Каким должен быть режим трехлетнего ребенка, чтобы малыш правильно развивался? Режим дня и его значение для детей раннего возраста

Хорошо известно, что распорядок дня ребенка, вне зависимости от возраста - это залог не только его физического и эмоционального здоровья, но так же более рационального распределения бодрствования и отдыха. Неправильно думать, что режим обязателен лишь для детей до двух лет, по достижении ребенком трехлетнего возраста, его двигательная и умственная активность значительно увеличивается, а значит, требуется четкий дневной распорядок.

Прежде чем говорить о режиме дня для трехлетки, нужно понять, какие физические и интеллектуальные изменения характерны для этого возрастного периода. Поскольку возраст трех лет является своего рода ступенькой в новый жизненный этап с новыми возможностями и умениями, режим дня необходимо корректировать в соответствии с этими особенностями.

На четвертом году жизни ребенок открывает для себя самое главное и интересное – социум. И если до трех лет он лишь наблюдал за жизнью общества, то теперь готов принимать в ней самое активное участие. В этом возрасте малышу уже недостаточно родительского окружения, он нуждается в увеличении социальной группы. Кроме того, в это период значительно возрастает двигательная активность ребенка, он с удовольствием играет в подвижные игры, залазит на небольшую высоту и прыгает вниз. Теперь ему хорошо удаются бег, катание, ползание через препятствия, продолжительная ходьба.

Как видим, новые умения, а также переориентировка на открытое общение предусматривают более рациональный режим дня. Если ребенок посещает детский сад , то будет проще поддерживать режим, принятый в дошкольных учреждениях. Естественно, главным в распорядке дня трехлетнего непоседы должен быть дневной сон . Именно он является обязательным условием сохранения здоровья и работоспособности малыша. В три года дневной сон можно сократить на полчаса-час, укладывая ребенка спать не менее чем на два часа.

Что касается питания, то в трехлетнем возрасте дети должны принимать пищу не реже четырех раз в день. При этом следует соблюдать регулярность и не отклоняться от часов кормления более чем на 30 минут. Таким образом, идеальным режимом питания трехлетки будет четырехразовый прием пищи: завтрак – 8.00-8.15, обед – 12.00-12.15, полдник – 15.30 и ужин в 19.00. Нужно воздерживаться от перекусов в неурочное время, особенно сладким и мучным.

Если ребенок не посещает садик, то прогулка на свежем воздухе в любую погоду должна составлять от часа до двух перед дневным сном и не менее двух часов вечером. В плохую погоду есть соблазн усадить малыша перед телевизором и спокойно заняться своими делами. Однако не нужно злоупотреблять просмотром телевизора или компьютера, даже если это познавательные мультфильмы или телепередачи. После получасового просмотра обязателен отдых, без разницы, активный или пассивный (чтение, игры, сон, рисование и т. д). Перед вечерним отходом ко сну не следует возбуждать нервную систему малыша громкой музыкой или мультфильмами с захватывающим сюжетом . Лучше вместе почитать сказку после принятия теплой ванны. Оптимальное время отхода ко сну для ребенка трех лет – 21.00-21.30.

Если малыш находится какое-то время дома, старайтесь придерживаться режима, установленного в детском саду. Это позволит ребенку полноценно отдыхать, а родителям выделять время для себя.

Правильная организация режима дня – важный фактор, влияющий на здоровье ребенка. Для ребенка раннего возраста режим является основой воспитания. На протяжении первых трех лет жизни работоспособность нервной системы ребенка постоянно меняется, поэтому целесообразна смена режима в различные возрастные периоды. В возрастной период с года до трех лет режим дня меняться трижды.

    Следует помнить о том, что любая информация по организации режима дня носит рекомендательный характер, каких-то строгих норм и стандартов не существует .

    Режим составлен оптимально, если время кормления, укладывания спать и проведения туалета совпадают с потребностями ребенка в данный момент .

    В связи с тем, что резкие изменения в суточном режиме тяжело переносятся детьми , перевод ребенка на другой возрастной режим должен быть постепенным, и не вызывать отрицательных эмоций. О правильности такого перевода будут свидетельствовать хорошее настроение малыша и ровное поведение.

    При установлении режима дня, кроме возраста, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья.

    Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и его родителям. Ребенку, соблюдающему режим, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.

Нарушения в здоровье малыша, которые могут возникнуть при несоблюдении режима:

  • ребенок становится плаксивым, капризным, раздражительным
  • частое ухудшение настроения, которое связано с переутомлением, недосыпанием
  • отсутствует нормального развития нервно-психической деятельности
  • трудность сформирования культурно-гигиенические навыков, опрятности.

Режим дня ребенка от года – до года и шести месяцев (1,5 лет)

На втором году жизни происходят значительные изменения в развитии малыша. В первом полугодии дети физически еще достаточно слабы, быстро устают. Высокая двигательная активность сочетается с недостаточной координацией движений. Ребенок в этом возрасте самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнять простые просьбы взрослого, правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их. Начинает активно употреблять облегченные слова, при этом словарный запас быстро расширяется. Начинает самостоятельно пользоваться ложкой, но делает это пока не умело.

