Дозволение определение. Способы правового регулирования. Дозволение как особый способ правового регулирования

Механизм правового регулирования предполагает использования различных СПОСОБОВ правового регулирования.

Способ правового регулирования - это те приемы, которыми осуществляется правовое регулировани е. Их содержание зависит от особенностей правовых норм, которыми осуществляется такое регулирование.

Основными способами правового регулирования являются дозволение, запрещение, обязывание.

Дозволение - способ правового регулирования, предоставляющий участнику правоотношения выбор своих действий по реализации того или иного субъективного права в рамках предоставляемых этим правом возможностей.

Юридические дозволения выражаются в нормативных актах. Чаще всего это делается посредством управомочивающих норм права. Например, собственник имущества может распоряжаться им по своему усмотрению: продавать, дарить, сдавать в аренду, закладывать.


Запрещение - способ правового регулирования, означающий, что участник правоотношения обязан не совершать действий, указанных в правовых нормах.

Юридическое запрещение является важным правовым способом обеспечения организованности социальных отношений, охраны прав отдельных граждан, организаций, государства, общества в целом. Это своеобразный барьер на пути нежелательного, вредного и опасного для общества поведения.

Юридические запреты исходят, как правило, из соответствующих моральных запретов, принятых в обществе. Например, в обществе осуждается ложь. Некоторые ее разновидности (клевета, лжесвидетельство и др.) отрегулированы в нормах права как юридические запреты.

Нарушение запретов предполагает наступление юридической ответственности. Наличие юридического запрета предполагает также наличие органа или должностного лица, которые вправе потребовать его выполнения.

Юридические запреты выражаются в нормативных актах в виде запрещающих норм. Особенно наглядно это видно в уголовном законодательстве. Все статьи Особенной части УК РФ содержат запреты не совершать указанные в диспозициях действия под угрозой наказания.

Обязывание - способ правового регулирования, означающий, что участник правоотношения обязан совершить определенные действия, указанные в правовых нормах.


В отличие от запрета обязывание предусматривает не пассивное, а активное поведение. Обязывание используется обычно для регулирования финансовой деятельности, охраны окружающей среды, охраны труда.

Обязывание выражается в нормативных актах в виде обязывающих норм. Например, согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы, а пост. 59 Конституции РФ гражданин России обязан нести военную службу в соответствии с федеральным законом. Как и в случае с юридическим запретом, невыполнение юридической обязанности влечет за собой юридическую ответственность.

Следует отметить, что способы правового регулирования непосредственно связаны со средствами регулирования общественных отношений. Так, для дозволения как способа правового регулирования необходимы соответствующие юридические средства: управомочиваюшие нормы, правовые ограничения, субъективные права и др. Соответственно, для запрещения и обязывания - запрещающие и обязывающие нормы, юридическая обязанность, запреты, правовые стимулы, правовые поощрения, правовые ограничения и др.

Понятие способа правового регулирования тесно связано с понятием МЕТОДА правового регулирования

Общественные отношения, входящие в сферу правового регулирования достаточно разнообразные. Это порождает различие в методах и способах юридического воздействия, как процесса реализации права.

Общественные отношения, которые мы классифицировали по трем группам (отношения людей по обмену ценностями ; отношения по властному управлению обществом и отношения по обеспечению правопорядка ) свидетельствует о их кардинальном различии . Так ,

    если в первую группу входят отношения между равными обладателями (собственниками) материальных ценностей, (напр., между продавцом и покупателем в договоре купли продажи),

    то вторую и третью группу отношений составляют отношения между властвующим и подвластным. Это характерно

а) и для отношений управления , напр., между органом государства и подчиненных ему должностных лиц.,

б) и для отношений по охране правопорядка , в частности, между судом и правонарушителем, привлеченным к юридической ответственности.

Исходя из указанных различий, в теории правового регулирования принято выделять методы правового регулирования.

М е т о д правового регулирования это совокупность способов правового воздействия на общественные отношения в зависимости от их характера .


Метод правового регулирования показывает характер взаимоотношений участников правоотношения.

