Конспект ООД по развитию речи план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему. Конспект оод по речевому развитию Конспект оод по развитию речи

(Для детей подготовительной группы)

Образовательные:

Знакомить детей с культурой своего народа, с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русскими народными играми.

Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью.

Развивающие:

Развитие любознательности, наблюдательности, речи детей.

Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т.д.).

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Словарная работа: изба, печь, ухват, кочерга, чугун.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: “Русская изба”, оснащённая предметами русского быта, чугун, ухват, кочерга, шапочка-маска для р.н. игры, русский народный костюм для хозяйки.

Ход занятия

(Дети входят в зал. Их встречает хозяюшка в русском народном костюме.)

Воспитатель : Здравствуйте гости дорогие!

По русскому обычаю хлебом-солью дорогих гостей встречаем, поклоном низким привечаем!

Хозяюшка : Милости прошу, гости дорогие, проходите в избу. Изба у меня небольшая, да красивая какая!

(Дети садятся на лавки.)

Поудобнее располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Приготовьте ушки, глазки.

(Дети рассаживаются на свои места.)

Ребята, а что такое изба?

Дети : (это дом).

Хозяюшка: Правильно! Это старинное название деревенского дома.

Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня разговаривать. Отгадайте-ка загадку.

«Наша толстая Федора

Наедается не скоро

А зато, когда сыта

От Федоры теплота.»

Дети : печь.

Хозяюшка: Правильно, дети! Это печь.

Ребята, как вы думаете, для чего нужна печь в избе?

Дети : (чтобы в доме было тепло).

Хозяюшка: Да ребята, невозможно представить себе избу в русской деревне без русской печи. Печь считается самой главной в избе. Она находилась в центре избы, для обогрева всего дома. Русская печь должна быть большой, как вы думаете почему?

Дети : чтобы в избе долго сохранялось тепло.

Хозяюшка: Ребята, а печь нужно была только для тепла?

Дети : (в ней готовили еду).

Хозяюшка: Верно ребята, использовали печь для разных нужд, для каких как вы думаете?

Дети : (для тепла, в ней готовили еду, спали на ней).

Хозяюшка: Правильно ребята, печь использовали для обогрева и для приготовления пищи, и для сна на ней, и даже для мытья.

Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно, только и слышно как дрова потрескивают.

Хозяюшка подходит к печке.

- Ой, кто это здесь лежит?

- Дети: котик.

Ох, Васька проказник, ты куда забрался?

Хозяюшка: Ребята что делает кот Васька на печи?

Дети: греется.

Хозяюшка: Ребята, но ведь печка сама по себе не нагревается, что нужно сначала сделать, чтобы печка дала нам тепло?

Дети: (нужно её растопить).

Хозяюшка: Да, ребята, как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Весь день печка пыхтит-старается.

Что в ней ребята хозяйка варила?

Дети: (кашу, картошку, суп).

Хозяюшка: Правильно! В печи хозяева и себе картошки наварят, и скотине кормов запарят. Каша кипит, молоко топится, хлебы пекутся-подрумяниваются.

Печка считалась – семьи кормилица.

Что ребята в старину говорили о русской печи?

«Печь нам – мать родная».

«У печи всё красное лето».

«Печь - греет и варит, печёт и жарит.

«Печь накормит, обсушит и порадует душу!»

«Уж лучше хлебом не корми, но с печи не гони».

«Добрая- то речь, коль в избе есть печь».

Игра «Козел и ребята»

Печка была даже в детских играх. Поиграем? Игра называется «Козёл и ребята».

Выбирается один ребёнок – Козёл. (Он надевает маску козла.)

Козёл становится в круг, дети водят хоровод вокруг него, и ведется диалог.

Козёл: Я – Козёл, ме-ме!

Я в лес ходил.

Я дрова рубил.

Дети: А зачем тебе дрова?

Козёл: Ме-ме, печь топить.

Дети: А зачем печь топить?

Козёл: Ме-ме, кашу варить.

Дети: А зачем кашу варить?

Козёл: Ме-ме, ребят кормить.

Дети: Не хотим мы каши!

Козёл: Ме-ме, накормлю!

