Как правильно хвалить ребенка: секреты воспитания. Как правильно хвалить и поощрять детей. Осваивайте азы похвальной грамоты

Искренняя похвала окрыляет человека любого возраста. Мы все получаем удовлетворение от того, что наш труд оценили, и с двойным энтузиазмом начинаем стремиться к большему. Для ребёнка же поощрение жизненно необходимо, так как у него ещё не сформировалось представление о собственных возможностях, и во многом именно от родителей зависит, раскроет ли он весь свой потенциал или «зароет талант в землю». Но не менее важно знать, как правильно хвалить ребёнка, потому что при неумелом подходе к этому делу легко можно добиться результата, противоположного ожидаемому.

Зачем постоянно хвалить детей

Если вы сомневаетесь, нужно ли хвалить деток, то просто попробуйте мысленно оказаться на их месте. Представьте, что вы полностью зависите от какого-либо человека и всей душой его любите. Он же в ответ только отпускает критичные комментарии по поводу ваших неудач и проступков, но совсем не замечает ваших достижений. Как бы вы себя при этом чувствовали?

Для детей дошкольного возраста родители являются главным авторитетом. Они ловят каждое их слово и очень переживают, когда мама и папа ими недовольны. И если ребёнок видит одно недовольство, он делает простой вывод – «меня не любят, потому что я недостаточно хорош». В результате на всю жизнь приобретается неуверенность в себе и нерешительность, связанная с боязнью совершить очередную ошибку. И даже если ребёнок обладает достаточным количеством воли, чтобы попытаться стать для родителей хорошим, он навсегда усвоит, что любовь просто так не даётся: её сначала нужно заслужить. Такой подход чреват большим количеством психологических проблем уже во взрослом возрасте.

Не менее важна похвала для детей постарше. Если действия дошкольника оценивают только родители, причем делают это с любовью и не всегда объективно, то в школе ребёнок сталкивается с более жестокой реальностью. Ему могут не даваться какие-либо предметы, а строгая балльная система будет только подчёркивать разницу в способностях учеников. В этот период ребёнок как никогда нуждается в родительской поддержке и одобрении. Они должны всячески мотивировать его на развитие, показывая, что они в него верят, и что он не хуже других.

И даже в самом проблемном подростковом возрасте с помощью похвалы за хорошие поступки можно добиться гораздо больше, чем с помощью постоянной критики и наказаний.

Надеемся, что у вас отпали сомнения в том, нужно ли хвалить детей. Поэтому переходим к другому важному вопросу – за что похвалить, чтобы это дало только положительные плоды.

Как правильно выбрать повод для похвалы

Хвалить детей необходимо, но важно делать это обоснованно, а не на пустом месте. В противном случае вместо мотивации вы привьёте им огромное самомнение, которое будет только мешать двигаться вперёд.

В советах детских психологов чаще всего прослеживаются такие принципы высказывания одобрения ребёнку:


Одна необдуманная фраза, брошенная родителем в адрес ребёнка, способна стать для него якорем, тормозящим его развитие на протяжении всей оставшейся жизни. Поэтому научиться нужно не только грамотно выбирать повод для похвалы, но и подбирать для этого правильные слова.

Рекомендации по формулировке фраз для поощрения детей

В воспитательном процессе значение имеет каждое слово. Чтобы поощрение возымело положительный эффект, необходимо учесть как общие рекомендации специалистов по детской психологии, так и особенности характера конкретного ребёнка.

Самой популярной ошибкой родителей является употребление слова «самый» . Называя ребёнка самым умным или самым талантливым, мы задаем ему предельно высокую планку, которой он будет пытаться соответствовать. И когда он окажется в ситуации, в которой не будет победителем, это доставит ему гораздо больше страданий, чем кому-либо другому. Единственный допустимый пример – «ты у меня самый любимый», и то если малыш в семье один. Но сравнивать с другими, даже превознося, ни в коем случае нельзя.

Существует только один способ использования сравнения на благо ребёнка. Он не подразумевает, что кто-то лучше – ваш малыш или другие дети. Наоборот, вы должны указать ему, что он не хуже окружающих. Например, если он не верит в свои силы в каком-либо занятии, ему можно сказать: «Посмотри, Вася много тренировался, и у него получилось. Ты у меня такой же старательный, значит, и у тебя получится».

