Реабилитация и восстановление речи после инсульта. Логопед после инсульта на дом Найти врача логопеда к больному после инсульта

Логопед для взрослого человека может понадобиться при нарушениях речи, вызванных либо болезнью (инсульт, грипп, фарингит), либо травмами, либо дефектами, не устраненными .

Услуги логопеда при инсульте

Такое тяжелейшее и, к сожалению, часто встречающееся заболевание, как инсульт, нередко сопровождается нарушением речи и тогда возникает для взрослого.

В наши дни инсульт значительно помолодел. Все больше он затрагивает людей трудоспособного возраста, которым при проведении медикаментозного лечения необходимо восстановление речи для возвращения и к трудовой, и повседневной деятельности. Да и пожилому человеку очень важно сохранить свою речевую активность в домашних условиях, чтобы изъясняться с окружающими и быть правильно понятым ими.

Чаще всего логопедическая работа по восстановлению нарушенных речевых функций начинается уже в стационаре, однако после выписки больные чаще всего остаются один на один со своими проблемами, в связи с тем, что большинство поликлиник для взрослого населения не имеют в своем штате логопеда, а добраться к прикрепленному специалисту, подчас на другой конец города, больные не имеют возможности.

Занятия с логопедом, начатые сразу же после случившегося нарушения мозгового кровообращения, гарантируют наибольшую эффективность восстановления всех речевых функций.

К тому же желательно, чтобы эта работа не прекращалась и после выписки из стационара, поскольку периоды пропуска занятий могут неблагоприятно сказаться на качестве речевого восстановления.

А поскольку физические функции больного восстанавливаются гораздо дольше и часто такие пациенты не могут самостоятельно, без помощи посторонних передвигаться на большие расстояния, быстро устают и нуждаются в отдыхе, актуальным становятся услуги логопеда на дому. К тому же для такой категории больных чрезвычайно важным является соблюдение режима дня.

Работа логопеда для взрослых по постановке звуков, а также устранение говора, акцента

Для исправления речи во взрослом возрасте требуется заниматься всего лишь в течение 45-60 минут два раза в неделю не более 1-2 месяцев. В течение этого времени можно устранить практически все виды нарушений. Главное - это мотивация. Если Вы действительно хотите избавиться от своего речевого дефекта, не пропускайте занятия, делайте все упражнения, заданные для работы дома, и всё получится в кратчайшие сроки!

Мы бесплатно подберем , который будет проводить занятия в удобное для больного время, учитывая его наибольшую активность в различное время дня, использовать различные методики и все необходимые пособия для коррекционной работы.

Инсульт – заболевание, которое занимает 3-е место по распространенности среди людей. Чаще всего этот недуг приводит к инвалидности.

Но заболевание подается лечению, в результате которого можно снизить негативные последствия для организма. Успех терапии напрямую зависит от своевременного оказания помощи.

При правильном лечении в течение часа после приступа можно предотвратить инвалидность.

По каким причинам возникает нарушение речи?

Самым тяжелым последствием является нарушение речевой функции.

В результате теряется возможность общения между людьми, а у пациента начинают формироваться первые признаки депрессии.

Причина нарушения речи после инсульта заключается в поражении речевых зон мозга (зона Вернике и Брока).

Они расположены в задней трети верхней и нижней височной извилины. Если поражение было нанесено зоне Брока, то человек теряет речь полностью, если Вернике – речь становится бессодержательной.

Виды афазии

Афазия – системное нарушение уже сформированной речевой функции . Такой патологический процесс наносит свое негативное влияние различным формам речевой деятельности.

Различают следующие виды афазии:

  1. Моторная – поражается зона Брока. Результатом такой патологии служит полное отсутствие речи.
  2. Акустико-гностическая – поражается зона Вернике. Нарушается анализ и синтез, фонематический слух, приводящий к невозможности понимания обращенной речи.
  3. Афферентная моторная – поражаются нижние отделы постцентральной коры. Пациенту трудно отыскать отдельную артикулярную позу, чтобы воспроизвести звук.
  4. Амнестико-сематическая – поражаются задневисочные и переднетеменные отделы коры головного мозга. Пациент забывает явления и предметы, происходит нарушение понимания грамматических конструкций.
  5. Динамическая – поражаются заднелобные отделы головного мозга. Человеку трудно выстроить внутреннюю программу высказываний и реализовать ее во внешней речи.

Речевая функция — это важно очень!

Восстановление речи после инсульта - задача №1.

Проводить лечебные и восстановительные мероприятия с пациентами, перенесшими инсульт, необходимо в первые полгода. Именно в этот период можно достичь реально положительных результатов.

Конечно, нельзя утверждать со стопроцентной вероятности, что удастся восстановить речевую функцию полностью.

Пациент должен выполнять целый комплекс специально разработанных мероприятий, и только после четкого их выполнения можно говорить о заметных результатах.

