Мочалок из натурального лыка. Липовая мочалка. Лыковая мочалка и нежная кожа

Этот предмет личной гигиены был известен человечеству еще на самой заре зарождения банной культуры. Древние греки использовали для очищения кожи бронзу и толченую мраморную крошку, римляне - пемзу, восточные народы - песок, наши предки - древесную золу да липовое лыко. Сейчас во времена триумфального шествия предметов сделанных вручную на банную полку так и просится мочалка своими руками созданная, а не приобретенная по акции в ближайшем супермаркете бытовой химии. Ну что? Оценим возможности и рассмотрим варианты?

У современной промышленности, как и в Греции - есть все. То есть, практически любой предмет обихода может быть изготовлен по заданным требованиям и в достаточном количестве. Единственная проблема - себестоимость и как следствие, конечная цена для потребителя. Массовый недорогой продукт не всегда и не совсем отвечает чаяниям и ожиданиям пользователя, да и в современных реалиях делать продукт с характеристиками чуть выше одноразовых не выгодно. Производственные мощности должны быть загружены, а покупатель ходить за новыми товарами как на работу. Эксклюзивные вещи делать промышленникам просто не выгодно. Значит, сделаем сами. Вопрос, из чего.

Полипропиленовая нитка

Мочалка для бани из нее - наиболее близкий вариант к образцам, изготовленным в промышленных условиях. Такой материал обладает:

  • Низкой степенью водопоглощения;
  • Гипоаллергенен;
  • Имеет достаточно хорошие санитарные свойства, поскольку на таком материале нетак активно размножаются микроорганизмы;
  • Очищает такая поверхность кожу достаточно хорошо, умерено оказывая эффект пиллинга;
  • Расцветки, формы и сечения нитей могут быть самые разнообразные. Выбирай - не хочу;
  • Наконец, плетение мочалок из такого материала может происходить самым примитивным способом - методом путанки.


Чем такой материал может не устраивать пользователя? Прежде всего, он синтетический, изготовлен химической промышленностью для самых разнообразных нужд народного хозяйства, начиная от изготовления мешочной тары, сантехнических труб и заканчивая пластиковыми стаканчиками, так хорошо известными завсегдатаям городских наливаек. Насколько он уместен в обиходе традиционной бани - решать конкретному пользователю и собственнику.

Шерсть

О свойствах этого материала в бане мы уже рассказывали, когда обстоятельно касались темы . Чем хороша шерсть:

  • Это натуральный продукт, обладающий определенным позитивным потенциалом и энергетикой. С этим постулатом вряд ли кто будет спорить;
  • Она хорошо обрабатывается и человеку, обладающему даже начальными навыками вязания спицами или крючком, не составит особого труда решить проблему, как сплести мочалку своими руками, а если быть уж совсем точным, то связать;
  • Обладает хорошими очищающими качествами, мягко воздействует на кожу, оказывает терапевтический эффект по улучшению микроциркуляции крови и лимфы, как в поверхностных слоях кожи, так и в более глубоких. Отлично способствует регенерации эпидермиса. В прикладном аспекте изделия из нее удобно использовать в виде шерстяной рукавицы;
  • Устойчива к воздействию воды и повышенных температур, обладает достаточным запасом механической прочности на разрыв;
  • Наконец, выбор сырья достаточно велик и разнообразен, а цена не пугает.

Внимание! Шерстяные изделия после использования необходимо хорошо высушивать, поскольку способность к удержанию влаги и природное происхождение сырья могут инициировать размножение микрофлоры различного характера, следствием чего может появиться неприятный запах, как наименьшее из зол.

Мешковина


Относиться к перечню материалов, при которых вопрос как сплести мочалку не стоит в принципе, поскольку все уже сплетено до нас. Наша задача состоит в том, что бы из мешковины оформить мешочек удобного размера, как правило, квадрат со стороной не более 180 мм. Края должны быть обработаны оверлоком, а при его отсутствии - прошиты мелким двойным швом. Самопроизвольное распускание края ткани такого типа одна из самых серьезных проблем.

В полость мешочка можно закладывать моющий состав, в том числе и приготовленный собственноручно. Удобно использовать мыло на основе березового дегтя, поскольку мешковина будет удачно скрадывать проявление грязного цвета в результате вымывания следов дегтя на поверхность. Для удобства использования такого предмета гигиены необходимо приторочить к одной стороне резинку, собранную гармошкой. Обслуживание такой мочалки может заключаться в периодическом вскрытии полости и замене моющего состава новым.

Важно! Следует помнить, что материал такого рода уступает шерсти по механической прочности и синтетическим волокнам по износоустойчивости.

Вполне очевидно, что уход за мочалками такого рода так же заключается в их периодическом просушивании. Для проявления ароматических качеств некоторые практики наполняют такие подушечки мелко измельченным травяным сырьем мяты, мелиссы, полыни горькой, чабреца и душицы по отдельности или в смеси в равных пропорциях по объему. Соотношение наполнения: 7 частей моющего состава к 3 частям ароматизатора.

Кстати! Следует не забывать, что при применении составов на основе дегтя никакой ароматизатор его запах не перебьет.

Растительные волокна

С ними придется повозиться. Есть, конечно, вариант когда природа сама дарит нам практически готовое изделие, о нем мы в свое время рассказывали в . Но у нас она не произрастает, а то что имеется, требует предварительной обработки. Что же мы имеем в наличии? Прежде всего - луб, тонкий волокнистый подкорный слой дерева или волокна крапивы, конопли, льна. Кроме перечисленных культур технического растениеводства он характерен и для многих лиственных пород деревьев. Но наиболее применим следующий:

  • Дубовый - отличается хорошей прочностью, однако тяжело отделяется, редко удается снять в виде длинных равномерных волокон. Обладает характерным, очень стойким пряным ароматом;
  • Вязовый - во многом похож на предыдущий однако, сильный аромат ему не присущ;
  • Березовый - для производства мочала слишком жесткий, требует сложной последующей обработки или использования в качестве сырья совсем молодых деревьев с толщиной ствола не более 60 - 80 мм;
  • Липовый - наиболее широко применимый и самый заслуженный вариант;

Помните выражение: «Ободрать как липку»? Приступим.

Технология выделки луба для получения мочала


Еще в середине 1980-ых на рынках и в хозяйственных магазинах СССР имелись толстые малярные кисти из древесного волокна, которыми тогдашние хозяйки любили белить известью стволы деревьев и бордюры. Во время коммунистических субботников их иногда выдавали как орудие производства, в результате чего они благополучно перемещались из народного хозяйства в личное.

Основные технологические приемы можно выделить следующим образом:

  1. Липа может давать сырье как со взрослых, так и с молодых деревьев.
  2. Основное период заготовки приходиться на период от Благовещенья до Троицы.
  3. С молодых деревьев кора снимается посредством продольных надрезов длиной не более 100 см, в количестве не более 4 на один ствол. Большие деревья окоряются с двух сторон, и кора снимается с помощью подбоев - деревянных клиньев, которые загоняются между подкорком и непосредственно стволом дерева. Отделенные части снимаются в виде двух желобов.
  4. Очень важная часть подготовительных работ - вымачивание. Оно осуществляется в неглубоком, до 0,5 м водоеме с твердым ровным дном и проточной водой. В результате волокна приобретают необходимые качества, в первую очередь пластичность и легко отделяются от несущей подложки. Продолжительность процедуры - показатель весьма неопределенный и напрямую зависит от конкретных условий произрастания и качества материала. На практике, в большинстве случаев, может колебаться от 2 до 7 недель. Вымачивания можно избежать, если в работу идут совсем молодые деревца подкорный слой которого не огрубел в достаточной мере.
  5. После вымачивания волокно снимается, распределяется и очищается с помощью вычесывания примитивной гребенкой.
  6. Далее начинается сушка под навесом с хорошим протоком воздуха и постоянным контролем сырья, поскольку, как и любой органический материал с достаточным уровнем влажности, оно подвержено гниению.

