В наиболее общем виде под культурой понимают. появилась с развитием средств массовой информации

Определение понятий, как уже отмечалось, – это важнейшее направление познавательной деятельности, в первую очередь научной. При этом и ученые стремятся к ясности таких определений, их однозначности, исходя из того, что каждое понятие должно иметь свое значение, отличающее его от других.
Однако есть немало обществоведческих понятий, которые наделены различными смыслами. К примеру, государство – это и система органов власти, и страна как политико-географическое образование. Экономика – и само общественное производство, и наука, его изучающая. Демократия – и форма государственного устройства, и разновидность общественного движения, и принцип организации деятельности отдельного коллектива. Закон – и объективно существующая связь предметов и явлений, и постановление высших органов государственной власти.
Установить, какой именно смысл подразумевается в каждом конкретном случае, можно, если, во-первых, известны все основные значения данного понятия, во-вторых, правильно осмыслен контекст, в котором оно используется. Поясним последнюю мысль. Обратимся к понятию «наука». В курсе обществознания раскрываются три значения этого понятия: 1) особая система знаний, 2) система специфических организаций и учреждений, 3) особый вид деятельности. Попробуем определить, о каком значении этого понятия идет речь в приведенных высказываниях.
1. В последнее десятилетие наука в нашей стране переживала сложные времена. Ее государственное финансирование резко сократилось. В результате многие научно-исследовательские учреждения закрылись, немало ученых продолжили свои исследования в зарубежных лабораториях.
2. Наука, в отличие от других видов познания, постоянно подвергает добытые ею сведения проверке – теорией, практикой, экспериментом – и не держится за те истины, которые не подтверждаются в ходе этих проверок.
3. Социология как наука зародилась в середине XIX века, тогда же ею были сделаны первые важные открытия.
В первом случае речь идет о состоянии научных учреждений, кадровом потенциале науки, ее роли в обществе и государстве. Иными словами, о науке как социальном институте (первое значение рассматриваемого понятия).
Обратим внимание на контекст следующего высказывания. Здесь указываются некоторые процедуры и способы получения и проверки знания, присущие науке как одной из разновидностей познания. Следовательно, подразумевается последнее из трех приведенных значений понятия «наука».
Третье утверждение прямо относит нас к пониманию науки как упорядоченной системы знаний.
Нередко различные значения понятия образуют определенный ряд, среди которых есть одно значение, охватывающее все остальные как частные случаи. Такое значение отражает наиболее общий смысл данного понятия.
Вот задание, включенное в один из вариантов единого государственного экзамена.

Немцы видят разделение программ, графиков, процедур и производства как самый надежный путь к эффективности. Швейцарцы, еще больше времени и регулирования доминировали, сделали точность национальным символом. Это относится к их часовой индустрии, их оптическим инструментам, их фармацевтическим продуктам, их банковскому делу. Самолеты, автобусы и поезда уходят в точку. Соответственно, все может быть точно рассчитано и предсказано.

В странах, где проживают люди с линейной активностью, время связано с часами и календарями, сегментированное абстрактным образом для нашего удобства, измерения и удаления. В многоактивных культурах, таких как арабская и латинская сферы, время связано с событиями или личностями, субъективным товаром, который можно манипулировать, формовать, растягивать или обойти, независимо от того, что говорят часы.

Задание 1. В наиболее общем виде под культурой понимают
1) сложные формы поведения людей и животных
2) все виды преобразовательной деятельности человека
3) нормы поведения в обществе
4) уровень образованности людей
Комментарий. Правильным ответом служит второе утверждение. Проанализируем другие варианты ответа. Уровень образованности людей часто служит мерилом культурного развития данного общества. Однако это лишь один из показателей, не охватывающий всех проявлений и форм культуры. А мы помним, что задание предусматривает выявление наиболее общего значения данного понятия. То же самое можно сказать о нормах поведения в обществе, являющихся очень важным, но далеко не единственным продуктом культуры. Нормы формируются в процессе духовно-преобразующей деятельности людей, играя затем роль регуляторов общественной жизни. Но культура, как вы знаете, имеет наряду с духовной и материальную составляющую. Да и сама духовная культура многогранна. Что касается первого варианта ответа – сложные формы поведения людей и животных, – отбросим его сразу хотя бы на том основании, что культура как «вторая природа» создается только человеком.