Хорошим способом поощрения детей является благодарность. Когда человек искренне благодарен нам за помощь, нам всегда хочется сделать для него что-то ещё. Это правило распространяется и на детей. Особенно эффективно таким способом приучать их к порядку в доме. А чтобы благодарность звучала более искренне, говорить нужно не просто «спасибо за уборку», а выделять какие-то конкретные действия – «спасибо, что так хорошо пропылесосил» или «спасибо, что помыла посуду».

Не забывайте добавлять в свою похвалу невербальные составляющие. Обязательно улыбнитесь ребёнку, обнимите его и поцелуйте. В таком случае у него не возникнет сомнений, что вы действительно рады его достижениям. К тому же, по утверждениям психологов, самооценка человека напрямую зависит от того, как часто его целовали и обнимали родители в детстве.

Подобрать нужные слова для похвалы поможет знание характера малыша. Если он экстраверт, то не стоит скупиться на комплименты. Похвала должна быть яркой, красивой, возможно, даже немного преувеличенной. Интроверту же от подобного выражения эмоций скорее станет не по себе. Он предпочитает более тонкое одобрение с точными и объективными комментариями.

Важно не только подобрать необходимые слова, но и не испортить их последующей ненужной критикой. Даже если ребёнок сделал что-то неидеально, об этом лучше сказать ему в другой раз, но не сразу после похвалы. Например, подросток помыл посуду после семейного ужина, при этом забрызгав всю кухню водой. Обязательно поблагодарите его и дайте понять, как вы цените эту помощь. И не нужно сразу добавлять, что в следующий раз надо быть аккуратнее. После того, как он перемыл целую гору посуды, ему не хочется слышать, что он сделал это плохо. При таком подходе следующего раза может просто не быть.

На родителях лежит огромная ответственность по формированию самооценки их ребёнка. За всеми талантливыми детьми стоят мудрые и любящие родители, которые в своё время не скупились для них на доброе слово и умели быть внимательными к их интересам и увлечениям.

Н.А. КРАСНОВА,
школа № 48, г. Красноярск

Слова похвалы и порицания в педагогической речи

«Как они ужасно говорят!» – часто восклицаем мы, вслушиваясь в речь наших подрастающих детей. Действительно, жаргонные словечки, словарный запас, как у Эллочки Щукиной, да и эти немногочисленные слова связать не могут, грубость просто убийственная. Грустно? Не то слово. Почему же наши дети так говорят? Что влияет на их речь? «Странный вопрос, – скажут многие. – Телевидение, фильмы, особенно западные, улица, семья». А как же школа? Ведь ребенок школьного возраста большую часть своего дня (приблизительно с 8 до 15 часов) проводит в школе. И общается он в школе не только с такими же, как он, плохо говорящими подростками, но и с умными, образованными, вежливыми учителями. Уверяю вас, в последней фразе нет никакого сарказма. Большинство учителей нашей школы действительно умны, образованны и вежливы. И, конечно, речь учителей не может не влиять на формирование личности подрастающего человека. Однако, как показывает печальный опыт, влияет очень мало. В чем же дело?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы с ученицами нашей школы Яной Бережных, Настей Добровой и Катей Лалетиной в течение двух лет вели наблюдение над речью учителей. Помогали нам коллеги и их ученики. Серьезную помощь мы получили от руководителя Школы юного филолога А.Н. Сперанской.

Мы выделили несколько основных ситуаций общения между учеником и учителем: начало рабочего дня, начало и конец урока, общение во время подготовки внеклассных мероприятий и другие. Речь учителя во время объяснения нового материала мы не рассматривали, так как речь при этом в основном монологична. Мы же уделяли внимание таким ситуациям общения, когда учитель вступает в непосредственный контакт с учеником. Некоторые результаты нашего наблюдения показались мне интересными.

Мы решили посмотреть, с каких слов учителя начинается рабочий день школьника, и попросили ребят записать первую фразу учителя, с которой он к ним сегодня обратился. Было опрошено около трехсот человек. Отрадно, что для половины опрошенных рабочий день начался с приветствия: Здравствуй! Доброе утро! Добро пожаловать! Второй половине повезло меньше. Догадайтесь: какие фразы оказались на втором месте? Правильно! Это были фразы, касающиеся сменной обуви: Переобувайтесь! Покажи сменку. Где сменка, негодяй? Для некоторых ребят рабочий день начался с необычных учительских фраз: Не толкайся у стола, ты не косолапый! Ага!!! Когда стучишь, нужно открывать дверь самому, и стучать надо сильнее! Синьор Помидор в зеленую крапинку!

