Воскресение Христово: история и традиции праздника Пасхи. Пасха – Светлое Христово Воскресение

В ночном небе плывёт над миром колокольный звон, Благовест, возвещая о приходе величайшего христианского праздника — Пасхи. Светлое Христово Воскресение отмечается Православной церковью как самый важный, самый значимый праздник. Для людей верующих это — не просто праздник, а важнейшее в мировой истории событие. Это — день, когда человечеству Богом была дарована надежда на спасение. Ибо воскрес Спаситель рода человеческого.

Само слово «Пасха» происходит от древнееврейского «Песах», что дословно переводится как «прошёл», «миновал». Означает оно буквально то, что Господь, решивший наказать народ египетский и убивший в одну ночь всех первенцев (десятая казнь), обошел стороной еврейские дома. Некоторые источники утверждают, что происходит это слово от арамейского «Писха», имеющего приблизительно такое же значение.

В христианской же традиции слово «Пасха» приобрело совсем иное толкование. А именно — «переход от земли на небо, от смерти к жизни». Именно так мы и толкуем значение слова и праздника Пасхи сейчас. В этот день православный люд вспоминает жертву Иисуса Христа ради человечества и отмечает Его Воскрешение как символ того, что нам дарована жизнь вечная.

У праздника Пасхи существует несколько названий, некоторые из которых сложились ещё в старину. Это и Велик день, и Зеленые Святки, и Светлый день. Но в наше время больше применяется традиционное название: «Светлое Христово Воскресение».

Определить точную дату торжества не представляется возможным. Пасха - праздник переходящий. Дата его постоянно меняется. Но определяется она по строгим правилам и бывает после иудейской Пасхи (с 31 марта по 7 апреля по нынешнему стилю), после первого весеннего полнолуния. Всё дело в том, что еврейская Пасха, от которой берёт своё начало наша, праздновалась по лунно-солнечному календарю. А такой календарь насчитывает не 365 (обычный год) или 366 дней (високосный год), как наш, солнечный, а от 353 до 385 дней. Потому невозможно точно высчитать день этого светлого праздника. Ведь со времен библейских событий прошло более 2-х тысяч лет. И погрешность в пересчете может быть катастрофической. Потому и существует привязка даты Пасхи именно к первому весеннему полнолунию. В 2019 году Пасха приходится на 28 апреля.

Предшествует этому празднеству Великий пост, время покаяния, истовых молитв, воздержания духовного и телесного. Длится он семь недель. Последняя же неделя Поста названа Страстной. Она символизирует страдания Спасителя за грехи человечества, которые он испытывал, будучи распятым на кресте. О Великом посте следует поговорить отдельно.

Семь недель подвига

«Четыредесятница» — именно так называется это время в церковной практике. Разные конфессии по-разному ведут свое летоисчисление, имеют свои традиции, но так или иначе всё, что связано с Постом, привязано к числу 40. Ведь, согласно Святому Писанию, именно столько дней Иисус постился в пустыне и претерпевал искушения Дьявола. Потому теперь и мы претерпеваем искушения в Великий пост.

Добровольный отказ от телесных благ (главным из которых для современного человека является пища), воздержание от комфорта привычного существования — вот что такое Великий пост. Но это совершенно не значит, что необходимо морить себя голодом или ставить в невыносимые условия жизни. В это время религия предписывает молитву, посещение священных для каждого христианина мест, осмысление самого себя, единение с Господом. Также важно не переусердствовать и не изнурить предельно свое тело. Ведь оно - вместилище бессмертной души.

Прежде чем приступать к Посту, необходимо посоветоваться со священником. Держать его можно далеко не всем. Существует целый ряд заболеваний, при которых нельзя отказываться от пищи и выдерживать большие физические и нервные нагрузки. Считается, что строгий пост противопоказан беременным женщинами и кормящим мамам. Люди, больные физически, также должны быть осторожны. Детям можно держать пост, но очень осторожно. Иначе растущему организму будет нанесен вред. Также нельзя слишком ограничивать себя в еде тем, кто работает физически. В противном случае тело истощится и не сможет трудиться во славу Божию.

Во время Четыредесятницы также необходимо следить за своей нравственностью, не сквернословить. Ведь краткую невоздержанность в еде Бог простит, а сквернословие - грех тяжкий. Как говорится, «плохо то, что из уст, а не то, что в уста».

Не стоит совершать пост из побуждений тщеславных, пытаясь доказать кому-то, что вы способны на такой подвиг. Стремиться к очищению нужно по велению сердца. Пост - это лекарство, целебное для души. И, переусердствовав в лечении, можно нанести только вред. Резко отказываться от пищи телесной нельзя. Нужно уменьшать её количество постепенно, отказываясь от так называемой скоромной еды по средам и пятницам. Делать это надо весь предшествующий посту год. Соблюдение заповедей Божьих поможет в этом. Стоит помнить, что малое всегда ведет к великому.

Еда в Великий пост

Семь недель Великого поста призваны через воздержание физическое очистить душу. Необходимо воздержаться от спиртных напитков, курения и сквернословия. Под запретом скоромная пища (то есть всё, что готовится из продуктов животного происхождения). Рыбу в некоторые дни поста едят, так как она - не теплокровное животное. Меню в это время строго прописано церковными правилами.

«Сухоядение», предписанное по понедельникам, средам и пятницам, позволяет верующему вкушать только овощи, фрукты и чёрный хлеб. То есть пищу, которую не надо варить. Пьют в эти дни воду или фруктовые отвары. Однако можно позволить себе и чай, так как он считается отваром. Горячую пищу употребляют по вторникам и четвергам. Но без масла. В субботу и воскресенье позволяется добавить в еду немного растительного масла.

