Повторный брак – стоит ли? Смерть – лишь временная разлука

Страх перед неизвестным – естественная реакция, заставляющая даже самого отъявленного атеиста пусть и в минимальной степени поверить и придерживаться определённых правил поведения в процессе, до и после похорон.

Для того, чтобы помочь душе усопшего легко покинуть материальный мир, нужно не просто знать рекомендации, но и понимать их глубинный смысл. О том, как правильно вести себя, если в семье случилось подобное горе, знают не все. Поэтому мы составили подробную статью с описанием правил, что можно и нельзя делать.

В православии поминки после смерти проводят 3 раза. На третий день после смерти, на девятый, сороковой. Суть ритуала заключается в поминальной трапезе. Родственники, знакомые собираются за общим столом. Вспоминают усопшего, его добрые дела, истории из жизни.

На 3 день после смерти (в этот же день проводят и похороны) собираются все желающие почтить память покойного. Христианина сначала везут на обряд отпевания в церковь или часовню кладбища. Некрещеных усопших, после прощания с домом, сразу везут на кладбище. Затем все желающие возвращаются в дом на поминки. За этот поминальный стол семья умершего не садится

— В первые семь дней после смерти человека не выносите из дома никаких вещей.

На 9 день после смерти родственники идут в храм, заказывают поминальную службу, дома накрывают второй поминальный стол, почтить память усопшего зовут только близких родственников. Поминки напоминают семейный обед, с той разницей, что фото покойного стоит недалеко от трапезного стола. Рядом со снимком усопшего ставят стакан с водой или водкой, ломтем хлеба.

На 40 день после смерти человека устраивают третий поминальный стол, приглашают всех желающих. В этот день обычно на поминки приходят те, кто не смог присутствовать на похоронах. В церкви заказываю Сорокоуст - сорок литургий.

— Со дня похорон и до 40-го дня, вспоминая имя умершего, мы должны произносить словесную формулу-оберег для себя и всех живых. Одновременно те же слова являются символическим пожеланием для умершего: «Земля ему пухом» , тем самым высказывая пожелания, чтобы душа его оказалась в раю.

— После 40-го дня и на протяжении трех последующих лет мы будем говорить иную формулу-пожелание: «Царствие ему небесное» . Тем самым мы желаем умершему загробной жизни в раю. Слова эти должны быть адресованы любому умершему, независимо от обстоятельств его жизни и смерти. Руководствуются при этом библейской заповедью «Не суди, да не судим будешь» .

— В течение следующего за смертью человека года ни один из членов семьи не имеет морального права принимать участие в каком-либо праздничном торжестве.

— Ни один из членов семьи умершего (включая и вторую степень родства) не мог в период действия траура выходить замуж или жениться.

— Если в семье умер родственник 1 -2-й степени родства и после его смерти еще не прошел год, то такая семья не имеет права красить яйца на Пасху в красный цвет (они должны быть белыми или какого-либо иного цвета - синего, черного, зеленого) и соответственно принимать участие в торжествах пасхальной ночи.

— После смерти мужа жене запрещается на протяжении года что-либо стирать в тот день недели, в который случилась беда.

— На протяжении года после смерти все в доме, где жил умерший, остается в состоянии покоя или постоянства: нельзя делать ремонт, перестановку мебели, ничего не отдают и не продают из вещей умершего, пока душа умершего не достигнет вечного покоя.

— Ровно через год после смерти в семье умершего справляют поминальную трапезу («угодю») - 4-й, завершающий поминальный семейно-родовой стол. Необходимо помнить, что живых нельзя заранее поздравлять с днем рождения, а завершающий поминальный стол следует устраивать либо ровно через год, либо на 1-3 дня раньше.

В этот день надо пойти в храм и заказать панихиду по усопшему, сходить на кладбище - проведать могилу.

Как только завершится последняя поминальная трапеза, семья снова включается в традиционную схему праздничных регламентаций народного календаря, становится полноправным членом общины, имеет право принимать участие в любых родовых торжествах, в том числе играть свадьбы.

— Памятник на могиле можно ставить только по истечении года после смерти человека. Причем необходимо помнить золотое правило народной культуры: «Не чапай зямлю пасля Пакравоу да Радаунщы». Это значит, если год по умершему пришелся на конец октября, т.е. после Покровов (и на весь последующий период вплоть до Радуницы), то памятник можно будет поставить только весной, после Радуницы.

— После установки памятника крест (как правило, деревянный) еще на год кладут рядом с могилой, а потом выбрасывают. Его можно также закопать под цветник или под могильную плиту.

— Жениться (выходить замуж) после смерти одного из супругов можно только через год. Если женщина выходила второй раз замуж, то полноправным владельцем-хозяином новый муж становился только через семь лет.

— Если супруги были венчаны, то после смерти мужа его кольцо забирала жена, и если она больше не выходила замуж, то ей в гроб клали оба обручальных кольца.

— Если же муж хоронил жену, то ее обручальное кольцо оставалось с ним, а после его смерти оба кольца клали к нему в гроб, чтобы, встретившись в Царствии Небесном, сказать: «Я принес наши кольца, которыми нас венчал Господь Бог.

