Смысл одно предложение рассказа сторож в осеева. Рассказ В.Осеева "Сторож" план-конспект по художественной литературе на тему. Какие пословицы подходят к рассказу «Сторож»

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы по чтению художественной литературы

Рассказ В. Осеевой «СТОРОЖ»

Задачи: Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Развивать умение внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы по его содержанию. Воспитывать дружеские отношения.

Материалы и оборудование : презентация к рассказу В. Осеевой «Сторож», песня«Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского)

    Организационный момент.

Звучит песня «Если добрый ты». Дети слушают 1 куплет с припевом.

Воспитатель задает вопросы, дети отвечают.

Что значит быть добрым?

Кого называют жадным?

У вас друзья добрые или жадные?

С каким человеком интереснее играть?

Послушайте рассказ о мальчике. (Воспитатель читает рассказ В. Осеевой ).

    Чтение рассказа. (с показом презентации)

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолёты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

Моё! Моё! – кричал он, закрывая игрушки руками.
Дети не спорили – игрушек хватало на всех.
– Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились ребята воспитательнице.
– А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.

«Что ответили дети за него?»

Воспитатель: Хорошо! А, окончание рассказа вы узнаете после

физкультминутки.

    Физкультминутка. «Мы работали отлично»

Мы работали отлично

Отдохнуть не прочь сейчас.

На зарядку нам привычно

Встать у наших мест сейчас.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись

И друг другу улыбнулись.

Снова дружно зашагали

И на месте тихо встали.

(выполнение движений по тексту

– Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.
– Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.

Вопросы к детям:

Почему мальчик не играл с детьми?

Почему мальчику было скучно?

Почему всем детям было весело?

Почему дети назвали его «сторожем»?

Как бы вы назвали мальчика?

Что бы вы посоветовали этому мальчику?

Воспитатель: Вас в группе очень много, вы все играете в игрушки, но чтобы вам было всем хорошо и уютно, надо уметь уступать игрушки, играть вместе в игры, которые вам интересны. Если вам нужна какая – то игрушка, надо вежливо попросить товарища и он вам даст поиграть. Не надо брать сразу много игрушек, а возьмите ту, с которой вам хочется поиграть.

    Рефлексия.

Дети, кто помнит, как назывался рассказ В. Осеевой?

О чем мы сегодня говорили?

Что вам понравилось на занятии?

Тема: Персонажи рассказа В. ОСЕЕВой « Сторож». Характеристика героя.

Цель: формирование правильной читательской деятельности.

Задачи:

    формировать положительную мотивацию к чтению;

    совершенствовать эмоциональную сферу.

    совершенствовать навык вдумчивого чтения целыми словами;

    отрабатывать правильное произношение и употребление слов;

    расширять читательский кругозор;

    обогащать лексический запас и грамматический строй речи;

    развивать мыслительные операции и устную речь;

    способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, смены поз, психологический комфорт.

Планируемые результаты:

личностные : смыслообразование – понимать социальную роль и нравственную позицию ученика; самоопределение – иметь адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения и самопринятия, понимать необходимость учения, осознавать свои возможности в учении; анализировать текст, учиться формулировать оценочные суждения.

метапредметные : регулятивные – учитывать выдержанные учителем ориентиры действия, давать оценку ответам одноклассников, слушать оценку своих ответов; приобретать навыки работы с текстом; коммуникативные – учиться формулировать свои мысли, понимать собеседника, вступать в диалог; познавательные – осуществлять смысловое чтение;

предметные : полно и правильно отвечать на вопросы по содержанию, представлять в своем воображении образ героя, читать текст выразительно, понимая содержание текста.

Ход урока

I . Организационный момент.

Какой раздел литературного чтения мы читаем? (Читая – думаем.)

Чему мы учимся, читая произведения этого раздела? (Понимать прочитанное.)

Прочитаем на доске девиз нашего урока: «Мало уметь читать, надо уметь думать» .

II. Проверка домашнего задания.

С творчеством каких писателей вы познакомились на прошлом уроке? (В.Сухомлинский «Пусть будут и соловей и жук» и С.Козлов «После долгой разлуки…»)

Чему учат нас Сухомлинский и Козлов на примере своих сказок? (Каждому живому существу есть место в мире.)

Вспомните героев этих произведений и найдите на стенах нашего класса черту характера, которая соответствует каждому персонажу.