Догоню и накормлю! (Дети разбегаются.)

(Дети присаживаются на свои места.)

- Хозяюшка: Скажите ребята, кто кладет печь?

Дети :(Печник).

- Хозяюшка: Какой строительный материал использует печник, когда кладет печь в избе?

Дети : (Кирпич, глину)

- Хозяюшка: А теперь ребята давайте посмотрим, как устроена русская печь.

Хозяюшка: Ребята как вы думаете, что это такое?

(Воспитатель показывает на трубу.)

Дети :(труба).

Хозяюшка: Да ребята правильно это труба, а для чего она была нужна?

Дети : (из нее выходил дым).

Хозяюшка: Верно ребята, а от чего появлялся дым?

Дети :(от того что в печи горели дрова).

Хозяюшка: Да, ребята правильно, а куда же дрова закладывали?

Дети : (Ответы детей.)

Хозяюшка: Ребята, дрова закладывали в специальное место в печи, называется устье . Чтобы печь лучше топилась, брали березовые дрова, они давали больше тепла.

Ребята посмотрите, что у меня в руке?

Дети: кочерга.

Хозяюшка: Ребята, как вы думаете, для чего нужна кочерга?

Дети: чтобы в топке угольки мешать.

Хозяюшка: Да ребята, для того, чтобы огонь веселей горел в печке , дрова ворошили кочергой.

Хозяюшка: Ребята что еще в устье ставили?

Дети : (кастрюли).

Хозяюшка берет чугун

А это что такое?

Дети: чугун.

Хозяюшка: Ребята как вы думаете, для чего нужен был в то время чугун?

Дети: в нем варили каши, супы.

Хозяюшка ставит чугун на шесток. Ой, а как же поставить чугун, ведь в печке то горячо?

Хозяюшка: Ребята чтобы отправить чугун в печь нужен ухват.

(Хозяюшка берет ухват и отправляет чугун в печь.)

А чтобы жар и огонь не выходил из печки, устье закрывали заслонкой.

Хозяюшка: В нижней части печки остается свободное пространство - подпечье .

Ребята как вы думаете, для чего использовала это место хозяйка?

Дети: (В подпечье хозяйка хранила веник совок, кочергу.)

Хозяюшка: Подпечье используют для хранения печного инвентаря: ухватов, кочерги, совков и даже зимой в мороз кур под печкой держали.

- Наверху печи было особое место – лежанка.

Хозяюшка: ребята, как вы думаете, для чего служило это место?

Дети: Для отдыха и сна людей.

Хозяюшка: Правильно! Ещё при помощи печи, изгоняли хворь, например, простудные заболевания, грели спинки.

На печи ребята сушили не только одежду, а что ещё?

Дети: грибы, ягоды да лук.

- У русской печи есть еще одно волшебное место, вот оно, маленькое углубление, как окошечко. Это печурка !

Как вы думаете, зачем она была нужна?

Дети: (в ней сушили одежду).

Хозяюшка: Да, ребята правильно, в печурке сушили одежду и обувь.

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» этот угол, был занавешен цветной занавеской. Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка. Как вы думаете, что там делала хозяйка?

Дети: варила еду, пекла хлеб, стряпала.

Хозяюшка: Ребята, а про печку есть и загадки. Отгадаем?

Чего из избы не вытащишь?

Дети: (печь)

Хозяюшка: Зимой, нет теплей, а летом нет холодней.

Дети: (печь).

Хозяюшка: Без чего печь не затопить?

Дети: (без дров).

Хозяюшка: В чём варили кашу, щи в русской печи?

Дети: (в чугунке, глиняном горшке).

Хозяюшка: Чем вытаскивали горячий чугун из печи?

Дети: (ухватом).

Хозяюшка: Ребята, в каких сказках говорится о чудесной печке?

Дети: (Гуси-лебеди, По щучьему велению, колобок.)

Хозяюшка: У русского народа есть замечательная поговорка: «Хороши щи из русской печи». Но в печи готовили не только щи, но и основное русское блюдо – каши.

Хозяюшка идет к печке, принюхивается.

А вот и каша наша готова, ах как вкусно пахнет, ребята пока мы с вами беседовали, каша сварилась.

