К составным компонентам трудовой деятельности относятся. Трудовая деятельность дошкольника. Компоненты трудовой деятельности дошкольников

На чтение 7 мин. Просмотров 5.2k.

Особенности труда дошкольника: как, зачем и почему?

В дошкольном воспитании одним из главных считается организация и приучение к трудовой деятельности и научение многим ее способам, доступным для детей в группах такого возраста. В народе давно бытует выражение, что труд превратил обычное животное (обезьяну) в высокоразвитое разумное существо (человека). И, как бы утрированно не звучали данные слова, но часть правды в них есть.

В процессе организации трудовой деятельности, организованной и целесообразной, ребенок получает необходимые знаний и умения, но даже не в этом основная польза. Через совершаемые телом необходимые действия, развивается и мозг, а точнее даже, – основные психические функции: мышление, восприятие, воля. Именно поэтому трудовое воспитание дошкольников – очень важное и серьезное направление.

С какого возраста начинается трудовая деятельность?

Итак, поскольку эта статья посвящена исключительно дошкольному возрасту, важно сразу его определить. Завершающий этап вполне очевиден: это период от 6,5 до 7 лет, когда ребенок идет в школу. Условно в психологии верхней планкой принято считать 7 лет, но у кого-то переход в школьную пору (младший школьник) наступает чуть раньше, у кого-то чуть позже. Тут все зависит от чисто формального момента: поступления в первый класс и начала учебы.

Гораздо сложнее определить нижнюю границу. Когда деятельность ребенка уже можно назвать трудовой, и начать учить его совершать осознанные действия, не опасаясь, что он причинит себе вред? В психологии считается, что этот возраст наступает с 3 лет. Тут тоже следует понимать, что это лишь формально: у разных детей – по-разному.

Кто-то уже и в 2,5 готов, а у кого-то и в 3,5 только-только начнет получаться. И все же, около 3 лет ребенок переходит от предметно-манипулятивной деятельности (когда он трогал и ощупывал предметы, не всегда понимая их реальное предназначение) к сюжетно-ролевым играм. У него появляется социальный интерес, он начинает учиться выстраивать отношения и связи. Вот тогда целесообразно начать полноценное трудовое воспитание, а формы могут быть совершенно разными.

Чем трудовая деятельность маленьких детей отличается от взрослого труда?

Итак, вопрос возраста мы решили, теперь необходимо рассмотреть, что именно можно и следует считать трудом ребенка. Естественно, он имеет существенные расхождения с аналогичной деятельностью взрослого человека. И главное из них заключается в том, что детский труд – во многом деятельность добровольная, имеющая занимательные формы и не слишком растянутая во времени.

Более того, она не имеет практически никакого общественного значения. То есть, все, сделанное ребенком и представленное как результат его труда ценно исключительно только для него одного и его сверстников. Правда, еще родители и другие родственники могут восхититься и похвалить. В этом и заключаются основные особенности трудовой деятельности дошкольников.

К ним можно добавить еще и то, что для достижения цели, труд должен быть организован и контролируем со стороны взрослых, четко объяснен и показан на примере. Дети довольно маленькие, и они еще сами не смогут достичь нужного результата.

Поэтому все делается только с руководством наставников, с четкой организацией, имеет актуальное для малыша содержание. Иными словами, понятно ему и интересно.

Что именно можно считать трудом ребенка?

И все же, что именно следует понимать под описываемым нами понятием? Трудом называют любую целенаправленную деятельность человека, осознанную и смысловую. Она необходима для того, чтобы видоизменить или приспособить под себя окружающие предметы и тем самым удовлетворить потребности.

Проще говоря, мы трудимся, чтобы облегчить собственную жизнь и создать что-то новое и нужное. Сюда же, кстати, относится и художественный труд, ведь в его результате создается некое материальное произведение, направленное на удовлетворение исконно человеческой потребности в красоте окружающего его предметного мира.

Абсолютно любая трудовая деятельность имеет свои компоненты, определенные формы и содержание. И даже в разных возрастных группах эти характеристики не меняются.

Характеристики дошкольной детской трудовой деятельности

Что ж, начнем с того, что любой детский труд нуждается в четкой организации со стороны взрослого человека. Кроме того, для него необходимо актуальное и доступное понимаю малыша содержание, при этом формы могут быть самыми разными. Главное, чтобы было интересно, доступно для имеющихся возрастных групп и приносило удовлетворение (радость, восхищение) конечным результатом.