Выделяют два основных метода правового регулирования :

(1 ) императивный метод предполагает властное веление одних участников правоотношений другим .

Например , в случае совершения преступления государство применяет достаточно жесткие меры принуждения к преступнику. Этот метод в литературе называется также методом

— методом субординации.

Императивные методы используются в публично-правовых отраслях права (напр., в конституционном, административном, уголовном, уголовно-исполнительном).

(2 ) Диспозитивный (автономный) метод предполагает равнопра­вие субъектов правоотношений, например в гражданско-правовых отношениях - заключение договоров купли-продажи, аренды, хранения.

Методы правового регулирования явля­ются важнейшими критериями разграничения права на отрасли.


В литературе в качестве самостоятельных выделяются также :

— метод поощрения (характерен, например, для трудового права);

— метод убеждения (характерен для большинства отраслей права);

— метод принуждения (характерен для отраслей права, пре­дусматривающих юридическую ответственность).

Следует отметить, что способыиметодыправового регулирования «привязаны» к соответствующим нормам права и формам реализации права.

Так, дозволению как способу правового регулирования со­ответствуютдиспозитивный метод, управомочивающие нормы и использование права как формы его реализации.

Соответствен­но, запрещению как способу правового регулирования присущиимперативный метод, запрещающие нормы, соблюдение как фор­ма реализации, аобязыванию -императивный метод, обязыва­ющие нормы и исполнение как форма реализации права.

И т а к, рассмотрены методы и способы правового регулирования. А что собой представляет тип правового регулирования?

Тип правового регулирования — представляет собой общую направленность воздействия на общественные отношения, которая (направленность) зависит от того, что лежит в основе регулирования – дозволение или запрет .


В зависимости от этого правовое регулирова­ние делится на типы :

— общедозволительный тип;

— разрешительный тип.

В основе общедозволительного типа правового регулирования лежит общее дозволение и используется как принцип « дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе » .

По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные з а п р е т ы. Это означает, что субъекты вправе совершать любые действия, не попавшие в разряд запрещенных.

Напр., в гражданском праве можно совершать любые действия, за исключением тех, которые запрещены законом.

В основе разрешительного типа правового регулирования лежит общий запрет . Он строится по принципу «запрещено все, кроме прямо разрешенного ». Сказанное означает, что участник правового отношения может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия з а п р е щ е н ы.

Данный тип правового регулирования присущ тем отраслям права, которые связаны, с государственным управлением.

Напр., административное, уголовно-процессуальное право. В КоАП, как и в УПК РФ указывается точный, строго ограниченный объем правомочий. Все что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено. Так, в ст. 46 УПК РФ сказано, что подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания. А в ст. 187 УПК РФ указано, что допрос не может длиться непрерывно более 4 часов.


В реальной действительности нет такой отрасли права , которая была бы построена на одном типе правового регулирования: общедозволительном или разрешительном . В любой отрасли права имеет сочетание.Так, в гражданском праве вкраплены элементы разрешительного типа, административном праве можно встретить нормы регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

Дозволение

это выражающийся посредством юридических норм способ правового регулирования, заключающийся в предоставлении субъекту в очерченных законом рамках свободы выбора варианта поведения, стимулирующий его правовую активность, творческие и созидательные качества, способствующий наиболее полному удовлетворению интересов личности, общества и государства.

Дозволения могут содержаться в единичной правовой норме, ее части, комплексе норм либо вытекать из общего смысла законодательства, регулирующего определенную сферу социальных связей. Они осуществляются в зависимости от усмотрения субъекта: к использованию дозволения нельзя принудить.

Свобода, заключенная в дозволении, не является абсолютной, ибо как правовое явление дозволение уже содержит в себе некоторые ограничения, которые должны поддерживаться и дополняться нормами морали.


Дозволения обеспечиваются главным образом не возможностью применения принудительных мер со стороны государства, а высокой степенью заинтересованности субъекта в реализации нормы. Соответственно они обладают высокой степенью эффективности, поскольку наилучшим образом отражают интересы индивидов. Дозволения подкрепляются как общими (совокупность политических, экономических, нравственных условий), так специальными юридическими (четко прописанный механизм реализации, контроль и надзор за данным процессом и т.д.) гарантиями.