Чтобы восстановительный период прошел очень быстро, в первое время занятия с пациентом должны проходить вместе с его родственниками.

Тогда близкие смогут запомнить нужные логопедические занятия и выполнять их в домашней обстановке.

Процесс восстановления речевой функции

Чтобы быстрее восстановить речь после перенесенного инсульта – требуется вовлечения в процесс не только врачей, но и самого пациента с его родственниками.

Именно от этого и будет зависеть, как быстро произойдет процесс восстановления, а также сможет ли человек вернуться к обычной жизни.

Как же быстро и наименее болезненно восстановить речь после инсульта?

Для этого разработан целый комплекс мероприятий:

  • медикаментозная терапия;
  • занятия с логопедом;
  • упражнения;
  • хороший уход.

Посещение логопеда

Задача логопеда – это произвести восстановление речи, основываясь на прежние речевые стереотипы, которые были у пациенты до перенесенного инсульта.

Здесь логопед узнает реакцию пациента на слабые раздражители: тихий голос и шепот.

Процесс должен начинаться с легких занятий, постепенно переходя более трудным. Для каждого пациента подбирается индивидуальная речевая нагрузка с учетом степени нарушения речи вида афазии.

Например, на первом занятии для одного человека будет несложно называть предметы, а для другого вести общение.

Первые занятия для речевого растормаживания должны включать материал, значимый для пациента по смысловому и эмоциональному содержанию.

Очень положительно влияет на выздоровление человека музыкотерапия. Если пациенту трудно закончить предложение, начатой врачом, то можно дать ему прослушать и спеть любимые песни.

Важным моментом остается выяснение песни, которая больше всего ему нравится. В процессе пения он начнет нечетно произносить слова песни, но со временем его речь начнет приобретать четкий характер.

Такие занятия проходят в позитивной обстановке, поэтому пациенты с радостью их выполняют.

Если у человека имеется сенсорная афазия, то применяют наглядные материалы. Ему демонстрируют изображение, а затем предлагают его срисовать и назвать слова, обозначающие предмет на картине.

При этом весь рабочий процесс должен сопровождаться комментариями, которые произносятся спокойным и тихим голосом.

Длительность таких занятий и промежутки времени между ними для каждого пациента определяются в индивидуальном порядке.

Первые речевые занятии после инсульта не должны превышать 7–15 минут. Спустя два месяца продолжительность можно увеличить до получаса.

Обязательно нужно контролировать речевую нагрузку на слух. В палате должно быть тихо, поэтому нужно отключить радио или телевизор. Посторонние звуки истощают и утомляют человека, перенесшего инсульт.

Занятия с больным в домашних условиях

Проводить занятия с пациентом в домашней обстановке можно только после того, как было получено одобрения врача.

Очень важно не навредить: не давать излишнюю речевую нагрузку или сложные упражнения, иначе так можно разрушить оптимизм пациента.

Бывают случаи, когда близким людям не хватает терпения, они желают уже в скором времени услышать внятную и вразумительную речь.

Неуспех пациента вызывает у них разочарование, что сразу же сказывается на их мимике. Человек, перенесший инсульт, теряет позитивный настрой и может в дальнейшем вовсе отказаться от занятий.

Эффективные упражнения

Для восстановления речи в домашних условиях используют специальные упражнения, для здорового человека они покажутся уж очень простыми, но надо понимать, что для пациента после инсульта очень трудно даже шевелить губами.

Выполняют следующий комплекс упражнений:

Лечение стволовыми клетками

Такая терапия направлена на обновление и восстановление пораженных инсультом тканей и сосудов. Роль стволовых клеток направлено на распознание пораженных очагов и замену отмерших нейронов здоровыми клетками нервной ткани.

Представленная процедура включать в себя следующий план действий:

  • используя биоматериал пациента, выделяют стволовые клетки;
  • полученный материал выращивают до необходимого объема;
  • вводят стволовые клетки внутривенно с промежутком в 2 месяца два раза.

После такой терапии удается восстановить целостность ткани головного мозга и его функционирование, нормализовать защитные функции организма, улучшить самочувствие, повысить, жизненны тонус.

Другие методы

Восстановить речевую функцию у человека могут и другие методы терапии, назначить которые может только опытный специалист. В таком случае могут проводить следующее лечение:

  1. Физиотерапия. Она заключается в электростимуляции речевой мускулатуры. Ее целесообразно применять при моторной афазии. Но сегодня этот метод лечения не получил такого широкого применения.
  2. Иглорефлексотерапия . Ее применяют для коррекции артикуляции и улучшения звена речевой деятельности. Целесообразно использовать такую терапию при моторной афазии.
  3. Функциональное биоуправление . Такой метод основан на визуальном контроле деятельности речевой мускулатуры. Не рекомендовано использовать функциональное биоуправление для пациентов с расстройством понимания. После таких мероприятий удается улучшить звено речевой функции.