— На протяжении трех лет отмечают день рождения умершего и день его смерти. По истечении этого срока отмечается только день смерти и все годовые церковные праздники поминовения предков.

Не все из нас умеют молиться, а тем более не знают молитвы по умершим. Выучите несколько молитв, которые, может быть, помогут обрести вашей душе покой после невосполнимой утраты.

Посещение кладбища в течение года

На протяжении первого года и всех последующих лет на кладбище можно ходить только по субботам (кроме 9, 40 дня после смерти и церковных праздников почитания предков, таких, как Радуница или Осенние Деды). Это признанные церковью дни поминовения умерших. Постарайтесь убедить своих родственников, что постоянно приходить на могилу к умершему не следует, тем самым они наносят вред своему здоровью.
Посещайте кладбище до 12 часов дня.
Какой дорогой вы приходите на кладбище, такой и назад возвращайтесь.

  • Мясопустная суббота - суббота на девятой неделе перед Пасхой.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на второй неделе Великого поста.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на третьей неделе Великого поста.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на четвертой неделе Великого поста.
  • Радуница - вторник на второй неделе после Пасхи.
  • Троицкая суббота - суббота на седьмой неделе после Пасхи.
  • Дмитриевская суббота - суббота на третьей неделе после .

Как правильно одеться на годовщину смерти?

Одежда на годовщину смерти имеет немаловажное значение. Если перед поминальным обедом планируется поездка на кладбище – следует учитывать погодные условия. Для посещения церкви женщинам необходимо подготовить головной убор (платок).

На все похоронные мероприятия следует одеваться строго. Неприлично будут смотреться шорты, глубокое декольте, банты и рюши. Яркие, пестрые цвета лучше исключить. Деловые, офисные костюмы, закрытая обувь, строгие платья приглушенных тонов – уместный выбор для траурной даты.

Можно ли делать ремонт после похорон?

По приметам, не относящимся к православию, ремонт в доме, где жил умерший нельзя делать в течение 40 дней. Нельзя делать никаких изменений в интерьере. К тому же все вещи усопшего необходимо выбросить по истечении 40 дней. А на постели, на которой умер человек, вообще нельзя спать его кровным родственникам. С этической точки зрения, ремонт только освежит состояние скорбящих по потере людей. Поможет избавиться от напоминающих о человеке вещей. Хотя многие в память об ушедшем близком стремятся оставить себе кое-то из принадлежащего ему. По приметам, делать этого опять же не стоит. Посему ремонт будет хорошим решением во всех случаях.

Можно ли убираться после похорон?

Пока покойник в доме нельзя убирать и выносить мусор. По поверьям считается, что умрут остальные члены семьи. Когда покойника вынесли из дома, необходимо тщательно вымыть пол. Делать это кровным родственникам запрещено. Православная церковь также отрицает этот пункт и считает его суеверием.

Все большее число пар, желающих узаконить свой брак, задаются вопросом: 2019 год - вдовы или вдовца? Астрологи предупреждают, что нельзя игнорировать предупреждение об опасности замужества в високосный год. 2019 не является таковым, однако народные приметы накладывают «проклятье» и на те года, которые идут следом за високосным. Верить им или нет – дело каждого, однако знать о нюансах необходимо всем.

Историческая сводка

Перед тем как определить, правда ли, что 2019 год вдовы или вдовца периодом является, следует уточнить, откуда вообще «растут ноги» у такого поверья.

Согласно народным «басням» последующий после високосного года период считается так называемым годом чёрной вдовы, за которым следуют 12 месяцев вдовца. Если выйти замуж или пожениться в это время, значит заблаговременно обречь себя и любимого человека на несчастный финал отношений.

Так как последний високосный период прошёл в 2016-м, значит, годом вдовы стал 2017, а вдовца – 2018. Получается, что 2019 год считается вполне безопасным для женитьбы. Некоторые утверждают, что на такие приметы нужно обязательно обращать внимание, чтобы будущая семья смогла жить долго и счастливо, тогда как другие видят в этом не больше, чем боязнь тех, кто не хочет идти под венец – можно ещё годик потянуть время.

Согласно верованиям, если женщина решается на свадьбу в год вдовы, то тем самым обрекает себя на одиночество, а спутника – на смерть. На самом деле, ситуация может оказаться не столь категорична, как многие могли подумать. Ведь в противном случае все, кто женился или вышел замуж в год вдовы или вдовца, должен был попрощаться с жизнью. Конечно же, это абсурд!

Некий сакральный смысл в трактовке поверья, конечно же, есть, но он не столь категоричен. Вдовой женщина может оказаться символично, ведь даже уход мужа с семьи сделает её одинокой и несчастной. Большинство скептиков сомневается в реальность подобного утверждения, хотя статистика его всё же подтверждает.

Наши предки тоже не всегда обращали внимания на подобные приметы, и предпочитали использовать свои, проверенные методы, как обрести счастливый брак, несмотря на предрассудки. Таких методик существует несколько, а потому стоит их обсудить более подробно.

