Ребенок мало общается со сверстниками. Если ребенок боится общаться. Что нужно знать о ребенке, чтобы выработать по отношению к нему правильную стратегию обучения коммуникабельности

Как приятно наблюдать за детьми, которые охотно вступают в контакт со своими сверстниками, умеют общаться со взрослыми. Однако, как показывают наши наблюдения, а также современные исследования, нынешнее поколение детей менее коммуникабельно, чем их сверстники десять лет тому назад. Почему это происходит? Как научить ребёнка общаться со сверстниками и повлиять на развитие коммуникативных умений ребенка? Давайте попытаемся ответить на эти вопросы.

Наиболее частые причины, препятствующие общению

Многие родители сетуют, что их малыши очень поздно начинают говорить, не умеют играть с другими детьми, боятся общаться со взрослыми. Большинство мам и пап зачастую винят в этом всех, но только не себя. Однако, они совершенно не правы. Вспомните, как часто вы проводите вечера с ребенком за рассматриванием иллюстраций или чтением книг? А когда вы последний раз посещали все вместе зоопарк или цирк? Скорее всего, многие из родителей и не смогут точно вспомнить, когда активно включались в развитие своего ребенка. В этом-то и состоит проблема. Интернет и работа полностью поглотили современных родителей, которым не до детей. Но такого не должно быть.

Что нужно знать о ребенке, чтобы выработать по отношению к нему правильную стратегию обучения коммуникабельности?

Для того, чтобы облегчить вхождение ребенка в новый коллектив или вступление в контакт с окружающими людьми, следует найти ответы на три вопроса. Во-первых, хочет ли малыш общаться? Во-вторых, умеет ли он начинать, вести и поддерживать диалог? И, в-третьих, знает ли он нормы поведения в разных условиях и ситуациях? Именно от того, хочет ли ребенок общаться, умеет ли и знает, как это нужно делать, зависит его комфортное и эмоционально-положительное состояние в кругу людей.

Учим ребенка общаться в семье

В семье закладываются основы общения. Именно родители должны сформировать у ребенка представление о том, как нужно вести себя с разными людьми. И лучше всего это делать своим собственным примером. Так, общение родителей со знакомыми прохожими, соседями и друзьями, продавцом в магазине, кондуктором в автобусе, воспитателем в детском саду является примером для подражания, становится образцом поведения для ребенка. В то же время основные навыки общения формируются в процессе наблюдения ребенка за мамой и папой. Ели родители умеют договариваться, выслушивают друг друга, правильно задают вопросы и на них отвечают, помогают советом, то и ребенок научится естественному стилю общения. Однако малыш не должен быть только простым наблюдателем. Он имеет право высказывать свои желания и идеи, но только в корректной форме. Если ребенок перебивает родителей, кричит и впадает в истерику, это может привести к вседозволенности, неуважению к взрослым, что, конечно же, является недопустимым. Поэтому нужно с самого раннего детства пресекать такие попытки неуважения.

Учим ребенка общаться со сверстниками и взрослыми

Умение общаться и быстро адаптироваться в новом коллективе сверстников и среди незнакомых людей зависит не только от качества воспитательного воздействия со стороны родителей и педагогов, но и от психологических особенностей личности ребенка. Дети бывают лидерами и заводилами, тихонями и пассивными исполнителями. В зависимости от этих индивидуальных личностных качеств малыша и будет зависеть стиль формирования у него коммуникативных умений. Если малыш активно включается в общение с окружающими людьми, не стоит его останавливать и делать замечания. Поверьте, он никому не мешает. Правда, если его поведение не соответствует правилам, следует остаться с ним наедине и объяснить, что он делает не так. Если же ребенок боится идти на контакт, не надо его заставлять, а лучше показать на собственном примере, как нужно общаться.

Принимайте малыша таким, какой он есть, помогайте ему справляться с трудностями общения, учите его выслушивать людей, адекватно реагировать на похвалы и замечания, действовать в соответствии с правилами.