Сложности реабилитации

Восстановление речевой функции после инсульта – это очень трудоемкий и сложный процесс.

Но такая реабилитация является обязательной, так как только таким образом удастся восстановить нормальное общение пациента с окружающими его людьми , обеспечить психологический комфорт и вернуть человека к прежней жизни.

Если поражение небольшое, то реабилитация проходит быстро. Достаточно провести несколько занятий с логопедом на протяжении месяца и речь снова станет связной. Параллельно проводится организма с помощью ЛФК.

В остальных случаях на восстановление речевой функции придется приложить максимум усилий. Здесь нужно постоянно заниматься, продолжительность реабилитации может затянуться от 4-х месяцев до 2-х лет.

– это очень опасное заболевание, последствием которого становится нарушение речевой функции, артикуляции. Но возвратить речь после инсульта можно только при постоянных занятиях.

Скорость восстановления зависит от различных факторов: степени поражения, типа афазии.

При ОНМК почти всегда затрагиваются речевые центры. Повреждения бывают разными: у одних больных лишь незначительно страдает дикция, другие – полностью теряют возможность выговаривать слова. Восстановление речи после инсульта начинают на ранних этапах лечения, чтобы предотвратить стойкие речевые нарушения.

Почему пропадает способность разговаривать

При инсультном приступе прекращается доступ крови к церебральным структурам, и мозговые клетки погибают. Когда очаг поражения затрагивает речевые центры, то развивается нарушения дикции или развивается афазия, когда человек полностью теряет способность разговаривать.

Второй, менее опасной причиной, является паралич лицевой мускулатуры. Люди утрачивают способность нормально говорить из-за того, что половина языка «не слушается» и не получается полноценной артикуляции.

По характеру возникших нарушений выделяют несколько видов афазии:

  • Тотальная. Инсультники не говорят и не понимают обращенные к ним слова. Сознание спутано, возможна полная амнезия.
  • Сенсорная. Развивается при поражении височных долей (центр Верники). Человек может частично разговаривать, но не понимают значение слов.
  • Моторная. Мозговые центры не нарушены, проблемы с артикуляцией появились из-за паралича языка и лица.
  • Амнестическая. Похожа по проявлениям на сенсорную, но больные теряют способность распознавать названия предметов.
  • Семантическая. Люди не могут понять сложные предложения и общаются с помощью коротких простых фраз.

Методика восстановления речи после инсульта подбирается с учетом механизма нарушения. Моторная афазия устраняется легко, а вот тотальная потеря речи требует сложной программы реабилитации и редко бывает успешной.

Методы восстановления нарушенных речевых функций

При афазии после инсульта лечебные мероприятия начинают, когда исчезает угроза для жизни и состояние пациента становится стабильным. При ишемическом приступе, если появились нарушения речи, лечение проводят с 1-3 дня, а когда произошло мозговое кровоизлияние – на 5-7 сутки.

Раннее начало занятий поможет быстро вернуть речь и сохранить больному способность полноценно общаться.

Методика восстановления подбирается индивидуально, с учетом механизма афазии и очага поражения мозговых структур.

Методы восстановления речи после инсульта зависят от стадии постинсультного периода. На раннем этапе проводится:

  • медикаментозная терапия;
  • массаж;
  • занятия с логопедом.

Но в стационаре только намечают пути восстановления, а дальнейшие лечебные мероприятия будут проводиться дома. Родственникам пациента подробно рассказывают: что делать, чтобы вернуть речь.

Можно ли восстановить речевые функции полностью?

В момент выписки точный прогноз неврологи дать не могут. Успех восстановительных мероприятий, проводимых в домашних условиях, зависит не только от тяжести мозговых повреждений, но и от регулярности проводимых занятий. Немаловажную роль играет и психологический настрой пациента – нужно помочь человеку поверить, что он снова сможет нормально разговаривать.

Медикаментозная терапия

Препараты для восстановления речи после инсульта на ранней стадии применяют для ограничения очага поражения и улучшения питания нервной ткани. Пациентам назначают:

  • ноотропы (стимулируют регенерацию и помогают восстановить функции мозговых клеток);
  • гипотензивные средства (необходимы при критических подъемах АД);
  • кроворазжижающие препараты (уменьшение вязкости крови позволяет улучшить церебральное кровообращение);
  • диуретики (применяются для снижения отечности мозговой ткани).

Дополнительно, для стимуляции восстановительных процессов, могут применяться:

  • Глиатилин;
  • Цераксон;
  • Актовегин;
  • Мексидол.

Медикаменты позволяют снизить тяжесть мозговых нарушений, но одних лекарств для восстановления речевой функции недостаточно.