Сон

Ребенок спит днем два раза: первый дневной сон – 2-2,5 часа, второй – 1,5-2 часа. Подготовка ребенка (прекращение шумных игр, умывание) ко сну происходит заранее, хотя бы за полчаса до того, как его будут укладывать в постель. Укладывать спать днем и на ночь следует в один и тот же час – у детей вырабатывается условный рефлекс на время и в последующие дни ребенок сам просыпается и засыпает в установленное по режиму время. При приучении ребенка к режиму, нужно его будить, если он сам не просыпается в положенное время, допускается отклонение от точного времени на 15-20 минут. В дальнейшем, когда режим уже установлен, нежелательно будить ребенка, так как это ухудшает его настроение, поднимать малыша следует после сна по мере пробуждения, и учить одеваться, показывая и называя предметы одежды.

В летнее время года рекомендуется дневной сон ребенка осуществлять на свежем воздухе – на улице или на веранде, в крайнем случае, в помещении с открытой форточкой. С мая по август ребенка можно укладывать на ночной сон немного позже, соответственно, продлевая дневной сон.

Кормление

Кормить следует четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин), с интервалами 3-4 часа. Режим строится таким образом, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления. Такое соблюдение правил чередования процессов обеспечивает оптимальное состояние ребенка в каждом возрастном периоде. После того, как ребенок выспится и с аппетитом поест, он спокойно и активно бодрствует до следующего сна и лучше воспринимает воздействия окружающего мира.

В этом возрасте ребенка следует приучить пользоваться ложкой самостоятельно. Сначала он учится есть ложкой густую пищу, затем жидкую. Первые две-три ложки ребенок съедает самостоятельно, затем взрослый докармливает его другой ложкой, не вынимая ложку из рук ребенка. В конце кормлении малыш сам съедает еще две-три ложки.

Бодрствование

Продолжительность периодов бодрствования в этом возрасте не должна превышать 4 – 4,5 часа. Удлинение времени бодрствования или укорочение сна нежелательно, оно может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.

Период бодрствования в основном включает в себя игру, прогулки водные процедуры. В игре в основном используются игрушки, которые можно тянуть (машинки, коляски), кубики, различные вкладывающиеся одна в другую коробочки, книжки с простыми яркими картинками, фигурки зверей, пирамидки.

Очень важна организация прогулок на свежем воздухе два раза в день (после обеда и полдника), продолжительность одной прогулки 1,5 часа, в летнее время года это время может быть увеличено до 2 часов при хороших погодных условиях.

Водные процедуры перед полдником. В этом возрасте можно использовать общие обтирания. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние, грудь и спинку. Начальная температура воды 33-36 0 . Постепенно, один раз в 5 дней, температуру воды снижают на 1 0 и доводят до 24 0 . Водные процедуры – важный элемент закаливания, включение их в режим дня – неотъемлемая часть здорового воспитания.

Гигиеническое купание 2-3 раза в неделю перед ночным сном.

Одежда ребенка должна соответствовать росту, не стеснять движений, иметь минимальное количество завязок и застежек. До 1,5 лет девочкам, как и мальчикам, целесообразно надевать штанишки и кофточки, так как платье затрудняет ходьбу. Ребенок принимает участие в процессе одевания и раздевания, учится снимать простые предметы одежды (расстегнутые ботинки, майку).

В этом возрасте важно воспитывать следующие культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, садиться на детский стул, учиться самостоятельно аккуратно есть ложкой, после еды пользоваться салфеткой. Необходимо учить ребенка садиться на горшок и сидеть на нем до результата. Для приучения к опрятности детей регулярно высаживают на горшок после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с неё.

Примерный режим дня для детей от 1 до 1,5 лет:

Кормление : 7.30, 12, 16.30, 20.

Бодрствование : 7 – 10, 12 – 15.30, 16.30 – 20.30.

Сон : первый 10 – 12, второй 15.30 – 16.30, ночной сон 20.30 – 7.

Прогулка : после обеда и полдника.

Купание : 19.

Режим дня ребенка от года и шести месяцев (1,5 лет) до 2 лет

Особенности возрастного периода

Ребенок перешагивает через предмет, лежащий на полу, бегает, при умывании потирает руки под струей воды. Может назвать предметы, обобщает их по существенному признаку, знает основные части тела. Самостоятельно снимает расстегнутую обувь, держит чашку при питье, более умело пользуется ложкой. Воспроизводит в игре ранее увиденные или разученные действия: кормит куклу, складывает башню из кубиков и т. п. Он может различать 3-4 разных по форме предмета (шар, куб, пирамидка). Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету.

Сон

После полутора лет ребенок переводится на режим с одним дневным сном.

Продолжительность дневного сна составляет 3-3,5 часа. Общая продолжительность сна в этом возрасте от 13 до 14,5 часов, из них ночной сон - 10 – 11 ч. Приучая ребенка к самостоятельности, не следует заставлять его долго, самостоятельно раздеваться перед сном – это приводит к утомлению и плохому засыпанию.

Кормление

Кормить ребенка следует четыре раза в день. Промежутки между кормлениями от 3,5 до 4,5 часов. Если ребенок в периоды между кормлениями бодрствует, этот интервал не должен превышать 3,5 часа. Ночной перерыв между ужином и завтраком составляет около 12 – 13 часов. Завтрак должен начинаться не позже, чем через час после пробуждения, ужин – не менее чем за час до укладывания ребенка, чтобы обеспечить ему спокойный сон.

