Куклы из соломы своими руками. Изготовление куклы из соломы. Славянские куклы из дерева

Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы Назарова Валентина Ивановна

Игрушки, фигурки и картинки из соломы

Соломка – интересный растительный материал, дающий большие возможности для развития и творчества. Из соломки делают множество различных изделий: картины и панно по принципу аппликации, соломкой украшают изделия из дерева, делают фигурки людей, птиц и животных, создают из этих фигурок жанровые сценки, плетут коврики и циновки. Яркий золотистый цвет соломки придает любому изделию необыкновенную нарядность.

Изделия из соломки имеют поверхность, составленную из продольных полосок. Положенные под разными углами полосы дают грани, по-разному отражающими свет, а все изделие переливается, как бы светится изнутри солнечными бликами.

Для изготовления изделий используются все виды соломки – ржаная, пшеничная, овсяная и рисовая. Кроме самой соломки используется и так называемая рубашка – тонкая шелковистая трубочка, в которую одет каждый стебелек. Рубашка держится на стебле свободно, легко снимается, имеет многообразные оттенки, от зеленого до коричневого, продольный рисунок и блеск.

Как заготавливать и обрабатывать соломку для будущих работ? Лучше всего собирать стебельки во время уборки хлеба. Годится для работы и стерня – нижняя часть стебля хлебного злака. Эта часть соломы самая толстая и порой бывает окрашена в розоватые тона. Соломку, обработанную комбайном, использовать в работах нельзя, она вся помята и поломана. Срезать соломку нужно большими ножницами, аккуратно, не ломая и складывать в целлофановый мешочек.

Затем соломку сортируют по сортам и толщине, острыми ножницами удаляют суставчики (междоузлия). Тонкие и длинные соломинки лучше оставить для изготовления игрушек, более толстые – для картинок.

Далее соломку запаривают горячей водой. Когда соломка остынет, на мокрой соломенной трубочке с одной стороны по всей длине делают надрез и осторожно разворачивают, чтобы она стала плоской и тут же проглаживают горячим утюгом.

Цветовая гамма натуральной соломки богата, но дополнительные оттенки можно придать с помощью горячего утюга. Чем горячее утюг и чем дольше им проглаживают, тем темнее становится ее цвет. Таким образом, можно добиться оттенков от светло-коричневого до черного.

На заметку

При помощи отбеливателя для белья можно получить совсем белую соломку. После обработки отбеливателем ее нужно хорошо промыть водой и разгладить теплым утюгом. При отбеливании соломка не теряет блеска. Стебельки, оставленные на зиму на балконе, приобретают очень красивый серебристо-серый цвет.

Картинки из соломки. Прежде всего необходимо подготовить рисунок (либо нарисовать самому, либо скопировать). Вначале лучше взять картинку простую, без мелких деталей. Для работы понадобятся: бумага для рисования, калька, копировальная бумага, бумага для фона, на которую будет наклеиваться соломка; лучше всего бархатная бумага темных тонов (можно картон или ткань); клей ПВА, тонкие кисточки, маленькие острые ножницы, куски стекла и картона по формату будущей картинки.

Рис. 35. Картинка из соломки: 1–7 – номера деталей рисунка

На подготовленном рисунке нумеруются все детали (рис. 35) и на каждой детали стрелочками указываются направления расположения соломки. Затем на кальку перерисовываются, нумеруются и показываются стрелки на все детали рисунка (копировать нужно без искажений, оставляя между деталями свободные промежутки). Эти детали на кальке и нужно заполнить соломкой на клею.

Пластинки соломки, подобранные по цвету, наклеивают вплотную друг к другу, после чего все детали кладутся под пресс, пусть сохнут. Некоторые наклеенные кусочки соломки будут выступать за контуры рисунка. Это естественно. После того как детали высохнут, эти неровности легко подровнять острыми ножницами по контурам с изнанки. После этого необходимо прогладить заготовки не очень горячим утюгом.

Когда все детали готовы, необходимо проверить все ли правильно, все ли сходится с основным рисунком. Пока детали не наклеены на основу, ошибку можно исправить. Потом будет поздно: приклеенную деталь отрывать нельзя, картинка будет испорчена. Только после этого можно приступать к самой ответственной операции – наклеиванию деталей на основу. Наклеивание ведется на тонкий слой клея. Лишний клей выступит на основу, и работа будет выглядеть неаккуратно. Готовую картинку положить под пресс, а затем прогладить через тонкий лист бумаги утюгом.

Теперь дело за оформлением – остается положить стекло и окантовать работу. Для этого сначала кладется картон соответствующего картинке размера с приклеенной петелькой из тесьмы, на него картинку, а сверху стекло. Предварительно уголки картинки нужно смазать клеем, чтобы она плотнее прижалась к стеклу. Затем нужно взять клейкую бумагу, ленту, тесьму или просто бумажную ленту, смазанную клеем, и окантовать края работы так, чтобы были захвачены и стекло и картон.

Фигурки-игрушки из соломы. Так как рисовую соломку не всегда можно достать, будем пользоваться для наших игрушек соломкой овсяной или пшеничной, беря верхние тонкие части. Коленца, конечно, надо удалить.

Для этой работы понадобятся: крепкие суровые нитки для перевязывания пучков, катушка толстых желтых ниток для сшивания, игла с большим ушком, ножницы и клей ПВА, а также яркие лоскутки с мелким рисунком, цветная тесьма, узкие ленточки, яркие шерстяные нитки. Для изготовления фигурок соломка используется целиком, без расщепления. При подготовке к работе соломка запаривается горячей водой, после чего укладывается на старые газеты, чтобы вода стекла. Вот и вся подготовка, материал готов.

Начиная делать фигурку человека, следует помнить, что чем толще пучок соломы, чем он длиннее, тем больше будет фигурка. Расчет прост – высота фигурки равна длине пучка соломки, сложенного пополам, минус 3–4 сантиметра на перевязки. Все перевязки на соломенных пучках необходимо делать как можно туже, так как при высыхании соломка будет становиться тоньше и фигурка может рассыпаться. Итак, согнув пополам пучок соломы и отступив на два сантиметра от сгиба, делается первая его перевязка. Это будет каркас головки. Затем весь пучок соломинок необходимо откинуть назад, равномерно прикрывая соломкой первую перевязку, как показано на рис. 36 а.