Дозволения в праве выполняют ряд функций: ценностно-ориентирующую, общестимулирующую, мотивационно-побудительную, воспитательную и функцию гармонизации частных и публичных интересов.

По продолжительности действия дозволения бывают временные и относительно постоянные. По сфере осуществления дозволения можно разделить на международные и внутригосударственные (в зависимости от уровня нормативного закрепления выделяют дозволения федерального уровня, уровня субъектов Федерации, муниципальные и локальные дозволения). По способу установления дозволения можно разделить на закрепленные в нормативных актах государственных органов и закрепленные посредством договорного регулирования.

Основными разновидностями дозволений, выделяемыми на основе совокупности таких критериев, как степень конкретности, уровень гарантированности и соответственно юридическая сила, являются субъективные права, свободы и законные интересы.

Дозволения – ключевой элемент правового регулирования в социалистическом обществе, определяющее правовое средство, призванное обеспечить социальную свободу и активность тружеников, их коллективов, осуществление реальных прав человека, действительную социалистическую демократию, подлинное самоуправление народа, творчество и созидательную деятельность людей.

Именно этому элементу правового регулирования придается все большее значение в современных условиях, когда в соответствии с решениями XXVII съезда КПСС и XIX партийной конференции проходит перестройка, намечено ускорение социально-экономического развития страны.

Для юридических дозволений, как и для дозволений вообще, характерно, так сказать, предоставительное предназначение, функция предоставления: они призваны дать простор, возможность для «собственного», преимущественно по усмотрению, по интересу, поведения участников общественных отношений. С юридической стороны

они поэтому выражаются преимущественно в субъективных правах на

собственное активное поведение.

Следовательно, дозволение в праве – это субъективное юридическое право, и ему свойственно все то, что присуще субъективным юридическим правам (наличие известного «юридического плюса»; момент усмотрения; мера юридических возможностей и др.). В то же время для юридического дозволения в строгом смысле этого слова характерна не просто мера возможного поведения, а преимущественно такая мера, которая состоит в просторе собственного поведения, в возможности проявить свою собственную активность, реализовать свой интерес.

Конечно, субъективное право, которое сводится только к одному праву требования (что характерно для относительных правоотношений типа обязательств в гражданском праве), тоже выражает своего рода дозволение, и оно тоже научно интерпретируется через понятие «дозволенное поведение». Но право требования ограничено лишь юридической областью, оно в большей мере, пожалуй, связано с позитивными обязываниями, представляя собой необходимый элемент в юридических механизмах, обеспечивающих их надлежащее исполнение. И вообще здесь мало того, что выражено в этом богатом по содержанию слове – «дозволение». Глубокий же социальный смысл дозволений в социальном регулировании состоит в том, что они дают возможности, простор для свободного, активного поведения самому носителю дозволения.

Общие дозволения и общие запреты в советском праве

Дозволения, к сожалению, недостаточно исследованы в советской литературе. Здесь немало сложных проблем, которые нуждаются в надлежащем общетеоретическом объяснении.

Обращаясь к краткой характеристике основных из этих проблем, необходимо сразу же – как и в отношении юридических запретов – подчеркнуть: юридическое дозволение должно быть выражено в законе, в других нормативных актах. И тут они опосредуются действующим правом по-разному. Чаще всего прямо формулируются в тексте нормативного акта в виде особой разновидности регулятивных норм – управомочивающих. Вместе с тем наличие юридического дозволения может вытекать из комплекса юридических норм (таково, например, дозволение граждан СССР на заключение любых сделок между собой, поскольку эти сделки не запрещены, соблюдаются все условия совершения сделок и они не противоречат принципам права, его «духу»).

