Как научить ребёнка выговаривать буквы. Если ребенок не выговаривает букву ш и ж. Упражнения для звука Л в домашних условиях

Не все детки сразу правильно произносят некоторые буквы. Сложности возникают по разным причинам: короткая уздечка языка, редкие занятия с малышом, невнимание родителей к развитию речи. Иногда детки копируют неправильное произношение людей, являющихся авторитетом для них.

Многим дошкольникам плохо даётся буква «р»: малыши заменяют её на «л» или вместо «рыба» говорят «селёдка». Родители долго бьются над произношением «капризной» буквы из-за неправильного подхода к занятиям. Прислушайтесь к рекомендациям логопедов, узнайте, как сделать обучение интересным, всё-таки научить выговаривать деток букву «р».

Что делать

Первый этап – посещение врача. Исправить ситуацию помогут занятия с логопедом. Если по определённым причинам у вас нет времени на постоянные визиты к врачу, проводите обучение дома.

Посетите хотя бы одно-два занятия, побеседуйте с врачом. Специалист познакомится с дошкольником, осмотрит полость рта, выявит проблему, подскажет методы решения.

Возьмите на заметку:

  • не отказывайтесь от визита к логопеду. Короткая уздечка языка – частая причина неправильного произношения многих букв, невнятной речи;
  • если дефект не был обнаружен педиатром ранее, логопед порекомендует подрезать уздечку, чтобы язычок свободно двигался в ротовой полости;
  • операция несложная, занимает мало времени. Единственный нюанс: психологический дискомфорт. По этой причине врачи советуют проверить длину уздечки в раннем возрасте, чтобы малыш быстро забыл неприятный момент.

Обратите внимание! Иногда логопед выявляет аномалии прикуса, направляет к детскому ортодонту. Иногда без установки корригирующих пластин, других ортодонтических аппаратов не обойтись: некоторые дефекты зубного ряда мешают правильному произношению.

Запаситесь терпением: научить выговаривать «капризную» букву непросто, но при настойчивости, соблюдении рекомендаций занятия часто приносят успех. Если логопед обнаружил проблему с уздечкой, посетите детского хирурга, устраните дефект. После заживления ранки можно приступать к занятиям.

Пять важных правил:

  • не рассчитывайте на быстрый результат, морально подготовьтесь к занятиям. Подбирайте время, когда ребёнок спокоен, в хорошем настроении;
  • регулярно занимайтесь с дошкольником, закрепляйте всё, что выучили на прошлом занятии. Обязательно добейтесь правильного выполнения речевых упражнений для максимального эффекта от занятий;
  • нельзя превращать обучение в скучную повинность. Делайте упор на игровую форму, проявляйте фантазию, используйте подручные средства для изображения определённых действий, предметов или живых существ;
  • читайте материал по теме, точно выполняйте рекомендации, соблюдайте характер и продолжительность речевых упражнений;
  • хвалите дочку или сына за достижения, даже самые незначительные. Можно подготовить маленький сюрприз, если вы заметили, что дошкольник старается. Пусть похвастается родственникам, друзьям, что он скоро будет говорить «как взрослый».

Ещё несколько полезных советов:

  • никогда не насмехайтесь над ребёнком, если у него никак не получается «упрямая» буква «р». Нельзя сравнивать дочку или сына с другими детками, особенно, в обидной форме. Комплексы, низкая самооценка часто развиваются по этой причине;
  • сами говорите правильно, следите за своей артикуляцией, чётко произносите звуки. Нельзя «сюсюкать», кривлять слова, иначе ребёнок не поймёт, почему мама говорит неправильно, а от него требует другого произношения;
  • многие мамы рекомендуют «не слышать» слово, произнесённое неправильно. Особенно важен этот момент, когда вы понимаете, что ребёнок скоро скажет трудную букву «р», у него почти получается правильное произношение;
  • часто помогает «маленькая хитрость». Спрашивайте, глядя на нарисованного рака: «Это ЛАК?» Ребёнок обычно искренне возмущается: «Ты что, не знаешь? Это не ЛАК, а РАК». Картину с РЫСЬЮ назовите ЛИСОМ и спросите: «Что делает ЛИС?» Ответ часто бывает таким: «Мама, это же не ЛИС, а РЫСЬ». И так далее. Главное: подобрать картинки с животными/предметами, которые сын или дочка хорошо знает, чтобы не путаться в названиях.

