Композиции из семян растений. Ваза с цветами из семян и зерен растений. Материалы для создания мозаики

Теоретическая часть. Разновидности композиций. Принципы построения композиции: симметричный и асимметричный. Материалы для декоративной аранжировки. Способы распределения материалов и применения различных техник. Правила составления композиций из сухих плодов и семян. Инструменты и приспособления. Безопасные приёмы выполнения технологических операций. Практическая часть. Составление алгоритма изготовления изделия. Подготовка необходимых материалов. Изготовление композиции из семян и плодов.

Цель: Познакомить детей с технологией изготовления композиций из семян и плодов.

Задачи:

  1. Познакомить детей с различными видами композиций из плодов и семян. Научить детей технологическому процессу изготовления таких изделий.
  2. Закреплять ранее полученные детьми навыки работы с природными материалами и приёмы владения инструментами.
  3. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев, воображение, память, мышление, фантазию, художественный вкус.
  4. Воспитывать аккуратность, внимательность, бережное отношение и экономное использование материала.

Тип занятия: сообщение нового материала.

Форма занятия: комбинированное занятие.

Методы обучения:

Словесные: беседа, объяснение, художественное слово.

Наглядные: демонстрация готовых образцов, демонстрация слайдов.

Практические: показ способов изготовления изделия.

Материалы, оборудование, инструменты:

Презентация с фотографиями флористических работ,

Образцы семян, засушенных плодов для составления объёмных и плоских композиций,

Солома, мох, песок, камни, шишки, орехи,

Еловые и сосновые ветки, коряги,

Спилы деревьев,

Баллончики с краской,

Анилиновые, акварельные и гуашевые краски,

Полиэтиленовая плёнка,

Клей,

Клеёнка.

Дидактические материалы:

Готовые работы, выполненные педагогом или учащимися ранее,

Варианты изделий разнос степени сложности,

Слайды или репродукции мозаичных работ.

3 минуты

1. Вводная часть.

Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада видеть вас здесь, на нашем занятии. Сегодня мы научимся делать вот такие красивые картины, панно, изделия своими руками.

(Рассмотреть с детьми выставку работ)

А сейчас я приглашаю вас посетить фотовыставку.

(Демонстрация презентации).

Для работы нам понадобятся такие природные материалы, как семена и крупы. Что же мы о них знаем? Семя — особая многоклеточная структура сложного строения, служащая для размножения и расселения семенных растений. Самые маленькие семена весят 0,001-0,003 мг, а максимального размера достигают семена сейшельской пальмы, их масса около 20 кг.

Семена и крупы, являясь экологическим материалом, могут быть очень привлекательны в своей естественной красоте. Они имеют различный размер, различную фактуру, окраску. Естественный цвет семян очень разнообразен: от белого и желтого цветов до черного и красного. Кроме того, в окраске одного семени могут быть естественные вкрапления другого цвета, что делает простое семечко очень привлекательным в изделии. Очень красивы семена ясеня, клена, арбуза, дыни, огурца, кабачка, подсолнечника, тыквы, различных полевых и садовых цветов. Для создания поделок часто используется фасоль различных сортов. Она имеет различную окраску и различную форму. Часто используются крупы: гречка, рис, пшено, горох, чечевица. Можно использовать овес, рожь и пшеницу. Хорошо смотрятся косточки вишни, яблок, слив, апельсинов, айвы, груш и др.

Поделки из семян обходятся очень дешево. Ведь часто для их выполнения используются семечки плодов, которые обычно выбрасываются после того, как плод съеден. Кроме того, новую жизнь может получить и ненужная бутылка или банка. Немного терпения, и пустая кофейная баночка, которую обычно выбрасывают, может превратиться в оригинальный стакан для карандашей, шкатулку для мелочей или горшочек для кактуса. Разнообразие природного материала дает возможность создавать уникальные сувениры, подарки, полезные в быту вещи, которые радуют глаз, украшают интерьер и поднимают настроение: панно, рамки для фотографий, бутылки, банки, вазы, тарелки, создавать открытки и игрушки.

2. Основная часть

Анализ изделия:

- А как вы думаете, какие материалы и инструменты потребуются нам для работы?

(Для аппликаций из семян и круп необходимы следующие материалы: основа, картон, разнообразные семена, разные крупы, краски, фломастеры, засушенные листики и клей, нож, ножницы, простой карандаш.
Семена растений можно также окрашивать в различные цвета, используя гуашевые и акриловые краски. Иногда можно использовать и акварель. Кроме того, готовое изделие часто покрывается бесцветным лаком. Так оно приобретает законченный вид и становится более защищенным от влаги и повреждений.

Для панно из семян часто необходима основа: цветной или белый картон, лист фанеры или деревянная доска. Для создания декоративных емкостей подберите небольшие жестяные баночки. Подойдут также стеклянные банки и бутылки, пластмассовые цветочные горшки и многое другое.

Клей для приклеивания семян можно взять любо, но лучше подойдет ПВА)

- Теперь давайте вспомним основные правила работы с инструментами.

(1. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

2. Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

3. Не размахивать ножницами - чтобы не поранить соседа.)

План работы:

- Асейчас давайте вместе определим ход работы.

1. Для начала нанесите на картон рисунок при помощи обычного карандаша. Если вы плохо рисуете, то воспользуйтесь шаблоном или же копиркой.

2. Для придания объемности можно воспользоваться акварельными и акриловыми красками, а также гуашью. Яркие места будущего рисунка раскрасьте или выделите штрихами. Когда краска подсохнет, можно приступать к работе.

3. Из бумаги или картона вырезают часть рисунка, которая не будет заполняться семенами.

4. Кладут бумажную вырезку на панель, а пространство около нее заливают клеем.