Словечко от Бывалого! После сушки традиционная технология подразумевала «золочение», то есть вязки лыка выставлялись на прямое солнце, в результате чего поверхность покрывалась насыщенным соломенно-золотистым цветом. Скажем прямо, что эта финишная процедура характерна скорее для производства лаптей, нежели мочалок, поскольку воздействие ультрафиолета делает лыко более жестким.

Из готового сырья мочалки делались примитивным способом кручения, когда слой материала примерно 80 - 100 мм толщиной перехватывается жгутом в двух местах и утягивается для сохранения формы. В этом контексте более справедливо выражение не как плести мочалки, а как их вязать.

Визуально и более наглядно с процессом изготовления можно ознакомиться в прилагаемом видеоматериале.

Помни! Срок службы такой мочалки редко превышает 5 - 8 процедур и она подвержена поражению микроорганизмами, что вполне естественно для натурального продукта.

Правильно решить вопрос, как плести мочалку для бани это еще далеко не все, немаловажно, как ее правильно использовать. Перед употреблением такое изделие необходимо предварительно распарить, в течении 5 - 7 минут в умеренно горячей воде, а после тщательно прополоскать в прохладной.

Заключение

Изготовление мочалки своими руками творческий и интересный процесс. Возможности современного мира открывают для такой деятельности широкие перспективы. Обилие различных материалов, технологий, способов реализации позволяют получить качественный продукт с заранее заданными свойствами. Скажем откровенно. Лыковая мочалка не самый практичный вариант. Да, безусловно, она обладает отличным запахом и фактурой, однако срок ее реальной эксплуатации весьма не долог. В крестьянских семьях обычно парой мочалок мылась вся большая семья, после чего ее просто выбрасывали и в следующий поход в баню заменяли новой. Сам по себе мочальный промысел существовал как дополнение к основному, когда изготавливали лапти и короба, а на мочалки шли отходы производства, не кондиционный материал. Если в вашем распоряжении традиционная баня, выполненная по всем канонам строительного искусства и обладает сильным, а возможно и уникальным духом, то такая мочалка будет несомненным ярким акцентом и уместным дополнением в общем банном ансамбле. В иных случаях, мочалку можно связать из шерсти. А что? Натурально, доступно, эффективно и никакого лесного браконьерства. Пробуйте.

Неотъемлемым атрибутом походов в баню являются мочалки, помогающие эффективно очистить кожу, чтобы поры лучше раскрылись в парной. Столь необходимый банный аксессуар появился относительно недавно: привычные нам поролоновые стали активно применяться лишь в начале прошлого столетия, хотя и до того народ использовал различные материалы для очищения своей кожи. Так, в общественных банях на Руси в ходу было липовое лыко – прародитель современных мочалок. Люди брали мягкий слой волокон, что расположены между деревом и его корой, и хорошо разминали.

Такие мочала разделялись по жесткости: выше ценились так называемые «бараночные», из высококачественных волокон. Любопытно, что из них изготавливались специальные веревки, на которых в торговых лавках висели баранки – отсюда это необычное название мочалок. А более жесткие назывались «кулевые» – на создание таких мочал шли старые мешки (кули), в которых до того хранилась соль. Примечательно, что и в наши дни многие люди предпочитают поролоновым изделиям те, что сделаны своими руками из натуральных компонентов. Любители попариться хорошо знают, что такая мочалка для бани приносит максимум пользы для организма. В почете у заядлых любителей бани всё то же лыко, джут, льняные нити, береста и многое другое. Сделать мочалку своими руками сможет любой человек, даже если он не знаком с рукоделием.

Из тыквы и колготок

Материалов для создания своими руками мочалок на сегодняшний день довольно много. В зависимости от того, хотите ли вы иметь этот банный атрибут, сделанный из натуральных или искусственных ниток, зависит не только цена законченного изделия, но и его внешний вид. Как правило, на плетение мочалок идет пряжа из натуральных или искусственных материалов. Реже – природные материалы, которые нужно лишь нарезать брусочками перед использованием. Так, ярким примером этого служит люфа (люфа, луффа).

Это травянистое растение из семейства тыквенных, которая в зрелом и высушенном виде представляет собой натуральную мочалку – нужно лишь снять слой твердой кожуры. Изначально люффа имела распространение в странах африканского континента и в некоторых регионах Азии, но сейчас ее можно выращивать даже в южных районах нашей страны. Плюсы натуральной мочалки из люффы в том, что она не только отлично очищает кожный покров от ороговевших клеток, но и оказывает массажное воздействие на тело.

Но более распространенными материалами для создания самодельных мочалок для бани являются:

  • капрон;
  • полипропилен;
  • овечья пряжа;
  • волокна льна;
  • рами.

Капрон можно использовать для создания мочалки в двух вариантах, оба не требуют больших денежных затрат. Во-первых, можно порезать на неширокие ленты капроновые колготки. Из этих полос получится отличная пряжа, из которой возможно будет связать мягкие мочалки с помощью вязального крючка или спиц. Второй вариант – отыскать капроновую сетку, в которой, например, продают лук. В таком случае ее нужно будет предварительно хорошо вымыть и дополнительно обработать кипятком.

Инструкция по изготовлению мочалки из сетки максимально проста. Проденьте одну спицу в отдельные петли сети, пропуская между ними по две-три. Когда вы наберете на спицу всю длину сетки, пропустите через эти петельки прочную веревку и стяните оба конца сетчатого материала и крепко завяжите. В итоге у вас получится нечто, внешним видом напоминающее объемный бант первоклашки.

Интересной будет мочалка, связанная из пряжи, произведенной из волокон китайской крапивы рами. Но нужно выбирать нить с содержанием основного компонента не ниже 70 %, чтобы она была средней жесткости, обеспечивающей хорошее очищение кожи. Рами славится также противовоспалительным и омолаживающим воздействием на организм.

Отличным материалом для качественной мочалки является овечья пряжа – но не мериносовых овец, а пород с не столь нежной и мягкой шерстью. Купить подобное можно в магазинах пряжи. Плюс их в том, что даже нитки со стопроцентным содержанием шерсти довольно недорогие (в отличие от мериносовой, которая высоко ценится). На ощупь такая пряжа несколько жестковата, поэтому ее не так часто используют для вязания предметов одежды, но вот для банной мочалки она подходит лучше всего. Такой материал будет очищать кожу даже от серьезного загрязнения. Аналогично хорошо себя проявляет изделие из льняных ниток.