соловей жадный

жук жизнерадостный

медвежонок заносчивый

ёжик мудрый

мечтательный

Заносчивый – высокомерный, самоуверенный, самовлюбленный.

Какая черта характера не соответствует ни одному из персонажей? (жадность)

Как вы объясните, что такое жадность?

В толковом словаре дается следующее объяснение:

Жадность - это стремление к наживе, чрезмерная бережливость. Скупость.

III . Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация.

Кто догадался, о каком человеческом качестве мы будем говорить сегодня?

Сегодня мы поговорим о таком человеческом качестве, как жадность, познакомимся с произведением на эту тему, будем учиться давать характеристику герою.

Откройте учебник на с. 53, прочитайте фамилию автора. Знаком ли вам автор этого текста?

Прочитаем полное имя, отчество и фамилию писательницы.

Что вы можете о ней сказать? Какое её произведение мы читали в 1 классе? (Все вместе.)

А сейчас я прочитаю , как сама Осеева говорила о том, почему она стала писать.

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.

Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась:

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда о своих собственных”

Прочитайте название произведения и рассмотрите иллюстрацию. Какие мысли, предположения у вас возникли? Кто будут герои нашего произведения? Что вы о них можете сказать?

Что надо сделать, чтобы проверить наши предположения? (Надо текст прочитать.)

III . Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное восприятие текста.

Читает учитель.

Вам понравился рассказ? Какие мысли и чувства у вас возникли? Подтвердились ли ваши предположения?

Кто главный герой рассказа? Какой он по возрасту?

2. Подготовительные упражнения.

А начнем мы с речевой разминки – с.53.

1) «Задание слоговика»

Читаем плавно по слогам, помогая ногами, затем – целыми словами.

Учебник максимально удалён от глаз – на вытянутой руке.

2) «Цепочка слов» 1-й ряд – первое слово и т.д.

Объясните превращение слов в другие.

3) Читайте внимательно. Одно слово на левой стене, другое – на правой. Одно слово, которое вы будете читать, взято из текста, другое, похожее, вам предлагается для чтения в паре.

Чем различаются слова? (Одной-двумя буквами)

Меняются местами.

3. Комментированное чтение.

Какие игрушки были в детском саду?

Как вели себя ребята?

Как вел себя мальчик? Прочитайте, как описывается поведение мальчика во время игры.

Почему он так поступил? (Он маленький, он жадничает в открытую.)

Что вызвало удивление у воспитательницы?

Как мальчик объяснил причину скуки?

А вы можете сказать, почему мальчику было скучно?

Что сказали другие дети?

Почему дети назвали мальчика сторожем?

Каким другим словом можно заменить слово «сторож» в этом рассказе?

4. Работа в паре.

Расскажите о герое этого рассказа друг другу. Вам поможет план:

1. Возраст мальчика.

2. Поведение мальчика во время игры.

3. Настроение мальчика.

Ничего не говорите, подумайте, а вас никогда так не называли: жадина?

5. Работа с текстом после чтения.

Можно ли этого мальчика научить делиться с другими?

Каким человеком вам представилась В.А.Осеева? (добрая, чуткая, понимает и любит детей)

Всю свою жизнь посвятила детям. Она писала маленькие рассказы для того, чтобы её читатель смог самостоятельно прочитать. Ее герои дети. С ними происходят различные истории. А в конце своих рассказов В.А. заставляет своего читателя задуматься. Вот и сегодня мы прочитали рассказ и тоже задумались.

Зарядка для глаз.

6. Творческое задание.

Как вы думаете, когда рассказ будет звучать интересней: когда читает один читатель или чтение по ролям?

Сколько действующих лиц? (Воспитательница, ребята, мальчик.)

Определите, где чьи слова. Слова автора возьмите в скобки.

По тексту учебника определите, каким голосом нужно читать слова воспитательницы? (удивилась)

Ребят? (весело, похвалились)

Мальчика? (кричал)

Послушайте несколько исполнений рассказа по ролям и определите, кто читал роли выразительнее, эмоциональнее и артистичнее.

Выслушать 3 пары детей.

IV . Итог урока.

О каком человеческом качестве мы говорили?

Как вы думаете, к чему может привести жадность? (Останешься один.)

Хочется закончить нашу беседу такими словами:

И она к тебе не раз еще вернется.