Бодрствование

Периоды непрерывного бодрствования в этой возрастной группе увеличивается 5 – 5,5 часов.

Во время игры в этом возрасте ребенок уже активно задействует лопатки, мячи.

Прогулки на воздухе организуются два раза в день, после завтрака и полдника. Продолжительность прогулок такая же, как и в предыдущей возрастной группе.

Водные процедуры проводятся перед обедом. С 1,5 лет в качестве водных процедур можно использовать душ, эффект которого сильнее, чем при обтирании, так как кроме температурного воздействия ребенок испытывает и механическое. Температура воды снижается постепенно, один раз в 5 дней на 1 0 , от 35-37 0 и доводится до 24 – 28 0 . Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. Длительность процедуры 1,5 минуты. Гигиеническое купание проводится 2 раза в неделю перед ночным сном.

К двум годам навык опрятности должен быть практически сформирован, но заигравшись, ребенок может забыть попроситься на горшок, поэтому им нужно об этом напоминать и высаживать на горшок перед сном и после сна.

Примерный режим дня для детей от 1,5 до 2 лет:

Кормление : 8, 12, 15.30, 19.30.

Бодрствование : 7.30 – 12.30, 15.30 – 20.20.

Сон : 12.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : после завтрака и полдника.

Купание : 18.30.

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Особенности возрастного периода

Словарный запас существенно увеличивается по сравнению с предыдущим периодом. Говорит многословными предложениями. Речь ребенка начинает приближаться к речи взрослого. Малыш ест аккуратно, надевает и снимает майку или рубашку, в течение дня проситься на горшок. Сосредоточенно занимается с игрушками, увлеченно рассматривает книжки, картинки. Третий год – это период развития самостоятельности и творческой деятельности.

Сон

На протяжении третьего года жизни ребенок может находиться на режиме с однократным дневным сном. Если ребенок категорически отказывается от дневного сна, тогда это в этом время он должен находиться в состоянии спокойного бодрствования (например, рассматривание картинок в книжке), это позволит нервной системе ребенка отдохнуть и избежать переутомления.

Кормление

Четырехразовое кормление с интервалом 3,5 – 4 часа (завтрак, обед, полдник и ужин).

Бодрствование

Каждый период бодрствования занимает 6 - 6,5 часов. Для детей, которые легко утомляются, ослабленных детей периоды бодрствования можно сократить до 5 – 5,5 часов за счет удлинения сна. Ребенок в этом возрасте уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности. Малыш может заниматься одним и тем же делом не более 20 - 30 минут. Периоды бодрствования должны состоять из рационального чередования разных видов активной деятельности ребенка. В игру ребенка включаются детские музыкальные инструменты, цветные карандаши, конь-качалка, куклы, формочки для песка.

Как и в предыдущие возрастные периоды, определенную часть периода бодрствования дети должны проводить на воздухе даже в зимнее время года, но не более 1,5 часов, так как они еще довольно быстро охлаждаются. В теплое время года прогулки могут удлиниться до 2ч, а при соответствующих условиях весь период бодрствования может быть перенесен на воздух.

Водные процедуры включают себя обливания, но для ослабленных детей может быть использование обтирание. Рекомендации по температурному режиму водных процедур, как и в предыдущих возрастных группах. Гигиеническую ванну ребенка на третьем году проводят один раз в неделю перед ночным сном.

Несмотря на то, что ребенок в основном уже умеет регулировать свои физиологические отправления, все же следует высаживать его на горшок перед сном, прогулкой и обязательно следить за аккуратностью этого процесса.

В этом возрасте важно стимулировать у детей активную самостоятельную деятельность, развивать и закреплять уже появившиеся навыки и умения постоянным их повторением.

Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:

Кормление : 8, 12.30, 16.30, 19.

Бодрствование : 7.30 – 13.30, 15.30 – 20.30.

Сон : 13.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : 2 раза в день после завтрака и полдника.

Обливания : после ночного и дневного сна (зимой) и перед обедом (летом).

Купание : перед ночным сном.

Режим дня для ребенка 3 4 года

Режим дня ребенка 3-4 лет


Ребёнка нужно приучать к режиму дняс первого года жизни, чтобы детский организм привыкал к определённому времени приёма пищи, сна, игр и развлечений.

Конечно же, по мере взросления режим дня ребенка меняется, появляются новые игры, ребёнок становится активнее, но есть моменты, которые нельзя упускать ни в каком возрасте, - это дневной сон и своевременное питание. Особенное внимание на это нужно обращать, начиная с трёх лет. В этом возрасте ребёнок очень активен, готов играть и веселиться целый день напролёт, не чувствуя усталости и отказываясь от дневного сна.

Все дети разные, у каждого свой режим. Представляю один из вариантов режимов дня ребенка, который, с некоторыми вариациями, может использовать мамочка маленького человечка 3-4 лет.

7:00 Подъём. «Доброе утро, мамочка! Я проснулся!» - слышны восторженные крики малыша.

7:05 Малыш умывается, одевается и под руководством мамы делает зарядку. Для ребенка этого возраста достаточно 10 минут легких упражнений. Можно позаниматься на «шведской» стенке, можно размяться на фитбольном мяче. Если родители тоже делают утреннюю гимнастику - тем лучше! Вместе веселее!