Делайте вывод, с каким настроением начинается рабочий день школьника и какие навыки хорошей речи он приобретает.

Затем мы получили ответы на вопрос: какими словами учителя начинают и заканчивают уроки? Оказалось, что из сорока уроков только четыре начались с приветствия. Это были уроки иностранного языка. Конечно, остальные учителя тоже здороваются, но перед приветствием произносят другие слова. Чаще всего это призывы к тишине и порядку: Встаньте ровно. Тише. Закройте рты! , а иногда – претензии: Почему так плохо дежурите? Что за юбка? Когда ты последний раз стригся? До свидания детям говорят тоже только учителя иностранного языка (на иностранном языке). Чему же удивляться, если мы не слышим от детей «волшебных» слов?

Особое внимание мы уделили фразам, с помощью которых учителя хвалят учеников и выражают неудовольствие по отношению к ним, ведь именно эти фразы оказывают наибольшее эмоциональное воздействие на учеников. Мы попросили учащихся 5 – 11-х классов записать эти слова. Выяснилось, что любимая похвала учителей нашей школы – Молодец! На втором месте слово умница, на третьем – хорошо . Остальные выражения представляют собой комбинации этих слов: Молодец, хорошо. Хорошо, умница . Разнообразия в похвале, как видите, очень мало. А вот в выражениях неудовольствия учителя более изобретательны и эмоциональны: Сегодня, что ли, кто умер или меня хороните? Обижаются только горничные. Вы что, всю ночь порнофильмы смотрели? Вы что сюда в таком бардаке пришли?

Приятно, что среди выражений неудовольствия встретилось множество таких, в которых учителя не унижают ученика, а подчеркивают уважение к его личности: Ты способен на лучшее, если постараешься. Думаю, что завтра ты меня порадуешь больше .

Попросили мы также самих учителей назвать те выражения, которые они используют для похвалы и порицания ученика. Здесь обнаружилось кое-что интересное. Оказалось, например, что слово молодец учителя, по их собственному мнению, говорят гораздо реже, чем слышат его ученики. Похвала, они считают, звучит более развернуто, обоснованно: Очень хорошо! Умно и лаконично. Хорошо! Мне хотелось бы, чтобы ты всегда так готовился к урокам.

И все-таки разнообразных похвал гораздо меньше, чем разнообразных порицаний. Вообще учитель в глазах учителя выглядит гораздо привлекательнее, чем учитель в глазах ученика.

Далее мы решили предоставить ученикам возможность самим придумать для себя похвалу и порицание. Ребятам было предложено ответить на вопрос: «Как бы вы похвалили ученика и выразили неудовольствие по отношению к нему, оказавшись на месте учителя?». Мы предполагали, что похвалы, придуманные учениками, будут более интересны и разнообразны, чем учительские, но наше предположение не подтвердилось. Мы увидели те же уже звучавшие молодец , хорошо , умница . Интересно, что некоторые ученики представили нам выражения, более уместные по отношению к маленькому ребенку: О, мой любимчик! Молодец, тюти мой пупсик!

Мы думаем, что подобные фразы говорят о неудовлетворенной потребности в ласковом слове.

Анализируя выражения неудовольствия, которые выбирают для себя ученики, мы еще раз убедились, что негативная лексика звучит в школе чаще, чем позитивная. Интересно, что, возмущаясь резкостью некоторых учителей, ученики сами еще более резки: Негодник! Бестолочи! Сволочи! Мы ожидали встретить в порицаниях, предложенных учениками, выражения, смягченные и украшенные юмором, однако ничего подобного не увидели.

Проанализировав собранный материал, мы пришли к выводу, что выражения похвалы и порицания, звучащие в школе (особенно выражения похвалы), очень бедны лексически. Мы совсем не встретили среди них фразеологизмов, крылатых слов и выражений, слабо используются синонимические ряды. Конечно, в школе учитель – лицо официальное, и поэтому он ограничен в проявлении эмоций. Об этом пишет О.Б. Сиротинина в своей книге «Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи». Но и она отмечает лексическую бедность речи учителей.

