Приказ мвд заставляет полицию забирать детей без закона. Памятка о контроле за времяпровождением ребенка Несовершеннолетний контроль за поведением которого

Зависимость отношений от чувств родителей к ребенку и особенности контроля за его поведением Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность.

Часто источником конфликта становится внешний вид подростка. Родителей не устраивает ни мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников.

Камнем преткновения во многих семьях может стать вопрос: до которого часа подросток может гулять вечером? Или родители считают, что девочке рано встречаться с мальчиком и т.д. легкая ранимость этого «взрослого» ребенка требует от родителей терпеливого разъяснения.

Но ни в коем случае нравоучений и нотаций! Подросток хочет, чтобы взрослые считались с его мнением, уважали его взгляды. Отношение к себе как к маленькому обидит подростка. Вот почему недопустимы со стороны родителей мелочная опека, излишний контроль. Слова убеждения, совета или просьбы, которыми родители на равных обратятся к подростку, воздействуют быстрее.

Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций:

Уход от проблемы (чисто деловое общение)
Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка.
Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)
Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.
В подростковом возрасте очень важно интимно-личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь – то, что должно присутствовать в отношениях с родителями.

Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

С появлением второго ребенка привилегии старшего брата или сестры обычно ограничиваются. Старший ребенок теперь вынужден, причем часто безуспешно, вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей степени обычно обращено на младших детей.

Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными.

Распад семьи отрицательно влияет на отношение между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушение душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справится с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.
После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
Принимать активное участие в жизни семьи;
Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
Уважать право ребенка на собственное мнение;
Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1999 № 120- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предлагает следующие определения: безнадзорным признается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный - это тот же безнадзорный, но не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Безнадзорность есть отсутствие надзора (контроля) за ребенком, подростком. При этом не имеет значения, в силу каких обстоятельств - объективного или субъективного свойства - этот надзор отсутствует. В любом случае речь идет о поведении лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком (семья, опекуны, социальные работники). А беспризорность находится в совершенно другой плоскости. Это характеристика положения несовершеннолетнего в семье и обществе, его социальный статус. Обрести, к сожалению, такой статус ребенок может как по собственному желанию, так и в силу стечения каких-либо обстоятельств. Среди таковых главенствует безнадзорность, т.е. отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц.

Безнадзорный ребенок, в отличие от беспризорного, как правило, живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и разрушения. Предоставленные самим себе, дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, бесцельному времяпрепровождению. Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка.

К безнадзорным относятся дети и подростки: потерявшие семейные и родственные связи; брошенные родителями или самовольно ушедшие из семей, не обеспечивших ребенку минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними; убежавшие из интернатных учреждений; выпускники интернатных учреждений, оказавшиеся без работы и средств к существованию; занимающиеся бродяжничеством, попрошайничеством; совершающие мелкое воровство; употребляющие спиртные напитки, токсичные и наркотические вещества; получившие отсрочку отбывания наказания; являющиеся жертвами сексуальных преступлений; вовлеченные в противоправную деятельность, осужденные условно и др. - всего 14 категорий.

К отличительным признакам беспризорности относятся: полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками; обитание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств для обеспечения жизни способами, не признаваемыми обществом социально позитивными; подчинение кастовым криминальным законам, предписанным беспризорникам «авторитетами». Отсутствие собственного жилья обычно превращает беспризорников в бродяг, кочующих с места на место. Совокупность всех вышеперечисленных признаков отличает беспризорного ребенка от других детей.

Беспризорность часто связывают с противоправным поведением. Беспризорные дети не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

Среди бродяжничающих, беспризорных подростков в зависимости от срока их пребывания в уличной среде выделяют три уровня.

К первому уровню относят подростков, которые пробыли на улице меньше месяца. Они еще не успели адаптироваться в этом мире, не утратили надежду на возвращение в свою семью (особенно младшие подростки). Они пытаются зарабатывать на жизнь - попрошайничают, собирают бутылки, иногда приворовывают у пьяниц.

