Выполнение шарфа в технике батик шибори. Японский узелковый батик - шибори. Шибори своими руками мастер-класс: общее описание процесса

Неизменная красота шибори

Этот способ раскраски тканей для тех, кто себя считает ну совсем уже не художником! Ткань изминается, скручивается, перетягивается различными жгутами, затем погружается в краску. Высушивается, расправляется, и можно ахнуть от удивления — как красиво! Лоскут тонкой ткани — как поле для экспериментов. Результаты угадать невозможно, но они неизменно красивы. Мало того — это совсем несложно, это легче легкого. Вы сможете создавать одежду — шарфы, палантины, майки, футболки, юбки. И всевозможные вещи для вашего дома — шторы, скатерти, панно, чехлы для подушек.

Полчаса огромного удовольствия, несколько часов ожидания, и море радости от рукотворной красоты! В этом деле самое главное — не замарать краской все вокруг. Поэтому лучше всего творить летом на природе, чтобы досадные брызги не испортили праздник. Это самое трудное, остальное получится непременно!

Составляющие для батик шибори

Ну как, заинтересовались, тогда поехали! Приобретаем все необходимые составляющие для батик шибори. Нам необходима собственно ткань . Она должна быть легкая, однотонная и чистая. Подходят все виды хлопчатобумажных тонких и шелковых тканей. Их легче всего сминать. Синтетика непредсказуемая в поведении, за нее отвечать не могу. А плотная ткань туго поддается деформации, и нежная окраска выглядит на ней не очень.

Далее готовим нитки и веревки , конечно, натуральные. Ведь они впитают в себя часть краски, создавая на ткани узор. Красители для каждого вида ткани — свои. Дешевле всего анилиновые красители в порошке, в них нужно добавлять немного уксуса. Но это девятнадцатого века технология, потому что изделие потом нужно варить долго и нудно в кастрюле, и дышать уксусными пар а ми . Чуть дороже и прекрасно для начала — «гамма» для ткани. Она чудесно закрепляется утюгом. И микроволновку можно использовать — пару минут, и все готово.



Обратите внимание — это акрил, а не анилин. Покупайте самые свежие краски. Если срок годности на исходе, цвет смоется с ткани, как бы вы его не берегли! И не покупайте «Деколу» для шибори. Если хотите уже очень качественную краску, то это, конечно, «Явана». А «Гамма» для первых экспериментов подходит наилучшим образом.

Необходимы крупные кисти-флейцы или поролоновые спонжи для нанесения краски. Вы не забыли, что кисти при работе с акрилом нужно мыть моментально, для того чтобы сохранить их в рабочем состоянии? Готовим емкость , где будет храниться ваше счастье во время покраски. Для этого очень подходит обычная пластиковая бутылка, если срезать у нее стенку.

Схемы узоров и покраска

Вот и все нехитрые приспособления есть, можно начинать. Если творим в доме, застилаем клеенкой весь стол. Лоскут ткани, постиранный и высушенный, увлажняем водой из пульверизатора равномерно. Ткань должна быть именно влажной, не сырой и не сухой, чтобы краска распределялась ровно. Теперь берем нитку с иголкой и прошиваем мелкими стежками в произвольном направлении, или по схеме. Затем нитки стягиваем, чтобы образовались складки, и уже собранную ткань обвязываем веревками. На фото ниже несколько схем, которые можно попробовать:

Вы видите перед собой много проверенных схем. Выбирайте одну из них, и приступайте к работе. Сначала прошиваем нитками, затем стягиваем и скручиваем. Скрученную ткань укладываем в форму для покраски . Краску наливаем в емкость, разбавляем водой до оттенка нужной светлости, и равномерно наносим на влажную ткань флейцем или поролоном. Руки, естественно в перчатках, если вы не планируете одновременно освоить покраску кожи.



Такую последовательность нужно соблюдать всегда: идем от самого светлого цвета к самому темному. Не нужно за один раз пускать в работу более трех цветов — велика вероятность получить слишком «грязный» оттенок. Кисти моем сразу после работы. Ткань оставляем высыхать при естественной температуре на сутки. Можно «посолить » работу, то есть присыпать ее крупной солью для создания еще более интересного эффекта. На один день забываем щемящее желание развернуть и посмотреть, а что же там получается! Не нужно так делать, потому что краска просто расплывется, куда ей захочется, и вся работа будет испорчена. Через сутки ткань разворачиваем. Если ткань еще немного влажная — осторожно расправляем и досушиваем уже развернутую.