(Хозяюшка приглашает ребят за стол и угощает гречневой кашей.)

Хозяюшка: Ребята понравилось вам у меня в гостях?

Пора и честь знать. В гостях хорошо, а дома лучше.

Ход ООД

1.Вводная часть (5 мин.)

Цель: создание эмоционального настроя к занятию.

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте улыбнёмся гостям, поздороваемся и встретим сегодняшний день с улыбкой, хорошим настроением.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Чему нас учат сказки? (дети: быть добрыми, дружными, не жадничать, не обманывать, защищать слабых)…

А что происходит в сказках? (чудеса, волшебство).

Как мне хочется попасть в сказку… А вы хотите? Сейчас мы с вами отправимся на прогулку по сказке.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, ничего не замечаете? Замечают, что, наследили и оставили конверт, воспитатель зачитывает письмо.

Ребята, я заболела и не могу поздравить бабушку с днём рождения, помогите мне, пожалуйста, отнести ей гостинцы. Но, чтобы до бабушки дойти, нужно выполнить задания, которые вы найдёте в волшебных конвертах. Желаю вам удачи! Спасибо! Красная Шапочка.

Скажите ребята, где живёт бабушка Красной Шапочки? (дети: на краю леса, на опушке леса).

Тогда отправляемся в путь. Дорога туда очень длинная и трудная.

Вы готовы справиться с трудностями?

2.Основная часть (15 мин.)

Цель: реализация задач программного содержания.

Методические приёмы:

Рассказ воспитателя, вопросы к детям, рассматривание;

Выполнение задания;

Педагогическая оценка. Воспитатель: А где же волшебный конверт, посмотрите ребята, вот и первый конверт с заданием. Дети, мы оказались с вами на сказочной полянке. Следите глазами. Каких насекомых вы видите на ней? (дети: комара и пчелу). Давайте вспомним, какой звук произносит комар? Дети произносят звук [з]. А пчела? – звук [ж]. А кто ещё там ползает? (дети: змея). Как змея шипит? – произносят звук [ш].

Посмотрите, перед вами картинки. Там, где сидит комар подберите картинки со звуком [з], где пчела – со звуком [ж], где змея – со звуком [ш]. (дети делятся по группам, выбирают нужные картинки и раскладывают по соответствующим местам. Давайте ещё раз повторим звуки, к которым мы подбирали картинки. Молодцы, ребята, правильно подобрали все картинки. Мы идём с вами дальше по лесу.

(Замечают белку).

Кого вы видите? Правильно, белку. Скажите, сколько слогов в слове белка (два слога). А где живёт белка? (дети: в дупле). Сколько слогов в слове дупло? (два) Дети подставляют тыльную сторону ладони под подбородок и считают количество слогов по ударам об него.

А знаете ли вы, есть ли друзья у белки? Скажите, кто они (дети: заяц - куян, волк, медведь-аю,лиса-

Подумайте, где живёт заяц (под кустом). Сколько слогов в слове куст? Как называется дом волка (логово). Сколько слогов в слове логово? Где живёт медведь? (берлоге). Сколько слогов в слове берлога? Также лиса (норе). Сколько слогов в слове нора? Вот мы с вами и узнали, где живут друзья белки. Назовите их ласково. Например, белка - белочка, волк – волчок; заяц –зайчик, лиса- лисичка, медведь – медвежонок. Молодцы, дети, вы назвали ласково друзей белки, и они хотят с вами поиграть. Выходите на полянку. Динамическая пауза.

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна: (Потягивания - руки вверх)

К нам опять пришла весна!

Чтоб скорей набраться сил

Головой медведь крутил (Вращения головой)

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки -

Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся (садятся на свои места).

(дети замечают лесного гнома, который, сидит грустный на полянке).

Воспитатель: Ребята, это же лесной гном. Он сидит совсем грустный. Что случилось с тобой, гном, почему ты грустный? - Потому я грустный, что перепутал слова, помогите мне, назвать слова наоборот (называются слова без картинок, на слух).

