Культурное воспитание ребенка. Воспитание человека культуры

Здравствуйте, дорогие читатели сайта »Дети и внуки».

Хочу сегодня с вами поговорить о такой важной теме, как воспитание культуры у детей.

Сейчас очень не хватает у людей культуры. Глядя на детей, можно определить, какие у него родители, как и о чем они разговаривают в семье друг с другом.

Слово »культурный » можно заменить словом»воспитанный».

Семья-это очаг культуры.

В культурной семье никто не на кого не кричит. Крик- это признак некультурности человека, особенно сильно действует на детей. Ребенок видит, что его не любят, а тот, кто кричит, вего глазах просто опускается. Если постоянно на ребенка кричат, то он становится злым и скрытным.

Культура ребенка рождается в семье. Если в семье царит грубость, то никакая школа не сможет привить ребенку культурное поведение. Когда в семье садятся за стол ужинать, все едят, хвалят еду, а потом благодарят хозяйку. А если ребенок ест неопрятно, родители на него кричат грубыми словами, то о чем здесь можно говорить.

Некультурная семья отличается тем, что в ней каждый думает о себе, и при малейшем конфликте расцветает хамство. Есть случаи, что отец или мать могут дать ребенку подзатыльник, вырвать книгу, нагрубить. Дома на ребенка кричат, по телевизору показывают насилие, драки. А потом мы удивляемся. что дети растут грубыми и жестокими. А кто их такими делает? Не мы ли, родители?

Воспитание культуры- это воспитание человека.

Воспитывать ребенка надо всегда и везде. И главное- побольше положительных примеров. Ведь дети хотят видеть мир красивым и добрым. А добро и красоту ребенок должен видеть вокруг себя постоянно. У детей с детства должен формироваться идеал человека, к которому надо стремиться. И в то же время ребенку надо объяснять, какие качества делают человека плохим.

Хороший человек видит в людях только хорошее, рад чужому счастью. Плохой не понимает, как можно радоваться счастью других людей. Хороший человек чужую боль воспринимает как свою.

Если ребенок с детства это усвоит, то и в зрелом возрасте будет следовать этому.

Роль книги, музыки.

Кроме примера родителей и окружающих большое значение в воспитании культуры имеют искусство, музыка и литература. Горький писал: » Всем хорошим во мне я обязан книге.»

Книги формируют в душе ребенка идеал человека. Чтобы была польза, нужны хорошие книги.

Бывает, что дети читают что попало, а есть произведения, которые детям просто необходимы. Если ребенок любит перечитывать книги, то это хорошо. Книги учат культуре речи, учат выражать свои мысли.

Многие подростки, не умея выразить свои мысли словами, делают это кулаками. А виноваты взрослые, которые не развили их речь, не приучили к чтению.Речь развивается лучше, если с ребенком беседовать о прочитанном, о музыке, о фильмах.

Музыка играет тоже важную роль в развитии культуры детей. Но заставлять насильно играть на музыкальных инструментах нельзя. Принуждение убивает желание.

Научить детей понимать прекрасное с детства-это наша цель.

Все малыши очень любят рисовать, лепить. Рисуя, ребенок начинает видеть и понимать красоту окружающего мира.

Живая природа тоже действует на душу ребенка благотворно. Пение птиц, шелест пшеницы, шум волны_ это все запоминается надолго.

Трехлетний карапуз, стоя по грудь в цветущем лугу, оборачивается к маме и с сияющими глазами восклицает: ‘Ой! Цветы так вкусно пахнут, что даже есть захотел!»

И чем больше будет таких минут, тем лучше.

Итак, подведем итоги:

Основы культурного воспитания закладываются в семье.Большую роль играют родители, показывая пример культурного человека.

А также огромная роль принадлежит книгам, музыке и искусству.

Если Вам есть что добавить — приглашаю к обсуждению. Тема очень обширная.

С уважением, Ольга.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я уверенна, что каждый из вас хотя бы раз в своей педагогической деятельности говорил: «Цель: Воспитание культурного человека или всесторонне развитой личности». Действительно, это наша главная цель.

Тема моей работы звучит просто: «Воспитание культурного человека в системе дополнительного образования». Но она достаточно серьезна, особенно в условиях современного общества.

Сегодня, несмотря на повышение общего уровня образования с одной стороны, наблюдается явная деградация в молодежной среде с другой стороны. Молодежь утрачивает общечеловеческие ценности, смещает нормы, приоритеты. Кризисные и критические ситуации, возникающие в разных сферах нашего общества, требуют от подрастающего поколения определенных знаний, способов деятельности, общения, позволяющих ему адаптироваться в данном обществе в данный период истории, сохранив при этом физическое, психическое и социальное здоровье для эффективной социализации. Где же и как получить эти знания? Наши воспитанники постоянно оказываются перед выбором: какие ценности, какие идеалы принять? Наш долг – помочь сделать правильный выбор.

Зная, что будущее человечества в первую очередь зависит от молодого поколения, необходимо большое внимание уделять культурному воспитанию. Именно системе дополнительного образования отводится большая роль в социализации детей и подростков, где создается специальная полноценная культурная среда, направленная на устойчивый процесс коммуникации, развитие культуры общения, на формирование мотивации ребенка к познанию и творчеству, и подкрепляется возможностями создания ситуации успеха.

Культурный человек – явление достаточно редкое на сегодняшний день. А все дело в том, что понятие «культурный человек» включает в себя множество требований. Культура – это не врожденный инстинкт, а приобретённые знания и умения, доведённые до определённого мастерства, нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения.