Затем закрепляем получившийся узор. Для этого прокладываем сверху и снизу старую мягкую простынку, или старые газеты (чтобы типографская краска не отпечаталась на ткани), и проглаживаем утюгом. Сначала с паром, затем всухую, хлопок в режиме для хлопка, шелк — в режиме для деликатных тканей. Если вы покупали краски не «под утюг», нужно их пропитать горячим паром.

Сооружаем водяную баню. Ткань, еще не развернутую, заворачиваем в мягкую бумагу, которая впитает излишки краски, закрепляем нитками над водой , и даем воде прокипеть, поворачивая жгут для равномерности закрепления. Или помещаем в пластиковый контейнер, в котором на дне немного налито воды. И кладем в микроволновку, включаем ее на несколько минут, вынимаем, проглаживаем. Изумительные вещи можно сотворить, если со вкусом подобрать цвета. На фото ниже шедевры узелкового батика:



Существует еще много способов. Можно завязывать в ткань различные бусины. Будут получаться «солнышки».


Особенности техники шибори-спираль

Еще очень красивая техника — шибори-спираль , можно попробовать. Очень скоростная техника, итак, ткань чистая и влажная. Расстилаем на столе, расправляем. В центр ставим любую круглую палку типа карандаша. Прижимаем хорошенько, и накручиваем по спирали ткань на карандаш. Когда намотался весь лоскут, закрепляем его нитками. В этом случае можно и капроновыми, чтобы краска заплыла под них. Вынимаем карандаш — вот вам и заготовка. Затем стягиваем нитками наш рулончик.








И красим способом, описанным выше. Стараемся подобрать цветовую гамму гармоничную. Мучаясь любопытством, оставляем наше сокровище на сутки. Дальше обрабатываем, как обычно: утюгом или паром, в зависимости от типа красок. Когда будете чувствовать себя свободно в этой технике, можно будет дополнять ее методом холодного батика. Тогда вещи станут еще более загадочными.

Рассказывать можно бесконечно. Основное уже сказано, горизонты раскрыты. Перед вами огромное поле для творчества, с помощью батик шибори преобразите свой гардероб и интерьер. И не только свой, дерзайте! Преображайте мир красотой.

Существует множество рукодельных техник, освоив которые, мы приобретаем навыки, которые позволяют расширить границы наших знаний о тканях, нарядах, истории костюма и других замечательных вещах. История батика насчитывает не одно тысячелетие, и надо сказать, что освоив это искусство, вы сможете не только стать обладателем оригинальнейших вещей, которые можно носить и дарить.

В ряду многочисленных стилей батика особенно выделяется сибори (или более привычное уху, хотя и несколько ошибочное - шибори). Придумали его японцы, чье искусство работы с текстилем общеизвестно.

Считается, что батик попал в Японию намного позже, чем например, в Китай, но не смотря на это, именно японцам удалось настолько усовершенствовать эту технику нанесения рисунков на ткань.

Историки костюма считают, что способ рисования на ткани с использованием защиты отдельных ее участков появился в Японии в 8 веке. Через несколько столетий спустя в обиходе японских текстильщиков появилось слово "санкэчи", перевести его можно как "три способа украшения ткани". Именно этот термин обобщил все техники окрашивания тканей, которые были известны в то время.

Первый способ назывался "рокэчи" - окрашивание воском. Расплавленный воск наносился на ткань в виде рисунка, а после этого ткань окрашивали. Все области, которые были защищены воском оставались неокрашенными. Второй способ назвали "Кйокэчи", что означало окрашивание складыванием. Это был один из вариантов окраски тканей с использованием трафаретов. А третий способ назвали "кокэчи" и именно он стал своеобразным прообразом сибори. Участки ткани, которые должны были остаться неокрашенными защищали с помощью завязывания или заматывания нитками. Именно этот способ окраски тканей считается самым древним.