Рыба позволена в Средокрестную среду (это середина Поста), тогда же позволяется выпить немного натурального виноградного вина. Порадовать свое тело можно и в Вербное воскресенье, употребив в пищу рыбу, немного растительного масла и вина. В Лазареву субботу, перед Вербным воскресеньем, можно позволить себе немного икры. Самыми строгими считаются первая и последняя (Страстная) недели.

Во время поста, освободившись от хлопот, связанных с приготовлением пищи, человек получает больше времени для осмысления сущего, самосовершенствования, молитвы и единения с Богом.

Особенно строг пост был в древности. Кушать разрешалось только вечером. И только хлеб, сушёные фрукты и овощи. Необходимо было вычеркнуть из жизни на время все праздники и веселье. Считалось, что брак, заключенный в это время, будет пуст (без детей), недолог и скоро распадется. Запрещались любые развлечения, отменялись зрелища.

Торговля мясом в эти дни прекращалась, лавки мясников закрывались. Ведь мясо - скоромная пища, и не следует вводить верующих в искушение. В истории описаны случаи, как на время Великого поста прекращались судебные процессы, дабы не провоцировать истинно верующего на сквернословие и лихие думы.

Благотворительность и любая помощь считались делом богоугодным и всячески приветствовались. Церковь считала благим делом и финансовую помощь. Это делалось путем подсчета разницы стоимости продуктов постного стола и обычной снеди. Но оставить себе эти деньги было нельзя. Вся сумма отдавалась на благотворительные нужды. Время поста - это отказ от пищи телесной, чтобы добавить человеку пищи духовной.

Строгая предпасхальная неделя или Страстная неделя

Последняя неделя перед Пасхой считается самой важной и строгой неделей из всего поста. Каждый из семи дней считается великим. Согласно христианским традициям Великие четверг, пятница и суббота названы Пасхальным триденствием. Понедельник и вторник особого названия не имеют, а вот среда и четверг являются началом активной подготовки к празднику.

Четверг принято называть Чистым. Это день призван очищать тело и душу. Встать нужно непременно до восхода солнца и вымыться целиком, сходить в баню или окунуться в прорубь. Обливание колодезной водой сохранилось в православной традиции ещё со времен язычества. Хозяйки убирают в доме, «очищая» его. Ведь после четверга ни мыть, ни убирать уже нельзя — до самой Пасхи. А в воскресенье работать запрещено согласно Божьим заповедям. Традиции средней полосы России предписывали в четверг окуривать свое жилище и хозяйственные постройки дымом тлеющих можжевеловых веток

Очищение дома и тела в Чистый четверг имеет еще и другое значение. Дело в том, что именно в четверг хозяйки пекут куличи и красят яйца. Также принято печь медовые пряники, придавая им форму зверушек, птичек и яиц. Ни в какой другой день этого делать нельзя. Ведь пятница - день скорби, когда Иисус был распят. А в Великую субботу всякий верующий православный христианин отправляется на богослужение в храм.

Накануне Светлого Христова Воскресения, в Великую субботу, в Храме Гроба Господня в Иерусалиме происходит чудо, которое не в силах объяснить современная наука, — схождение Благодатного Огня. Событие это случается во время субботнего богослужения. Священнослужители выносят частичку этого Огня из храма как символ выхода из гроба Истинного Света, то есть воскресшего Спасителя. Далее небольшие факелы, зажженные от Благодатного Огня, расходятся по всему миру, неся свет и радостную весть о том, что Иисус Воскрес.

Традиции празднования Светлого Христова Воскресения

Празднование Пасхи длится сорок дней. Но строгих традиций празднования не существует. Ведь это праздник не материального, а духовного характера. Главным требованием является только посещение храма и освящение еды. Пасха ассоциируется с возрождением, победой добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Двери домов запирать в этот день было не принято. Это делалось для того, чтоб любой нищий, голодный или просто бедный человек мог зайти и попросить кусок хлеба.

В разных культурах присутствует своя атрибутика этого дня. В России это традиционные окрашенные яйца, куличи, кагор и первые весенние цветы. В Европе и США главным атрибутом стал пасхальный кролик и корзинка с яйцами, зачастую изготовленными из шоколада.

Из всей еды, что освящается в храме в пасхальную ночь, главными являются куличи и яйца. Куличей всегда пеклось много. Поскольку именно этой выпечкой принято было угощать всех приходящих в дом.

Но стоит сказать об еще одном ритуальном блюде. Это изделие называется пасха. Сладкое кушанье на основе творога с добавлением меда, орехов и изюма. Оно имеет форму пирамиды, а на его гранях наносятся надписи ХВ (Христос Воскресе).

Кагор традиционно символизирует искупительную жертву — кровь Иисуса Христа, пролитую ради спасения человечества. И только это вино принято пить малыми порциями в церковные праздники и на богослужениях во время причастия.

Яйцо в контексте Пасхи занимает особое место. И если остальные атрибуты имеют иносказательный характер, то значение яйца - самое прямое.

Дело в том, что Мария Магдалина, прибывшая в Рим для проповеди, была бедна. И денег у неё хватило только на обыкновенное куриное яйцо. Именно его она и подарила императору Тиберию, поведав о чудесном воскрешении Христа. Но слова ее были подвергнуты сомнению. А Тиберий ответил, что воскрешение человека из мертвых так же невероятно, как то, что преподнесенное яйцо вдруг из белого станет красным. И чудо свершилось. Яйцо окрасилось в красный цвет. Отсюда и пошла традиция перед Пасхой окрашивать яйца — как символ торжества правды над ложью, жизни над смертью.