Вот как об этом пишет Михаил Зощенко: «Подлинно культурный человек - это не только образованный человек. Культура - это не только образование. Это сложная сумма поведения, это сложная сумма выработанных привычек, в основе которых положены эстетические и этические вкусы и нормы. А того, кто не руководит своими инстинктами, - его нельзя назвать культурным человеком».

Давайте рассмотрим, какого человека можно назвать культурным.

В первую очередь того, который вежлив и обладает хорошими манерами. Этикет, основы поведения, – это именно то, что делает человека культурным. Эти качества приобретаются с возрастом, этому учат нас родители, детский сад, школа. На самом деле, этикет базируется не на пустых ничего не значащих правилах, а на фундаментальной основе жизни в обществе. Умение хорошо себя вести может совершенствовать в себе каждый современный культурный человек.

Давайте остановимся на основных качествах культурного человека:

  1. Внешние признаки.

Встречают человека, как говориться, по одежке. Первое впечатление почти всегда верное, поэтому культурный человек всегда отличается презентабельным внешним видом, одет соответственно ситуации, у него грамотная речь, он хорошо знает правила этикета и поведения в обществе.

  1. Черты характера.

Основными чертами характера и свойств личности являются ответственность, доброта, вежливость, искренность, сила воли и умение владеть собой, уверенность в себе, отсутствии хамства, уважение к другим, сочувствие и сострадание, готовность помочь.

Приобщение к сценической культуре развивает в ребёнке ответственность за общий результат, собранность, силу воли, дисциплинированность и организованность. Гораздо сложнее научить детей сочувствию и состраданию. В этом нам очень помогают выездные концерты в дома-интернаты для ветеранов войны и труда, в реабилитационный центр, выступления на Рождественской елке, где наши воспитанники дарят приготовленные подарки детям – инвалидам.

  1. Саморазвитие.

Это не менее важный признак, по которому определяется культурный уровень человека. Эрудированность и образованность, цивилизованность и общие знания о мире, умение ценить прекрасное, умение созидать, готовность учиться и стремление к постоянному самосовершенствованию.

Для того чтобы развить эти качества, наши воспитанники постоянно принимают участие в НПК, различных творческих конкурсах. Они учатся думать, планировать, проводить исследовательскую работу. Такая исследовательская работа была проведена к 70-летию Победы, где каждый ребенок изучал историю своей семьи.

Самосовершенствованию способствует весь репертуар произведений, которые мы изучаем: это и народные песни, и классическая музыка русских и зарубежных композиторов, и произведения советских и современных авторов. На сцене дети не просто исполняют произведение, а вживаются в образ и передают его зрителям.

  1. Сотрудничество с людьми.

Под этим подразумевается умение сотрудничать, работать в коллективе, трудиться на общий результат, готовность помогать и учить, делиться своими накопленными знаниями и умениями.

Умение ладить, дружить со своими сверстниками проверяется на прочность в творческих лагерях при ЦТ «Росток» и в оздоровительном лагере «Березка». Насыщенная творческая программа требует от детей сообразительности, умения работать вместе, готовности помогать друг другу.

  1. Преданность родной стране и ее культуре. Это еще один немаловажный признак культурного человека. Ведь не может называться культурным тот человек, который ничего не знает про собственную страну, ее историю, народ, национальные традиции. Это качество зависит от образованности и от воспитания, от родителей и общества, в котором растет человек. Однако его стремление к новым знаниям может самостоятельно воспитать из него личность.

В нашем ЦТ разнообразные формы своей деятельности, такие как хоровое и вокальное пение, хореография, фольклор, оркестр народных инструментов и различные виды прикладного творчества способствуют приобщению детей к традициям народной культуры , воспитывая любовь к малой Родине и осознанию своих корней, гордость и уважение к своей национальности. Разучивая народные песни или танцы, вышивая узор, мы способствуем сохранению национальной культуры, традиций и обычаев народов, населяющих Россию.

На основе народной культуры развивается патриотизм. Патриотическое воспитание – это составная часть общей культуры ребёнка, развивающее уважение к своему Отечеству и народу, любовь ко всему живому в мире, определение места человека в этом мире, его ответственность за судьбу мира.

К 70-летию Победы воспитанниками хора «Туслах» была проделана серьёзная исследовательская работа: не просто найти портрет своих родственников, участников войны, а узнать их судьбу. Было выучено много произведений про войну. Ребята выступили на многих концертах, выпустили газету «Помним и гордимся». Результатом стало осознание своей причастности к судьбе России, ее историческому прошлому, настоящему и будущему, воспитание чувства национальной гордости. Поэтому идея патриотизма сегодня рассматривается как один из способов возрождения России.

Культура - это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества. Она включает многие стороны человеческой деятельности и бытия. И она не может существовать без знания истоков и истории предков.

Любовь к родному краю, знание его истории – это основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Возрождая народные традиции, мы обогащаем нашу культуру, совершенствуем окружающий нас мир.

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре», отмечает академик Д.С.Лихачёв.

Наша задача – создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств. Дети всегда будут любить и долго помнить те места и тех людей, где они испытали эти прекрасные чувства…


Такие важнейшие понятия, как «культурный человек», «культура личности» на сегодняшний день, практически, не разработаны в научной литературе. Причина – в многообразии подходов к определению сущности понятия «культура». В зависимости от того, какой смысл мы вкладываем в это понятие, меняется и содержание понятия «культура личности».