Прилагательные:

Весёлый – грустный

Маленький – большой

Худой – полный

Сухой – мокрый

Белый – чёрный

Светлый – тёмный

Длинный – короткий

Глаголы:

Идти – стоять

Плакать – смеяться

Молчать – говорить

Терять – находить

Начинать - закончить

Встречать – провожать

Светлеть – темнеть

Молодцы, спасибо вам ребята!!!

Воспитатель: Посмотрите, у гномика поднялось настроение, потому что вы ему помогли.

Гном: Куда вы путь держите, я, знаю, наслышан. Там, за елями, на опушке, живет бабушка.

Воспитатель: Спасибо гном тебе за помощь. Ребята, подойдите все ко мне…Вот и бабушка нас встречает. Она очень рада видеть нас. Нужно сказать бабушке какие – то приятные слова. (Поздравляем с днём рождения! Здравствуй, бабушка! С днём рождения бабушка! Вручают корзину).

Бабушка: Здравствуйте ребята! Спасибо вам большое! Я про Красную Шапочку слышала, пусть она выздоравливает, а вы молодцы, справились с заданиями! За то, что вы славно потрудились, я вам приготовила раскраски по сказкам. Читайте сказки и раскрашивайте с удовольствием! До свидания!

Воспитатель: Ну, а нам пора возвращаться в наш любимый детский сад. Чтобы вернуться, нам необходимо сосчитать до десяти на татарском языке.

3. Заключительная часть (5 мин.)

Цель: подведение итогов. Воспитатель: Вот, мы и оказались с вами, в нашей группе!

Интересной была дорога к бабушке на день рождения?

Что вы по дороге делали?

Молодцы, со всеми трудностями вы справились!

Я вас всех хвалю. Расскажите про нашу прогулку родителям.

(воспитатель раздаёт детям раскраски).

Организация: МКДОУ «Сказка»

Населенный пункт: Красноярский край, г. Кодинск

Ц

Цель: совершенствование грамматического строя речи.
Интегрируемые образовательные области : «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательные:

    расширение, активизация и актуализация словаря по теме «Профессии на стройке»;

    совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами, образование и употребление относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными);

    совершенствования навыка слогового анализа слов;

    совершенствование синтаксической стороны речи.

Развивающие:

    Развивать логическое мышление, связную речь;

    закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять ее;

    развивать речевой слух, фонематическое восприятие;

    развивать координации речи с движением. Общую и мелкую моторики.

Воспитательные:

    закреплять умение осуществлять самостоятельную совместную деятельность;

    формировать коммуникативные качества, дружелюбие;

    совершенствовать навыки работы в паре.

Виды детской деятельности: игровая, речевая,

Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования):

Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

Обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе;

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

Может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

Форма проведения НОД : подгрупповая, индивидуальная.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, логические рассуждения, практическая деятельность, разъяснения, пояснения, инструктаж, ситуации занимательности и новизны, поощрение.

Применяемые педагогические технологии: информационно-коммуникационная, развивающего обучения, здоровьесберегающая.

Предварительная работа : Беседа о профессиях на стройке, рассматривание картинок связанных со строительными профессиями. Чтение художественной литературы: С. Баруздин «Строим дом», Г. Люшнин «Строители», И. Соколов-Митков «Заячьи слёзы», С. Михалков «Три поросёнка», игра–драматизация по сказке. Организация сюжетно-ролевой игры «Строим дом». Дидактические игры: «Кому что?», «Угадай по описанию».

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: Многофукциональное игровое пособие «Волшебные круги», мультимедийная презентация, проектор, компьютер, экран, магнитофон.

Раздаточный: Многофукциональное игровое пособие «Новоселье», фото детей группы размер 4х4, кирпичики.

Раздаточный:

Группа: старшая.

Количество участников: 8

Время реализации: 25 минут.

ХОД

I .Организационный момент. (Создание эмоционально-положительного фона занятия.)

Звучит песенка из м/ф «Три поросёнка».

Педагог. Ребята, вы узнали из какой сказки эта песенка и кто её поёт?

Дети. «Три поросёнка».

Педагог. Как их зовут?

Дети. Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.

Педагог. Что делали поросята в этой сказке?