Вопрос: Добрый день! У нас есть чудесное сокровище — сын трех лет Максим. Хотели бы с сентября пойти в детский сад. Так как у нас сильная пищевая аллергия, практически на все основные компоненты стандартного детского сада, подбираем или частный, или группу кратковременного пребывания. Но у нас есть большая проблема в общении с прочими детьми : ребенок не просто не играет с ними, он даже отказывается заходить на площадку, если там есть уже прочие дети. Говорит: «Уже занято», — и идет в другом направлении.

Если же уже играли с ним на площадке, и он был на какой-нибудь горке или карусели, и другой ребенок хочет тоже туда забраться, Максим тут же с пронзительным криком, резко, даже панически, пытается оттуда слезть. Если кто-то хочет с ним войти в контакт, то это тоже или сопровождается криком или бегством .

Дома, на » своей территории», мы еще может потерпеть. Присутствие кого-то из детей, если приходят в гости, но опять без особых контактов.

Взрослых любит, гости у нас бывают часто, с ними играет охотно. У нас есть еще два ребенка: 13 и 17 лет, с друзьями которых он тоже с удовольствием проводит время. В музеи, театры ходим. Ходили на развивающие занятия, но только с мамой рядом. Год назад, прошлым летом, мы не были, конечно же, безумно общительными, но по крайней мере мог находится с кем-то параллельно на каких-то детских объектах, но это как-то прогрессирует у нас где-то с осени.

Кроме того, остаться где-то без мамы — это тоже проблема . Дома он готов оставаться с кем угодно (с няней, бабушкой, даже кем-то незнакомым, если тот готов с ним играть), но это только дома. В ноябре у нас была проба пойти в детский сад кратковременного пребывания, но так как Максим, оставшись без меня, может кричать час, то через несколько дней мы прекратили эксперимент «привыкания к коллективу». Мне кажется, что после этого наша проблема необщения несколько усугубилась.

Мой вопрос заключается в том, что бы нам такое поделать с ребенком, чтобы побороть этот комплекс перед другими детьми и более-менее подготовиться к походам в детский сад?

Спасибо. С уважением, Анна Рустамова

Отвечает Анастасия Комарова, психолог :

Здравствуйте, Анна. Читая Ваше письмо, чувствуется Ваша любовь и забота о Максиме, огромное желание помочь ему. Конечно, сложно говорить, не видя ребенка, не общаясь с ним.

Давайте посмотрим, что можно делать.

По поводу общения:

Потребность именно в общении с другими детьми, в совместных играх с ними у детей появляется около 4-х лет. До этого возраста ребенок больше ориентирован на общение с взрослым, от которого он учится правилам поведения с другими людьми, манипулированию различными предметами и многому другому. Совместная игра с другими детьми выступает на первый план после кризиса 3-х лет, когда ребенок начинает проигрывать весь окружающий опыт, информацию в сюжетно-ролевых играх. Вот тогда и появляется потребность в партнере по играм. Вполне возможно, что Максим еще не «дорос» до этого этапа. Ведь темп развития у каждого ребенка строго индивидуален.

То, что Максим стал так резко реагировать на детей, может говорить о многих процессах:

К сожалению, я могу только предполагать, опираясь на Ваши слова.

  • это может быть связано с развитием самосознания ребенка. У детей около 3-х лет идет развитие своего «Я» (с этим и связан кризис 3-х лет). Он начинает понимать – это Я, игрушка МОЯ, МОЕ отражение в зеркале. Конечно, этот процесс начинается с рождения, но в этом возрасте очень ярко проявляется. Достаточно часто, именно в этом возрасте, дети перестают делиться игрушками с другими детьми на площадке, начинают проявлять СВОИ желания. Таким образом они охраняют СВОИ границы, границы своего тела и своего «Я», своей личности.