Звучит песня «Улыбка»

Домашнее задание: тетрадь с.30-32.

Прочитайте еще один рассказ В.Осеевой. Подумайте, чем он похож на рассказ «Сторож». Ответьте на вопросы после текста.

Интересные короткие поучительные рассказы Валентины Осеевой для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

ОСЕЕВА. СИНИЕ ЛИСТЬЯ

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

Мама-то позволила, а брата я не спросила.

Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена. Приходит Катя на другой день.

Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько, - говорит Лена.

Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

Ну, что ж ты? Бери!

Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

Карандаша зелёного нет.

А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

Надо так давать, чтобы можно было взять.

ОСЕЕВА. ПЛОХО

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

Как вам не стыдно!

А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

ОСЕЕВА. ЧЕГО НЕЛЬЗЯ, ТОГО НЕЛЬЗЯ

Один раз мама сказала папе:

И папа сразу заговорил шепотом.

Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!

ОСЕЕВА. БАБУШКА И ВНУЧКА

Мама принесла Тане новую книгу.

Мама сказала:

Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.

Садись, бабушка! - сказала Таня. - Я прочитаю тебе один рассказик.

Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:

Вот какие умницы вы у меня!

ОСЕЕВА. ТРИ СЫНА

Было у матери три сына - три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трех сыновей - трех бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Вернулись к матери три героя: летчик, танкист и моряк!

ОСЕЕВА. ТАНИНЫ ДОСТИЖЕНИЯ

Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке.

Ну, какие ваши достижения? - спрашивал он.

Папа объяснил Тане, что достижениями называется все то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку.

Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш:

Ну, какие ваши достижения?

Таня мыла посуду и разбила чашку, - сказала бабушка.

Гм... - сказал отец.

Папа! - взмолилась Таня. - Чашка была плохая, она сама упала! Не стоит писать о ней в наши достижения! Напиши просто: Таня мыла посуду!

Хорошо! - засмеялся папа. - Накажем эту чашку, чтобы в следующий раз, при мытье посуды, другая была осторожней!

ОСЕЕВА. СТОРОЖ

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

Мое! Мое! - кричал он, закрывая игрушки руками.

Дети не спорили - игрушек хватало на всех.

Как мы хорошо играем! Как нам весело! - похвалились ребята воспитательнице.

А мне скучно! - закричал из своего угла мальчик.

Почему? - удивилась воспитательница. - У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

Да потому, что он не игральщик, а сторож, - объяснили за него дети.

ОСЕЕВА. ПЕЧЕНЬЕ

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

Ровно... Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба...

ОСЕЕВА. ОБИДЧИКИ

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

Не жалуйся, - сказала однажды мать, - надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.

Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял ее, - хмуро пояснил он. - Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

Давай поищем вместе!

Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.

Вот она! - обрадовался Саша. - Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!

Он съехал по перилам вниз. Из темного пролета лестницы весело донеслось:

Вы-хо-ди!..

ОСЕЕВА. НОВАЯ ИГРУШКА

Дядя сел на чемодан и открыл записную книжку.

Ну, что кому привезти? - спросил он.

Ребята заулыбались, придвинулись ближе.

Мне куклу!

А мне автомобильчик!

А мне подъемный кран!

А мне... А мне... - Ребята наперебой заказывали, дядя записывал.

Один Витя молча сидел в сторонке и не знал, что попросить... Дома у него весь угол завален игрушками... Там есть и вагоны с паровозом, и автомобили, и подъемные краны... Все-все, о чем просили ребята, уже давно есть у Вити... Ему даже нечего пожелать... А ведь дядя привезет каждому мальчику и каждой девочке новую игрушку, и только ему, Вите, он ничего не привезет...

Что же ты молчишь, Витюк? - спросил дядя.

Витя горько всхлипнул.

У меня... все есть... - пояснил он сквозь слезы.

ОСЕЕВА. ЛЕКАРСТВО

У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит - одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:

Принеси мне кубики!

Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.

А куклу? Где моя кукла? - кричит опять девочка.

Посмотрел на это доктор и сказал:

Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!

ОСЕЕВА. КТО НАКАЗАЛ ЕГО?

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

Кто наказал его? - спросила соседка.

Он сам наказал себя, - ответила мама.

ОСЕЕВА. КТО ХОЗЯИН?