С чего начать обучение

Этапы:

  • подготовительный. Артикуляционная гимнастика предназначена для развития подвижности языка. Во время занятий ребёнок учится правильно располагать язык при произношении слов с буквой «р»;
  • упражнения в игровой форме. Во время занятий детки выполняют определённые действия, гримасничают, изображают зверей, птиц, произносят нужные слова, фразы.

Нюансы:

  • длительность каждого занятия – 15–20 минут. Обучение должно приносить радость. Частота занятий – 2–3 раза в неделю;
  • некоторым деткам настолько нравятся необычные упражнения, что они сами просят маму заниматься чаще;
  • не редкость и противоположная ситуация: ребёнок нехотя произносит «специальные» слова, капризничает, балуется или вообще, молчит, не желает ничего повторять.

Совет! Найдите общий язык с дошкольником, и обучение будет успешным. Грубость, шлепки по попе недопустимы. При таком подходе малыш возненавидит гимнастику для развития речи, будет обижаться, ещё больше упрямиться. Внимание, терпение, готовность выслушать друг друга – важный элемент общения и обучения.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения:

  • важный индюк. Расскажите малышу о домашней птице, её характере, особенностях поведения, найдите картинку в книжке. Предложите показать, как индюк сердится. Пусть дошкольник повторяет за вами: язык между губами и зубами, с силой произносите «бл, бл, бл». Потренируйтесь вначале медленно, затем быстрее. Доведите повтор до 15 раз;
  • цокает лошадка. Одно из самых простых и полезных упражнений. Детки с удовольствием дотрагиваются язычком до зоны верхнего нёба, активно цокают язычком. Частота повторений – 20 раз;
  • дятел ищет червячков. Попросите ребёнка постучать языком по верхним зубкам. Рот нужно широко открыть. Если упражнение выполняется правильно, вы услышите звук «д-д-д-д». Изображайте дятлов вместе: вы сможете подсказать, как исправить неудачу, если не всё сразу получается;
  • чистим зубы. Откройте рот, широко улыбнитесь, несколько раз проведите туда-сюда языком по внутренней стороне зубного ряда на верхней челюсти. Нижняя зона лица неподвижна. Пусть малыш повторит всё за вами;
  • прикуси язык. Сразу предупредите дошкольника, что сильно кусать язычок не нужно, иначе будет раздражение тканей. Широко улыбнитесь, легонько покусывайте кончик языка. Пусть малыш 8–10 раз повторит упражнение;
  • кучер. Объясните сыну или дочке, что раньше не было машин, для перевозок использовали лошадей. Попросите представить, что ребёнок – это кучер, и ему нужно быстро остановить лошадку. Громко, но достаточно глухо, скажите: «Тпр-тпр». Должна быть хорошая вибрация. Ребёнок должен повторить звуки. Сделайте вожжи из любой верёвки или длинного шарфа. Покажите, как кучер останавливал лошадей, одновременно подкрепляйте действия специальными звуками «тпр-тпрру».

Ещё пару полезных упражнений:

  • прогони комара. Забавное, но эффективное упражнение показывает, как дребезжит язычок. При постоянном выполнении детки быстро учатся говорить «р». Исходное положение: кончик языка чуточку выглядывает между нижней и верхней губой. Сильно выдувайте воздух через маленькое отверстие, старайтесь, чтобы язычок дрожал под влиянием воздушного потока;
  • дотянись до носика. Ещё одно весёлое упражнение, которое детки выполняют без принуждения. Задача ребёнка – дотянуться языком до кончика носа. Многие детки помогают руками, придавливают носик, чтобы он «подвинулся». Даже, если малышу сложно дотянуться, язычок всё равно разрабатывается, уздечка становится эластичнее. Количество повторений – 10 раз.

Дорогие родители! Не стесняйтесь, вместе с ребёнком превращайтесь в животных и птиц, рычите, цокайте языком, с чувством произносите скороговорки. Не бойтесь быть смешными: малыш будет увлечённо повторять за вами все фразы, движения, сложная буква «р» непременно уступит вашему напору.