Сам по себе труд ребенка ценен тем, что несет огромное воспитательное значение. Для этого он и нужен, в первую очередь. Потом уже – для , формирования основных психических функций, укрепления опорно-двигательного аппарата и т.д. Нередко он проходит исключительно в форме игры, и лишь уже ближе к школьному возрасту начинает выделяться в самостоятельную деятельность. Хотя, все еще достаточно условную.

Любая трудовая деятельность имеет собственные компоненты: целеполагание, планирование, мотивы, навыки и умения, готовность трудиться совместно, самоконтроль, самооценка, основы культуры труда.

Рассмотрим каждый из них отдельно

  • Целеполагание. Это ответ на вопрос: для чего я тружусь? С какой целью? Что мне принесет организация этой деятельности в конечном итоге? В разных группах ответ будет разным, но в любом случае дети должны его прекрасно осознавать.
  • Планирование. Составление плана действий, которые обязательно приведут к нужному результату.
  • Структуризация деятельности, ее четкая организация, понимание, как достичь цели.
  • Мотивы. Это то, на основе чего я занимаюсь данной деятельности.
  • Как правило, для дошкольников преобладают игровые и мотивы личной заинтересованности.
  • Навыки и умения. То, что ребенок получит или усовершенствует в результате конкретного труда.
  • Готовность трудиться совместно. Это психологический показатель, определяющий степень сплоченности данной группы и степень социализации каждого отдельного ее участника.
  • Самоконтроль и самооценка. Важные качества отдельной личности. Организация собственной работы в рамках общественной деятельности, умение довести ее до конца и верно оценить.
  • Основы культуры труда. Это умение работать правильно, уважительно по отношению друг к другу и соблюдая все правила как личной, так и общей безопасности.

Собственно, такие компоненты можно найти в любой трудовой деятельности, в том числе и взрослой, но у детей они должны быть четко сформулированы и понятны как им самим, так и их наставникам и воспитателям.

Разнообразные виды труда дошкольников

Так как трудовая деятельность детей в дошкольном возрасте должна иметь понятное содержание, четкую организацию и интерес для каждого малыша, она должна иметь и разнообразные виды. Так оно и есть на самом деле.

Прежде всего, все начинается с самообслуживания . Это очень важный вид трудовой деятельности, ведь он учит ребенка обходиться без помощи взрослого, самостоятельно содержать себя в чистоте и комфорте, уметь одеваться, выполнять гигиенические процедуры и в элементарных бытовых вопросах минимально зависеть от старших. Сначала нуждается в организации, но потом доводится до автоматизма.

  1. Хозяйственно-бытовой труд – это деятельность, приучающая к порядку, как в помещении, так и вне его. В процессе ребенок учится пользоваться различными бытовыми предметами и приспособлениями, получает полное представление о них и учится некоторые изготавливать сам. Имеет понятное содержание, во всех группах обязателен.
  2. Труд в природе направлен на приведение в порядок площадки, окружающих уличных и лесных территорий. Носит еще и оздоровительный характер, приучает к бережному отношению ко всему окружающему. Нуждается в тщательной организации и продумывании каждого этапа со стороны взрослых, чтобы был безопасным и продуктивным.
  3. Ручной (или художественный) труд – это создание произведений искусства, того или иного рода. Вызывает огромный эмоциональный отклик, радует детей, позволяет им самовыразиться. Важный этап в формировании уверенной и творческой личности.

Каждый вид труда – это работа на достижение определенного результата. В процессе его ребенок познает мир с новой точки зрения, знакомится с жизнью взрослых, усваивает не только разнообразные навыки, но и свойства материалов, их возможности и различные способы работы с ними, обработки и т.д. Это является очень важными моментами для успешной социализации.

Таким образом, трудовое воспитание дошкольников – это важнейший аспект в их гармоничном развитии и формировании цельной личности. Со стороны взрослых требуется четкая организация и объяснение ребенку смысла его труда, остальное же малыш усвоит сам. Ведь, как известно, без практики теория не значит ничего.

Базовые понятия психологии труда и инженерной психологии

2.1 Характеристика трудовой деятельности

Анализируя процесс труда и роль человека в нем, целесообразно обратиться к анализу таких понятий как активность, деятельность, труд.

Под активностью в психологии понимают источник преобразова­ния или поддержания живыми существами жизненно значимых связей с окружающим миром.

Деятельность - специфический вид активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

Понятие «деятельность» в психологии необходимо отличать от других форм активности, процессов. Е.А.Климов предполагает под деятельностью понимать такую форму активности субъекта, которой присущи одновременно три базовых признака:

    имеет место процесс действий (совокупность, последовательность неких актов);

    процесс действий направлен в целом на приспособление к требованиям среды и (или) некоторое ее преобразование;

    процесс действий имеет значение для существования и развития человека и (или общества).