Также яйцо издревле ассоциировалось с плодородием. Еще в дохристианские времена существовало поверье, что если женщина выйдет в поле с куриным яйцом и покатает его по пашне, то урожай непременно будет добрым. Также считалось, что если сохраненное с прошлой Пасхи освященное яйцо взять с собой, идя в первый раз на сев, то жатва будет богатой.

Нельзя сказать, что в ходе подготовки к празднованию Святого воскресенья необходимо как-то по-особенному украшать жилище или обзаводиться какими-то особыми атрибутами. Всё делается только по желанию хозяев. На Руси, например, рядом с иконами ставили лампадки с пасхальной символикой, а на оклады икон навешивались расшитые домашние полотенца. Свечи тоже являются одним из символов Пасхи. Они символизируют божественный свет. А первоцветы или верба - возрождение жизни. Так же напоминанием об обновлении и свете была уже забытая в России традиция разжигать перед храмом в пасхальную ночь огонь. Он служил маяком для заблудившихся и не успевших к службе прихожан и символизировал надежду.

Пасха - праздник семейный

Не стоит забывать, что Светлое Христово Воскресение, Пасха - семейный праздник. Публичная его часть проходит в храме, где батюшка после основной службы освящает принесенные с собой продукты, окропляя святой водой. Семейная часть начинается дома, когда хозяин возвращается из церкви с корзиной освященных продуктов. Все домочадцы собираются к столу. А глава семьи, взяв освященную снедь, становится перед образами и возносит молитву Господу. Потом куличи делятся на части согласно количеству членов семьи и собравшихся близких и раздаются. То же делается и с окрашенными яйцами. При этом хозяин просит Бога послать всем собравшимся за столом доброго здравия.

Начало трапезы, когда родные и близкие вкушают кулич, яйца и церковное вино (кагор), называется разговением. Причем яйца едят в первую очередь. После начинается праздничное застолье, веселое и обильное, с шутками и играми. Одно из таких старинных развлечений знает каждый из нас. Это традиция «биться яйцами». По-другому оно называется «христосование». Это веселая забава, после которой дети хвалятся полными мисками «трофеев». Ведь тот, чье яйцо после христосования останется целым, забирает себе разбитое яичко соперника.

Убранству праздничного стола уделяется в этот день особое внимание. Все украшения должны соответствовать духу Пасхи, символизировать чистоту, новую жизнь. Неотъемлемым атрибутом являются свечи и живые цветы. В России, ее средней полосе, во время Пасхи еще холодно, и первоцветов можно не найти. Потому на стол ставят вазу веточек вербы с набрякшими почками.

Пасхальное меню разнообразно и обильно. Здесь всевозможные мясные, сладкие блюда, выпечка и блюда из яиц. Однако горячие блюда подавать не принято. Если вспомнить традиции Страстной недели, готовить в Великую Субботу нельзя, а следовательно, горячих блюд на столе просто не может быть. Так же не принято ставить на стол рыбу.

Но во время застолий стоит помнить, что вкушать обильную пищу нужно с осторожностью. Потому как тело за время поста отвыкло от такой еды.

Празднование Светлого Христова Воскресения с застольями продолжается целую неделю. Стол должен быть обилен и полон. Потому как скудность кушаний, по традиции, говорит о скупости и неискренней радости хозяина. Принято готовить очень много, чтоб насытить каждого, кто войдет в дом и попросит накормить. Богатые верующие на Руси раньше ставили на стол 48 различных праздничных блюд, каждое из которых символизировало один день прожитого нелегкого поста.

Отдельно следует отметить поминание усопших. Посещение могил в день Великого Христова Воскресения широко практиковалось только в раннехристианские времена. Теперь священники считают это неправильным, справедливо полагая, что скорбеть в этот день нельзя. Так что если идти на могилки родных, то только с радостью, неся традиционные пасхальные кушанья и приветствуя всех встречных словами «Христос Воскресе!». Помня о том, что именно жертва Иисуса открыла всем усопшим дорогу в рай.

Пасхальные традиции народов мира

В православной традиции на праздник Светлой Пасхи разрешается просить Господа об исполнении своих самых сокровенных желаний. Старые люди, мечтающие о внуках, расчесывали волосы, загадывая, чтоб у детей было столько же малышей, сколько волос на седой голове. Пожилые женщины, надеясь на богатство, умывали лицо из серебряной или золотой посуды. А молодежь, веря, что на Пасху «солнышко играет», забирались на высокие деревья и крыши, чтоб «поймать» момент восхода солнца. Говорят, тому, кто увидит это чудо, весь год будет «светить» удача.

Не многие знают, но на Пасху, как и на Рождество, на Руси принято было гадать. Гадали на окрашенных яичках, на куличах, по воде, по солнцу. Девушки на выданье гадали на женихов. А матери - на детей и мужей. Официальная церковь порицает это занятие, считая его «от лукавого», нечистым, бесовским. Однако столетиями гадания жили, и по сей день живут в нашей культуре, составляя её необычность и индивидуальность.

Пасхальные традиции Сербии очень похожи на наши, российские. Там тоже «христосуются» пасхальными яйцами, разбивая поочередно разные концы яичка, так же как люди христосуются трижды в щёки. Сербские ребятишки устраивают «покатушки», пуская яички наперегонки и проверяя, чье дальше укатится. А в России пасхальную крашенку раньше катали по полю, чтоб оно лучше уродило.