Игровые упражнения

Полезные упражнения:

  • предложите изобразить тигра, хорошенько порычите, протягивая «ррр-р-р». Повторите несколько раз, попросите ребёнка изобразить маленького тигра, а вы будете большим;
  • спросите, как заводится трактор. Если малыш плохо знает, произнесите «др-р-р-р». Напрягайте губы, язык, чтобы хорошо услышать дребезжание. Заведите трактор вместе;
  • выучите скороговорки с буквой «р». Произносите вначале медленно, потом всё быстрее. Например: Во мраке раки шумят в драке. Или такая известная фраза: Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап. Вот ещё короткая и забавная скороговорка: Вышел Лев из-за горы и, подумав, молвил: «РРР-Ы»;
  • упражнение «кошечка». Эту полезную для язычка игру любит большинство деток. Налейте в миску молоко, попросите малыша показать, как кошка лакает молочко. Если сын или дочка стесняются, смеются, подайте пример. Простое упражнение помогает ощущать движение язычка;
  • по очереди произносите слова, в которых есть буквы «д» и «р». Вначале проговаривайте ДОМ, ДОН, ДОН – ДОН, ГУ – ДОК, ДО – ЛО – ТО, затем переходите к более сложным словам: ДЫР – ДЫР, ДРУГ, ДРЁ – МА, ДРА – КОН, ДРУ – ЖОК, ДРЕ – МАТЬ.

Регулярные занятия с детками, плохо выговаривающими букву «р», требуют настойчивости, желания развиваться вместе с дошкольником. Не всегда успехи видны достаточно быстро, иногда малыши капризничают, отказываются заниматься. Маме проще, чем логопеду, подобрать «ключик» к дочке или сыну, чтобы мягко подтолкнуть к занятиям.

Отказываться от артикуляционной гимнастики, других логопедических упражнений не стоит: к школе ребёнок должен правильно произносить звуки. К сожалению, детки с речевыми дефектами часто становятся объектом насмешек со стороны одноклассников. Приложите максимум усилий, чтобы сын или дочка правильно выговаривали все буквы. При тяжёлых дефектах речи вовремя отдайте малыша в логопедический садик.

Видео — занятия с логопедом для правильной постановки буквы «р» у детей дошкольного возраста:

Звук «р» считается самым сложным для малыша. Если ребенок нормально развивается, то произносить его он научится где-то к пяти годам. Если к этому времени ребенок не в состоянии сам справиться с этим, то родители должны показать его стоматологу. Чаще всего причиной проблемы может быть короткая подъязычная уздечка. Достаточно немного подрезать ее - и проблема с буквой «р» будет решена. Если же подрезание уздечки не помогло, можно позвать на помощь логопеда. Подрезать уздечку рекомендуют в возрасте от 5 лет, а до этого периода можно попробовать растянуть ее с помощью специальных упражнений. Но современные родители, на вооружении которых есть такое мощное средство, как Интернет, прочитав данную статью, сами поймут, как выговаривать букву «р». Прежде всего, необходимо запастись терпением.

Методика для детей и взрослых. Как научиться выговаривать букву «р»

Необходимо усадить ребенка на стул, при этом спина должна быть прямая, ноги, руки и все тело свободные, без напряжений. В руки ребенку дать зеркало, чтобы он мог в нем видеть свое лицо. А взрослый при этом должен находиться напротив, и ребенок должен его видеть.

Как научиться выговаривать букву «р». Учимся выдыхая растягивать подъязычные связки

Упражнение «Учимся выдыхать»

Предложите ребенку глубоко вдохнуть, а затем с силой выдохнуть, выдув воздух так, чтобы губы вибрировали. Можно предложить ему задуть воображаемую горящую свечу. Упражнение повторить десять-двенадцать раз.

Упражнение « Парус»

Раскройте как можно шире рот, высуньте язык и крепко прижмите его к верхним зубам. При этом спину прогните вперед. Задержите на несколько секунд язык в таком положении. Упражнение повторите несколько раз.

Упражнение «Лошадка»

Сильно придавите конец языка к небу и попробуйте им пощелкать, сначала не спеша, затем - быстрее и, наконец, очень быстро. Повторите это упражнение 10 - 12 раз.

Как научиться выговаривать букву «р». Учимся осуществлять дрожание языка с помощью струи воздуха

Упражнение «Прогоните комарика»

Высуньте кончик языка и прижмите его обеими губами. Попытайтесь выдохнуть через рот сильную струю воздуха заставив при этом задрожать кончик языка. При этом можно пытаться проговаривать любую гласную букву. Упражнение необходимо повторить несколько раз.

Как научиться выговаривать букву «р». Развиваем мышцы кончика языка и его подвижность

Упражнение «Прикусываем кончик языка»

Растяните губы в улыбке и слегка прикусывайте язык. Упражнение повторите около десяти раз.