Известно, что в русском языке эмоционально–отрицательной лексики больше, чем эмоционально положительной. То же самое подтвердило и наше исследование. Несмотря на это, мы считаем, что в школе должен преобладать эмоционально–положительный речевой фон. Речь учителей может и должна этому способствовать. Мы предлагаем для учителей словарь-справочник «Как хвалить ученика», составленный на материалах широко известных словарей русского языка. Мы надеемся, что наш словарь поможет учителям сделать похвалу более выразительной. Прилагаемый вариант словаря не является полным и окончательным, работа над ним продолжается. Кроме этого, мы работаем над словарем порицаний. В него войдут слова, выражения, пословицы, поговорки, которые помогут учителю проявить свое недовольство по отношению к ученику эмоционально, остроумно и корректно.

А

Аккуратный
Аккуратность (точность) – вежливость королей

Б

Безошибочный
Без сучка без задоринки
Безукоризненный
Безупречный
Бесподобный
Благодарю
Блестящий
Блистательный
Богатая фантазия
Божественный
Бороться с самим собой
Брать быка за рога
Брать на абордаж
Брать пример
Браться за ум
Буква в букву
Быстрый

В

Вежливый
Великолепный
Великая армия труда
Великие умы сходятся
Верный
Вкладывать душу
Владеть словом
Властитель дум
Внимательный
Внушительный
Вносить лепту
Восхитительный
Восходящее светило
Вперед без страха и сомненья
Вполне достаточно
В поте лица
Всей душой
Всем сердцем

Г

Гений – это терпение
Глаза горят
Горит в руках

Д

Давать сто очков вперед
Доброкачественно
Добросовестно
До седьмого пота
Достоверный
Душой и телом

Е

Его пример – другим наука

Ж

Желанный
Животрепещущий

З

Забавный
Задавать тон
Заманчивый
Замечательный
Занятный
Заслуженный
Заткнуть за пояс
Захватывающий
Знание – сила
Знать себе цену
Знающий
Золотые руки

И

Идти по стопам
Искренний
Исполнительный
Исправный
Истинно верный

К

Как на картинке
Как по писаному
Комар носа не подточит
Кипучая деятельность
Колоссальный
Корректный
Красивый
Кто больше знает, тому и книги в руки

Л

Логичный
Луч света в темном царстве
Любопытный

М

Мастер
Молодчина
Молодым везде у нас дорога

Н

Наблюдательный
Набрался ума
На высоте
На диво
На равной ноге
На славу
Находчивый
Науки юношей питают, отраду старым подают
На ять
Не верю своим глазам
Не верю своим ушам
Не лыком шит
Необыкновенный
Не по годам
Непревзойденный
Неутомимый

О

Образцовый
Один в один
Особенный
От всей души
Открытый
Отличный
Очаровательный

П

Первоклассный
Подобающий
Пожинать лавры
Понятливый
Поразительный
Попадать в самую точку
Потом и кровью
Правильный
Правомерный
Превосходный
Превознести до небес
Превзойти себя
Прекрасный
Приличный
Приятный
Птица высокого полета
Путеводная звезда

Р

Работоспособный
Радовать
Развитой
Роскошный
Рассудительный

С

Сами с усами
С веком наравне
Светлая голова
С душой
Семь пядей во лбу
Семь потов сошло
Славный
Сметливый
Смышленый
Сообразительный
С открытой душой
Старательный
Стремительный
С чистой совестью
С чувством, с толком, с расстановкой

Т

Талантливый
Толковый
Точный
Трудолюбивый
Тщательно
Тысячу раз прав

У

Уверенный
Увлекательный
Удачный
Удивительный
Уместный
Умница
Упорный
Успешный

Введите e-mail адрес:

Часто можно столкнуться с такими ситуациями: маленький ребенок ловко съезжает с горки, а отец, стоящий рядом, говорит ему: «Это было здорово!» Или, например, школьник показывает матери рисунок, который он нарисовал, а мать ему говорит: «Ты гениальный художник!» Или после выступления на школьной сцене учитель говорит детям, что они сыграли «потрясающе».

Родители так злоупотребляют оценочными словами, такими как «потрясающе», «изумительно» и т. д., хваля ребенка, что эти слова уже практически ничего не значат. Родители испытывают давление: они видят, как другие родители хвалят своих детей, и чувствуют себя обязанными хвалить своего ребенка не меньше. В конце концов, в этом ведь нет ничего плохого, правда?

На самом деле, стремясь укрепить самооценку ребенка, родители добиваются противоположного эффекта. Исследования показывают, что чрезмерная похвала вредит детям – делает их неуверенными в себе, менее устойчивыми и способными справляться с трудностями. Родители могут сделать ребенка зависимым от похвалы. В таком случае он всегда ищет от окружающих подтверждения своей ценности и похвалы. Поэтому родители должны прекратить называть ребенка «удивительным», «потрясающим» и т. д. Хвалить ребенка нужно так, чтобы повысить его самооценку, инициативность и самостоятельность.