2019 год вдовы

Некоторые считают, что если 2019 год является годом черной вдовы, то женщина обрекает себя на одиночество, вызванное смертью спутника жизни. На самом деле, не все так категорично, ведь если бы эта примета указывала исключительно на смерть одного из молодоженов, то шанса на долгую жизнь не было бы ни у кого.

Стать вдовой женщина может в символическом смысле, который указывает на то, что ей придется пережить разрыв семьи, спровоцированный уходом мужа. Скептики сомневаются в этом, но статистика процентного соотношения разводов подтверждает этот факт. Получается, что в промежутке между високосными годами 2 года вдовы и 1 вдовца, то есть на каждые 2 брошенные женщины приходится 1 брошенный мужчина. Согласно официальным дынным, инициаторами разводов в 70% являются мужчины, так что стоит задуматься.

У наших предков были свои способы, позволяющие обойти приметы, чтобы удачно выйти замуж даже в «неудачный» год. Одним из способов было изменить привычное сватовство: если обычно в роли свата выступал молодой и его семья, то можно было сделать наоборот и отправиться выкупать жениха невесте. Астрологи предлагают возможности обойти «проклятье» 2019 года вдовы и создать счастливую семью, которые основаны на современных свадебных традициях.

Как обойти плохую примету

Внимательно присмотревшись к народным верованиям, становится очевидным, что полностью благоприятных периодов для свадьбы вообще нет. Если год не високосный, то он обязательно носит «звание» либо вдовы, либо вдовца, что также делает его неподходящим для бракосочетания. Но наши предки придумали, как обойти плохие приметы и жениться, не оглядываясь на поверья.

Чтобы свадьба в год вдовы не поставила «черную метку» на дальнейшей семейной жизни пары, необходимо немного изменить привычные свадебные традиции. Так, нужно, чтобы жених и невеста поменялись некоторыми ролями.

Например, если обычно парень едет свататься к девушке, то можно сделать наоборот: пусть невеста попросит руки своего любимого. Конечно, сегодня традиция сватовства редко соблюдается, но сделать так же можно и с другим обрядом, в котором жених и невеста могут поменяться ролями. Это поможет обмануть злой рок и отвести его от счастливой семьи.

Кроме того, психологи подчеркивают, что на будущее брака влияет и эмоциональное состояние пары. Если верить в плохие приметы и настраиваться на негатив, то даже незначительные неурядицы можно превратить в причину для развода.

Чтобы обеспечить себе счастливую семейную жизнь, необходимо направлять все свои мысли и желания в положительное русло и относиться к мелким проблемам с юмором и оптимизмом.

Кроме того, важно помнить, что полностью безоблачных отношений не бывает и жизнь редко обходится без сложностей. Поэтому нужно быть готовым к трудностям и воспринимать их как испытание, которое следует преодолеть вместе со второй половинкой.

Другие приметы 2019 года

Согласно восточному гороскопу 2019 год пройдет под покровительством Желтой Свиньи. Для будущих молодоженов это хорошая новость, ведь данный знак очень любит семейный очаг, традиции и благоволит соединению влюбленных сердец.

Но стоит учитывать, что Свинья является приверженцем крепких отношений, проверенных временем, поэтому счастье в браке она обеспечит только тем парам, которые уверены в своих чувствах и серьезно относятся к созданию семьи. Мимолетные увлечения и свадьбы, не подкрепленные настоящим чувством, успехом не увенчаются и будут обречены на разрушение.

Также существует мнение, что люди, которые женились в год Свиньи, рискуют набрать лишний вес и даже заработать ожирение. Но вряд ли к этому стоит серьезно относиться, ведь подобные утверждения являются только домыслами, и не подкреплены никакими рациональными доводами.

Если вы придерживаетесь правильного питания и не собираетесь отказываться от него после свадьбы, то лишние килограммы вам не грозят.

Планируя свадьбу, следует помнить, то, насколько счастливы вы будете в браке, определяют не приметы, а вы сами. Работайте над своими отношениями, любите вторую половинку, стройте семью на взаимопонимании и доверии, и тогда никакие суеверия вам будут не страшны.

Видео-гороскоп


В сегодняшнем обществе быть вдовой чуть почетней, чем носить статус «разведенки». Вдов не особо любят в социуме, их даже остерегаются. При этом их жалеют. Хотя им не составляет труда снова выйти замуж, особенно на селе, где без мужика одинокой женщине очень трудно прожить. Так происходит сейчас, так было и сто лет назад.

Люди издавна относились к вдовам настороженно и даже со страхом. Считалось, что вдовы приносят несчастье. Даже верили, что второй муж также вскоре умрет. Такие случаи имеют место и сегодня. Я даже была знакома с одной такой селянкой, являющейся дважды вдовой. Психолог Алла Чайковская уверена, что ежедневное общение мужчины с вдовой становится для него губительным. Ее биополе обладает способностью поглощать чужую энергию. И находящийся рядом человек вдруг начинает болеть либо имеет массу проблем с работой, финансами и окружающими людьми.

Могут даже происходить несчастные случаи. Часто подсознательно мужчины идут на разрыв с такой женщиной.