На сегодняшний день существует не менее 1 000 определений понятия «культура».

Слово «культура» есть почти во всех языках народов мира. Оно означает возделывание, изменение, улучшение, производимое человеком в процессе целесообразной деятельности. В культуре сочетаются традиции и новаторство, устойчивость и изменчивость, образующие непрерывный процесс исторической преемственности, сохранения культурного наследия и творческого обновления. В культуре действуют творческие союзы и ассоциации, многочисленные социальные институты, музеи и библиотеки, учреждения культуры и организации досуга, способствующие развитию культуры.

Главное назначение культуры – постоянно содействовать духовному развитию человека, всемерному раскрытию его талантов, дарований и способностей.

По словам А.И. Кравченко, в повседневной жизни понятие культуры употребляется «как минимум в трех значениях. Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей). Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.). В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры».

С.В. Константинова полагает, что «самой простой и в то же время всеобъемлющей является следующая дефиниция (определение): «Культура» - это все, созданное человеком, - ибо животные не имеют культуры. Культура – продукт исключительно человеческой деятельности».

По мнению С.Н.Жарова, «Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура – это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе».

Американский социолог Нейл Смелзер говорит: «Культура – это набор ценностей, представлений о мире и кодов поведения, общих для людей одного стиля жизни».

Английским этнографом Э.Тейлором было дано следующее определение: «Культура - это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества».

Наиболее интересное определение культуры, на наш взгляд, дает В.А.Мамедова: «Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы».

Понятие «человек» отражает и биологические, и социальные свойства индивида. Понятие «личность» отражает только социальные свойства и качества человека, которые сформировались в процессе его общественной жизни.

Личность, по мнению Леонтьева, – это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, сформирование которой происходит в онтогенезе.

Личность, есть основной носитель культуры. Все более крупные культурные объединения (культура общества, нации, региона и т.п.) являются производными от культуры личности.

При определении культуры личности Г.Н. Оботурова выделяет следующее: «профессиональная ценность как полное творческое овладение своей деятельностью, этическая - осознанное следование принципам и нормам поведения, мировоззренческая - социально-политический, философский, экономический стиль мышления, эстетическая - ориентация на лучшие подлинно художественные ценности, физическая - осознанно здоровый образ жизни».

А.Б.Есин утверждает, что «Хотя основной субъект культуры – это личность, но формирование культурного сознания происходит в обществе под влиянием социальных (в широком смысле) факторов».

«Человек как социальное существо развивается по законам природы и воспитывается с учетом потребностей определенной социальной среды, общества, индивида (К. Магер, X. Мискес, М.А. Галагузова, А.В Мудрик, Б.Т. Лихачев и др.)».

Культура личности не только результат воздействия культуры общества, но и источник ее развития. Именно на уровне индивидуальной культуры осуществляется рождение новых идей, взглядов, подходов, ценностных представлений и норм. И лишь получив определенное закрепление (материализацию в той или иной форме) и распространение в обществе, это новое становится достоянием культуры общества. В этом постоянном противоречии, основанном на несовпадении культуры личности и общества, и заложен источник движения и развития культуры.

Культура личности в системе той или иной общественной группы складывается в значительной мере стихийно: человек с детства подражает старшим, приучается выполнять определенные правила поведения, усваивает основополагающие для данной культуры понятия; т.е. обретает ту ценностную систему, которая характерна для культуры данного социума. Этот процесс обеспечивает воспроизводство той или иной культуры, ее преемственность: так на протяжении веков складывалась, например, культура русского дворянского офицерства, культура русского крестьянства, и шире – русская культура в целом. Но для того чтобы личность овладела культурой, необходимо достаточно последовательное воздействие на нее с самого раннего возраста. И здесь мы встречаемся с одним из важнейших феноменов культуры – с институтом воспитания.

В разных социокультурных ситуациях процесс воспитания приобретает разные формы. Например, для стихийного складывания культуры характерно и стихийное воспитание: личность формируют не столько систематическим и рассчитанным воздействием, сколько конкретным примером, теми или иными замечаниями по разным поводам (например, учат снимать шапку, входя в церковь, или не перебивать старших, или без напоминаний выполнять свои обязанности по хозяйству и т.п.). Семья, как социокультурная среда, оказывает значительное воздействие на будущий социокультурный мир ребенка. Слушая разговоры старших (в которых обязательно сказывается и проявляется ценностная система, свойственная данной культуре), ребенок также обретает необходимые элементы культуры, и прежде всего ее основу – эмоционально-ценностную ориентацию. Разумеется, такое воспитание нельзя назвать совершенно бессознательным, ведь всякий воспитывающий так или иначе держит в уме тот набор культурно-психологических свойств, которые он хочет видеть в воспитаннике, но и вполне системным и целенаправленным его тоже не назовешь.

Вообще в литературе очень много примеров подобного воспитания: у того же Пушкина это и семейство Лариных, и Евгений Онегин; у Гоголя – Чичиков, Манилов; у Тургенева – Рудин; у Гончарова – Обломов и т.п.

В социально-педагогическом плане исключительно важным фактором в качестве среды воспитания является «улица», существенно влияющая на формирующуюся личность.

Однако в обществе существует и система направленного формирования культуры и управления ею. Здесь проявляется воспитание второго рода: сознательное и направленное воздействие на отдельную личность и общество в целом, формирование ценностной системы и управление культурой.