5. Семена и крупы рассыпают на клеевую поверхность, а бумажную вырезку удаляют. И так продолжают до тех пор, пока рисунок полностью не будет выполнен. При работе с крупами следует внимательно следить, чтобы не образовывалось горочек или пустот. Если крупу можно высыпать жменьками, то семена и прочие материалы лучше приклеивать по одному.
6. Когда семена подсохнут, их плотно закрывают стеклом и окантовывают. Фоном могут служить мелкие семена темного цвета, более крупные используют для орнамента. Крупу, особенно рис и манку, можно красить любой краской, чтобы придать им необходимый цвет. Красить можно либо после высыхания картины, либо перед началом работы. Только в последнем случае следует удостовериться, что крупа полностью высохла.

Практическая работа.

А сейчас приступаем к работе. Выберите для себя изделие, которое вы будете делать. Напоминаю, что ваши работы должны быть аккуратными. Пусть ваша работа будет не похожа на другие, пусть она будет оригинальной, единственной.

(Самостоятельная работа, во время которой педагог в индивидуальном порядке интересуется, помогает тем, кто затрудняется).

Физкультминутка:

Сегодня вы познакомились с особым видом изобразительного искусства, в котором заданный художником рисунок воспроизводится путем соответствующего расположения кусочков какого-либо твердого материала, скрепленных между собой и с основанием тем или иным веществом. Речь идёт о мозаике. Художественная мозаика является таким же видом искусства, как живопись или архитектура. Современная мозаика в греческой или римской технике создается только вручную. Множество приемов художественной техники позволяет создавать и выдающиеся шедевры, и несложные, но приятные произведения.

Кто впервые додумался создавать мозаичные панно - неизвестно, однако их можно встретить в развалинах Египта, Древней Греции и Рима. Создание мозаичной картины требовало кропотливой ручной работы. Именно поэтому выложенные из мелких кусочков мозаичные панно считались привилегией очень богатых людей. С помощью мелких разноцветных кусочков, различных материалов можно придать интерьеру совершенно необыкновенный вид.

Мозаика - это орнаментальное или тематическое украшение поверхности с использованием кусков цветных камней, осколков разноцветного стекла, кусочков бумаги, яичной скорлупы, крупы, опилок и т.п. Техника изготовления таких украшений тоже носит название «Мозаика».

Искусство мозаики известно издавна. Древние египтяне ещё 2000 лет до нашей эры украшали различные строения мозаикой. В Древнем Риме мозаикой выкладывали пол и стены дворцов. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла.

Множество примеров мозаичного искусства можно найти в Киеве (фрески Софийского собора). Мозаичные работы в Санкт-Петербурге создавал М.В. Ломоносов, который внёс большой вклад в оформление Исаакиевского собора.

В современную эпоху настенные мозаичные панно украшают метрополитены Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и других городов. Мозаикой оформляют внутренние помещения, наружные части зданий, стены, полы и потолки, что позволяет придать интерьеру неповторимость и торжественность.

Мозаика (в переводе с французского языка) означает изображение или узор, выполненные из кусочков одного или различных материалов.

Мозаичная композиция может быть самостоятельным произведением. Но можно такую технику использовать и для украшения коробочек, шкатулок, фоторамок, подобрав соответствующие рисунки. Познакомимся с техников мозаики поближе.

Контурная мозаика - это узор, выполненный из различных материалов, расположенных по контурным линиям, т.е. по контуру фигуры.

Сплошная мозаика - это узор, выполненный из различных материалов, заполняющих всю фигуру.

3. Заключительная часть.

Подведение итогов
Давайте посмотрим, что у нас получилось. Поставьте, пожалуйста, свои работы на стол.

Итак, сегодня мы работали с необычными материалами. А ведь раньше, когда вы если фасолевый суп или гороховое пюре, то не представляли себе, что из того, что лежит сваренным в ваших тарелках, можно сделать такую красоту. Вы все сегодня успешно справились с заданием. Изделия получились оригинальными. Ведь каждый из вас проявив творческую инициативу. Молодцы.

Какую технику вы использовали для изготовления изделий?

Какой материал вы использовали?

Какие виды мозаики вы знаете?

4. Уборка рабочих мест. Давайте уберём инструменты и приведём своё рабочее место в порядок. Наше занятие окончено.

Матричная техника

Эта техника является самым легким видом создания мозаики, которая в данном случае укладывается не модулями поштучно, а готовыми сборными матрицами. Мозаичные матрицы – это готовые квадраты размерами 327 × 327 мм, выпускаемые промышленным способом листами на бумажной или сетчатой основе. Таким образом, элементы для мозаики предлагаются как единая плита.

К бумажной матрице модули клеятся лицевой стороной. При создании изображения матрицу крепят на клеящий состав изнаночной стороной. Когда же клей высохнет, бумагу отделяют, смочив ее водой. Это соответствует принципу техники обратного набора. К сетчатой основе мозаика крепится изнаночной стороной, а затем этой же стороной приклеивается клеящим составом к декорируемой поверхности.

Матричный способ укладки применяется для создания несложных цветовых решений, когда мозаикой нужно заполнить прямые поверхности. Простота этого метода заключается в том, что размер швов между плитками остается неизменным, а также не требуется никакой дополнительной обработки плитки, резки или колки. Матричная сборка мозаики бывает нескольких видов.

Комбинация из ряда цветов на одной поверхности матричного листа называется смесью. Обычно стандартные матричные смеси содержат от 2 до 5 цветов примерно в равных пропорциях. По индивидуальному заказу разрабатываются сложные смеси, которые насчитывают более 5 цветов, или многоцветные смеси, которые включают в себя любое количество цветов в небольших соотношениях. Причем составные элементы на таких матрицах распределяются равномерно.

Итальянский художник и искусствовед XVI в. Джорджо Вазари так отзывался о мозаике: «Мозаика – самая долговечная из всех картин. Иные картины блекнут со временем, а мозаика с годами сверкает все больше».