Ко второму уровню относят подростков, которые пробыли на улице более месяца (иногда до года). Как правило, они подверглись дополнительному риску жестокого обращения и насилия уже после побега из дома или детского учреждения. Такие подростки уже приобрели опыт употребления алкоголя, токсических средств, нередко и сексуальных связей. Спектр асоциального поведения их значительно расширен по сравнению с детьми первого уровня. Попрошайничеству они предпочитают воровство.

К третьему уровню относят подростков, покинувших дом более года назад. Такие подростки уже приобрели криминальный опыт, их нередко вовлекают в свою деятельность разного рода преступники. Переход подростка в эту группу увеличивает риск его социальнопсихологической деформации и уменьшает его шансы попасть в социально-реабилитационное учреждение. В сегодняшних условиях эта группа имеет тенденцию к увеличению.

Беспризорные и безнадзорные дети имеют сложный социальный, медицинский и психолого-педагогический статус. Условия, в которых живут эти дети и подростки, тормозят их социальное, физическое, умственное развитие. Проживание вне семьи или интернатных учреждений, в подвальных и чердачных помещениях, в антисанитарных условиях, без медицинской помощи и регулярного питания подрывает состояние здоровья детей, ведет к их социальной дезадаптации, разрушает познавательную деятельность, без которой невозможна их дальнейшая социализация. В социальные приюты дети поступают в состоянии истощения, отягощенного рядом серьезных заболеваний. Так, нарушение психики отмечено у 70% беспризорных детей, почти 15% имели опыт употребления наркотиков и психотропных веществ, они наиболее уязвимы с точки зрения заболевания ВИЧ-инфекцией. Социальное и психическое развитие беспризорных детей деформировано. Для них характерна низкая степень социальной нормативности, искаженность ценностных ориентаций, мотивов поведения, низкий уровень знаний. Большинство начинают учиться читать, только попав в социально-реабилитационные учреждения.

Медицинское обследование беспризорных и безнадзорных детей показывает, что все они имеют соматические заболевания, которые у большинства носят хронический характер. Дети по нескольку лет не бывают на приеме у врача, а поскольку зачастую они не посещают детские дошкольные учреждения и школы, то полностью лишены какого-либо медицинского наблюдения. Здесь могут быть отклонения как в физическом, так и в психическом развитии. Нередко выявляется задержка умственного развития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации. В этом источник склонности к наркотизации и формирования криминогенного поведения.

Длительное неудовлетворение основных психических потребностей ребенка в семье, школе, социальном окружении негативно влияет на его психологический статус. Большинство беспризорных и безнадзорных детей имеют эмоциональные расстройства различной степени выраженности, для них характерны невротические реакции, неврозоподобные состояния. Отмечается наличие страхов, тревожность, нарушение сна, замкнутость, агрессивность, низкая самооценка, нарушение доверия к окружающим людям. У беспризорных детей пониженное самоуважение, их действия часто бывают неадекватны ситуации, что происходит из-за разочарования в семье и школе, они часто импульсивны, страдают из-за недостатка доверия, у них нередко возникают проблемы при выборе трудовой деятельности. Многие дети не имеют навыков счета, письма, чтения, объем знаний и общий кругозор их чрезвычайно скудны. В силу неблагоприятных жизнен ных обстоятельств эти дети не приучились к учебной деятельности и умственной работе. На первый план выходят выживание, поиск куска хлеба, страх перед насилием, стремление его избежать. Они привыкли к различным асоциальным формам жизнедеятельности: жизнь в подвалах, на чердаках и помойках, попрошайничество, воровство, бродяжничество.

Специалисты выделяют три основные группы причин возникновения безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних:

  • 1) социально-экономические;
  • 2) социально-психологические;
  • 3) психологические.

К социально-экономическим относят факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие быт людей. Это экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами.

