетерпеливый – норовит проскочить в кабинет врача без очереди. В общем разговоре всех перебивает, то и дело смотрит на часы, ходит взад – вперед по коридору, торопит Доктора и других детей и т. п.

Упрямый – игнорирует просьбы других, поступает назло.

Хвастливый – каждому сообщает, что он не боится никаких процедур, никакого лечения.

Капризный – постоянно ноет, все время чем-то недоволен: то ему жарко, то ему хочется пить.

Застенчивый – сидит тихонечко в сторонке на краешке стула. На обращенные к нему вопросы: Как тебя зовут? Сколько лет? Что болит? – молчит, испуганно на всех смотрит, и все сильнее забивается в угол и т. п.

Распределив и обсудив все роли, ведущий напоминает детям, что в течение всей игры каждый должен постоянно находиться в указанном образе.

9. Русские народные игры

«Горелки»

Играющие образуют круг и движутся по часовой стрелке. Водящий, ударяя в бубен, движется внутри круга против часовой стрелки. Все дети хором произносят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Раз, два, три,

Беги!

На слово «три» все останавливаются, водящий протягивает бубен между двумя соседними игроками. Они поворачиваются спиной друг к другу и на слово «беги» бегут в противоположные стороны, огибая круг. Выигрывает тот из детей, кто первым вернулся к водящему и ударил в бубен. Теперь этот ребенок – водящий, а его проигравший соперник и бывший водящий становятся в общий круг. Игра продолжается.

«Разорви круг»

Играющие, держась за руки, образуют круг и начинают двигаться вправо и влево. По сигналу ведущего они останавливаются и, дергая друг друга то вперед, то назад, стараются разорвать круг, но, не расцепляясь с соседом. Те, кто разнимает руки, выходят из игры. Круг сужается. Затем по сигналу все повторяется. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок, он и побеждает. Если кто-то сам оторвет свою руку от соседа, то из игры выходят оба, поэтому надо держать руки соседа крепко.

«Поймай последнего»

Все играющие становятся в колонну по одному, обхватив друг друга за пояс. По сигналу ведущего, стоящий впереди старается поймать последнего в колонне. Вся колонна извивается змейкой, пытаясь не допустить этого. Во время увертывания играющие не имеют права расцепляться. Отцепившийся игрок выходит из игры.

По договоренности впереди стоящий может ловить на только последнего игрока, но и других, стоящих в конце колонны. Если, например, он поймал, третьего игрока от конца, то в этом случае все стоящие за ним выбывают из игры.

ЛИТЕРАТУРА

Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. Москва, 2004 г.

Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Новосибирск, 1994 г.

Михайленко Л.Я. Игры с правилами в дошкольном возрасте. Москва, 2000 г.

Михайленко Л.Я. организация сюжетной игры в детском саду. Москва, 2000 г.

Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Москва, 2000 г.

Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. Москва, 2000 г.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ (агрессивности детей, демонстративности, обидчивости, застенчивости)

Игры на коррекцию агрессивности:

    «Пылевыбивалка»

Отличная игра, чтобы на физическом уровне дать выход агрессии. Берем мягкую подушку среднего размера и просим ребенка помочь выбить пыль из нее. Ребенок может делать с подушкой все, что угодно: бить ее руками, пинать, подбрасывать, даже кричать.

    «Обстрел снежками»

Заготовьте с ребенком «снаряды»: в качестве снежков можно использовать скомканную бумагу. Бросайтесь друг в друга бумажными снежками, не забывая прятаться в укрытия и уворачиваться от «снарядов» соперника. Дети такую «войнушку» очень любят и готовы играть в нее очень долго.

    «Фейерверк»

Заготовьте пачку цветной бумаги, которую вы отдадите на «растерзание» ребенку. Суть игры в том, что ребенок сначала рвет листы бумаги на кусочки, а затем подбрасывает обрывки вверх. Самое главное – приготовить побольше бумаги, чтобы ребенок играл до тех пор, пока не иссякнет интерес, а потом нужно вместе ликвидировать последствия игры с пола.

