Можно ли подарить конфеты госслужащим. Я госслужащий, на службе бывают ситуации, когда граждане приносят мне в знак благодарности небольшие презенты (коробку конфет, книгу, и т.п.), является ли это взяткой? А это взятка

В соответствии с действующим законодательством, если стоимость подарка по стоимости не превышает 3 000 рублей, то это не считается взяткой. Также следует не забывать, что подарок подразумевает безвозмездную передачу вещи от одного лица другому, при этом, одаряемый не должен в замен подарка что-то делать. Если Вы, как должностное лицо, выполните какие-то действия, и в замен получите какое-то имущество, то это можно расценивать как взятку.

частное лицо

От лица нашего папы Васкинова Станислава Павловича м нашей семьи хотим отметить работу адвоката Кузнецова Алексея Александровича и выразить ему огромную благодарность за блестяще проведенную работу и за положительное решение по нашему делу, связанное с назначением досрочной трудовой пенсии моего папы. На протяжении всего периода процесса наша семья ни о чем не беспокоилась, а папа не тратил свои нервы на судебных заседаниях. Мы будем рекомендовать Алексея Александровича всем, кому нужен надежный и квалифицированный адвокат.

Что такое подарок чиновнику и чем он отличается от взятки?

1. Можно ли муниципальным служащим получать подарки в связи с исполнением должностных обязанностей?

Нет. Действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

Так, Федеральным законом «О противодействии коррупции» лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим прямо запрещено получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц.

Запрет на получение несанкционированных подарков муниципальными служащими содержится и в Федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации». Более того, законом запрещено не только получать подарки вышеперечисленным категориям чиновников, но и дарить им подарки в связи с исполнением должностных обязанностей.

2. В каких случаях муниципальным служащим можно получать подарки?

Эти случаи исчерпывающе определены законодательством. Запрет на дарение чиновникам не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. При этом законодателем установлен порядок уведомления государственным служащим государственного органа о получении подарка в связи с такими мероприятиями. В Черногорске для муниципальных служащих такой порядок установлен решением Совета депутатов Черногорска.

3. Можно ли получать подарки на рабочем месте, если это связано с личными праздниками, например, днем рождения, свадьбой и т.д.?

Такие подарки на рабочем месте получать не запрещено, но с оговоркой на то, что при этом даритель подарка не ожидает от его получателя оказания какой-либо услуги, связанной с исполнением должностных обязанностей.

Например, если знакомый преподнес чиновнику на день рождения дорогой сотовый телефон в надежде на более лояльное отношение к себе впоследствии, то такое действие может быть квалифицировано как дарение. Но если телефон передан накануне решения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в обмен на положительное решение данного вопроса (либо его решение в более короткие сроки), значит, между лицами имелась договоренность, что одариваемый совершит конкретные действия, и это взятка.

Стоимость подарка, выступающего в качестве встречного обязательства либо вознаграждения за действия, связанные с должностным положением получателя, значения не имеет - взяткой может быть даже флакон духов, преподнесенный за внеочередное выделение путевки на санаторно-курортное лечение.

В ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что подарок вручается безвозмездно, без встречных обязательств и передачи чего-либо со стороны одаряемого в ответ.

То есть, когда у одариваемого возникает обязанность выполнить в обмен на подарок определенные действия и они связаны со служебным положением получателя, подарок будет расценен как взятка. Взяткой могут считаться деньги, ценные бумаги, иное имущество либо незаконно оказываемые услуги имущественного характера (предоставление имущественных выгод: например, бесплатное строительство дачи или прощение долга). Взяткодателями выступают физические или юридические лица, взяткополучателями - лица должностные.

Как уже ранее отмечалось, главное отличие получения подарка от получения взятки (коррупционного проступка) заключается в прямой зависимости дарителя от одаряемого. По смыслу ст. 575 Гражданского кодекса, запрещающей дарить подарки чиновникам, даритель не должен быть зависим от получателя подарка.

Зависимость может выражаться в следующих формах: лечение, содержание, воспитание, должностное положение, исполнение должностных обязанностей, то есть зависимость от одариваемого - главный критерий определения лиц, которые не могут выступать в качестве дарителей. При этом не имеет значения стоимость подарка.