Я могу предположить, что у Максима сейчас похожий процесс. Просто в незнакомой обстановке ему сложно определить границы «своего» пространства, так как эти границы еще только в стадии формирования. Помогите ему: будьте рядом, чтобы ребенок чувствовал себя защищенно в Вашем присутствии, чтобы Вы могли прийти на помощь, когда она ему потребуется. Можно словами объяснять, что на площадке обычно играют много детишек. Можно рассказать, а лучше показать, как познакомиться с другими, как договориться с ними об обмене игрушками, о правилах игры и другое. Но только при желании самого Максима! Если он уже убежал, то не стоит возвращать его на площадку и «насильно» заставлять общаться. Со временем, когда границы малыша утвердятся, он станет спокойнее реагировать на других детей.

  • это может быть связано с личностными особенностями (застенчивость, тревожность, наличие страхов и другое), но чтобы сказать точно, необходима консультация специалиста.

Из описания поведения вашего сына, я могу предположить наличие у него, такой черты, как застенчивость. Но это лучше смотреть на очной консультации, тогда можно об этом говорить определенно, сейчас я могу только предполагать!

Относительно походов в детский сад:

Судя по вашему рассказу, Максим пока не готов оставаться в детском саду. Вообще, многие психологи сходятся во мнении, что оптимальный возраст похода в детский сад около 4-х. В этом возрасте ребенок нуждается в общении со сверстниками, ориентирован на общение в группе. Но, если в вашей ситуации поход в детский сад необходим, то объясните себе, по каким причинам Вам необходимо отдать сына в детский сад. Это будет для Вас поддержкой в трудные минуты, если адаптация у сына будет сложной.

Если же такой необходимости нет, то лучше посещать вместе с сыном развивающие занятия. Но такие, чтобы они были направлены не на интеллектуальное развитие, а больше на эмоциональное. Это могут быть группы Монтессори, мягкая школа, беби-контакт, орф-музыка и другие. На таких занятиях развитие происходит гармонично, в присутствии мамы. В безопасной обстановке детишки учатся взаимодействовать друг с другом и другими взрослыми.

Я очень рекомендую посетить психолога, чтобы он смог подобрать Вам индивидуальную программу коррекции поведения. Я бы также рекомендовала коллективные или индивидуальные психологические занятия, это может быть песочная терапия, сказкотерапия, игротерапия, арт-терапия. Конкретные методы зависят от того специалиста, к которому Вы обратитесь.

Вполне возможно, что Вам просто необходимо немного подождать, принять особенности Вашего сына, помочь ему адаптироваться в этом мире, быть рядом, когда ему это требуется, поддерживать в трудные моменты (а сейчас у вашего сына именно такой момент).

Ваша любовь и квалифицированная помощь профессионалов поможет Максиму преодолеть все проблемы. Удачи!

  • >>>
  • >>>
  • >>>

Всех заботливых и любящих родителей будет волновать замкнутость их малыша. И не зря. Тот факт, что ребенок не хочет общаться с детьми, может стать признаком серьезной проблемы, которая в будущем повлияет на становлении его личности и характера. Однако существует и другая версия замкнутого поведения. Причина необщительности может быть в особенностях Далеко не каждый родитель способен определить, в каком именно случае малышу нужна поддержка. Поэтому необходимо разобраться в причинах, которые принуждают ребенка отвергать общение со сверстниками.

Проблема детской замкнутости

Технический прогресс повлиял на то, что многие люди стали уделять все больше внимания своим гаджетам вместо общения с друзьями и родственниками. Именно поэтому современные дети намного стеснительней предыдущего поколения. Еще пару десятков лет тому назад малыши резвились во дворах, играли в куклы, догонялки и многие другие игры. Сейчас же дети видят, что родителям достаточно одного разговора за завтраком, а в остальное время их занимают ноутбуки и телефоны.

Сначала взрослые пытаются отвлечь свое дитя мультфильмами, включая их в любое время дня, а затем задаются вопросом: "С ребенком не дружат, что делать и как это изменить?" Необходимо больше общаться с малышом, играя с ним в игры, которые улучшат его коммуникативные навыки.