В некоторых странах Запада по обычаю взрослые прячут пасхальные яички от детей в самых неожиданных местах. А ребятишки, проснувшись утром, ищут. Устраивают так называемую «охоту на яйца». И побеждает тот, кто быстрее и больше всех яиц отыщет. Крашенки по традиции кладут в плетеные корзинки.

Таким же атрибутом праздника является пасхальный заяц. Это животное стало символом благополучия и плодородия в Германии еще в XVI веке. С тех пор заяц (или кролик) как неотъемлемый атрибут Пасхи распространился по всей Европе

В США также есть «охота на яйца». Только яйца, как правило, в ней участвуют шоколадные. Считается, что ребенку более приятно съесть сладость, чем натуральное куриное яйцо. Также в Штатах есть обычай устраивать Парад шляп. Все, кто пожелает, присоединяются к праздничному шествию, надев широкополую шляпу с прикрепленными к ней кроличьими ушками. И ширина полей шляпы не регламентируется. Эта традиция пришла в Америку из Великобритании, где также устраивают «шляпные» шествия. Здесь больше принято украшать головной убор весенними цветами.

Ещё один английский обычай очень похож на сербский. Это «катание яиц под горку». Чьё дальше укатится, тот победил. Практически никому не известная традиция существует в английском городе Рэдли. Местные прихожане после пасхальной службы выходят на улицу, берутся за руки, образуя цепь. И этой цепью «оборачивают» свой храм, символизируя этим «объятие».

Одну из пасхальных традиций во Франции представляет «молодой ягненок». Пирог такой формы подается к праздничному столу.

В Австралии, наряду с крашеными яйцами, символом Пасхи является местный зверек, называемый билби. Он очень похож на кролика и пользуется большей популярностью в качестве подарка. Также местные родители на Пасху запасаются святой водой и хранят её до дня свадьбы своего ребенка.

В Бразилии принято дарить шоколадные яйца с маленьким сюрпризом внутри. А форма кулича, круглого и высокого у нас, здесь напоминает крест. Натуральных куриных яиц здесь практически не дарят, возможно, это обусловлено жарким климатом страны.

Праздновать Пасху в Мексике начинают еще со Страстной Пятницы. Местные жители устраивают костюмированное шествие, символизирующее путь Христа на Голгофу. В Субботу мексиканцы выносят на улицы сделанные из подручных материалов фигурки, которые символизируют Иуду, и сжигают их. Это ритуальное сожжение означает победу добра в вечной схватке со злом.

Ни на что не похожи традиции финнов. На Пасху они шлепают друг друга вербовыми веточками. Жест этот символизирует Вход Господень в Иерусалим и сулит удачу. А детям в этот день позволено все. Шум, крик и смех значат, что окончено скорбное молчание после погребения Иисуса.

Весьма интересны пасхальные обычаи Ямайки. Здесь не пекут таких привычных нам куличей. Местная сдоба называется бун. Подают ее с кусочками сыра, нарезанного особым способом, примерно в полтора сантиметра толщиной. Булочки бун являются свидетельством переплетения древних и христианских обычаев и известны еще со времен Вавилона.

Все перечисленные традиции роднит стремление людей помнить и праздновать подвиг и воскресение Христа. В большинстве стран в этот день христиане посещают храм и принимают гостей.

Христианство и язычество: так ли далеки?

Не все знают, что многое из того, что присутствует в наших христианских обычаях, тесно переплетено с язычеством. Так, древние язычники (египтяне, римляне, греки, финикийцы и т. д.) чествовали своих богов после дня весеннего равноденствия. Тогда же, когда и древние евреи отмечали Песах.

В языческих мистериях показано сначала увядание природы, её «гибель», а потом - воскрешение, возрождение к жизни. И эта череда ритуальных «событий» очень похожа на «события» Страстной недели, гибель Иисуса Христа, а потом его воскресение из мертвых. В языческих практиках день воскрешения природы называется Великдень. В малороссийском наречии русского языка это название сохранилось до сих пор. Так называют Пасху в Украине.

Также заимствованной является традиция перед праздником Пасхи жечь костер. В русской народной культуре существует забава зажигать колесо и пускать его катиться. Этот обычай, как предполагается, заимствован у кельтов - солнцепоклонников. У них катящееся огненное колесо символизировало солнце, быстро бегущее по небосклону.

Аналог в языческой вере имеет и обычай красить яйца. Только в язычестве изначально было принято раскрашивать яйца различными рисунками и прикреплять украшения.

Еще задолго до появления христианства у славянских племен существовал миф о священной утке, яйцо которой стало зародышем мира, упав в первородный океан. С яйцами связано множество древних славянских обычаев, согласно одному из которых на птичьих яйцах писали обращения к богам, молитвы, просьбы. Относили такие «записки» к местам поклонения и возлагали к ногам идолов. Также существовал обычай наряжать раскрашенными яйцами деревья, чтоб задобрить Мать-Природу, привлечь Весну, обеспечить плодородие. Таким образом сейчас наряжают деревья к Пасхе в западных странах.

Символами христианской Пасхи, наравне с крашеными яйцами и огнем, являются кролики, куличи, ключевая вода. Бегущий ручей всегда символизировал волю к жизни и обновление. А купание или окунание в ключевую воду, как известно, является неизменной традицией в Чистый четверг. В язычестве также почитались обряды омовения тела перед особым праздником, уборка своего жилища, дабы впустить в чистое вместилище духов природы, тем самым задобрив их и удержав на долгое время.

Нельзя обойти вниманием и куличи. Еще древние славяне-язычники пекли к Великодню высокие хлебы. Их разукрашивали особым образом. Такая выпечка служила символом мужского начала. Еще женщины готовили особое творожное кушанье, придавали ему округлую форму. И это блюдо считалось символом начала женского в природе.