А могут ли помочь в установлении юридических дозволений нормативные положения об ответственности? Если существование ответственности является, как правило, свидетельством наличия в данном случае юридического запрета, то не закономерен ли, так сказать, обратный вывод: если за совершение определенного поведения не установлена юридическая ответственность, то, может быть, это свидетельствует о его дозволенности? Вряд ли это так. Если бы указанное предположительное мнение было правильным, то исчез бы смысл юридически закреплять в нормативных актах дозволение. Не согласуется с такого рода мнением и характер тех жизненных проблем, о которых говорилось в первой главе (вспомним хотя бы такую архиважную, глобальную для человечества проблему, как попытки милитаризации космоса: ведь в этой области в настоящее время есть только частичные запрещения). Так что одно лишь отсутствие юридической ответственности за данное поведение, т.е. отсутствие запрета, вовсе не означает юридическую дозволенность поведения. А если учесть, что аналогичная мысль возникла и при рассмотрении запретов (и там напрашивался вывод, что отсутствие дозволенности известного поведения не означает его запрещенность), то станет очевидным, что при всей очень тесной, органичной взаимосвязи юридических дозволений и юридических запретов тут нельзя ограничиться констатацией этой взаимосвязи; необходимо более детально проанализировать юридические дозволения и юридические запреты в контексте правового регулирования общественных отношений в целом, что и будет сделано.

Более широкий подход к дозволениям, рассматриваемым в единстве с юридическими запретами, обусловлен и другими причинами.

Глава 3. Дозволения и запреты в советском праве

Ведь дозволение, если оно выражено в праве и вследствие этого получило строгие очертания, четкие границы, все равно является еще самой общей юридической формой: она свидетельствует лишь о разрешенности, допустимости соответствующего поведения. Диапазон же социальной значимости поведения, охватываемой этой формулой, довольно велик – от допустимости в смысле ненаказуемости (когда закон, так сказать, «скрепя сердце» мирится с соответствующими поступками, например с употреблением некоторыми людьми алкогольных напитков) до одобряемого, высокосоциально значимого и потому поощряемого поведения (когда в законе предусматриваются особые меры для того, чтобы вызвать к жизни, поддержать, расширить поведение подобного рода). Вот для того чтобы более конкретно рассмотреть дозволения в их единстве с запретами, и нужно обратиться к правовому регулированию в целом, а отсюда к тем общественным отношениям, которые опосредуются с помощью правовых средств.

И все же, оставляя для последующего анализа ряд существенных вопросов, относящихся к дозволениям (рассматриваемым в единстве с запретами), необходимо еще раз оттенить в данном месте главное – дозволения приобретают юридический характер и становятся юридическими дозволениями тогда, когда они выражены в действующем праве – в особых управомочивающих нормах или же в комплексе юридических норм. Указанный момент представляется в высшей степени важным потому, что таким путем – и это определяющая особенность именно юридических дозволений – их содержание очерчивается четкими границами, рамками, отделяющими юридическое дозволение от произвольных действий. И здесь, кстати, намечаются контуры подхода к общим дозволениям, к их особенностям в праве.

Еще по теме Юридические дозволения (общая характеристика):

  1. § 1. Общая характеристика механизма правового регулированияобщественных отношений
  2. 1. Общая характеристика полномочий государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области земельных отношений
  3. ? 4. Общая характеристика правовой связи участника хозяйственного общества с обществом, возникающей в силу непосредственно факта участия в обществе.

Современное право применяет ряд возможностей юридического характера. Они способны воздействовать на общественные отношения регулирующим образом. В данной статье рассмотрена уникальная возможность, именуемая дозволением. Что же это такое? Какие нормы дозволения существуют? И в чем заключается соответствующая этой разновидности разрешения методика?

Сущность понятия

Дозволение - это достаточно эффективный вариант правового регулирования, который выражается через нормы юридического характера. Заключается он в наделении определенного субъекта свободой в отношении выбора альтернативы поведения (важно отметить, что данный факт уместен лишь в очерченных законодательным образом рамках).

Так, выбранная стратегия и, соответственно, тактика поведения должны стимулировать активность субъекта в правовом плане, его качества творческой и созидательной природы, а также способствовать полноценному удовлетворению интересов личности, социума и, конечно же, государства.