Культурное воспитание рекомендовано проводить организованно, планомерно, применяя контроль и множество методик. Человеческие качества, такие как уважение, такт, чуткость, деликатность к окружающим необходимо закладывать в ребенке с самого раннего детства, когда он только начал говорить и слушать взрослых. Кроме того, с ранних лет необходимо прививать навыки культурного поведения в гостях, в помещении, на улице, в транспорте, на природе. С ранних лет ребенок должен усвоить, что культурный человек всегда и везде (даже дома) соблюдает основные нормы и правила поведения, что основой вежливости выступает доброжелательность и чувство меры, которое определяет, что делать можно, а что нельзя.

Отношения ребенка с социальным миром начинают складываться по мере формирования основных навыков и привычек. Происходит это на втором году жизни ребенка. В этом возрасте малыши достаточно негативно воспринимают любые перемены в своем окружении (перемещение мебели в его комнатке, отсутствие какой-либо игрушки). Они проявляют недовольство при виде того, как кто-то берет его игрушку или наоборот отдает другому малышу. Такое поведение ни в коем случае нельзя называть жадностью или капризом, поскольку это давно сформированная привычка, видеть собственные предметы на своих местах. Для ребенка окружающие предметы помогают ориентироваться, что не совсем бывает просто для маленького ребенка. Поэтому сложившийся «детский» мир не стоит нарушать, а наоборот, родители должны стараться сделать его более ярким и интересным для ребенка. Нарушение сложившихся условий жизни ребенка (распорядка дня, условий кормления или готовки пищи) может привести к негативным последствиям, а именно, нарушению душевного и эмоционального состояния ребенка. Поэтому самой главной привычкой, сформированной у ребенка второго года жизни, является соблюдение режима.

Культурное воспитание детей можно начинать с интересной сказки, прочитанной родителями. Однако при выборе сказки или любого другого произведения необходимо учитывать возраст ребенка и его запас слов. Кроме того, важное значение имеет наличие в них крупных, жизнерадостных, интересных и красочных иллюстраций. В возрасте до трех лет самыми подходящими для культурного воспитания ребенка являются небольшие сказки, стишки о животных или маленьких малышах. На четвертом году жизни можно читать сказки о маленьких детях и их отношениях с взрослыми и животным миром. По мере взросления выбираются произведения, показывающие борьбу и человеческие отношения. Страшные сказки «про бабу-ягу» и прочую нечисть не рекомендуется читать детям дошкольного возраста, поскольку это может быть воспринято ими как реальность и нанести вред их психике. Каждый родитель, читая сказку, должен акцентировать внимание ребенка на то или иное событие, чтобы сказка несла для ребенка поучительный характер. Читать сказку рекомендуется медленно, при этом необходимо внимательно следить за выражением глаз ребенка. В случае если что-то непонятно, необходимо разъяснить это ребенку доступными для его возраста словами. По окончании чтения сказки необходимо остановиться на воспитательных моментах, ребенок должен ответить, что было правильно и культурно в поведении того или иного персонажа. Поучительный характер могут нести и придуманные родителями сказки про культурных и не культурных детей.

Совсем маленьких детей не стоит водить на различные представления в театры, музеи и т.п., исключение составляют мероприятия, подготовленные специально для детей данного возраста. По мере взросления можно ходить с ребенком на различные спектакли, фильмы, пьесы, но они должны быть понятны для ребенка. Посещение театров, музеев только в том случае благоприятно действуют на развитие ребенка в культурном отношении, когда по поводу просмотренного между ребенком и родителями идет обсуждение и обмен мнениями.

Привлечение детей в благоустройство быта, оформление сада или альбома также оказывает положительное влияние на культурное их воспитание. Все виды культурного воспитания ребенка требуют стараний и усилий родителей побуждать детей к активности, стремлению быть лучше, достойно преодолевать препятствия, развивать в них внимание и уважение к окружающим, благожелательность, умение слушать и слышать. Родители должны неустанно повторять малышу общие правила и нормы поведения, принятые в культурном обществе, учить деликатности, вежливости, осуждая в то же время грубое поведение, высокомерие, бесцеремонность, которые говорят о плохом воспитании.

Но это всем понятные общие слова. Все-таки современным родителям, довольно трудно найти единую и непротиворечивую идею детского воспитания. В СССР такая идея существовала и звучала четко: воспитать трудолюбивого члена коммунистического общества. А что сейчас - как выглядит сегодня нравственное и культурное воспитание детей? Педагоги воспитывают по инерции, по старинке, а новоиспеченные родители либо срочно стараются нащупать методику, которая будет актуальна именно сегодня, либо сдаются и тоже воспитывают, как умеют.

Нередко воспитательная позиция выглядит как что-то очень противоречивое: в одних ситуациях заметно влияние на воспитателя традиций прошлого, в других - попытка прививать ребенку навыки, полезные в реалиях нашего времени. Еще чаще встречается дилемма: заниматься нравственным воспитанием детей или же учить их адаптироваться в данном обществе? Тогда как ни воспитание, ни обучение не являются понятиями взаимоисключающими.

Откуда такая путаница в головах современных родителей? Все просто: поведение наших детей - это некое отражение социальных процессов, которые происходят в нашей стране. Если в советские годы всем было ясно, где проходят четкие границы дозволенного, а воспитанием культуры поведения у детей занимались и родители, и педагоги, то сегодня пропагандируется свобода воли и уважение индивидуальности. Взрослые, как и дети, живут так, как им вздумается: кто-то тихо уходит в дауншифтинг, освобождаясь от проблем и обязательств, кто-то в состоянии эйфории и вседозволенности участвует в акциях протеста, кто-то забирается на самый верх карьерной лестницы, пропагандируя идеалы сытой жизни.

