Общая характеристика сфер общественной жизни. Основные сферы общественной жизни

Основные сферы жизни общества

В социальной системе в качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования - сферы жизни общества. Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называютсферами общественной жизни.

Сфера жизни общества - определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

§ определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);

§ социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);

§ сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

§ социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)

§ экономическую (производительные силы, производственные отношения)

§ политическую (государство, партии, общественно-политические движения)

§ духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества - это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

Графически сферы общественной жизни представлены на рис. 1. Центральное место человека символично - он вписан во все сферы жизни общества.

Рис. 1 Сферы общественной жизни

Социальная сфера

Социальная сфера - это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии - это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д. Социальная сфера во втором значении - это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся.

Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д. Наглядно положение индивида в социуме может быть показано в форме анкеты (рис. 2).


Рис. 2. Анкета

На примере этой условной анкеты можно кратко описать социальную структуру общества. Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Национальность определяет этническую структуру. Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Италии и т.д.). Профессия и образование составляют собственно профессиональную и образовательную структуры (врачи и экономисты, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру; сюда же относят касты, сословия, классы и т.д.

Экономическая сфера

Политическая сфера

Политическая сфера - одна из наиболее важных сфер общественной жизни.

Духовная сфера

Духовная сфера - это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

§ религия - форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

§ мораль - система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

§ искусство - художественное освоение мира;

§ наука - система знаний о закономерностях существования и развития мира;

§ право - совокупность норм, поддерживаемых государством;

§ образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Примеры глобальных проблем мира

Глобальные проблемы человечества - это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.

В современных условиях к глобальным проблемам относятся:

· проблема Север-Юг - это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися;

· Суть ее состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами, последние требуют от развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и др.;

· проблема бедности - Одной из главных в мире является проблема бедности, под которой понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни . Большие масштабы бедности, особенно вразвивающихся странах, представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития;

· продовольственная проблема - Мировая продовольственная проблема в наиболее общем виде заключается в неспособности человечества до настоящего времени полностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания в соответствии с физиологическими нормами, несмотря на то, что природные ресурсы планеты в сочетании с современным экономическим и научно-техническим потенциалом мирового сообщества позволяют это сделать;

· энергетическая проблема - это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем;

· проблема экологии и устойчивого развития - это проблема прекращения вредного воздействия деятельности человека на окружающую среду;

· демографическая проблема - состоит из двух частей: 1) быстрый и слабо контролируемый рост населения развивающихся стран; 2) старение населения развитых стран и многих государстве переходной экономикой.;

· проблема развития человеческого потенциала - это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики;

· проблема обеспечения человеческой безопасности – это проблема обеспечения состояния защищенности людей от внутренних и внешних угроз и рисков и свобода от страха и нужды, которые достигаются путем совместной и целенаправленной деятельности гражданского общества, национального государства и международного сообщества.;

· проблема освоения Мирового океана - это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов.

Тема: Общество (2)

1. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер общества. Социальные институты

2. Процессы глобализации и становление единого человечества

3. Глобальные проблемы человечества

Основные сферы общественной жизни. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер общества.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Основные сферы жизни общества

Похожие рефераты:

БИЛЕТ 1.) ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА Общество - это обособившаяся от природы часть мира. Это обособление состоит в следующем: в отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития

Сущность, цели и субъекты социальной политики. Условия, при появлении которых человек имеет право на социальное обеспечение. Пути решения проблем соотношения экономического развития и сохранения социальных гарантий, направления социальной политики РФ.

Социальные институты. Их основные виды, формы исторического развития. Социальный институт - совокупность лиц, учреждений и осуществление их конкретных функций. Критический анализ основных положений марксистской социологии. Общественная формация Маркса.

Вопрос № 1 Теории происхождения человека. Сущ-вует множество теорий о происхождении человека. Впервые человек стал задумываться о своем происхождении очень давно. Каждое племя имело свой тотем (священное животное), от которого, как считалось, они взяли свой род. Но в христианских странах вплоть до 1...

Социальные институты как исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, их внешняя и внутренняя структура, типы и основные принципы деятельности. Семья как социальный институт, современные тенденции ее развития.

Назначение и отличия основных социологических парадигм. Культурные универсалии. Достоинства теории обмена. Два подхода к изучению культуры. Различие стратификации и социальной структуры. Понятие религии. Отличия гражданского общества и государства.