Цените уникальность ребенка

Дети, особенно подростки, больше всего нуждаются в том, чтобы их воспринимали как личностей и принимали их особенности. Они не хотят, чтобы их считали лучшими – они хотят, чтобы их считали особенными. Им не нравится, когда родители сравнивают их с другими, например, говорят: «Ты самая красивая в классе» или «Ты – лучший игрок в команде».

Такие сравнения дают подростку сигнал о том, что его оценивают, исходя из его действий, а не собственных достоинств. Подросток может начать видеть в сверстниках соперников, а не друзей. Рассмотрим несколько способов похвалить ребенка так, чтобы отметить его уникальность и дать ему понять, что вы его принимаете:

1. Говорите ребенку о том, что особенного в работе, которую он сделал: «У тебя получилось нарисовать счастливое лицо на этом рисунке», «Я вижу, ты использовал много прилагательных в сочинении», «Я вижу, ты слушаешь плейер, чтобы расслабиться перед тренировкой».

2. Убедите ребенка в том, что он не обязан думать так же, как вы: «Я не согласен с этими словами. Я рад, что у нас могут быть разные мнения, и мы можем делиться ими».

3. Убедите ребенка в том, что вы любите его безусловно: «Ты – единственный во всем мире, и мне очень повезло, что ты есть в моей жизни».

4. Сделайте акцент на уникальных особенностях ребенка: «Это зеленое платье так хорошо сочетается с твоими рыжими волосами!»

5. Проявите принятие: «Я люблю тебя таким, какой ты есть».

6. Признайте ценность уникальных качеств ребенка: «В твоем сочинении чувствуются твои мысли», «Когда ты носишь такую прическу, ты действительно заявляешь о себе».

Признавайте старания ребенка

Когда родители хвалят ребенка за приложенные усилия, они развивают в нем гибкость. Это, в свою очередь, способствует успеху ребенка в жизни. Родители должны ориентироваться не на результат («Ты нарисовал прекрасную картину»), а на процесс («Ты потратил много времени и проявил большое терпение, когда рисовал картину»). Рассмотрим несколько способов, как проявить признание по отношению к ребенку:

7. Признайте, что ребенок напряженно поработал: «Я вижу, как много усилий ты приложил, чтобы написать сочинение. Это сразу видно».

8. Покажите, что хороший результат связан с усилиями ребенка: «Ты стал лучше играть в футбол. Регулярные тренировки дали результат!»

9. Признайте старания ребенка, даже если они не увенчались успехом: «Хорошо, что ты попытался сам почистить клетку хомяка. Ничего, что получился небольшой беспорядок».

10. Отметьте прогресс ребенка: «В прошлом году ты ненавидел писать стихи, а сейчас тебе нравится», «Помнишь, как в четвертом классе ты не мог научиться делить числа? Теперь это для тебя пустяки».

11. Отметьте, сколько времени ребенок потратил на выполнение задачи: «Ты выполнил много заданий. Это заняло не один час!»

12. Цените усилия, а не результат: «Ты работал над заданием несколько дней. Важен твой труд, а не высокая оценка».

13. Поддерживайте ребенка, когда он работает, а не только тогда, когда работа уже выполнена: «Ты так сосредоточен»; «Сегодня ты играешь с умом».

Хвалите ребенка, а не себя

Многие родители попадают в ловушку, видя в ребенке продолжение себя. Они ценят достижения ребенка как свои собственные, и поражения ребенка так же плохо отражаются на них. Чтобы увидеть ребенка как отдельную уникальную личность, родители должны быть уверены в себе. Такие родители хвалят ребенка, чтобы способствовать его развитию, а не только мотивировать к достижениям. Рассмотрим несколько способов хвалить ребенка, а не себя:

14. Прислушивайтесь к чувствам ребенка: вместо того, чтобы слишком часто говорить «Я горжусь тобой», лучше скажите: «Должно быть, ты рад своему достижению».

15. Спрашивайте ребенка: «Как твои дела?», «Как ты думаешь, ты хорошо выполнил задание?»

16. Задавайте вопросы о том, чем занимается ребенок: «Что вы сейчас проходите по математике?», «Какое сочинение вам задали?» и т. д.