«Так что же, у наших детей все настолько плохо с духовностью и нравственностью?» - возможно, спросите вы. Сложно увидеть собственные огрехи воспитания, а некоторым и вовсе тяжело выйти из собственной «ракушки» и увидеть, что происходит дальше их двора и района. Проблемы в духовно нравственном воспитании современных детей существуют - об этом свидетельствует увеличившаяся статистика случаев детской жестокости, агрессии, детских суицидов, преступлений, побегов из дома и многого другого. Попробуйте абстрагироваться и посмотрите со стороны на то, что происходит, например, на обычной детской площадке, куда родители приходят с детьми. Детские площадки - места почти священные. Здесь дети делают свои самые первые шаги в общении с себе подобными. В этой детской стае законы джунглей - древнего ранжирования, в ходе которого детишки негласно «распределяют» свои роли в обществе, - заметны невооруженным взглядом. Их общение выглядит примерно так же, как общение стайки маленьких обезьянок, выясняющих отношения криками, дерганьем за волосы и присваиванием чужих вещей. Впрочем, не о детях тут речь, а об их родителях. Понаблюдайте за их комментариями на действия своих чад - и вам все будет понятно по поводу их методов духовного воспитания детей.

Уровень социально нравственного воспитания детей находится в прямой зависимости от уровня развитости нравственности родителей, а также от желания родителей давать детям духовное, эстетическое воспитание. Да, очень хорошо и удобно, когда разумное, доброе, вечное будет «сеять» школа, педагоги, общество. Но сегодня эта миссия (и ответственность за ее успешное выполнение) лежит только на плечах родителей .

В нравственно патриотическом, духовном воспитании детей главную роль играет родитель. Но что ему делать, чтобы его воспитательные меры возымели эффект? Как выстроить общение с ребенком так, чтобы где-то не перегнуть палку, где-то не вызвать недовольство малыша или вообще не испортить отношения?

Рассмотрим на примере системно-векторной психологии .

Одна мама растит мальчика с анальным вектором : он очень послушен, спокоен, делает все несколько медлительно, зато вдумчиво. Мама делает упор на воспитание таких качеств, как честность, справедливость, дружелюбность, трудолюбие. И у нее это прекрасно получается: малыш растет добрым, честным, что называется, порядочным? оставаясь таким даже в период пубертата. Но только ли благодаря ее стараниям? Скорее благодаря тому, что мама попала точно в цель: воспитываемые в малыше качества являются для него природными - их надо только развить. Другая мама просит первую раскрыть ей секреты воспитания вежливого ребенка. Та охотно делится, полагая, что так воспитать можно любого малыша. Но у другой мамы - ребенок с кожным вектором , и он просто не в состоянии мыслить категориями анального. Нет, он, конечно, способен вырасти вежливым ребенком, в меру добрым и честным. Но его личная природная нравственность выглядит иначе, чем у малыша с анальным вектором: он не ценит так дружбу, как первый, справедливость для него не превыше всего, честность может быть условной (только если она ему выгодна) - и так далее.

Можно задать вопрос: а разве такому ребенку повредит такое нравственное воспитание? Да. Именно такое - повредит.

Воспитывать детей нужно, исходя из знания их истинных потребностей, развивая природные свойства, а не навязывая чужие. В ребенке с кожным вектором стоит развивать дисциплинированность, гибкость (ментальную и физическую), способность к разумным самоограничениям, чувство долга. Пытаясь искоренить в нем способности, данные природой, вы ничего не добьетесь, кроме стрессов ребенка и ухудшения ваших отношений. Стараясь навязать чуждые ему качества, вы испортите с ним отношения и не разовьете его врожденные задатки, а значит, не сможете сделать ребенка счастливым.

Стоит иметь в виду, что классическое понимание нравственного воспитания детей дошкольного и школьного возраста представляет собой свод постулатов, близких анальному вектору: вежливость, стыд за плохой поступок, скромность, справедливость, дружелюбие, стремление получить похвалу, подчинение правилам. Это легко понять, ведь именно люди с анальным вектором - заботливые и скрупулезные учителя, которые привносят свое видение воспитания нравственности в маленьком человеке.

Понятия эстетического воспитания детей дошкольного и школьного возраста в большей степени касаются развития детей со зрительным вектором, духовного - со звуковым. Детям со зрительным и звуковым вектором понятнее остальных произведения искусства и достижения духовной сферы. Но это не значит, что остальных детей нужно лишить эстетического воспитания - нет, просто надо осознавать, что оно в них не найдет столько отклика, как в детях со зрительным и звуковым вектором.

Можно еще много говорить об особенностях нравственного воспитания детей с разным набором векторов - их действительно немало и о них нужно знать каждому родителю и педагогу. Однако важно понимать, что никакие разговоры не дадут полной картины - можно получить только после прохождения тренингов по системно-векторной психологии. Изучить вектор за вектором, затем особенности их сочетания, научиться видеть эти проявления в жизни и применять знания на практике. Это длительная и кропотливая работа, которая в итоге дает цельное понимание, кого и как учить нравственности (которая для каждого будет своя).

Данная концепция разработана известным ростовским ученым академиком Евгенией Васильевной Бондаревской. Ее основные положения изложены в учебном пособии «Педагогика: личность в гуманистически ориентированных теориях и системах воспитания», изданном в Москве и Ростове-на-Дону в 1999 году, и в статье «Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания», опубликованной в 2ОО1 году в первом номере журнала «Педагогика».