Упражнения для улучшения дикции

Прежде чем проводить упражнения для восстановления речи, следует запомнить несколько правил:

  1. От простого к сложному. Не нужно форсировать события, начинать надо с простых движений губами и языком.
  2. Хвалить за малейший успех. Если инсультник поверит в свои силы, то восстановление речи будет более успешным.
  3. Избегать переутомления. Если человек устал или утратил интерес, то лучше отложить занятие.

Первые упражнения для развития речи проходят под наблюдением логопеда в стационарных условиях. В этом периоде оценивается характер возникших отклонений, подбираются эффективные упражнения, которые необходимо выполнять в домашних условиях. Но не следует увлекаться: для достижения успеха достаточно ежедневно делать предлагаемые движения по 5-10 раз.

  • Сложить губы трубочкой и выдохнуть воздух, издавая звук «У».
  • Покусывать зубами сначала нижнюю, а затем верхнюю губу. Поможет восстановить тактильные ощущения. Кусать слегка, не повреждая ткани. При сильном расстройстве чувствительности на лице упражнение делать не рекомендуется.
  • Улыбаться, стараясь, чтобы уголки рта приподнимались симметрично.
  • Высовывать свернутый в трубочку язык
  • Почмокать губами.
  • Водить языком по зубам и мягкому небу, облизывать губы.
  • Медленно надувать и сдувать щеки, стараясь, удерживать воздух парализованной и здоровой частью губ.

Массаж

Когда нарушена речь после инсульта, у больного отмечаются дополнительные расстройства:

  • слюнотечение;
  • «обвисание» щеки и уголка рта;
  • проблемы с принятием пищи (во время пережевывания еда вываливается изо рта).

Массажные процедуры помогут улучшить мышечный тонус и восстановить нарушенную мимику. После снижения тяжести пареза инсультнику станет легче выговаривать слова.

Массажируют точки на лице и языке (расположение надо уточнить у специалиста), проводится мягкое поглаживание и растирание щек, лба и подбородка.

Скороговорки для восстановления речи

Родители помнят, что детям с невнятной речью подбирали скороговорки, позволяющие улучшить артикуляцию звука. Восстановление дикции взрослых проводится по аналогичной схеме. Подбирая скороговорки для восстановления речи после инсульта, надо руководствоваться следующими правилами:

  1. Начинать с простых. Сначала выбирать короткие, из 1-3 предложений, вызывающие умеренное затруднение в произношении.
  2. Добавлять буквы постепенно. Сначала надо добиться артикуляции 1-2 звуков, а затем добавить следующие. Большая логопедическая нагрузка вызовет у взрослого перенапряжение речевого аппарата.
  3. Добавить в занятия элемент игры. Механическое произношение слов поможет меньше, чем совместное разучивание скороговорок. Если в семье есть маленький ребенок, плохо выговаривающий слова, то хорошим вариантом станут одновременные учить рифмы с малышом и с родственником, перенесшим инсульт.

Обратите внимание! Для тренировки работы губ наиболее подходят скороговорки со звуками “Б”, “П”, а для языка – “Л” и “В”. Примеры приведены ниже.

Со звуком “Б”:

  • Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела – белой даже не была.
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Со звуком “П”:

  • Пошла Поля полоть в поле.
  • Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

Со звуком “Л”:

  • Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.
  • Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Со звуком “В”:

  • Вавилу ветрило промоклосквозило.
  • Не видно – ликвидны акции или не ликвидны.

Проблемы с речью после инсульта исчезнут скорее, если человек будет время от времени произносить стишки или считалки. По мере тренировки артикуляции у человека появится правильная речь, улучшится мимика, появится уверенность в собственных силах.

Применение народных средств

В дополнение к массажу и логопедической гимнастике врачи рекомендуют использовать фитотерапию. Хорошо помогут отвары и настои из следующих растений:

  • шишки сосны;
  • калина;
  • чабрец;
  • можжевельник;
  • шиповник;
  • земляника;
  • календула.

Общеукрепляющее действие оказывают хвойные ванны. Содержащиеся в хвое эфирные масла улучшают мышечную подвижность и улучшают позитивный настрой. Если есть противопоказания для принятия общей ванны, можно делать ванночки для ног.

Помощь логопеда после инсульта

Работа логопеда после мозгового удара заключается в следующем:

  • оценка речевых нарушений;
  • подбор тактики для устранения речевых отклонений;
  • коррекция упражнений с учетом прогресса в восстановлении речи.

Логопед после инсульта с речевыми нарушениями становится одним из важных врачей для обеспечения полноценной реабилитации.

Занятие с логопедом для лежачих больных проводится дома, а пациентам, способным передвигаться, рекомендуется посещение поликлиники. В большинстве специализированных учреждений есть логопед для взрослых, помогающий устранить речевые отклонения. Дополнительным плюсом инсультнику станет смена впечатлений и возможное участие в групповых занятиях с «товарищами по несчастью».