Рис. 36 а. Фигурка игрушки из соломы – девочка

Вторая перевязка делается на месте шеи. Но прежде чем делать вторую перевязку, по бокам головки с двух сторон оставляется по три соломинки, из которых, перевязав их ленточками или яркими шерстяными нитками можно сплести косички девочке. Но можно на голову надеть косыночку или сзади, между соломинками на затылке продеть еще несколько стебельков и из них сплести косичку.

Далее пучок соломы, отходящий вниз от шеи (рис. 36, а ), делится пополам (на спину и грудь), а между этими половинками пучка вкладывается еще пучок, из которого будут делаться руки. Теперь нужно решить, какие будут рукава – свободными или заплетенными косичкой, как это показано на рисунке. В обоих случаях рукава нужно туго перевязать на месте запястья, а лишнее обрезать. Перед тем как перевязывать пучок в талии, нужно решить (если выполняется фигурка девочки), достаточно ли пышная у нее юбочка. Внутрь юбочки можно заложить еще немного соломки и после этого делать перевязку в талии. Затем соломку-юбочку нужно равномерно расправить и ровно подрезать низ, чтобы фигурка была устойчивой.

Если фигурка – мальчик, пучок перевязывается на месте пояска, оставшиеся соломинки делятся пополам и из них формируются ножки. На рис. 36 б показаны два вида одежды для мальчика – свободные шаровары и брюки, заплетенные косичкой.

Рис. 36 б. Фигурки игрушек из соломы – девочки и мальчика

В обоих случаях делаются тугие повязки на месте щиколотки. Края шаровар ровно обрезаются, чтобы обеспечить устойчивость изделия.

Теперь можно попробовать изготовить фигурки животных и птиц, что значительно сложнее. Схемы изготовления фигурок-игрушек из соломы даны на рис. 37 а, б, в. Так для изготовления фигурок животных берется длинный пучок соломы и, отступая от его середины на 3–5 см в обе стороны, эти места туго перевязываются. Это будет туловище. Спереди оставляется пучок для шеи и головы, а сзади для хвоста. Оставшуюся соломку следует разделить пополам, опустить вниз и перевязать, как это показано на рис. 37 а затем обрезать лишнее. У лошадки получились ноги.

Возвращаемся к передней части туловища. Шея делается такой длины, которая соответствует туловищу лошадки. Пучок перевязывается там, где намечен переход к голове. По 2–3 соломинки оставляется для ушек. Коню нужна челка. Если соломинок для нее недостаточно, прежде чем делать перевязку, можно вложить в шею еще немного стебельков.

Если делается фигурка козы, то из оставленных трех соломинок плетутся рожки. Хвост животного делается из свободно падающего остатка соломки. Для собачки и кошечки хвостик плетется в виде тугой косички из 6–9 соломинок. Чтобы хвостик становился тоньше, на середине косички выстригается половина соломинок и плетение ведется до конца.

Рис. 37. Фигурки животных и птиц из соломы

Гриву у коня можно делать либо так, как плетется венок, либо так, как показано на рис. 37 а и 37 в. Нарезаются одинаковые кусочки соломки, каждым кусочком шея лошадки оборачивается снизу вверх и каждая пара соломинок прошивается желтой ниткой.

Рис. 37. Фигурки животных и птиц из соломы (продолжение)

На рис. 37 б показан еще один способ формирования отдельных частей фигурки животного. Туловище складывается пополам, внутрь перегиба вставляется другой пучок, из которого сделана шея, голова и передние ноги. Расположение перевязок у такой фигурки показано на рисунке. Из другого конца пучка-туловища формируются задние ноги и хвост. На рис. 37 б показано, как изготовить декоративных петухов. Попробуйте свои силы и сделайте их сами.

Рис. 37. Фигурки животных и птиц из соломы (окончание)

На заметку

Любую работу из соломки можно украсить косичками, сплетенными из трех и более соломинок. Ими отделывают юбочки, используют как поясок, уздечку, ошейник и другие мелкие детали отделки. Из соломенных фигурок можно составлять целые жанровые сценки, ими можно украшать и новогоднюю елку.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Знай и умей. Самодельные коллекции по ботанике и зоологии автора Павлович Сергей Андронникович

КАРТИНКИ ПРИРОДЫ До сих пор вы знакомились с тем, как приготовить учебные пособия из отдельных животных.Но еще мы хотим показать, как можно для этих законсервированных в сухом виде животных сделать тот фон, на котором вы нашли их. Так можно создавать целые картинки

Из книги Плетение из соломки и других материалов автора Гриб Алеся Анатольевна

Заготовка соломы Для плетения пригодна только солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого. Стебли срезаются у самой земли и сразу же связываются в снопы.Если заготовленная

Из книги Самоделкин для мальчиков автора Бебнева Юлия Владимировна

Женские фигурки Кукла МашаВозьмите пучок из 50–70 соломин и согните его по центру. Концы перекрутите внизу вполоборота так, чтобы они поменялись местами, а в середине жгута образовалась петля. Пучок чуть ниже петли перевяжите туго нитками, концы сожмите рукой и

Из книги Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы автора Назарова Валентина Ивановна

Мужские фигурки Возьмите пучок соломы, перевяжите его верхушку, отступите примерно на 1 см вниз и снова перевяжите пучок. Отдельно сделайте руки: возьмите пучок соломки, равный по длине вашей фигурке, перевяжите его концы – получились руки. Разделите основной пучок на

Из книги Бисерная вышивка: Практическое руководство автора Капитонова Галина Николаевна

Фигурки животных ОсликЧтобы сделать ослика, сначала надо подготовить каркас из проволоки. Теперь возьмите два толстых пучка размоченной соломы, один из них должен быть в два раза длиннее другого. Соломины в каждом пучке должны быть одинаковой длины. Возьмите короткий

Из книги Большая книга аппликаций из природных материалов автора Дубровская Наталия Вадимовна

Игрушки из дерева Смастерить игрушки из дерева несложно, особенно если у тебя уже имеются некоторые навыки. Для этого тебе понадобится тот же набор инструментов, что и для изготовления мебели, а также стандартные заготовки из

Из книги Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову автора Ращупкина Светлана Юрьевна

Плетение из соломы Из соломы можно изготовить много оригинальных и необходимых вещей, не похожих на изделия из других материалов. Высокую оценку эти изделия получают не только благодаря естественному материалу, но и за художественность и конструктивность. Не последним