    «Минута шалости» (психологическая разгрузка)

Ведущий по сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1–3 минуты объявляет конец шалостям.

    «Повелитель ветра»

Садимся напротив ребенка и объявляем его повелителем ветра. Его задача – дуть как можно сильнее. Воспитатель в это время подыгрывает малышу, изображая, как ее сдувает с места, и изо всех сил сопротивляясь порывам ветра.

Игры на коррекцию демонстративного поведения:

    «Зеркало»

Перед началом игры проводится "разминка". Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди "выступает" перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и "починить" испорченное зеркало.

Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываться, причесываться, делать зарядку, танцевать. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!

    «Связующая нить»

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

    « Волшебные очки»

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. "Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). "А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал". Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

    «Конкурс хвастунов»

Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. "Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств". После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки - реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и "масштаб" этих достоинств - это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль "Лучшего хвастуна" или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.

    « Царевна Несмеяна»

Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к царевне Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети меняются ролями. Такие игры способствуют формированию общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Когда ребенок почувствует радость от общей игры, от того, что мы делаем вместе, когда он разделит эту радость с другими, его самолюбивое "Я", скорее всего, перестанет требовать похвал и восхищений.

Игры на коррекцию обидчивости:

    «Необидные слова»

Цель: помочь детям высказать друг другу необидные слова.

Ход игры: «Ребята, сейчас мы будем передавать мяч по кругу и называть друг друга разными необидными словами» (заранее обговаривается условие, какими словами можно пользоваться. Это могут быть названия растений, грибов, фруктов, овощей. Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, одуванчик!" В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты, зайчик!" Игра проводиться в быстром темпе.

    «Мне нравится»

Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком. Ход игры:

Дети, сидя в кругу, по очереди называют то, что им нравится, начиная каждое высказывание словами: " Мне нравится. " Повторять одно и то же дважды нельзя.

    «Мирилка»

Цель: научить детей быть менее обидчивыми. Ход игры: Один ребёнок сидит на стуле и наблюдает за тем, как двое его сверстников инсценировано обижают друг друга. Он должен подойти к ним, объяснить, как надо быть в такой ситуации и постараться помирить их. Взрослый должен следить, чтобы в игре не было слишком обидных слов.

    «Змейка»

Цель: помочь детям почувствовать себя частью коллектива.

Ход игры: Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - "голова", последний - "хвост". "Голова" должна дотянуться до "хвоста" и дотронуться до него. Как только "голова" схватила "хвост", она становится "хвостом". Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

    «Гляделки»

Цель: помочь детям настроиться на спокойный лад.

Ход игры: Ребята берутся за руки и смотрят друг другу только в глаза. Необходимо молча передавать разные состояния: грусти, веселья, злости и т. д. После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

Игры на коррекцию застенчивости:

    «Рычи лев, рычи»

Ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание» «А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите львы».

    «Сказка»

Ребёнку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут, так же как и его. Это упражнение способствует не только лучшему осознанию себя, но и развитию умения говорить о себе без стеснения.

    «Расскажи стихи руками»

Ребёнок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются понять, что он рассказывает.

    «Какой я есть, каким я хотел быть»

Ребёнку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке таким, какой он сейчас. На втором, - каким он хотел бы быть.

    «Колдун»

Колдун заколдовывает одного из участников игры так, что он теряет способность говорить. На все вопросы отвечает жестами. С помощью задаваемых вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Другие дети пересказывают то, что «заколдованный» показывает.

Шацких Ольга Александровна, учитель-логопед
городской округ Пущино, Московская область

Анализ и подборка игр и тренингов, направленных на развитие общения детей-дошкольников с учетом заявленной в статье проблемы демонстративности дошкольников (игры на развитие доброжелательности, сензитивности, коммуникабельности, эмоциональной восприимчивости) и рекомендации по их использованию при коррекционно-развивающей работе с детьми на логопедических пунктах и в логопедических группах дошкольных образовательных организаций.



Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Учитель-логопед Шацких Ольга Александровна

МБДОУ ЦРР д/с №1 «Рябинка»

городского округа Пущино Московской области

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕМОНСТРАТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Введение

Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить ободрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы дисциплины в дошкольной образовательной организации, но и на требования воспитателя и педагогов в ходе воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО). Не принимая поставленные задачи и периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.

Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования проявляются, как правило, избалованными детьми.

Дети с негативистической демонстративностью, нарушая правила поведения, добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже недоброжелательное внимание, все равно оно служит подкреплением демонстративности. Ребенок, действуя по принципу: «лучше пусть ругают, чем не замечают», - извращенно реагирует на понимание и продолжает делать то, за что его наказывают.

Таким детям желательно найти возможность самореализации. Лучшее место для проявления демонстративности - сцена. Помимо участия в утренниках, концертах, спектаклях детям подходят другие виды художественной деятельности, в том числе и изобразительная. Но самое главное - снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.

В данной статье осуществлены анализ и подборка игр и тренингов, направленных на развитие общения детей-дошкольников с учетом заявленной в проблемы демонстративности дошкольников (игры на развитие доброжелательности, сензитивности, коммуникабельности, эмоциональной восприимчивости).

1 Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками,

имеющими демонстративное поведение

Одним из важных направлений работы учителя-логопеда, воспитателя и специалиста-психолога в ДОО является диагностика и коррекция неконструктивного, или неадаптивного, отклоняющегося поведения детей, втом числе и в ходе коррекционно-логопедической работы и организации речевого общения таких детей. Одной из типичных форм неконструктивного поведения дошкольников, рассматриваемого в данной статье, является: демонстративное поведение.

Причины неконструктивного поведения детей разнообразны, однако все они могут быть классифицированы в группу, которые являются следствием неадекватного (часто защитного) реагирования ребенка на те или иные затруднения жизни или на неудовлетворяющий ребенка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

По мнению Вайнера М.Э., наиболее эффективны для профилактики и коррекции неконструктивного поведения старших дошкольников - демонстративного поведения - следующие типы игр , фрагменты которых целесообразно использовать при коррекционно-логопедических занятиях с данными детьми:

Игры с правилами;

Игры-соревнования;

Игры-драматизации;

Образно-ролевые игры;

Сюжетно-ролевая игра (для коррекции демонстративного поведения);

Психотехнические освобождающие игры;

Режиссерские игры (для коррекции агрессивного поведения);

Народная игра.

Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим требованиям (то есть, не нарушать правила), если он желает играть и не хочет разрушить игру.

В играх-соревнованиях правила отличаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает - это сразу замечают другие игроки, что создает наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил. Игры-соревнования - наиболее сильное «испытание» для импульсивного, нетерпеливого ребенка.

Игры-драматизации - это театрализованные игры, в которых дети разыгрывают сюжет литературного произведения (сказки, басни, рассказа). Игры-драматизации следует использовать на заключительном этапе коррекционно-развивающей работы с конформными детьми. Предшествовать игре-драматизации должны образно-ролевые и психотехнические раскрепощающие игры, в которых демонстративный ребенок первоначально преодолевает присущие ему неуверенность, застенчивость, тревожность, трусость, а приобретает такие прежде отсутствующие личностные качества, как смелость, уверенность, инициативность .

Сюжетно-ролевая игра является активной формой экспериментального поведения и, следовательно, обладает мощным социализирующим эффектом. Коррекционно-развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры заключается еще и в том, что в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте на первый план для детей выступает не столько функциональное исполнение роли, сколько ее личностные характеристики.

Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней напряженности ребенка, на осознание своих переживаний, обусловленных склонностью к демонстративным действиям, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры типа всевозможных «бросалок», «кричалок» - это своеобразный канал для выпуска демонстративными детьми разрушительной, необузданной энергии в социально приемлемой форме.

В режиссерской игре, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера, содержатся исключительные возможности для диагностики причин детской демонстративности, для выявления личностных особенностей ребенка с демонстративным поведением, а также для разрешения значимых для ребенка затруднений непосредственно в игре .