Откуда берется вдовство? Биоэнергетики полагают, что причин овдовения бывает несколько: покрывало «черной вдовы», кармическое вдовство, вампиризм мужа. «Черная вдова» считается одним из самых тяжелых видов проклятья, которое может быть наслано на женщину. Такое проклятье имеет либо магическую природу, либо налагается в момент очень сильного эмоционального стресса. А сама же «черная вдова» может и не подозревать, откуда берет начало источник зла. Часто бывает так, что вдова сама становится жертвой чьей-то злой воли.

Оказывается, вдовство может быть унаследовано от матери. Часто дочь повторяет судьбу матери как в случае вдовства, так и в случае несложившейся личной жизни. Обычно такая женщина становится вдовой в том же возрасте, что и ее мать. Экстрасенсы считают, что в этом виноваты сами женщины - они запускают этот механизм.

Вдовами также становятся женщины, связавшие свою судьбу с мужчиной-вампиром. Это может быть тяжелобольной, агрессивный или зависимый от алкоголя или наркотиков. Муж-вампир разрушает защиту жены, а при жизни и даже после смерти не хочет отпускать ее, продолжая откачивать энергию. К слову, я сама по глупости имела неосторожность связаться с зависимым - исход ситуации закономерен. Хотите верьте, хотите — нет, но я полгода чувствовала присутствие духа покойного рядом с собой. А до сорокового дня он стучал по стенам в доме, по окнам. Причем речь о пришедшем соседе просто не могла идти, ведь две кавказских овчарки во дворе молчали, а кот шипел и становился дыбом. Тому есть несколько свидетелей. Отпустил он меня только после встречи с моим нынешним мужем.

Вдов хоть остерегались, но относились к ним особо. Народ исстари был уверен в сверхъестественной и даже пророческой силе вдовьих слов, а проклятия обязательно должны были исполниться. Существовала даже поговорка: «Упадут на голову вдовьи слезы». А обидеть вдову - большой грех. В фольклоре звучат отголоски того, что даже преступники старались не причинить зло вдове. В украинской народной песне говорится:

Ішла вдова долиною
З маленькою дитиною.
Сіла вдова оддихати;
Коли ж іде три бурлаки,
Один каже: уб"єм вдову!
Другий каже: ще й дитину!
Третій каже: не вб"єм вдови,
Маленької дитини

Даже сейчас в народе верят, что вдову обижать нельзя. Я сама была вдовой. И когда обокрали мой дом, селяне говорили, что воры очень нагрешили и их настигнет кара.

В старину на селе вдов было гораздо меньше, чем вдовцов. И это несмотря на значительную смертность во время родов и послеродовых осложнений. Историк Оксана Кись считает, что именно поэтому женщина-вдова в какой-то степени считалась социальной аномалиерй и, как все аномальное, вызывала настороженность. Кстати, во многих странах существует обычай, что женщина, овдовев, как бы выпадает из общества.

Отношение в социуме к ней резко меняется. На нее даже накладываются определенные запреты. Например, есть запрет, по которому запрещено пользоваться вещами вдовы. Люди ее обходят стороной, как прокаженную. А приглашать на свадьбу вдову считается плохой приметой. Сегодня во многих странах вдовство считается божьим наказанием.

В Украине в XIX веке участие вдов в ритуалах, связанных с замужеством или рождением, практически везде ограничивалось. Так, вдова не имела права быть каравайницей (женщина, которую приглашают накануне свадьбы печь каравай), не принимала участие в свадебном поезде молодого. А при крещении новорожденного ее никогда не приглашали быть кумой. К примеру, на Полесье вдова не могла быть повитухой. Однако при похоронных обрядах именно ей отводилась самая значительная роль: обмывание покойника, ночное бдение возле тела, оплакивание. Оксана Кись полагает, что такое положение вещей объясняется, с точки зрения архаичности, близостью вдовы к миру мертвых.

В старину на селе существовал магический обряд моления вдов на дождь во время засухи. Оксана Кись в исследовании «Особое отношение к вдове у украинцев (в XIX - начале XX вв)» приводит рассказы селян: «Когда была сильная засуха, то девять жен шли в речку - это должны были быть жены-вдовы. А там молились, божьи песни пели и мочили ноги. На камни присядут, ноги намочат, и так сидели три часа». А на Бойковщине в воду отправляли старух-вдов - им надо было мыться и купаться. А им вслед говорили: «Пусть на них будет засуха». На Полесье, чтобы вызвать дождь, вдова крала у гончара горшки и бросала их в колодец, обливалась водой на пастбище и сеяла в колодец мак. Увы, сегодня на Черниговщине об этом обряде никто не помнит. На Житомирщине в старину три вдовы обходили старый колодец с хлебом-солью.

Что касается положения вдов в старину на селе, то они, в отличие от других женщин, являлись полноценными членами сельского сообщества: имели право участвовать в сборах села, имели голос на выборах старшин.