Концепция преподавания. Теоретические направления фундаментального уровня. Программа учебной дисциплины «Социологическая теория».

Федерация как форма государственного устройства Российской Федерации. Конституционные формы разграничения предметов ведения и полномочий. Принцип равноправия субъектов РФ. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Федерации.

Изучение политического рынка, всех происходящих на рынке процессов и операций является исходным моментом в теории и практике политического маркетинга. Цель изучения рынка - получить по возможности наиболее полную, надежную и достоверную информацию.

Социология культуры как социальная и историческая культурология. Культура как система духовного производства, ее сущность, типология, динамика. Основные типы социокультурной регуляции. Анализ взаимодействия культур и социокультурных характеристик России.

Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Человек, индивид, личность. Потребности и способности человека. Особенности межличностных отношений. Нации и межнациональные отношения в современном обществе. Глобальные проблемы современности.

Экзаменационные билеты по предмету «Человек и общество» Билет №1 1. Понятие общества. Сферы общественной жизни 2. Рыночные отношения в современной экономике.

ТЕМА: ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ СИСТЕМА. СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ. ВАЖНЕЙШИЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА. Общество -это определённая группа людей

1.1 Культура и природа. Когда мы говорим о культуре, мы имеем ввиду те явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Прежде всего, в круг этих явлений входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе. В круг явлений, объединяем...

Как уже отмечалось, общество – это системное образование. Как чрезвычайно сложное целое, как система, общество включает в себя подсистемы – «сферы общественной жизни» – понятие, введенное впервые К.Марксом.

Понятие «сфера общественной жизни» есть не более чем абстракция, позволяющая вычленять и изучать отдельные области социальной реальности. Основанием для выделения сфер общественной жизни служит качественная специфика ряда общественных отношений, их целостность.

Традиционно, вслед за Марксом, выделяют четыре основных сферы жизни общества: экономическую, социальную, политическую и духовную . Каждая сфера характеризуются следующими параметрами:

Это необходимая для нормального функционирования общества область деятельности людей, посредством которой удовлетворяются их определенные потребности;

Каждая сфера характеризуется определенными общественными отношениями, возникающими между людьми в процессе определенного вида деятельности (экономической, социальной, политической или духовной);

Как относительно самостоятельные подсистемы общества сферы характеризуются определенными закономерностями, по которым они функционируют и развиваются;

В каждой сфере формируется и функционирует совокупность определенных учреждений, которые создаются людьми для управления данной социальной сферой.

Экономическая сфера жизни общества - определяющая, названная К.Марксом базисом общества (то есть его фундаментом, основой). Она включает в себя отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Её назначение – удовлетворение экономических потребностей людей.

Экономическая сфера – генетическая основа всех других сфер общественной жизни, ее развитие – причина, условие и движущая сила исторического процесса. Значение экономической сферы огромно:

Она создает материальную базу существования общества;

Непосредственно влияет на социальную структуру общества (например, появление частной собственности привело к возникновению экономического неравенства, что, в свою очередь, стало причиной возникновения классов);

Опосредованно (через социально-классовую сферу) влияет на политические процессы в обществе (например, появление частной собственности и классового неравенства стало причиной возникновения государства);

Опосредованно влияет на духовную сферу (особенно на правовые, политические и нравственные идеи), непосредственно – на ее инфраструктуру – школы, библиотеки, театры и т.п.

Социальная сфера общественной жизни - это область, где исторические общности (нации, народы) и социальные группы людей (классы, страты и пр.) взаимодействуют по поводу своего общественного положения, места и роли в жизни общества. Социальная сфера охватывает интересы классов, наций, социальных групп; отношения личности и общества; условия труда и быта, воспитания и образования, здоровья и досуга. Стержнем социальных отношений являются отношения равенства и неравенства людей по их положению в обществе. Основой различного социального положения людей является их отношение к собственности на средства производства и вид трудовой деятельности.

Основными элементами социальной структуры общества являются классы, страты (социальные слои), сословия, городские и сельские жители, представители умственного и физического труда, социально-демографические группы (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры), этнические общности.

Политическая сфера жизни общества – область функционирования политики, политических отношений, деятельности политических институтов (прежде всего – государства) организаций (политических партий, союзов и т.п.). Это система общественных отношений по поводу завоевания, удержания, укрепления и использования государственной власти в интересах определенных классов и социальных групп.