Логопед для взрослых после инсульта нужен, чтобы избежать стойких речевых расстройств. Чем раньше начнутся восстановительные мероприятия, тем больше шансов у пациента начать нормально разговаривать.

Вспомогательные инструменты

На сегодняшний день существуют приложения для смартфонов и планшетов, способные помочь людям, чья речь мало понятна или тем, кто не может говорить вовсе.

Как пример, приложение “Пойми меня”. Интерфейс программы состоит из интуитивно понятных пиктограмм с подписью на русском языке. С их помощью можно формировать понятные короткие предложения. На видео ниже показан принцип работы с приложением.

Программа предлагается в двух версиях: бесплатная и платная. Скачать и установить приложение для Android можно с Google Play по ссылкам ниже:

  • https://bit.ly/2ryWq4f – бесплатная версия;
  • https://bit.ly/2PAJqob – платная.

Бесплатная версия программы сильно ограничена в функционале. Но с помощью нее можно сделать вывод: подходит она вам или нет.

Цена платной версии довольно символическая. На данный момент она составляет всего 51 руб.

Инсультом называют острое нарушение мозгового кровообращения, в ходе которого наступает и нарушение речи. Нарушение функции речи, невозможность произносить слова в первые дни после инсульта - отличительная черта патологического процесса. Спустя достаточно короткое время, иногда это несколько дней, развивается тотальная - один из видов речевого расстройства. В зависимости от области поражения головного мозга существуют несколько форм афазий:

  1. Сенсорного типа. Больной теряет возможность различать звуки и понимать их, тоже касается слов - слышит одно, но воспринимает как совершенно иное.
  2. Моторного типа. Нарушается правильное месторасположение органов артикуляции, за счет чего пациент не может говорить вообще либо же искажает звуки.
  3. Амнестического типа. Больной забывает названия предметов или знает, но не может вспомнить как правильно произносить слово.
  4. Динамического типа. Характеризуется тем, что пациент не в состояние связать из нескольких слов предложение.
  5. Семантического типа. На фоне поражения области мозга человеку крайне сложно понимать смысл сложно построенных речевых конструкций, например, поговорок и стихотворений.

У не только нарушается речевой аппарат, но и возможность писать и читать. Изменяется социальный статус человека, такие больные часто впадают в депрессию, считая, что их жизнь окончена и они никому не нужны. Помочь такому человеку в домашних условиях очень сложно. Такому человеку нужны не только специалисты, помогающие восстановить речь, но и круглосуточный уход. По этой причине, многие родственники пожилого человека задумываются о частных пансионатах для престарелых, которые как правило могут предоставить опытного логопеда и эффективные методики восстановления после инсульта.

Восстановление речи с помощью логопеда

Логопед для взрослых после инсульта: стоит ли обращаться? Сразу стоит отметить, что эффективное восстановление речевого аппарата после инсульта может предоставить исключительно логопед - квалифицированный специалист, знающий методики работы с подобной категорией больных. Хороший врач располагает не только способами реабилитации речи, но и имеет знания в области неврологии, лингвистики и психологии. При выборе логопеда обратите на это внимание, поскольку специалист должен будет уметь расположить к себе пожилого человека, убедить, что занятие ему необходимы. Ведь старики - особая группа пациентов, большинство из них, пережившие инсульт теряют интерес к жизни.

Также родственникам очень важно понять, что они не могут самостоятельно использовать техники восстановления речи, изученные в книге или прочтенные в Интернете. Только врач может подобрать верную методику, определить ее дозирование и стимулировать пациенты к речевой деятельности.

Почему не стоит родственникам отказываться от услуг логопеда? Как показывает практика, многие родственники считают, что они вполне сами могут справиться с восстановлением речи, прочитав некоторые рекомендации, тем самым не переплачивая. К сожалению, это в корне ошибочное мнение и позже, это становится понятно всем. В первую очередь, родственники подбирают неправильную схему реабилитации, которая, как правило не эффективна. Как следствие, положительные результаты отсутствуют, больной впадает в депрессию и позже отказывается работать даже со специалистом. Таким образом теряется драгоценное время, ведь первые 6 месяцев самые важные и именно в это период работа с логопедом наиболее плодотворна.

Наши пансионаты:

Чем могут помочь близкие люди?

После инсульта - длительный и медленный процесс, зависящий от общего состояния больного и его индивидуальных особенностей организма.

Даже учитывая тот факт, что восстановлением речи должен заниматься профессионал, но не стоит исключать участие родственников. Родные и близкие люди должны регулярно и подолгу разговаривать с пожилым человеком, рассказывать ему новости или просто читать книги. Такой процесс будет помогать больному восстанавливать понимание речи, проговаривая про себя. Старайтесь все слова произносить громко, четко, при необходимости несколько раз. Подобный комплексный подход - работа врача и помощь со стороны близких намного ускорит восстановительный процесс.