Из книги Плетение из газет автора Егорова Ирина Владимировна

Спиральное плетение из корней ели, сосны, кедра, соломы Корни ели, сосны, кедра, пихты необыкновенно гибки. Свежий корень легко завязать узлом, не опасаясь сломать его. Высыхая, он становится упругим и прочным, а глянцевитая поверхность очищенного корня необыкновенно

Из книги Плетение из бумажных лент автора Плотникова Татьяна Федоровна

Изделия из рогоза и соломы Изделия из рогоза Простая ажурная кошелка из рогоза. Плетение кошелки (рис. 38, а) начинают с изготовления дна. Берут четыре уточины первого сорта (сердцевину), сгибают каждую вдвое и кладут их рядом концами в левую сторону. Затем в загибы этих

Из книги автора

Изделия из соломы Изделия из прошивной соломки. Косички из соломки – хороший материал для расширения ассортимента изделий. Рис. 40. Сшивание косичек: а – встык; б – уступом; в – плоскостьюСшивая их вручную или на машине, можно изготовить шляпы, сумки и другие изделия.

Из книги автора

Елочные игрушки Попробуйте выполнить небольшую работу, а именно – какую-нибудь елочную игрушку, используя ниточную и бисерную вышивки. Выберите небольшой рисунок вышивки крестом, например «Дед Мороз», «Снеговик», «Домик», «Звездочка», «Свечка» и другие (см. вклейку,

Из книги автора

Игрушки и сувениры Снеговички Возьмите белые шарики сизаля, и пусть они превратятся в забавных снеговичков. Такие фигурки, украшенные веточками, – смешной подарок-игрушка для детей. А если снеговичка закрепить на фоне картин «Серебряный лес» или «Волшебные деревья»,

Из книги автора

Фигурки из природных материалов. талисманы счастья Черепашка Черепаха символизирует выносливость, силу, богатство. Она считается также олицетворением небесной поддержки и защиты, мудрости и долголетия.Необходимые материалы:Большая круглая сосновая шишка, овальная

У знайте, как наши предки защищались от Лиха или Трясовиц, привлекали удачу и поддерживали здоровье. Русское слово «кукла» произошло от греческого «киклос» («круг»). Таким названием обозначали некий сверток или пучок соломы, который девочки любили пеленать и качать, проявляя материнский инстинкт.

Занимательные факты:
Мастерство создания кукол уходит корнями в глубокую древность. Куклам, найденным в могилах египтян, около четырех тысяч лет. Египтянки мастерили фигурки бога Осириса из глины и умели создавать человекоподобные фигуры из воска или дерева. Они имели подвижные суставы и прически из натуральных волос. Историки называют одной из первых обладательниц коллекции авторских кукол Клеопатру. Во дворце куклы исполняли роль манекенов, по их облачениям царица заказывала себе торжественные наряды.
Во Франции XVII века кукол одевали по последней моде, они считались стильным подарком и образцом новомодных тенденций.

В языческой Руси вырезали божков из дерева, создавали тряпичные и соломенные куклы-обереги. Они были важной частью жизни славян. Им поклонялись и использовали как средства защиты от негатива. Спустя время рукотворные персонажи начали украшать быт, радовали глаз и занимали ребят.

Первоочередная задача славянской народной куклы - привлечение желаемого для конкретного человека или семьи. Она использовалась в магических ритуалах и как участница в самых значимых событиях в жизни, а также для праздников. Так, для молодоженов делались «неразлучники» - две куклы из одного куска ткани с общей рукой. А с куклой «кувадкой» муж имитировал процесс родов, чтобы защитить новорожденного от темных сил. При создании кукол брались исключительно натуральные материалы, заготовленные в хорошем настроении.

Занимательный факт:
Первоначально изготовление оберегов было исключительно женской прерогативой. Мужчины в этот момент не должны были присутствовать даже где-то поблизости. Считалось, что только хранительница очага способна сделать по-настоящему сильный оберег и вложить в него частицу живой энергии. По умелости в создании первой куклы определяли готовность девушки к замужеству.

Славянские куклы из дерева

Куклы-берегини вырезались мужчинами для любимых женщин из сломанных ветром веток cвященных деревьев. На миниатюрную деревянную фигурку наносилась спираль зарождения жизни и символы женского плодородия. Такую куклу муж клал в льняную ладанку, которую женщина носила на поясе, чтобы в роду были здоровые дети.

Славянские куклы из соломы

Народные куклы «Конь-Огонь» из талаша и лыка. Фото: А. Степанов / Фотобанк Лори

Кукла-шестиручка из соломы

Из соломы чаще всего делали духов-обереговиков и животных. Леший, домовой или водяной тщательно украшались и использовались как обрядовые куклы на славянских праздниках. Они помогали решать семейные проблемы, возвращали здоровье с помощью переклада болезней на фигурку и ее дальнейшего сожжения.

Чтобы успевать по хозяйству, женщины делали из соломы кукол-шестиручек. В процессе их создания непременно приговаривали: «Делаю тебя, чтобы во всех делах успевать и делать их хорошо. Эту ручку верчу, чтобы в доме моем всегда были порядок, мир и уют. Эту ручку верчу, чтобы муж всегда был ухожен и всем доволен».

Славянские куклы из ниток

Создание куклы-оберега из ниток

Традиционные русские куклы-обереги из натурального природного материала. Фото: Svet / Фотобанк Лори

Куколки-мотанки из ниток умели делать даже маленькие дети, что, помимо благоприятных магических свойств, способствовало развитию мелкой моторики. Они мотались как оберег в дорогу и служили защитным декором углов дома. На таких берегинь, как на двойника, наматывались беды, невзгоды и болезни хозяина.

Тряпичные куклы-обереги

Чаще всего в Древней Руси изготавливались тряпичные куклы-обереги, служившие владельцам на протяжении всей жизни. Обрядовая, или обережная, кукла считалась мощным талисманом во благо рода.

Куклы-берегини делались без применения иголок и ножниц, чтобы они не могли нанести вред своим хозяевам. Нитки обрывались руками или перекусывались зубами. Даже ткань в старину рвали руками. Когда делали кукле грудь, думали о счастливом материнстве и изобилии. Берегиня создавалась на подоле, то есть на коленях, в личном пространстве женщины, а не на столе, потому что он считался общим местом.

Каждая куколка мастерилась с белым или однотонным лицом, символизирующим чистоту помыслов и одушевление хозяев. В процессе создания приговаривали: «Светлая голова, чистая, наполненная добром и любовью» . Славяне никогда не рисовали и не вышивали своим берегиням глаза, рот и нос, чтобы в них не вселились злые духи и не перенеслись злые мысли.