Дети. Строили домики, чтобы спрятаться от волка.

Педагог. Сегодня мы тоже будем говорить о профессиях людей, работающих на стройке. А для начала давайте поиграем с поросятами и домиками.

II . Основная часть

1. Упражнение «Кто, где находится?» Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами).

Слайд 1 Домики поросят.

Педагог. Давайте вспомним, из какого материала поросята строили домики.

Дети. В этой сказке поросята построили три домика. Ниф-Ниф построил домик из соломы, Наф-Наф - из веток, а Нуф-Нуф - из камней.

Слайд 2. Домики поросят и поросята.

Педагог . Расскажите, что делают поросята.

    1. й р е б е н о к. Ниф-Ниф стоит перед домиком.

      й ребенок. Наф-Наф прячется за домиком.

      й ребенок. Нуф-Нуф прячется в домике.

      й ребенок. Теперь Нуф-Нуф выглядывает из домика.

2. Игра «Волшебные круги» (совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление относительных прилагательных)

Дети стоят вокруг стола, перед ними на столе многофункциональное пособие «Волшебные круги». На одном круге изображены дома, на другом материалы из которых построены дома.

Педагог. Давайте ещё раз скажем, какие домики были у поросят. Помогут нам вот такие волшебные круги. Каждый из вас будет крутить круги по очереди и говорить, из чего сделан домик.

Педагог . Домик из соломы - какой?

1-й р е б е н о к. Соломенный.

Педагог. .Домик из дерева - какой?

    й ребенок. Деревянный.

Педагог . Домик из камня - какой?

    й ребенок. Каменный.

Педагог . Домик из глины - какой?

4 -й р е б е н о к. Глиняный.

Педагог . Крыша из железа - какая?

5-й ребенок. Железная.

Педагог . Домик из кирпича - какая?

6-й ребенок. Кирпичный.

3. Упражнение «Построй башню» (расширение глагольного словаря по теме «Профессии на стройке»).

Педагог достает контейнер с кирпичиками

Педагог . Поросята строили домики, а вы построите башню из кирпичиков. Тот, кто подберет больше слов, отвечающих на вопрос «Что делает?», построит самую высокую башню. За каждое слово вы будете получать по кирпичику и строить свою башню. Вспоминайте, как поросята строили дома, подбирайте подходящие слова.

Дети подбирают слова (строить, плести, копать, складывать, крыть, красить, прибивать, штукатурить, стеклить, проводить, белить, утеплять, замазывать и т. п.), получают кирпичики, строят из них башни, определяют победителя.

4. Физкультурная пауза упражнение «Маляры» из музыкальной игровой зарядки автор Ю. Кудинов. Педагог приглашает детей выйти на ковёр.

5. Игра «Громко хлопай» (Развитие фонематического восприятия.)

Педагог просит детей остаться на ковре.

Педагог . Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нём чаще других.

Даня долго строит дом

Добрым делом занят он.

Дети. Д.

Педагог . Верно. Звук Д. А теперь внимательно слушайте меня и хлопайте, как только услышите звук Д.

Д,м,к,ж,д,р, з, д.

До, Та, Му, Да, Ко, Ду.

Дуб, зубы, тапки, Дрова, вата, кости, Добрый, светлый, Долгий.

6. Игра «Новоселье», «Определи количество слогов» (Развивать навыки слогового анализа слова).

Педагог просит детей сесть за столы, на который лежат аппликации домов пятиэтажных с пятью подъездами . На тарелочках фотографии детей своей группы размером как окно дома. Задание выполняют парами, один дом на двоих детей.

Педагог. Сейчас давайте поиграем. У вас на столах новые уже готовые к заселению дома. У нас новоселье, вам нужно расселить своих друзей. У кого имя состоит из одного слога поселить на первый этаж, из двух слогов на второй этаж, из трёх слогов на третий этаж.

Педагог. Молодцы, вы отлично справились с заданием и расселили своих друзей в новом доме.

7. Игра «Крути волчок, и назови кто лишний» (составление сложноподчиненных предложений со словами потому что, развитие мышления)

Педагог просит детей подойти к столу с волчком и картинками, на которых изображены профессии людей.