Любое дарение и получение подарков, прямо или косвенно направленное на вознаграждение служащих за действия, входящие в круг их служебных обязанностей, либо за так называемое общее благоприятствование по службе, является коррупционным проступком и может быть классифицировано как одно из следующих преступлений:

Ст. 291.2 Уголовного кодекса Российской Федерации «Мелкое взяточничество» (не более 10 тыс. руб.)

Ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации «Получение взятки»;

Ст. 291 Уголовного кодекса Российской Федерации «Дача взятки».

Если же взятка получена через посредника, его действия также подпадают под действие ст. 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации «посредничество во взяточничестве».

Таким образом, если коробка конфет подарена одаряемому не за совершение в его интересах определенных действий, предусмотренных его должностными полномочиями, она не может расцениваться как взятка.

Однако получив такой подарок, государственный (муниципальный) служащий обязан в течение трех дней написать в определенное структурное подразделение органа уведомление с приложением документа, подтверждающего стоимость конфет и в течение пяти дней после подачи уведомления передать конфеты в другое структурное подразделение, ответственное за хранение подарков. До этого момента государственный (муниципальный) служащий несет ответственность за сохранность этого подарка. Впоследствии он может выкупить такой подарок по цене, определенной в результате экспертной оценки.

Галина АСОЧАКОВА,

и.о. заместителя прокурора Черногорска,

https://www.сайт/2013-06-13/verhovnyy_sud_peresmotrel_ponyatie_vzyatka_postavit_konyak_vrachu_mozhno_a_vot_provocirovat_chinovni

Верховный суд пересмотрел понятие «взятка»: поставить коньяк врачу можно, а вот «провоцировать» чиновников на мздоимство – нельзя

Сегодня, 13 июня, Верховный суд уточнил понятие взятки в российском законодательстве. Суд постановил, что чиновников нельзя наказывать за взяточничество, если на преступление их намеренно «спровоцировали» правоохранительные органы. Это, по мнению суда, противоречит закону «Об оперативно-разыскной деятельности», пишет Lenta.ru.

Помимо этого, взяткой не может считаться вознаграждение за осуществление профессиональной деятельности. Например, когда пациент «ставит» бутылку коньяка лечащему врачу в благодарность. Взяткой же может называться лишь получение денег за действия, связанные с осуществлением властных полномочий.

В документе предлагается судить чиновников, берущих так называемые «откаты», не только по статье «получение взятки», но и по статье «растрата». Однако это должно происходить только в том случае, если стоимость госконтракта была завышена (то есть бизнесмен-исполнитель формально отдал «лишние» деньги в бюджет, а чиновник забрал их оттуда). Если же стоимость завышена не была (то есть бизнесмен формально отдал чиновнику свои личные деньги), в уголовном деле будет присутствовать только статья «получение взятки».

Согласно закону «О борьбе с коррупцией» государственный служащий не вправе принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей, - разъяснил начальник управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Игорь ГРЕЙБО . - Но если госслужащему во время протокольного или иного официального мероприятия преподнесут сувенир на сумму не более 5 базовых величин (1 млн 50 тыс. рублей), его можно оставить для личного пользования. В случае если стоимость презента дороже, он передается в доход государства по решению специально созданной комиссии по месту работы госслужащего. О любом подарке, полученном с нарушением законодательства, госслужащие должны письменно сообщить по месту своей работы и безвозмездно сдать полученное либо возместить его стоимость. Такой же алгоритм действий предусмотрен, если имущество с нарушением законодательства получают близкие родственники должностного или приравненного к нему лица, проживающие совместно с ним и ведущие общее хозяйство.

Почет и уважение

Читатель «АиФ» Владимир не на шутку озадачен тем, не будет ли расцениваться как взятка подарок, преподнесенный им в день рождения другу, который работает директором школы. «Кроме того, могут ли родители без опасений поздравлять учителей традиционным букетом цветов и коробкой конфет на День учителя, другие праздники? Это же обычный жест признательности, но не подкуп и тем более не взятка!»

Безусловно, до абсурда можно довести любую идею и в дружбе с директором школы как должностным лицом усмотреть корыстные намерения. С другой стороны, преподаватель тоже может рассматриваться как должностное лицо, когда, например, принимает экзамен, и преподнесенный ему накануне презент можно трактовать как взятку.