Дополнительно стоит проконсультироваться с логопедом и выяснить все моменты общения с таким пациентом.

Эмоциональный аспект афазии после инсульта

Наиболее сложно после инсульта приходится пациентам пожилого возраста. Период реабилитации может быть сложнее и длиннее на фоне столь деликатного возраста. Поэтому, к таким больным необходим особый подход.

Как уже говорилось выше - первые полгода наиболее подходящие для восстановления речи, поэтому следует как можно скорее выяснить у врача форму афазии и подключить логопеда. В случае, когда в вашем городе нет подходящего специалиста, то возможно получить консультацию в скайп-режиме. Для этого необходимо найти в Интернете подходящую клинику и договориться об онлайн-приеме.

В первое время занятия с логопедом после инсульта должны быть максимально часто, по возможности ежедневно. При наличии положительной динамики регулярность занятий можно снизить. Как утверждают многие специалисты, помочь человеку в данной ситуации вполне реально, все зависит от желания родственников и профессионализма врача.

Естественно, бывают ситуации, когда у родственников нет возможности посвятить все свободное время своему близкому. Это обыденная ситуация, особенно для тех, кто живет в крупных городах и мегаполисах, таков ритм жизни. По этой причине многие прибегают к услугам частных пансионатов, помещают . Здесь существует реальная возможность помочь близкому и быть уверенным, что ему предоставят нужный уход и заботу. «Дом доброты» проводит восстановление и пациентов после инсульта, представляет услуги опытного логопеда, внимательных сиделок. Доверяя вашего близкого человека «Дому доброты» можно быть полностью уверенным, что здесь ему помогут, восстановят физическое и эмоциональное здоровье.

В это время логопеда найти не сложно. Они имеются во всех областных больницах, а также и в неврологических отделениях городских больниц и районных поликлиник.

Начинать логопедические занятия лучше всего в первые две недели после инсульта. Потому что в этом периоде восстановительное обучение будет иметь наибольшую эффективность.

Помощь близких

Перед занятиями с больным нужно спокойно поговорить, подготовить его к выполнению заданий, успокоить его.

1. В присутствии больного надо обговаривать вопросы, затрагивать такие темы, чтобы они касались его, но не травмировали.

Например, обсуждать любимые телевизионные сериалы или передачи больного. Ни в коем случае не упоминайте о его повреждении речи.

2.Помогите почувствовать больному, что он не один, что вы тоже помогаете ему, делаете для него все необходимое.

Говорите при нем негромко и спокойно, чтобы он прислушивался к речи близких ему людей.

3. Часто больные не понимают речь, поэтому и не идут на контакт. В этом случае надо показывать больным картинки. на которых изображены различные предметы, животные, растения. Обязательно должны быть подписи к ним, написанные на небольших листах бумаги. Сначала эти подписи больной должен разложить к картинкам, которые обозначают их слова. Позже он должен читать эти подписи вслух.

4 . Всегда хвалите его за выполнения заданий, но не ругайте, когда что-то не получается — это может травмировать его.

5. Следующее задание заключается в том, что больному задают предмет (говорят вслух), а он должен найти его в помещении и показать.

6. После этого больного обучают словам, которые близки по звучанию, например, «ложка — кошка», «стул — стол» и т.д.

7. Следующие задание — восстановление понимания речи на слух. С больным надо заводить разговоры на темы дня. Например спросить, не хочет ли он есть, причесаться. Надо попросить его выпеть лекарство, подать ложку.

8. Через некоторое время после инсульта (2-4 недели) больной уже может смотреть телевизионные передачи или слушать радио — это тоже стимулирует восстановление понимание речи.

9. Следующие задание — это пение песен, которые больной хорошо знает. Вы сначала должны спеть ему первый куплет, только четко. За вторым разом больной должен вам подпевать.

10. И, наконец, задание по повторению простых фраз, тема которых касается событий дня: «Сегодня приходил врач. Мне уже лучше «.

Главное, чтобы вместе с близкими занимались опытные логопеды.

Афазия. Восстановление речи после инсульта, черепно-мозговой травмы

На ваши вопросы отвечает логопед-дефектолог Коваленко Т.А.

Что такое афазия?

Афазия - это полная или частичная утрата речи, которая возникает в результате очаговых поражений головного мозга, охватывает все языковые уровни, включая лексику, грамматику, синтаксис, фонетику, а также влияет на ее связи с другими психическими процессами. К такому тяжелому нарушению речи могут привести:

  • Острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт);
  • Черепно-мозговые травмы, контузии;
  • Нейроинфекционные заболевания;
  • Опухоли головного мозга, кисты, ангиомы;
  • Интоксикации (наркотические, токсические).