«Мне нужно спешить, - говорит американец, - мое время иссякает». Испанец или араб, пренебрегая этим покорным отношением к графикам, будут использовать это выражение только в том случае, если смерть неизбежна. И линейный активный северный, и многоактивный латинский считают, что они управляют временем наилучшим образом. Однако в некоторых восточных культурах адаптация людей к времени рассматривается как жизнеспособная альтернатива. В этих культурах время не рассматривается ни как линейное, ни связанное с событиями отношение, а как циклическое.

Задание 2. Наиболее полное значение понятия «гуманизация образования» – это
1) демократическое самоуправление в школе
2) обязательное среднее образование
3) учет потребностей и интересов учащихся
4) бесплатное обучение в любых образовательных учреждениях.
Комментарий. В учебниках приводятся положения, раскрывающие понятие «гуманизация образования». Однако, если вспомнить их не удается, оттолкнитесь от общего смысла понятия «гуманизм», к которому вы наверняка не раз обращались на уроках истории и литературы. Гуманизм (от лат. «homo» – человек, «humanus» – человеческий, человечный) – мировоззрение, в центре которого человек с присущими его природе способностями и влечениями. Отсюда гуманизацию образования можно трактовать как стремление придать ему подлинно «человеческое измерение». Вы скажете, что образование, направленное на передачу подрастающим поколениям необходимой суммы знаний, умений, на приобщение молодежи к сложившимся в обществе нормам, гуманно по самой своей сути. Поэтому рассуждать о гуманизации образования бессмысленно. Однако нередки ситуации, когда ученик рассматривается лишь в качестве объекта педагогического воздействия, которому следует придать нужные качества. Вряд ли такое образование можно считать гуманистическим.
С учетом сказанного рассмотрим предложенные варианты ответа. Очевидно, что и демократическое самоуправление в школе, и бесплатность обучения в любых образовательных учреждениях вполне гуманны по своей направленности: самоуправление позволяет именно ученикам влиять на решение многих школьных вопросов, затрагивающих их напрямую, бесплатность образования – это прежде всего его доступность. Несколько выбивается из ряда обязательность среднего образования как мера, имеющая оттенок принуждения. Но из истории, прежде всего нашей страны, известно, что в свое время введение всеобщего обязательного десятилетнего образования справедливо расценивалось как шаг прогрессивный и гуманистический, поскольку это обязывало прежде всего государство создать необходимые условия для получения образования каждым ребенком независимо от доходов его семьи.
На первый взгляд все ответы являются верными и отражают то или иное проявление гуманизма. Но вспомним: в задании требуется указать наиболее полное значение понятия «гуманизация образования». Напомним, что более полное значение включает другие смыслы понятия как частный случай. Существует ли связь «общее – частное» между такими значениями, как демократическое самоуправление и бесплатность образования? Очевидно, нет. А вот вариант ответа «учет потребностей и интересов учащихся» вполне «поглощает» все другие смыслы, поскольку и самоуправление, и доступность образования несомненно отвечают интересам учащихся.

Каждый день солнце поднимается и садится, времена года следуют друг за другом, небесные тела вращаются вокруг нас, люди стареют и умирают, но их дети воссоздают этот процесс. Циклическое время не является дефицитным товаром. Кажется, что всегда существует неограниченная поставка его только вокруг следующего изгиба. Как говорят на Востоке, когда Бог сделал время, Он много сделал.

Поэтому неудивительно, что бизнес-решения по-другому происходят с Запада. Западники часто ожидают, что азиатская сторона примет быстрое решение или будет рассматривать текущую сделку по существующим ее достоинствам, независимо от того, что произошло в прошлом. Прошлое формулирует контекстуальную основу для настоящего решения, о котором в любом случае, как азиаты, они должны думать долгое время - их руки связаны во многом. Американцы видят время, проходящее без принятия решений, или действия, которые были «потеряны».