В фундамент построения концепции воспитания человека культуры положен постулат: «Век техники уступает место веку человека, и человечество ведет творческий поиск путей перехода от техногенной цивилизации XX века к антропогенной цивилизации будущего». Напомним в связи с этим, что словом «постулат» обозначают суждение, далеко не очевидное, но принимаемое без доказательств и оснований. Таким образом, Е.В. Бондаревская как ученый представляет в педагогике оптимистический вариант развития современного российского общества XXI века.

Исходной позицией в разработке указанной концепции является вера в то, что реальность подобного перехода зависит от образования, от воспитания человека культуры, который и выступает в концепции в качестве культурно-воспитательного идеала. Другим концептуальным ориенти­ром для автора является образ российского общества XXI века как общества открытого, демократического, правового, с развитой структурой общественного самоуправления, населенного образованными, воспитанными, культурными людьми. Воспитание должно указывать человеку путь в такое общество. Центральным ориентиром в построении концепции явился образ культуры XXI века, которому должен соответствовать человек культуры - основной и единственный предмет заботы школы и цель воспитания. Этот образ видится автору как мировой интеграционный процесс, в котором исключены межнациональные, межконфессиональные конфликты и происходит смешение этносов, этнических культур. Но в то же время обострено стремление каждого этноса, нации сохранить свою идентичность, свои национальные ценности.

Понятие «воспитание». Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.

Приведенное определение имеет в своей основе научную доказательность и опыт воспитательной работы, обретенной нелегким путем. Именно помощь, но не воздействие с целью... . Отношение к ребенку как к субъекту, носителю активности, для проявления которой ему необходимо пространство свободы, где он имел бы возможность автономизироваться, выбирать, оценивать, совершать поступки, является главным признаком гуманистического личностно-ориентированного воспитания вообще, а культурологического в особенности. В этом признаке реализуется гуманизм воспитания ценностное, бережное отношение к природе ребенка, а также достигается степень свободы как необходимого и исходного условия становления субъектных свойств личности, вместе с тем автор концепции воспитания ребенка как человека культуры значительно расширяет утвердившиеся в педагогике представления о содержании субъектности как необходимом атрибуте личностного развития. Опираясь на психическую концепцию детства В.В. Зеньковского, она Утверждает необходимость становления ребенка как субъекта собственной душевной жизни .

Автор концепции рассматривает воспитание, с одной стороны, как целенаправленную деятельность педагогов по созданию условий для саморазвития личности, с другой как восхождение личности к ценностям, смыслам, обретение ею ранее отсутствующих свойств, качеств, жизненных позиций. Поэтому главным элементом личностно-ориентированного воспитательного процесса является личность ребенка, сам же процесс предстает в форме последовательных позитивных изменений, результатом которых является личностный рост ребенка. Иными словами, воспитательный процесс - это процесс, происходящий с личностью ребенка, суть которого - в становлении его личностного образа .

Используя понятие идеальной формы, автор обращается известной мысли В.В. Зеньковского о том, что каждая детская личность имеет свой, заданный при рождении, путь Индивидуального развития, и поэтому «всякая личность должна найти свой путь, свою идеальную форму. Вместе с тем академик Е.В. Бондаревская реализует классическое положение психологии личности о том, что личностный смысл развития состоит в поиске индивидуального пути. Этот поиск осуществляется на жизненном пути личности . Воспитание помогает личности прожить свою жизнь, свою историю с уникальным набором событий, дел, поступков, переживаний. Однако жизненный путь личности – это не только и не столько события, дела, поступки и переживания, сколько личностное отношение к ним, сколько смысл, вкладываемый в них, отношения и смыслы индивидуальные, необщие, окрашенные жизненным опытом, приобретенным на жизненном пути. Воспитательный процесс - эхо и есть процесс становления осознанного отношения личности ко всему, что с ней происходит, это внутренняя духовная работа, протекающая в сознании вокруг собственных дел и поступков, а также дел и поступков других людей, это работа по осмыслению, оценке явлений природы, социума. В ходе этой работы и происходит становление нравственных отношений, позиций личности, обретение личностных смыслов всего происходящего, что и формирует личностный образ человека.

К базовым воспитательным процессам, способствующим становлению ребенка как субъекта жизни, истории, культуры, относятся:

- жизнетворчество - включение детей в решение реальных проблем собственной жизни, обучение технологиям изменения собственной жизни, создание среды жизни;

- социализация - вхождение ребенка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности, развитие его духовных и практических: потребностей, осуществление жизненного самоопределения;

- культурная идентификация - востребованность культурных способностей и свойств личности, актуализация чувства принадлежности ребенка к определенной культуре и оказание ему помощи в обретении черт человека культуры;

    духовно-нравственное развитие личности - овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение;

    индивидуализация - поддержка индивидуальности, самобытности личности, развитие ее творческого потенциала, становление личностного образа ребенка.

Цель и принципы воспитания. Цель воспитания , как утверждает Е.В. Бондаревская, - это целостный человек культуры . Ядром личности человека культуры, обеспечивающим ее целостность, является субъектность. Именно она обеспечивает единство и меру свободы, гуманности, духовности и жизнетворчества. Определение понятия и феномена «человек культуры» имеет свою историю. Отсчет ее можно начинать с Аристотеля. Все предшествующие попытки - частичны, односторонни, неполны. Автор концепции воспитания ребенка человека культуры предлагает свое понимание содержания основных параметров личности человека культуры.