Растяжка – это прием укладки мозаичных деталей, при котором светлые тона модулей плавно перетекают в темные тона. Такие переливы цветов и оттенков выглядят очень эффектно в мозаиках, выложенных на вертикальных поверхностях.

Этот вид укладки тоже можно выполнить матричным способом. Хотя для готовых «растяжек», которые предлагают производители, характерен один существенный недостаток: они рассчитаны на определенную высоту. В частности, белый цвет на готовой растяжке, постепенно проходя через различные оттенки голубого, только через 257,5 см полностью перейдет в синий цвет.

Бордюрами, которые выложены из мелких модулей, можно выполнить обрамление стен, пола или потолка по периметру. Бордюр применяется для того, чтобы подчеркнуть границы мебели или выделить какой-либо предмет интерьера, в частности зеркало. Бордюр создается из контрастной каймы или из сложного орнамента. Все определяется фантазией художника.

Декор – это одиночный элемент отделки, который помогает создавать цветовые и смысловые акценты в интерьере. Его можно использовать для создания мозаичного коврика на стене или написания собственных инициалов в виньетке на фасаде собственноручно построенного дома.

Панно – это самая сложная версия матричной укладки. Обычно производители разрабатывают по своим эскизам простые панно и предлагают в уже собранном виде. К примеру, традиционным украшением дна бассейна часто служит дельфин. Любителям эксклюзивных украшений лучше разработать панно по собственному эскизу.

Компьютерная графика позволяет индивидуально создать самые сложные мозаичные панно. Рисунок, фотографию или картину сначала сканируют, затем специальная программа разбивает изображение на клетки. После чего в зависимости от сложности рисунка подбирается цветовая гамма со множеством оттенков. При разработке произведений в матричной технике обязательно учитывается расстояние, с которого зрители станут на него смотреть. Будущее изображение больших размеров нуждается в большем расстоянии между собой и зрителем. При рассмотрении крупного мозаичного произведения на близком расстоянии зритель способен увидеть лишь неопрятные полосы и пятна. Готовые панно, созданные в матричной технике, весьма неприхотливы. Они не нуждаются в каком-либо специальном уходе и легко моются любыми средствами. К тому же не особенно подвержены неблагоприятному влиянию окружающей среды, не выгорают под солнцем.

Художественная техника

Художественная мозаика является таким же видом искусства, как живопись или архитектура. Современная мозаика в греческой или римской технике создается только вручную. Множество приемов художественной техники позволяет создавать и выдающиеся шедевры, и несложные, но приятные произведения.

Одним из приемов художественной техники является изменение расстояния между рядами или отдельными плитками. Этот прием позволяет до неузнаваемости преобразить даже одноцветный фон, который может стать практически невидимым вокруг панно.

Кроме того, он позволяет имитировать зыбь, волну или несущиеся под порывами ветра облака. Изображение составляется по эскизу с использованием и целых стандартных плиточек размерами 2 × 2 см, и половинок, и четвертинок, и даже восьмых частей целой плитки.

Все, как в античные времена, чем миниатюрнее нарезается плитка, тем изощреннее работа и тем вернее мастер передает цвета и глубину рисунка. Такой прием позволяет поместить изображение любой величины в нужном для конкретного помещения масштабе.

Художественную технику нельзя заменить при размещении мозаики на криволинейных и выпуклых поверхностях. Она позволяет создать законченные рисунки на ограниченных площадях: в нише стены, на подоконнике или столешнице. Эта техника дает возможность зрительно подчеркнуть или скрыть разнообразные элементы отделки помещения. С помощью художественной техники можно создать настоящее произведение искусства, будь то икона, копия картины Рафаэля или портрет конкретного лица. Исполнение мозаики в художественной технике, бесспорно, намного сложнее и требует больше затрат труда и времени. Однако картина, набранная из четвертей или восьмушек, всегда выглядит индивидуально и неповторимо. Долговечность и прочность, неизменность под негативным воздействием окружающей среды, цветовая насыщенность и поразительная красота делают мозаику всегда молодой и пользующейся успехом.

Мозаичная картина, найденная в так называемом доме Фавна в Помпеях, на которой изображена битва при Иссе, возможно, является единственным сохранившимся портретом Александра Македонского.

Но изображение совсем не похоже на несчетные идеализированные портреты этого героя.

Любые панно или картина с использованием семян и других растительных материалов почти всегда создаются в художественной технике. Поэтому такое произведение непременно окажется уникальным и удивительным.

Материалы для создания мозаики

Мозаичные картины можно собирать из разных материалов – камня, смальты, металла, стекла и керамики.

Все они обладают определенными особенностями из-за различных свойств каждого материала.

В древности для создания мозаичных изображений в домашнем интерьере применялось огромное разнообразие материалов – от гальки до драгоценных камней.

В наши дни каменная мозаика неизменно ассоциируется с дорогой отделкой. В самом деле, каменные ковры и панно – это признак пышности и богатства зданий и помещений.

Из числа натуральных камней для изготовления мозаики, кроме мрамора, сейчас еще используют базальт, гранит, известняк, природный туф, травертин и др.

В панно и картинах зачастую можно встретить самоцветы, в том числе редкие породы малахита и яшмы, лазурит, оникс и иные ценные камни. Такие панно всегда выполняют только вручную.

Неповторимый цвет природного камня делает мозаичное изображение особенным.

Мозаичные картины обладают ценнейшим свойством – они вечны, потому что камни не выцветают и не осыпаются, их окраска не тускнеет со временем.

Фоновая мозаика из камня – это вполне доступное удовольствие. Он прекрасно поддается полировке, и тогда поверхность мозаичного ковра станет блестящей. Еще его можно состарить, сделав цвет несколько приглушенным, а края модулей более гладкими. Тогда поверхность панно приобретет черты античности.