8:00 Завтрак.

8:30 Самостоятельные игры. В возрасте 3-4 лет ребёнок вполне может занять себя сам, если маме нужно, например, приготовить обед.

10:00 Рисуем, мастерим, лепим. Утро - подходящее время для «сидячих» занятий за столом. Ведь через пару лет вашему малышу придется отправляться в школу, где занятия начинаются с утра.

11:00 Собираемся на прогулку. На улице играем в мяч, катаемся на велосипеде, копаемся в песочнице, резвимся с ребятами на детской площадке и т.д.

14:00 Дневной сон. Если маленький неугомонный вертолётик не желает спать, предложите ему немного полежать с закрытыми глазками. Вот увидите, ребёнок обязательно уснёт. В крайнем случае, разрешите ему просто спокойно полежать. Абсолютное табу в это время на просмотр телевизора.

16:00 Лёгкий полдник.

16:30 Играем дома или отправляемся на очередную прогулку, если позволяет погода.

19:00 Ужинаем.

19:30 Спокойные занятия (конструктор, пазлы, рисование, чтение). Настраиваемся на сон.

20:00 Лёгкий душ или долгий заплыв в ванну с резиновыми уточками.

21:00 Пока мама рассказывает сказку, малыш пьет тёплое молочко или успокаивающий ромашковый чай.

21:30 Спокойной ночи, сладких снов!

И еще один совет. Не настаивайте на точном соблюдении установленного режима, если ребенок противится. Возможно, ваш малыш переживает кризис третьего года жизни и для него важно самостоятельно принимать некоторые решения, в том числе касающиеся режима дня.
Позвольте ему это! Помните, что ваш ребенок - самостоятельная личность и с его желаниями нужно считаться.

Источникhttp://kinderinfo.ru/day-timetable-3-years/

Комментарии
  • Гайд по сну ребенка.

    Я мама плохо спящей малышки. И как любая мама, у которой ребенок спит плохо (а плохо-это просыпание через каждые 40 минут даже ночью) ищу информацию на разных ресурсах, книгах, вебинарах, консультациях и даже в инстаграмме....

  • Как подготовить ребенка к детскому саду?

    Подготовку к садику желательно начинать чем раньше, тем лучше, примерно с 1,5- 2 х лет. Начинать нужно с режима, чтобы в саду ребенок кушал и спал в то же время, что и дома. Для этого...

  • как научить ребенка засыпать самостоятельно....

    найдено на просторах интернета, много букв...С первым ребенком у меня не было проблем с его засыпанием. Он всегда засыпал легко, там где захотел, устал и уснул: и на полу за игрой и за обеденным столом...

  • Как приучить ребенка спать в детской кроватке

    Да простит меня сообщество за пост не по теме, но за время нашего совместного общения я заметила, что многие малыши спят вместе с родителями. Думаю, что эта статья будет им особенно интересна. *** Твой малыш...

  • Если ребенку сложно уснуть

    Возрастные особенности сна. Физиологическая незрелость сна ребенка первого года жизни. Перевозбуждение и перестимуляция - главные враги засыпания. Правильные привычки, связанные со сном. Нужна ли мама для того, чтобы заснуть. До каких пор нужен дневной сон...

В режиме дня детей от 3 – 7 лет должно учитываться множество параметров, первое – это, конечно, развитие организма и подготовка его к более сильным нагрузкам, а именно к школе. Малыши этого возраста начинают активно расти, прибавка в росте составляет примерно 6-8 см в год, немало правда? Естественно на такие темпы роста необходимо тратить колоссальную энергию.

Наравне с ростом малыш прибавляет в весе, около 2 – 3 кг в год. Но родителям не стоит пугаться, что ребенок худеет, для того, чтобы установить нормы роста и веса, нужна консультация специалиста, который оценит рост и вес ребенка и сделает соответствующее заключение. Так, для детей 3 лет, нормой веса будет 14 – 16 кг, а норма роста 95 см, но опять-таки эти цифры средние, и если ваш ребенок весит меньше или больше, не всегда это говорит о патологии. Все индивидуально.

Пробуждение.
Так как некоторые малыши ходят в детский садик, да и подготовку к школе еще никто не отменял, вставать малыш должен 7.00 – 7.30. Как только малыш проснулся, родителям нужно проконтролировать, что бы ребенок встал с постели сразу. Идеальным вариантом является небольшая физическая нагрузка в виде утренней зарядки.

Лучше всего приучить малыша делать это сразу, это может быть достаточно постой комплекс упражнений, а сама зарядка может занимать всего 10-15 минут. Для лучшей мотивации родители могут делать зарядку с ребенком, что является отличным поводом пересмотреть свой образ жизни. В качестве упражнений можно использовать приседания, размах руками, повороты туловищем. Лучше всего, если зарядка будет проходить в виде игры, такая хитрость поможет перевести зарядку из разряда нудного занятия в разряд увлекательных упражнений.