Упражнение «Качели»

Раскройте рот. Положите кончик языка на выпирающие бугорки верхних зубов, затем быстро опустите, прикоснувшись к нижним зубам. Упражнение повторяйте около 30 раз.

Выговариваем букву

Последнее упражнение способствует совершенствованию координации языка при смене его верхнего и нижнего положений. Овладев этими навыками, можно попытаться выговарить букву «р». Конец языка необходимо с напряжением прижать к небу, а его боковые части - к верхним боковым зубам, и попытаться выговорить букву «р». Если не получится, попробовать снова.

Примерно с 15–18 месяцев жизни ребенок способен произносить фразы из двух и более слов, а к возрасту 18–20 месяцев в его словарный запас должно входить около 60–100 слов. В этот период у малыша интенсивно развивается артикуляция, и правильность произношения звуков во многом зависит от членов семьи: они должны разговаривать с ребенком и в его присутствии разборчиво, не коверкая слова. Но даже если это правило выполняется, в дальнейшем у ребенка все равно могут возникать сложности с произношением отдельных букв.

Занятия с ребенком для правильной постановки произношения можно проводить дома, не прибегая к услугам логопеда. Однако если у малыша наблюдаются проблемы с проговариванием многих звуков, пройти консультацию у специалиста все же придется, так как некоторые нарушения развития речи могут быть связаны с особенностями артикуляционного аппарата. В этом случае программа занятий для постановки правильного произношения должна быть разработана профессиональным логопедом.

Для самостоятельных занятий с ребенком в домашних условиях вам необходимо подобрать специальные артикуляционные упражнения. Артикуляционная гимнастика включает дыхательные упражнения, а также упражнения на развитие артикуляционного аппарата и отработку определенных положений языка, губ и мягкого неба.

Дыхательные упражнения. Такие занятия можно проводить с ребенком в виде интересных игр. Например, можно дуть на ватные шарики и вместе с малышом загонять их в импровизированные «ворота» (например, в коробку), или надувать воздушные шары.

Упражнения для развития подвижности губ. «Трубочка – Улыбка»: попросите ребенка вытянуть губы трубочкой, а потом растянуть их в улыбку. «Пятачок»: вытянутые в трубочку губы нужно двигать вправо и влево и вращать по кругу. «Рыбки»: хлопать губами друг о друга, произнося при этом глухой звук. «Уточка»: вытянуть губы и сжать их пальцами так, чтобы большие пальцы находились под нижней губой, и вытягивать губы вперед, стараясь изобразить клюв уточки.

Упражнения для губ и щек. «Хомячок»: надуть обе щеки, а затем надувать их по очереди. Сильно втянуть щеки. Затем снова надуть щеки и бить по ним кулачком таким образом, чтобы воздух выходил с шумом.

Статические упражнения для языка. «Птенчики»: расслабленный язык лежит в ротовой полости, рот широко открыт. «Чашечка»: рот широко открыт, боковые и передний края языка подняты и не касаются зубов. «Трубочка: рок открыт, боковые края языка подняты. «Лопаточка»: расслабленный язык лежит на нижней губе. «Стрела»: рот открыт, узкий язык выдвинут вперед.

Динамические упражнения для языка. «Конфетка»: рот закрыт, напряженный язык упирается то в одну, то в другую щеку. «Чистим зубки»: рот закрыт, язык круговыми движениями обводит пространство между губами и зубами. «Змейка: рот широко открыт, узкий язык с силой выдвигается вперед и резко убирается обратно. «Часики»: губы растянуты в улыбку, рот приоткрыт, кончик языка по очереди тянется к уголкам рта.

Проводить упражнения артикуляционной гимнастики следует каждый день по 2–4 раза. Упражнения для развития губ, щек и языка выполняются перед зеркалом. Для одного занятия достаточно 3–5 минут, в течение которых рекомендуется выполнять с ребенком не больше 2–3 упражнений. Каждое упражнение следует выполнять по 5–7 раз, а статические упражнения, при которых ребенку необходимо удерживать определенное артикуляционное положение, делают по 10–15 секунд.

Как научить ребенка говорить буквы Р, Л и Ш?

Звуки, которые никак не поддаются ребенку, следует прорабатывать по отдельности. Как правило, самые большие проблемы у ребенка могут возникать с такими буквами, как Р, Л и Ш. Научиться выговаривать букву Р ребенок должен в возрасте 4–6 лет, а задумываться о том, как научить ребенка говорить букву Л, следует когда ему будет 5–6 лет. Учить малыша правильному произношению шипящих звуков необходимо тогда, когда он уже достаточно хорошо произносит другие согласные звуки. Как научить ребенка выговаривать буквы, которые сложны для произношения? Помимо проговаривания слов с этими буквами необходимо делать специальные артикуляционные упражнения.

