«Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению. «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях»

Цели:

– показать родителям роль полноценного общения детей в развитии личности;

– познакомить родителей с методами и приемами развития коммуникативных способностей детей;

– выявить уровень развития коммуникативных способностей учащихся класса.

Участники: классный руководитель, родители учащихся третьего класса, школьный психолог.

^ Подготовительная работа:

1. Диагностика уровня развития коммуникативных способностей учащихся школьным психологом:

1) методика Рене Жиля «Особенности межличностных отношений ребенка»;

2) тест Розенцвейга (изучение особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях);

3) методика «Моя семья» (изучение отношения ребенка к себе и к другим людям).

2. Подбор игровых упражнений для развития коммуникативных способностей детей.

3. Приглашение школьного психолога на родительское собрание.

4. Составление памятки для родителей по теме собрания.

Оформление, оборудование и инвентарь:

1) оформление листов с описанием игровых упражнений для проведения практикума с родителями;

2) тест-игра «Как вы общаетесь с детьми?»;

3) памятки для родителей «Учим детей общению»;

4) запись на доске темы собрания;

5) магнитофон, записи спокойной музыки для проведения релаксационных упражнений.
^

Ход собрания

I. Организационная часть.

Звучит музыка. Родители занимают рабочие места в классной аудитории за зеленым, желтым или синим столами, в результате образуются три рабочие микрогруппы участников собрания.
^

II. Вступительное слово классного руководителя.


Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Способность к общению включает в себя:

1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

2) умение организовать общение («Я умею!»);

3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми – педагогами и воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Как это сделать? Этому и будет посвящено наше родительское собрание.
^

III. Сообщение школьного психолога о результатах диагностики уровня развития коммуникативных способностей учащихся класса.


Родители получают индивидуальные листы с описанием уровня развития коммуникативных способностей ребенка.
^

IV. Сообщение классного руководителя по теме «Как помочь ребенку преодолеть застенчивость».


Застенчивость как черта личности обусловлена и наследственностью, и средой. Иными словами, застенчивым можно родиться, а можно им стать.

Причиной возникновения застенчивости или ее усиления может быть интровертированная мать, чье поведение является образцом для ребенка. Такая мать избегает общения с людьми, углубляется в свои переживания, и в итоге ребенок, если не получает с раннего детства опыта другого поведения, часто становится похожим на нее.

Другим не менее важным пусковым фактором формирования застенчивости является отношение к ребенку значимых для него людей. Они, например, могут, сравнивая ребенка с братьями, сестрами или сверстниками и делая оценки не в его пользу, существенно снизить его самооценку, побуждая тем самым избегать контактов с людьми. Нередки случаи, когда ребенка в раннем детстве обзывают, дразнят, высмеивают, что также не способствует развитию открытости и общительности.

Неидеальные внешние данные ребенка – еще одна причина застенчивости. Как часто в подростковом возрасте дети ощущают себя «гадкими утятами»! Несмотря на то, что эта ситуация часто является временной, и многие из детей, повзрослев, превращаются в прекрасных «лебедей», переживания их искренни и эмоционально значимы. А если к временным дефектам добавляется постоянный, то как с этим можно мириться, как не обращать внимания!

Застенчивость мешает детям радоваться общению со сверстниками, находить друзей и получать их поддержку.

Ф. Зимбардо пишет, что застенчивые дети избегают контактов как физических, так и вербальных. Они стараются быть незаметными, не брать на себя инициативу. Им трудно расслабиться. У таких детей пониженная самооценка. В связи с этим застенчивые дети очень похожи друг на друга. По наблюдениям Т. Л. Шишовой, у застенчивых детей голова часто опущена, плечи сутулые, взгляд направлен вниз, в сторону, вверх, но почти никогда – в глаза собеседнику. Имеют тихий голос. Они обычно ерзают на стуле, затрудняются при ответе на самые простые вопросы.

Тем не менее не всегда застенчивость надо понимать как отрицательную черту, от которой необходимо избавляться. Застенчивость часто социально одобряема. И это сказывается на отношении ребенка к этому своему качеству – он научается мирно с ним существовать и даже использовать себе во благо. С таким ребенком нет, на первый взгляд, острой необходимости работать в педагогическом и психологическом плане. Однако застенчивость, как правило, мешает подростку. А в тех случаях, когда она представляет собой крайнюю степень выраженности, и в то же время сам ребенок хочет стать смелее, раскованнее, ему просто необходимы игры и упражнения, развивающие нужные таким детям качества.

Групповой метод работы с такими детьми – лучший способ добиться желаемого результата. Он позволяет моделировать различные ситуации, связанные с контактами с другими людьми, с возможностью проявить себя на публике, и тем самым позволяет этим детям получить позитивный опыт и скорректировать самооценку.

К сожалению, застенчивых детей довольно много. И это является серьезным основанием, чтобы об этом говорить и над этим работать. Игры и упражнения, ориентированные на особенности застенчивых детей и проводимые в группе сверстников, могут оказать существенную помощь таким детям.
^

V. Работа в микрогруппах.


Каждая микрогруппа родителей получает листы с описанием игр на развитие коммуникативных способностей ребенка.

В течение 10 минут члены микрогруппы знакомятся с содержанием игр, затем представители из каждой группы проводят игры со всеми родителями класса.

1. Игра «Ролевая гимнастика».

Ребенок должен выполнить задание взрослого. Например:

1) рассказать известное стихотворение следующим образом:

– шепотом;

– с пулеметной скоростью;

– как робот;

– как иностранец;

2) походить:

– как младенец;

– как глубокий старец;

– как лев;

– как слон;

3) улыбнуться:

– как кот на солнышке;

– как само солнышко;

4) посидеть:

– как пчела на цветке;

– как наездник на лошади;

– как Карабас-Барабас;

5) попрыгать:

– как кузнечик;

– как козлик;

– как кенгуру;

6) нахмуриться:

– как осенняя тучка;

– как рассерженная мама;

– как разъяренный лев.

Эта игра направлена на снятие напряжения, эмоциональное оживление.

2. Игра «Мудрец».

Взрослый говорит ребенку: «Закрой глаза, представь мысленно зеленый луг и большой старый дуб на краю луга. Под деревом сидит мудрец, который ответит на любой заданный вопрос. Подойди к мудрецу, задай ему вопрос, который волнует тебя, и выслушай ответ. Позади мудреца к дубу прикреплен календарь. Посмотри, какое на нем число».

После этого ребенок открывает глаза и делится своей фантазией с окружающими его людьми.

Эта игра помогает мысленно преодолеть психологический барьер застенчивости, после чего ребенок становится способным более свободно общаться с другими людьми и в реальной жизни.