Большую черную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

Собака моя, - говорил Коля, - я первый увидел Жука и подобрал его!

Нет, моя, - сердился Ваня, - я перевязывал ей лапу и таскал для нее вкусные кусочки!

Рассказ В. Осеевой «Сторож».
песня «Если добрый ты…»

Реализация содержания программы в образовательных областях : «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цели: продолжить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; развивать воображение, слух и голос.

Целевые ориентиры дошкольного образования : умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимает литературное произведение В. Осеевой «Сторож» и выражает свое отношение к персонажам рассказа; проявляет положительные эмоции при прослушивании песни «Если добрый ты…».

Материалы и оборудование : иллюстрации к рассказу В. Осеевой «Сторож».

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Воспитатель задает вопросы, дети отвечают.

Что значит быть добрым?

Кого называют жадным?

У вас друзья добрые или жадные?

С каким человеком интереснее играть?

Послушайте рассказ о мальчике. (Воспитатель читает рассказ В. Осеевой.)

2. Чтение рассказа.

Сторож

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

Мое! Мое! – кричал он, закрывая игрушки руками.

Дети не спорили – игрушек хватало на всех.

Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились воспитательнице.

А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.

Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

Воспитатель прерывает чтение и спрашивает: «Что ответили дети за него?»

Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.

Воспитатель показывает детям иллюстрации к рассказу.

Вопросы :

Почему мальчик не играл с детьми?

Почему всем детям было весело?

Почему мальчику было скучно?

Почему дети назвали его «сторожем»?

Как бы вы назвали мальчика?

Как должен вести себя мальчик, чтобы ему было весело?

Что бы вы посоветовали этому мальчику?

Воспитатель . Вас в группе много, и, чтобы все чувствовали себя хорошо и уютно, надо заботиться друг о друге, уметь уступать игрушки, играть в игры, которые интересны всем. Если нужна какая-то игрушка, надо вежливо попросить. Не надо брать сразу много игрушек.

3. Слушание песни.

Дети слушают песню «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского) и подпевают.

4. Физкультминутка.

Отдых наш – физкультминутка. Шагаем на месте.

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите, Движения руками: в стороны,

Раз и два, раз и два! вверх, в стороны, вниз.

5. Рефлексия.

О чем мы сегодня говорили?

Что вам понравилось на занятии?

РАССКАЗ В. ОСЕЕВОЙ «СТОРОЖ».

ПЕСНЯ «ЕСЛИ ДОБРЫЙ ТЫ» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского)

Цели: продолжить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; развивать воображение, слух и голос.

Материалы и оборудование: иллюстрации к рассказу В. Осеевой «Сторож».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель задает вопросы, дети отвечают.

  • Что значит быть добрым?
  • Кого называют жадным?
  • У вас друзья добрые или жадные?
  • С каким человеком интереснее играть?
  • Послушайте рассказ о мальчике. (Воспитатель читает рассказ В. Осеевой.)

2. Чтение рассказа.

СТОРОЖ

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

  • Мое! Мое! - кричал он, закрывая игрушки руками. Дети не спорили - игрушек хватало на всех.
  • Как мы хорошо играем! Как нам весело! - похвалились воспитательнице. А мне скучно! - закричал из своего угла мальчик.
  • Почему? - удивилась воспитательница. - У тебя так много игрушек! Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

Воспитатель прерывает чтение и спрашивает: «Что ответили дети за него?»

  • Да потому, что он не игралыцик, а сторож, - объяснили за него дети. Воспитатель показывает детям иллюстрации к рассказу. Вопросы:
  • Почему мальчик не играл с детьми?
  • Почему всем детям было весело?
  • Почему мальчику было скучно?
  • Почему дети назвали его «сторожем»?
  • Как бы вы назвали мальчика?
  • Как должен вести себя мальчик, чтобы ему было весело?
  • Что бы вы посоветовали этому мальчику?

Воспитатель. Вас в группе много, и, чтобы все чувствовали себя хорошо и уютно, надо заботиться друг о друге, уметь уступать игрушки, играть в игры, которые интересны всем. Если нужна какая-то игрушка, надо вежливо попросить. Не надо брать сразу много игрушек.

3. Слушание песни.

Дети слушают песню «Если добрый ты» муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского и подпевают.

4. Итог занятия.

  • О чем мы сегодня говорили?
  • Что вам понравилось на занятии?