Зерновушка

Процесс создания куклы Зерновушки

Зерновушки. Фото: Г. Марков / Фотобанк Лори

Она имеет несколько названий - Крупеничка, Горошинка, Зернушка или Зерновушка - и считается главной куклой в семье. В процессе создания ее по традиции наполняли зерном гречихи. Из мешочка в ее руках или из нее самой брали первые зерна для предстоящего посева. После окончания уборочной страды мешочек наполняли зерном из нового урожая. Иногда мешочек наполняли и другими крупами: овсом - на силу, перловкой - на сытость, рисом - на праздник. Берегиня приносила достаток в семью и делала жизнь сытой. Ее наряжали и ставили на самое видное место - в красный угол избы рядом с иконами.

Кукла на счастье и удачу

Изготовление куклы «на счастье». Фото: С. Лаврентьев / Фотобанк Лори

Готовая кукла-оберег «на счастье»

Самая юная и обаятельная кукла отличалась от остальных длинной косой, символизирующей долгую и беззаботную жизнь. Причем чем длиннее коса - тем большую защитную силу имеет берегиня. По поверью, в женских волосах заключалась жизненная сила.

Ловушка для снов

Кукла-оберег Путешественница.

Охранительницу сновидений изготавливали непременно весной. Такую куколку обвязывали оранжевой ниткой, символизирующей солнечные лучи, а на груди красной ниткой вышивали обережный крест. Кукла «день-ночь» делалась из привязанных друг к другу фигурок из белой и черной ткани. Подвешенная возле кровати, она не только берегла ночной покой, но и заряжала энергией и радостью на предстоящий день.

Мастер-класс по изучению различных техник обработки соломки

Мастер - класс рассчитан для педагогов дополнительного образования, учителей технологии, воспитателей детских садов.

Назначение мастер-класса:

1. педагогам для изучения с детьми различных техник обработки соломки;

2. для использования в оформлении праздников, для изготовления подарков.

Конспект мастер - класса «Соломенная скульптура»

Тема: «Вязание соломенной куклы»

Цель: Познакомить учителей, педагогов и воспитателей с соломенной скульптурой, как одним из видов обработки соломки.

Задачи:

Познакомить педагогов с технологией подготовки соломки к плетению и изготовления соломенной куклы.

Обучать последовательности изготовления соломенной куклы (женской или мужской фигуры).

- Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

Воспитывать художественный и эстетический вкус.

Материалы и инструменты: распаренная соломка, ножницы, шпагат, подкладные листы, разовые тарелочки, салфетки, лоскутки ткани

Ход мастер-класса:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил .

Работа с соломкой - художественный ручной труд - оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и других психических функций ребенка, инициирует способность к самостоятельному творчеству. Красивые поделки, игрушки, сделанные своими руками, помогут детям приобрести первые трудовые навыки, развивать фантазию, творческое мышление, трудолюбие, терпение и усидчивость. И не надо бояться, что это хлопотное дело, любое дело хлопотное, оно этого стоит.

Итак, по мере наших сил мы превратимся в творцов-мастериц - соломенной скульптуры.

I этап. Вначале даю историческую справку:

Плетение из соломки объемных фигур - кукол, животных, птиц - уходит своими корнями в далекое прошлое.

Исследователь русской крестьянской игрушки Н. Церетели подчеркивал, что в России в конце XIX - начале XX века соломенную куклу делали везде, где выращивали хлеб. Взрослые делали их для своих детей как обереги. Такие куклы не имели лица, и, следовательно, они считались предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, безвредным для ребенка. Вместе с тем основное значение соломенной куклы - игра, развлечение, забава не только для детей, но и взрослых. Куклы из соломы называют «стригушками» потому что, пучок соломы, из которых их связывают, понизу ровно подстригают.

Соломенные куклы - «стригушки» столетней давности можно увидеть в Русском музее в Санк-Петербурге, в Государственном музее игрушки в Сергиевом Посаде под Москвой.

Соломенные куклы лаконичны и условны в передаче женского и мужского облика. Их выразительность - в конструктивности пластики, рожденной простым и рациональным способом выполнения фигурки. Чаще всего куклы сделаны только из одного пучка соломы. Происхождение приемов скручивания, перегибания пучка соломы коренится в трудовых навыках по уборке урожая. Так женщины скручивали перевясло из пучка соломин, которыми обвязывали сноп колосьев. Русское народное название процесса изготовления кукол - «вязать кукол» , «навяжут кукол» - также ассоциируется с вязанием снопов.

На протяжении веков соломенная кукла была связана только с крестьянской культурой. Её изготовление ограничивалось рамками деревни, крестьянской семьи и в отличие от производства деревянных и глиняных игрушек не приобрело промыслового характера.

Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь. Стали темой для творчества многих современных мастеров и художников.

Из соломки можно изготовить различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря её свойству гнуться и сохранять заданную форму.

II этап. Обзор приёмов.

Рассмотрим наиболее простые, традиционные для народных соломенных игрушек конструктивные приемы выполнения соломенных кукол:

1. Кукла из одного пучка соломы. Пучок из 50-70 соломин перекручивают по центру в жгут, сгибают пополам и его концы меняют местами так, чтобы в середине жгута свернулась петля. Пучок туго перевязывают нитками. Чтобы подравнять концы соломин, пучок сжимают рукой и низ подстригают ножницами. Получившаяся кукла-игрушка условно передаёт женскую фигуру в длинном сарафане

2. Из одного пучка соломы можно выполнить куклу - игрушку с условно обозначенными руками. Пучок соломы перевязывают вверху, получается голова куклы. От основного пучка соломы отделяют два небольших пучка по 15-20 соломин для рук, переплетают их косичкой в три пряди, выгибают полукругом, присоединяют к пучку-туловищу, туго перетянув ниткой по линии талии

3. Кукла из двух пучков соломы: первый пучок-туловище, второй пучок-руки, который вставляется в пучок-туловище, предварительно разделенный на две части, одна из которых, приходящаяся на грудь выгибается. После чего части пучка- туловища соединяются и крепко перетягиваются ниткой по линии талии

4. Мужскую соломенную фигурку можно связать также как и женскую, из двух пучков, лишь с той разницей, что из пучка предназначенной для юбки, изготавливаются ноги