Утренний туалет.
После того как малыш проснулся, конечно, необходимо умыться и справить свою нужду. Сходить в туалет ребенок может и перед утренней зарядкой. А вот чистку зубов лучше отложить на время после завтрака, так как остатки пищи длительно остаются на зубах, и происходит скапливание зубного налета на зубах. Конечно, если ваш малыш очень любит водные процедуры, то препятствовать ему в повторном умывании и чистке зубов не стоит.

Время утреннего туалета так же отлично подходит для водных процедур закаливания, это могут быть обливания и обтирания. Все зависит от того, на каком этапе закаливания ваш ребенок. Родителям важно помнить, что процедуры закаливания нельзя пропускать, в противном случае они просто бессмысленны.

Завтрак.
Завтракать малыш должен с 8.00 – 8.30. на долю завтрака должно приходиться около 25% всей энергетической ценности продуктов. Конечно, лучшим вариантов в качестве питания детей остается молочные каши из различных круп, но, также это могут быть омлеты, или запеканки. Для того, чтобы подсластить кашу можно использовать фрукты или сухофрукты.
Не рекомендовано включать в режим питания ребенка колбасы, сосиски. Эти продукты не относятся категории полезных. В качестве питья, можно использовать чай, можно добавлять в него молоко, но если ребенок не приемлет такое питье, то не стоит его заставлять.

Время бодрствования.
Время бодрствования занимает время после завтрака и до 12.30. Это время должно использоваться с пользой для ребенка, а именно для его развития. При составлении режима дня для детишек данного возраста необходимо обязательно уделить время для занятий.

Время занятий регламентировано, и для малышей 3 – 5 лет, занятия должны проводиться в течение 10 – 15 минут, можно конечно и больше, но при этом ориентироваться по ребенку. Нервная система ребенка все еще легко возбудима, и переутомление может повлечь за собой ряд последствий – капризы, отказ от еды, малыши не могут длительно заснуть, и сон очень тревожный. Для детей с 5 – 7 лет занятия должны проводиться в течение 20 – 30 минут.

Остальное время периода бодрствования ребенка необходимо посвятить его трудовому воспитанию. В первую очередь это приучение ребенка к самостоятельности, самообслуживанию, и конечно помощи маме. Просьбы мамы должны быть простыми, можно просто попросить малыша принести что-то из соседней комнаты. И после того, как ребенок выполнит просьбу, обязательно его похвалить и поблагодарить. Такое поведение родителей даст понять ребенку, что его достижения не остаются без внимания, и родители все замечают. Это положительно скажется на дальнейшей деятельности ребенка.
Лучше всего, что бы все занятия и просьбы родителей проходили в форме игры, малышей 5 – 6 лет, особенно девочек, можно привлекать к работе на кухне, элементарной помощи. Ребенку важно показать, что без него никак не справиться в определенной ситуации. И когда вся семья будет сидеть за обедом, обязательно отметить участие ребенка в приготовлении обеда. Дети 6 – 7 лет должны уметь заправлять свою постель и выполнять несложные поручения родителей.
Конечно, ребенку нужны и подвижные, активные игры, у ребенка есть и свои дела, которые требует выполнения, не стоит препятствовать этому. Так как работа нервной системы еще не устойчива, и малыши быстро устают от одного вида деятельности. Ребенку важна смена деятельности, это залог хорошего настроения на целый день.

В это время с ребенком можно и погулять, особенно это важно зимой, лучше всего гулять в светлое время суток с ребенком. В теплое время года прогулку с ребенком можно перенести и на вечернее время, или вообще сделать две прогулки. Во время прогулки у ребенка должна быть оптимальная физическая нагрузка, бег, активные игры с другими детьми и конечно общение сверстников. После прогулки с оптимальной физической нагрузкой у малыша повышается аппетит.

Обед.
После прогулки следует обед, время обеда с 12.30 – 13.00. в обед ребенок должен получать 35% всей энергетической ценности за день. В меню должны обязательно присутствовать жидкие продукты питания. Суп, щи или борщ, в зависимости от того, что ребенок предпочитает.
Конечно же, на второе, ребенок ежедневно должен получать мясо, мясное блюдо или рыбу. По этим причинам в качестве второго блюда можно предложить различные виды мяса – отварное, котлеты, тефтели и другое. На гарнир можно предложить различные овощи или крупы с макаронными изделиями.

В качестве питья можно предложить чай, компот сваренных из фруктов или сухофруктов или различные виды соков (лучше разбавить их водой).
Важно, чтобы ребенок кушал в одно и то же время, следуя этому правилу, у ребенка сформируется некий рефлекс, и к тому времени, когда малыш будет кушать, будет происходить активное выделение пищеварительных соков, что облегчает пищеварение.

Спокойная, послеобеденная игра и сон.
Время движется ко сну, и недопустимы активные игры, так как это приведет к перевозбуждению нервной системы ребенка. Лучше всего в это время почитать книжку, или посмотреть любимые мультфильмы. В качестве спокойных игр подойдет и рисование, лепка из пластилина, что сказывается положительным образом на моторике рук. Малыши обычно увлеченно стараются нарисовать или слепить какое-либо животное. Такой вид деятельности можно смело отнести к развивающему. После необходимо вымыть руки и умыться, и ложиться спать.

Засыпать малыши могут под сказки, которые читает мама, или самостоятельно. Важно, что ребенок ложился спать примерно в одно и то же время, это приведет к тому, что выработается рефлекс, и малышу с каждым разом будет легче засыпать. Дневной сон ребенка с 13.30 до 16 является оптимальным.