Социальные потрясения во всем мире и в России, в частности, сопровождаются повсеместным ростом числа безнадзорных и беспризорных детей. Современная социальная и политическая ситуация в нашей стране характеризуется высокой нестабильностью, низкими доходами большинства семей, спадом производства, ухудшением качества питания. Политическая ситуация во многих регионах напряжена. К концу перестройки по мере ухудшения экономического положения страны, обострения национальных конфликтов и нарастания продовольственного кризиса число детей, оставшихся без присмотра родителей, стало расти. Среди них все больше и больше хронически больных, вследствие врожденной патологии, из-за которой родителям предлагают оставить ребенка в детском учреждении, или плохого ухода за детьми в неблагополучных семьях, где родители пьют, ведут аморальный образ жизни и т.д.

Причиной увеличения числа безнадзорных детей является рост числа родителей, потерявших свои рабочие места вследствие свертывания производства, отсутствия программ создания новых рабочих мест, должного финансирования социальных программ и контроля со стороны правоохранительных органов за соблюдением законодательства в области охраны интересов детей. Определенное влияние на развитие безнадзорности оказывает также свертывание инфраструктуры, обслуживающей отдых детей, их досуговую деятельность, коммерциализация сферы образования и культуры и др.

Социально-психологические причины безнадзорности и беспризорности (они часто выступают как следствие социально- экономических) связаны с кризисом семьи, увеличением числа разводов, потерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым обращением с детьми, физическими наказаниями, сексуальным, физическим и эмоциональным насилием со стороны взрослых.

Причины возрастающей безнадзорности детей и подростков коренятся, главным образом, в условиях жизни многих российских семей. Тяжелое материальное положение большинства населения, рост алкоголизма и наркомании, маргинализация общества создают серьезные перегрузки для семьи. Растет число неблагополучных семей, из которых дети вытесняются на улицу, становятся бомжами, попрошайками. Каждый четвертый подросток, доставленный в органы внутренних дел за безнадзорность, занимался попрошайничеством. Ежедневно в Российской Федерации регистрируется более полутора тысяч разводов, в результате без одного родителя остаются около 1300 детей. Рождаясь в неблагополучной семье, ребенок изначально не получает удовлетворения основных жизненных потребностей: в любви, заботе, внимании и участии со стороны окружающих.

Наличие того или иного фактора не означает обязательного возникновения безнадзорности, но оно указывает на большую степень вероятности ее появления. Так, довольно стабильной среди семей безнадзорных детей является доля семей с низким прожиточным уровнем, алкоголизмом, наркоманией, аморальным образом жизни родителей и эмоциональной отчужденностью между детьми и родителями, семейной жестокостью.

Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина - отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, товары, услуги. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях. Отсутствие в семьях заботы, психическая депривация, физическое и сексуальное насилие толкают детей к побегам.

Семейное неблагополучие - основная, но не единственная причина безнадзорности детей. Дополнительными факторами риска безнадзорности становятся безработица родителей и миграционные процессы. Обострившиеся национальные конфликты и появившаяся вместе с ними проблема беженцев выдвинули весьма острую проблему безнадзорности и беспризорности детей из семей беженцев. Помимо неблагополучной семьи, дестабилизирующими факторами, несомненно, становятся нарушение прав детей в области образования, профессионального обучения, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальные факторы и медико-психологические особенности развития личности ребенка из неблагополучной семьи создают для него определенные сложности и в процессе обучения в школе. Такие дети плохо усваивают материал, пропускают занятия, конфликтуют с учителями и одноклассниками. Позиция школы стала дополнительным фактором риска. При формальном соблюдении требований не отчислять ребенка из школы педагогические коллективы дистанцировались от подростков с трудными судьбами. Таким образом, школа также может выступать институтом, отторгающим проблемного ребенка, способствующим его безнадзорности. За последние годы резко увеличилось количество подростков в возрасте 14-15 лет, покинувших по разным причинам учреждения общего и профессионального образования и не начавших трудиться.