Зайцы или кролики у древних славян почитались как символ плодородия. Женщины готовили мелкую выпечку и придавали ей форму зайца. Такие фигурки дарили молодой жене при церемонии бракосочетания, чтобы в молодой семье родилось много детей. Потому что заяц, как известно, весьма плодовит.

Пасха - символ жизни

Пасха — величайший из праздников для христиан, радостный и светлый. В этот день за богатым столом собираются все самые близкие, друзья и семья. В день Святого Христова Воскресения у православного христианина душа поет и ждет чуда. А оживающая после зимы природа символизирует, что смерти нет, что она всего лишь шаг на пути к жизни вечной.

Приветствовать человека в день Пасхи фразой «Христос вокресе!» и отвечать - «Воистину воскресе!» присуще в первую очередь христианам. Этот обычай уходит корнями глубоко в века и имеет огромный смысл для верующих. Также во время обмена этими фразами принято троекратно целоваться. Говорить эти слова можно в течение всей Светлой седмицы, которая идет за Пасхой.

Истоками этот обычай обязан самому Иисусу Христу, который жил и умер за грехи простых мирян. После того как апостолы Христа узнали о его воскресении, они рассказывали об этом каждому человеку, которого видели, говоря заветную фразу «Христос воскресе!». Те, кто слышал эту фразу, понимали, что Иисус - сын Бога, и, подтверждая их слова, отвечали «Воистину воскресе!».

Другая версия говорит о том, что данные фразы используются для . К примеру, мирянин может обратиться с просьбой «Христос вокресе!», а батюшка отвечает «Воистину воскресе!», - «Бог благословит». Этот вариант не нашел распространения у народа, поэтому используется редко.

Пасхальные приветствия сегодня

Сегодня пасхальные приветствия приобрели немного иное значение, более молодое поколения начало интересоваться религией. С каждым днем набирает все больше последователей. В Пасхальное воскресенье тот человек, который идет из , должен первым сказать «Христос воскресе!», а тот, кто возвращается, должен ответить «Воистину воскресе!». Эти приветствия всегда должны говориться с радостью, ведь спаситель всего живого, сын того, кто подарил жизнь и возможность существования.

Но стоит помнить, что Христос никогда не просил праздновать его . Произошедшее чудо было лишь подтверждением того, что он действительно сын Бога и носит в себе его божественную сущность. Библия говорит, что празднование Пасхи лишь следствие чуда, и не призывает отмечать ее, но люди рады и любят своего учителя, поэтому воздают ему почести спустя вот уже 2 тысячелетия.

За многие века приветствия претерпели изменения, поменяли свой смысл, и Пасху в разные дни. Но несмотря на это, каждый истинно верующий по-настоящему радуется этому светлому празднику, который напоминает, что в мире есть частичка чего-то божественного и светлого, что когда-то Христос воскрес и показал всем, что Бог есть.

Источники:

  • Христос воскрес

Заварная пасха по этому рецепту получается нежная, воздушная и невозможно вкусная. Технология требует терпения и заботы, но результат достоин того, чтобы посвятить процессу достаточно времени.

Вам понадобится

  • - творог 5% жирности -1 кг
  • - масло сливочное - 200 граммов
  • - сметана 20% жирности - 300 граммов
  • - яйца куриные - 2 штуки
  • - сахар - 1 стакан
  • - ваниль натуральная или ванильный сахар или ванилин

Инструкция

Творог протереть через сито (лучше сразу работать в посуде с толстыми стенками и дном, в ней потом пасха будет томиться). Масло, размягченное при комнатной температуре, растереть вилкой, добавить в творог и всю массу еще раз перетереть. Нужно добиться максимальной однородности. Следующей добавить сметану, в последнюю очередь – слегка взбитые венчиком или вилкой яйца. Смесь будет напоминать легкое суфле.

Полученную массу нужно поставить на очень слабый огонь и томить в течение часа, постоянно помешивая, чтобы будущая пасха не свернулась. Масса не должна кипеть. Если она слишком перегрелась, лучше снять ее на пару минут с огня, чтобы немного остыла. Однако сильно остужать не следует, чтобы не было большой разницы температур.

В готовую массу всыпать сахар и измельченную ваниль. Дать остудить и вылить в форму, выстеленную чистой хлопчатобумажной тканью, накрыть и поставить сверху груз, чтобы стекла лишняя жидкость и пасха как следует спрессовалась. Готовую украсить по вкусу.

Видео по теме

Обратите внимание

Пасху из указанного количества продуктов желательно сделать в четверг, чтобы она успела как следует спрессоваться. Иначе есть риск, что она не будет держать форму.

Светлое Христово Воскресение является главным торжеством православной христианской веры. Это самый значимый и торжественный церковный праздник. Воспоминание восстания Христа из мертвых дает надежду на воскресение абсолютно каждого человека.

Праздник Пасхи Христовой в православном церковном календаре не только выделен красным цветом. Вся , следующая за днем Воскресения Христа, является «

Ответ редакции

Последнее обновление - 25.01.2017 г.

Пасху — Светлое Христово Воскресение, главный праздник христиан, православные и католики в 2017 году отмечают 16 апреля.

Церковь празднует Пасху 40 дней — столько же, сколько Христос был с учениками после Своего Воскресения. Первую неделю после Воскресения Христова называют Светлой или Пасхальной седмицей.

Икона Воскресения Христова.