Полдник.
Во время полдника ребенок должен получать около 15% ккал от всего объема. Как раз полдник является отличным временем, что бы дать ребенку стакан молока и пару детских печений, или различной выпечки – ватрушки, булочки. После сна, как правило, у ребенка хороший аппетит, и не возникает трудностей с приемом пищи, тем более, если это любимое блюдо ребенка.

Игры и прогулки.

После полдника наступает время активного отдыха. Это время для ребенка, это время отводится для его дел. В летнее время это могут быть активные прогулки на воздухе, или какие-нибудь полезные дела на свежем воздухе. Малыши любят переводить работу в игру, даже простую прополку грядок или вытирание пыли малыши способны превратить в увлекательную игру и заниматься ей достаточно долго.

В зимнее время или при плохих погодных условиях прогулку можно сократить до нескольких минут или вовсе отложить, и заниматься различными делами дома. Как правило, вечером уже оба родителя дома, и это отличное время, что бы провести его вместе – всей семьей. Можно пойти готовить ужин всем вместе, при этом обязательно привлекать ребенка к готовке. Время бодрствования занимает с 17.00 – 20.00.

Ужин.
В семь-восемь часов наступает время ужина, на долю ужина должно приходиться 25% от всего количества ккал. В качестве ужина может быть предложен какой-либо фруктово-овощной салатик. Пища, которая должна быть предложена ребенку, не должна быть жирной, и легко перевариваться. В качестве питья можно предложить чай, компот, сок.

Игра перед сном и купание.
Как и перед дневным сном игры должны быть тихими и не активными, лучше всего всей семьей почитать книжку или посмотреть телевизор. Для малышей постарше это могут быть настольные игры с родителями.
До 9 часов вечера малыша необходимо еще и искупать. Детки до 4 должны купаться пока при помощи родителей. А вот малыши постарше могут купаться уже самостоятельно, а родители могут просто контролировать. До 6 лет у ребенка формируется гигиенические навыки, и если до этого возраста ребенку не закрепить эти навыки в дальнейшем это будет сложно.

Ночной сон.
Для детей 3-7 лет главным видом отдыха остается сон, перед тем, как уложить ребенка спать, необходимо помнить о том, что ужин должен быть не менее чем за час - полтора до сна, и не допустимы активные игры. Иначе процесс засыпания может затянуться надолго, да и качество сна пострадает.

Перед укладыванием спать детки старшего возраста могут самостоятельно готовить спальное место, в летнее время спать малыши должны при открытом окне, что обеспечит лучший и глубокий сон и одновременно это является закаливанием. В зимнее время спать малыши могут при открытой форточке. Продолжительность ночного сна немного меняется, в зависимости от возраста.

К трём месяцам у малыша формируется примерный режим дня. Стремление поддерживать правильное чередование бодрствования и сна, кормления и купания упорядочивает жизнь грудничка, способствуя его развитию и хорошему самочувствию. Распорядок дня детей на грудном вскармливании имеет свои особенности, но практически не отличается от режима малышей-искусственников. Сегодня мы рассмотрим нюансы каждого из вариантов по отдельности.

Примерный режим дня ребенка в 3 месяца

Трехмесячный ребенок становится спокойнее, чем в прошлые месяцы, чем радует родителей. Он практически не путает день и ночь, реже просыпается по ночам. К данному возрасту младенца мама уже успевает понять, насколько важно соблюдать режим дня по часам и придерживаться его. Игнорировать нормы сна и не соблюдать график приемов пищи не получится – в этом случае рано или поздно могут наступить тревожные последствия в виде капризов, перевозбуждения ребенка и ухудшения состояния здоровья малыша.

Режим детей на грудном вскармливании

Каждая мама может внести определенные коррективы в подобранный распорядок по часам с учетом индивидуальных особенностей её ребенка и заботой о нем. Но очень важно соблюдать последовательность действий режима, а также длительность процедур, чтобы выработать у младенца привычку просыпаться и принимать пищу в одно и то же время.

Время Режимные процессы
6.30 – 7.00 Пробуждение, кормление, смена подгузника
7.00 – 7.30 Легкая гимнастика, общение с мамой
7.30 – 8.00 Воздушные ванны, утренний массаж
8.00 – 9.00 Первый дневной сон
9.00 – 9.40 Пробуждение, кормление
9.40 – 11.30
11.30 – 12.30 Прогулка на свежем воздухе, второй дневной сон
12.30 – 14.00 Кормление, воздушные ванны, массаж
14.00 – 15.00 Третий дневной сон
15.00 – 17.00 Бодрствование, игровой досуг, общение с мамой
17.00 – 18.30 Прогулка на свежем воздухе, первый вечерний сон
18.30 – 20.30 Кормление, спокойные игры, вечернее купание
20.30 – 21.30 Общение с мамой, подготовка ко сну, укладывание
21.30 – 22.00 Кормление
22.00 – 00.00 Второй вечерний сон
00.00 – 00.30 Кормление
00.30 – 6.30 Ночной сон

Режим малышей на искусственном и смешанном кормлении

На альтернативных видах вскармливания в режиме у ребенка могут увеличиваться интервалы между приемами пищи. Это обусловлено тем, что смесь переваривается дольше, и у ребенка ощущение голода приходит позже в среднем на 1 час, чем у детей на ГВ.