Игорь Грейбо на вопросы читателя дал исчерпывающий ответ:

Определенные проблемы возникают в практике применения ст. 546 Гражданского кодекса, согласно которой не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает установленного законодательством пятикратного размера базовой величины, работникам лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан. Специфика состоит в том, что некоторые из указанных работников при исполнении своих основных служебных обязанностей являются государственными должностными лицами, а при выполнении некоторых профессиональных функций такого статуса не имеют. Другие при исполнении своих основных служебных обязанностей не являются государственными должностными лицами, а при реализации некоторых специальных полномочий приобретают такой статус. Например, основная функция врача - оказание медицинской помощи пациенту в период его медицинского наблюдения и лечения в организации здравоохранения, а преподавателя - обучение и воспитание обучающихся, содействие овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей. Выполняя эти сугубо профессиональные функции, врачи и преподаватели государственными должностными лицами не являются.

Однако у некоторых врачей есть специальные полномочия на совершение юридически значимых действий - выдавать больничные листки, а у преподавателей - принимать зачеты и экзамены по результатам обучения. В момент реализации этих полномочий врачи и преподаватели становятся государственными должностными лицами, либо лицами, приравненными к ним. Некоторые работники лечебных и воспитательных учреждений, наоборот, при исполнении своих основных служебных обязанностей являются государственными должностными лицами, например заведующий отделением больницы или директор школы. Однако когда эти же работники выполняют функции врача или преподавателя, статус государственного должностного лица на них не распространяется.

Из вышеизложенного следует, что работники лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений при исполнении обязанностей государственных должностных лиц вправе:

Принимать подарки на условиях, предусмотренных 37 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (сувениры при проведении протокольных и официальных мероприятий);

Получать подарки в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 546 ГК в случаях, когда подарки вручаются им не в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица, от граждан, находящихся в соответствующих учреждениях на лечении, содержании или воспитании, супругов и родственников этих граждан.

Например, подарок от пациента врачу за высокий профессионализм при оказании медицинской помощи, доброту и внимательность, подарок от учащихся преподавателю - за профессионально и интересно организованный процесс обучения.

Таким образом, в отличие от подарка, взятка передается должностному лицу исключительно в связи с занимаемым им должностным положением за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это должностное лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий

Находятся вне сферы регулирования антикоррупционного законодательства и не запрещены случаи вручения государственному должностному лицу подарков не в связи с его служебным положением, а как обычному рядовому гражданину в силу сложившихся личных взаимоотношений (как родственнику, супругу, другу, товарищу, коллеге и т.п.).

Однако если одаряемое лицо осознает, что даритель хотя и находится с ним в личных взаимоотношениях, но вручает подарок в ожидании от него каких-либо действий по службе, оно не имеет права принимать подарок и обязано от него отказаться. К примеру, если работник индивидуально вручает своему руководителю подарок ко дню рождения (профессиональному празднику и т.п.), ожидая в дальнейшем покровительства по службе, создания льготных условий для работы и сокрытия возможных в будущем дисциплинарных проступков, и руководителю это достоверно известно, руководитель должен отказаться от принятия такого подарка.

В спорных ситуациях руководителям следует избегать получения индивидуальных подарков от отдельных подчиненных работников по случаю различных праздничных (торжественных и т.п.) событий. В то же время не будет противоречить законодательству принятие руководителями по случаю таких событий подарков от коллектива организации, ее структурного и обособленного подразделения (коллективные подарки).

В работе некоторых организаций, в том числе государственных органов, сложилась порочная практика, когда руководителям этих организаций и другим должностным лицам ко дню рождения, профессиональному празднику и другим подобным событиям подарки вручают подчиненные, подконтрольные (поднадзорные) организации либо работники этих организаций от своего имени. В ряде случаев такие подарки доставляются прямо на рабочее место должностных лиц и включают в себя не только цветы, но и другие материальные ценности, стоимость которых явно выходит за пределы разумного. Такие подарки, как правило, вручаются не в связи со сложившимися хорошими личными взаимоотношениями дарителей и одаряемых, а за совершение одаряемыми каких-либо действий (бездействие) в интересах дарителей, в том числе общее покровительство и благоприятное расположение в будущем. В результате такими подарками фактически вуалируется подкуп должностных лиц, о чем сами должностные лица прекрасно осведомлены.