Дозволение - это способ регулирования, имеющий возможность «разбиваться» на отдельные правовые нормы или же представляться в совокупном виде как единая система, элементы которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Кроме того, дозволения способны вытекать из ключевого смысла законодательства, которое регулирует конкретную сферу общественных связей.

Особенности явления

Необходимо учесть, что дозволения выполняются строго в зависимости от усмотрения субъекта, соответственно, к применению данной категории принудить невозможно. Дозволение - это разрешение юридического характера, в котором заключена свобода, не являющаяся абсолютной, так как, будучи правовым явлением, оно уже содержит в себе определенные ограничительные меры, поддерживающиеся и периодически дополняющиеся моральными нормами.

Необходимо отметить, что обеспечение дозволений достигается в основном не возможностью использования мер принудительного характера со стороны государственной структуры, а высоким уровнем заинтересованности субъекта в отношении реализации данной нормы. Именно поэтому юридические разрешения характеризуются значительной степенью эффективности: они достаточно качественно отображают интересы индивидов. Кроме того, дозволения подкрепляются гарантиями - как общими, так и специальными. В первом случае речь идет о совокупности условий политического, экономического, а также нравственного содержания. А к специальным юридическим гарантиям необходимо отнести конкретно прописанный механизм осуществления, а также контроль за соответствующим процессом.

Функциональные особенности

Как и любая экономическая категория, дозволение определяется рядом функций, основными среди которых являются ценностно-ориентирующая (определяет базу для построения стратегии поведения в соответствии с общественными нормами и грамотно организованным сознанием), общестимулирующая (дает предписания общего характера как своеобразный старт к совершению действия), мотивационно-побудительная (является активной функцией, основной идеей которой служит организация поведения посредством предшествующей мотивации), воспитательная (юридически закрепляет нормы поведения посредством дозволения), а также функция гармонизации частных и публичных интересов. Последний пункт особенно важен, ведь спокойствие и гармония в обществе - определяющий фактор его благополучного развития.

Современная классификация

Дозволение - это юридическая категория, содержание которой подлежит четкой классификации. Так, в соответствии с критерием продолжительности действия принято выделять временные и относительно постоянные дозволения. По области исполнения категория классифицируется на дозволения международного и внутригосударственного характера (кроме того, различным уровням нормативного закрепления соответствуют определенные виды дозволения: муниципальные, локальные, элементы федерального уровня, а также уровня субъектов Федерации).

Разделение по методу установления подразумевает закрепленные посредством нормативных актов государства, а также укорененные договорным регулированием дозволения. Немаловажными пунктами являются выступающие в совокупности критерии степени конкретности, уровня гарантированности и, естественно, юридической силы, в соответствии с которыми принято выделять свободы, а также законные интересы.

Примеры дозволения

Простыми словами, дозволение представляет собой конкретное указание вариативного характера на ту или иную тактику поведения (данные варианты желательны, но совсем не обязательны). Например, встреча выпускников, как правило, проходит в первую субботу февраля, но никто не может заставить человека пойти туда - он вправе самостоятельно выбрать вариант поведения.

Форма дозволения носит весьма парадоксальный характер, что зачастую вызывает интерес юридических деятелей. Кроме того, в мире существует множество примеров данного явления, с которыми индивид сталкивается в своей повседневности, сам того не замечая. Зачастую практикуются и профессиональные примеры рассматриваемой категории. Доказательством столь интересному факту может служить обжалование действия или же бездействия должностного лица.

Дозволение и соответствующие проблемы философии права

Метод дозволения,так же как и стратегия запрета, предполагает конкретизацию собственного смысла в виде конкретных правовых норм соответствующих актов общеобязательного характера. А ведь подобное разъяснение правовых принципов общего регулирования - не что иное, как творческой природы, которая в любом случае требует адекватной нормативной передачи взаимосвязи конкретных юридических прав и обязанностей, форм и процедур их осуществления, методов их защиты и так далее.

Важно отметить, что совершенно любая четко выраженная правовая норма, удачная конструкция, поэтапная процедура, грамотно построенная процессуальная норма, активная гарантия юридического типа - это весомая общественная ценность и, непременно, отличная находка для соответствующей сферы как правового регулирования, так и категории права в целом.