Для изготовления панно из каменной мозаики нарезают модули самой разной формы: круглой, прямоугольной, многоугольной или фигурной. Размеры модулей из камня могут быть от 1 × 1 до 10 × 10 см, но средний размер одного модуля – 50 × 50 мм.

Из всего многообразия мозаичных материалов древности до наших дней дошли только камень, керамическая плитка и стекло. Каждому из них присущи свои преимущества и недостатки.

Основные материалы

Керамика – это традиционный российский материал. Плитка, применяемая для мозаичных работ, отличается от обычной отделочной только малыми размерами. Керамическую плитку для мозаичных работ производят в виде квадратов, круглой, ромбовидной или треугольной формы.

Керамике свойственна широкая и мягкая цветовая палитра, что дает ей весомое преимущество перед стеклом. Чем больше оттенков может использовать художник в своей работе, тем легче и точнее он воссоздаст любую мелкую деталь изображения. В России основная часть плитки для мозаичных работ производится традиционных размеров – 2 × 2 см, а ее стоимость ниже, чем у стекла, и не зависит от разницы в цветовой палитре. Мозаичная плитка, кроме стандартных наборов, выпускается в виде эксклюзивных серий с ручной росписью, позолотой, тиснением, в комбинации с перламутром, деревом.

Размеры стандартных модулей для мозаики способно колебаться от 1 × 1 до 10 × 10 см, однако средний диапазон – от 2 × 2 до 5 × 5 см.

Стеклянную мозаику теперь производят многие страны мира: Франция, Испания, Италия, Китай и др. Тон на этом рынке задает Италия, которая является законодательницей моды, так как венецианское стекло на сегодняшний день – самый распространенный материал для производства модулей. Оно обладает многими полезными свойствами – долговечностью, жаро– и водостойкостью. Это стекло устойчиво к различным кап ризам погоды, в т. ч. морозам, а также прочно и способно выдерживать механические удары. Цветовая палитра венецианского стекла столь разнообразна, что почти не поддается описанию. Как правило, наборные элементы выпускают квадратной формы.

Размер модуля из смальты может составлять от нескольких квадратных миллиметров для малых мозаичных картин до крупных пластин в несколько квадратных дециметров, из которых набирают монументальные работы.

Все производители предлагают по нескольку видов мозаики из стеклянной массы. Такая мозаика ценится тем дороже, чем насыщеннее цвет и сложнее фактура стекла. Ее модули, прозрачные или матовые, отличаются широкой цветовой гаммой, они бывают разноцветными, золотистыми, перламутровыми. Всегда самым экономичным вариантом являются матовые плиточки пастельных тонов, стекло которых окрашено одинаково по всей глубине.

Кроме этого, существует мозаика ярких насыщенных цветов. Очень эффектна неоднородная по фактуре мозаика, играющая брызгами света в каждом кусочке. Кто-то по достоинству оценит мозаику из стеклянной массы с особым перламутровым покрытием. Неповторимый вид придает изображению добавление в модули авантюрина – натурального полудрагоценного камня. Его сверкающая крошка помогает поверхности плиток играть и переливаться в лучах света. Мозаичные стеклянные плиточки из своеобразных серебряной и золотой коллекций производят вручную с использованием натуральной серебряной или золотой фольги. Любые виды стеклянной мозаики можно сочетать друг с другом, создавая особый рисунок. Специфика стекла состоит в четких цветовых переходах и малом числе полутонов. Это налагает некоторые ограничения на выполнение тонких цветовых решений. Но данный недостаток компенсирует необыкновенно богатая фактура стекла.

Стеклянные элементы для мозаики выпускают в виде однотонных наборов разных цветов, цветных смесей: миксов, или растяжек. Обычно они бывают 3 размеров: 10 × 10, 20 × 20, 50 × 50 мм; их толщина колеблется от 3 до 12 мм. Модули помельче позволяют выполнить более детальное мозаичное изображение и точную прорисовку отдельных элементов рисунка.

Венецианская смальта – это тот самый великолепный материал, из которого создавали византийские мозаики. Секрет изготовления тщательно хранили в семьях, передавая от отца к сыну и скрывая от посторонних людей. Утраченная некогда технология производства смальты сегодня изобретена заново. При ее производстве стекло обрабатывают различными оксидами металлов для придания нужного цвета и нагревают до высоких температур. После чего стеклянная масса приобретает великолепные физико-химические свойства: морозоустойчивость, стойкость к разнообразным агрессивным средам и механическим повреждениям. Смальта как материал для мозаики интересна тем, что она не прозрачна, но обладает неким внутренним свечением. Непрозрачность – это основное отличие смальты от стеклянной мозаики. Близкие по составу к стеклу элементы из смальты обладают ярким насыщенным цветом. Помимо того, каждый кубик смальты несколько отличается от других кубиков своим оттенком, поэтому обширная поверхность, выложенная смальтой одного цвета, не выглядит монотонно и грскучноустно.

Венецианская смальта – это продукт художественных мастерских, равнозначный по достоинству и ценности произведениям искусства. Классическая мозаика из смальты, тонкая, мелкомодульная, похожа на панно, которые набирают вручную художники-мозаичники из колотых кусочков цветного стекла. В силу своих качеств она подходит для облицовки любых поверхностей сложной формы. Такая мозаика способна разрядить любую другую напольную или настенную фактуру. Художественные объекты из смальтовой мозаики – это панно и ковры, которые привлекают внимание в любом интерьере, даже в зонах со сложными климатическими условиями.

Выпускается также и фабричная литая смальта, которая является исключением для данного продукта. Она подобна стеклянной мозаике, но дороже по цене и имеет совершенно другое качество модулей.

В достаточном количестве производят мозаичные элементы из металла, керамики или стекла, которое имитирует металлическую поверхность. Чаще модули для металлической мозаики состоят из 2 частей. Их основу делают из мягкого пластика, а сверху на нее надевают металлическую форму из латуни либо нержавеющей стали. Поверхность таких модулей способна быть матовой, глянцевой, с насечками, стального или золотистого цвета. Они могут быть в виде стандартных квадратиков.