Педагог . Предлагаю поиграть в игру «Крути волчок и назови кто лишний». По очереди будем крутить волчок, когда он остановится, нужно взять картинку, на которую показала стрелка, на ней изображены люди разных профессий, назвать какая профессия лишняя и почему.

Врач, воспитатель, каменщик, логопед.

Дети: Каменщик лишний, потому что он работает на стройке. А врач, воспитатель, логопед работают в детском саду.

Маляр, продавец, штукатур, архитектор.

Дети: Лишний продавец, потому что он работает в магазине. А маляр, штукатур, архитектор работают на стройке.

Кондуктор, крановщик, экскаваторщик, плотник

Дети: Лишний кондуктор, потому что он работает на транспорте. А крановщик, экскаваторщик, плотник работают на стройке.

Летчик, капитан, плотник, таксист.

Дети: Лишний плотник, потому что он работает на стройке. А летчик, капитан, таксист работают на транспорте.

Педагог : Молодцы! С этим заданием вы тоже справились.

III . Подведение итогов:

Ребята давайте вспомним, чем мы с вами занимались? Какие строительные профессии вы знаете? (ответы детей).

Молодцы, вы очень старались и у вас всё получилось.

Андреева Ксения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС КВ №29
Населённый пункт: с.Атепцево Наро–Фоминский р–н.М.О.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект ООД по развитию речи на тему "Моя семья"
Дата публикации: 03.10.2018
Раздел: дошкольное образование

Образовательная область: Речевое развитие .

Вид деятельности: непосредственно - образовательная

Возрастная группа : подготовительная

Тема: «Моя семья »

Цель: Закрепить представление о семье , как о людях, которые живут

вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Программное содержание

Образовательные задачи:

Учить отвечать на вопросы; развивать навыки правильного

грамматического строя речи , учить рассказывать последовательно,

выразительно.

Обогащать словарный запас воспитанников.

Учить детей составлять устный рассказ о своей семье .

Развивающие :

- Развивать зрительное и слуховое внимание: учить слышать и слушать

друг друга и педагога;

- Развивать логическое мышление , через установление пар родственных

отношений (мама – сын, бабушка – внучка, брат и сестра).

Воспитательные:

Положительные взаимоотношения в семье .

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: семья , родственники, родные,

Материалы и оборудование: картинки для рассказа, фотографии семейные,

Ход деятельности.

1. Орг. момент.

Дети становятся в круг.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, по приветствуем друг друга.

Воспитатель: а сейчас мы присядем, и послушаем стихотворение.

2. Воспитатель читает стих про семью.

«Семья – большое счастье

У каждого на свете

Должны быть папа с мамой -

У тех, кто всех послушней,

И непослушных самых.

У каждого на свете

Должны быть братья, сёстры.

Чтоб жизнь была весёлой,

И от улыбок пёстрой.

У каждого на свете:

Детишек, птиц, зверья,

Должны быть те, кто дорог -

Родимая семья !

У каждого на свете

Должны быть папа с мамой,

Семья- большое счастье

Подарок самый-самый!

3. Воспитатель: А кто мне скажет, о чем это стихотворенье?

Дети: ответы детей (о семье , маме, папе и т. д.)

4. Беседа о семье.

Дети сидят за столами.

Воспитатель: Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского

Ответы детей: домой!

Воспитатель: А почему?

Ответы детей: Потому что нас дома ждут.

Воспитатель: Как хорошо, что у вас у всех есть семья ! Вы – самые

счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят вас , весело и

дружно живут все вместе.

Главное, чтобы в семье всегда были мир , дружба, уважение, любовь

друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но

если они любят друг друга – это настоящая семья .

Хорошо, если семья большая .

5. Воспитатель: А какая у тебя семья? (вопрос к детям)

Ответы детей; большая, маленькая

6. Воспитатель: А теперь я вам предлагаю рассказать о своей семье.

Кто хочет рассказать о своей семье ?

Дети по семейным фотографиям рассказывают о своих близких и родных,

указывая их род занятий.

Воспитатель: А кто живет в ваших семьях ?

Ответы детей: (мама, дедушка, папа, бабушка, брат, сестра.)