Для этой игры используется спокойная, расслабляющая музыка.

3. Игра «Трудный путь».

Дети плотно стоят спиной друг к другу; по очереди, начиная с первого, пробираются между стоящими. Пройдя этот трудный путь, каждый встает последним, и движение продолжается. Из той же серии и народная игра «Жмурки».

4. Игра «Руки».

Дети встают в круг, а водящий, проходя по нему, изучает руки каждого. Затем водящему завязывают глаза и он, прикасаясь к рукам кого-либо из круга, отгадывает, кому они принадлежат.

5. Игра «Режиссер».

Эта игра позволит застенчивому ребенку (при условии, что он исполняет роль самого режиссера) управлять другими детьми, брать ответственность на себя, находиться в ситуации, когда необходимо импровизировать и постоянно общаться с другими. Для постановки мини-спектакля в этом случае можно взять любую короткую сказку, басню или стихотворение, предоставив право выбора самому «режиссеру». Таким образом, спектакль становится его детищем.

6. Игра «Гроза».

Каждый ребенок перевоплощается в облако, легко передвигаясь по комнате. Со словами «Надвигается гроза!» дети собираются в центре комнаты. А после команды: «Сверкнула молния!» хором кричат: «Ба-бах!». Игра дает возможность чувствовать себя членом группы, придает смелость, уверенность. Предлагаемый образ способствует преодолению внутренних запретов на контакты, громкий крик.

7. Игра «Волшебник».

Ребенок, до которого ведущий дотронется «волшебной палочкой», превращается в сказочного героя. Ребенок изображает его средствами пантомимы. А остальные дети отгадывают, что это за герой, из какой он сказки. Участие в этой игре помогает ребенку преодолеть чувство робости, скованности. В следующий раз сделать это ему будет значительно легче.

8. Релаксационные упражнения.

Застенчивым детям просто необходимо научиться расслабляться. Поэтому специальные релаксационные упражнения желательно включать в каждое занятие. При их проведении дети лежат или сидят в свободной, расслабленной позе (можно в «позе кучера»), желательно с закрытыми глазами. Ребята, ориентируясь на словесный образ, рисуемый взрослым, представляют себе те или иные картины природы или состояния. Ключевые слова и выражения, предложенные И. Е. Шварцем и А. С. Новоселовой, могут быть использованы как основа для создания таких образных представлений. Вот некоторые из них:

Я лежу на берегу реки в лесу;

Шумит листва деревьев;

Журчит вода, поют птицы;

Я лежу на спине, смотрю в голубое небо;

По небу плывут облака;

Я спокоен;

Надо мной качаются верхушки деревьев;

Я слушаю успокаивающий шум леса;

Я как будто повис в воздухе;

Я будто нахожусь в состоянии невесомости;

У меня такое ощущение, будто я растаял;

Мои руки погружены в нагретый солнцем песок;

Песок нагревает мои руки.

Эффект таких упражнений значительно возрастет, если текст будет сопровождаться специально подобранной музыкой; качество проведения релаксации в этом случае будет значительно выше.
^

VI. Тест-игра с родителями «Как вы общаетесь с детьми?».


Председатель родительского комитета проводит тест-игру «Как вы общаетесь с детьми?» и предлагает родителям выбрать из перечисленных на доске те фразы, которые наиболее часто употребляются ими в общении с детьми.

1. «Сколько раз тебе повторять!»

2. «Посоветуй мне, пожалуйста…»

3. «Не знаю, что бы я без тебя делала!..»

4. «И в кого ты такой уродился?»

5. «Какие у тебя замечательные друзья!»

6. «Ну, на кого ты похожа!..»

7. «Вот я в твое время…»

8. «Ты моя опора и помощница(к)»

9. «Ну, что за друзья у тебя!»

10. «О чем ты только думаешь?!»

11. «Какая ты у меня умница!»

12. «А как ты считаешь, сынок (доченька)?»

13. «У всех дети как дети. А ты?!»

14. «Какой ты у меня сообразительный(ая)!»

После сделанного выбора председатель родительского комитета называет родителям балл оценки данных фраз:

1) 2 балла; 8) 1 балл;

2) 1 балл; 9) 2 балла;

3) 1 балл; 10) 2 балла;

4) 1 балл; 11) 1 балл;

5) 1 балл; 12) 1 балл;

6) 2 балла; 13) 2 балла;

7) 2 балла; 14) 1 балл.

Каждый родитель подсчитывает сумму баллов оценки избранных фраз. Сообщаются оценочные суждения теста-игры.

7–8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

9–10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11–12 баллов – вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.

13–14 баллов – вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушайтесь к его словам.
^

VII. Итоги практической работы родителей.


Классный руководитель. Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребенок еще маленький.

Давайте вместе подумаем и выработаем определенный стиль поведения с застенчивыми детьми.

Родители предлагают правила общения и поведения с застенчивыми детьми, обсуждают и анализируют их.
^

VIII. Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме рекомендаций родителям.


РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ «УЧИМ ДЕТЕЙ ОБЩЕНИЮ (РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ)»

1. Расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите ребенка спокойно относиться к новым местам.

2. Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами; не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения. Дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.

3. Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.

4. Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужими» взрослыми. Например, в ситуации «вынужденного» общения на приеме у врача, в детской библиотеке и др.

5. Важно найти для застенчивого ребенка какое-то дело, в котором он найдет себя и добьется успеха. Главное, чтобы ребенок хоть в чем-то был победителем.
^

IX. Заключительное слово классного руководителя.


Несмотря на то, что из застенчивости можно «вырасти», все же не стоит надеяться и пассивно ждать. И избавляется от застенчивости по мере взросления далеко не каждый. Но даже если позитивные изменения произошли, в памяти этих людей остается неприятный осадок от былых неудач, острых переживаний. Поэтому давайте возьмемся за эту работу уже сегодня. Успехов вам!

Литература

1. Игра-тест «Как вы общаетесь с детьми?» // Учительская газета. – 1987. – 22 декабря.

2. Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль, 1997.

3. Минаева, В. Как помочь ребенку преодолеть застенчивость // Начальная школа. – 2001. – № 7.

3. Настольная книга учителя начальных классов / авт.-сост. Л. С. Бескоровайная, О. В. Перекатьева. – Ростов, 2004.

Практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Здесь следует помнить, что родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях. Поэтому, следует изменить не только их форму и структуру организации, но и считаться с мнением родителей при определении тематики.