В Украине в конце XIX — начале XX века овдовевшая женщина становилась самостоятельной хозяйкой, унаследовавшей все права и обязанности покойного мужа. Обычно вдовы выходили замуж за мужчин гораздо младше себя и, как правило, бедных. Про такой брак говорили, что парень пристроился к женщине - она старше, и она является хозяйкой. Современные сельские вдовы, как правило, одни долго не остаются - одной держать хозяйство тяжело. Их не осуждают, но особо и не помогают. Про них обычно говорят: «Не успела одного похоронить, уже за другого выскочила». И не важно, сколько времени прошло после смерти мужа. А сто — сто пятьдесят лет назад селяне считали, что если женщина овдовела да еще не успела обзавестись детьми, значит, ее Бог наказал и помогать ей не надо. Почти, как сейчас…

Справка. Дарина Сож — бывшая киевская журналистка, которая несколько лет назад переехала на постоянное место жительства в украинское село. Все статьи автора можно прочитать .

Вдова, как с точки зрения разнообразного религиозного сообщества, так и просто традиций многих народов, почти не считается человеком вообще. Это связано с мнением, что жена должна быть позади мужа, при его жизни, так и уйти вслед за ним после его смерти.

Но возможен же повторный брак, раз физически и официально она так же свободна, как и разведенная женщина? На этот счет существует масса мнений, гласящих как разрешение, при соблюдении определенных условий, так и полнейший запрет на повторный брак для женщины, у которой муж умер.
Рассмотрим разные точки зрения на счет - почему нельзя жениться вдове?

Религиозные причины - почему нельзя жениться вдове?

Современное православное мнение частично разрешает повторный, хотя и традиционно это считается грехом. Так как умерший муж неуютно себя почувствует на том свете. А значит рассчитывается как измена. Что считается страшным грехом.

При этом кришнаитство накладывает полнейший запрет на повторный брак вдовы. Вдовую женщину лишают возможности жить в миру, отправляют в место «оживания» всех подобных, для проведения оставшегося времени в поклонению Кришне и вспоминаю мужа.
Мусульманская же религия наоборот призывает жениться на вдовах или разведенных женщинах не одной крови с бывшей женой, и даже брать не первой, не единственной женой.

На основе анализа выделим основные причины, почему нельзя жениться на вдове:

  • умерший муж будет ревновать, и строить козни;
  • нарушение верности вдовой;
  • духовное присутствие всех и умерших и живых в одной семье.

Условные страхи - почему нельзя жениться на вдове

Сказок и страхов людских достаточно, основные из них приведем тут:
возможно это «черная вдова», т.е. скоро мужчина умрет так же, как предыдущий;
сложность выстраивания взаимоотношений с детьми вдовы от умершего мужа.

К добровольному вдовству, обоих полов, не обязывает законодательно, но все равно относится к ним общественность с долей опасения и ограничивает общение.
Представим мнение о сроках повторного брака для вдовы, тут существует несколько версий, кто говорит 2, кто 3 года, кто указывает минимум 1 год.

Считается что, если вдовец женится на вдове, то окружающие считают их пару более правдивой, недели их предыдущие браки.

Национальные мнения

Обозначение понятия «вдова» или «вдовец » в немецком языке обозначает «обкраденный» (Witwer). На основании этого - человек нуждается в утешении и восполнении утерянного. То есть брак с вдовой или вдовцом в достаточной степени являются общественно оправданными.

По - французски оно обозначает - неженатый, незамужняя. То есть женщина или мужчина являются полностью освобожденными от предыдущих отношений и способны опять создать семью.

Хотя в еврейском языке понятие «вдова» (alemanah) в переводе на русский обозначает «немой». То есть идентично Индии, вдовы считаются потерянными для общества.

Подведем к выводу - жениться на вдове, в современном мире, по большей степени разрешено, хотя необходимо учитывать определенные условия. А так же выражение общественного статуса, обусловленное общественным мнением.

– Отец Валериан, как пережить боль от смерти любимого супруга?

– Преподобный Иустин (Попович) сказал: « Любовь к человеку без любви к Богу – самолюбие, а любовь к Богу без любви к человеку – самообман».

Нужно сначала разобраться в своем чувстве. У нас любовью часто называют страстную привязанность к человеку и самолюбивое желание всегда иметь его рядом с собой. Но это – забота не о человеке, а о себе.

Прежде всего, каждый человек должен иметь хотя бы некое представление о смысле жизни. Многие этот смысл видят в достижении земного благополучия, в удовольствиях и развлечениях, в желании жить, как хочется.

Но вспомните даже народную поговорку: «Живи не как хочется, а как Бог велит!» Любая философская система и стремление понять смысл жизни логически, неизбежно приводят к Богу. Кроме материализма, потому что в нем нет логики.

Поэтому сначала нужно определиться с вопросом о смысле жизни. А смысл жизни нашей заключается в том, чтобы человек, насколько возможно, приготовил себя к будущей жизни. Потому что главной является не эта, земная жизнь, а загробная. Земная жизнь – всё равно что студенческие годы.

Молодой человек помимо учебы ходит на студенческие вечеринки. Развлечения допустимы в каких-то разумных пределах. Но вообще-то учатся не для того, чтобы развлекаться, а для того, чтобы стать специалистом и идти по избранному пути. Если так смотреть на жизнь, то всё встанет на свои места.