Кто чаще всего обращается за помощью?

По статистике, конечно, чаще обращаются взрослые и пожилые люди. Но в моем опыте были и дети, и подростки. Согласно мировой статистике, отмечается увеличение числа больных с инсультом и их омоложение.

Что бы Вы посоветовали в первую очередь предпринять, если случилась такая ситуация, и человек утратил речь, полностью или частично? Как быстро надо начинать реабилитацию?

Если близкие, родные или знакомые увидели отклонение в состоянии сознания человека, частичную или полную утрату речи, то необходима экстренная госпитализация, а также оказание комплексной специализированной помощи, в которую входит лечение больного, максимальное восстановление или компенсация утраченных функций (медикаментозное лечение, массаж, ЛФК, занятия с логопедом - логотерапия, а также психотерапия). То есть нужно начинать заниматься с логопедом-афазиологом на больничной койке (Прим. администрации Центра Ember: в нашем Центре практикуется выезд логопеда-афазиолога прямо в больницу).

Где может человек с афазией получить помощь, в каких учреждениях? Это платно или бесплатно?

Человек, перенесший инсульт, попадает в острое неврологическое отделение. Как правило, логопеды-афазиологи входят в штат таких отделений. После выписки пациент может получить логопедическую помощь при обращении в районную поликлинику, а также в центрах реабилитации, где оказывается бесплатная медицинская помощь. К сожалению, бесплатно в таких центрах можно получить лишь короткий курс занятий с логопедом, и родственникам больного приходится искать специалиста в речевых центрах с выездом на дом.

Кто должен осуществлять сопровождение человека с афазией, какие специалисты? Какие мероприятия должны входить в курс коррекции? Какую роль играет логопед?

Прежде всего больному с афазией нужна поддержка близких людей, благоприятный эмоциональный фон, желание родных помочь своему близкому, поддержать его в трудную минуту. В восстановительной программе должны участвовать: невролог, клинический психолог, психотерапевт, логопед-афазиолог. В этот курс входят мероприятия, предполагающие индивидуальную и групповую логотерапию, психокоррекционное воздействие, мероприятия по социально-бытовой реабилитации.

В зависимости от очага поражения, его места, назначается план работы: растормаживание речи, работа над устной и письменной речью, а также использование компьютерных программ для «домашней работы».

Какое образование, квалификация должна быть у логопеда, чтобы он мог качественно оказать помощь при афазии?

К работе с такими больными допускается логопед, прошедший курс повышения квалификации по афазии.

От чего зависит прогноз? Какова обычно длительность реабилитации? Всегда ли реабилитация успешна?

Всё зависит от тяжести заболевания и места поражения головного мозга. В случае легкой степени при первичном инсульте речь и психические функции могут быть не затронуты. При тяжелой степени афазии требуется длительный восстановительный курс, который может растянуться на годы.

Как на Ваш взгляд лучше - когда логопед приезжает на дом к клиенту или клиент приезжает заниматься в центр? Что полезнее и почему?

Что касается взрослых пациентов, место проведения занятий никак не влияет на результат. К сожалению, часто бывает так, что чувствуя собственную немощность, пациент бросает занятия с логопедом-афазиологом, не видя быстрого результата. Это очень большая ошибка. И когда нет воздействия на такого человека со стороны близких и окружающих, то очень маловероятно, что он вернется к прежней жизни, которая у него была. Поэтому, если это будут занятия в Центре, которые будут стимулировать его ходить, придерживаться определенного распорядка, режима, то это будет его организовывать с точки зрения эмоционального настроя и самодисциплины.

Поделись ссылкой с друзьями!

Логопед для взрослых: как восстановить речь после травмы или болезни?

Много лет медики ищут пути к восстановлению способности нормально говорить у таких пациентов и в последнее время достигли значительных успехов.

Этапы большого пути

Чтобы восстановить утраченную речь, нужно прежде всего понять, каким образом она формируется, какие органы и структуры мозга участвуют в ее возникновении и выражении. В отечественной науке первым, кто наметил контуры и основные звенья той «цепочки», которая заканчивается формированием речевого сообщения, был выдающийся психолог Л. С. Выготский. Сначала возникает мотив - желание, оно понуждает мозг к созданию некоего общего замысла, который получает выражение в форме внутренней речи - будущего высказывания в свернутом виде.

И лишь затем возникает речевая структура, которая воплощается в конкретную фразу. Этот процесс можно было бы сравнить с конвейером, на который сначала поступает бесформенный кусок пластмассы, проходящий различные стадии обработки и превращающийся в итоге в вещь, окрашенную в определенный цвет. Это эмоциональная окраска речи - ее интонационное богатство, акценты, позволяющие передать оттенки смысла.

Этот процесс ежесекундно осуществляется в мозге любого здорового взрослого человека: и для того, чтобы задать вопрос о цене сахара, и для того, чтобы произнести монолог актера.