Также производители предлагают и другие виды модулей: овалы, ромбы, прямоугольники нескольких размеров. Эти качества металлических наборных элементов при выкладке мозаики позволяют сочетать различные формы, цвета и фактуры поверхности.

Камень, керамика, стекло и металл – самые распространенные материалы для мозаики. Знакомство с их свойствами и качествами важно для понимания общей системы и методики создания мозаичных произведений, возможности сочетания традиционных и нетрадиционных материалов. Помимо того, мозаику выкладывают из керамогранита, композитных смесей, дерева, кожи, пластика и иных нетрадиционных материалов, в частности из семян самых разных растений.

Природа сотворила удивительный и разнообразный мир растений. Для мозаичных поделок можно подобрать великое множество семян, дополнив их листьями самых разных форм и расцветок, веточками и стеблями различной толщины.

Семена – это прекрасный и благодарный материал для создания и оформления поделок. В лесу, саду или огороде встречаются семена растений, имеющие самые различные формы, которые отлично сочетаются между собой. Семян всегда много, их виды весьма разнообразны, они легко поддаются склеиванию.

Крылатки клена, вяза и ясеня очень популярны среди любителей мозаики из нетрадиционных материалов. Ярко-зеленые «носики» (соединенные между собой семена клена) нетрудно отделить друг от друга. При высыхании окраска семян приобретает бежевый оттенок. Их несложно использовать для выполнения различных деталей изображения, в частности крылатки великолепно подходят по форме для крыльев стрекозы, ушей зайца, плавников рыб и прочих деталей. Семена ясеня, напоминающие по форме вытянутую капельку, имеют светло-коричневую окраску. У округлых и прозрачных семян вяза серединка коричневого цвета (рис. 10).


Рисунок 10. Семена-крылатки


Красивые лепестки цветов можно сделать из семян арбуза, дыни, кабачков, подсолнуха, тыквы, яблока и подобных им культур. Этот же семенной материал доступно использовать и для создания вполне самостоятельных поделок. Из него получаются прекрасные панно, на которых каждый элемент изображения покрывается в мозаичной технике семенами различных растений.

Многообразны семена огородных культур – моркови, лука, кинзы, кресс-салата, петрушки, помидоров, редиски, свеклы, укропа. Самыми мелкими из них можно заполнить фон панно или выложить очень маленькие детали.

Многие дачники на своих садовых участках выращивают многолетнее растение физалис. Осенью на его стебле появляются яркие фонарики золотисто-оранжевого цвета. Внутри фонарика имеется темная круглая ягода с костянкой. Высыхая, фонарики физалиса не теряют своих формы и цвета. Костянку можно использовать для укладки в мозаику, а фонарики – как вспомогательный материал.

Мозаика с изображением Александра Македонского и персидского царя Дария служила украшением пола одной из комнат дома Фавна и занимала площадь в 15 м 2 .

Хорошее сочетание с семенами растений дают зерна различных злаковых культур и крупы, которые по сути представляют собой те же семена, но только очищенные или переработанные. Из злаковых для мозаичных поделок можно использовать рожь, пшеницу, овес, а также овсяные, ржаные или ячменные хлопья и даже манную крупу.

Для столь необычной мозаики из нетрадиционных материалов подходят многие крупы: греча, перловая, просо, пшено, очищенный и неочищенный рис. К примеру, неплохо сочетать в панно фон из гречки и арбузных семян.

Греча – очень интересный материал. Можно взять светлую крупу и путем разной степени обжарки получить из нее сырье всевозможных коричневых тонов.

Такой же эффект достигается при обжарке кофейных зерен, которые в сыром виде имеют зеленоватый цвет. В результате обжарки доступно получить зерна разных оттенков коричневого цвета.

Рис интересен тем, что его зерна имеют разную форму: можно подобрать для деталей удлиненные или только круглые зернышки.

Для создания мозаичных панно и картин подойдут зерна бобовых культур разной окраски: зеленый и желтый горох; светлая и красная чечевица; цветная, пестрая и белая фасоль; различных цветов бобы; зерна кукурузы и кукурузная крупа.

В мозаичном произведении можно использовать всевозможные специи: черные, белые и красные семена перца, зеленые зернышки маша, кунжутное семя, семена гвоздики, укропа и тмина.

Отлично дополнят панно или картину различные веточки деревьев, кустарников, засушенные стебли растений, цветы, высушенные плоды, ягоды и разные колоски, засушенные отдельные сухие листочки растений разнообразной формы и размера. Можно также включить в композицию перья птиц и маленькие круглые камешки (это та же галька, которую использовали в древности).

Весь природный семенной фонд как материал для мозаики лучше собирать осенью, когда все семена зрелые и сухие. Крылатые семена клена или вяза доступно собирать летом. Семена и плоды удивительных растений, которые будут интересны для творческих работ, можно привезти из поездки в экзотическую страну.

Семечки арбуза, тыквы, кабачка, дыни нужно тщательно очистить от мякоти, вымыть водой и просушить на листе бумаги.

Зерна кукурузы аккуратно снять с початка и разложить на бумажной салфетке. Процесс сушки займет несколько дней, но цвет и форма подсохших зерен останутся прежними.

Прежде чем сложить семена на хранение, их нужно подсушить и рассортировать. Для хранения семенного материала подойдут картонные коробочки. Мелкие семена лучше расфасовать в спичечные коробки, снабдив каждый точной этикеткой. Для более крупных семян подойдут коробки из-под шоколадных конфет, на которых также следует сделать соответствующие надписи. Коробки и упаковки с семенами желательно беречь от влажности, хранить их в сухом и прохладном месте, иначе семена прорастут.