17. Признавайте сильные стороны ребенка: «У тебя хорошо получается писать сочинения. Не всем это удается», «Ты хорошо разбираешься в компьютерах».

18. Научите ребенка заботиться о себе: «Ты столько времени делаешь задание. Почему ты не хочешь покататься на велосипеде?»

Не навешивайте ярлыки, воспринимайте ребенка реально

Родители часто поддаются соблазну похвалить то, что делает ребенок. Они постоянно употребляют оценочные слова: прекрасный, отличный, удивительный и т. д.

Некоторые дети привыкают к такой лести и становятся зависимыми от комплиментов. Работа, которую они выполняет, теряет смысл, потому что все, к чему они стремятся – это похвала.

У девочек часто развивается зависимость от похвалы за их внешность. Если родители акцентируют внимание на внешности дочери, она начинает ошибочно думать, что красота, а не ум или упорный труд является ключом к счастью и жизненному успеху. Рассмотрим несколько способов хвалить ребенка, не развивая у них зависимость от комплиментов:

19. Позвольте ребенку самому оценить свою работу. Когда ребенок спросит: «Мама, тебе нравится мой рисунок?», спросите его в ответ: «Что ты сам о нем думаешь?»

20. Говорите о конкретных фактах. Вместо фразы «Ты всегда такой добрый», скажите: «Я видел, как ты поделился игрушками с мальчиком в песочнице»

21. Придерживайтесь принципа «чем меньше, тем лучше». Как утверждают психологи, современные молодые люди сильно нуждаются в похвале и руководстве. Поэтому не стоит делать слишком много комплиментов ребенку, чтобы в реальной жизни он не испытывал разочарования.

22. Будьте искренни. Даже маленький ребенок может различить, когда родители хвалят его искренне, а когда – нет. Фальшивые комплименты заставляют ребенка сомневаться в искренности родителей.

23. Описывайте поведение ребенка, хваля его: «Ты вынес мусор без напоминания», «Ты аккуратно уложил коробки» и т. д.

24. Поощряйте инициативу и самостоятельность ребенка: «Когда ты уберешь в комнате – после уроков или завтра утром?»; «Ты хочешь заниматься футболом или ходить в музыкальную школу? Выбери сам, я доверяю твоему решению».

25. Выражайте ребенку свою признательность: «Спасибо, что присмотрел за младшим братом, когда я говорила по телефону», «Ты так ответственно относишься к урокам, что мне не о чем беспокоиться».

26. Проявляйте сочувствие: «Я знаю, как трудно учить иностранный язык. Когда я училась в школе, у меня уходили часы на то, чтобы выучить новые английские слова»; «Волейбол не дается легко. В твоем возрасте я не могла перебросить мяч через сетку».

27. Проявляйте безусловную любовь. Детям не нужна постоянная похвала, чтобы чувствовать себя хорошо. Но они нуждаются в том, чтобы вы любили их такими, какие они есть.

Оцените публикацию

Вконтакт

Информация для родителей. Предлагаемую информацию можно красиво оформить и поместить на стенд или ширму для родителей в детском саду.

54 способа похвалить ребенка.

1. Молодец!

2. Удивительно!

3. Великолепно!

4. Прекрасно!

5. Незабываемо!

6. Это трогает меня до глубины души.

7. Остроумно.

8. Талантливо!

9. Ты сегодня очень много сделал.

10. Уже лучше.

11. Потрясающе.

12. Поразительно.

13. Красота.

14. Очень ясно.

15. Очень эффектно.

16. Ты просто чудо.

17. Здорово.

18. Ты ловко это делаешь.

20. Я горжусь тобой.

21. Мне очень важна твоя помощь.

22. Ты мне необходим.

23. Я с ума сойду, если с тобой что-нибудь случится.

24. Научи меня делать также.

25. Я знал, что тебе это по силам.

26. Никто мне тебя не заменит.

27. Я сам не мог бы сделать лучше.

28. Хорошо!

29. Гораздо лучше, чем я ожидала.

30. Лучше, чем все, кого я знала.

31. Грандиозно.

32. Именно этого мы давно ожидали.

33. Сказано здорово – просто ясно.

34. Экстра – класс.

35. Ты самый одаренный.

36. Отлично!

37. Еще лучше, чем вчера.

38. Классно.

39. Неподражаемо.

40. Как в сказке.

41. Ярко, образно.

42. Прекрасное начало.