Для того чтобы административно-правовое регулирование носило гибкий и оптимальный характер, необходимо иметь в составе механизма административно-правового регулирования не только запреты, но также и дозволения.

Дозволения (разрешения) - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Другими словами, дозволение предполагает поведение, запрещенное тем лицам, у которых такое разрешение отсутствует. При отсутствии запрета разрешение как таковое теряет смысл, поэтому оно представляется способом обеспечения общественного порядка, безопасности, соответствия дозволенного поведения интересам общества и государства, которое, очерчивая разрешенный государством круг действий, воздействует на общественные отношения.

Примером связи запрета и дозволения может служить ст. 23 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016), согласно которой сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в строго случаях, но в то же время сотруднику полиции «запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица» Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016)// Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 900..

Дозволение бывают двух видов: правоустановительное, когда путем разрешения обеспечивается возможность реализации гражданами своих прав на те или иные социальные блага, и правоохранительное, направленное на обеспечение общественной безопасности при совершении дозволенных действий.

Исследуя метод дозволения, в административном праве можно выделить его «следующие наиболее распространенные формы:

  • 1) лицензирование;
  • 2) предоставление разрешения (специального разрешения);
  • 3) сертификация;
  • 4) предоставление допуска;
  • 5) аттестация;
  • 6) аккредитация;
  • 7) квотирование;
  • 8) регистрация;
  • 9) предоставление иных видов разрешений (включение в реестр, предоставление права, удостоверение, паспорт и т.п.) Мелехина А. В. Административное право Российской Федерации: Учебник, Москва, Юстиция, 2016г.,19 с.».

Особенностью отечественного правового регулирования разрешительной деятельности является неупорядоченность используемой терминологии, ее бессистемное применение. Избрание конкретных форм разрешительной деятельности (лицензирование, разрешение, регистрация и т.п.), замена одного вида разрешения другим осуществляется хаотично.

Нормативных правовых актов федерального уровня, которые полностью регулируют конкретные формы разрешительной деятельности, фактически не имеется, что, несомненно, тормозит развитие правового регулирования, препятствует укреплению законности в целом.

Законодателям необходимо обратить свое внимание на данный пробел в российском праве, тем более, что в настоящее время количество дозволений в механизме административно-правового регулирования становится все больше. Это связано с тем, что государство отказывается от жесткого административно-правового регулирования.

Итак, дозволение - это метод правового регулирования, который заключается в предоставлении субъекту свободу в выборе варианта поведения, который способствует удовлетворению интересов как индивидуальной личности, так и общества, и государства в целом.

Правовые нормы, их содержание предполагают определенные способы, с помощью которых будут реализоваться предписания юридических норм и которые находят свое отражение в логико-языковой конструкции нормы права, – способы правового регулирования.

Способы правового регулирования выступают в качестве средств нормативной регламентации общественных отношений.

Способы правового регулирования – это приемы юридического воздействия на общественные отношения. Они зависят от особенностей правовых норм. Так как юридическая норма действует или запрещая, или дозволяя, или обязывая, то в качестве основных способов правового регулирования называют запрет, дозволение и обязывание.

В условиях первобытного общества регулирование общественных отношений осуществлялось посредством мононорм, которые включали в себя в качестве элементов запреты в виде табу (недопустимость кровосмешения, убийства родственника, каннибализма и т. п.), дозволения (разрешение охотиться и собирать растения на определенной территории; произносить перед охотой заклинания в любом количестве раз, не меньшем необходимого и т. п.), и обязывания (требования придерживаться определенных правил поведения во время охоты, при поддержании огня, в процессе изготовления орудий и т. п.). При переходе к государственно организованной жизни происходила дифференциация мононорм, свидетельствующая о том, что система запретов, дозволений и обязываний продолжала развиваться. Дозволения и обязывания стали занимать все больший объем в системе нормативной регламентации. Правовые нормы стали указывать на то, что обязательно надо делать (обязывания), что делать разрешено (дозволения), что делать запрещено (запрет) и в каких случаях можно поступать по собственному усмотрению без учета общественного мнения. Таким путем сформировалась система способов правового регулирования, которая является важнейшей характеристикой механизма правового регулирования.