Человек культуры - это свободная личность способная к самоопределению в мире культуры. Педагогические аспекты этого в воспитании у учащихся таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, чувства собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, самодисциплины, независимости суждений с уважением к мнению других людей, способности к ориентировке в мире духовных ценностей, в жизненных ситуациях, умению принимать решения и нести за них ответственность и др. Воспитание свободной личности требует исключения из воспитательной практики любых методов принуждения, включения детей с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений. Задача образования и воспитания - создать пространство свободного саморазвития личности и научить ее пользоваться свободой как 6лагом. Автор концепции ссылается на мысли В.В. Зеньюовсколо о том, что, «освобождая» ребенка для свободной самореализации, необходимо обеспечить «связь свободы и добра», что проблема воспитания добра есть главная проблема воспитание ребенка в пространстве свободы.

Человек культуры - гуманная личность . Педагогические аспекты воспитания гуманности состоят из гуманизации и гуманитаризации всех методов и всей системы воспитательных: отношений. В связи с массовым распространением в современной жизни различных форм агрессии, жестокости и насилия актуальной становится задача воспитания безопасной личности, т.е. личности, не способной причинить вред ни людям, ни природе, ни себе.

Человек культуры - это духовная личность. Воспитание духовной личности предполагает развитие духовных потребностей в познании и самопознании рефлексии, красоте, общении, творчестве, автономии своего внутреннего мира, поиска смысла жизни, счастья, идеала. Духовность человека культуры проявляется в его способности к культурной идентификации, выбору культуросообразного образа жизни. Для ученика русской школы полем культурной самоидентификации является русская национальная культура - от ее истоков до наших дней. Поэтому духовные основаниям целовые установки воспитания человека культуры связываются в первую очередь с образом гражданина России.

Человек культуры - личность и творческая, и адаптивная. Двойственная природа указанного атрибута человека культуры обусловлена тем очевидным фактом, что жизнеспособность человека в современных условиях складывается из двух блоков: усвоенных алгоритмов поведения и готовности к их преобразованию в соответствии с изменяющимися условиями, т.е. к творчеству.

Таким образом, человек культуры - это средоточие меры творчества и адаптации. И, как мы уже отметили, эта мера поддерживается фундаментальным свойством, обеспечивающим целостность и гармоничность многообразных сторон личности, - субъективностью . То есть целостный человек культуры - это не набор свойств, функций и добродетелей, а это человек, способный с максимальной эффективностью реализовать свои индивидуальные способности в каком-либо одном «специальном» срезе личности.

Общая цель воспитания (человек культуры), по мнению автора концепции, конкретизируется, получает свое реальное воплощение в личностном образе ребенка . Это портрет, в котором запечатлены его индивидуальные особенности как результат природных предпосылок, истории и обстоятельств жизни, особенностей душевных переживаний, характера. Становление личностного образа, как мы уже отметили выше, - процесс внутренний, обусловленный развитием самосознания, приобщением к культурным ценностям.

Личностное развитие, становление личностного образа предполагает проектирование образа жизни ребенка в определенной культурно-событийной среде. Поэтому основная задача воспитателей - создание культурной среды развитие ребенка и оказание ему помощи в самоопределении.

В рассматриваемой концепции статус принципа как методологического и методического компонента теории и практики кардинально изменен: это уже не основоположение, не руководящая идея, не основное правило исследования и практического действия, а условие, обеспечивающее движение воспитательного процесса по пути осуществления цели - становления личностного образа человека культуры. Е.В. Бондаревская справедливо считает, что принципы воспитания человека культуры могут быть распространены на всю систему культурологического личностно-ориентированного образования, и называет следующие принципы :

- природосообразности, означающий отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание учетом закономерностей природного развития, половозрастных особенностей, особенностей психофизической организации и задатков; принцип сосредоточивает внимание воспитателей на экологической проблематике, включающей как экологически чистую окружающую природную среду, так и бережёное отношение к природе ребенка, его индивидуальности;

- культуросообразности, ориентирующий воспитателей и всю систему образования на отношение: к детству - как культурному феномену; к ребенку - как к субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; к педагогу - как к посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры; к образованию – как к культурному процессу; к школе - как к целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются культурные образы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляются творение культуры и воспитание человека культуры;

- индивидуально-личностного подхода , предполагающий отношение к ребенку как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке; принцип ориентирует на учет незавершенности, открытости личности к постоянным изменениям, неисчерпаемости ее сущностных характеристик; принцип означает непременную направленность воспитания на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности ребенка, на поддержку процессов саморазвития, самовоспитания;

- ценностно-смыслового подхода , направленный на создание условий для обретения ребенком смысла своего учения, жизни, на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с природой, социумом, культурой;

- сотрудничества , предусматривающий объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную поддержку и общую устремленность в будущее.