Несмотря на увлеченность современных дошкольников компьютерными играми, народная игра по-прежнему удовлетворяет интересы детей, отвечает на их жизненные вопросы. Одно из главных преимуществ народной игры - обаяние игровых персонажей. В целом, этика народной игры усваивается дошкольниками естественно, без морализаторского диктата со стороны педагога, что и позволяет детям исподволь, незаметно для себя, приобретать навыки саморегуляции, самоконтроля и приемлемого поведения.

2 Игры для коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими демонстративное поведение

Приведем несколько игр, которые помогут лучше увидеть своих сверстников, оценить их и пережить чувство общности с ними. В этих играх могут участвовать от 2 до 6 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

2.1 «Зеркало»

Перед началом игры проводится «разминка». Взрослый становится перед детьми и просит: как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары, и каждая пара по очереди «выступает» перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (Например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и «починить» испорченное зеркало.

Когда все зеркала будут работает нормально, взрослый предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умывается, причесывается, делает зарядку, танцует. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!

Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении, увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая - Эхо.

Первая группа детей гуськом (по цепочке) «путешествует по комнате» и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например:»Ау-у-у-у», или «Тр-р-р-р» и т.п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т.е. показывать кому из детей и когда следует издавать свой звук.

Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает «не синхронно», т.е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их.

2.3 «Волшебные очки»

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. «Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!»

Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). «А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть даже то, чего раньше не замечал». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинств его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

2.4 «Конкурс хвастунов»

Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. «Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств».

После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки – реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и «масштаб» этих достоинств – это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль «Лучшего хвастуна» или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.

2.5 «Связующая нить»

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети, по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

2.4 «Царевна-Несмеяна»

Взрослый рассказывает сказку про Царевну-Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет Царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к Царевне-Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку Царевны». Затем дети меняются ролями.

Такие игры способствуют формированию общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Когда ребенок почувствует радость от общей игры, от того, что мы делаем вместе, когда он разделит эту радость с другими, его самолюбивое Я скорей всего перестанет требовать похвал и восхищений. Чувство общности и интерес к другому являются тем фундаментом, на котором только и может строиться полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения.

3 Основные диагностические показатели демонстративности

у дошкольников

Демонстративность как стабильное свойство личности формируется очень рано. Демонстративные дети уделяют повышенное внимание своей одежде, любят различные украшения (девочки – бантики, ленточки; мальчики – ремни, пряжки и т.д.). Чаще, чем другие, они смотрятся в зеркало, примеряют одежду взрослых.

Такие дети не терпят, чтобы в их присутствии уделяли столько же (или больше) внимания другому ребенку. В детском саду они могут быть лидерами или активными озорникам, но всегда на виду. За всеми этими поведенческими проявлениями стоит чрезвычайно высокая потребность во внимании. Для демонстративного ребенка лучше, чтобы его отругали или даже наказали, чем не заметили.

Особый вариант развития – негативистическая демонстративность, т.е. привлечение к себе внимания посредством сознательного нарушения требований взрослых. Такой ребенок делает все наоборот – если его попросят не шуметь, он кричит и т.д. обычно так ведут себя дети с эмоциональной депривацией (т.е. не получившие от своих родителей необходимого тепла, ласки, любви). Не надеясь обратить на себя внимание другими способами, они прибегают к безотказному средству – нарушению поведенческих правил. Этот вариант демонстративности наиболее неблагополучный.

Когда демонстративный ребенок приходит на психологическое обследование, он обычно положительно относится к этой ситуации, так как есть возможность проявить себя перед новым человеком. Но контакт гарантирован, если консультант даст понять, что ребенок ему понравился, похвалит его. В этом случае через несколько минут общения ребенок может сообщить о себе массу различных сведений (какую одежду ему недавно купила мама, какие у него дома есть хорошие игрушки и т.д.). После каждого задания необходимо похвалить ребенка, иначе он может отказаться от последующих.