Христово Воскресение в Евангелиях

Евангелия говорят, что Иисус Христос умер на кресте в пятницу, около трёх часов пополудни и был погребён до наступления темноты. На третий день после погребения Христа ранним утром несколько женщин (Мария Магдалина, Иоанна, Саломия и Мария Иаковлева и другие с ними) несли благовония, купленные ими, чтобы помазать тело Иисуса. Идя к месту погребения, они горевали: «Кто отвалит нам камень от ?» — потому что, как объясняет евангелист, камень был велик. Но камень был уже отвален, и гробница пуста. Это увидела и пришедшая ко гробу первой Мария Магдалина, и позванные ею Пётр и Иоанн, и жёны-мироносицы, которым возвестил о Христовом Воскресении сидящий при гробе юноша в светоносных одеждах. Четыре Евангелия описывают это утро словами разных свидетелей, пришедших ко гробу одни за другими. Есть и рассказы о том, как воскресший Христос являлся ученикам и беседовал с ними.

Значение праздника

Для христиан этот праздник означает переход от смерти к вечной жизни со Христом — от земли к небу, что возглашают и пасхальные песнопения: «Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия».

Воскресение Иисуса Христа открыло славу Его Божества, скрытую до этого под покровом унижения: позорной и страшной смерти на кресте рядом с распятыми преступниками и разбойниками.

Своим Воскресением Иисус Хритос благословил и утвердил воскресение для всех людей.

История праздника Пасхи

Ветхозаветную Пасху (Песах) праздновали как воспоминание об исходе сынов Израилевых из Египта и избавлении от рабства. О том, что такое Песах,

В апостольское время Пасха соединяла в себе два воспоминания: о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа. Дни, предшествующие Воскресению, назывались Пасхой страданий. Дни после Воскресения — Пасхой Крестной или Пасхой Воскресения.

В первые века христианства разные общины праздновали Пасху в разное время. На Востоке, в Малой Азии, её отмечали в 14-й день месяца нисана (март - апрель), на какой бы день недели ни приходилось это число. Западная Церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

На Первом Вселенском Соборе в 325 году было решено праздновать Пасху повсеместно в одно и то же время по Александрийской пасхалии. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Православная церковь определяет дату празднования Пасхи по Александрийской пасхалии: праздник должен быть обязательно в воскресение после иудейской пасхи, после полнолуния и после весеннего равноденствия.

Церковное празднование Пасхи

С древних времён пасхальное богослужение происходит ночью. Подобно избранному Богом народу — израильтянам, бодрствовавшим в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане не спят в священную предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова.

Незадолго до полуночи в Великую субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением снятого с креста тела Иисуса Христа) и относят её в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня (13 июня в 2014 году) — в память о сорока днях пребывания Христа на земле после Его Воскресения.

Священнослужители снимают субботние белые и надевают праздничные красные пасхальные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон — благовест — возвещает о приближении Воскресения Христова.

Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах священнослужители в алтаре негромко поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». После этого отодвигается завеса (занавес за Царскими Вратами со стороны алтаря), и священнослужители снова поют ту же стихиру, но уже громко. Открываются Царские Врата, и стихира, ещё более высоким голосом, поётся духовенством в третий раз до середины, а хор храма поёт окончание. Священники выходят из алтаря и вместе с народом, подобно жёнам-мироносицам, пришедшим ко гробу Иисуса Христа, обходят вокруг храма крестным ходом с пением той же стихиры.

Крестный ход

Крестный ход означает шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверями, как бы у входа ко Гробу Господню. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот (жизнь) даровав!». Затем настоятель произносит стихи древнего пророческого псалма Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази (враги) Его…», а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мёртвых…». Затем священник, держа в руках крест и трёхсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят все светильники и лампады, и все вместе поют: «Христос воскресе из мёртвых!».

Заутреня

Далее служат Пасхальную заутреню: поют канон, составленный святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят храм и приветствуют прихожан словами: «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!».

В конце Заутрени, после пасхального канона, священник читает «Слово святителя Иоанна Златоустого», вдохновенно повествующее о радости и значении этого дня. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.

Сразу после Заутрени служат Пасхальную литургию, где на разных языках читают начало Евангелия от Иоанна (если служат несколько священников). На Пасху все молящиеся, по возможности, причащаются Святых Христовых Таин.

После окончания праздничного богослужения православные христиане обыкновенно «разговляются» — угощаются освящёнными крашеными яйцами и куличами при храме или у себя дома. О традиции печь куличи на Пасху

Почему на Пасху красят яйца,

В Палестине гробницы устраивали в пещерах, а вход закрывали камнем, который отваливали, когда должны были положить покойного.

Слово "Пасха" значит с еврейского "прехождение, избавление". Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностью.

Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим зело рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника.

Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христова. И здесь, по обычном возгласе священник, подобно ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: "Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Эта песнь троекратно повторяется священнослужителями и хором.

Затем предстоятель возглашает стихи древнего пророчества св. Царя Давида: "Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...", а все люди (хор) в ответ на каждый стих поют: "Христос воскресе из мертвых..."

Наконец предстоятель, держа в руках крест с трехсвечником, движением их начертывает знамение креста против затворенных дверей храма; они отверзаются, и ликующий сонм, как некогда мироносицы к апостолам, входит в церковь, залитую светом возженных всех светильников и лампад, и оглашает ее радостною песнью: "Христос воскресе из мертвых!.."

Последующее Богослужение Пасхальной Заутрени состоит преимущественно из пения канона , составленного св. Иоанном Дамаскиным. Все песни этого канона разделяются многократным "Христос воскресе из мертвых!". Во время пения канона священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами: Христос воскресе!" На что верующие отвечают: "Воистину воскресе!" Неоднократные исхождения священнослужителей из алтаря напоминают о частых явлениях Господа ученикам Своим по воскресении.