Как научить ребенка говорить букву Р? «Чистим зубки»: рот широко открыт, кончик языка «чистит» верхние зубы с внутренней стороны, при этом губы растянуты в улыбке так, что видны верхние и нижние зубы, а нижняя челюсть неподвижна. «Маляр»: рот приоткрыт в улыбке, кончик языка двигается по нёбу, делая движения вперед и назад, при этом губы и нижняя челюсть неподвижны. «Барабанщик»: рот приоткрыт в улыбке, кончик языка стучит по верхним альвеолам, произносится твердый звук «д», при этом темп произношения постепенно увеличивается.

Как научить ребенка говорить букву Л? «Варенье»: рот слегка приоткрыт, широкий передний край языка облизывает верхнюю губу движениями сверху вниз. «Пароход»: рот приоткрыт, ребенок произносит долгий звук «ы», при этом кончик языка должен находиться в глубине рта и быть опущенным вниз, а спинка языка поднята к нёбу. «Лошадка»: приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка сначала медленно, а потом быстрее (следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной). 4.8 из 5 (9 голоса)

Как избавиться от каши во рту - актуальный вопрос для многих родителей.
В период взросления наших малышей мы родители часто умиляемся их смешными словечками, да и что кривить душой они нас веселят и мы часто становимся мотиваторами для неправильного произношения слов и букв. И напротив, когда мы встречаем взрослого человека, у которого неправильное произношение многих букв мы раздражаемся и испытываем неприязнь к нему. Так что исправлять дефекты речи лучше исправлять в детстве, хотя исправить ситуацию можно почти в любом возрасте.

Причины от чего возникают дефекты речи

В природе существует огромное количество дефектов речи, связанных с различными нарушениями в развитии:
  • алалия - когда человек не говорит вообще;
  • дизартрия - когда при поражении мозга неподвижны небо и губы;
  • афазия - когда исчезновение речи связано с болезнью.
Но чаще всего логопеды встречаются с дислалией при которой, человек не может выговаривать отдельные буквы, пропускает или заменяет другими буквами. Именно этот недостаток проявляется в раннем детстве примерно с 2-х летнего возраста. Многие родители не обращают на это внимание и думают, что это всё пройдёт со временем. В большинстве случаев так и происходит, формирование речевого аппарата заканчивается к 7 годам и 70% детей в итоге говорят правильно, но особых иллюзий питать на стоит, а лучше показать ребёнка логопеду и исправлять дефекты речи до школы, т.к. у дети с дислалией хуже усваивают письменную речь.

Дефекты речи также могут быть следствием неправильного прикуса у детей, аденоидодов, щелей между зубами, короткой уздечки языка и высокого нёба.
Но часто встречаются случаи, когда у ребенка нет никаких вышеперечисленных проблем, а он просто напросто подражает кому-то из взрослых, или же сами взрослые мотивируют его на неправильную речь - «»сюсюкают» и коверкают слова. Как бы не было это смешно и забавно с раннего возрасте детей нужно поправлять и учить правильно говорить.
Часто проблемы с дикцией бывают у двуязычных детей, когда дети перенимают произношение и фонетику другого языка.
Или же ребенок на слух не воспринимает различия между шипящими и свистящими буквами, твердыми и мягкими звуками.

Проблемы с произношением букв

Чаще других возникают трудности с произношением буквы «Р». В народе этот дефект попросту называется «картавостью» и говорят, что ребенок «картавит».
Далее второй по распространенности дефект речи - это когда человек искажает свистящие буквы (с-3), шипящие (ш-ж) и (ч-щ).
Также часто встречается нарушение произношения буквы «Л» .
Для того, чтобы исправить дефекты речи есть масса упражнений, но давать какие-то советы, которые бы подошли именно вашему ребенку заочно сделать очень трудно, и тут нужна консультация специалистов - логопеда, ЛОР врача, ортодонда, которые с точностью выявят причину. Исправить плохую дикцию можно в любом возрасте, но лучше конечно сделать это в раннем возрасте.