5. Соломенный ангел. Каркас изготавливается также как и каркас женской фигуры, только в одну из соломин предназначенных для рук вставляют проволоку для того чтобы в последствии придать рукам согнутое положение. Для крыльев берут 6-8 соломин, перевязывают их в центре и закрепляют сзади под небольшим пучком соломы. Каркас также перетягивают по линии талии

6. Кукла из нескольких пучков соломы. Голова и руки куклы выполняются приемом, описанным в пункте 3, юбка изготавливается из отдельного пучка соломы, она вставляется внутрь пучка-туловища и соединяется с ним перевязкой по линии талии

7. Еще один прием изготовления куклы из нескольких пучков соломы. Голова и руки куклы выполняются приемом, описанным в пункте №3. Для юбки стебли соломы сшиваются в верхней части пучка, таким образом, что при развороте юбки она имеет вид веера. Юбку оборачивают прошивкой вокруг талии куклы и связывают с туловищем

Работа заняла

1 место

Это сейчас у детворы игрушек видимо-невидимо! Да еще и каких хочешь: от простых механических, до сложнейших электронных и радиоуправляемых! От компьютера порой ребенка вообще не оттащишь! А чем же играли дети былых времен? Из чего были сделаны игрушки для них? Какие это были игрушки? Вот об этом мы и будем вести сегодня свой рассказ.

И так, что же такое игрушка? «Игрушка – это вещица, сделанная для забавы, игры или потехи» - читаем мы в Словаре русского языка, составленном В.Далем. Причем, надо заметить, что игрушки появились на земле гораздо раньше, чем их определение.

Сначала игрушки для детей делали дома, из подручного материала, потом появились мастера-игрушечники, которые стали делать игрушки на продажу. Но не каждой семье были по карману покупные игрушки, поэтому дети из небогатых семей продолжали играть в самодельные. Тряпичные куклы деревянные чурбачки, глиняные свистульки, соломенные кони – были излюбленными игрушками крестьянской детворы.

Как у всех земледельческих народов, у славян солома была важным в крестьянском хозяйстве материалом. Соломой крыли крыши домов, хлевов, амбаров. Ею подкармливали скот. Из соломы делали изображения языческих богов и с ними весной встречали, а осенью провожали Ярило - солнце. Их носили с песнями по селениям, а потом сжигали или пускали на плотиках вниз по реке.
Языческие обряды давно забыты, а вот умение делать фигурки из соломки сохранилось.

Для изготовления декоративной скульптуры и игрушек используют как целые стволы злаковых растений, так и верхние их коленца, имеющие самые длинные соломины. Целые стволы идут на крупные изделия, а верхние междоузлия - на средние и мелкие. Чтобы солома стала гибкой, ее, так же как и для плетения, вымачивают в воде, а затем завертывают на время работы во влажную холстину. Готовые соломенные фигурки отделывают плетежками.

Плетение из соломки объемных фигур – кукол, животных, птиц – уходит своими корнями в далекое прошлое. Такие куклы и фигурки были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах. Кукла использовалась и как оберег для детей, поскольку не имела черт лица. А согласно верованиям, в таком случае она считалась предметом неодушевленным и в нее не могли вселиться злые духи.

Кони, козы, птицы, куклы из соломки – это тоже божества и защитники: конь – герой многих поверий и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать-прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле.

На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятых им до конца, сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизни. Фигурки из соломы, которые изображали петуха, голубя, козу, ставили на рождественский стол. Соломенных птиц подвешивали над столом. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов, принося в жертву через сожжение или потопление. Соломенные жаворонки были первыми предвестниками весны – с ними вместе люди звали ее.Из соломки можно изготавливать различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря ее свойству гнуться и сохранять заданную форму.

"Конь златогривый"

Декоративная фигурка коня из соломы может украсить любой современный интерьер, а заодно и напомнит о древних истоках народного искусства. Собирают фигурку из двух снопиков. Один снопик как можно туже скручивают недалеко от торцевого среза мягкой проволокой, оставив свободными два длинных конца (рис. 35 а). Затем все соломины перегибают через проволочное кольцо в противоположную сторону. При этом концы проволоки должны оказаться внутри пучка соломы (рис. 35 б). Пучок, из которого будут формироваться голова, шея и передние ноги, туго перевязывают бечевкой и верхнюю часть сгибают дугой (рис. 35 в).
Сделав таким образом основу головы и шеи, приступают к изготовлению гривы (рис. 35г). У этой наиболее выразительной части декоративной фигурки намеренно утрированы пропорции и форма гривы. От коня словно исходит солнечное сияние. Такое решение гривы отвечает народным традициям, в которых конь почитался как символ солнца. Грива собирается из отдельных соломин, а иногда и из небольших пучков. Каждой соломиной поочередно огибают шею коня и переплетают "веревочкой" - специально заготовленным жгутом из соломы или пеньки.
Когда грива будет готова, берут новый пучок соломы и, обогнув его вокруг туловища, туго перетягивают бечевкой (рис. 35 д). Отступив на некоторое расстояние, пучок перетягивают бечевкой еще раз, обозначив, таким образом, туловище коня. Оставшаяся часть соломенного жгута разделяется на три части, из них будут сделаны задние ноги и хвост. Две части жгута, в которых должны оказаться концы проволоки, сгибают временно под прямым углом к туловищу и недалеко от торцевых срезов перевязывают бечевками. Третья оставшаяся часть идет на изготовление хвоста. Его окончательно отделывают на последней стадии работы. А пока делают передние ноги, разделив пополам первый пучок соломы так, чтобы концы проволоки оказались в середине каждой половины. Чтобы обозначить колени, каждую из четырех ног перекручивают в середине бечевкой, а затем полосками соломы. Концы проволоки, торчащие из соломы, либо обрезают кусачками, либо сгибают и прячут, чтобы их не было видно снаружи. Затем ноги сгибают так, чтобы создавалось впечатление стремительного бега коня.
На последней, завершающей стадии приступают к отделке фигуры. Все без исключения места, которые были перевязаны бечевкой, обматывают полосками соломы.

Когда созревала рожь, наступала страдная пора. В поле выходили все, кто только мог. Жницами становились молодые и не очень молодые женщины, ловкие в работе и не очень. Попадались среди них и те, кто слагал грустные и веселые песни, задорные частушки, кто, обладая музыкальным слухом и красивым голосом, мог случае исполнить песню. Были и неумехи, и рукодельницы, вязавшие затейливые кружева. Были мастерицы, которые ткали добротную ткань, шили красивую одежду.