Специфика социальной сферы в следующем:

Она складывается как результат сознательной деятельности людей, классов, партий, стремящихся овладеть властью и управлением в обществе;

Для достижения политических целей классы и социальные группы создают политические учреждения и организации, выступающие как материальная сила воздействия на государство, власть, экономические и политические структуры в обществе.

Элементами политической системы общества являются: государство (главный элемент), политические партии, общественные и религиозные организации, профсоюзы и т.п.

Сфера духовной жизни общества - это сфера производства идей, взглядов, общественного мнения, обычаев и традиций; сфера функционирования социальных институтов, создающих и распространяющих духовные ценности: наука, культура, искусство, образование и воспитание. Это система общественных отношений по поводу производства и потребления духовных ценностей.

Основными элементами духовной жизни общества являются :

Деятельность по производству идей (теорий, взглядов и пр.);

Духовные ценности (нравственные и религиозные идеалы, научные теории, художественные ценности, философские концепции и т.п.);

Духовные потребности людей, которые обусловливают производство, распространение и потребление духовных ценностей;

Духовные отношения между людьми, обмен духовными ценностями.

Основой духовной жизни общества является общественное сознание – совокупность идей, теорий, идеалов, концепций, программ, взглядов, норм, мнений, традиций, слухов и т.п., циркулирующих в данном обществе.

Общественное сознание связано с индивидуальным (с сознанием отдельной личности), поскольку, во-первых, без него просто не существует, а во-вторых, все новые идеи и духовные ценности имеют своим источником сознания индивидов. Поэтому высокий уровень духовного развития индивидов – важная предпосылка для развития общественного сознания.Тем не менее, общественное сознание нельзя рассматривать как сумму индивидуальных сознаний хотя бы потому, что отдельный индивид не усваивает в процессе социализации и жизнедеятельности всего содержания общественного сознания. С другой стороны, далеко не все, что возникает в сознании отдельного человека, становится достоянием общества. Общественное сознание включает в себя знания, идеи, представления, общие для многих людей, поэтому оно рассматривается в обезличенном виде как продукт определенных общественных условий, закрепленный в языке и произведениях культуры. Носителем общественного сознания выступает не только индивид, но и социальная группа, общество в целом. Кроме того, индивидуальное сознание рождается и умирает вместе с человеком, а содержание общественного сознания передается от одного поколения к другому.

В структуре общественного сознания выделяют уровни отражения (обыденный и теоретический) и формы отражения действительности (право, политика, мораль, искусство, религия, философия и пр.)

Уровни отражения действительности различаются по характеру их формирования и по глубине проникновения в сущность явлений.

Обыденный уровень общественного сознания (или «общественная психология») формируется как результат повседневной жизни людей, охватывает поверхностные связи и отношения, порождая, порой, различные заблуждения и предрассудки, общественное мнение, слухи и настроения. Он представляет собой неглубокое, поверхностное отражение социальных явлений, поэтому многие идеи, возникающие в массовом сознании, являются ошибочными.

Теоретический уровень общественного сознания (или «общественная идеология») дает более глубокое постижение общественных процессов, проникает в сущность изучаемых явлений; он существует в систематизированной форме (в виде научных теорий, концепций и т.п.) В отличие от обыденного уровня, который складывается, в основном, стихийно, теоретический уровень формируется сознательно. Это область деятельности профессиональных теоретиков, специалистов в различных областях - экономистов, правоведов, политиков, философов, теологов и т.п. Поэтому теоретическое сознание не только более глубоко, но и более правильно отображает социальную реальность.

Формы общественного сознания различаются между собой по предмету отражения и по функциям, которые они выполняют в обществе.

Политическое сознание представляет собой отражение политических отношений между классами, нациями, государствами. В нем непосредственно проявляются экономические отношения и интересы различных классов и социальных групп. Специфика политического сознания в том, что оно непосредственно затрагивает сферу государства и власти, отношения классов и партий к государству и правительству, взаимоотношения между социальными группами и политическими организациями. Оно самым активным образом воздействует на экономику, на все остальные формы общественного сознания – на право, религию, мораль, искусство, философию.