Поэтому государственным должностным лицам следует воздерживаться от принятия подарков в связи с праздничными и другими событиями личного характера от подчиненных, подконтрольных (поднадзорных) организаций и их работников, за исключением символических знаков внимания в пределах общепринятых норм вежливости (например, букет цветов).

Когда подарок (сувенир) получен с нарушениями

Термин «сувенир» в законодательстве не определен. На практике под сувениром в основном понимают художественное произведение, которое напоминает о месте пребывания (страна, город, исторический центр, выставка, премьера и др.) и праздничных датах (красный день календаря, день рождения, открытие объекта, юбилей людей и компаний, исторических событий и др.). Кроме того, сейчас широко используется понятие делового сувенира - преимущественно небольшой вещи, которая создает имидж компании и бренда, поддерживает корпоративный стиль, работает на увеличение продаж, используется в рекламных акциях.

Цель сувенирной продукции, как правило, заключается не в передаче полезных свойств товара, а в распространении среди неопределенного круга лиц информации, которая изображается непосредственно на сувенире (логотип организации, ее наименование и / или дата образования, наименование торговой марки, государственная символика, наименование страны, населенного пункта либо региона, изображение национального орнамента на календарях, ручках, пакетах, блокнотах, ежедневниках, зажигалках, значках, бутылках, предметах посуды, изделиях народных промыслов (ремесел), миниатюрах выпускаемой продукции и т.п.).

Ни при каких условиях государственные должностные лица не вправе принимать подарки в виде:

  • наличных и безналичных денежных средств;
  • входных билетов на культурно-массовые мероприятия (спектакли, концерты, спортивные и клубные мероприятия и т.п.);
  • телефонных карточек, проездных билетов и жетонов;
  • абонементов на посещение физкультурно-оздоровительных заведений;
  • различных льгот при совершении сделок (беспроцентные или льготные кредиты, индивидуальные скидки на товары и т.п.);
  • бесплатного проживания в гостинице, на даче;
  • выплаты несоразмерно высоких авторских вознаграждений, вознаграждений за преподавательскую деятельность и т.п.;
  • оплаты расходов в ресторанах, кафе, столовых, клубах, других развлекательных заведениях;
  • оплаты отдыха в санаториях, профилакториях, домах отдыха;
  • оплаты туристических поездок;
  • оплаты расходов на лечение и обучение;
  • назначения наследником путем упоминания в завещании;
  • оказания сексуальных услуг;
  • предметов, которые явно не относятся к сувенирной продукции (бытовая техника, мебель, ювелирные украшения, транспортные средства и др.).

Термины «протокольное мероприятие» и «иное официальное мероприятие» в законодательстве также не определяются.

На практике протокольное мероприятие - это разнообразные государственные приемы, связанные с официальными событиями, организуемые по линии различных государственных органов, а также связанные с повседневной деятельностью Министерства иностранных дел Республики Беларусь (дипломатические приемы, деловые встречи и другие текущие визиты, возложение венков, дипломатические клубы и т.п.). Такие мероприятия проводятся по специальным регламентам в специальных помещениях.

Ужин или прием в процессе протокольных мероприятий проводятся не для того, чтобы хорошо отдохнуть в приятной компании, а для реализации определенных целей, поставленных организаторами протокольного мероприятия.

Иные официальные мероприятия - это любые проводимые в установленном порядке мероприятия, связанные с деятельностью организации: совещания, заседания, симпозиумы, коллегии, официальные встречи, выставки, благотворительные мероприятия, презентации, юбилеи, мероприятия по случаю памятных дат, государственных и профессиональных праздников, закладка основания здания, введение в строй строительных объектов и т.п. Предполагается, что получение сувениров на протокольных и иных официальных мероприятиях в силу открытой и заформализованной процедуры их подготовки и проведения (издание распоряжения о проведении мероприятия, утверждение плана мероприятия и сметы расходов, документальное оформление приобретения подарков и составление отчета об их использовании и т.п.) в основном исключает возможность получения под видом сувениров взяток.

Законодатель четко определил, что государственным должностным лицам разрешено принимать на протокольных и иных официальных мероприятиях сувениры только в качестве подарков. С учетом изложенного государственные должностные лица вправе принимать только такие сувениры, которые вручаются им как лицам, занимающим определенные должности и в силу служебных полномочий участвующим в протокольных и иных официальных мероприятиях, но не за совершение каких-либо действий (бездействие) по службе.