Определение замкнутости

Замкнутость - это не проявление психического заболевания. Это всего лишь срабатывание защитного механизма, который проявляется в тех ситуациях, когда ребенку хочется оградить свой маленький мир от внешних проблем. Замкнутость довольно редко передается по наследству. Эта черта характера является приобретенной. Чаще всего ребенок не хочет общаться с детьми из-за стрессовых ситуаций, которые сильно повлияли на его восприятие.

Они могли случиться в детском саду, дома или же на улице, в момент игр со сверстниками. Многие родители отмечают, что малыш может стать стеснительным и замкнутым довольно резко. Еще вчера он был активным и общительным, а сегодня ребенок не хочет общаться с другими детьми и отвергает их попытки подружиться. Это еще раз подтверждает тот факт, что замкнутость - сигнал родителям о том, что малыша что-то тревожит.

Что приводит к зажатости и нежеланию общаться

Вручая ребенку в руки планшет, чтобы отвлечь его очередным просмотром мультфильма, взрослые, сами того не понимая, развивают в нем замкнутость и нежелание общаться со сверстниками. Такой образ жизни дает понять малышу то, что общаться с кем-то - это лишняя трата времени. Гораздо лучше сидеть в сторонке и заниматься своими делами. Тем более когда на телефоне есть такие интересные игры, а в планшете веселые мультфильмы, которые отлично отвлекают от реальной жизни. Из-за доступности гаджетов ребенок не хочет общаться с детьми и предпочитает уединение. Поэтому родителям следует ограничить использование им планшета или смартфона.

Симптомы застенчивости

Распознать замкнутого ребенка довольно просто. Излишняя застенчивость и закрытость проявляются в следующем:

  • разговаривать. Он становится тихоней и практически ни с кем не контактирует. Если ему и приходится к кому-то обращаться, он делает это очень тихо или шепотом.
  • Ребенок не хочет общаться со сверстниками. Это может проявиться при переходе в новый детский сад, подготовительную группу или школу. Ему тяжело дается общение с детьми на новой игровой площадке, он все чаще предпочитает коллективным играм самостоятельное копание в песочнице.
  • Он никогда не выражает собственное мнение, всегда и во всем слушается родителей и никогда не бунтует. Тихий и спокойный ребенок может казаться для многих взрослых идеальным, из-за этого мало кто замечает, что его зажатость и замкнутость переходят допустимые границы.
  • Ребенок не умеет дружить. Это должно насторожить родителей, ведь именно в детском возрасте человеку свойственно быть максимально дружелюбным и расположенным к общению.
  • Его привлекают странные хобби. К примеру, вместо того чтобы, как все дети, просить котенка или щенка, ребенок мечтает о пауке или змее.
  • Повышенная эмоциональность. Любая неудача заставляет его лить слезы.

Все эти симптомы должны рассказать родителям о том, что малышу нужны их помощь и поддержка. Определив их, не стоит нападать на ребенка с вопросами о том, почему он так себя ведет. Нужно постараться деликатно войти к нему в доверие, поговорив на отвлеченные темы.

Нежелание общаться и темперамент ребенка

Многие родители пытаются оправдать замкнутость малыша его врожденным темпераментом. Безусловно, такое мнение вполне может быть верным. Однако даже в этом случае необходимо тщательно разобраться в том, что именно он чувствует при нежелании общаться.

Существуют следующие типы темперамента:

  • Сангвиники.
  • Холерики.
  • Флегматики.
  • Меланхолики.

Помимо этих типажей, есть и еще один важный фактор, который влияет на определение личности каждого. Его можно определить по тому, каким образом человеку свойственно пополнять запасы душевной энергии. Например, экстраверты нуждаются в общении с другими людьми. Они не могут жить без их энергетики и часто унывают, когда долго приходится быть в одиночестве. Интроверты - это совсем другой тип людей. Они пополняют энергию от самих себя. Только находясь в уединении, они набираются душевных сил.

Многие родители полагают, что замкнутость ребенка - это проявление интроверсии темперамента. Чтобы разобраться, действительно ли это так, необходимо научиться отличать настоящего интроверта от застенчивого ребенка.