Здоровый ребенок на искусственном и смешанном вскармливании должен спать в любое время суток спокойно и крепко. Если младенец не только не спит, а еще и часто плачет, то мама должна заподозрить неладное и обратиться за советом к педиатру.

Важно! Хотя 3 месяца – это именно тот период, когда кишечные колики у младенца проходят, а зубы еще не начинают резаться, причин для беспокойства у грудничка может быть немало.

Сон 3-х месячного грудничка

Спит трехмесячный ребенок не менее 15-16 часов в сутки. Из них около 10 часов приходится на ночной сон, и остальные 6 – на дневной. После 12 недель жизни продолжительность сна претерпевает изменения. Кроха начинает меньше спать днем, проводя больше времени в бодрствовании. К полугоду жизни длительность суточного сна сократится до 14 часов.

Сон грудничка в 3 месяца (видео):

Основные нормы сна ребенка трех месяцев жизни

Ночной сон 10 часов
Дневной сон 5 часов
Время на бодрствование 9 часов
Время на сон в сутки 15 часов

Основные правила для комфортного сна малыша

  • Температура воздуха в комнате, где спит ребенок, должна составлять 18-22 градуса. Приток свежего воздуха поможет младенцу быстрее уснуть, поэтому перед укачиванием желательно проветривать комнату. Следите и за влажностью воздуха, особенно во время отопительного сезона. В поддержании оптимальной влажности поможет компактный увлажнитель или мокрое полотенце, которое нужно повесить в помещении.
  • Иногда здоровому крепкому сну может мешать неудовлетворенный сосательный рефлекс. При укладывании малыша можно дать ему пустышку, и он вскоре уснет. Если кроха не признает соску, тогда убаюкать малыша можно покачивая на руках или поглаживая по спинке. Детям на грудном вскармливании обычно помогает уснуть мамина грудь.
  • Кроватку для сна трехмесячного ребенка лучше расположить в светлой части комнаты, но не ближе метра от окон и батареи. Не кладите в постель ребенка мягкие игрушки и другие предметы, в которые он может уткнуться лицом во время сна.
  • Независимо от времени года проводите в детской комнате ребенка ежедневную влажную уборку. Если в комнате для сна прохладно, не используйте обогреватели с открытой спиралью или модели с вентиляторами. Они небезопасны и сжигают кислород, что повлияет на качество сна ребенка. Отдавайте предпочтение конвекционным обогревателям.

Что может влиять на крепость и продолжительность сна?

Привычки мамы Если мама привыкла поздно ложиться спать, а вставать рано, то ребенок неосознанно унаследует этот ритм. Хотя это и нефизиологично. Оптимальное время для укладывания ребенка на ночной сон – с 8 до 10 часов вечера, только так можно удержать на верном уровне весь дневной режим.
Природные биоритмы Режим сна трехмесячных грудничков также связан с продолжительностью светового дня. Замечено, что дети весной и летом просыпаются на час-другой раньше, чем осенью и зимой.
Экологический фон В крупнейших городах с высокой численностью населения в связи с вдыханием загрязненного воздуха и нехваткой кислорода младенцы спят хуже, чем их сверстники, живущие в более чистых и благополучных районах.

Грудное и искусственное вскармливание в 3 месяца

С оглядкой на режим, младенец, мама которого практикует грудное вскармливание, должен 6 раз в сутки получать в пищу материнское молоко. Суточная норма употребления грудного молока для ребенка в 3 месяца составляет около 800 мл в день.

В трехмесячном возрасте кормления «по требованию» нужно постепенно вытеснять с помощью распорядка дня придерживаясь интервалов между кормлениями в три часа. За это время грудное молоко полностью переваривается организмом.

Важно! При слишком частом прикладывании, как в первые месяцы жизни, грудничок рискует перенасытить свой неокрепший желудок. Это приведет к тому, что организм не справится с большим объемом молока и отреагирует на него аллергической реакцией.

Если младенец питается молочной смесью, то озаботиться его режимом необходимо как можно раньше.

  • Поначалу, учитывая, что искусственное вскармливание устанавливается постепенно, ребенка лучше кормить 7 раз в сутки с интервалом в три часа (хорошо, если удастся выдержать перерыв ночью в 6 часов). Смешанное вскармливание также относится к данному пункту, приравниваясь к искусственному, и требует соблюдения аналогичных интервалов в кормлении.
  • Когда маме станет заметно, что ребенок не успевает проголодаться за три часа, можно попробовать увеличить интервал между кормлениями до 3,5 часов. После 4 месяцев можно пробовать постепенно достигать 4-часового перерыва.

Режим дня ребенка в три месяца – опыт мамы (видео):

Гигиенические процедуры для трехмесячного

Уход за ребенком грудного возраста включает в себя обязательный ритуал проведения следующих процедур:

  1. утреннего умывания,
  2. подмывания при смене подгузника;
  3. вечернего купания.