Труд - вид деятельности по преобразованию окружающего мира с це­лью удовлетворения потребностей человека. Это процесс реализации че­ловеческих ресурсов в области психологических, физиологических, про­фессиональных и других функциональных возможностей человека, вели­чина которых неодинакова у разных людей и меняется в зависимости от возраста, профессиональной подготовленности, состояния здоровья. Труд - это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей.

Труд в психологическом понимании – это деятельность, результатом которой является социально-ценный продукт. Но, кроме того, труд, по мнению Е.А.Климова, отличается от игры, учения, общения следующими признаками труда:

    труд ориентирован на заданный социально-ценный результат;

    труд регламентирован социальными нормами, правилами, традициями;

    в труде используются орудия, имеющие культурно-историческое происхождение и способы употребления;

    в труде люди вступают между собой в особые межлюдские производственные отношения.

Е.А.Климовым были выделены психологические признаки сознания субъекта труда:

    сознательное предвосхищение социального ценного результата (знание о продукте – результате труда; осознание его социальной значимости; аффективный тон соответствующего знания – отношение к этому знанию);

    сознание обязательности достижения заданного результата (понимание ответственности; переживание ответственности);

    сознательное выделение и владение внешними и внутренними средствами деятельности (знание средств деятельности; практическое владение средствами деятельности; переживания, связанные с применением средств деятельности);

    Осознанная ориентировка в межчеловеческих производственных отношениях (понимание – знание вариантов взаимоотношений; переживание взаимоотношений).

Разнообразие характеристик трудовой деятельности определяют возможности многофакторной систематизации (классификации) ее видов по различным классификационным признакам. В качестве примера можно привести один из фрагментов такой классификации.

    По характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач выделяют физический и умственный труд.

    По характеристикам цели труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса умственный труд подразделяется на:

    оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный - преподавание, лечебная работа и др., нестандартный - научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство);

    динамический и статический;

    однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т. п.);

В зависимости от условий деятельности выделяют труд в комфортных условиях (гигиенические параметры среды в пределах нормативных значений), в необычных условиях при постоянном воздействии неблагоприятных факторов (повышенное давление - водолазные работы, низкие температуры - полярники, информационные перегрузки - диспетчерская работа и т. д.), в экспериментальных условиях (при повышенной ответственности за успех в работе, здоровье людей и сохранность техники, а также при опасности для жизни, вредности для здоровья и т. д.).

По форме организации деятельности выделяют следующие виды труда:

    • регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком), смешанный (пересменка, вахта);

      индивидуальный и коллективный (совместный).

Совместная деятельность - это организованная система трудовой активности совокупности субъектов труда, объединенных единством мотивов и целей деятельности, ее пространственно-временных условий, управлением и согласованием составляющих ее индивидуальных деятельностей. В современном обществе фактически любая трудовая деятельность по содержанию и форме организации объективно становится все более совместной. Индивидуальную деятельность можно только условно рассматривать как изолированную и замкнутую систему, так как реально она всегда включена в структуру совместной деятельности. Психологическая структура совместной деятельности включает такие ее компоненты, как общая цель и конкретные задачи, общий мотив, совместные действия и общий результат.

Основные признаки совместной деятельности и свойства ее субъекта тесно взаимосвязаны. Среди основных характеристик субъекта совместной деятельности необходимо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условий жизнедеятельности коллективного субъекта (группы).

Решение многих прикладных задач по совершенствованию трудо­вой деятельности, а также изучение фундаментальных явлений психи­ческой активности человека связаны с необходимостью рассмотрения особенностей взаимосвязи различных компонентов структуры трудо­вой деятельности (рис. 2).

Субъект труда - это активно действующий, познающий и преобра­зующий, обладающий сознанием и волей индивид или группа людей.

При его анализе необходимо рассматривать два компонента: соци­альный и индивидуально-психологический.

Социальный компонент раскрывается через систему потребностей коллектива, мотивы, цели, ценностные ориентации организации, межличностные отношения и социально-психологический климат.

Индивидуально-психологический компонент проявляется в личных потребностях, профессиональных знаниях, умениях, навыках, психоло­гических, физиологических и личностных качествах трудящихся.

В качестве средств труда может выступать вещь или совокуп­ность вещей, которые используются в качестве проводника воздейст^ вия на предмет труда в целях получения материальных благ.

Средства труда делятся на основные и вспомогательные.

Основные средства труда - это основное оборудование, с помо­щью которого человек выполняет трудовые операции (станки, обору­дование, промышленные роботы и т.д.).