Как определить настоящего интроверта

Дети, которые являются интровертами с самого рождения, не имеют проблем с самооценкой. Они достаточно легко общаются со сверстниками, но вместо этого общения всегда предпочтут уединение. Ребенок-интроверт всегда уверен в себе, легко находит с другими детьми, но вместе с этим не ищет новых друзей и знакомств. Лишь встретив наиболее достойный объект для дружбы, он пойдет ему навстречу и соизволит познакомиться. Только заинтересовав интроверта, можно найти к нему подход и попасть в число приближенных людей. Родителям такого малыша не придется задаваться вопросом: "Как научить ребенка дружить?" Поэтому не стоит оправдывать стеснение и замкнутость темпераментом.

Застенчивый и замкнутый интроверт

Другие малыши могут иметь признаки интроверсии в своем темпераменте, но при этом еще и обладать повышенной застенчивостью и замкнутостью. Такие дети боятся больших скоплений людей, переживают, когда к ним обращаются, а также начинают теряться в общественных местах. Несмотря на то, что интроверсия - это врожденная предрасположенность, которая не поддается корректировке, замкнутость можно преодолеть. Нельзя оставлять все как есть. Если не помочь ребенку в его проблемах с общением, это может навредить его будущему. Взрослея, человеку становится все труднее перебороть свои страхи и комплексы. Поэтому родители должны помочь малышу справиться с этим в детстве. Кроме них, сделать это будет некому.

Детская замкнутость - норма или отклонение?

Когда ребенок не хочет общаться с детьми, многие родители считают это обычной стеснительностью, которую малыш перерастет самостоятельно. Тем не менее детские психологи считают излишнюю замкнутость серьезным недостатком, который может негативно повлиять на ребенка в будущем.

Каждый человек склонен к проявлению стеснительности. Однако существует разница между ее проявлением в отдельных случаях (в кабинете врача, на свидании, во время выступления на публике) или же в ситуации, когда человек страдает от нее постоянно. Например, если ребенок боится лишний раз подойти к сверстникам, чтобы поиграть или поговорить, необходимо помочь малышу преодолеть дискомфорт и страх общения.

Последствия стеснительности и нежелания общаться

Замкнутость ребенка может стать причиной следующих проблем:

  • Малыш будет подвергаться критике других детей. Слишком стеснительные всегда становятся предметом нападок и насмешек сверстников.
  • Оттого что ребенок постоянно будет ощущать тревогу и волнение, может развиться хроническая нервозность и депрессия.
  • Замкнутому малышу будет намного труднее реализовать свой потенциал и проявить таланты. По мере взросления стеснительность станет еще более тяжелой и ярко выраженной. Это не даст человеку достичь успеха в какой-либо отрасли.
  • Могут возникнуть проблемы личного характера. Замкнутые люди чаще всего остаются одинокими на протяжении всей жизни, они не вступают в брак и не заводят детей.

Именно из-за этих причин необходимо сделать все, чтобы помочь ребенку преодолеть психологический дискомфорт, связанный с нежеланием общаться с другими детьми.

Влияние характера на замкнутость

Типы характера также влияют на уровень стеснительности ребенка. Если он с раннего детства предпочитает тихие игры шумным, скорей всего, это лишь проявление его личных предпочтений. В таком случае нельзя заставлять ребенка общаться со сверстниками через силу, это нарушит его психологический комфорт. Нужно постараться максимально заинтересовать его в этих играх, чтобы ему самому захотелось в них участвовать. Можно пригласить пару-тройку его друзей домой, чтобы в комфортной обстановке ему было легче проявить свои социальные навыки. Также это поможет родителям определить, почему дети не дружат с их ребенком.

Совсем иначе нужно действовать, если по типу характера малыш бойкий, энергичный и активный, но в силу каких-то обстоятельств поменялся в поведении. В таком случае каждый ответственный и любящий родитель должен узнать причину того, почему ребенок не хочет играть с другими детьми. Нужно мягко и деликатно с ним пообщаться. Быть может, он сам расскажет о том, что его расстроило. Скорей всего, малыш поругался с кем-то из друзей и находится в обиде на них. Не желая с ними общаться, он лишь проявляет свой характер, давая понять обидчикам, что они поступили с ним неправильно.