Игрушки и варежки из полипропиленовой нити

Эти искусственные материалы, из которых чаще всего вывязывают различные мочалки для душа, удобны тем, что довольно легки в работе. Нитка не пушится по понятным причинам и не запутывается, потому с нею легко управляться как крючком, так и вязальными спицами. Еще одним положительным фактором полипропиленовой пряжи является богатый ассортимент цветов. С помощью такого материала очень удобно вязать разноцветные мочалки или банные аксессуары в виде игрушек. Последние особенно приходятся по душе детворе.

Вязать из полипропилена нужно спицами и крючком не тоньше четвертого, а то и пятого номера. Эта нитка довольно жесткая, а потому желательно стягивать ее не очень плотно, так как слишком грубая мочалка не годится для использования. Тем более нужно особенно скрупулезно относиться к этому вопросу, если вы планируете связать мочалку для ребенка. Поэтому не спешите сразу приступать к работе, а для начала провяжите несколько пробных рядов спицами или крючком разного размера, чтобы подобрать наиболее подходящую плотность вязки.

Если вы решили вязать полипропиленовыми нитями с помощью крючка, то подберите модель инструмента с закругленной головкой. Острый конец может нарушить структуру нити, прорвав ее.

Из полипропилена получаются красивые мочалки в виде игрушки-ежика. Для этого вам понадобятся нити двух разных цветов: темнее – для создания его иголок и светлее – для мордочки. Вязать ежика необходимо крючком вытянутыми петлями следующим образом.

  1. Наберите темной нитью петель на 20 сантиметров, соедините в кольцо и два ряда провяжите столбиками без накида.
  2. Выполните несколько рядов вытянутыми петлями: вытягивайте петельки в длину по два-три сантиметра и снимайте с крючка, провязывая петли через один столбик.
  3. Провяжите вытянутыми петлями 10 сантиметров в высоту.
  4. Далее используйте светлые нити для вывязывания конусообразной мордочки зверька.
  5. Вяжите по такой схеме – два столбика без накида, затем пропускайте следующую петлю и снова два столбика – так, чтобы вязание стало сужаться.
  6. Вяжите таким образом до тех пор, пока все петли не сойдутся в одну.
  7. Изготовьте из черной нитки нос и глазки зверька – и мочалка готова.

Кроме того, из полипропиленовой нити можно сделать вязаную мочалку в форме варежки, которая будет не только красивым, но и удобным банным аксессуаром. Вяжутся две одинаковые части изделия. Первым делом нужно крючком набрать 20 петель и провязать столбиками без накида пять рядов. Затем для вывязывания пальца в конце ряда следует набрать восемь воздушных петель и обвязать их столбиками с накидом. Возвращайтесь к основному полотну и провяжите еще пять рядов столбиками без накида, после чего начинайте сокращать петли, закругляя верх варежки. Для этого с каждого края вязания не довязывайте один столбик, пока варежка не закруглится полностью. Аналогичным образом выполните вторую часть изделия и сшейте готовые половины вместе.

Варианты вязания мочалки для новичков

Связать изделие с помощью крючка сможет даже человек, не имеющий больших знаний и опыта в этом виде рукоделия. Новички могут попробовать свои силы в вязании односторонней мочалки. На этом варианте они отточат мастерство, чтобы в дальнейшем переходить к более сложным. Изделие вяжется вытянутыми петлями, при этом мохнатая часть будет только с одной ее стороны. Выполняется этот элемент просто: нужно вытягивать петельки длиной в пару сантиметров, как указано на представленной схеме.

Схема вязки

Как правило, такие мочалки для новичков делаются квадратной формы, чтобы максимально упростить задачу. Самый простой вариант: наберите столько воздушных петель, какой ширины хотите изделие, и провяжите пару рядов столбиками без накида. Затем выполните ряд с вытянутыми петлями и ряд столбиками без накида. Повторяйте это чередование до той длины мочалки, которую вы желаете. Последние два ряда также провяжите столбиками без накида.

При желании к мочалке можете связать ручку.

С одного конца квадрата провяжите столько воздушных петель, чтобы эта цепочка доставала до второго конца квадрата и слегка отвисала. Закрепите цепочку на втором конце и пройдитесь по ней столбиками без накида. При желании вы можете связать два одинаковых полотна и сшить их, положив внутрь кусок поролона. Это придаст мягкость и повышенную способностью мылиться. Более опытные вязальщики могут также создать круглую мочалку. Она вяжется аналогичным способом – с вытянутыми петлями, только следуя особой схеме.

Схема вязки круглой мочалки

Плюсом односторонних мочалок является то, что они быстрее высыхают после банных процедур. Также в них используется простой узор, такой как вытянутые петли, столбики с накидом и без накида, пышные столбики. Всё это хорошо просматривается в готовом изделии. И, кроме того, более сложные узоры попросту будут плохо мылиться и затем подолгу сохнуть.

Для изготовления вязаных мочалок лучше прибегать к максимально простым элементам. Если говорить о материале для аксессуаров, связанных крючком, то лучше всего брать натуральные нитки. Например, хорошо себя зарекомендовали в работе и дальнейшем использовании в изделии такие нити:

  • сизаль;
  • конопля;
  • крапива;
  • шерсть.

Они довольно жесткие, что хорошо для тщательного очищения тела, и обладают массой положительных свойств для здоровья. Можно еще создать вариант мочалки для бани в форме трубы. Для этого нужно также овладеть техникой выполнения вытянутых петель.

Схема работы следующая.

  1. Наберите 23–25 сантиметров воздушными петлями и соедините их в кольцо.
  2. Провяжите по кругу 4 ряда столбиками без накида.
  3. Чередуйте ряды столбиков без накида с рядами с вытянутыми петлями.
  4. Вяжите так до желаемой длины мочалки.
  5. Завершите четырьмя рядами столбиков без накида.
  6. Внутрь положите кусок поролона.
  7. С обоих концов трубы закройте петли и свяжите ручки.

При желании можно вязать этим методом без вытянутых петель. Тогда расход ниток гораздо ниже. А при наличии поролона внутри мылиться аксессуар будет все равно хорошо.

Массажные мочалки и мешочек с мылом

Существует большое разнообразие изделий, связанных с помощью спиц. Их выполняют рельефными узорами, которые при намыливании тела оказывают на кожный покров массажный эффект. Например, самый простой вариант связанной спицами мочалки под силу любому человеку. Для этого вам нужно будет освоить всего два элемента: набор петель и вывязывание лицевых петель. Этот узор называется «платочная вязка», и выполняется он проще простого: наберите необходимое количество петель (ширину будущей мочалки) и просто каждый ряд провязывайте лицевыми. В итоге вы получите ребристое полотно, которое очень хорошо проявит массажные качества. Получатся небольшие узелки, которые при намыливании окажут антицеллюлитное воздействие на тело.

Если у вас чуть больше опыта в вязании спицами и вы уже умеете вывязывать изнаночные петли, тогда можете использовать для создания мочалки узор «путанка», он же «жемчужный узор». Акцент в этом варианте делается на чередовании лицевых и изнаночных петель в рядах. Например, первый ряд вы вяжете, как простую резинку (одна лицевая, одна изнаночная), а во втором ряду меняете петли местами: там, где у вас в первом ряду идет лицевая, провязываете изнаночную, и наоборот. Вяжите так в каждом ряду и в итоге получите полотно, густо усеянное рельефными горошинами.