Технику сибори можно освоить самостоятельно, благо, что знатоков этого вида окрашивания тканей довольно много. Не смотря на то, что приходится завязывать очень большое количество узелков, это очень увлекательный процесс. В классическом варианте сибори для затягивания узелков используется специальная подставка с металлической петлей-фиксатором, это приспособление позволяет делать затяжки быстро и аккуратно.

После завершения процесса окрашивания и сушки, узелки распускают. Если они сделаны по всем правилам, они распускаются практически сами, главное знать, за какую ниточку тянуть. Рисунок, полученный в результате этих манипуляций будет совершенно уникальным и сохранится даже после многочисленных стирок. Палантины, шарфы, панно, платья, юбки и блузки, даже постельное белье можно окрашивать в технике сибори.

Содержимое

Все кто начинают заниматься батиком или хоть раз увидели расписанную скатерть или картину в стиле «батик», задают один и тот же вопрос: «как это сделать»?

Разнообразие техник батика

Техник существует несколько, и каждая техника отличается своей сложностью, эффектом полученного изображения, используемыми материалами и приемами.

Горячий

Самой древней считается горячая техника батика. Нужно заметить, что горячий батик - это еще и самая сложная техника рисования по ткани. Но и полученный эффект будет соответственным: интересным, ярким и запоминающимся. Именно поэтому мастера говорят, что если горячий батик понравился, от него потом очень трудно отказаться.

Горячим такой батик назвали не просто так. Вся суть в том, что работа выполняется с воском, парафином, стеарином, расплавленными на огне и поэтому очень горячими. Можно использовать смесь этих компонентов. Материал наносится на ткань до того как успеет остыть, при помощи специальной кисточки из твердой щетины. Обычная кисть не подойдет, так как попросту расплавится.

Существует и специальное приспособление - чантинг. Вот как оно выглядит:

На области, покрытые воском, краска не накладывается. Освоив технику, можно достичь потрясающих эффектов «лепки» цветов, заключающихся в сочетании прокрашенных и непрокрашенных мест полотна. Помимо этого, с помощью техники горячего батика создаются красивые эффекты «кракелюр» или «кракле».

После завершения работы воск с ткани удаляется горячим утюгом и старыми газетами.

Холодный

Более простой способ - холодный батик.

Такая техника изобретается гораздо позже, с развитием химической промышленности, и значительно упрощает работу тех, кто занимается батиком, но не любит работать с горячим воском, вытравливать его с готового шедевра и прочие заковырки.

При холодном батике вместо воска используют разные резервы и контуры, созданные специально для батика. Сегодня они продаются в большинстве художественных магазинах и специализированных интернет-магазинах.

Значительно облегчает работу по этой технике то, что здесь нет необходимости нагревать материал, удалять воск после завершения работы, снова наносить его.

Сегодня мастера могут изготовить специальный состав, не позволяющий краске вытекать за границы изображения (резерв), самостоятельно, в домашних условиях.

В магазинах продаются всевозможные контуры и резервы, самых разных цветов, вплоть до бесцветного (смывающегося). Это, кстати, очень удобно, достаточно одной стирки, и след от карандаша смоется вместе с резервом, оставив чистую, белую полоску, которая сама по себе хорошо ограничивает и выделяет цветовые пятна.

Батик по холодной технике можно наносить с помощью специальной стеклянной трубки. Даже есть определенный резервирующий состав, такие выпускает, например, фирма «Хобби».

Узелковый

Начинающие мастера могут остановиться именно на этой технике батика.

Суть ее состоит в следующем: на ткани, при помощи нити, беспорядочно или, соблюдая определенный рисунок, завязываются узлы.

Некоторые мастера формируют неожиданные рисунки с помощью того, что нашлось под рукой - пуговицы, камешки, шарики. Всего того, что не боится высокой температуры, так как впоследствии, прикрепленный к ткани предмет, нужно будет кипятить в красящем растворе.

Очень красиво в технике узелкового батика будут смотреться скатерти, салфетки, футболки или платья.

Роспись по-сырому

Роспись по-сырому является разновидностью свободной росписи. Такие работы отличаются красивыми эффектами плавного перехода от одной краски к другой, что создает некую «воздушность» рисунка.