Большинство специалистов советуют родителям замкнутых детей придерживаться следующей линии поведения:

  • Не говорить ребенку о том, что у него проблемы. Иначе это приведет к развитию комплексов.
  • Необходимо оценить обстановку в семье, чтобы убедиться в том, что причина замкнутости не в ней.
  • Хвалить ребенка за выражение собственного мнения. Нужно спрашивать его совета, делиться важными семейными темами. Он должен почувствовать себя полноценным членом общества, мнение которого учитывают и ценят.
  • Нужно без навязывания стараться улучшить коммуникативные навыки малыша. Приглашать его сверстников домой, помогать ребенку вливаться в новый коллектив.
  • Присмотреться внимательно к поведению и одежде малыша. Задаваясь вопросом о том, почему дети не хотят играть с ребенком, нужно убедиться в том, что он не имеет сильных отличий, которые слишком его выделяют. Это может быть необычный стиль в одежде или его речь. В таком случае необходимо устранить причину, которая вызывает у малыша трудности в общении и отталкивает других детей.

Ребенок не умеет разговаривать со взрослыми | Секреты воспитания. Жмите на ссылку goo.gl/AMcLXE - участвуйте в БЕСПЛАТНОМ онлайн-курсе для родителей «Что делать, чтобы ребёнок слушался без криков и наказаний».
Ответы детского и семейного психолога Екатерины Кес на вопросы родителей.
Чтобы принять участие в БЕСПЛАТНОМ онлайн-курсе «Что делать, чтобы ребёнок слушался без криков и наказаний», переходите по ссылке goo.gl/AMcLXE.
Этот курс для вас, если вы хотите растить ребёнка без криков и наказаний, в атмосфере уважения, принятия и поддержки. Курс будет полезен как родителям малышей, так и родителям дошкольников и школьников.
БЛИЖАЙШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ipsyholog.ru/on-line-seminars/
Сайт детской и семейной психологии онлайн ipsyholog.ru/
Тренинги и семинары в записи ipsyholog.ru/products/
___________________________________________
Здравствуйте дорогие зрители! Рада видеть вас на своем канале!
Я - Екатерина Кес, детский и семейный психолог, автор проекта «Детская и семейная психология онлайн», автор и ведущая вебинаров для родителей.
Начиная с 2005 г. провожу индивидуальные, детские и семейные консультации, семинары и тренинги для родителей в Санкт Петербурге.
С 2011 года участвую в качестве независимого клинического психолога для диагностики детско-родительских отношений и написания экспертных заключений в суды г. Санкт Петербурга;
Проходила личное обучение у ведущих психологов, психотерапевтов и психоаналитиков России: Е. В. Змановская, А. А. Щёголев, Е. В. Романова, Л.М. Щеглов, С.Е. Маневский, В. А. Мазин, Н.М. Лебедева, Е.А. Иванова, Д.Н. Овечкин и США: доктор Хэролд Стерн (Dr. Harold Stern), доктор И. Стерн, В.Е. Каган, Доктор Сидней Пуловер (Dr. Sydney Pulver).
________________________________________
Получайте самую новую информацию о воспитании ребенка: курсы, семинары, бесплатные видео-уроки, полезные статьи и просто интересный контент о детской психологии - ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ КО МНЕ В СОЦ-СЕТЯХ:

● МОЙ INSTAGRAM instagram.com/psy_ekateri...
● ВСТУПАЙТЕ В ГРУППУ FACEBOOK facebook.com/Ipsyholog.ru/
● ВСТУПАЙТЕ В ГРУППУ ВК vk.com/ipsyholog
● ПЕРЕХОДИТЕ НА САЙТ ipsyholog.ru
● Подписывайтесь НА КАНАЛ FR-tv goo.gl/gCU1AH и получайте еженедельные советы по воспитанию.
● Сотрудничество и предложения: [email protected]
#кес_видео #кес_детский_садик #кес_покладистый_ребёнок