Известный литературный деятель итальянской культуры Данте утверждал, что «из всех видов человеческого скотства самое глупое, самое подлое и самое вредное – верить, что после этой жизни не будет другой».

А Гете сказал: «Всякий, кто не верит в будущую жизнь, мертв и для этой». Когда на этой мировоззренческой основе человек строит свою жизнь, он спокойнее переносит происходящее с ним.

Самое главное в жизни – это цель. Если она есть у человека, он преодолевает любые трудности на пути к ней. Этот путь и сам по себе может быть интересным, но он не самоцель. Однако и в пути, как во время студенческой учебы, не нужно пропускать занятия, лениться, обманывать – нужно только трудиться, помогая друг другу.

Ответ на ваш вопрос ищите в Евангелии. Как сказал В.Г. Белинский, «есть Книга, в которой сказано всё, всё решено, после которой ни в чем нет сомнения, Книга бессмертная, святая, Книга вечной истины, вечной жизни – Евангелие.

Весь прогресс человечества, все успехи в науках, философия заключаются только в большом проникновении в таинственную глубину этой Божественной Книги. Основание Евангелия – откровение истины посредством любви и благодати».

В Евангелии Христос прямо говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Цель, путь к цели и то, как жить на этом пути, – всё должно быть в едином духе. Жизненная установка «все средства хороши для достижения моей цели» – не евангельская, антихристианская, сатанинская.

Попытка построить в этой жизни что-то доброе за счет чьей-то крови, чьих-то слез и страданий не может быть благой. Как цель должна быть благой, угодной Богу, так и средства ее достижения должны быть угодными Богу.

Вот смысл человеческой жизни. А в жизни мы с кем-то трудимся плечом к плечу, но, как на войне, один уходит на фронт, на задание, а другой остается – в надежде на будущую встречу. Да, конечно, разлука, но – временная. Лишь какое-то смертное мгновение, а потом снова – вместе.

Жизнь будущая существует, и все люди, без исключения, туда пойдут, рано или поздно, поодиночке или одновременно – всё равно: когда-нибудь мы все там окажемся. Известный пример – благоверные князь Петр и княгиня Феврония. Они отправились в будущую жизнь одновременно, поскольку любили друг друга – и Господь дал им такую возможность.

Поэтому пережить земную разлуку – просто. Если ваш супруг раньше отправился к Богу, то вы должны радоваться за него – у Бога-то лучше! А мы за ним потом пойдем, а когда – это уж, конечно, как Господь даст.

Надолго-то обычно и не разлучаются, особенно близкие по духу, как святые Петр и Феврония. Человек, имеющий веру, понимает, что можно и потерпеть какое-то время. Тем более, если есть дети. Ты же не только о себе думаешь, но и о детях. Переживаешь, что любимый «ушел» раньше, а ты остался – так для детей ты тоже «уйдешь», и как их оставишь?

Надо из разлуки вычеркнуть эгоизм. Если будем жить не ради себя, а ради ближнего – то всё станет на свои места. В Евангелии есть замечательный пример воскрешения Лазаря. Четыре дня сёстры были разлучены с братом. Господь сострадал им, даже прослезился. И Он воскресил Лазаря.

После смерти мы соединимся с любимыми, если будем жить с ними в одном, христианском, духе. А потом все воскреснем, как Господь. Для верующего человека всё просто: смерти нет! Господь говорит: «Верующий в Меня не умрет вовек» (Ин. 11:26).

Смерть – лишь временная разлука, переход. А чрезмерная печаль по умершему – это в значительной мере себялюбие. Как сказал святитель Игнатий Брянчанинов: «Все наши добродетели имеют примесь нечистоты».

– Получается, страдать из-за смерти близких не нужно – но разве это возможно? Ведь и святые подвижники, потеряв супруга или супругу, страдали – например, праведный Алексий Мечев. И Господь плакал о Лазаре, но это же не себялюбие…

– Сам Господь сочувствовал, будучи бесстрастным. Бесстрастие – это не бесчувствие! А отец Алексий в то время еще (после смерти матушки) жалел себя. Да и дети у него остались без матери.

Но святой праведный Иоанн Кронштадтский сказал: «Будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твое несчастье незначительно в сравнении с общим горем…»

Я хорошо знал отца Николая Гурьянова, ездил его причащать. Он однажды сказал мне: «Тебе можно умереть – пойдешь к Богу». Я понял, что батюшка по своей любви меня вымолил, и подумал: «Я-то пойду, мне будет хорошо, а дети?» Хотелось им что-то дать, в чем-то поддержать, помочь, как же я их оставлю?

Приезжал к отцу Николаю несколько раз, а он меня спрашивал: «Ты боишься смерти?» – «Нет, батюшка, как-то не думал об этом, да и всё равно – всем умирать, никуда не денешься. Но как детей оставить? Чувствую, не готов, везде должен…» Он отвечает: «Правильно. Долго жить будешь!»

– Батюшка, а кому тяжелее пережить вдовство – мужчине или женщине?