Современные исследования показали, что лучше всего проходят, и самое главное, дают больше знания родителям, родительские собрания с использованием интерактивных методов. Цель, которых заключается в том, чтобы родители самостоятельно поделились опытом воспитания детей из собственной практики. «За чашечкой чая» родители высказывают свои наработанные методики в воспитании, задают вопросы друг другу и воспитателю, самостоятельно отвечают с позиции собственного опыта. Данная форма проведения родительского собрания была наиболее эффективной, т.к. в ходе родительского собрания все родители смогли внести свой вклад. Родители выдвинули предложение проводить как можно чаще собрания в нетрадиционной форме.

Тема: Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях.

Программное содержание:

  1. Познакомить родителей с понятиями «коммуникативные умения», «Коммуникабельный человек»,
  2. Помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка;
  3. Помочь родителям и детям уметь понимать друг друга;
  4. Создание благоприятной атмосферы общения в семье.

Форма проведения – чаепитие за круглым столом.

Подготовительная работа к собранию :

  • Приглашение родителей на собрание.
  • Анкетирование детей и обработка результатов на тему «Как я общаюсь дома».
  • Подготовка памятки для родителей по теме «Особенности формирования коммуникативных умений у детей 4-5 лет». (Прилагаются).
  • Видеозапись беседы психолога с детьми на тему «С кем я общаюсь дома».

Оборудование и ТСО:

  • Экран и компьютер с мульти – проектом.
  • Магнитофон с фонограммой песен.
  • «Волшебный микрофон»
  • На столе приготовлены журналы «Единственной маме на свете», альбомы для социальных паспортов, а также памятки для родителей.

План собрания:

№ п/п

Ответственный

Форма собрания - чаепитие за круглым столом

Воспитатели Еременко Ж.Н.,
Мухамедова М.А.

Упражнение «Подари приветствие присутствующим» на невербальном уровне

Родители
Воспитатель Еременко Ж.Н.

Дискуссия на тему «Что такое коммуникативные умения»

Родители
Воспитатель Еременко Ж.Н.

Сообщение «Основные направления работы с детьми 4 -5 лет в формировании коммуникативных умений»

Воспитатель Еременко Ж.Н.

Проблемный вопрос родителей на тему «Достаточно ли вы общаетесь с ребенком дома?»

Родители
Воспитатель Еременко Ж.Н.

Просмотр видеоматериалов с высказываниями детей

Психолог Плаксина Н.Е.
Воспитатель Еременко Ж.Н.

Дискуссия родителей на тему «Достаточно ли вы общаетесь с ребенком дома?»

Родители
Воспитатель Еременко Ж.Н.

Знакомство родителей с одной из форм совместного взаимодействия детского сада, родителей и детей – создание социальных паспортов (портфолио) детей

Воспитатель Еременко Ж.Н.,

«Вы спрашиваете - мы отвечаем»

Воспитатели Еременко Ж.Н.,
Мухамедова М.А.

Литература:

  • Т.С.Зенина “Родительские собрания в детском саду”.
  • А. Любимов “НЛП: мастерство коммуникации”.
  • О.С.Ушакова “Придумай слово”.
  • О.А. Черенкова “Формирование коммуникативных умений у детей 4-5 лет в игровой деятельности”.

Ход собрания (звучит релаксационная музыка).

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. А сейчас давайте отвлечемся от проблем, которые вы решали весь день и поиграем в игру «Подари приветствие соседу», но на невербальном уровне. Кто знает что такое «невербальное»? (выслушиваю ответы родителей). Да, вы правильно сказали – без слов. (сама начинаю игру и «здороваюсь» с тем родителем, который рядом. Все родители придумывают свое приветствие).

Сегодня тема нашего собрания «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях». Сегодня я принесла «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое «Коммуникативные умения». (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания.).
Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Поэтому основным условием возникновения и развития общения является совместная деятельность.

Несмотря на достаточно глубокую изученность данного вопроса, проблема общения и формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста остается актуальной. Реализация требований современной жизни поставила перед педагогикой задачу целенаправленной подготовки детей с самого раннего возраста к полноценному общению в различных сферах жизнедеятельности. В практике дошкольного воспитания применяются образовательные программы, многие из которых предполагают развитие коммуникативной деятельности детей, как основы социализации, ставят задачу формирования коммуникативных умений у дошкольников как интегративного явления, имеющего трехблочную структуру: информационно-коммуникативные умения, регуляционно-коммуникативные умения, аффективно-коммуникативные умения. Именно к 4 – 5 годам у детей складывается потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками. Содержанием общения становится совместная, главным образом, игровая, деятельность. В этом же возрасте возникает и потребность в уважении и признании сверстников. Таким образом, у детей 4-5 лет существует потребность в общении со сверстниками, которая тесно связана с основными потребностями ребенка – потребностями в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Данные теоретические положения позволили выделить особенности формирования коммуникативных умений у детей 4-5 лет: усвоение детьми коммуникативных моделей происходит в совместной деятельности со взрослым; в формировании социальных потребностей ребенка и освоении им опыта человеческой деятельности ведущая роль принадлежит совместным играм со сверстниками.
Одним из факторов формирования коммуникативных умений у детей 4 – 5 лет является благоприятный психологический климат в группе детского сада и в семье. Для описания модели формирования коммуникативных умений давайте с вами определим критерии сформированности коммуникативных умений у детей 4 – 5 лет: умение ориентироваться в ситуации общения, употребление вербальных и невербальных средств общения, умение организовать процесс общения, преодоление конфликтов, эмоциональное восприятие партнера по общению (показ видеослайда Приложение№ 1 .)

1. Понятия «общение» и «коммуникация» рассматриваются нами как идентичные. Исходя из этого, под коммуникативными умениями дошкольников мы понимаем освоенные детьми способы выполнения коммуникативных действий, за­висящих от сформированности его коммуникативных мотивов, потребно­стей, ценностных ориентации, знаний, навыков и определяющие готовность ребенка к общению.

2. В структуру коммуникативных умений детей 4 – 5 лет входят:

Информационно-коммуникативные умения: умение начать, поддержать и завершить общение, привлечь внимание собеседника; умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять намерения, мотивы общения партнеров); умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости;
- регуляционно-коммуникативные умения: умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров; умение помогать партнеру и самому принимать помощь; умение решать конфликты адекватными способами;
- аффективно-коммуникативные умения: умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера; умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам.

Эффективность модели формирования коммуникативных умений у детей 4 – 5 лет в процессе игровой деятельности обеспечивается реализацией следующих условий: создание благоприятного психологического климата в группе дошкольного образовательного учреждения и в семье воспитанника; реализация комплекса игровых тренингов, обеспечивающего поэтапное формирование коммуникативных умений; субъектная позиция педагога и родителей в процессе взаимодействия с воспитанниками; обеспечение единства когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности ребенка в процессе совместной игровой деятельности; вариативность и рефлексивный характер игровой деятельности. Исходя из вышесказанного попробуйте ответить на вопрос: «Достаточно ли вы коммуникабельны со своим ребенком?». (Дискуссия родителей).