Существует несколько видов такой техники:

  • Натянутая и увлажненная ткань посыпается сухим красителем. Чем его будет меньше, тем нежнее и незаметнее будут цветовые переходы.
  • Кисть с краской ведется прямо по увлажненному полотну, формируя рисунок самостоятельно и не прибегая к помощи готовых шаблонов.

Роспись ткани

Узелковый батик (он же шибори, он же тай-дай) как самый красивый способ испачкаться:))

Нам понадобится: ткань (лучше натуральный шелк или тонкий хлопок), краски для шелка (подробнее описано далее), кисточка или ватный тампон, или шприц для нанесения краски, нитки, резинки, вспомогательные емкости (сушить, для воды, для краски и т.д.), и средства скоростной уборки и защиты (салфетки, клеенки и т.д.)
В конце процесса, конечно же утюг, и, если краски закрепляются паром, бачок-бумага-нитки-плита. Но об этом позже.

Первым делом стираем ткань (здесь шелк кремового цвета).

И готовим рабочую поверхность.
Защищаем стол клеенкой, или используем подручные средства. Я разрезала бутылки вдоль. На них буду окрашивать и сушить.
Очень удобно, кстати. Сушить долго, если нужно попереносить с места на места по дому - легко это сделать, а еще, если бы это был условно поднос, его не везде можно поставить, а узкие бутылки - на любом подоконнике или полке.

Потом нужно ткань сложить или связать.
У меня - четыре кусочка примерно 50*50 см.

Первый сложен просто "пополам и пополам и пополам", и перевязан нитками (на фото второй слева).
Второй связан узелками от угла (на фото третий слева)
Третий связан так - сложен немного наискосок, обмотан вокруг жестяной банки, которая обернута целлофановым пакетом, и поверх, довольно туго натянуты резинки, но можно и нитками, можно шнурки - эксперименты наше всё.
Четвертый (на фото первый слева) связан узлеками - узелки по углам и один узел из середины платка.

В складочки, под тугие нитки-резинки, краска не проникнет, и получатся шикарные, непредсказуемые узоры.
А способом складывания Вы можете примерно "расположить" эти узоры в нужном направлении.
В одном МК советовали веревку перед завязыванием обтереть свечкой - это логично, так как окрашиваться под такой веревкой ткань не будет, но иногда достаточно и туго завязанной нитки.

После того, как шелк связан, смачиваем в воде (полностью) и отжимаем.

И начинаем окрашивание.

Первый платок.
Красители под запаривание. Краска довольно концентрированная, немного разбавляю водой.
Первый "слой" - желтый.


Второй - оранжевый.


Третий - коричневый.

Платок второй.
Красители те же.
Сначала желтым, потом немного зеленым.



Третий платок.
Сначала желто-зеленым, потом бирюзовым, синим.



Четвертый платок.
Красители, которые закрепляются утюгом.
Если наносить такую краску очень густо, и не разбавляя водой, на ткани будут неприятные "уплотнения", и, как правило, резко темнее или насыщеннее по цвету.




Первый "слой" бежевый, и второй - коричневый.
ВСЕГДА ОКРАШИВАЕМ В ТАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ: сначала более светлый цвет, позже, на меньшей поверхности, более темные цвета.


Теперь сыпем солью. Солонкой ли, щепоткой ли,ее не должно быть слишком много.


И, НЕ РАЗВОРАЧИВАЯ, оставляем примерно на сутки до полного высыхания.

Если ткань чуть недосохла, разворачиваем, развешиваем за уголочки и в развернутом виде досушиваем. Если ткань развернуть, пока она еще влажная, краска может растечься, и красота вся уплывет.

Проглаживаем утюгом.

Для закрепления красок, которые закрепляются утюгом (четвертый платок) этого вполне достаточно. Прогладить, довольно тщательно, и можно стирать (ручная стирка в теплой воде без отбеливающих веществ, и не сильно тереть)
Чтобы разгладить мелкие-мелкие складки, после стирки, прогладить платок нужно тогда, пока ткань еще влажная.