43. Ты на верном пути.

44. Ты и в этом разобрался.

45. Это как раз то, что нужно.

46. Поздравляю.

47. Я очень счастлива…

48. Работать с тобой просто радость.

49. Для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит.

50. Для меня нет никого красивее тебя.

51. Тут мне без тебя не обойтись.

«Почему дети отнекиваются, когда я их хвалю? Я говорю дочери, что она умная, а в ответ слышу отвечает: «Нет, Лиза умнее!» Я говорю, что она красивая, а она: «Я толстая!». Я говорю, что она замечательная старшая сестра и одаренный художник. А дочка тут же шпыняет младшего брата и говорит, что не умеет рисовать. Порой мне кажется, что она стремится доказать мне, что я не права!

Со старшим сыном все еще хуже. На тренировке он бросал мяч в корзину и наконец попал. Я закричала: «Ура! Отлично! Ты - настоящий баскетболист!» Он же отбросил мяч в сторону и ушел. Не понимаю. Каждый раз, когда я пытаюсь похвалить своих детей, мои слова оказывают противоположное действие».

Почему от некоторой похвалы становится только хуже

Многие родители сталкиваются с такой проблемой. Обычно негативная реакция ребенка на похвалу возникает в том случае, если положительная оценка дается человеку, а не его действию. «Ты - настоящий баскетболист!» или «Ты такой молодец!».

Также избегайте обобщающих слов, таких, как «умный», «красивый» и «прекрасный». Их употребление не только заставляет сосредоточиться на собственных недостатках, но еще и подталкивает к прекращению попыток. Если я уже прекрасный, то незачем и стараться, рисковать. А вдруг в следующий раз у меня не получится соответствовать?

Какие же нужно подбирать слова, чтобы действительно похвалить ребенка?

Как правильно хвалить?

Правильная похвала придает уверенности, желание продолжать работу. Если мы хотим помочь детям поверить в себя, то нужно забыть такие слова, как «хороший», «отличный», «фантастический», «лучший».

1. Описывайте свои чувства

От вас ожидают похвалы? Опишите то, что вы чувствуете: «Я вижу, ты пытался решить задачу разными способами. Мне нравится тот, который ты выбрал».

«Ура! Мяч попал прямо в корзину. Какой точный бросок! Мне понравилось, как ты это сделал».

«Я ценю твою помощь. Спасибо, что оставила свои дела. Мне очень приятно».

«Мне нравится эта картина. Птичка на ней как будто живая!»

«Каждый раз, когда вспоминаю ту твою шутку, не могу удержаться от смеха».

Когда вы описываете ребенку то, что видите или чувствуете, это оказывает почти магическое действие на него. Своими словами вы не только подтверждаете ценность приложенных усилий малыша, но и придаете ему уверенности. И тем самым мотивируете его на дальнейшие старания.

После такой правильной похвалы ребенок начнет думать: «Да, я не тренировался до тех пор, пока у меня не получилось забросить мяч в корзину…», «Чем больше я рисую, тем лучше у меня получается…», «Я могу быть доброй», «Я умею шутить…».

Не сомневайтесь: именно так все и будет! Опишите ребенку свои чувства и впечатления. Тем самым вы не только покажете ему, что вам действительно нравится результат, но и сможете закрепить в нем уверенность в себе и в своих силах, а также воспитаете чувство ответственности.

2. Суммируйте и перечисляйте то, что вы видите

Трехлетний малыш прибежал к вам и несмело протягивает рисунок. Синяя клякса на маленьких зеленых ножках, тут и там пятна поменьше, желтого цвета. Пока вы прикидываете, что это могло бы быть, ребенок ждет вашей оценки.

Многие родители сразу же отмахиваются фразой: «Да, красиво, молодец». Но малыш ждет от вас не этих слов.

Также вы можете ответить: «Что-то странное… Бегемот? Что-то не похож, давай, я покажу тебе, как его надо рисовать». Но и такой вариант станет ошибочным. Чужой штамп заменит собственное видение малыша.

Итак, как же быть? Ребенок все еще стоит и с волнением ждет от вас реакции.