Воспитатель: А кто скажет? как мы назовём маму, папу, брата, сестру

одним словом!

Ответы детей: семья , родители, родственники.

Воспитатель: кто хочет поиграть и назвать хорошие слова о

родственниках?

Проводится игра - Дидактическая игра «Подбери признаки» Подберите

как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная:

Папа - строгий, умный, сильный:

Бабушка - старенькая, седая, отзывчивая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая,

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший,

подвижный:

Воспитатель. Молодцы.

Воспитатель: – А что мама умеет делать?

Ответы детей: (шить, готовить, стирать, мыть)

Воспитатель – А папа что умеет делать?

Ответы детей: (мастерить, пилить, копать, строить)

7. Физминутка «Семейная зарядка».

Осенью, весною, летом и зимою

Мы во двор выходим- дружною семьёй .

Встанем в круг, и по порядку- каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает

Повороты вправо – влево- делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой и качаю головой.

8. Пальчиковая гимнастика (стоя)

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в

определенной последовательности прогибать пальцы, начиная с

безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья :

Это – мама,

Это – бабушка моя.

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

10. Психогимнастика. «Мамино настроение» (выполняется сидя на

стульях)

Ребята, я знаю, что все вы очень любите своих родителей, бабушек и

дедушек, братьев и сестёр. Но, несмотря на это, иногда их огорчаете. Сейчас

я буду вам называть поступки детей. Если вы считаете, что это хороший

поступок – поднимите вверх солнышко и улыбнитесь, а если это плохой

поступок – поднимите тучку и сделайте грустное лицо.

Сын полил комнатные цветы.

Дочка съела всю кашу.

Мальчик порвал книжку.

Ребята, а как надо поступить, если вы порвали книжку?

Дети убрали игрушки на место.

Девочка разбила чашку.

Если вы нечаянно разобьёте посуду, то что надо сделать? (извиниться)

Сын подрался во дворе.

А как надо играть? (дружно) А если вам, что то не нравится? (надо

договариваться или обратиться за помощью к взрослому)

Дочка помыла посуду.

Мальчик вытер пыль.

А теперь еще поиграем игра"Кем члены семьи приходятся друг другу? "

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).

Воспитатель. Какие вы все молодцы! Так хорошо рассказали о своих семьях!

И на вопросы ответили правильно. Да, ребята, семья может быть большой и

дружной. Главное в семье всегда была любовь и уважение друг к другу.

Воспитатель. А теперь игра называется.

А теперь давайте поиграем в игру, кто из этих людей не является

родственником?

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Мама, соседка, бабушка, сестра

Бабушка, подруга, сестра, мама

Сестра, продавец, бабушка, брат

Дворник, папа, брат, дедушка.

Воспитатель: так зачем человеку нужна семья?

Дети: чтобы жалели, хвалили, любили, помогали, заботились.

Воспитатель: а как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в

Дети: в семье должны уважать друг друга, защищать, ухаживать, любить,

заботиться друг о друге.

Воспитатель: ребята, вы все молодцы, все знаете про семью и

родственников! Давайте с вами поиграем?

Воспитатель : а сейчас представьте себе, что вы отправляетесь в гости к

бабушке и дедушке. А дедушка и бабушка обязательно приготовят для вас

угощение.

Игра «Угадайте что»

Из фруктов сварят – (фруктовый компот)

Из овощей сделают – (овощной салат)

Из муки испекут – (вкусные пироги, блины)

Воспитатель: А кто скажет, что же такое семья ?

Дети: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга

и заботятся друг о друге.

Закрепление изученной темы

Загадки

1. Кто любовью согревает,

Всё на свете успевает,

Даже поиграть чуток?

Кто тебя всегда утешет,

И умоет, и причешет,

В щёчку поцелует - чмок?

Вот она всегда какая

Моя. родная!

2. Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно, …

3. Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой. (бабушки)

4. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый. (дед)

5. Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой -

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы - одна… (семья )

Воспитатель: а я в свою очередь хочу пожелать, чтобы у вас была крепкая,

дружная, любящая семья, где всегда поддержат, примут и поймут.