Правовое сознание – представляет собой совокупность взглядов, идей, теорий, выражающих отношение людей к существующему праву – система устанавливаемых государством юридических норм и отношений. На теоретическом уровне правовое сознание выступает в виде системы правовых взглядов, правовых учений, кодексов. На обыденном уровне – это представления людей о законном и незаконном, справедливом и несправедливом, должном и необязательном в отношениях между людьми, социальными группами, нациями, государством. Правовое сознание выполняет в обществе регулятивную функцию . Оно связано со всеми формами сознания, но особенно – с политикой. Не случайно К.Маркс определил право как «возведенную в закон волю господствующего класса».

Нравственное сознание (мораль) отражает отношения людей друг к другу и к обществу в виде совокупности правил поведения, норм нравственности, принципов и идеалов, которыми люди руководствуются в своем поведении. Обыденное нравственное сознание включает в себя представления о чести и достоинстве, о совести и чувстве долга, нравственном и безнравственном и т.п. Обыденное нравственное сознание возникло еще в первобытнообщинном строе и выполняло там функцию основного регулятора взаимоотношений между людьми и коллективами. Нравственные теории возникают лишь в классовом обществе и представляют собой стройную концепцию нравственных принципов, норм, категорий, идеалов.

Нравственность выполняет в обществе целый ряд важнейших функций:

Регулятивную (регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, причем, в отличие от права, мораль опирается на силу общественного мнения, на механизм совести, на привычку);

Оценочно-императивную (с одной стороны – оценивает действия человека, с другой – повелевает вести себя определенным образом);

Воспитательную (активно участвует в процессе социализации личности, превращения «человека в человека»).

Эстетическое сознание – художественное, образно-эмоциональное отражение действительности через понятия прекрасного и безобразного, комического и трагического. Результатом и высшей формой проявления эстетического сознания является искусство. В процессе художественного творчества эстетические представления художников «овеществляются» различными материальными средствами (красками, звуками, словами и т.д.) и предстают как произведения искусства. Искусство относится к числу древнейших форм жизнедеятельности людей, однако в доклассовом обществе оно было в единой синкретической связке с религией, нравственностью, познавательной деятельностью (первобытный танец – это и религиозный обряд, воплощающий нравственные нормы поведения, и метод передачи знаний новому поколению).

Искусство в современном обществе выполняет следующие функции:

Эстетическую (удовлетворяет эстетические потребности людей, формирует у них эстетические вкусы);

Гедонистическую (доставляет людям удовольствие, наслаждение);

Познавательную (в художественно-образной форме несет информацию о мире, являясь достаточно доступным средством просвещения и образования людей);

Воспитательную (воздействует на формирование нравственного сознания, воплощая нравственные категории добра и зла в художественные образы, формирует эстетические идеалы).

Религиозное сознание – особый тип отражения действительности сквозь призму веры в сверхъестественное. Религиозное сознание как бы удваивает мир, полагая, что кроме нашей реальности («естественной», подчиняющейся законам природы) существует сверхъестественная реальность (явления, существа, силы), где природные закономерности не действуют, но которая влияет на нашу жизнь. Вера в сверхъестественное существует в различных формах:

Фетишизм (от португальского «фетико» - сделанный) – вера в сверхъестественные свойство реальных предметов (природных или специально изготовленных);

Тотемизм («то-тем» на языке одного из североамериканских индейских племен означает «его род») – вера в сверхъестественные кровнородственные связи между людьми и животными (иногда – растениями) – «предками» рода;

Магия (в переводе с древнегреческого – колдовство) – вера в сверхъестественные связи и силы, существующие природе, используя которые можно добиться успеха там, где реально человек бессилен; поэтому магия охватывала все сферы жизнедеятельности (любовная магия, вредоносная магия, промысловая магия, военная магия и пр.);

Анимизм – вера в бесплотных духов, в бессмертную душу; возникает на поздних этапах родоплеменного строя как результат распада мифологического мышления, которое еще не проводило различия между живым и неживым, материальным и нематериальным; представления о духах природы стали основой для формирования идеи бога;

теизм (греч. theos – бог) вера в бога, которая первоначально существовала как политеизм (многобожие); идея единого бога - монотеизм (единобожие) впервые сформировалась в иудаизме, а позже была воспринята христианством и исламом.

Религия как социальное явление помимо религиозного сознания включает в себя культ (обрядовые действия, направленные на связь со сверхъестественным – молитвы, жертвоприношения, посты и пр.) и ту или иную форму организации верующих (церковь или секта).