Запрет – это возложение на лицо обязанности не совершать какие-либо действия или не допускать бездействия, запрещенные правовыми нормами.

Это исторически первый способ правового регулирования. Норма права, содержащая в своей диспозиции указание на то, что делать нельзя или нельзя не делать, получила название запрещающей нормы. При этом, запрещая один путь регулирования общественных отношений, правовая норма тем самым побуждает субъекта искать другие пути и активно действовать в дозволенных направлениях.

Запреты могут потребовать воздержания как от активных действий, так и от бездействия, когда невыполнение субъектом своих социальных функций может повлечь общественно-вредные последствия.


Санкции правовых норм, содержащих запреты, могут предусматривать юридическую ответственность не только за совершение запрещенных действий, но и за несовершение того, что субъект юридически обязан делать.

Запрет выступает как разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Примерами запрета являются закрепленные нормами права запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого; запрещение сотрудникам правоохранительных органов применять недозволенные методы расследования; запрещение курсантам Санкт-Петербургского университета МВД России курить на территории Университета в неустановленных для этого местах.

Запрет есть юридический способ наименьшего ограничения свободы индивидов: он фиксирует конкретный перечень запрещенных деяний, признавая тем самым широкий круг остальных деяний дозволенными. Свобода индивидов получает минимум ограничений: за ее рамками остается лишь то, что явно вредно для общества.

Дозволение – это предоставление субъектам возможности самим совершать активные действия в своих собственных интересах.

Норма права, в диспозиции которой установлены права субъектов регулируемых отношений, получила название управомочивающей нормы.

Дозволение –правовая возможность, использование которой полностью зависит от собственного усмотрения субъектов. В реальной жизни субъекты используют далеко не все возможности, которые предоставляются ему правом. Дозволение используется в тех случаях, когда государство не считает необходимым реализовывать свои властные прерогативы в определенной области общественной жизни и передает право решения вопросов в этой сфере самим субъектам права – индивидам, частным или общественным организациям.

Юридическое дозволение – свидетельство того,что право распространяет свое воздействие не только на узкий круг запрещенных поступков, но и на свободу субъектов за его пределами. Фиксируя дозволение, правовая норма жестко определяет содержание и объем дозволенного. А так как разрешить то, что еще неизвестно, невозможно, дозволение из правового регулирования исключает все новое.

Дозволение может выражаться в различных формах (субъективное право, свобода, законный интерес), каждая из которых имеет свою юридическую природу и предполагает различную степень юридической гарантированности.

Примерами дозволения являются закрепленные нормами права возможность граждан и организаций на участие в демонстрации, посвященной Дню Победы советского народа над фашизмом на Красной площади; возможность получения образования в Санкт-Петербургском университете МВД России; свобода вероисповедания; возможность совершеннолетних граждан России принимать участие в выборах Президента Российской Федерации.

Обязывание – это возложение на лиц обязанности совершить активные действия, предусмотренные правовыми нормами.

Обязывание как способ правового регулирования отражает интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Норма права, в диспозиции которой установлены обязанности субъектов права по активному поведению, получила название обязывающей нормы.

Примерами обязывания являются закрепленные нормами права обязанность должника исполнить свои обязательства перед кредитором; обязанность совершеннолетних детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях; обязанность граждан Российской Федерации платить законно установленные налоги и сборы.

Обязывание находится в тесной взаимосвязи с запрещениями: обязанность выполнить определенное действие – это запрещение не выполнять его. Так, обязанность уплатить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершения этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участие в судопроизводстве по этому делу; запрещение сотрудникам правоохранительных органов применять недозволенные методы расследования эквивалентно обязанности сотрудников правоохранительных органов не применять методы, неразрешенные для производства данного вида юридической деятельности.

Запреты, дозволения, и обязывания – наиболее глубокий слой механизма правового регулирования. В ходе реализации права они проникают во все его составляющие – юридические нормы, правоотношения, акты реализации, во многом определяя их черты и особенности.