Важно также понимать, что ни вид, ни стоимость подарка никак не влияют на юридическую квалификацию действий дарителя и одаряемого. Такие действия независимо от вида и стоимости подарка будут расцениваться как совершенные в рамках гражданско-правовой сделки дарения. Стоимость подарка в виде сувенира имеет значение только для решения вопроса о возможности обращения государственным служащим такого подарка в свою собственность. Поэтому действия государственного служащего по присвоению подарка в виде сувенира стоимостью свыше пяти базовых величин, полученного в связи исполнением служебных обязанностей на протокольном и ином официальном мероприятии, не являются криминальными и не превращают полученный сувенир во взятку. Однако такие действия будут являться незаконными по причине нарушения условия правомерности принятия сувенира - превышения допустимого размера его стоимости.

Незаконными, но не криминальными, будут также действия государственного должностного лица по принятию подарков, которые:

  • не являются сувенирами, хотя и получены на протокольных и иных официальных мероприятиях;
  • являются сувенирами, но получены не на протокольных и иных официальных мероприятиях;
  • не являются сувенирами и получены не на протокольных и иных официальных мероприятиях.

В соответствии с Постановлением Совета Министров №45 государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано письменно в виде заявления уведомлять государственный орган, иную организацию, в которых указанные лица проходят службу или осуществляют трудовую деятельность, обо всех случаях получения имущества с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей и безвозмездно сдавать его по месту службы (работы).

Одновременно с подачей заявления государственное должностное или приравненное к нему лицо в присутствии названного уполномоченного должностного лица передает имущество на хранение материально ответственному лицу в порядке, установленном руководителем государственного органа или иной организации. При этом оформляется акт о приеме-передаче имущества в трех экземплярах. Один экземпляр передается лицу, сдавшему имущество на хранение, второй экземпляр - материально ответственному лицу, принявшему имущество на хранение, третий экземпляр - уполномоченному должностному лицу.

Подарок, предназначенный для организации и полученный ее представителем, подлежит постановке на учет в этой организации в порядке, установленном законодательстве.

Имущество, в том числе подарки, полученное государственным должностным лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами Республики Беларусь, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей, подлежит безвозмездной сдаче по месту службы (работы) указанного лица.

СПРАВКА

Взятка - это выгода имущественного характера, предоставляемая должностному лицу исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий. Предметом взятки могут быть материальные ценности (деньги, ценные бумаги, вещи и т.п.) либо выгоды имущественного характера (различного вида услуги, оказываемые безвозмездно либо на льготных основаниях, но подлежащие оплате, производство строительных, ремонтных, иных работ и т.п.).

Термин «подарки» в законодательстве не определен. На практике под подарками, как правило, понимаются подарки, дарение которых является устоявшейся общепринятой традицией (цветы, конфеты, сувениры и т.п.).

В соответствии с ч. 4 ст. 11 УК не являются преступлением действие или бездействие, формально содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению. Малозначительным признается деяние, которое не причинило и по своему содержанию и направленности не могло причинить существенного вреда охраняемым уголовным законом интересам. Такое деяние в случаях, предусмотренных законом, может повлечь применение мер административного или дисциплинарного взыскания.

Не влияет на квалификацию действий (бездействия) взяткополучателя и взяткодателя и момент передачи взятки - передается она до или после совершения действий (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц (взятка-подкуп или взятка-благодарность).

Если под видом подарка фактически передается взятка за использование должностным лицом своего должностного положения в интересах лица, вручившего подарок, или представляемых им лиц, такие действия будут квалифицироваться по статьям УК, предусматривающим ответственность за взяточничество, независимо от размера предоставленного вознаграждения.

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы затронем очень важную тему: какова должна быть сумма подарка, которая не считается взяткой. Когда вы с коллегами, друзьями или лично собираетесь преподнести подарок должностному лицу или своему начальнику, нужно обязательно знать максимально возможный размер его стоимости, чтобы исключить риск обвинения вас или ваших знакомых в даче взятки.

В РФ взяткой будет считаться любой подарок, цена которого превышает определенную сумму, какую – укажем ниже. А если, например, особое торжество – юбилей или присвоение очередного звания, или количество людей, собирающих деньги на один подарок велико, что же делать в таких случаях? Разберемся.