Основоположник российской нейропсихологии А. Р. Лурия исследовал каждый компонент формирования речи и механизм их взаимодействия между собой. Оказалось, что в этом процессе главную роль играют смысловые связи. Если эти связи не работают хотя бы частично, происходит нарушение как восприятия речи, так и ее воспроизведения.

Например, мозг здорового человека реагирует на слово «доктор» почти так же, как на слова «врач», «лекарь», «медик». Когда же нормальные функции мозга нарушены в результате травмы, инсульта, влияния сильнодействующих препаратов, то человек скорее отреагирует на слово «диктор», которое по звучанию похоже на слово «доктор».

Общий язык

Лурия А. Р. разработал систему методов, позволяющих изучать нарушения речи у пациентов и выделять те этапы формирования речевого сообщения, которые нарушены при различных повреждениях мозга.

На третьем этапе больному предлагают повторять последовательности слов и предложений. Это необходимо для того, чтобы выявить трудности с воспроизведением отдельных речевых единиц. Следующий, очень важный этап исследования заключается в том, что пациенту предлагают либо называть указанные предметы, либо проверяют, не испытывает ли он затруднений с припоминанием слов в процессе связного высказывания. Это нужно для классификации речевых нарушений при поражениях мозга.

Ключевой подход к этой проблеме предложил известный лингвист Р. О. Якобсон. Он исходил из того, что человеческая речь имеет две основные формы организации: одна определяет связность высказывания, другая - кодирование смысловых понятий. Поэтому, по его предположению, нарушения речи могут быть разделены на две большие группы: те, которые нарушают связность высказывания, и те, которые сохраняют правильные связи слов между собой, но нарушают саму систему кодирования.

Наблюдая больных, Лурия пришел к выводу, что передние отделы речевой зоны коры головного мозга «отвечают» за связность речи, задние отделы - за смысл речевого сообщения. Однако четкой «привязки» определенных участков мозга к характерным речевым нарушениям быть не может: этот процесс слишком сложен и состоит из многих компонентов.

Нейрореабилитация сегодня

Все эти методы легли в основу организации работы нейрореабилитационной службы, занимающейся лечением больных с нарушениями речи и других сложных функций мозга после травмы и инсульта. С больным, у которого пострадали речевые зоны мозга, работают не только высококвалифицированные неврологи, психиатры, специалисты по восстановительной терапии, но и психологи, педагоги, логопеды. Только такая комплексная поэтапная реабилитация требует нескольких месяцев, а то и лет напряженных усилий врачей разных специальностей, самого пациента и его близких родственников, способна привести к восстановлению речевых способностей.

В 1987 году в Москве был создан Центр патологии речи (с 1992 года - Центр патологии речи и нейрореабилитации), которым руководит академик РАО Виктор Маркович Шкловский. Это крупнейшее в Европе лечебное учреждение такого профиля. Сюда поступают со всей страны тяжелые больные с последствиями инсультов и черепно-мозговых травм, дети с нарушениями речи, памяти, внимания и других высших психических функций.

386 сотрудников разных специальностей осуществляют комплексную программу диагностики, лечения и реабилитации пациентов. Центр также руководит работой по оказанию нейрореабилитационной помощи в Москве и Российской Федерации.

Для восстановления нормальной работы мозга используются высокотехнологичные нейропсихологические методы, которые позволяют исследовать высшие психические функции мозга пациента. На первом этапе нейропсихологи изучают состояние памяти, внимания, познавательных способностей, речи, письма у пострадавшего, выясняют степень их нарушения, а также его интеллектуальные, волевые, эмоциональные особенности, чтобы сформировать индивидуальную программу реабилитации.

Нужный импульс

Новая методика, определяющая уровень постоянных потенциалов в мозге (УПП), позволяет врачам оценить уровень обмена веществ в разных участках мозговой ткани. Более высокие значения УПП говорят о повышении энергетических затрат в какой-либо области мозга, о высоком расходовании глюкозы. По этим маркерам можно судить о наличии или отсутствии резерва в определенных зонах, что помогает врачам подобрать для пациента индивидуальную схему медикаментозной терапии.

Исследование вызванных потенциалов головного мозга дает информацию о состоянии познавательных функций пациента, позволяет судить о степени их реабилитации в процессе лечения. Эта методика состоит в подаче определенных электрических импульсов к различным участкам мозга и регистрации его ответных всплесков электрической активности.

Транскраниальная магнитная стимуляция - метод, который позволяет при стимуляции мозга получить двигательную реакцию любой мышцы тела и «вычислить» время, за которое проходит сигнал от коры головного мозга до нервных корешков, стимулирующих сокращение мышцы. С помощью этих исследований можно дать предварительный прогноз восстановления некоторых функций у пациента.