Я предлагаю вам посмотреть видеозапись о том, как сами дети отвечают на этот вопрос. (Просмотр видеозаписи. После просмотра предлагаю родителям еще раз ответить на тот же самый вопрос. Родители обсуждают сложившуюся проблему, самостоятельно находят ответы).
Мы провели с детьми анкетирование на тему: «Как я общаюсь дома».

На вопрос: что вы с родителями делаете вечером дома? 12% ответили играем, 74% сказали, что смотрят телевизор, а 14% затруднились с ответом.

На второй вопрос: Читают ли тебе на ночь? 57% ответили «да», остальные – «нет». На вопрос: что тебе читали вчера? – лишь 2 ребенка смогли назвать произведение, а остальные не помнили.

На следующий вопрос: с кем тебе интересно проводить время? 23% ответили – с мамой, 15% - с папой, 22% - с бабушкой, 18% – с дедушкой, 22% - с друзьями.

Сегодня мы приготовили для вас подарок – вот этот замечательный журнал «Единственной маме на свете». Здесь есть подборка игр, в которые вы сможете играть с ребенком дома и ненавязчиво помочь ему формировать свои коммуникативные умения. Так же мы вам дарим «Памятку родителям т детей», где дети напоминают родителям, как они бы хотели воспитываться. (Приложение № 2)

В нашем детском саду разработана одна из форм взаимодействия детского сада, родителей детей – это создание социальных паспортов детей или «Портфолио дошкольника». Оно состоит из следующих разделов:

  • Это я,
  • Это моя семья
  • Мое имя
  • Герб семьи
  • Генеалогическое дерево семьи
  • Я расту
  • Я люблю
  • Я не люблю
  • Моя ручка, моя ножка (самопознание)
  • Мои любимые книги, игрушки
  • Мои друзья
  • Мои увлечения
  • Мой любимый праздник
  • Моя любимая еда
  • Мои достижения
  • Мои творческие работы
  • Елкина Ольга Федоровна, воспитатель, первая квалификационная категория.
  • Белякова Марина Вениаминовна, воспитатель, первая квалификационная категория.
  • Чепикова Виктория Николаевна, педагог-психолог, высшая квалификационная категория.

Цель: привлечь имеющиеся педагогические ресурсы для повышения компетентности родителей в общих задачах развития и воспитания детей.

Задачи:

  • создать условия для сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями воспитанников в вопросах формирования социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста;
  • информировать родителей о деятельности педагогического коллектива;
  • предоставить родителям возможность задуматься над проблемами воспитания культуры общения у детей;
  • распространить положительный опыт семейного воспитания.

Материалы и оборудование:

  • раздаточный материал для родителей: памятки «Поиграйте в театр всей семьёй» ;
  • выставка детских книг;
  • карточки с загадками для разминки;
  • карточки для родителей с ситуациями «Как поступить?» ;
  • театральные маски к р.н. с. сказке «Репка» ;
  • две чаши с водой, бумажные цветы, выполненные в технике «оригами» (зелёного, розового, жёлтых цветов) ;
  • мультимедийное оборудование, аудиозапись стихотворения Э. Асадова Воспитать человека.

Ожидаемый результат:

  • родители приобретут педагогический опыт в вопросах воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста, проанализируют проблемы семейного воспитания.

Ход родительского клуба

Вступительное слово.

Воспитатель: - Добрый вечер, уважаемые родители и гости! Вот и снова наступил час, когда мы собрались вместе. Мы очень рады вас видеть на нашем родительском клубе. Тема сегодняшней нашей встречи «Формирование социально - коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста» .

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и вместе с тем одним из основных факторов и важнейшим источником его развития.

Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Как показывает практика в настоящее время нравственное и социально-коммуникативное развитие детей вызывает тревогу. Следует отметить, что всё чаще педагоги и родители стали сталкиваться с нарушениями в сфере культуры общения.

А ведь вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. «Ничто не ценится так дорого и не обходится так дёшево, как вежливость» из романа «Дон Кихот» испанского писателя Мигеля. Много лет создавались людьми правила поведения, этикета, цель которых была, кроме нравственных качеств (доброты, чуткости, сердечности) , прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в разговоре, в приёме гостей – словом во всём, с чем мы выходим в общество.

Лет 300 назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали. Так Пётр I указывал: «Никто не имеет права, повесив голову и потупив глаза вниз, по улицам ходить или на людей косо взглядывать…» .

Вот об этом и многом другом пойдёт сегодня наш разговор, в ходе которого мы найдём ответы на волнующие нас вопросы.

Педагогическая разминка «Отгадайте загадки» .

  • Это слово ходит следом за подарком, за обедом.

Это слово говорят, если вас благодарят … (Спасибо)

  • Встретил Витю я, соседа - встреча грустная была:

На меня он, как торпеда, налетел из-за угла.

Но представьте - зря от Вити ждал я слова… (извините) .

  • Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день) .
  • Растает ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо) .
  • Когда бранят за шалости, мы говорим, прости… (пожалуйста) .

Беседа с родителями. Рассуждения на тему «Как и с чего, начинать воспитание культуры?»

Проигрывание жизненных ситуаций.

Ситуация № 1. Мама: Здравствуйте, Анна Ивановна! Алёша, а ты чего не здороваешься? Сейчас же скажи – «здравствуйте» . Ну, чего ты молчишь? Поздоровайся с Анной Ивановной, сейчас же скажи «здравствуйте» . Я жду. Господи, и в кого он такой упрямый, не ребёнок, а наказание, только позорит меня. Ну, скажите, как мне ещё его учить?»

Обобщение: одни дети здороваются охотно и приветливо, другие - только после напоминания, а третьи - не здороваются совсем. Не стоит каждый случай рассматривать, как проявление невежливости. Лучше разобраться, почему ребёнок не поздоровался, помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысл этого правила.

Нужно объяснить, что, здороваясь, люди желают друг - другу хорошего здоровья и настроения. Важен так же пример взрослых - сотрудников детского сада и родителей. Их приветливость и доброжелательность передаются детям.

Ситуация № 2. Две мамы разговаривают: Привет, как жизнь? - Нормально. А ты не торопишься? - Нет, а куда торопиться, я с ребёнком гуляю, по магазинам ходим (ребенок, перебивая, дёргает мать за рукав) . Мама, смотри, какой у мальчика пистолет, купи мне такой же. - Ой, я вчера была в магазине, такой выбор посуды, чуть не купила.