Освоив простые техники, вы создадите такое интересно изделие для бани, как мочалку, представляющую собой мешочек для куска мыла.

Для работы можете использовать любые нитки из натуральных волокон или даже их остатки. Первым делом измерьте кусок мыла, чтобы понимать, какого размера мешочек вам нужно связать. Затем наберите то количество петель, которое необходимо для ширины мешочка. Вяжите полотно полностью лицевыми петлями, чтобы получился ребристый узор. Или так: с лицевой стороны лицевыми, а с изнаночной – изнаночными. Тогда получится гладкое полотно. Провяжите спицами необходимую высоту и закройте петли. Аналогичным образом свяжите вторую часть мешочка.

Сложите их вместе и сшейте по периметру, оставив одну сторону непрошитой. Вложите внутрь кусок мыла и зашивайте последнюю часть. Но эту сторону сшивайте легкими стежками, так, чтобы в дальнейшем их можно было распустить и вложить в мешочек новый кусок мыла. При желании возможно также сделать для мешочка ручку, чтобы было удобно вешать его на крючок в бане или ванной комнате. Кроме того, мочалка с веревочкой будет гораздо удобнее ребенку, так как он сможет лучше зафиксировать ее в своих руках. Ручка вяжется, как и в предыдущих моделях.

Чем удобно использование такой необычной мочалки, так это тем, что вам не придется брать с собой в баню мыло в мыльнице и отдельно мочалку. Также можно хорошо сэкономить, если внутрь нее зашить не целый кусок мыла, а несколько обмылков, которые обычно выбрасываются, так как ими неудобно пользоваться. А еще эту мочалку можно превратить в уникальный скрабирующий предмет, если внутрь нее зашить натуральное мыло с добавлением кофейной гущи.

Аксессуары из шпагата – простота и удобство

Одними из наиболее удобных материалов для создания мочалок своими руками является шпагат. Эти нити, тонкие и прочные, как правило, продаются в хозяйственных магазинах, так как преимущественно используются для упаковки коробок, пачек с газетами или картоном. На их изготовление идут искусственные материалы, как, например, полипропилен и капрон, или натуральные.

Из натуральных нитей, продающихся в мотках, следует выделить лён и джут. Шпагат из этих волокон довольно прочный и при этом гибкий, что позволяет с его помощью вывязывать различные узоры. Впрочем, для создания своими руками мочалок лучше всего вязать их крючком. Только подберите его покрупнее, чтобы плотность вязки была более воздушная: это сделает банное изделие чуть мягче. Рекомендуется вязать из шпагата наиболее простые элементы, например, столбики с накидами.

Такая мочалка – плоская, зато с массажным эффектом, потому что будет слегка ребристой по текстуре. При желании сделать ее объемной: связать более широкое полотно, затем сложить его пополам и сшить по краю. С помощью такой мочалки человек сможет хорошо промассировать и вымыть спину, что не так просто сделать своими руками без подобного приспособления.

Самая приемлемая форма – длинное полотно с двумя ручками на концах.

Натуральные материалы для банных аксессуаров

Любители хорошо попариться в баньке предпочитают использовать мочалки, сделанные своими руками из традиционных материалов, наиболее востребованными из которых являются джут и лыко. Джут – это нити, созданные из волокон одноименного растения. Примечательно, что его текстура настолько прочная, что джут используют для изготовления мешков и даже морских канатов, в текстильной промышленности для создания тканей для мебели и ковровых покрытий.

В качестве материала для самодельной мочалки он также неоценим, так как он отлично отшелушивает отмершие клеточки кожи и очищает тело. Сам по себе этот банный аксессуар может рассматриваться как отличное средство пиллинга, не требующее каких-либо дополнений. Из нитей джута, как правило, своими руками вяжут плоские мочалки. При этом можно использовать как спицы, так и крючок, и подобрать любой понравившийся узор, например, связать объемную круглую мочалку. Если хотите, можете присоединить к готовому изделию ручку в виде петли. Причем, можно не только связать ее с помощью крючка, но и просто пришить к ней отрезок широкой резинки. Такая ручка будет плотнее прилегать к руке во время банных процедур.

Алгоритм вязки круглого изделия

Не менее полезным материалом является лыко. По сути своей, это – волокна липы, которые извлекаются из слоев дерева, находящихся под корой. Лыковые нити найти непросто, потому чаще всего мочалки из лыка не вывязывают, а шьют своими руками. Для этого вам понадобится кусок натуральной прочной ткани, например, хлопка.

Выложите на ткань волокна лыка и сделайте поперек них несколько строчек с помощью швейной машинки. Таким образом вы прикрепите волокна к ткани. Затем вырежьте удобную для вас форму мочалки: например, длинный прямоугольник с закругленными концами. Края по периметру подшейте тканью, чтобы прочно закрепить волокна и не дать им растрепываться во время мытья. К двум концам пришейте петельки, чтобы мочалку было удобно держать и мыть ею спину.

Также можно попробовать своими руками создать из волокон лыка полноценную пряжу, но для этого придется связать в единую нить множество отдельных отрезков. Эта кропотливая работа потребует немало времени и усидчивости. Но если вы все же пошли на этот шаг и сплели необходимое количество лыковой пряжи, то во время вязки используйте спицы или крючок потолще, а узоры попроще. В ином случае готовое изделие может быть довольно жестким для кожи.

Возможностей для создания своими руками уникальных банных принадлежностей на сегодняшний день масса. Любители садоводства могут на собственном огороде вырастить диковинную люфу, чтобы в дальнейшем сделать из нее чудо-мочалку. А перед рукодельницами открыт огромный простор в выборе пряжи и техник вязания. Сложность будет заключаться только в широком ассортименте натуральных материалов, каждый из которых полезен по-своему.

Если же вы очень любите заниматься рукоделием, то можно связать несколько мочалок из различных нитей, чтобы попеременно ими пользоваться в бане.

Многие народные куклы делаются на основе мочала.Лыко не только для кукол хорошо, оно ведь и мочалка настоящая, для бани и не только.{jcomments on}

Лыковые мочалки сделаны из внутреннего слоя коры липы, расщепленного и специально обработанного. Липовое лыко после распаривания становится мягким и помогает прекрасно очистить кожу, это объясняется тем, что вся поверхность лыка покрыта мельчайшими ворсинками.

Толщина ворсинок соизмерима с величиной человеческих пор, поэтому, когда мы моемся лыковым мочалом, оно не только скребет и массирует, но и прочищает поры. К тому же волокна во время мытья выделяют фитонциды, которые, как известно, — лучшее оружие против микробов. Такая мочалка и чистоту обеспечит, и кожу не повредит, и еще от простудных заболеваний поможет защититься.

Мочало — обязательный атрибут русской бани. Снимает статическое электричество, улучшает регенерацию кожного покрова. При употреблении мочало сначала нужно запарить кипятком на 10 минут, затем обдать студёной водой и намылить.

Традиция делать мочало из лыка пришла к нам из глубины веков. Лыковое мочало использовали не только для мытья, оно всегда служило великолепным дополнением к банному венику в качестве инструмента для массажа.

Когда-то липа обувала почти всю Русь. Из лубяных волокон липовой коры плели лапти, ступни, бахилы, сапоги и босовики . Одну обувь надевали при дальних переходах, другую во время промысловой охоты и рыбной ловли, третью просто применяли как домашнюю обувь, подобную современным шлепанцам. Для русского человека плетеная лыковая обувь была так же традиционна, как для крестьянина Западной Европы деревянные башмаки.