– По-настоящему, мужчине. Всё-таки он лишается заботы. Знаю это по своему папе. Мама заболела, и он не ел, не пил, переживал: «Как я без тебя буду?»

– Еще апостол Павел об этом всё сказал. Жить в чистоте во вдовстве – святое дело, подвиг. Кто не имеет сил, немощен – опять может вступить в брак. Во втором чине венчания так и сказано: «Зане зноя и тяготы дневныя, и плотского разжения немогущее понести во второе брака общение сходятся».

– «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:39-40). Что значит «только в Господе»?

– Это значит угождение не плоти, а Богу. Создавать семью надо по вере и ради Бога. А угождают плоти тогда, когда нужен, простите, мужчина. К несчастью, иногда и в первый брак так вступают…

В книге «Отец Арсений» есть хороший пример того, когда девушка выходит замуж за вдовца, но ради Бога. Если уже есть дети – то из-за детей вступают во второй брак. То есть всегда – ради кого-то, чтобы о ком-то заботиться. Вот это и есть «в Господе».

Расскажу вам случай явления из загробного мира. Один человек овдовел довольно рано, остался с маленькими детьми на руках. Год он держал траур, а потом ради детей женился снова. Да и не старый он был.

И вдруг случилась у него неприятность на работе. Он пришел днем домой: жены дома не было, а рядом со спящими детьми он всегда как-то успокаивался. Вдруг открывается дверь, и со свечой в руках входит его первая супруга, которая умерла…

Он даже не сразу понял, что произошло, так привык с ней всем делиться, что только спросил: «Ты знаешь, что у меня случилось?» Она отвечает: «Знаю». – «Что же мне делать?» – «Молись, и всё пройдет». – «А кто сделал, знаешь?» – «Знаю».

«Кто?» – «А это тебе не нужно знать, иначе у тебя будет нехорошее чувство». Тут он осознал, что она явилась из того мира, и ей всё известно. Спросил: «А ты знаешь, что я второй раз женился?» – «Да». – «Ты не обижаешься?» – «Нет, напротив, ты правильно сделал».

Она смотрит на события с духовной точки зрения и радуется, что рядом с ее мужем и детьми есть любящий человек. Муж говорит: «Посмотри на наших деток». – «Я уже сегодня у них была». Она из невидимого мира к ним приходит проведать – вот такое духовное единство. И сказав: «Нас не должны видеть вместе», – исчезла. Лишь на полу остался воск от ее свечи.

Этому мужчине нужна была забота о его детях, и с этой целью он женился. А теперь, к сожалению, нередко и в первый брак вступают не по любви, с целью не послужить кому-то, а чтобы себе иметь обслуживание.

Можно прожить и в чистом вдовстве. Мы знаем немало таких примеров: святая Анна Пророчица, благочестивые вдовицы, русские княгини. Когда дети вырастают и становятся самостоятельными, вдовицы получают возможность больше участвовать в церковных и общественных делах.

Но на первом месте у мужчин и женщин должна быть семья. Особенно у жены и матери: ее главное служение – в семье. В одной московской школе, директором которой был Георгий Иванович Суворов, был очень уважаемый педагог.

А у него в свое время был учитель, который еще в 1920-х годах говорил: «Все желают построить идеальное общество на земле. Я знаю путь к такому обществу: дайте мне воспитанную мать, и такое общество построим». Вот как велико значение матери!

– Батюшка, а как справиться с ревностью со стороны взрослых детей? Для них нередко второй брак родителя – предательство умершей матери или отца…

– Конечно, овдовев, женщине труднее бывает одной воспитывать мальчиков. Если кто-то пойдет второй раз замуж, надо учитывать отношение детей – они могут не принять другого отца. Нужно снова не о себе думать, а о детях. А часто о детях не думают, просто мужчин «меняют». Но это, скорее, не вдовицы, а разведенные…

Прежде чем жениться или выйти замуж, надо подумать – не станет ли это препятствием? Иначе могут испортиться отношения и с детьми, и между супругами. Но для верующего человека один путь – молиться, чтобы Господь указал: есть ли на брак воля Божия? Это самое главное.

– Бывает, что люди считают второй брак предательством усопшего супруга. Нередко боятся и осуждения со стороны близких, друзей, коллег. Но и одному жить тяжело. В результате вступают в неофициальные отношения…

– Неофициальные отношения – это блуд. Завязывая их, люди служат не Богу, а плоти. Начинают с того, с чего сегодня нередко и первый брак начинается – с «гражданского брака», то есть с блуда.

Отношения юридически неоформленные и Церковью не благословенные – просто греховны. И они временны, с возрастом неизбежно прекратятся. Для чего же они были? И что дальше?

А осуждающим близким надо помнить, что осуждать вообще никого нельзя. Никто не знает внутреннего состояния другого человека и силу его искушения. Загляните в жития святых. У одного монаха однажды плотская страсть настолько разыгралась, что он держал руку в огне, пальцы обгорали, а боли он не чувствовал.