При анализе результатов обследования с использованием различных методик необходимо обращать внимание на следующие диагностические показатели. В рисуночных методиках «Рисунок человека» (приложение 1), «Кинетический рисунок семьи» , «Пиктограмма» и др. демонстративность проявляется в украшательстве, наличии необязательных деталей (оборочки, цветки на платье, перья на шляпе). Необязательные детали в рисунке человека не следует путать с второстепенными. Шея, уши – детали, обязательные для каждого человека, а бантики на туфлях – деталь украшательская.

При выраженной демонстративности повышенное внимание к украшательству (на фоне посредственного уровня изображения основных деталей) нередко сочетается с изображением «демонстративных персонажей» (клоунов, бандитов, фей). Если по рисунку человека трудно различить тенденцию к украшательству и хорошую технику рисования (при которой прорисовка деталей одежды и прически входит в изобразительный канон), то рисунок дома, где изображение занавесок с рюшечками ничем не может быть продиктовано, кроме тенденций демонстративного ребенка подвергать украшательству все, не только людей, оказывается более показательным.

В методике «Три желания» проявляется присущая этим детям склонность к украшательству – они хотят получить необыкновенно красивые платья, бантики, игрушки и т.п.

Таковы основные диагностические показатели демонстративности.

Во-первых, что должны помнить взрослые, общаясь с таким ребенком: не надо стремиться уничтожить демонстративность. В этом случае она может трансформироваться в негативистическую, а при неблагоприятном развитии событий приобрести патологический характер, перейти в клиническую истерию. Однако не нужно впадать в другую крайность, постоянно восхищаясь ребенком, обращая излишнее внимание на его внешний вид, пять раз в день меняя ему одежду, каждый раз подчеркивая, как она ему идет, и т.п. такой способ общения взрослых с ребенком может способствовать усилению демонстративности.

Во-вторых, необходимо найти такую деятельность, которая способная насытить высокую потребность демонстративного ребенка во внимании. Это могут быть занятия театром, музыкой, изобразительной деятельностью и др. Родителям не следует опасаться, что при постоянном внимании к детским успехам демонстративность ребенка усилится. Наоборот, найдя естественный выход (деятельность, в которой демонстративность социально санкционирована), эта личностная особенность не будет препятствовать нормальному развитию.

В-третьих, профилактика негативистической демонстративности. Взрослому следует общаться с ребенком в тот момент, когда он ведет себя хорошо, и игнорировать его в случае неблаговидного поведения. Не следует поддаваться на провокации детей (ребенок нарочно делает все, что ему запрещено, чтобы добиться реакции взрослого любой ценой). Необходимо помнить, что самое тяжелое наказание для ребенка – отказ от общения с ним.

Заключение

Самостоятельность и независимость ребенка в своем крайнем выражении приводят к неконструктивному - демонстративному поведению. Признаками такого поведения будет стремление ребенка к демонстрации своей индивидуальности, кривляние и капризы, а также вычурность действий и поведения в целом.

Часто встречающийся вариант демонстративного поведения -детское кривляние. Можно выделить две закономерности.

Во-первых, ребенок кривляется только в присутствии взрослых (воспитателей, родителей) и только тогда, когда они обращают на него внимание.

Во-вторых, когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а наоборот, усиливается. В итоге развертывается особый коммуникативный акт, в котором ребенок на невербальном (при помощи действий, телесном) языке говорит взрослым: «Я делаю то, что вам не нравится». Сходное содержание иногда выражается непосредственно в словах: «Я - плохой».

Что же побуждает ребенка использовать демонстративное поведение как особый способ коммуникации?

Нередко демонстративное поведение ребенка - это единственно возможный способ привлечь к себе внимание взрослых. Такой выбор дети совершают в тех случаях, когда родители практически не общаются с ними, общаются мало или формально (ребенок не получает в процессе общения так необходимые ему любовь, ласку, тепло), а также если общаются исключительно в ситуациях, когда ребенок плохо себя ведет, и его следует отругать, наказать. Не имея приемлемых форм контакта со взрослыми (совместные чтение и труд, игра, спортивные занятия и др.), ребенок использует парадоксальную, но единственную ему доступную форму - демонстративную выходку и незамедлительно следующее за ней наказание. «Общение» состоялось.