Листья деревьев, которые способны послужить дополнительным материалом, осенью окрашены в самые разные цвета. В это время нужно запастись багровыми листьями клена, медными – дуба и каштана, золотисто-желтыми листьями вяза, оранжевыми – рябины.

К числу дополнительных материалов для композиций относятся листья кукурузы, папоротника, березы, клена, дуба, сирени, липы, каштана, вяза и осины (рис. 11).

Все собранные листья следует рассортировать по формам и размерам, а затем засушить. Для чего нужно сложить пополам лист бумаги (можно использовать кусок обоев или газету). Внутрь аккуратно, чтобы не смялись, поместить листья. Сверху положить толстую книгу в качестве груза. Он обеспечит равномерное засушивание и выравнивание листьев. Через несколько дней они уже высохнут. При необходимости, если листья не высохли, следует заменить бумагу. Высушенные листья клена, дуба, березы, ясеня, вяза, хотя несколько и теряют насыщенность цвета, но все-таки сохраняют свою первоначальную окраску.


Рисунок 11. Листья различных растений, часто используемые в натуральных композициях


В лесу собирают нераскрытые шишки – плоды хвойных деревьев: сосны, ели, кедра, пихты. При комнатной температуре в помещении они через некоторое время раскроются. «Чешуйки» шишек можно срезать ножницами и использовать при составлении плоских картин. Они подойдут для чешуи рыбки или крыльев совы (рис. 12).


Рисунок 12. Шишки хвойных растений


В качестве дополнительных материалов в мозаичных композициях можно использовать ягоды и плоды. Круглые ягоды рябины ярко-красного и оранжево-красного цветов сморщиваются и теряют свою яркость после того, как подсохнут.

Кожура апельсинов и лимонов при высыхании становится твердой и более темного цвета. Ее нужно нарезать небольшими кусочками толщиной 0,5 см и просушить на солнце. Они затвердеют, после чего их можно включать в композицию.

Желуди имеют овальную форму и окраску нежно-бежевого цвета. С одной стороны желудь прикрывает чашечка – плюска, которая легко отделяется от него и используется в композиции. В мозаичную композицию можно включать и ореховую скорлупу, которая очень часто имеет достаточно интересную поверхность.

У твердой скорлупы грецкого ореха рельефная поверхность. Разделить ее на 2 равные половинки можно ножом. Его нужно приложить к ореху, а затем слегка постучать по нему молотком – скорлупа раскроется ровно на 2 части. Скорлупа фисташек приятного кремового цвета довольно легко разламывается.

Мягкая и очень легкая скорлупа арахиса легко режется ножом. Кедровые и лесные орехи имеют достаточно твердую скорлупу темно-коричневого цвета. Собственно кедровые орехи несложно целиком включать в композиции наравне с семенами.

Фон для композиции из семян должен соответствовать характеру природного материала, который станет в особенности ярко «звучать» на том или ином фоне. К примеру, белый фон великолепно подчеркнет контуры, цвет и форму композиции.

В цветочных магазинах можно приобрести наборы «Саше», в прозрачные пакеты или коробочки которых упакованы части растений. В них собраны экзотические семена, цветы, плоды, листья, ароматизированные специфическим запахом благовоний. В таких наборах растения подобраны по цвету и запаху, вследствие чего у них есть определенные названия. К примеру, растения с преобладанием оранжевой цветовой гаммы собраны в наборе «Абрикос», тогда как в наборе «Морской воздух» растения имеют разные оттенки синего и голубого цветов. Такими наборами хорошо пополнять коллекции семян определенного цвета.

В создании мозаики нетрудно использовать и другие элементы или материалы, которые подчеркнут колорит и фактуру изделия. Если невозможно подобрать мелкие семена нужного цвета, допустимо применить бусинки или бисер необходимых оттенков (в живой природе не бывает семян голубого или синего цвета). Кстати, бисер – это близкий «родственник» смальты. Дополнить мозаичный рисунок из семян несложно мелкой крошкой янтаря, цветным песком, мелкими камушками и ракушками. Оригинальные эффекты создают включенные в рисунок блестки, пуговицы с интересной поверхностью и различные стразы. Все эти материалы вклеивают согласно рисунку на поверхность основы, получая превосходный, оживляющий композицию эффект.

При создании мозаичного произведения для его наилучшего композиционного решения порой каменные или смальтовые модули дополняют металлическими модулями.

Эффект металлической мозаики при создании произведения из семян можно получить с помощью пластинки недорогого металла либо пленки цветов, близких к настоящим золоту, серебру или меди. Из этого материала нужно вырезать детали по рисунку или модули нужного размера. Затем их крепят специальным клеем на поверхность основы вместе с семенами.

Большинство семян растений легко поддаются покрытию акварельными, гуашевыми или акриловыми красками. При желании можно придать отдельным частям изображения нужную окраску.

Осень – время сбора урожая на садовом участке. Помимо овощей и фруктов, нужно еще не забыть сорвать готовые семена растений. Они пригодятся весной, когда придет время высевать на грядках. Но, креативные рукодельницы всегда могут применить природный материал для изготовления интересных поделок. Чего только нет на просторах интернета: фоторамки из круп и семян, целые панно с сюжетной композицией из разных зернышек, вазы, подставки под горячее и многое другое.

Сегодня вы научитесь делать объемные цветы из семян своими руками. Процесс изготовления простой, а результат просто великолепный.

Что нужно для работы? Приготовьте такие компоненты:

Лист плотного картона;

Тюбик с клеем ПВА;

Ножницы;

Семена и зерна: кукурузы, фасоли, тыквы, проса (любые, на ваше усмотрение).

Сначала возьмите лист плотного картона и нарисуйте на нем круги разного диаметра. Например, два по 8 см, три по 6 см и четыре по 4 см. Вырежьте все девять заготовок, как на фото.

Теперь переходите к формированию цветочка. Возьмите один круг, щедро покройте его слоем клея ПВА.