Известно, что художественное начало, заложенное в человеке, проявляется не только в те часы и минуты, когда он вышивает или вяжет кружева. Рукодельница и снопы вяжет так, что залюбуешься. А красота и польза в любом труде ходят рука об руку.

Красивый сноп, ладно подпоясанный свяслом, приятно взять в руки. Такой сноп не развалился, не рассыплется по дороге на ригу, и влага ему нипочем.
Работали рукодельные жницы и все примечали. Нет сомнения, что среди жниц, имеющих богатое воображение, родилась в далекие годы, казалось бы, простая загадка: маленький Афанасий травкой подпоясан. И, конечно же, каждый сельский житель, кто с натугой, а кто и сразу, узнавал в "маленьком Афанасии" ржаной или пшеничный сноп. Травкой его подпоясывали в буквальном смысле слова, в основном, в сухмень, когда соломенное свясло было настолько хрупким, что разрывалось при первом же неосторожном движении. Под травкой подразумевали болотные растения - рогоз и камыш, которые специально замачивали по случаю жары. Когда же было не так жарко, и время от времени выпадали дожди, снопы вязали жгутами-свяслами из соломы. Так что "маленькие Афанасии" появлялись подпоясанные соломенными кушаками. Украинские крестьяне нарекли сноп в подобной загадке совсем другим именем: маленький Дорофейко подпоясан коротенько. Но важно не это, а то, что сноп в той и другой загадке уподобляется человеку. Немудрено, если вдруг среди жниц нашлась мастерица, которая в шутку сделала Дорофейке или Афанасию руки и поставила среди стерни. Этот миг вполне можно было бы считать днем рождения первой соломенной скульптуры. Хотя справедливости ради днем рождения соломенной скульптуры следовало бы считать тот, когда человек впервые научился вязать снопы.

У ловкой и аккуратной жницы снопы получаются не только ладные, но и одинаковые словно близнецы. Чтобы дорофейки и афанасии были не худы и не чересчур толсты, а в самый раз, существовала особая мера (своеобразный канон!). Захватив горсть торчащих из земли стеблей - столько, сколько может вместиться в левой руке, подрезают их под корень серпом, находящимся в правой руке. Такой пучок стеблей назывался у русских крестьян ручней, или рученькой. А поскольку все же руки взрослой женщины и подростка отличаются по величине, то соломенные пучки-рученьки получались немного разными. Но, несмотря на это, снопы все же должны быть одинаковыми на всем поле. Поэтому одна жница, чтобы получить сноп средних размеров, соединяла вместе семь рученек, а другая все восемь. Соединенные вместе пучки перевязывали жгутом (свяслом, перевяслом, скрутом). Нижнюю комлевую часть снопа называли огузком, или гузовьем, а верхнюю - бородой, или колосовищем (рис. 29а).

Если не было уверенности в погоде, навязанные за день снопы укладывали в крестцы и балки. Их нужно было уложить так, чтобы солома, а главное, колосья, достаточно хорошо проветрились, а в случае дождя не намокли. И здесь аккуратно связанные и красиво уложенные снопы тоже имели преимущество перед сделанными небрежно и наспех.

Крестцы делались двух видов. Одни из них, если посмотреть сверху, действительно были похожи на кресты (рис. 29 б). Снопы в таких крестцах укладывались так, чтобы в месте их скрещивания, то есть в середине, гузовье одного снопа лежало поверх другого гузовья. В случае дождя в основном страдал только верхний сноп. Другие крестцы напоминали колодезный сруб (рис. 29 в). Причем снопы в них укладывались так, чтобы колосья каждого из них лежали на огузке соседнего. Получался замкнутый четырехугольник - венец. Каждый крестец состоял из трех-четырех венцов.

Но все же наиболее совершенным был способ хранения снопов в суслонах. Само слово "суслон" образовано от древнерусского "суслонять", то есть прислонять. В названии очень точно отражен сам принцип составления суслонов из снопов. О количестве снопов в суслонах, а также об их устройстве можно судить по старинным загадкам. Одна из них гласит: на четыре брата пятый вверх ногами посажен. Чтобы поставить такой суслон, четыре снопа ("брата") ставили комлями вниз, а колосьями вверх, прислонив друг к другу. Пятый сноп переворачивали, расправляли его колосовье, или бороду, так, чтобы получилось некое подобие колпака, и накрывали им сверху сомкнутые вершины четырех стоящих на земле снопов. Верхний сноп был, по сути дела, крышей, которая не давала замочить находящиеся под ней колосья.

В другой загадке спрашивается, что такое - девять братьев под одной шапкой? Судя по количеству "братьев", речь идет в ней о суслоне, в котором девять снопов расставлены по кругу, соединены вершинами и накрыты как шапкой десятым снопом. Верхний сноп, поставленный огузком вверх, крестьяне называли порой клобуком, поскольку он напоминал им традиционный головной убор православных монахов, представляющий собой высокую цилиндрическую шапку с покрывалом. В сумерки суслоны напоминали стоящих на поле женщин в пышных сарафанах (рис. 30 а). Быть может, поэтому и назвали их в народе бабками.

Простой и остроумный прием защиты снопов от дождя в суслонах не обошли вниманием крестьянские строители при сооружении конька на гребне соломенной кровли (рис. 29 г). На севере, где на сырую землю ставить суслоны было нельзя, снопы насаживали на жерди изгороди, специально приспособленные для этих целей (рис. 30 б). По вечерам на фоне закатного неба они напоминали фантастических птиц, присевших отдохнуть на забор. Прием насаживания снопа на жердь в народной крестьянской архитектуре повсюду использовался при формировании стрехи соломенной кровли. Снопы, уложенные с напуском, защищали взлобки кровли от порывистых ветров и проливных дождей. Стоит ли говорить, что приемы низки снопов и сооружение из них суслонов оказали огромное влияние на народное декоративно - прикладное искусство и, в первую очередь, на художественную обработку соломы. Те же приемы используются как для изготовления гигантских соломенных фигур на Масленицу, так и небольших куколок, которых делали на потеху детишкам.