Лыко для плетения обуви снимали с деревьев не старше десятилетнего возраста. Проведя ножом на стволе продольные надрезы, заготовщики снимали с каждого дерева четыре узкие ленты. После удаления верхней корочки лыковые ленты размачивали и приступали к плетению.

Древесина липы пахнет своеобразно, запах этот стоек и сохраняется долгие годы. Приятно пахнет мочалом и, может быть, немного липовым цветом.

Всем известна считалочка про «зайца белого», который драл в лесу лыко и клал его под колоду. На самом деле заяц лыка не заготавливает, а просто-напросто лакомится сладкой и сочной корой.

А вот белки, вороны и грачи - те действительно заготавливают лыко. Дерут они его с засохших ветвей, не причиняя дереву никакого вреда. Сухая корка, покрывающая лубяные волокна, осыпается, а гибкие мягкие волокна остаются. Ими-то и устилают белки и птицы свои гнезда.

Прочные лубяные волокна старых и молодых лип находили самое разнообразное применение в хозяйственной деятельности человека. Для мочального промысла снимали кору с больших деревьев. На стволе с двух сторон делали продольные разрезы. Затем деревянным клином отделяли от ствола два желоба-полуцилиндра. Снятую таким образом кору называли лубом. Высушенный луб применялся как кровельный материал для хозяйственных построек, из него же мастерили простейшую посуду под сухие продукты. Но основная часть луба шла на выделку мочала, применение которого было самое разнообразное.

Чтобы получить мочало, луб вымачивали в мочилах - канавах, вырытых в лесу около ручья или озера. Заготовленный весной или в начале лета луб загружали в канавы-мочила. Хорошо вымоченный луб развешивали сушить, а зимой привозили в деревню и пускали в дело.

Связанные в пучок вымоченные лубяные волокна мгновенно превращались в банную мочалку, хорошо знакомую и современному человеку . Вязали из мочала кисти-помазки для побелки печей, делали щетки и ерши для мытья посуды, вили довольно прочные веревки и даже нитки для рыбацких сетей.

Археологические раскопки подтверждают, что рыбацкие сети плели из мочала еще в эпоху неолита. О прочности веревок из мочала можно судить хотя бы по тому факту, что из них делали упряжь и путы для лошадей. На простейших деревянных станках деревенские мастера ткали рогожи , из которых шили кули, накидки для лошадей и многое другое. Древние германцы плели из мочала одежду - в основном плащи и пояса. В России в прошлом веке рязанские фонарщики делали дождевые плащи из лыковых мешков . Один угол куля-мешка вставляли в другой - и плащ готов. В старое время мочало широко использовали столяры как набивочный материал для мягкой мебели .

Мочало применяли и для лощения деревянной мебели . Причем применяли его так широко, что сам процесс лощения стали называть лублением.

Масло, икра и виноградный сок хорошо сохраняются в липовой таре . На Кавказе из липы долбили огромные чаны для выдавливания виноградного сока и маслобойки. В современном бондарном производстве из липовых клепок делают посуду, предназначенную для хранения и перевозки зернистой икры.

Лошадка. Мастер-класс.

Изготовление игрушек из природных материалов (камыш, солома, лыко) – традиция, уходящая корнями в глубокое прошлое. Когда-то эти фигурки имели и сакральное значение. Сегодня вы можете приобщиться к этому увлекательному виду народного творчества, изготовив традиционную русскую игрушку своими руками. Нашими подробными инструкциями вы можете воспользоваться при домашних занятиях с детьми, в кружках и студиях декоративно прикладного творчества, как методическим пособием в воскресной школе или на уроках ИЗО.

Лошадь служила символом бога Солнца у славян. А солома была самым удобным и доступным материалом, когда проходила пора страды и долгими зимними вечерами семья собиралась в избе за рукоделием, починкой снастей и прочими домашними трудами.

При изготовлении лошадки используют несколько различных (более или менее сложных) решений, но в целом принцип плетения похож. Когда вы освоите основные приемы и основные конструктивные узлы — вы сможете добавлять или убирать некоторые элементы, изменять форму, придумывать новые решения.

Для изготовления лошадки мы используем обычное лыковое мочало (купить его можно хозяйственном магазине или на рынке). Лыковое мочало — это луб молодой липы, вымоченный в воде и разделенный на тонкие волокна.

По этой же схеме вы можете работать с обработанной соломой или камышом.


Также вам потребуется: ножницы, цветные шерстяные нитки, нить льняная натуральная «для рукоделия», кусочек ткани для «попоны», бусинки или бисер для украшения.

1. Развязываем веничек из лыкового мочала и делим на четыре части, три большие и одна меньшая — одна пойдет на изготовление головы и передних ног, вторая на туловище, третья — для задних ног, а из остатка будем делать гриву.


2. Начинаем с головы. У пучка завязываем кончик, примерно 2,5-3 см. Затем (смотри рисунок) «выворачиваем» на пучок и обматываем с наружной стороны, так чтобы получилась твердая головка будущей лошадки.



3. Теперь ниткой обозначаем сгиб шеи за нашим «потайным» пучком. Перевязываем горлышко.

4. Обозначаем нитью основание шеи (сюда будет крепиться туловище) и этой же нитью разделяем ножки, перевязав пучок пополам.


Отступив одинаковое расстояние от завязки, отмечаем цветной нитью основание ножек.

5. Берем второй пучок и огибаем его у основания шеи. Это будет туловище лошадки. Крепко обматываем нитью «холку» и закрепляем грудку, перевязав ее крестообразно.

6. Вот и пришло время третьего пучка. Отмеряем у лошадки хвостик и «одеваем» задние ножки, обернув полосу лыка вокруг туловища. Обматываем основание, и разделяем на да пучка.

Есть в России деревня, где живут люди редкой древней профессии – мочальники.

Я стою на скользком помосте и стараюсь не вдыхать глубоко: пахнет гниющим деревом. «Только бы не упасть», – думаю я и, как нарочно, в ту же секунду теряю равновесие и оказываюсь в мутной воде. К счастью, это совсем неглубокий пруд – местные жители называют его мóчищем. Алексей, мужчина лет тридцати пяти, помогает мне выбраться, а сам остается в воде по пояс. Он достает из пруда притопленные под грузом свертки древесной коры, а затем расстилает их на земле, наподобие ковров. Фотограф Марина Маковецкая фиксирует каждое движение Алексея. Мы с Мариной в Нижегородской области – в деревне Букалей с населением 43 человека. Алексей показывает нам, как добывает средства к существованию для семьи. Вот он руками сдирает внутренний слой «ковров» – белые древесные волокна – и развешивает их сушиться на заборах. Чем он занят? Еще век назад любой наш соотечественник сразу ответил бы на этот вопрос. Букалейцы – одни из последних людей, живущих древнейшим русским промыслом – мочальным.