Артикуляционная гимнастика

Перед началом любых упражнений выясняем что служит причиной не правильного произношения.
В самом начале занятий следует ребенка научить правильно дышать. Часто именно из-за того что говорящему бывает не хватает воздуха он глотает, зажевывает слова и предложения.
Для того, чтобы начать заниматься нужно сесть с малышом рядом и желательно это делать перед зеркалом, чтоб он видел свои движения.
Всё должно проходить в игровой форме, так чтобы заинтересовать ваше чадо и ему было интересно. Не давите на него, если он не готов. Всему свое время.

Как научить ребенка выговаривать «р»

Усадите ребенка перед зеркалом и для начала покажите, как нужно выполнять упражнение, предложив ребенку повторить за вами.

Вытянете язык и положите его на передние зубы и подержите 15 секунд. Потом предложите повторить упражнение ребенку. Пускай ребенок повторит это упражнение 3-5 раз.

Второе упражнение помогающее поставить правильную букву «Р» такое: ребенок должен широко открыть рот и языком стучать по бугоркам за передними зубами и произносить букву «Д». Повторяйте такое упражнение в течение 20 секунд.

Также случается так, что ребенок выговаривает букву «Р» в определенных слогах, например «ре» и «рё», а в остальных не может. Повторяйте с ним эти слоги, а потом после упражнения просите говорить слова с другими гласными, и так постепенно ребенок сам поймёт разницу в произношении и с каждым разом будет говорить всё лучше и лучше.

Выяснив причины не правильного произношения слов и букв, и соблюдая рекомендации специалистов вы поставите со своим ребенком правильную речь.

Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку? И сложно ли это? Что необходимо? Для начала нужно понять, какого рода данная проблема. В физиологии ли дело или в том, что когда-то давно вас не сводили к логопеду? Не обратили внимания на ваши проблемы с речью?

Если причина заключается в первом, то проблема, в принципе, решается просто. Ведь часто дело оказывается лишь в укороченной Такой дефект легко можно исправить при помощи несложной процедуры хирургического характера. Если же причина в другом, то, вероятно, придется либо сходить к логопеду, который поможет научиться произносить слова на букву «Р», либо самому начать практиковаться в этом.

Для первого нужно просто преодолеть часто имеющийся психологический барьер, правда, как, собственно, и для второго. Ведь как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку, который просто не готов к этому? Да и для человека куда комфортнее заниматься подобными упражнениями наедине с собой, нежели с кем-то другим, пусть и профессионалом в своей области.

Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку, если не начать с простых упражнений со скороговорками? Это позволяет вернуть правильное положение довольно быстро. К тому же существуют всяческие разнообразные и доступные методики для детей, которые, тем не менее, могут использоваться в решении такой проблемы и взрослыми. Одним из таких способов вернуть себе способность правильно говорить слова на букву «Р» является упражнение «Чашечка», которое необходимо выполнять ежедневно.

Схема его выполнения проста:

  • первый шаг: придать языку форму «чашечки»;
  • второй шаг: прижимание к нёбу кончика языка;
  • третий шаг: оттолкнуться им от нёба и с усилием произнести другую букву - «Д»;
  • во время этого нужно следить за тем, чтобы зубы были плотно сжаты, а челюсть не двигалась;
  • язык должен оставаться только вверху, а само упражнение стоит выполнять перед зеркалом;
  • четвертый шаг: чистым пальцем слева направо быстро проведите, подергивая подъязычную уздечку;
  • выполнять «Чашечку» нужно каждый день и несколько раз по 10-15 минут;
  • после многократных повторений изо дня в день должна появиться вибрация кончика языка.

Теперь вы знаете, как говорить букву «Р». Это лишь один из многих способов. Другой отличный метод: частое произношение в ускоряющемся и затем замедляющемся темпе сочетания букв «Д», «Т» и «Л», а также «Д», «Т» и «Д». Последнее нужно выговаривать, помещая язык между зубами, подобно тому, как это делают англичане и американцы, произнося «Th». Только так вы поймете, как говорить букву «Р».

Другая легкая, удобная и просто хорошая методика - это повторение многократно сложных для вас слов. В частности, с той буквой, что вы не выговариваете, то есть с «Р». Таких слов целое множество: «Рерих», «руда», «покоренный», «развернутый», «рудиментарный», «рекламируемый», «парад» и так далее.

Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку? Для этого необходимо огромное терпение и готовность преодолеть внутренний барьер, стоящий на пути к правильной постановке речевого аппарата. И как только все это станет возможным, результаты будут незамедлительны.