Умывание

Утреннее умывание проводится сразу же после того, как кроха проснулся. Его личико протирают ватным диском, смоченном в теплой воде, очищая глаза, нос, щечки и шею. Не стоит забывать про кожу за ушками – иногда туда затекает молоко, и кожу там необходимо содержать в чистоте для профилактики появления опрелостей.

Купание

Процедуру купания принято проводить вечером, когда в сборе вся семья. Купать ребенка удобно при помощи детской ванночки с наклоном, или со специальным гамаком, чтобы можно было комфортно расположить в нем кроху. Также не возбраняется мыть младенца в большой ванне, надев на шею ребенка специальный круг. Он позволит грудничку держаться на воде без помощи маминых рук, и быть в полной безопасности в воде.

Подмывание

Меняя каждый раз подгузник, следует под проточной водой подмыть паховую область у младенца и тщательно просушить все складочки полотенцем. Затем нужно нанести под новый подгузник детский крем или присыпку. Они помогут избежать появления кожных раздражений или опрелостей на нежной коже.

Гимнастика и массаж в три месяца

Массаж

Массаж детям в три месяца проводит мама, либо специальный массажист по назначению врача. В этом возрасте общеукрепляющий массаж часто прописывают маленьким пациентам неврологи для снятия тонуса мышц и подготовки позвоночника к обретению предстоящих навыков – переворачивания, сидения, ползания.

  • Грудничку массаж делается после сна. Ребенок должен быть спокоен, находиться в бодром состоянии духа и быть сытым.
  • Прикосновения должны быть мягкими, практически невесомыми. Поглаживающими круговыми движениями пальцев нужно массажировать ладони, ступни, ножки, спинку и животик младенца.
  • Для комфортного проведения процедуры руки проводящего массаж взрослого нужно смазывать в процессе детским маслом. Ребенку необходимо на время массажа снять подгузник и уложить его на пеленку.
  • Время проведения массажа – 10-15 минут. Массаж сочетается с воздушными ваннами. В помещении должно быть достаточно тепло, чтобы кроха не замерз.

Гимнастика

В гимнастику для младенца трех месяцев входят в основном упражнения на попеременное сгибание и разгибание конечностей.

  • Эффективно упражнение, состоящее в разведении ножек (колен) в стороны. Оно помогает предотвратить дисплазию тазобедренных суставов.
  • Ребенку нужно взять за ручки, нежно поднять их вверх, затем широко развести в стороны и в конце скрестить перед грудью.
  • После процедуры обязательно следует выкладывать ребенка в горизонтальное положение лежа на животе. Если утренняя гимнастика доставляет ребенку удовольствие, стоит ежедневно уделять ей 10-15 минут.

Прогулки с малышом в 3 месяца

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» Именно эти три верных «товарища» должны как можно чаще окружать ребенка с первых дней жизни. Дело родителей – организовать ежедневные прогулки для своего чада. С трехмесячным крохой в коляске можно выйти прогуляться в двор городской многоэтажки, сквер или парк неподалеку. Летом список мест прогулок пополняется поездками на дачу, в лес, на речку, море и т.д. Какие правила поведения должны быть на прогулке с грудничком в разные времена года? Мы отобразили их для вашего удобства в таблице.

Когда гуляем Как гуляем
Зима Мороз, снегопад – не повод отказаться от прогулки на улице. Зимние солнечные лучи позволяют организму малыша вырабатывать витамин D, необходимый для здорового роста.

Время прогулки зимой при внезапно наступивших холодах увеличивайте постепенно – от 20-30 минут до 1,5 часов дважды в день. Гулять можно смело до -10 градусов, груднички хорошо переносят эту температуру воздуха.

Весна и осень В межсезонье время для прогулок лучше выбирать во второй половине дня. На улице поздней осенью и ранней весной довольно часто бывает сыро, ветрено, поэтому часть утренних прогулок можно заменить «балконными», или сократить их продолжительность до получаса.
Лето В теплое время года ребенку желательно находиться на свежем воздухе как можно чаще. Если есть возможность, делайте с крохой длительные прогулки по 2-3 часа дважды в день. Грудничка в коляске можно вдоволь баловать солнечными и воздушными ваннами от 10 минут до получаса. Но держитесь подальше от прямых солнечных лучей – нежная кожа ребенка может обгореть, поэтому прикрывайте малыша капюшоном коляски или навесом из легкой ткани.
  • Наблюдая за поведением своего малыша, попробуйте понять, в каком режиме живет его организм. Это можно заметить, обратив внимание на активность ребенка, когда она больше проявляется – утром или вечером. Продумывая распорядок по часам, учитывайте эти особенности.
  • Если вы не знаете, с чего именно начать налаживать режим – начните с кормлений. Упорядоченные приемы пищи несут в себе сплошную пользу. Привыкнув питаться в одно и то же время, в организме начинают вырабатываться желудочный сок, слюна, благодаря чему молоко хорошо усваивается и приносит крохе сытость, а также хорошее самочувствие.
  • У некоторых малышей получается так, что они сами вырабатывают себе режим сна, бодрствования и кормления благодаря своим «внутренним часам». Другие детки могут с точностью наоборот долго привыкать к новому распорядку дня, путать день с ночью и жить в полном хаосе. Стабильные рамки и предсказуемость режима могут устанавливаться не один месяц, вплоть до года. Ваша задача – быть терпеливыми родителями, всему свое время.