Отрицательную роль сыграло также ослабление работы с детьми по месту жительства (клубы, кружки, комнаты школьника и т.д.). На смену этой системе не создана новая, что фактически обезоруживает общество перед детской безнадзорностью. Бедность в условиях коммерциализации культурной, образовательной, спортивно- оздоровительной сферы закрыла детям и подросткам доступ к развивающим занятиям, разумному досугу и отдыху. Необходимость поиска дополнительного заработка, возвращение в быт семьи многих видов работ, ранее выполнявшихся сферой услуг, сократили возможности общения родителей с детьми, совместных занятий, увеличивая тем самым опасность попадания детей в предкриминальные группировки. Усиливающаяся алкоголизация и наркотизация многих семей способствовала отчуждению родителей от детей, предоставляя их самим себе, толкая в уличные компании с асоциальной направленностью.

Психологические причины безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних связывают с увеличением числа детей, имеющих выраженные аномалии, черты асоциального поведения. Некоторые ученые соотносят их с генетическим предрасположением. Среди подрастающего поколения такие дети составляют 3-5%.

В реальной жизни социально-экономические, социальнопсихологические и психологические причины безнадзорности и беспризорности тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

· безнадзорный – это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и/или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

· беспризорный – это безнадзорный, не имеющий места жительства и/или места пребывания;

· несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве беспризорных. Максимальная оценка дана Комитетом Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны – от 2 до 5 млн. беспризорников, минимальная – Министерством образования Российской Федерации – от 100 до 500 тыс. безнадзорных и беспризорных детей. Согласно оценкам Минтруда России, в стране около 1 млн. безнадзорных детей.

Человеческий потенциал представляет собой главное богатство любого государства. Поэтому детская беспризорность и безнадзорность рассматриваются как показатели состояния национальной безопасности России. Распространение указанных социальных явлений содержит в себе очевидную угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, снижает производительность труда, подрывает нравственные устои общества. Беспризорность и безнадзорность детей является угрозой будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.

Основная причина возникновения и роста беспризорности и безнадзорности заключается в тяжелой социально-экономической ситуации в стране: распад семей, алкоголизм и наркомания, безработица, слабая социальная поддержка малообеспеченных семей со стороны государства. Однако можно предположить, что даже после преодоления экономического кризиса проблемы, связанные с беспризорностью, все-таки останутся.

Также детская беспризорность тесно связана с социальным сиротством, только за последние два года, в четыре раза выросло число родителей, лишенных родительских прав. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей» , содержит нормы, обеспечивающие приоритетную защиту интересов детей и сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, в области здравоохранения, образования, трудоустройства, права на жилье, но его положения, к сожалению не исполняются.

Также одной из основных причин этого явления стало разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений. Существенно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Негативную роль сыграла отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования.

Еще одной причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.

Сформировалась новая система коммерческой и криминальной эксплуатации детской безнадзорности. Растет детская наркомания и алкоголизация, дети вовлекаются в криминальные сообщества.

Неблагоприятное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании. Изменились репертуары детских театров и кино, политика книгоиздания для детей. В детской и молодежной среде часто культивируются худшие образцы заграничной морали и культуры.

В настоящее время государственными органами предпринимаются определенные меры для решения рассмотренных в работе проблем, например:

· сегодня в стране приняты и, что немаловажно, действуют более ста нормативных правовых актов по вопросам семьи и детства;

· создаются специальные программы по профилактике детской безнадзорности. Так, например, с целью изменения ситуации была разработана и принята Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей», направленная на формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.

В 1999 году вступил в силу Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Однако в связи с неурегулированностью в этом законе некоторых вопросов возникают серьезные трудности в его правоприменении. Важно уравнять в правах несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, и тех, кто нуждается в экстренной социальной помощи государства .

Существующая в России система организации решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации, отсутствие специального органа, ответственного за разработку и реализацию их комплексного решения, давно вызывает тревогу. Необходимо констатировать низкую эффективность многообразных усилий различных ведомств, государственных учреждений по решению этой проблемы. Требуется целенаправленная работа по совершенствованию деятельности общественных организаций, занимающихся детской беспризорностью.