При конце утрени, после пения: "друг друга обимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением", все верующие начинают приветствовать друг друга, произнося: "Христос воскресе!" и отвечая: "Воистину воскресе!". Это приветствие они запечатлевают целованием и дарением пасхальных яиц, которые служат знаменательным символом восстания из гроба, - воскресения жизни в самых недрах его, силою всемогущества Божия.

Затем читается слово Иоанна Златоуста , начинающееся словами: "Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего доброго и светлого торжества..." Св. Иоанн Златоуст призывает возрадоваться всех: "Богатии и убозии, друг с другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь днесь..."

"Никто же да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. Никто же да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть..."

И, наконец, он торжественно возглашает вечную победу Христову над смертью и адом: "Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе (ибо теперь смерть не есть уничтожение, а только временное состоите): Христос бо востав от мертвых, начаток усопших бысть. Тому слава и держава, во веки веков. Аминь".

После утрени сразу совершаются Часы и Литургия, при отверстых Царских Вратах, которые открыты с начала Заутрени и не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия. На Литургии читается первое зачало Евангелия Иоанна Богослова (начинающееся словами: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово...), в котором изображается божественность нашего Искупителя. Если Литургия совершается собором священников, то Евангелие читается на различных языках, в знак того, что всем народам на земле "изыде вещание" о Господе.

Перед концом Литургии освящается пасхальный хлеб, - Артос , который в Светлую Субботу после Литургии раздается верующим, как пасхальное благословение.

После пасхальной Литургии (иногда между Заутреней и Литургией), совершается освящение куличей, пасох, яиц и мяса , для пасхальной трапезы верующих.

В следующие дни Пасхи, после Литургии, при колокольном звоне, бывают крестные ходы около церкви, в которых, как победный трофей, носится крест Христов. Этим верующие выражают свою радость и торжество о победе Иисуса Христа над смертью и адом.

Вечерню в первый день Пасхи настоятель совершает, облачившись во все священные одежды. После вечернего входа с Евангелием, читается Евангелие о явлении Воскресшего Иисуса Христа апостолам вечером в первый день Своего Воскресения из мертвых (Иоан. 29 гл. 19-25). Евангелие читает настоятель, обратившись лицом к народу. Отпуст говорит с крестом.

Всю Светлую Пасхальную Неделю звонят во все колокола.

Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника св. Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.

В первый вторник после пасхальной недели св. Церковь, разделяя радость Воскресения Христова с умершими в надежде всеобщего воскресения , особо творит поминовение усопших, потому и день этот называется "Радоницей ". После Литургии совершается вселенская панихида. Издревле существует обычай в этот день посещать могилы своих ближних родных.

Пасхальные песнопения поются в церкви до Праздника Вознесения Господня , который празднуется в сороковой день после первого дня Пасхи.

П равославный праздник «Воскресение Христово», который еще называют Великдень или Пасха, является древнейшим и самым великим среди христианских праздников, и одним из главных среди двенадцати православных праздников, которые церковь отмечает с особой торжественностью.

По синоптическими Евангелиями распятия Иисуса Христа произошло 15 нисана (первого месяца года в еврейском религиозном календаре). Евангелист Иоанн однако уточняет, что Иисус умер 14 нисана, во время, когда жертвовали ягнят в Храме на иудейский праздник Песах. Праздник Песах, что в переводе означает «проходить мимо», - это ветхозаветная иудейская Пасха, которая празднуется в честь выхода израильского народа из египетского рабства. Название праздника связано с Ангелом, который пришел в Египет погубить всех первенцев, но когда видел кровь пасхального агнца на дверях еврейского дома, проходил мимо.

В Христианской Церкви название «Пасха» получила особое понимание и стало обозначать переход от смерти к жизни, от земли к Небу. Именно это и выражается в священных песнопениях Церкви: «Пасха, Господня Пасха, ибо от смерти к жизни и от земли к небу, Христос Бог нас перевел, победную песнь воспевая.»

Для первых христиан страсти Христовы, Его смерть стали надеждой на освобождение от грехов, потому что сам Христос становится Агнцем Божиим. Он, принеся величественную жертву, своей кровью и страданиями дарит человечеству новый шанс на жизнь в свете Нового Завета.

Описание исторического события Воскресения Христова, которое присутствует во всех Евангелиях, берет свое начало из иерусалимской общины. Оттуда и происходит первый возглас, которым открываются пасхальные литургии во всем мире: «Христос Воскресе!».

По Евангелие Воскресение Спасителя является тайным действием Бога, при которой не присутствовала ни один человек. Только последствия этого события стали известны близкому окружению Иисуса Христа - мироносицам, которые сначала видели Его смерть и погребение, а потом уже увидели, что гроб, куда положили Его, стал пустым. И в этот момент Ангел возвестил им о воскресении и послал рассказать эту весть апостолам.

Праздник Воскресения Христово был установлен апостольской Церковью и праздновался уже в те времена. Для обозначения первой и второй частей праздника использовались особые названия: Пасха крестная, то есть Пасха страданий, и Пасха воскресная, то есть Пасха Воскресения. После Никейского Собора, состоявшегося в 325 году, были введены новые названия - Страстная и Светлая недели, а сам день Воскресения был назван Пасхой.

В первые века христианства Пасху в разных местах праздновали не одновременно. На востоке, в малоазийских церквях праздновали в 14-й день нисана (март) независимо от того, какой это был день недели. А Западная Церковь почитала ее в первый воскресный день весеннего полнолуния. Попытка установить согласие в этом вопросе между Церквями была сделана в середине 2-го веке при св. Поликарп, еп. Смирнском, но безуспешно.