Что касается красок, которые закрепляются паром.
Конечно, Вы можете экспериментировать - не стирать, или стирать, не закрепляя (что-то да и останется), но лучше всего закрепить над паром.

И вот что в итоге получилось:

Первый платок:

Второй платок:

Третий платок:

Четвертый платок.

Сравните узоры, которые получаются при разных красителях. С термозакрепляемыми (под утюг) - более мелкие, мраморные, эффект соли лучше заметен, хотя узлы по размеру были одинаковые, и ткань тоже.
С активными красителями (которые закрепляются паром) - плавные переходы цвета, краска лучше растекается там, где завязаны веревки.

Ну вот и они:

Теперь можно наслаждаться не только процессом, но и результатом. 

Узелковый батик - это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. А в Индии горячий батик широко распространен и по сей день. Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.

В Европе пик известности узелкового украшения приходиться на 70-е года XX века. Узелковый батик использовался в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей, а так же широко применялась для украшения одежды в стили хиппи.

Суть метода состоит в том, что перед окрашиванием ткань складывается и перевязывается, по предварительно намеченной схеме. После этого ткань окрашивается. Таким способом можно получить рисунок с растяжкой от светлого к темному оттенку, многоцветный рисунок (при повторении крашения 2-3 раза красками других цветов). Многоразовое крашение делается от светлого тона к темному.

Для узелкового батика вам понадобятся хлопчатобумажные веревки и нитки №10. Веревки используются не только для фиксации ткани, но и для создания узора. Веревки должны быть обязательно изготовлены из натуральных волокон, поскольку искусственные волокна пропускают краски под себя. При узелковом батике используется складывание ткани и фиксация складок при помощи утюга, не лишним будет и использование горошин, бусин, камешков, пуговиц и т.д. Существуют различные способы выполнения узлов при узелковом батике: по долевой нити, по косой нити, обматывание ткани при помощи нити или веревки (широкое или узкое) и др. При помощи узелковой техники на ткани можно получить концентрические круги, маленькие кружочки (затягивая петлю на ткани при помощи нитки и иголки), мраморный узор (комкая ткань в клубок и обматывая веревкой), округлые звездчатые рисунки (при обматывании тканью горошин, бусин, камешков и т.д.).

В комплексе с приемами складывания, обматывания ткани нитями и веревками, используется техника прошивания. для этого нужно выполнить наметку будущего рисунка при помощи простого карандаша, а затем уже прометать ткань нитью №10. Рисунки, которые получаются при применении техники прошивания, очень разнообразны. Можно создать рисунки в виде кривых линий, овалов, зигзагов, квадратов и многих других фигур.

Для окрашивания ткани необходимо развести краситель и процедить его. Затем вылейте его в емкость, в которой вы будете производить окраску ткани, и добавьте туда горячей воды, затем краситель, разведенный водой, необходимо нагреть до температуры 40-45 °С. После этого можно опустить в краску ткань и продолжать кипятить уже на малом огне. При покраске хлопчатобумажной ткани, ее необходимо кипятить в растворе в течение 20-ти минут. После чего вытянуть, и добавить в воду с красителем поваренную солью (2-5 л. воды и 2 ст. ложки соли). Затем еще в течение 30-ти минут кипятить ткань в полученном растворе на малом огне. При окрашивании шелковой или шерстяной ткани проделывают все то же самое, но в раствор добавляют не соль, а 1 ст. ложку уксусной эссенции. После окраски ткань необходимо оставить на некоторое время в растворе, а затем прополоскать в теплой, и после в холодной воде. Перед повторным полосканием уже нужно развязать узлы и снять обметки. А при заключительном полоскании, нужно добавить немного уксуса в воду, в которой вы будете полоскать ткань (1-3 ст. ложки уксуса на 10 л. воды). При узелковом батике может использоваться частичное, многоцветное и многократное окрашивание.

Помимо завязывания узлов, в узелковой технике батика также используется складывание ткани. Эта техника создает геометрические узоры на ткани. Тип узора зависит от того, во сколько раз вы сложите ткань и как ее заплиссируете. Ткань можно складывать как по прямой, так и по диагонали. Варианты сложения ткани и завязывания узлов представлены на рисунках ниже.