Ребёнок: - Ты мне скажи, купишь пистолет? Ну, скажи, купишь?

Мама: - Отстань, дай спокойно поговорить, надоел. Так вот, а на базаре чего только нет.

Ребёнок: Ну, пойдём в магазин скорее, я хочу пистолет.

Мама: - Что за ребёнок! У других дети, как дети, а мой ребёнок минуту постоять не может, поговорить не даёт.

Обобщение: Если ребёнок перебивает взрослого, влезает в разговор, это может означать: он не умеет слушать; проявляет агрессию к тому, кого перебивает; хочет обратить на себя внимание (являясь центром семейной вселенной) ; не обладает достаточным запасом терпения; не дополучает родительского внимания (один из симптомов гиперактивность) .

Мы уверены, что наши дети это правило усвоят, и мы – взрослые, будем для них примером для подражания. И фраза «Извините, пожалуйста, что я вынужден прервать вас» станет поистине волшебной.

Воспитатель: - Часто взрослые являются источником заражения ребёнка, употребляя лексический мусор. А что делать, если ребёнок употребляет грубые слова, ненормативную лексику? (Ответы) .

Обобщение: не всегда надо заострять внимание, если ребёнок маленький, он быстро забудет. Если ребенок постарше - надо дать понять, что вы не хотите слышать таких слов, они обидные, плохие, хорошие дети так не говорят. Можно определить место, куда выбрасывать такие слова (мусорное ведро, мешок) .

Размышления.

Педагог-психолог: - Известная поэтесса А.Барто в одном из стихов писала: «Когда не ладятся дела, мне помогает похвала» и этими суждениями пригласила нас к раздумью.

Вопросы для родителей:

Можно ли согласиться с тем, что хвалить ребёнка надо тогда, когда не всё получается, авансом, или надо хвалить за результат?

Как часто, и за что, вы хвалите своего ребёнка? За проявление внимания, вежливости? Есть ли успехи?

Вывод: мамы и папы, не забывайте, что вы являетесь наглядным примером для своих детей.

Воспитатель: - Уважаемые родители, послушайте какой совет, дала автор книги «Азбука вежливости» Л. Васильева - Гангнус: «Воспитание ребёнка необходимо начинать с создания доброй, вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать надо с создания духа игры, с приветливо - живой сказки, которая должна войти в ваш дом»

Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который бы не любил сказки. Да и мы взрослые с удовольствием читаем и смотрим сказки. «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок!» - это выражение знакомо каждому человеку с детства. Любая сказка несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

Педагог-психолог: - Именно сказка и игра должны стать добрыми помощниками в воспитании наших детей, ибо игра в дошкольном возрасте признана педагогами-психологами – ведущим видом деятельности.

В своей педагогической деятельности мы часто используем сказку для решения различных воспитательных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми сказочными героями позволяет добиться положительных результатов в нравственном воспитании дошкольников.

Драматизация на новый лад р. н. с. сказки «Репка» (родителям предлагаются маски) .

Воспитатель: - Догадались, какая сказка? Давайте прорепетируем (родители распределяют роли) .

Условие - последний герой должен быть самым маленьким.

Задание - подумать, как самый маленький герой может навредить, дружной жизни коллектива.

Обыгрывание сказки на новый лад.

Воспитатель: - Всей семьей, перевоплотившись в героев сказки дома с детьми можно проиграть эту сказку. Если не хватает героев, можно взять игрушки, а внутри одной игрушки можно положить сладкий приз, например, конфеты и после того, как репку вытяните, можно с этими конфетами попить чай всей семьёй и обсудить поступки сказочных героев.

Прослушивание и обсуждение стихотворения поэта Эдуарда Асадова «Воспитать человека» (аудиозапись) .

Рефлексия «Чаша с цветами»

Воспитатель: - Уважаемые родители, давайте попробуем посмотреть на своих детей со стороны. Душа ребенка – это «полная чаша, чаша добра» , (показать чаши с водой и цветы, выполненные в технике «оригами» , которые при попадании на воду распускаются) .

Давайте наполним эти чаши волшебными цветами. У каждого цветка есть своё значение (после объяснения значений цветов родители берут бумажные цветы и кладут в чашу с водой) . Воспитатель читает родителям утверждения, родители выбирают цветы и кладут их в чашу.

Установка: если ребёнок выполняет правило - кладёте розовый цветок, если не всегда и не совсем правильно – жёлтый, нет – зелёный.

Утверждения:

  • Ребёнок вежливо обращается с просьбой помочь завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за помощь.
  • Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
  • При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «До свидания» .
  • Не говорит грубых (матерных слов) .
  • Честно признаётся в совершенных поступках.

Вывод: Уважаемые родители, посмотрите на наши чаши с цветами, мы думает, что нам есть, на что обратить внимание и всегда есть над чем поработать. Мы желаем вам здоровья, терпения, спокойствия, любви, душевных сил для того, чтобы поднять детей наших к высотам культуры поведения и общения.

Подробности Категория: Родительские собрания

ПРИГЛАШЕНИЕ

Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми, близкими и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения и душевного благополучия во многом зависят от того, как хорошо он освоил в детстве искусство общения.

-Как научить правильно общаться с ребенком?

-Как понять своих детей и проявить заботу?

-Как вырастить ребенка, уверенно общающегося с людьми?

Уважаемые Родители,

семейного общения со своим ребенком - мы приглашаем Вас на родительское собрание

на тему «Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»,

С нетерпение ждем Вас!

Воспитатели.

Родительское собрание на тему:

«Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»

Цель: помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка; создание благоприятной атмосферы общения в семье.

Задачи:

Познакомить родителей с понятиями «коммуникативные умения», «коммуникабельный человек;

Познакомить родителей с принципами и правилами общения с детьми;

Сплочение группы, совершенствование коммуникативных навыков родителей;

Создание положительного эмоционального климата в группе.

Участники: воспитатели, родители.

Методическое обеспечение: микрофон, мягкая игрушка «Сердечко», буклеты для каждого родителя, конверт с вопросами.

Ход работы

1. Игра «Европейский город»

Воспитатель приветствует родителей на очередном родительском собрании и предлагает всем поздороваться друг с другом.

Для проведения игры воспитатель и родители встают в круг. Все участники – это жители одного города, которые, собравшись в определенное время на площади, здороваются друг с другом в соответствии с ударами колокола.

Один удар колокола – здороваются ладонями, два удара колокола - здороваются спинами, три удара – берут друг друга за плечи и легонько потряхивают. Каждое действие участники пары выполняют с новым партнером.