Читайте также: Биокамин своими руками: виды, преимущества, материалы для изготовления, этапы сборки биокамина

По краю выложите семечки из тыквы. Старайтесь их прикладывать плотнее и так, чтобы они закрыли бумагу.

Второй ряд, который расположен ближе к центру, заполните зернами кукурузы. Следите за тем, чтобы ядрышки были расположены в одном направлении.

И серединку цветочка заполните черной фасолью.

Выходит красивый цветочек из разных семян.

Пока клей подсыхает, переходите к изготовлению других цветочков.

Самые маленькие бутончики сформируйте из кукурузы, черной фасоли и семян проса.


Те заготовки, которые самые большие, требуют большего заполнения. Чтобы сделать цветы из семян своими руками, используйте семечки тыквы по краю, слой кукурузы и белой фасоли с коричневым краем, а в центре разместите черную фасоль.

У р о к 2. Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? Композиция из семян растений Педагогиче ские цели Создать условия для приобретения учащимися опыта практической преобразовательной и творческой деятельности, способствовать развитию умений различать цветовые оттенки, подбирать семена по размеру, цвету, форме, составлять орнамент, план работы; потребности познавать, проявлять творческую инициативу; умения анализировать, прививать интерес к предмету Тип урока Открытие нового знания, решение учебной задачи Планируем Познакомятся с понятиями «тон», «форма», «размер». Научатся подбирать семена и другие материалы по их декоративно­художественным свойствам, составлять план работы, композицию по образцу или собственному замыслу. Освоят приемы разметки с помощью шаблона, наклеивания деталей ые результаты (предметны е) Личностны Проявляют интерес к предмету «технология» е результаты Универсаль ные учебные действия (метапредм етные) Основное содержание темы, понятия и термины Образовате льные ресурсы Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; контролировать свою деятельность. Познавательные: отбирать и анализировать информацию, находить информацию в учебных пособиях, осуществлять классификацию предметов по определенным признакам. Коммуникативные: вступать в беседу и обсуждение на уроке Знакомство со средствами художественной выразительности: тон, форма и размер. Подборка семян по тону, по форме. Составление композиций по образцу, собственному замыслу. Осуществление выбора правильного плана работы из двух предложенных. Самостоятельная разметка по шаблону. Наклеивание семян на картонную основу. Изготовление композиций из семян растений Учебник, с. 10–13, рабочая тетрадь; образцы природного материала (семена разных растений), образец изделия, клей, картон, шаблон (круг), ножницы

О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а Этапы урока II. Постан овка учебной задачи Формы, методы, методиче ские приемы Фронтал ьная. Словесн ый, наглядн ый, проблем ный. Беседа, демонст рация III. Усвоен ие новых знаний и способо в действи й Фронтал ьная. Словесн ый, наглядн ый, практич еский, игровой. Беседа. Пробные упраж­ нения Деятельность учителя Учитель показывает учащимся рисунки, выполненные в одном тоне и с градацией оттенков, в цвете и монохромной гамме. – Какое впечатление произвел на вас каждый из этих рисунков? Влияет ли цвет на наше восприятие художественных работ? (Показывает образцы орнаментов из природного материала.) – Что еще нужно учитывать, выполняя разные орнаменты из природных материалов? Сформулируйте цель урока, задачи, которые нужно будет решить в процессе работы над композицией Организует обсуждение вопросов в учебнике (рубрика «Обсудим вместе», с. 10). – Рассмотрите различные природные мате­ риалы. Одинаковы они по размеру, форме и цвету? И г р о в о й м о м е н т. З а д а н и е: определить на ощупь семена растений. Разложите семена растений по цветам от светлого тона до темного, затем по размеру и форме. Организует работу Форма контрол я Беседа по вопрос ам Деятельность обучающихся осуществляемы е действия Рассматрива ют рисунки, образцы изделий из природных материалов. Отвечают на вопросы учителя. В ходе беседы определяют тему урока формируемые умения Принимают учебную задачу, определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя Беседа по вопрос ам. Выполн ение упражн ений Отвечают на вопросы, наблюдают, рассматрива ют иллюстрации, природные материалы, идентифицир уют их, работают с учебником, осмысливают необходимос ть бережного отношения к природе. Демонстриру Различают разные виды природных материалов, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Умеют анализировать, группируют предметы и их образцы по общему признаку

Этапы урока Формы, методы, методиче ские приемы Физкуль тминутк а Коллект ивная. Практич еский IV. Закреп ление знаний и способо в действи й Фронтал ьная, индивид уальная. Словесн ый, наглядн ый, практич еский. Практич еская работа Деятельность учителя учащихся. – Из семян можно выложить красивые орнаменты. Составьте орнаменты из собранного вами природного материала, подбирая при этом семена по размеру, форме, цвету. Как вы расположили узоры? В прямоугольнике? Круге? Чтобы узор получился аккуратным, нужно правильно выполнить разметку основы. Давайте рассмотрим, как делается разметка круга под орнамент Мы, листики осенние, на веточках сидели. Подул вдруг ветер северный – мы с веток полетели. Полетели, полетели и на землю тихо сели. Ветер снова набежал и листочки все поднял, Повертел их, покрутил и на землю опустил 1. Организует анализ готовых образцов. 2. Помогает определить собственный замысел. 3. Организует планирование предстоящей работы. – Составьте план работы, сравните его с последовательностью работы над изделиями № 1 и № 2 и выберите правильный вариант. 4. Практическая работа. Форма контрол я Деятельность обучающихся формируемые умения осуществляемы е действия ет приемы разметки. Выполняют пробные упражнения Наблю дение за выполн ением движен ий Практи ческая работа. Наблю дение Осуществляют профилактику утомления Выполняют движения по тексту под руководство м учителя Готовят свои рабочие места, слушают, понимают и выполняют предлагаемое задание Создают мысленный образ и воплощают его в изделии. Ориентируютс я в учебнике, извлекают необходимую информацию для решения учебной задачи. Действуют с