В последние месяцы проблема детской беспризорности находится в центре внимания Президента Российской Федерации, законодательных, исполнительных органов государственной власти, известных политических и общественных деятелей страны и средств массовой информации.

Необходимы общие усилия всех ветвей власти и координация этих усилий для выработки стратегии на государственном уровне. Должны также быть структуры, отвечающие за стратегическое планирование мероприятий, аналитическую работу, исполнение, а главное контроль за конечным результатом.

Проблема безнадзорности - это долговременная проблема, для решения которой потребуется кропотливая совместная работа властных, правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других структур.

Основным направлением решения проблемы уличных детей является система профилактических и предупреждающих мероприятий. При таком подходе главный центр воздействия должен быть перемещен на работу с семьей. Причем эта работа также должна оставаться комплексной и включать в себя меры помощи социального (в том числе и материального), психологического, педагогического и юридического характера. Люди же, берущие на себя миссию работы с уличными детьми и детьми «группы риска», должны в полной мере отвечать совокупности качеств зрелой личности. И качества эти - любовь, ответственность и забота. А также – профессионализм .

ФЗ 120. Основные понятия. несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет; безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;


Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;


Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;


Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально- педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;


Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;


1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних. 2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. 3. Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних


Статья 6. Основания проведения индивидуальной профилактической работы 1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 2) приговор, определение или постановление суда; 3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел; 4) документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений


Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать: 1) орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних; 2) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;


3) орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию; 4) орган управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении; 5) орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;


6) орган управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ; 7) орган управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях; 8) орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.


3. Информация, указанная в пункте 2 настоящей статьи, подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность. 4. Должностные лица, родители несовершеннолетних или иные их законные представители и иные лица несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.


Основные направления деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений 1.контролируют соблюдение законодательства 2.осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием. 3. участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;


4. ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях; 5. разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних 6.создают психолого-медико- педагогические комиссии


1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении; 2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования; 3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей; 4) обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; 5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.


Запущенность - недостаток внимания к ребенку Асоциальные проявления - сквернословие, курение, хулиганство, пропуски уроков Аддикция – склонность к употреблению ПАВ Дети «группы риска» относятся к категории детей, оказавшихся в «социально опасной ситуации».


Категории дезадаптированных детей: Трудновоспитуемые дети и подростки. Уровень дезадаптации у них близок к норме, он обусловлен особенностями темперамента, наличием легких дисфункций мозга, нарушением внимания, недостаточностью возрастного развития, особенностями социально-психологической и педагогической ситуации воспитания и развития. Нервные дети, неспособные в силу возрастной незрелости эмоциональной сферы самостоятельно справляться с тяжелыми переживаниями, обусловленными их отношениями с родителями и другими значимыми людьми.


Трудные подростки, не умеющие решать свои проблемы социально-приемлемым образом, характеризующиеся внутренними конфликтами, акцентуациями, неустойчивой эмоционально- волевой сферой, изменениями личности, которые под влиянием семейной обстановки, воспитания, ближайшего окружения становятся явно выраженными и со временем необратимыми. Фрустрированные подростки. Им свойственны устойчивые формы саморазрушающего поведения, опасного для их здоровья (наркомания, токсикомания, алкоголизм и т.д.), духовного и нравственного развития (сексуальные отклонения, домашнее воровство), будущего социального положения (прекращение учебы, бродяжничество), жизни (склонность к суициду). Подростки-делинквенты, балансирующие на грани дозволенного и противоправного поведения, не сообразующегося с социально-приемлемыми представлениями о добре и зле.


Девиантное поведение – это поведение, носящее характер отклонения от принятых в обществе норм. Чаще всего это отклонение от правовых и нравственных норм. Делинкветное поведение возникает тогда, когда отклоняющееся поведение выходит за рамки закона и проявляется в уголовно наказуемых действиях.