2. Дискуссия на тему «Коммуникативные умения», «Общение с ребенком»

Воспитатель: Сегодня нам хотелось бы поговорить с вами о коммуникативных умениях детей. Как вы понимает что такое «Коммуникативные умения»? Сегодня я принесла «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое «Коммуникативные умения». (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Педагог внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания).
Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. А что вы понимаете под общением? (ответы родителей)

С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Общение – это не только простые разговоры, а ощущение что тебя ждут, понимают, любят.

Общение ребенка-дошкольника с взрослыми начинается и исходно формируется, прежде всего, в семье. Именно семья является первой школой воспитания нравственных чувств ребенка, навыков социального поведения. Однако родители не всегда умело взаимодействуют и общаются со своими детьми.

4. Сообщение «Как научить ребенка речевому общению» (Приложение 1)

5. Правила личностного взаимодействия с ребенком: «Не рядом, не над, а вместе»

(Родители, разбившись на пары с помощью воспитателя разбирают несколько позиций общения с ребенком и разрабатывают правила общения с ним). (Приложение 2)

6. Игра «Узнай сказку»

Воспитатель: Хорошая книгалучшее средство общения детей и родителей. Все дети любят сказки, и мы сейчас узнаем, как хорошо знаете их вы, уважаемые родители:

Послушал лисьего совета:

Сидел на речке до рассвета.

Рыбешки, правда, не поймал,

Лишь хвост, бедняга, потерял. («Волк и лиса»)

Мальчик в джунглях очутился

И с волками подружился,

И с медведем, и с пантерой.

Вырос сильным он и смелым. («Маугли»)

В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным взрослым языком, проблемы жилищно – коммунального хозяйства? («Теремок»).

В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно – гигиенические правила и жестоко за это поплатился? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

В какой сказке личность, во всех отношениях серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц и, лишь благодаря своевременному вмешательству общественности, все кончается благополучно? (Ш.Перро “Красная Шапочка”).

Он к меду поднимался и умудрялся петь:

«Я тучка-тучка-тучка, а вовсе не медведь». («Вини - Пух»)

В какой сказке главному герою запрещалось садиться на пенек? (Машенька и медведь)

7. Игра «Добрые слова»

Воспитатель: Общение с ребенком невозможно без похвалы. Ни одного дня без похвалы. Пусть первую порцию похвалы ребёнок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить его. Сейчас мы узнаем «Кто может дольше похвалить ребёнка?» (Родители, стоя по кругу, передают друг другу игрушку, называя при этом слово похвалы, одобрения, любви)

Воспитатель: Мы хотим подарить Вам буклет, в котором Вы найдете 99 способов сказать ребенку «Я люблю тебя!». (Приложение 3). Есть в семье один опасный враг - это скука. Сегодня мы приготовили для вас подарок «Домашнюю игротеку». Здесь есть подборка игр, в которые вы сможете играть с ребенком дома и ненавязчиво помочь ему формировать свои коммуникативные умения. (Приложение 4).

8. «Конверт дружеских вопросов» . (Родители вытаскивают из конверта записку с вопросом и отвечают на него).

Вопросы:

Что Вы делаете, если Ваш ребенок пригласил домой друзей?

Что Вы делаете, если Ваше «сокровище» Вас не слушается?

Что Вы делаете, если Ваш ребенок просит игрушку по цене всей Вашей зарплаты?

Что Вы делаете, если Ваш ребенок порвал новую куртку?

Что Вы делаете, если у Вашего ребенка плохой аппетит?

9. Домашнее задание.

Воспитатель: Уважаемые родители, в конце нашей встречи - вам домашнее задание. В течение недели постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратитесь к ребенку с эмоционально положительным высказыванием (радость, одобрение) и сколько - с отрицательным (упрек, замечание, критика). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

10.Чтение стихотворения. (воспитатель читает стихотворение).

Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в нас людей,
перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с нами подружиться.

Постарайтесь нас не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте нас своим теплом,
Крепостью для нас пусть станет дом.

Вместе с нами пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
И всегда незримо направляйте,
И во всех делах нам помогайте.

Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет наш уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей,
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!

Воспитатель: Работа родителей над собой и своими ошибками зависит от понимания смысла известной житейской мудрости: «ваше здоровье в ваших руках». Применяя ее к ситуации общения семьи, можно с уверенностью утверждать, что психологический климат семьи, ее духовное здоровье, комфортность общения всех членов семьи друг с другом, находятся в руках взрослых.

Приложение 1

Как научить ребенка речевому общению

Что же делать, если ребенок существенно отстает от своего возраста в развитии общения? Если в 4 года он не умеет играть вместе с другим человеком, а в 4-5 лет не может поддержать простой разговор? Можно научить ребёнка общаться с взрослыми. Для этого нужны специальные занятия, направленные на развитие общения. Характер этих занятий зависит от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Однако, можно выделить общие правила организации общения с ребенком.

Это инициатива взрослого. Взрослый должен давать ребенку образцы общения, вести его за собой, включать его в общение. Ребенка нужно учить уметь слушать, понимать и отвечать на высказывание партнёра.

Внимательно слушайте ребенка. Вполне возможно, что мы слушаем наших детей, однако насколько эффективно? Возможно, параллельно мы еще и воспитываем их, смотрим телевизор, общаемся по телефону. Подобное общение вряд ли можно назвать эффективным и успешным. Рекомендуется уделять от 15-30 минут на общение с ребенком каждый день. При этом слушайте внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела, реагируйте на ту или иную информацию (жестами, выражением лица, задавайте вопросы), которую вам сообщает ваш ребенок, переспрашивайте, если что-то вы недопоняли.

«Обучение общению» лучше начинать с того уровня, которого ребенок уже достиг, т.е. с того, что ему интересно. Это может быть совместная игра , которая особенно нравится ребенку. Взрослый при этом должен выполнять роль организатора и участника игры: следить за соблюдение правил, оценивать действия детей и в то же время сам включаться в игру.

В ходе игры или после нее можно вовлекать детей в разговор на познавательные темы: рассказать им о жизни и повадках животных, о машинах, о явлениях природы и пр.

Например, после игры в «кошки-мышки» можно спросить детей - чем кошка отличается от мышки и от собаки (по внешнему виду и по характеру), где она живет. Разговор лучше сопровождать показом картинок, иллюстрирующих содержание рассказов.