Этапы урока Формы, методы, методиче ские приемы Коллект ивная. Словесн ый, наглядн ый. Выставк а, беседа Фронтал ьная. Словесн ый. Беседа Выставк а работ (оценка) V. Рефлек сия учебной деятель ности (итог) Деятельность обучающихся Деятельность учителя осуществляемы е действия З а д а н и е: составить орнамент из семян растений. Наблюдает за работой обучающихся и при необходимости оказывает помощь в выполнении задания. Организует уборку рабочих мест Организует рассматривание работ. Предлагает оценить готовые изделия по критериям в памятке 3 Рассматриваю т готовые изделия, обсуждают и оценивают ра­ боты формируемые умения опорой на памятку­ алгоритм (инструкционн ую карту). Осваивают приемы работы ножницами. Осуществляют самоконтроль Бережно относятся к результатам своего труда и труда одноклассник ов Форма контрол я Беседа по вопрос ам – Что мы сегодня сделали? – Что нового узнали? – Что было сложнее всего? – Что надо сделать, чтобы получилось лучше? – Понравилось ли вам то, что вы сделали? – Дайте оценку уроку Обсуждают качество выполненных работ. Отвечают на вопросы Подводят итоги, оценивают свою деятельность на уроке Беседа по вопрос ам

Аппликация Цветы из природного материала своими руками

Мастер-класс. Цветочная композиция из природного материала «Солнечный букет»

педагог дополнительного образования Новичкова Тамара Александровна МБОУ ДОД Лесновский Дом детского творчества.
Описание: мастер – класс рассчитан для детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей.
Назначение: изготовление цветочной композиции из природного материала предназначено для украшения интерьера, может занять почётное место на выставке декоративно-прикладного искусства и стать хорошей идеей для подарка.
Цель: обучение детей правильному составлению композиции из природного материала с подборкой цветовой гаммы.
Задачи:
- учить приёмам работы с природным материалом;
- познакомить с многообразием семян, которые можно использовать в работе, показать красоту создаваемых цветов;
- развивать воображение, чуткость и фантазию, желание достигать поставленной цели;
- воспитывать эстетический вкус, умение видеть прекрасное в обыденном, аккуратность в работе.

Зимой, когда за окном пасмурно и холодно, приятно вспомнить о лете, о цветах дарящих нам неповторимый аромат и красоту. И хочется сделать такое, что приятно удивит и порадует друзей и близких. В коробочках на полке находятся семена растений, овощей, засушенные летом цветы. Таят они в себе тепло, свет и запах лета. Приходит идея создания композиции из семян. Создание картин и поделок из природных материалов – особый вид творчества, который называется флористикой. В произведениях флористики используют сухие листья, цветы, травы, семена и плоды растений, кору деревьев. Разнообразные формы природных материалов зачастую сами подсказывают интересные сюжеты. Фантазируя, воображая, комбинируя природные материалы можно создавать своими руками удивительные вещи.

Сегодня я предлагаю мастер – класс по изготовлению цветов из семян.
Посмотрите на семена тыквы, дыни, арбуза. Что они вам напоминают? Конечно лепестки цветов. Попробуйте собрать эти лепестки в красивые цветы. Вот что получилось.



Для составления композиции из семян потребуются следующие материалы и инструменты:
- рамка, голубая ткань;
- плотная белая бумага;
- семена тыквы, гречка;
- засушенные листья кукурузы, соломка;
- береста;
- ножницы, краски гуашь, кисточка;
- клей «Титан»;


Пошаговое выполнение букета из природного материала.
Подготовьте рамку. Уберите стекло и на картон натяните ткань или приклейте лист цветной бумаги.


Разметьте на твёрдой бумаге круги диаметром 2-3см, 4см, 6-7см и вырежьте их. Я воспользовалась разного размера баночками.



По краю круга нанесите клей «Титан» и приклейте семена тыквы. Получились цветочки.



Смешайте жёлтую краску с небольшим количеством клея ПВА и аккуратно покрасьте лепестки. Дайте высохнуть и нанесите бесцветный лак для ногтей.
Затем хорошо смажьте середину цветка клеем и посыпьте гречкой.



Пока краска на лепестках будет сохнуть, займёмся изготовлением листьев. Их мы сделаем из листьев кукурузы. (Листья кукурузы были проглажены, высушены под прессом осенью).


Для веточек возьмите соломинки.


Сделайте вазу. Дайте простор своей фантазии. Вазу, например можно сделать: из бумаги, обсыпанной мелкими семенами; из высушенных листьев; из соломки. Мы сделаем её из бересты. Возьмите плотный картон, сложите пополам, нарисуйте вазу и вырежьте.



Нарежьте бересту на тонкие полоски. Смажьте один край вазы клеем «Титан» и приклейте полоски бересты горизонтально.



Начинайте переплетать. Последовательно все полоски вплетайте вертикально в заготовку, закрепляя их на концах клеем.




Длинные полоски отрежьте по контуру вазы. Приклейте окантовку. Ваза готова.


Формируем букет. Приклейте вазу, затем расположите веточки – соломинки.
Начинайте заполнять букет листьями. Сначала задний план, а затем передний, придавая композиции нужную форму и силуэт. Слегка приглаживайте ладонью листья через бумагу. 2-3 листа оставьте приподнятыми. Это создаст объём.


Приклейте цветы. Крупные располагайте снизу, более мелкие – выше, а бутоны в верхней части букета.


Золотой подсолнушек,
Лепесточки – лучики.
Он – сыночек солнышка
И весенней тучки.
Утром просыпается,
Солнышком лучится.
Ночью закрываются
Жёлтые ресницы.
Татьяна Лаврова.
А вот такие незабудки из семян арбуза сделала моя воспитанница Ульяна.