"Для салазок нужно вырвать две елки с корнями, загнутыми как крючья, связать их и уложить на них кору", - говорится в самоучителе для мочальников. Каким образом крестьяне вырывали елки, автор пособия не уточняет.
У китайцев был шелк, у англичан – шерсть, а у русских – мочало. Этот материал сыграл в судьбе России такую важную роль, что его без преувеличения можно было отнести к национальным символам наравне с собольим мехом. Но о мочале, как только необходимость в нем исчезла, позабыли. Сегодня даже значение этого слова известно в России не каждому. Мочалом называлась замоченная в воде и высушенная внутренняя часть липовой коры – луб (он же лыко, или подкорье). Из него крестьяне в промышленных масштабах изготавливали десятки необходимых вещей: лапти, морские канаты, кисти для побелки, банные мочалки (теперь понятно, почему они так называются), кровлю для крыши, сита для муки и рогожу – дешевую ткань, которая шла на одежду и мешки. Рогожа, как самый ходовой товар, частично поставлялась на экспорт. Вплоть до начала XX века липовая кора «кормила» минимум половину крестьян в Центральной России – в основном жителей северного Поволжья. Как сообщает перепись Императорского лесного института, только в 1912 году было заготовлено 2,8 миллиона пудов, то есть 44 тысячи тонн мочала. В России оно было незаменимым материалом – таким же, как в наши дни ПВХ или полиэтилен.

Если бы не мочальный промысел, жителям деревни Букалей грозило бы самое настоящее натуральное хозяйство: они и так едят в основном собственные продукты – мясо и овощи, яйца и молоко.

Фото: «Удить», «карябать», «чесать», «вязать» – не просто слова из Толкового словаря Даля – это этапы производст-венного процесса изготовления лыковых мочалок и кистей в Букалее. Автор: Марина Маковецкая">

«Удить», «карябать», «чесать», «вязать» – не просто слова из Толкового словаря Даля – это этапы производст-венного процесса изготовления лыковых мочалок и кистей в Букалее.

Людей, зарабатывавших на жизнь заготовкой мочала, называли мочальниками. В 1840 году географ Петр Кеппен только в восьми поволжских губерниях насчитал сотни тысяч изготавливавших мочало крестьян. Масштаб промысла был столь огромен, что, обеспокоенное состоянием липовых лесов, Министерство государственных имуществ отправило Кеппена в двухлетнюю экспедицию для подсчета ущерба. «В лесах России встречается немало лип, на истреблении которых основан один из примечательнейших промыслов, – писал географ. – Зная, что промысел этот, столь национальный, никем пока не описан, я решился собрать о нем сведения». Сведения, представленные Кеппеном в 60-страничном отчете «О мочальном промысле», уникальны: например, только у него есть информация о том, что в Крыму мочало делали из волокон финикового дерева.

Марина Маковецкая узнала про деревню мочальников, когда делала съемку для другой статьи в соседнем с Букалеем селе Полх-Майдан, где из липы делают матрешек: тогда Марине объяснили, что кору забирают себе букалейцы. «В двух деревнях налажено взаимовыгодное сотрудничество, – рассказала фотограф, приехав в редакцию. – У мочальников нет проблем с сырьем, и матрешечникам удобно: соседи бесплатно очищают липы от коры». Недолго думая, мы направились в Нижегородскую область, вооружившись книгой Кеппена и самоучителем «Как заготавливать мочалу» 1912 года издания. В предисловии автор – некто Пермяк – уверял, что освоить «легкое и доходное ремесло» может любой желающий. Но уже с первых страниц стало очевидно, что мочальный промысел был весьма экстремальным занятием. Самым опасным этапом мочального дела была заготовка липовой коры. Рубить и «драть липу» крестьяне уходили целыми семьями в начале мая: в это время в деревьях начинается движение сока, и кора легче отстает от древесины. Мочальники вместе с женами и детьми жили в болотистых лесах несколько недель. С молодых лип кору – зубами, по свидетельству Кеппена, – драли на лапти, большие деревья валили и обдирали топором. Иногда ради скорости кору снимали прямо со стоячих деревьев. В таких случаях на дерево лыкодеры поднимались без лестницы – с помощью веревок из того же мочала. Пока рубили лес, нередко гибли лошади, из-за сырости и болезней умирали люди. В 1913 году профессор Императорского лесного института Николай Филиппов назвал условия работы мочальников «бесчеловечными и суровыми». Впрочем, Петр Кеппен о трудностях мочального промысла писал с лаконичной строгостью: «Все это естественно и не служит поводом к жалобам». Сегодня в Букалее сложности добычи коры сведены почти к нулю: кору сдирают в Полх-Майдане с уже срубленных деревьев. Работать в лесу букалейцы не смогли бы при всем желании: почти все деревенские – одинокие женщины за шестьдесят. Молодых семей в деревне только две. Познакомиться с местными жителями нам помогла Нина Белова – фармацевт из Нижнего Новгорода, которая когда-то давно уехала из Букалея учиться. Нина хорошо помнит, как в детстве по ночам «чесала» мочало – помогала матери с работой в артели. По словам Беловой, в Букалее большинство занимается мочальным промыслом в силу привычки, укоренившейся у людей со стародавних времен. «Раньше в деревне была артель. Из мочала плели рогожу, делали из нее мешки и матрасы; до сих пор в каждом доме стоит станок для рогожи, я покажу вам», – рассказывает наша сопровождающая по дороге в деревню.

Для тех, кто не хочет или не может учиться после школы, такой образ жизни лучше, чем гастарбайтерство в Москве. Ты создаешь что-то из подручных материалов, приносишь людям пользу и сохраняешь традицию предков.
Мы въезжаем на главную и единственную улицу Букалея: по ней гуляют коровы, но не видно ни души. Нина в шутку напоминает, что название деревни переводится с чувашского как «долина быков». С первого взгляда на старинные дома понятно, что Букалей – место, где люди живут прошлым, почти оторванные от современной цивилизации. Раз в сутки сюда заезжает автобус из районного центра, раз в три дня – продуктовая лавка. Электричества и водопровода в деревне нет. Мы идем к первому дому – здесь живет одна из самых старых жительниц Букалея – Евдокия Федоровна Климакова. Во дворе я на секунду останавливаюсь: в нос ударяет очень сильный специфический аро-мат – нечто среднее между запахами псарни, тухлых яиц и липовых цветов. Евдокия Федоровна, как и все жители Букалея, этого запаха уже не чувствует – от ее одежды пахнет еще сильнее. Аромат сгущается, когда мы подходим к сараю с заготовками. Едва войдя внутрь, понимаем: идти дальше некуда – высокое помещение до потолка забито гниющим мочалом, липовым подкорьем. «Не успеваю работать», – поясняет хозяйка. Букалейцы производят из мочала два типа изделий – малярные кисти и банные мочалки. Индивидуальных предпринимателей в деревне нет – женщины по старинке, без каких-либо счетов и накладных, продают кисти и мочалки перекупщикам. «Из Ростова приезжают за кистями, ими торгуют на Украине, – рассказывает Евдокия Федоровна. – А мочалки покупают из разных мест, иногда и для салонов красоты». Неожиданное словосочетание в устах восьмидесятилетней женщины из глухой деревни, но она знает, о чем говорит: перекупщики действительно реализуют липовые мочалки – по высокой, к слову, цене – в элитных спа-салонах. Евдокия Федоровна с трудом ходит, но ловко выхватывает из горы подлубья кусок и показывает, что значит чесать мочало. Раз пятнадцать она проводит мочалом по гребенке из гвоздей, прибитой к полу, и за несколько секунд скручивает полученные волокна узлом – «восьмеркой». Настоящая русская мочалка готова.