Чаще спрашивайте детей об их познаниях, наводите на правильные ответы, стимулировать их собственные вопросы. Важно помнить, что задача таких занятий - не только сообщение детям новых знаний, но, главное, формирование у них способности общаться на познавательные темы. Задавайте не сложные и доступные детям вопросы. Темы, подбирайте такие, которые интересны самим детям, и о которых у них уже есть свои знания и представления, позволяющие им быть равноправными участниками беседы.

По-другому происходит формирование личностного общения. Не стремитесь обрушить на вашего ребенка бесконечный поток мыслей, чувств и переживаний. Выдавайте информацию «порциями», чтобы у вашего ребенка была возможность вас понять, переварить информацию. При обсуждении ваших чувств либо иных каких-либо интимных вопросов постарайтесь создать теплую душевную атмосферу, сядьте рядом друг с другом, обнимите его. Это позволит ребенку расслабиться и лучше воспринять информацию. Сначала разговор с ребенком может основываться на его конкретных действиях: как ты хорошо сегодня домик построил, или песенку спел. Взрослый при этом должен высказывать и обосновывать свое отношение к результатам детской деятельности.

После этого можно предложить ребёнку разговор на личностные темы. Желательно начинать с чтения и обсуждения детских книжек о событиях из жизни детей - об их конфликтах, отношениях, поступках. Хорошим материалом для таких бесед могут рассказы для детей Л.Н.Толстого, Пантелеева или волшебные сказки, в которых моральная оценка тех или иных качеств и поступков персонажей выступает особенно ярко. Именно в дошкольном возрасте дети могут и должны понять, что такое хорошо, а что такое плохо, должны и могут усвоить представления о добре, и зле. Эти представления не зависят от социального строя и экономических условий. По-прежнему добро – это доброта, помощь, сочувствие, а зло – это злость, жестокость, безразличие к чужой беде.

К сожалению, во многих современных мультфильмах и книжках для детей все эти представления размыты и перепутаны. Любимыми героями наших детей часто становятся персонажи, к которым трудно приложить определённые этические характеристики. Например, Человек-паук, или черепашки - нинзя, покемоны. С одной стороны они вполне привлекательны, с другой – они всё-таки не совсем люди и считать их образцом для подражания довольно трудно. Или, например герой известного мультика Шрек: с одной стороны он милый и добрый малый, с другой – людоед. Такого рода произведения не дают необходимых для детей моральных ориентиров и образцов правильного, заведомо хорошего поведения. Поэтому для личностного общения лучше выбирать традиционные, классические произведения, где позитивные и негативные персонажи чётко разделены.

После прочтения книжки можно спросить ребенка, кто из персонажей ему больше всех понравился и почему, на кого ему хотелось бы походить. Если ребенок не может ответить на подобные вопросы, взрослый сам должен высказать свое мнение и обосновать его. Постепенно можно переводить беседу от конкретной книжки к какой-либо общей теме, касающейся жизни ребенка и окружающих его детей. При этом взрослый должен не только спрашивать ребенка, но и сам быть активным участником разговора: высказывать свое мнение о конфликтах и событиях, происходящих в группе детей, рассказывать о себе, о своих знакомых.

Можно заранее продумать и приготовить несколько личностных тем, обязательно связанных с реальной жизнью ребенка, с тем, что он может узнать в себе и в окружающих людях. Это могут быть темы о качествах сверстников (о доброте, упрямстве, жадности), о событиях из жизни ребенка (поход к папе на работу, просмотр фильма и пр.).

Выбирайте подходящий момент для разговора. Для того чтобы разговор был успешный и результативный, выбирайте подходящее место и время. К примеру, не стоит затевать разговор на личную тему в людном и шумном месте, как не стоит его начинать, если вы оба устали, не имеете достаточно времени выслушать друг друга. Никогда не заводите разговор, когда вы рассержены, иначе ваше ощущение будет тут же передано и вашему ребенку. Выдержите паузу, остыньте, и лишь тогда заводите разговор.

Можно возразить, что подобными беседами хорошо заниматься, когда нет других забот. А что если ребёнок не слушается, не уважает взрослых, безобразничает, грубит и т.д. Вот где реальные жизненные проблемы. Но дело в том, что все эти проблемы, так или иначе, связаны с отношениями детей и взрослых, а значит с их общением. Если родители хорошо понимают ребёнка, знают, что его интересует, умеют найти простые доходчивые слова и способы воздействия, многие проблемы могут и не возникнуть. При этом вовсе не обязательно бросать все дела и устраивать специальные «сеансы» общения. Ведь говорить о чём-то важном можно и за обедом, и по дороге в детский сад, и на прогулке, и перед сном. Для этого не нужно много времени, но нужно внимание к маленькому человеку, уважение его интересов, понимание его переживаний.

Известный семейный терапевт рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Приложение 2

Правила личностного взаимодействия с ребенком
«Не рядом и не над, а вместе»

Для полноценного общения с детьми давайте рассмотрим три понятия.

I. ПОЗИЦИЯ ОБЩЕНИЯ.

Воспитатель предлагает выйти двум родителям. Один участник пары садится на пол, другой встает перед ним на стул.

Воспитатель: проделав эти действия, вы ощутите, что видит ребенок, общаясь с вами, какими он вас видит.

ВЫВОД: люди, находящиеся при общении в такой позиции, видят окружающих и друг друга совершенно по-разному. Наилучший контакт устанавливается, когда собеседники не только видят глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане: ни один не считает себя более значимым, умным, чем другой.

II. ДИСТАНЦИЯ ОБЩЕНИЯ.

Воспитатель предлагает паре родителей сесть на стулья на расстоянии 3-4 метра друг от друга.

Вопрос родителям: - Комфортно ли вам, общаться друг с другом? Что вы почувствовали?

Воспитатель: Физические неудобства приведут к неудобствам психологическим: контакт нарушился – говорить расхотелось.

ВЫВОД: когда дистанция между собеседниками физически (метрически) велика, контакт между ними вряд ли возможен.

Воспитатель: При этом у ребенка недолжно быть чувства одиночества, заброшенности. Есть дети, любящие и короткую (стремятся «приласкаться», сесть на колени) и длинную дистанцию общения. Дистанция общения должна быть именно такой, чтобы обеспечивать для участников контакт и свободу одновременно.

III. ПРОСТРАНСТВО ОБЩЕНИЯ.

Воспитатель предлагает паре родителей попробовать разговаривать, отвернувшись от своего собеседника, и пусть он сделает то же самое.

Вопрос родителям: - Удобно ли вам так общаться?

Воспитатель: Часто и мы с детьми находимся в разных пространствах, каждый в своем. Особенно важно, чтобы и вам, и детям хотелось быть вместе, в одном пространстве так, чтобы чувствовался взаимный такт, не нарушающий в то же время свободу и равенство позиций. Иными словами, чтобы дети были «не рядом и не над, а вместе».