Два разных обычаи существовали до 1-го Вселенского Собора (325 г.). На Соборе было принято решение везде праздновать Пасху по правилам Александрийской Церкви - после весеннего полнолуния в пределах между 4 апреля и 8 мая, но чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.

Традиции праздника

Пасхальные торжества начинаются обходом вокруг церкви в сопровождении колоколов. Этот обход является символичным шествием жен-мироносиц в воскресенье утром к Господнему гробу.

После обхода, перед закрытыми дверями церкви, как перед запечатанным Божьим гробом, начинается утреня в честь Воскресения Христового. Здесь первый раз слышим радостное провозглашение: «Христос воскресе из мертвых...», - и при пении той же песни священник крестом открывает двери церкви в знак того, что Христова смерть открыла для человечества путь к Небу.

В древнейших христианских уставах сказано, что в конце Воскресной утрени во время пения стихир Пасхи при словах «и друг друга обнимем» происходило взаимное целование, которое сегодня называется «христосование». Люди взаимно приветствуются: «Христос воскрес! - Воистину воскрес!».

Все время на протяжении всей Светлой седмицы праздника двери в иконостасе остаются открытыми в знак того, что Христос своим воскресением открыл человечеству двери Царствия Божия.

В день Пасхи на святой литургии после заамвонной молитвы совершается благословение артоса. «Артос» с греческого переводится как «хлеб». Артос является символом хлеба вечной жизни - Господа нашего Иисуса Христа. На артосе видно икону Воскресения. Артос всю Светлую неделю стоит на престоле или на тетраподе. В Светлую субботу после специальной молитвы его измельчают и раздают верующим.

В период Пятидесятницы, а именно от праздника Пасхи до праздника Сошествия Святого Духа, в знак воскресной радости не делают поклонов, не становятся на колени. На Никейском Соборе было провозглашено: «Потому что некоторые становятся на колени в дни Господа и в днях Пятидесятницы, то для однообразности во всех епархиях, в это время приносить Богу молитвы стоя» (Правило 20). Подобное решение имеет также Шестой Вселенский Собор в 90 правиле.

Во время празднования Пасхи, а иногда и в течение всей Светлой седмицы, звучит дневной звон в знак победы Иисуса Христа над смертью и над адом.

У украинского народа есть обычай на Пасху благословлять пищу. После долгого поста святая Церковь позволяет всякую пищу для того, чтобы верные во время пасхальных праздников вместе с духовной радостью имели и радость от земных даров. Благословение пасхальной пищи происходит торжественно после святой литургии, обычно на церковном дворе.

С благословением пасхальных куличей связаны славные украинские крашенки и писанки, которые имеют древнее происхождение. У древних народов был обычай, по которому перед лицом, занимающим высокое положение в обществе, нельзя было появляться первый раз без дара. Благоговейные предания говорят, что Мария Магдалина, проповедуя Христово науку, зашла во двор римского императора Тиверия и дала ему в дар красное яйцо со словами: «Христос воскрес!», и только после этого начала свою проповедь. Ее примеру последовали другие христиане и начали в день праздника Пасхи одаривать друг друга пасхальными яйцами или писанками.

Яйцо играет такую ​​большую роль в пасхальных обычаях, потому что оно стало символом Христова Воскресения. Как с мертвой скорлупы яйца рождается новая жизнь, так и Иисус Христос вышел из гроба к новой жизни. Красное яйцо является символом нашего спасения через Кровь Иисуса Христа.

С пасхальными яйцами и писанками связаны различные забавы детей и взрослых на Пасху.

Божественная суть праздника

Воскресение Христово - это освобождение человечества от бремени грехов, переход от смерти к Жизни, от страданий к Любви. Это величественное и непостижимое действо является несокрушимым фундаментом христианской веры. Воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых - это свидетельство того, что Иисус Христос истинный Бог и Спаситель.

Христос умер телом, перенеся большие издевательства и муки, как телесные, так и духовные. Но физическое (человеческое) проявление Его соединено с Богом Словом в единую Ипостась. И сама смерть, которая удерживала души человеческие даже за малые провинности, не смогла иметь власти над Ним. Христос сошел в ад, чтобы покорить самую смерть и воскрес на третий день, освободив Адама и весь род человеческий от рабства греха.

Из-за первогреха Адама, телесного начала рода человеческого, человечество покорилось закону смерти, а Иисус Христос стал Освободителем человечества, показав победу духа над телом. Иисус Христос утвердил Новый Завет между человечеством и Богом, принеся Величественную жертву перед Божественной справедливостью. Господь наш Иисус Христос Своим Воскресением сделал людей также победителями над смертью и наследниками Царства Небесного благодаря спасительной вере в Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому в свое время то, что произошло с Иисусом Христом, совершится также над всем человечеством. Апостол Павел ясно и уверенно свидетельствует: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. XV:22).

Свет Божьего Воскресения в этот день касается каждой верующей души, даря неописуемую радость, любовь и новую надежду, зажигая жизненную веру в победу Духа над плотью. Новый Завет, Завет Любви, подаренный нам Богом, соединяет землю и Небо, приближая Царство Небесное к человеческим сердцам, открывая через Спасителя нашего Иисуса Христа двери в Царство Небесное.

1 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

2 И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем;

3 вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег;

4 устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;

5 Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого;

6 Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь,

7 и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.

8 И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

9 Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.

10 Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.

11 Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем.

12 И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам,

13 и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали;

14 и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.

15 Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,

17 и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.

18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.

19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,

20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.