Религия в жизни человека и общества выполняет следующие функции:

Психотерапевтическую – помогает преодолеть чувство страха и ужаса перед внешним миром, облегчает чувства горя и отчаяния, позволяет снять ощущение беспомощности и неуверенности в будущем;

Мировоззренческую; как и философия, она формирует у личности мировоззрение – представление о мире как едином целом, о месте и назначении в нем человека;

Воспитательную - воздействует на человека через систему нравственных норм, существующих в каждой религии, и через формирование особого отношения к сверхъестественному (например, любовь к Богу, страх погубить бессмертную душу);

Регулятивную - влияет на поведение верующих через систему многочисленных запретов и предписаний, охватывающих почти всю повседневную жизнь человека (особенно – в иудаизме и исламе, где насчитывается 365 запретов и 248 предписаний);

Интегративно-сегрегативную – сплачивая единоверцев (интегративная функция), религия в то же время противопоставляет их носителям иной веры (сегрегативная функция), что является, и по сей день, одним из источников серьезных социальных конфликтов.

Религия, следовательно, явление противоречивое и однозначно оценить ее роль в жизни человека и общества нельзя. Поскольку современное общество полирелигиозно, основой цивилизованного решения проблемы отношения к религии является принцип свободы совести , дающий право человеку исповедовать любую религию или быть неверующим, запрещающий оскорбления религиозных чувств верующих и открытую религиозную или антирелигиозную пропаганду.

Таким образом, духовная жизнь общества представляет собой весьма сложное явление. Формируя сознание людей, регулируя их поведение, политические, нравственные, философские, религиозные и пр. идеи оказывают воздействие на все остальные сферы жизни общества и на природу, становясь реальной силой, изменяющей мир.

3.6.4 Проблема социального развития: формационная,

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Учебное пособие Санкт-Петербург УДК 1(075.8) Селиверстова Н.А. Основы философии: Учебное пособие / Н.А. Селиверстова; п

Предмет философии
Философия – «любовь к мудрости» (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – возникла в VI веке до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции, - там, где в силу ряда со

Специфика философского мировоззрения
Мировоззрение – это система взглядов на мир в целом и на место в нем человека.Мировоззрение представляет собой самое общее понимание действительности и связано с ответами на такие

Структура философского знания
В ходе развития философии в ней исторически складываются различные области исследований, каждая из которых охватывает определенные проблемы. Со временем эти области исследований превратились в разд

Мировоззренческая функция
Под мировоззрением, как уже отмечалось, понимается система взглядов на мир как единое целое и место в нем человека. Мировоззрение людей складывается под влиянием различных факторов: образования, во

Методологическая функция
Метод – это способ действия. Совокупность методов проведения какой-либо работы называют методикой, а знания о методах и методиках – методологией. В каждой сфере человеческ

И типы философских концепций
Вся история философии представляет собой столкновение различных точек зрения, взглядов, концепций. Едва ли найдется такая философская проблема, вокруг которой не разгорались бы споры между мыслител

Субъективный и объективный идеализм
Суть онтологической проблемы заключается, прежде всего, в ответе на вопрос о сущности бытия (реальности, действительности). С глубокой древности в философии было выделено два типа

Сенсуализм, рационализм и иррационализм
Основной гносеологической проблемой является вопрос о познаваемости мира, то есть, может ли человек в своих знаниях постичь сущность предметов и явлений действительности? Ответ на этот вопрос разде

Вопросы для самоконтроля
1) Что такое философия и что является предметом ее изучения? 2) Какова структура философского знания? Перечислите основные философские науки. 3) Чем философское мировоззрение отли

Философские концепции Древнего Востока
Древнейшими очагами мировой цивилизации являются Вавилон и Египет, в культуре которых можно найти мифологические, религиозные и зачаточные естественнонаучные установки. Но говорить

Специфика древневосточной философии
Восточная философия по целому ряду параметров отличается от западной, что сегодня проявляется в существовании двух принципиально различных типах культурно-цивилизационного развития (Восточной и Зап

Философия Древней Индии
Теоретической основой древнеиндийской философии являются Веды – сборники религиозных и предфилософских текстов, уходящих своими корнями во второе тысячелетие до н.э