Ищем различия

В Гражданском Кодексе РФ имеется статья 575, вводящая прямой запрет на подарки, стоимость которых превышает 3 000 рублей, а также некоторые другие ограничения. Подарок, кроме того, должен обладать определенными признаками:

  • Он должен быть приурочен к определенной дате (день рождения, государственный или профессиональный праздник и т.д.).
  • Его нельзя дарить от имени людей, признанных или являющихся недееспособными (детей), их законными представителями.
  • Если человек находится на содержании, лечении или воспитании в государственном учреждении, то работникам этих учреждений ни сам гражданин, ни его родственники не имеют права дарить подарки – это автоматически считается взяткой. То есть ни в больнице, ни в школе, ни в ВУЗе больные, дети или их родственники не имеют права дарить подарки ни медицинскому персоналу, ни учителям. Имейте это ввиду, когда соберетесь любимой учительнице что-то подарить на сумму более 3 000 рублей – это будет считаться в глазах закона взяткой.
  • Чиновникам любого уровня на рабочем месте и в рабочее время. Хочет получать подарки – пусть собирает близких и родственников в ресторане или у себя дома.
  • Руководители коммерческих структур другому бизнесмену из другой компании. То же самое – лично на праздник пригласить можно и подарок получить тоже, но не на работе.

То есть в пределах минимальной стоимости в 3 000 рублей подарки делать можно всем и каждому, лишь бы они имели признаки подарка. Если подарок превышает указанную сумму, то его необходимо сдать в муниципалитет как государственную или муниципальную собственность, где его поставят на баланс, затем или выставят на торги, или будут пользоваться.

Также получивший подарок чиновник имеет первоочередное право его выкупить. Правда, в какой срок – опять не понятно.

Один подарок или?

Хорошо в ситуации, когда мне нужно отблагодарить нужного человека, я положу 3 тысячи в конвертик и подарю. Главное, чтобы был рядом какой-нибудь подходящий праздник. Но вот как быть, например, с учителем в школе, когда класс состоит из 30 учеников? 3 000 * 30 – это уже 90 тысяч.

Если каждый родитель подарит по 3 тысячи, вроде бы, как и можно по закону. Но в сумме то учитель получит деньги, которых хватит на организацию хорошего отдыха. Как быть в этом случае, закон не поясняет. Будет такой подарочек считаться взяткой или нет?

Ограничения имеют место

Многие муниципальные структуры и коммерческие организации прямо прописывают в Кодексах корпоративной этики (профессиональной и т.д.) запрет на получение любых видов подарков от представителей структур, с которыми данный государственный орган, организация сотрудничают или имеют какие-либо договорные отношения.

Основным и главным признаком подарка является его безвозмездность. То есть если вы взамен подарка не получили какую-либо услугу или хотя бы лоббирование ваших интересов, то это действительно подарок, а не взятка.

Сначала деньги, потом стулья

Когда имеет место дача взятки, то без разницы, что было первым – услуга или «подарок». Главное, что произошел обоюдовыгодный процесс с обеих сторон. Если взятка была первой, то это подкуп, если второй по факту оказания услуги – то это уже благодарность.

То есть подарок отличается от взятки именно наличием договоренности. Устроили хорошему человеку неожиданный сюрприз – это подарок. Многие предприниматели в целях, чтобы чиновники их запомнили и хорошо относились, стараются принести подарок к Новому году, или должностному лицу – женщине – к 8 марта. Это действительно подарок. Он неожиданный и по нему не имелось предварительных договоренностей.

Делаем выводы

Если опасаетесь попасть под пристальный взгляд закона, чиновникам подарков лучше не дарить, как и врачам и учителям. Максимум – цветы. Гарантией, что вы делаете именно подарок, является в первую очередь его неожиданность, то есть отсутствие предварительных договоренностей по его поводу. И не дарите ничего дороже 3 тысяч рублей.

В советское время подарки принимали все – и преподаватели, и чиновники, и верили, что это все от чистого сердца с наилучшими пожеланиями. Сейчас же можно сделаться без вины виноватым просто так, от доброты душевной.

На этом с вами прощаюсь. Подписывайтесь на новые статьи нашего сайта и давайте ссылку на них своим друзьям и родственникам в социальных сетях.