Масленичная кукла, так называемая "Кострома", олицетворявшая собой прошедшую зиму со всеми ее невзгодами, была, как правило, плодом коллективного творчества. Каждый нес в импровизированную мастерскую под открытым небом все, что мог: рваную одежду, обмолоченные снопы, куски полуистлевшей мешковины и прочий ненужный хлам. Во время совместной работы обязательно выделялся наиболее способный "ваятель", который руководил всей работой. Гигантская кукла должна была получиться смешной и неприглядной, чтобы было не жалко в конце праздника предать ее огню или же пустить на плоту вниз по реке.

Пучок соломы, перевязанный жгутом, издревле служил основой традиционных крестьянских игрушек. По всей вероятности, первые соломенные игрушки родились как бы прямо в поле в страду, когда крестьянки часто вынуждены были брать с собой малых детей. Разумеется, оставшись без присмотра, они капризничали. И, быть может, как- то, чтобы унять дитя, крестьянка и сделала примитивную куклу из первого, что попало в руки, - из соломенного жгута (свясла), применяемого для перевязки снопов. Сложенный пополам жгут отдаленно напоминал голову, а расходящиеся внизу веером соломины - платье или сарафан. Затем фигурка куклы стала постепенно усложняться. Быть может, в короткие минуты отдыха жницы ребенок попросил ее сделать кукле руки. И было найдено простейшее решение: вставить пучок соломы перпендикулярно туловищу, связав его в середине и по краям так же, как перевязывают свяслом снопы.

В дальнейшем конструкцию соломенной куклы стали совершенствовать. Появились детали с более тонкой отделкой. При изготовлении таких кукол требовалось уже не только привычное умение вязать снопы, но и искусное владение приемами плетения, врожденный художественный вкус, изобретательность. Постепенно выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в спокойной домашней обстановке стали делать кукол, фигуры коней, оленей, а также всевозможных фантастических животных (рис. 31). В наши дни скульптура из соломы, созданная талантливыми народными мастерами, используется для украшения интерьера. Вместе с ней в жилище горожанина входят напоенный солнечными лучами природный материал, хранящий тепло человеческих рук.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ

Для изготовления декоративной скульптуры и игрушек используют как целые стволы злаковых растений, так и верхние их коленца, имеющие самые длинные соломины. Целые стволы идут на крупные изделия, а верхние междоузлия - на средние и мелкие. Чтобы солома стала гибкой, ее, так же как и для плетения, вымачивают в воде, а затем завертывают на время работы во влажную холстину. Готовые соломенные фигурки отделывают плетежками.

В основе любой современной игрушки для декоративной скульптуры из соломы лежат простейшие конструктивные решения, найденные еще в далеком прошлом. Пучки соломы, перевязанные в нескольких местах и соединенные друг с другом в определенном порядке, дают возможность передать в условной и лаконичной манере фигуру человека (рис. 32), зверя, птицы и многое другое. Как и в прошлом, основу куклы составляют два пучка соломы, соединенные под прямым углом друг к другу. Однако современные куклы все же имеют некоторые конструктивные особенности.

Начиная изготавливать туловище, пучок соломин как можно сильнее перевязывают прочной бечевкой недалеко от торцевого среза (рис. 33 а). Затем все соломины отгибают в сторону перевязи (рис. 33 б) и связывают другой бечевкой. Образовавшаяся округлая форма будет служить основой головы куклы. Собрав другой, более тонкий, пучок соломин, перевязывают и его бечевками недалеко от торцевых срезов. В тонкий пучок для придания прочности вставляют проволоку (рис. 33 в). Она должна быть мягкой, но в то же время хорошо сохранять форму. В зависимости от размеров фигурки можно использовать медную, алюминиевую и стальную проволоку толщиной от 1 до 2 мм. Благодаря проволоке мастер может согнуть соломенный пучок так, как ему будет угодно. Пучок соломы, предназначенный для туловища, разделяют на две одинаковые части и в промежуток между ними вставляют тонкий пучок, армированный проволокой. Затем оба пучка перевязывают крест-накрест, а толстый пучок еще и поперек в двух местах, чтобы обозначить шею и талию фигурки. Чтобы бечевки не были видны, их обматывают сверху соломенными лента ми (рис. 33 г). Закончив обмотку, кончик оставшейся ленты засовывают осторожно под слои обмотки.

Основа куклы готова. С этого момента все зависит от желания и вкуса мастера. Он может обрядить куклу по своему усмотрению в крестьянскую или городскую одежду, надеть какой угодно головной убор, придать рукам любое положение, вложить в них нужный предмет - словом, все будет зависеть от тех задач, которые ставит перед собой мастер. На нашем рисунке показано изготовление женской фигурки в городской одежде: на ней жакет, платье с фартуком, а в руках хозяйственная корзина. Исходя из этого, фигурку вполне можно назвать "Хозяюшка".

Чтобы получить нижние линии фартука и жакета, на фигурку надевают резиновые колечки, нарезанные, например, из старой велосипедной камеры. Ориентируясь на резинки, осторожно срезают ножницами два-три слоя соломин (рис. 33 д). Если хотят сделать платье более пышным, в середину пучка со стороны торца забивают комок путаной содомы. Затем к платью, жакету и юбке пришивают нитками косички чётырехконцовки ("елочки"), имитирующие оборки и узоры (рис. 33 е). Руки обматывают соломенной лентой. Пока солома не высохла, им придают нужное положение. Чтобы сделать прическу с косой, укладывают в один ряд увлажненные соломины, переплетают их веревочкой и укрепляют на кукле, а торчащие концы заплетают косичкой (рис. 33 ж). Из разглаженных соломенных полосок плетут корзинку. В качестве шаблона используют деревянный брусок подходящих размеров или же спичечную коробку (рис. 33з).

ДЕКОРАТИВНОЕ НАСТЕННОЕ ПАННО "СОВА"

Основой панно является уплощенный снопик соломы. Его изготовляют из обычного снопика, вбив сверху клин, вырезанный из фанеры (рис. 34а). Уплощенный сноп расчесывают специальной гребенкой, укладывая соломины аккуратными рядами. Гребенку вырезают из деревянного бруска. На одной из его граней, примерно на расстоянии 1 см друг от друга, вбивают гвоздики с откушенными шляпками. Чтобы кончики гвоздей не царапали солому, каждый из них шлифуют напильником, придавая ему округлую форму. На одном из концов бруска вырезают рукоятку. На следующем этапе уплощенный снопик подстригают ножницами, как показано на рис. 34 б. Вверху соломины обрезают по крутой, а внизу по более отлогой дугообразной линии. Уступы из стриженой соломы будут имитировать в условной манере оперение птицы. Чтобы соломины не топорщились, а сноп сохранил уплощенную форму, его обрызгивают теплой водой, еще раз расчесывают и прижимают сверху доской с гнетом.