Философия Древнего Китая
Культурная история Китая восходит к рубежу III–II тыс. до н.э., а возникновение древнекитайской философии относят к VII–VI вв. до н.э. В этот период распространяются идеи натурфилософского характер

Конфуцианство
Конфуцианствосыграло исключительно важную роль, как в истории китайской культуры, так и в социально-политической истории Китая. На протяжении более чем двух тысячелетий (с рубежа I

Даосизм
Даосизм,наряду с этико-политическим учением конфуцианства и пришедшим из Индии буддизмом, составляет так называемую «триаду учений», которые лежали в основе духовной культуры Китая

Моизм и легизм
Конфуцианство и даосизм – самые влиятельные философские школы Древнего Китая, но не единственные. Так, в V в. до н.э. достаточно популярным стало учение, разработанное Мо-цзы и получившее название

Истоки и специфика античной философии
Античной философией (лат. antiquus – древний) называют философские учения, которые развивались в древнегреческом, а затем древнеримском обществе с конца YII в. до н.э. до начала VI в. н.э. (Официал

Ранняя греческая философия (досократические школы)
Греческая философия первоначально развивалась не на территории материковой Греции, а на Востоке – в ионийских городах Малой Азии (Милет и Эфес) и на Западе – в греческих колониях Южной Италии и Сиц

Античный атомизм
Древнегреческий атомизм – вершина развития материализма в античной философии. Его трудно отнести к какому-либо одному периоду, поскольку в разработке атомистического учения принимал

Софисты, Сократ, Платон, Аристотель
В V веке до н.э. развитие античной философии перемещается с колониальных окраин в материковую Грецию, что было обусловлено, прежде всего, расцветом Афинского полиса. Афины превратились в крупнейший

И неоплатонизм (III в. до н.э. -VI вв. н.э.)
Эллинизм(греч. Hellen –эллин, грек; этот термин был введен в употребление в конце XIX в.) – период в истории античной цивилизации (III - I вв. до н.э.), начавшийся

Истоки и специфика средневековой философии
Средневековая европейская философия - продолжительный этап в истории философии, охватывающий период с II в. по XIV в. н.э. включительно. Она появилась и развивалась как религиозная христианская фил

Патристика. Августин Аврелий
Патристика (лат. patres – отцы) термин, обозначающий совокупность религиозно-философских учений так называемых «отцов церкви» - христианских мыслителей II – VIII вв., имевших главн

Средневековая схоластика. Фома Аквинский
Схоластика (греч. scholastikos – ученый, школьный) – этап в развитии христианской философии VIII –XIV вв., когда основные религиозные догматы были уже сформулирова

И философии
Эпоха Возрождения (франц. Renaissance) XV –XVI вв. – один из наиболее ярких и плодотворных периодов в истории европейской философской мысли. Название эпохи связано с возрождением интереса к антично

И религиозно-философская мысль эпохи Возрождения
Гуманистическое мировоззрениекак характерная черта всей ренессансной культуры зародилось в Италии еще в эпоху позднего Средневековья, в XIV веке. К этому периоду относится творчест

Ренессансная натурфилософия и развитие естествознания
Как уже отмечалось, одной из основных доктрин эпохи Возрождении был пантеизм – деперсонализация Бога, представление о нем как о безличной силе, совпадающей с природой. Это кардинально меняло отноше

Новоевропейской философии
В истории Западной Европы Новое время – это XVII и XVIII вв. – период, когда произошло становление классической философии. К основным социокультурным предпосылкам формирования новоевропейской филос

Эмпиризм Ф. Бэкона и механистический материализм Т. Гоббса
Френсис Бэкон (1561 – 1626) – английский политический и общественный деятель, выдающийся ученый и философ первым сформулировал основные принципы, характерные для философии Нового в

Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц
Рене Декарт (1596 – 1650) – выдающийся французский математик, физик, физиолог, центральная фигура философии XVII в. Основные сочинения – «Рассуждения о методе» (1637), «Начала фило

Дж.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм
Ответной реакцией на декартовский рационализм и его учение о «врожденных идеях» стало появление в Англии сенсуализма – противоположного рационализму направления в гносеологии.Сенсуализм

Философия французского Просвещения XVIII в.
Просвещение –чрезвычайно сложное и неоднозначное явление в культурной и общественной жизни целого ряда стран XVIII столетия (Франции, Германии, России, Америки). Термин «просвещени