Но это причина не единственная. Если бы все случаи кривляния объяснялись так, то, закономерно, кривляния не должно быть в семьях, где родители достаточно много общаются с детьми. Однако, известно, что дети кривляются в таких семьях ничуть не меньше. В этом случае кривляние, самоочернение ребенка «я - плохой» являются способом выйти из-под власти взрослого, не подчиниться его нормам и не дать ему возможность осудить, сделать замечание, отругать, поскольку осуждение - самоосуждение - уже состоялось. Такое демонстративное поведение преимущественно распространено в семьях (группах) с авторитарным стилем воспитания, властными родителя ми, воспитателями, учителями, когда дети постоянно подвергаются осуждению и замечаниям.

Демонстративное поведение может также возникать при прямо противоположном желании ребенка - быть как можно лучше. В ожидании внимания со стороны окружающих, взрослых ребенок ориентирован на то, чтобы специально продемонстрировать свои достоинства, свою «доброкачественность».

Другой не менее распространенный вариант демонстративного поведения детей - это капризы. Каприз - часто повторяющаяся слезливость, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми. Капризы обычно сопровождаются активным проявлением недовольства и раздражительности: плачем, двигательным возбуждением, катанием по полу, разбрасыванием игрушек и вещей.

Эпизодически капризы возникают в результате переутомления, перевозбуждения нервной системы ребенка сильными и разнообразными впечатлениями, а также как признак или следствие начавшегося заболевания.

От эпизодических капризов, обусловленных во многом возрастными особенностями детей следует отличать закрепившиеся капризы, превратившиеся в привычную форму поведения. Основная причина таких капризов - неправильное воспитание (избалованность или чрезмерная строгость со стороны взрослых).

Дети с любой разновидностью демонстративного поведения нуждаются не только в психолого-педагогической помощи, но и в коррекционно-логопедической работе. В коррекционной и профилактической работе с такими детьми игра имеет значительно больше преимуществ, чем учебная деятельность. Последнюю целесообразно использовать для закрепления достигнутых в игре результатов.

Коррекционные возможности игры помогают эффективно купировать проявления демонстративности, а также использовать демонстративное поведение, как это не парадоксально, для лучшего осознания ребенком самого себя, улучшить его речевое общение. Объясняется это тем, что в игре взрослый может специально создать такие условия, чтобы ребенок максимально ярко и сильно проявил свою демонстративность. Такое заострение негативных черт одновременно и способ самовыражения ребенка, и, что важно, - один из способов самоосознания. Игра помогает также сгладить негативные черты личности, такие как капризность, развязность, трусость, эгоизм- типичные для детей с демонстративным поведением, повысить эффективность коррекции речевого развития на логопунктах и в логопедических группах ДОО.

В данной статье сделана попытка систематизировать и обобщить положения по психологическим особенностям демонстративности как отрицательного эмоционального состояния, переживаемого в ситуациях, имеющих личностную значимость и определить возможность использования современных методик логопедической работы с детьми, имеющими проблемы речевого развития и психологические особенности.

Внедрение результатов и апробация изложенных методик проходило в ходе логопедической работы автора в подготовительной логопедической группе МАДОУ д-с №7 «Семицветик» города Пущино.

Дальнейшее использование материалов данной статьи планируется при коррекционной работе с детьми на логопедическом пунктеМБДОУ ЦРР д/с№1 «Рябинка» городского округа Пущино Московской области и при оказании дополнительных образовательных услуг по подготовке детей к обучению в школе.

Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников – М., 2005.

Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности, - М., «Гном и Д», 2002.

Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: Пособие для психологов и педагогов, - М., «Владос», 2010.

Тест «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса и С.Кауфмана.

Лурия А.Р. Альманах психологических тестов, М. Издательство «КСП», 1996.- 23с.