Фото: Кисть из российской глубинки белит украинскую хату – товар дошел до потребителя. По давней традиции дома на Украине обновляют по весне перед Пасхой. За год лыковая кисть подорожала вдвое: 50 гривен (140 рублей) против 25. Автор: Марина Маковецкая">

Кисть из российской глубинки белит украинскую хату – товар дошел до потребителя. По давней традиции дома на Украине обновляют по весне перед Пасхой. За год лыковая кисть подорожала вдвое: 50 гривен (140 рублей) против 25.

Фото: Татьяну Федоровну Климакову односельчане называют «фабрикой». С детства она приучена «чесать» щетки – не менее двадцати в день. Такова была норма, установленная родителями. И теперь, несмотря на возраст и огородно-земельные работы, женщина ежедневно трудится в мастерской – и так весь год, кроме больших праздников. Автор: Марина Маковецкая">

Татьяну Федоровну Климакову односельчане называют «фабрикой». С детства она приучена «чесать» щетки – не менее двадцати в день. Такова была норма, установленная родителями. И теперь, несмотря на возраст и огородно-земельные работы, женщина ежедневно трудится в мастерской – и так весь год, кроме больших праздников.

«Как вы выбираете кору для сырья?» – спрашиваю я. «Никак, в дело идет все без разбора. Темное мочало используем для кистей, белое – для мочалок», – отвечает женщина. Век назад такая технология не работала. Лучшую липу крестьяне выбирали заранее, еще до наступления весны. «Зимой мочальник в свободное время должен выискивать в лесной глуши такие места, где растет получше липа, чтобы весной не путаться зря по лесу», – дает четкое указание самоучитель. Лучшей считалась липа среднего возраста диаметром 5 вершков (немногим более 20 сантиметров), растущая на песчаной почве в еловом или пихтовом лесу. Автор бестселлера «Как заготавливать мочалу» объясняет: «Луб, снятый с дерева, растущего на хорошей песчаной почве, весит больше. От старых деревьев луб отстает с трудом, и цвет у него темный». Листья коры собирали в свертки (скáлы), и все было готово ко второму этапу промысла – замачиванию. Чтобы посмотреть на замочку липовой коры , мы с Ниной направляемся к семье Лены и Алексея – в Букалее у всех свои мочища. В отличие от других, пожилых жителей деревни, эта пара производит мочало большими объемами. В семейном деле участвует даже дочка Лены и Алексея – второклассница Ира. Сразу после весеннего сбора липовую кору замачивают и оставляют в воде до осени, чтобы луб стал мягким и легко отставал от внешней коры. К счастью, современным мочальникам не нужно думать о доставке коры до мочищ. Раньше транспортировка сырья к реке или запруде была сопряжена со множеством проблем. Телеги застревали в болотистых лесах, и крестьянам приходилось придумывать нестандартные способы перевозки тяжелого груза. Самоучитель мочальников описывал экстравагантную методику, о которой нельзя не упомянуть: изготовление «на скорую руку» салазок из елей. 
«Для салазок нужно вырвать две елки с корнями, загнутыми как крючья, связать их и уложить на них кору», – учит книга. Каким образом крестьяне вырывали елки, автор пособия не уточняет. Но как-то справлялись – мама нашей провожатой Нины Беловой, бросившая промысел всего несколько лет назад из-за проблем со здоровьем, помнит, что подобные салазки делал ее дед.

Мы стучимся в дверь дома Лены и Алексея, и минут через пятнадцать нам открывают ворота. Проходим двор, задний двор, огород и, наконец, оказываемся перед мочищем, которое напоминает пруд c картины «Аленушка». (Я и представить не могла, что через несколько минут окажусь в нем.) Уже знакомый нам запах из сарая Евдокии Федоровны здесь достигает кульминации. Вдоль мочища рядами стоят вéшала – деревянные вешалки для сушки мочала. Семья заготавливает сырье все лето: кора этого года остается в воде до осени, а Алексей тем временем достает из мочища прошлогоднюю кору. «Почему вы занимаетесь мочалом? Вы молодые люди, в артели не работали. Вам никогда не хотелось заняться чем-то более современным?» – спрашиваю я у Елены. «Я вышла замуж в Букалей, занимаюсь тем же, чем муж», – очень коротко и без эмоций отвечает женщина. Мой интерес кажется ей странным. «Что здесь необычного?» – только и бросает она. По словам Алексея, мочалом заниматься выгодно. Это позволяет работать только пять месяцев в году, а зимой можно найти работу в городе. Личные мочища появились у букалейцев десять лет назад, когда работавшие рядом с деревней нефтяники выкопали жителям пруды в качестве платы за постой. Раньше кору замачивали в реках или ручьях в лесу – там же, где и сдирали. Иногда один ручей запруживали через каждые десять метров. Мочалу нужна именно стоячая вода, запруда, и тому есть две причины. Во-первых, в этом случае луб точно не унесет течением. Во-вторых, поясняет самоучитель мочальников, «чтобы луб не почернел от воздуха».Осенью кору вынимают из воды и отделяют подкорье. Раньше для этого в Букалее использовали русский инструмент с забавным названием – кочедык (его еще называют лапотным шилом – без кочедыка лапти не сплести). Но со временем в деревне растерялись все кочедыки, а найти новые в современной России оказалось непросто. До сих пор в Букалее рассказывают, как еще в советское время несколько деревенских мастеров поехали за кочедыком в ГУМ, но не нашли там ничего подобного и очень расстроились. Теперь Алексей справляется и без инструмента: отделяет мочало руками, впиваясь ногтями в кору. «Рукой лучше чувствуешь слой, где подкорье отделяется от коры», – поясняет он.

В нос ударяет очень сильный специфический аромат – нечто среднее между запахами псарни, тухлых яиц и липовых цветов. Он сгущается, когда мы подходим к сараю с заготовками. Едва войдя внутрь, понимаем: идти дальше некуда – высокое помещение до потолка забито гниющим мочалом, липовым подкорьем.
Евдокия Федоровна с одной липы получает больше пуда сырья. (В Букалее по-прежнему используют эту меру веса – еще одна частичка прошлого, которое здесь стало настоящим.) В доме сестры Евдокии Федоровны, Татьяны, мочало взвешивают на настоящих пудовых весах 1903 года. Два мастера в Букалее до сих пор занимаются плетением лаптей – но делают это не регулярно, а «когда захочется». Как утверждают лапотные мастера, их продукцию тоже, хотя и нечасто, закупают для спа-салонов – лапти там используют как массажные тапочки. Но по сравнению с кистями и мочалками лапти пользуются меньшим спросом. Масштабным промыслом мочало стало лишь в России , несмотря на то что «сырье» – липа сердцевидная растет по всей Европе. Почему так сложилось – точного ответа не могут дать ни этнографы, ни культурологи. Зато любопытные комментарии есть у экологов. В 2012 году сотрудники Института лесоведения РАН установили, что у исчезновения ремесла лыкодеров есть как минимум один огромный плюс: после столетий жестокой рубки липа в России за последние 70 лет наконец-то восстановила ареал. Липа сердцевидная, Tilia cordata, превратилась в объект национального мочального промысла благодаря специфической структуре ствола. Луб – проводящая сок ткань между корой и древесиной – имеется у всех деревьев. Но именно у липы луб самый толстый, прочный и мягкий. Особенно много липового луба уходило на заготовку лаптей – для них срубали совсем молодые деревья. По словам Кеппена, лапти из бересты и вяза были неудобными и быстро чернели. Но даже без лаптей, на одно мочало для рогож, только в 1912 году было срублено 5 миллионов лип! Не случайно Кеппен предлагал расширять производство разных видов ткани и обуви вместо рогожи и лаптей. А еще раньше, в XVIII веке, в России делались попытки выращивать липу. «Липа – одна из основных древесных пород в России, но, если бы мочальный промысел еще век продержался в таком масштабе, дерево рисковало бы стать исчезающим видом», – писал несколько лет назад выдающийся лесовед Лев Рысин.