Другая крупная деталь панно тоже представляет собой снопик. Только он значительно тоньше и перевязан бечевкой не у торца, а в середине (рис. 34в). Обе половины снопика расчесывают и распускают веером. Чтобы сохранить форму вееров, соломины переплетают "веревочкой". К веерам пришивают по окружности зубчатые плетежки - четырехконцовки ("елочки"). Замкнув круг, плетежок продолжают пришивать по спирали, сместив ее центр ближе к перевязи снопика (рис. 34 г). В середине каждой спирали пришивают пуговицы или же срезы веток с выразительным текстурным рисунком. Желательно, чтобы на торце ветки хорошо различалось темное ядро и светлая заболонь. Подобная текстура как нельзя лучше имитирует глаза птицы. Такие срезы, как правило, бывают у веток плодовых деревьев - сливы, яблони, вишни и др. Все части панно соединяют вместе (рис. 34 д). В завершение из под ходящего сучка вырезают крючковатый нос совы, который тщательно шлифуют и протирают олифой.


"КОНЬ ЗЛАТОГРИВЫЙ"

У древних славян конь почитался как символ солнца - божества, дарящего жизнь и процветание всему живому на земле. Поэтому изображение коня имело магическое значение, служило оберегом человека и его жилища. Еще в дохристианские времена были широко распространены украшения в виде подвесок с изображениями коня. Подвески служили амулета оберегающими человека, когда находился далеко от дома, дом же славянина со всеми его домочадцами тоже охранял конь - посланец солнца. Так, многие века на Руси резным изображением коня украшали нависающий над фронтоном конец охлупня. Постепенно коньком стали называть также охлупень - бревно с желобом, защищающее гребень крыши от дождя. Эта традиция оказалась настолько живучей и в наше время, что подобные детали крыши из керамики, шифера и жести по-прежнему называются коньками. Игрушки с изображением коня можно в изобилии встретить у мастеров, работающих с самыми различными материалами, в том числе и с соломой... Стремительный бег коня в народном представлении связывался с движением солнца и полетом ветра. Быть может, поэтому в соломенных игрушках, изображавших скачущего коня, народные мастера пышным веером распускали гриву, уподобляя ее солнечным лучам.

Декоративная фигурка коня из соломы может украсить любой современный интерьер, а заодно и напомнит о древних истоках народного искусства. Собирают фигурку из двух снопиков. Один снопик как можно туже скручивают недалеко от торцевого среза мягкой проволокой, оставив свободными два длинных конца (рис. 35 а). Затем все соломины перегибают через проволочное кольцо в противоположную сторону. При этом концы проволоки должны оказаться внутри пучка соломы (рис. 35 б). Пучок, из которого будут формироваться голова, шея и передние ноги, туго перевязывают бечевкой и верхнюю часть сгибают дугой (рис. 35 в).

Сделав таким образом основу головы и шеи, приступают к изготовлению гривы (рис. 35г). У этой наиболее выразительной части декоративной фигурки намеренно утрированы пропорции и форма гривы. От коня словно исходит солнечное сияние. Такое решение гривы отвечает народным традициям, в которых конь почитался как символ солнца. Грива собирается из отдельных соломин, а иногда и из небольших пучков. Каждой соломиной поочередно огибают шею коня и переплетают "веревочкой" - специально заготовленным жгутом из соломы или пеньки.

Когда грива будет готова, берут новый пучок соломы и, обогнув его вокруг туловища, туго перетягивают бечевкой (рис. 35 д). Отступив на некоторое расстояние, пучок перетягивают бечевкой еще раз, обозначив, таким образом, туловище коня. Оставшаяся часть соломенного жгута разделяется на три части, из них будут сделаны задние ноги и хвост. Две части жгута, в которых должны оказаться концы проволоки, сгибают временно под прямым углом к туловищу и недалеко от торцевых срезов перевязывают бечевками. Третья оставшаяся часть идет на изготовление хвоста. Его окончательно отделывают на последней стадии работы. А пока делают передние ноги, разделив пополам первый пучок соломы так, чтобы концы проволоки оказались в середине каждой половины. Чтобы обозначить колени, каждую из четырех ног перекручивают в середине бечевкой, а затем полосками соломы. Концы проволоки, торчащие из соломы, либо обрезают кусачками, либо сгибают и прячут, чтобы их не было видно снаружи. Затем ноги сгибают так, чтобы создавалось впечатление стремительного бега коня.

На последней, завершающей стадии приступают к отделке фигуры. Все без исключения места, которые были перевязаны бечевкой, обматывают полосками соломы. Необходимо скрыть все инородные материалы, чтобы создавалось впечатление, что фигурка полностью изготовлена из соломы. Из отдельных соломинок вырезают глаза и уши, затем прикрепляют их к голове с помощью ниток и иголки. Изготовив из соломенных полос плетежки-двухконцовки, пришивают их к туловищу в виде всевозможных декоративных завитков. И наконец, приступают к завиванию хвоста. Солому опускают на одну - две минуты в горячую воду и расщепляют каждую соломину кончиком ножа или ножниц на две-три части. Полученные таким образом соломенные полоски завивают с помощью соломенных "бигуди" (рис. 35 е) или нагретого металлического стержня, насаженного на деревянную рукоятку. Если все же решили сделать холодную завивку, то надо изготовить примерно два или три десятка соломенных "бигуди". Они представляют собой короткие трубочки, вырезанные из толстых прикорневых междоузлий вместе с одним узлом. Трубочку слегка расщепляют ножом с одной стороны и вставляют в расщеп одну из соломенных полосок хвоста. Намотав полоску на трубочку, всовывают в расщеп оставшийся кончик полоски. Таким же способом завивают все остальные полоски, используя заготовленные "бигуди". Через несколько часов, когда солома подсохнет, закрученные полоски осторожно снимают с "бигуди". Если после этого полоски окажутся закрученными слишком туго, завитки опускают в холодную воду или же обрызгивают из пульверизатора. Под действием влаги завитки скоро начнут раскручиваться. Поэтому нужно действовать быстро и очень осторожно. Завитки расправляют пальцами, слегка скручивают, сгибают в ту или другую сторону, чтобы хвост бегущего коня как бы развевался от потоков встречного воздуха, подчеркивая динамику движения.

Новости Партнеров