Вопросы для самоконтроля
1) Назовите основные социокультурные предпосылки философии Нового времени. В чем её специфика? 2) В чем суть спора между рационализмом и сенсуализмом? Назовите основных представителей этих

Объективный идеализм и диалектика Г.Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770 - 1831) – крупнейший представитель немецкого классического идеализма, создатель систематизированной теории диалектики, автор многочисленных фило

Вопросы для самоконтроля
1) Почему в философском творчестве И.Канта выделяют два периода – «докритический» и «критический»? 2) Почему в учении Канта усматривают элементы агностицизма? 3) Ч

Философия марксизма
Марксистская философия – это целостная система философских, политических и экономических взглядов, разработанная в 40-70-х гг. XIX столетия немецкими мыслителями Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фрид

Философия позитивизма
Позитивизм (лат.positivus – положительный) – одно из крупнейших направлений в философии ХIХ-ХХ вв., последователи которого обосновывали фундаментальное значение конкретного, основа

Философия прагматизма в США
Прагматизм (греч. pragma – дело, действие) – философская концепция, возникшая в США в 70-е годы Х1Х в. и оказавшая в ХХ в. сильное влияние на духовную жизнь страны. Основными предс

А.Шопенгауэр и Ф.Ницше
Философия жизни – одно из влиятельнейших направлений западной философской мысли второй половины ХIХ века. Центральным понятием в учениях представителей этого направления является п

Экзистенциализм
Основателем экзистенциализма - философии существования - считается датский писатель, теолог Сёрен Кьеркегор (1811 – 1855). Он ввел термин «экзистенция»

Философия психоанализа
Интерес к проблеме человека, к внутреннему миру личности нашел весьма своеобразное преломление в философии психоанализа, становление которой можно рассматривать как попытку найти выход из тупика, в

Этапы развития и специфика русской философии
Под русской философией понимают совокупность философских идей и теорий, которые возникли на территории Русского государства, то есть представляют собой интеллектуальное творчество на русском языке

Философские идеи в русской литературе ХIХ в.
Одним из самых значительных явлений в интеллектуальной жизни России второй половины Х1Х века следует считать развитие философских идей в русской литературе (Л.Толстой, Ф.Достоевский), поэзии (Ф.Тют

Философия конца XIX - начала XX века. Русский космизм
Философия в России конца XIX - начала XX века – это не только русское, но и общемировое культурное явление. Её специфика – в принципиально иной системе ценностей, которая легла в основу рус

Советский период в развитии русской философии
Этот период на сегодняшний день мало изучен. Существование философии в СССР было возможно только в рамках марксистско-ленинской парадигмы (хотя, в это же самое время в русском зарубежье успешно раз

Учение о бытии
Онтология - (греч. ontos – сущее и logos – учение) – учение о бытии, как уже отмечалось, (см. 1.5.1) относится к числу фундаментальных концепций, от характера котор

Философское учение о материи
Понятие «материя» стало употребляться в качестве философской категории с глубокой древности для обозначения единого «первоначала», которое несотворимо и неуничтожимо, не зависит ни

Движение как атрибут бытия
Одной из важнейших проблем онтологии является вопрос о движении как бытия в целом, так и его частей. В философии под движением понимается всякое изменение, изменение вообще (переме

Пространство и время как атрибуты бытия
Учение о пространстве и времени относится к числу важнейших разделов онтологии, поскольку изучение любого явления предполагает его пространственно-временное описание (в частности, ответы на вопросы

Детерминизм и закономерность
Наряду с принципом развития важнейшим принципом диалектического понимания бытия является принцип всеобщей связи явлений, постулирующий универсальную взаимосвязь и взаимозависимость

По специфике детерминации законы делятся на динамические и статистические.
Динамические закономерностихарактеризуют поведение изолированных объектов и позволяют установить точную связь между его состояниями, то есть, когда данное состояние системы однозна

Сознание как философская проблема
Учение о сознании связано с различными разделами философского знания: онтологический подход к сознанию включает в себя вопросы его соотношения с материей, сущности и структуры; гносеологический - с

Проблема возникновения сознания
Сознание – одно из основных понятий в философии, обозначающее высший уровень психической активности человека как социального существа. Сознание - это связанная с деятельност

Сознание и язык.
Как уже отмечалось, сознание возникло и сформировалось в процессе трудовой деятельности людей как необходимое условие ее организации, регулирования и воспроизводства. Вместе с появлением со