Возьмите рисунок и внимательно рассмотрите его, а потом с одобрением в голосе произнесите: «Ты нарисовал что-то большое и синее… я вижу маленькие зеленые ножки… и желтые точки. А здесь еще осталось пустое место…»

Перечисляя детали, вы тем самым проявляете к ним интерес, а не оцениваете работу - что хорошо. Вы отмечаете то, что малыш потрудился, а не то, как он это сделал. Как правило, такой подход сразу же налаживает верный контакт - ребенок, подхватывая слова взрослого, с энтузиазмом продолжает сам: «Это бегемот! Я сначала хотел нарисовать слона, но у меня не получилось. Вот тут желтое - это цветы. А тут будет еще дерево, сейчас нарисую…»

Вы почувствуете, как меняется настроение малыша. Теперь ребенок включился в общение, он больше не подвержен авторитетному мнению и способен сам оценить свою работу. А ведь в самом начале он еще зависел от вашей оценки. Но в ходе разговора малыш получил желаемое одобрение и почувствовал неподдельный интерес к своему занятию.

Приведем примеры суммарной оценки деятельности:

«Я сразу поняла, что ты репетировала. Твои пальцы помнят все произведение до последней ноты. Я бы назвала это упорством».

«Я заметила, что ты оставил последний кусок торта своей сестренке. Вот это сила воли! Я рада, что ты подумал о Марусе».

«Ты помыл всю посуду! Как чисто! Вот это ответственность».

А если хвалить не за что?

Такое тоже бывает. Представьте: утро, вы опаздываете на работу, а ваша дочка еле-еле завязывает шнурок на кроссовке. Или уже поздний вечер, а ваш сын-подросток еще и не думал садиться за уроки.

Бывают моменты, когда родителям страшно хочется высказать детям все, что они думают:

«Ну, почему ты так медленно все делаешь! Сколько можно одеваться!»

«Если бы ты сел за уроки сразу после школы, а не играл в дурацкие видеоигры, то давно бы уже справился с домашними заданиями! Вечно оставляешь все на последний момент!»

Ни в коем случае не делайте так: поступите мудро. Как говорится: «Помолчите, пока мысли не станут цензурными и этичными». Глубоко вдохните и постарайтесь последовать нашему совету: опишите достижения ребенка вслух. Перескажите все, что он уже сделал:

«Так, ты умылась, оделась, осталось только завязать шнурки и - ты готова!»

«Давай посмотрим вместе… три задания по математике… да, не просто. Я вижу, ты такие делал в классе. Если начать сейчас, ты все успеешь за полчаса. Будут вопросы - задавай, я тебе помогу».

Так мы отмечаем достигнутый прогресс (пусть даже малый), нейтрализуем возможную конфликтную ситуацию, избегаем взаимных упреков и вселяем в ребенка уверенность и желание продолжать старания.

Если мой ребенок - сверхчувствительный?

Некоторые дети ужасно расстраиваются, если сделали что-то не так. Они очень остро реагируют на замечания и на свои собственные промахи. Одна мама рассказывала, как ее трехлетний сын, обратившись к ней с вопросом, случайно пролил сок из чашки на рубашку и на пол. Ребенок начал истерично рыдать.

Коля! - торжественно и спокойно произнесла мать, - ты сделал открытие!

Мальчик перестал плакать и удивленно посмотрел на нее. Мать продолжила в том же тоне:

Ты только что обнаружил, что, когда трясешь чашку, сок может расплескаться!

Через какое-то время в гости приехала бабушка. Она положила сумочку и очки на стол. Потом вспомнила, что ей нужно принять лекарство. Потянулась за сумочкой и уронила очки. В сердцах бабушка воскликнула:

Коля же торжественно произнес:

Бабушка, ты только что сделала открытие!
- Какое же? - удивилась женщина.
- Если класть очки на сумку, они могут упасть!
- Ну наааадо же! - восхищенно ответила бабушка и поцеловала малыша. - Я это запомню!

Подводя итог

Мы поделились с вами основными приемами похвалы, которые вы можете смело использовать в своей родительской практике. Придерживайтесь нехитрых правил:

1. Опишите свои чувства:

Нравится мой рисунок?
- Я вижу, ты очень старался!

2. Суммируйте то, что видите:

Нравится мой рисунок?
- Я вижу домик, травку, трубу, а вот это что?

3. Опишите все, что уже сделано:

Мне скучно дорисовывать эту картинку.
- Ты уже нарисовал домик, травку, трубу, а вот тут осталось совсем чуть-чуть свободного места.

4. Ура, открытие!

Я случайно прорвал дырку в своем рисунке… (слезы, расстройство)
- Вася! Ты только что сделал открытие: если мокрую бумагу тереть «стеркой», то бумага может порваться.