Сегодня вымирание грозит уже не липе, а ремеслу. Татьяна Федоровна с благодарностью вспоминает даже советские, казалось бы недавние, времена, когда на липовое мочало был стабильный спрос. «У нас в области каждый школьник, отправляясь в лагерь, должен был иметь при себе мочалку. Летом мы продавали их на весь год», – рассказывает женщина. Про будущее в Букалее никто не говорит – вопросы на эту тему задавать здесь, похоже, неприлично. Пожилые женщины вспоминают прошлое, а молодые семьи предпочитают жить настоящим. «Если будет нужно, переедем», – говорит Елена. На обратной дороге из Букалея Нина Белова убеждает нас, что мочало – очень выгодное занятие для ее земляков: «На мочало есть спрос, и никто не возился бы с лыком, если бы это не окупалось с лихвой». Наша провожатая задумывается на несколько минут и продолжает: «Для тех, кто не хочет или не может учиться после школы, такой образ жизни лучше, чем гастарбайтерство в Москве. Ты создаешь что-то из подручных материалов, приносишь людям пользу и сохраняешь традицию предков». В голове в сотый раз за эти дни проносятся строки из детства: «На дворе был кол, на колу – мочало; начинай сначала!». Теперь я понимаю их смысл и значение.

Вконтакте

На заготовку лыка используют молодые стволы (до 10 лет) деревьев. В основном это , но может быть и ива, вяз и другие. Для изготовления лаптей требуется 3-4 дерева липы.

Лыко в ремесле

Согласно многочисленным исследованиям, лыко издавна применяли как прочный и недорогой материал для плетения. В первую очередь, из него изготавливали обувь. В основном это были лапти.

Так же, из лыка плели коврики-рогожи. Верёвки из этого материала использовали в рыболовстве и на охоте, а также в хозяйстве. Эти верёвки достаточно стойки к истиранию и воздействию воды.

До сих пор популярны банные мочалки из лыка. Волокна прошивают и делают банные тапочки, шапки и другие аксессуары.

Конечно в народе использовали лыко для изготовления игрушек на забаву детям. Вязали кукол, дополняли им деревянные игрушки, делая гривы и хвосты коням или косы куклам.

Boatbuilder , GNU 1.2

До XV века снаряжение русских войск включало в себя кольчуги из дубового лыка и лыковые щиты. Из того же материала в России «плели корзины, короба, кули, туеса и даже кресла и столы».

История

Первые упоминания о лыке в русских источниках относятся к XII-XIII вв. В частности, летопись под 1205 годом называет лыко одним из предметов дани:

«Русские князи бишася съ Литвою и Ятвяги, и победиша ихъ, уставиша на нихъ дань, лыко и кошницы и веники до бани».

А. Курбатов. Русь нелапотная (журнал «Родина», № 6, 2001).

Плетёная обувь из лыка издавна была известна у восточных и западных славян, у народов Прибалтики, у финно-угорских народов и в прибрежных районах Швеции.

Однако чаще всего лыко использовали в производстве лаптей. Ещё в XVIII веке этот вид обуви был популярен не только среди крестьян, но и среди горожан. Вплоть до второй половины следующего столетия лыковые лапти оставались основной обувью в сёлах и деревнях чернозёмных губерний.


, CC BY-SA 3.0

Добыча и обработка

Тамбовские крестьяне заготавливали лыко весной: в эту пору «в лесу срубались молодые деревья, называемые лутошками. Обрубив ветви срубленного деревца, начинали драть лыко, имеющее вид полосок…».

На Севере России сырьё для плетения принято было заготавливать «от Благовещенья до Троицы, поскольку в это время кора ещё мягкая». Внутреннюю часть коры, снятой с липы, подвергали особой обработке. К примеру, у мордвы лыко размачивали в воде для придания материалу необходимой гибкости.

В Северной и Центральной России у мастеров-лапотников существовали определённые «нормативы», связанные с обучением ремеслу, с началом и завершением работ, со сроками заготовки лыка.

Один из владимирских крестьян так описывал процесс передачи навыков от поколения к поколению:

«Мой отец брата лет с шести учил… Сначала за лыком ходить, потом размачивать, там уж и плести».

Один из исследователей так описывает свойства лыка и технику плетения лаптей у мордвы:

Лыко, размоченное в воде, не ломалось, могло сгибаться в любую сторону. Поэтому для изготовления обуви была изобретена наиболее приемлемая техника косоугольного плетения, которая давала большую плотность и четкое оформление очертаний разных изделий. С помощью кочедыка добавлялось несколько слоёв лыка на подошву, что повышало прочность и увеличивало срок носки лаптей.

Т. А. Козлова. Освещение промысловых и ремесленных занятий в устно-поэтическом творчестве мордовского народа… - С. 334

Из лыка делали не только обувь, но и другие предметы домашнего обихода. Так, в быту мордвы одним из основных элементов утвари был «плетёный из лыка кошель».


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Последний имел вид четырёхугольного ящика, составленного из двух половинок. Такой кошель создавался посредством «косоугольного плетения», при помощи углов и граней. С противоположных сторон обеих частей «ящика» крепились «четыре лычные петельки», в которые продевали ремешок или бечёвку.

Фотогалерея



Полезная информация

Лы́ко - луб молодой липы и других лиственных деревьев

«Всю Россию и Красную армию...»

Производством обуви из лыка занимались целые поселения и даже регионы. Среди них:

  • село Смирново в Нижегородской губернии, где делались знаменитые «смирновские лапти»
  • село Семёновское (близ Кинешмы)
  • село Мыть Шуйского уезда (Владимирская губерния)
  • Тамбовские мастера снабжали лыковой обувью «всю Россию, включая сюда и Красную армию…».

Фольклор

С лыком связано множество пословиц, не раз упоминают его в сказках, песнях.

В русском языке немало пословиц и поговорок связано с плетением из лыка «Не лыком шит», «Лыка не вяжет» и др. Выражение «Не всякое лыко в строку» происходит от лапотников: настоящий мастер знал, «какое лыко в какую строку, то есть в какой ряд вплести».

  • Борода что помело, да ума ни лычка.
  • Борода велика, а ума ни на лыко.
  • Хоть лыком шит, да мылом мыт.
  • И лычный, да не лишний.
  • И лыком шит, да муж.
  • Спутан из лычка, да набит ремешком.
  • Хоть лыком шит, да сосед.
  • Возьмешь лычком, отдашь ремешком.
  • Пожалеешь лычка, не увяжешь и ремешком.