Приложение 3

99 возможностей сказать ребенку: «Я тебя люблю»

Когда мы выражаем ребенку нашу любовь, мы даем ему поддержку и чувство близости с нами, необходимые для полного самораскрытия, реализации. Сказать «Я тебя люблю» это только одна из возможностей. Есть много слов и безмолвных жестов, которые более подходят к конкретной ситуации и подкрепляют в ребенке чувство уверенности в себе, принятие мира и любви. Вам предлагаются только некоторые из возможных фраз как идеи, примеры. Самое главное – руководствоваться собственным чувством, прислушиваться к себе, чтобы найти свои личные слова не оставить их про себя, а обязательно сказать ребенку, вложив в них всю силу своей любви.

Молодец!

Это как раз то, что нужно.

Хорошо.

Не отступай!

Не скромничай.

Вот это да!

Удивительно.

Ух, ты!

Очень мило.

Поздравляю с победой!

Уже лучше.

Продолжай в том же духе.

Отлично!

Я тобой горжусь.

Великолепно!

Ты делаешь все хорошо.

Потрясающе!

С тобой радостно работать.

Я тоже делала ошибки, когда училась в школе.

Смотреть на тебя одно удовольствие.

Очаровательно!

Солнышко моё.

Дивно.

Все просто замечательно.

Классно!

Прекрасная мысль.

Поразительно!

Это тебе по силам.

Очень продуманно.

И меня научи так делать.

Незабываемо.

Хорошо сделано.

Красота!

Ты такой внимательный.

Несравненно.

Очень красиво написано.

Восхитительно!

Как тебе это удалось?

Головокружительно!

Ты легко это сделаешь.

Как в сказке.

Грандиозно!

Очень трогательно.

Фантастика!

Предельно ясно.

Мне очень нравиться.

Очень ярко.

Мне важна твоя помощь.

Очень образно.

Я рада тебя видеть.

Остроумно.

Как хорошо, что ты есть.

Очень забавно.

Уже лучше получается.

Здорово у тебя получилось.

Посиди со мной.

Очень эффектно.

Я скучала без тебя.

Экстра-класс.

Ты очень важен для меня.

Прекрасное начало. Ты ловко это делаешь.

Я счастлива, что ты у меня есть.

Ты еще учишься, поэтому и ошибаешься.

Мне интересно с тобой общаться.

Ты просто чудо.

Ты зришь в корень.

Ты на верном пути.

Ты «бьешь» без промаха.

Талантливо.

Замечательно получилось.

Ты просто гений.

(молча обнять)

Хотя в жизни и бывают неприятности, но я с тобой.

(молча погладить по голове)

Ты просто профессор.

(молча подержать за руку)

Я хочу тебя обнять, моя заинька.

(молча с улыбкой посмотреть в глаза)

Эффективно работаешь.

Удивительно получилось.

Все четко и ясно. Ювелирная точность.

С каждым разом у тебя получается все лучше.

Я понимаю, твои переживания.

Еще один рывок и все получится.

Прекрасное исполнение.

Это просто прорыв.

Ты самый лучший.

Чудесно!

Ты очень красивый.

Неподражаемо.

Ты поступил по-взрослому.

Я хочу поддержать тебя, когда тебе бывает плохо.

(поговорить о проблемах ребенка)

Ошибка это не преступление, это сигнал, что надо потрудиться.

Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует.

Высший класс!

Я радуюсь твоим успехам.

Ты очень одаренный!

К этому осталось добавить только «Я люблю тебя». Именно это стоит за всеми словами, фразами и молчаливыми жестами. Это важно для тех, кто нам дорог.

ПРИЛОЖЕНИЕ№5

Картотека игр, направленныx на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками

Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай (авторы - О. Хухлаев, О.Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих : 2 или более человек.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя пос­сорился с ним ».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его по­била».

Цель: развитие коммуникативных навыков, актив­ного словаря, умения вступать в диалог.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих : 3 и более человек.

Необходимые приспособления: стул.

Описание игры : дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они - взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, кото­рые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ре­бенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Особенности общения ребенка среднего дошкольного возраста

Психологические исследования показали, что общение дошкольника со взрослым имеет ряд специфических черт.

Во-первых, дошкольник часто общается со взрослым ситуативно : в одной ситуации - это один ребенок и одни формы поведения, в другой ситуации тот же ребенок резко меняется. Он по-другому двигается, по-другому разговаривает.

Во-вторых, несмотря на ситуативность, у ребенка-дошкольника вырабатывается определенный стиль поведения с разными взрослыми.

Третья особенность общения дошкольника со взрослым касается того, что оно постепенно начинает носить деловой (содержательный) характер.

Основные направления развития начальных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста:

Развитие внимания, интереса к партнеру по общению;

Развитие умения входить в контакт, вести диалог;

Развитие навыков невербального общения;

Развитие навыков взаимодействия детей в группе;

Преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт.

Примеры игр на развитие внимания, интереса к партнеру по общению

«Кто говорит?»

Цель: развитие внимания к партнеру, слуховое восприятие.

Дети стоят в полукруге. Один ребенок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребенок узнал, занимает его место.

«Комплименты»

Цель: развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам.

Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, предают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

Игры на умение входить в контакт, вести диалог

П «Вопрос — ответ»

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера.

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. (например: «Какое у тебя настроение?» — «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» — «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» — «Выжигалы» и т.д.).

р

«Разговор по телефону»

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.

Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).

Игры на телесный контакт

и «Возьмемся за руки, друзья»

Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.

Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребенку, стоящему рядом. И только после того, как ребенок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдает соседу. Постепенно круг замыкается.

«Рисунок на спине»

Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.

Дети разбиваются на пары. Один ребенок встает первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнера образ (домик, солнышко, елку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнер должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.

Игры на развитие невербального общения

«Как говорят части тела»

Цель: учить невербальными способам общения.

Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи:

— как говорят плечи «Я не знаю»;

— как говорит палец «Иди сюда»;

— как ноги капризного ребенка требуют «Я хочу!», «Дай мне!»;

— как говорит голова «Да» и «Нет»;

— как говорит рука «Садись!», «Повернитесь!», «До свидания».

Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

«Зоопарк»

Цель: развитие невербальных способов общения.

Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

«Удержи предмет»

Цель: развивать способность к согласованности действий с партнером.

Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

«Змея»

Цель: развивать навыки группового взаимодействия.

Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи (или за талию). Первый ребенок — «голова змеи», последний — «хвост змеи». «Голова Змеи» пытается поймать «хвост», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот ребенок, который изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.