Спасибо за активное участие и до новых встречи, дети!

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Книги – наши друзья"

Назначение : для воспитателей дошкольных организаций
Задачи:
1. Продолжать формировать у детей умение составлять рассуждение, соблюдая структуру данного вида текстов. Учить детей составлять рекламу, включая описание предмета.
2. Закрепить представление о жанрах литературных произведений.
3. Упражнять в умении понимать и объяснить переносный смысл фразеологизмов.
4. Воспитывать уважительное, бережное отношение к книгам.

Материал:
Сундучок с ключом, карточки с названием жанра, большой лист бумаги для написания правил бережного отношения с книгами, выставка книг, схема – рекламы.

Ход занятия:

Обратите внимание, ребята, на этот ларец. Что в нем лежит, я не знаю. Он закрыт. А чтобы открыть этот ларец, нужен ключ. Ключ непростой, ключ знаний. Если в течение занятия вы справитесь со всеми заданиями, то сможете получить ключ и открыть ларец, и узнать, что в нем лежит.
"Орешек знаний тверд,
Ну что ж, мы е привыкли отступать
Нам расколоть его поможет
Желание: "Хотим все знать!"
- Начнет мы занятие с загадки:
"Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает.
Что это?" (Книжка)
- Да, это книга. Книга – это величайшее из чудес на свете. Вы уже знакомились с историей появления книг. Знаете, что каждая книга прошла долгий и трудный путь, прежде чем попасть к вам в руки. Как вы думаете, нужно ли беречь книги? Почему?
- Знаете, есть ребята, да и некоторые взрослые, которые не знают, как обращаться с книгами. Я предлагаю вам придумать правила бережного отношения к книгам и записать их. Мы повесим их в детском саду, чтобы все знали, как правильно обращаться с книгами. Ребята, каждое правило – это одно предложение. (Дети составляют правила).
- Ребята, а какие бывают книги? (Для детей и взрослых).
- Чем отличаются детские книги от взрослых?
- Я знаю, что в детских книгах печатаются сказки. А какая еще литература печатается для детей? (Рассказы, басни, загадки, стихи, дразнилки, пословицы и т.д.).
- А чем отличается сказка от рассказа?
- Чем отличается рассказ от стихотворения?
- Чем отличается скороговорка от пословицы?
- Чем отличается дразнилка от загадки?
- Ребята, я буду читать вам отрывки различных произведений, а вы должны определить что это: стихотворение, сказка или что-то другое. Свой ответ подкрепите доказательством, почему вы так думаете. (Воспитатель, дети аргументируют свои догадки).
- Молодцы! Я думаю, что со следующим заданием вы справитесь. Я приготовила для вас карточки. На каждой карточке по одному слову: сказка, рассказ, стихотворение, загадка, дразнилка, скороговорка, пословица. Вам нужно вспомнить или придумать то, что вам достанется.
- Ребята, сегодня у нас проводится выставка книг. Книги все интересные, добрые. Каждую из них я прочитала "от корки до корки". Можно ли так сказать: "Прочитала от корки до корки". (Ответы детей).
- Да, так сказать можно. Это значит – прочитать книгу внимательно от начала до конца.
- Вернемся к нашей выставке книг. Представьте, что вы торговые представители Дома печати. Вам нужно выгодно продать книги, а для этого нужна эффективная и интересная реклама. Сейчас мы с вами будет учиться придумывать рекламу книг. О чем нужно сказать, как вы думаете?
- Нужно рассказать о названии книги, авторе. Какой переплет: мягкий или твердый? Что напечатано в книге? (Сказка, рассказ или стихотворение). Можно краткий сюжет, кто главный герой.
- Какими словами можно начать рекламу?
- Какими словами закончить?
- Я предлагаю вам выбрать книгу для рекламы. Внимательно осмотреть ее. При рекламном рассказе можете использовать схему.
Я предлагаю: Книга - Название - Автор - Переплёт: М или Т - Сказки?- О чем? - Герои!
(Анализ получившихся реклам).
- Что же, со всеми заданиями вы справились, пора открывать ларец. (Дети открывают ларец, в нем подарки детям – книги).