Мы даже не представляем, что это такое. Но вспоминайте поговорку: «Не хвались, горох, что лучше бобов – намокнешь и сам лопнешь». Не зря говорят: «В чем осудишь, в том и согрешишь».

Нельзя никого осуждать. Иначе враг потом так нападет… И страшнее всего, если не на тебя, а на бедных твоих детей, и они из-за тебя пострадают. Это для того, чтобы человек, наконец, что-то осознал. Через детей часто люди начинают себя понимать.

– Отец Валериан, возможно и душеполезно ли современным людям – например, одиноким, нуждающимся вдовам после 50 лет – просто дружить с мужчиной, принимая от него помощь, но не вступая в брак? Или же вступить в брак и жить как брат с сестрой?

– Всё чистое и богоугодное возможно с Божией помощью, если оба – твердые христиане. Можно жить в браке при духовном и душевном единстве без плотской близости. Например, за подругой моей мамы жених ухаживал сорок лет! Сёстры ее вышли замуж, и некому было ухаживать за одинокой больной матерью. И эта женщина просто не могла оставить мать.

Когда ее мама скончалась, они поженились, но уже не жили вместе, потому что им это уже было не нужно. Они настолько привыкли друг о друге заботиться и по-настоящему любить, что от плотского отказались.

Это возможно и сегодня, если о плотском стараться не думать и просить помощи Божией. Но в молодом возрасте мужчина и женщина – это огонь и сено, как говорят святые отцы.

– Повторно вступившие в брак вдовцы или вдовы могут сравнивать с умершим любимым человеком свою новую «вторую половинку» – и не в ее пользу. Что бы вы им посоветовали?

– С духовной точки зрения сравнение кого-то с кем-то – это часто рассуждение, переходящее в осуждение, и устроение не духовное. Один Бог знает человеческую душу, и только Он может судить о людях. И нет одинаковых людей.

Нужно помнить, что человек нам дается не просто так – в нем есть что-то, что важно для тебя. Герой одного рассказа Диккенса овдовел, а жена у него была очень сварливая. Наверно, как у Сократа – Ксантиппа. И когда ему сосватали женщину смиренную, он просил ее: «Ты хоть поругайся на меня, а то я чувствую себя не в своей тарелке!»

– Батюшка, самые беззащитные, кажется, сегодня вдовы священников: остаются без кормильца и защитника, нередко терпят нападки, а устроиться на хорошо оплачиваемую работу, имея на руках деток, невозможно…

– Думаю, это не совсем так. Если действительно священник старался, его духовные чада так же заботятся о его семье… Не знаю, как будет, когда умру, но пока живу, мои чада так заботятся, что иногда даже стыдно…

Но спокойная жизнь на земле никому не обещана: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33). Ваш вопрос касается каждой семьи. Но ответ надо искать в Священном Писании: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36:25).

Есть овдовевшие священнические семьи, на которые никто не «нападает». Потому что это не есть штамп, в каждом случае всё индивидуально. Думаю, бедственное положение и нападки связаны не со вдовами священников, а с тем, какой был батюшка, какая осталась матушка.

Всё в нашей жизни не просто так. Если матушке-вдове посылается какое-то испытание, искушение – то не без духовной пользы. То же самое на любом христианском пути.

– Можно ли вдове священника снова выйти замуж?

– О самом священнике сказано однозначно – не имеет права. А по отношению к его вдове такого канонического запрета или препятствия я не знаю.

– Отец Валериан, так всё-таки не грех ли – вдове второй раз выходить замуж, а вдовцу жениться? С одной стороны, Апостол сказал: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1 Кор. 7:8-9); «Она (вдова) блаженнее, если останется так, по моему совету» (1 Кор. 7:39-40); а с другой – «желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1 Тим. 5:14). Как будет правильнее?

– Апостол говорит не только о вдовстве, а вообще о вступлении в брак. Для вдовствующих же на все случаи есть лишь один ответ – надо молиться и просить указания Божия.

Основательница Спасо-Бородинского монастыря игумения Мария (в миру Маргарита Тучкова) по благословению святителя Филарета (Дроздова) развелась с первым мужем.

Оказался непорядочным человеком, обманул – бывает всякое. И она вышла замуж второй раз по великой любви за генерала Тучкова – но потом муж погиб в Бородинском сражении, а ребенок умер, и Маргарита Тучкова приняла монашеский постриг.

И преподобная Афанасия игумения, великая подвижница, дважды была замужем. Вот такие судьбы Божии, и я ничего не могу тут сказать. Боюсь ограничивать Промысл Божий.

Вопрос вдовства очень серьезный, но сегодня не так часто встречаются проблемы у вдовствующих, сколько у разведенных. В народе разведенную даже прозвали «соломенной вдовой».

И я подумал, почему соломенная? А потом понял: потому что очень легко «вспыхивает», да быстро «сгорает». Соломенные вдовцы и вдовы, если сопрягаются с огнем страсти, легко воспламеняются – ведь уже есть опыт. А остается потом пепел. Соломенное вдовство – проблема современного человечества.

Беседовала Нина Рядчикова,
православный женский журнал
«Славянка» ,
№4(64), июль-август 2016 г.