Сущность и структура сознания
Проблема сущности сознания - одна из самых сложных в силу многоаспектности самого сознания, которое является базовым понятием не только в философии, но и в психологии, физиологии, социологии и друг

Гносеология
Задача познания самого познавательного процесса издавна составляет предмет философского анализа, ее решением занимается философская теория познания – гносеология. Как особый раздел философии гносео

Субъект и объект познания
Познание - это общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы чел

Чувственное и рациональное познание
Одной из важных задач в гносеологии всегда был анализ познавательных способностей человека, то есть, поиск ответа на вопрос: как человек получает знания о мире? Анализируя процесс познания, философ

Проблема истины. Роль практики в процессе познания
Изучая окружающий его мир, человек не просто получает знания, но и оценивает их. Оценка информации может проводиться по разным параметрам: например, ее актуальность, практическая полезность и пр. Н

Специфика научного познания
Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленной на получение объективных, системно организованных и обоснованных знаний, а также совокупный результат этой деятельн

Структура научного познания
В повседневном употреблении термин «наука» чаще всего используется для обозначения отдельных отраслей научного знания. Анализируя науку в этом аспекте, ее можно структурировать (кла

Закономерности развития науки
В ходе своего развития наука не просто наращивает объем накопленного ею знания, но качественно изменяет его содержание: появляются новые науки, в рамках уже существующих наук возникают новые теории

Вопросы для самоконтроля
1) В чем специфика научного познания, его отличие от других видов познавательной деятельности человека? 2) Какова роль эмпирического уровня в научном познании? Перечислите

Философская антропология
Постижение человека – центральная проблема философии. Постановка ее содержится уже в словах Сократа: «Познай самого себя». Считается, что термин «антропология» (греч. anthropos – человек) ввел в уп

Биологическое и социальное в человеке
Наличие в человеке двух начал – биологического и социального – свидетельствует о противоречивости, антиномичности человеческого бытия. С одной стороны, человек – создание природы

Основные факторы антропогенеза.
Как возникла вышеобозначенная противоречивость человеческого бытия, как удалось человеку вырваться из животного состояния и подчинить свое природное бытие социальному? Современная наука ут

Сущность человека и смысл его бытия в мире
Проблема сущности человека всегда занимала значительное место в истории философской мысли наряду с онтологической и гносеологической проблематикой. Она и по сей день остается актуальной как в теоре

Проблема свободы
Размышляя о смысле своего бытия и принимая решение реализации своих жизненных планов, человек не должен забывать о двух обстоятельствах: - во-первых, о том, что его жизнь и

Основные подходы и концепции
Предметом изучения социальной философии является общество. Однако смысл этого термина настолько неопределенен, что в «Толковом словаре русского языка» приводится сразу шесть его значений (например,

К коэволюционному взаимодействию
Сточки зрения современной науки становление человеческого общества – длительный процесс, продолжавшийся несколько миллионов лет и завершившийся несколько десятков тысяч лет назад.

Стадиальная и цивилизационная концепции
Представление о том, что в обществе происходят изменения, возникло ещё в глубокой древности, и было чисто оценочным: развитие общества воспринималось как простая последовательность событий. Только

Вопросы для самоконтроля
1) Чем отличается материалистический подход к анализу общественных явлений от идеалистического? Что такое «географический детерминизм? 2) Какую роль в развитии общества играют природные фа

Цикличность и линейность исторического развития
Философия истории (термин ввел Вольтер) представляет собой особый раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Откуда мы и куда иде

Проблема социального прогресса
Общественный прогресс как тенденция исторического развития означает движение человечества вперед, от менее совершенных к более совершенным способам и формам жизнедеятельности. Обще

Перспективы современной цивилизации
Законы истории таковы, что предсказания будущего всегда сопряжены с неуверенностью и проблемами. Футурология – наука, предлагающая прогнозы будущего, - строит свои выводы, главным

Вопросы для самоконтроля
1) В чем принципиальное различие между линейной и циклической трактовками человеческой истории? 2) Перечислите основные концепции циклического и линейного развития общества. 3) В

Основных философских терминов
Абстрагировать (лат. abstrahere – отвлекать) – мысленно отвлекаться от каких-то свойств, отношений, выделяя существенные свойства для данного класса предметов, образовывая тем самы