Содержание воспитательного процесса. Основу содержания процесса воспитания ребенка, по мнению Е.В. Бондаревской, составляет субъективный опыт личности с его ценностями и смыслами, умениями и способностями, социальными навыками и способами поведения. Автор концепции выделяет следующие компоненты личностного опыта, овладение которыми указывает на становление личности как человека культуры:

а) аксиологический (ценностно-смысловой) , включающий универсальные обще человеческие ценности, которые «присваиваются» сознанием и становятся личностными смыслами отношений человека к миру, людям, самому себе;

б) культурологический - различные «культурные задания» и культурные среды, в которых разворачивается жизнедеятельность личности (академическая, оздоровительная, семейная, досуговая и др.); общекультурные способности, произведения культурного творчества, включенные в содержание духовной жизни личности; ценности и традиции национальной культуры и деятельности по их сохранению, возрождению, воспроизведению и др.;

в) жизнетворческий (событийный) - события жизни, способы их организации и проживания (например, коллективные творческие дела), технологии жизни, способы изменения своего бытия, преобразования жизненной среды и др.;

г) морально-этический - накопление опыта переживания и проживания эмоционально насыщенных ситуаций гуманного, нравственного поведения: организация детьми актов милосердия, проявления заботы о близких и дальних, терпимости, уважения к другим людям, переживание чувства совести, стыда, собственного достоинства и др.;

д) гражданский - участие в общественно полезных делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека и другие ситуации, развивающие опыт гражданского поведения;

е) личностный - насыщенность жизнедеятельности детей ситуациями реальной ответственности, свободного выбора, принятия решений, рефлексии своих поступков, поведения, способов самооценки, самокоррекции я самовоспитания, проектирования своего поведения, личностного развития и др.;

ж) индивидуально-творческий - средства развитие способностей, формирование различных стилей жизнедеятельности, уверенности в себе, самостоятельности, креативности.

Механизм воспитания. Исходным положением любой концепции воспитания является ответ на вопрос: где находится источник энергии, активности, обеспечивающий становление ребенка как человека культуры, личности и гражданина? В концепциях, возникших на основе так называемого субъектного подхода, этот источник вне личности ребенка, и - в активности воспитателя, в среде, в государстве, в так или иначе трактуемом Абсолюте и др. В концепциях личностно-ориентированного воспитания этот источник усматривается внутри ребенка в виде потенциала его личностного саморазвития, заложенного природой, и субъективного опыта. В силу этого ученик выступает активным участником воспитательного процесса, его субъектом, способные ориентировать этот процесс в соответствии с потребностями своего развития. Воспитание при этом осуществляется как процесс субъект-субъектного взаимодействия, основанный на диалоге, обмене личностными смыслами, сотрудничестве. Именно факт признания наличия у ребенка внутренних потенциала саморазвития направляет внимание и заботу воспитателя на развитие субъектных свойств личности, способствующих актуализации внутренних потенций, - внутренней независимости, самостоятельности, самодисциплины, самоконтроля, саморегуляции, способности к рефлексии.

Вместе с тем духовные, интеллектуальные и физические силы ребенка еще не развиты, и он не в состоянии полностью справиться с проблемами самовоспитания и жизни а целом. Ему нужна педагогическая помощь и поддержка. Это, как утверждает Е.В. Бондаревская, - ключевые слова в технологии личностно-ориентированного образования. Однако педагогическая поддержка, в представлениях автора концепции, не имеет ничего общего с идеей «управления развитием ребенка», разделяемой авторами иных концепций. Дистанцирование от идеи управления обусловлено пониманием воспитательного процесса как внутренне детерминированного самодвижения личности к своей «идеальной форме», индивидуальной целостности, самобытности, а воспитания - как процесса педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности. Поэтому в контексте личностно-ориентированного воспитания культурологического типа есть смысл говорить только о поддержке, но не об управлении. Формы и методы поддержки многообразны, и они зависят от особенностей личностного образа воспитанника и воспитателя, от ситуации, возраста субъектов воспитательного процесса и многих, других факторов. Автор концепции обозначает лишь некоторые компоненты технологии личностно-ориентированного воспитания:

    изучение узловых событий жизни ребенка;

    педагогическая интерпретация его индивидуальных особенностей;

    эмпатическое принятие ученика таким, какой он есть;

    совместное с учеником проектирование этапов его дальнейшего развития;

Адаптация воспитательных средств к характеру ребенка; - вовлечение его в педагогические и жизненные события;

Раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития и самостроительства.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. Важным разделом концепции Е.В. Бондаревской является обоснование критериев и показателей оценки результативности личностно-ориентированного воспитания. Не отвергая полностью традиционного подхода, при котором результаты воспитания оцениваются: по показателям уровня воспитанности, выявляемым на основе определенного «набора» качеств, соответствующих социальным требованиям, автор концепции считает его не соответствующим самому духу воспитательного процесса, ориентированного на свободное саморазвитие, самоактуализацию природных зачатков, способностей и многогранного духовного потенциала ребенка. Адекватными подобному типу воспитания она считает такие критерии воспитанности, как: 1) уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации личности, 2)способность к нравственной саморегуляции поведения, 3) мера педагогической помощи, которая необходима учащемуся в самостроительстве собственной личности.

Традиционный подход в оценке уровня воспитанности ориентирует воспитателя на внешне заданные параметры, а не на внутренние, потенциальные возможности саморазвития, самоорганизации, самоопределения, и ребенок в этих обстоятельствах обращается в средство реализации каких-то внешних образцов, этических, эстетических, политических идеалов. Подобная ориентация в воспитании и диагностике его результатов обусловила возникновение целых направлений «научных» поисков идеальной модели выпускника школы. Автор концепции предлагает отказаться от подобной практики. Вместо модели Евгения Васильевна Бондаревская дарит нам образ свободной духовной личности, ориентированной на ценности мировой и национальной культуры, на творческую самореализацию в мире культурных ценностей, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющейся социокультурной среде. Это размещение человека в культуре. И лучше, справедливее не скажешь,