Вспомогательные средства труда делятся по назначению на тех­нологическую и организационную оснастку.

Технологическая оснастка обеспечивает эффективную эксплуата­цию основного производственного оборудования на рабочих местах (средства заточки, ремонта, наладки, контроля и др.).

Организационная оснастка обеспечивает эффективную организа­цию трудачеловека путем создания удобств и безопасности в эксплуа­тации и обслуживании основного производственного оборудования: рабочая мебель, устройства и приспособления для транспортировки и хранения предметов труда, средства сигнализации, связи, освещения, тара, предметы для уборки рабочего места.

Психологические требования к орудиям труда характеризуются по­казателями соответствия техники возможностям человека по воспри­ятию информации, построению информационной модели процесса управления. Информационная модель по содержанию должна адекват­но отображать объекты управления и окружающую среду при опти­мальном количестве информации.

Психологические требования к орудиям труда обеспечиваются раз­решением двух взаимосвязанных задач: сокращение объема информации путем рационального ее кодирования и уменьшение величины перемещения анализаторов при восприятии информации.

К условиям труда относят совокупность элементов производст­венной среды, влияющих на функциональное состояние человека, ра­ботоспособность, здоровье.

Условия труда включают социально-экономический и производст­венный компоненты.

Социально-экономический компонент раскрывает уровень образо­вания,возможность полноценного отдыха, условия быта, влияющие на уровень подготовки работника к труду;

Производственный компонент включает элементы производствен­ной среды, воздействующие на работника в процессе труда, к ним от­носят санитарно-гигиенические условия (природный климат, шум, вибрация, освещение и др.), психофизиологические (затрата нервной и мускульной энергии человека), эстетические (сочетание цветов), соци­ально-психологические условия (климат в коллективе, стиль руково­дства, особенности материального и морального стимулирования).

В процессе труда происходит опредмечивание структурных компо­нентов трудовой деятельности. Человек вырабатывает свой только ему присущий способ деятельности в соответствии со своими личностны­ми и психофизиологическими возможностями и потребностями. По­этому при анализе трудовой деятельности необходимо рассматривать психологические компоненты.

При построении психологической системы трудовой деятельности необходимо опираться на следующие посылки:

Работник функционирует в системе «человек - машина - произ­водственная среда», где является организующим звеном;

Профессиональная деятельность - динамическая, полиструктурная, многоуровневая иерархическая система, в которой необхо­димо исследовать связи личности с предметами, средствами, про­дуктами, другими людьми;

Анализ профессиональной деятельности можно проводить по ли­нии анализа объекта как элемента более широкого целого и по линии анализа отдельных элементов самого объекта;

Исследование профессиональной деятельности должно охваты­вать внешний и внутренний строй деятельности.

Общая схема психологической системы деятельности (Шадриков) включает следующие компоненты (рис. 3).

Рис. 3. Структурная схема психологической системы деятельности

Мотив ы выступают побудительными силами деятельности.

Цепь профессиональной деятельности выступает как образ резуль­тата. Именно она формирует содержание. Основными этапами форми­рования цели выступают:

Выделение поля допустимых результатов;

Уточнение конкретной цели.

Программы деятельности отражают представления о реальном ее содержании и процессе. Формирование представления о программе деятельности представляет собой:

Формирование представления о структуре деятельности;

Формирование представления о способах выполнения деятельности;

Формирование представления о программе деятельности (как по­следовательности адекватных действий и

способов).

Информационная основа деятельности содержит информацию о предметных и субъективных условиях реализации. Уровни формиро­вания информационной основы деятельности включают:

Сенсорно-перцептивный уровень (восприятие информации);

Когнитивный уровень (оценка значимости информации);

Образно-оперативный уровень (переработка информации и по­строение информационных образов).

Процессы принятия решения выявляют проблемную ситуацию, вы­двигают гипотезы, определяют принцип решения, вырабатывают суж­дения о вариантах решения и оценки. Можно выделить два основных типа решений:

Детерминированные - основанные на строгой логике;

Вероятностные - основанные на просчете наиболее благоприят­ной вероятности достижения цели.

Психомоторные процессы и рабочие действия реализуют деятель­ность в форме процедур, моторных актов и участвуют в реализации деятельности.

Профессионально важные качества - психологические особенности субъекта труда, отражающие влияние конкретного трудового процесса на совокупности индивидуально-психологических качеств, функций.

Е.А. Климов, анализируя трудовую деятельность, выделяет сле­дующую ее структуру:

Заданная цель;

Заданный предмет;

Система средств труда;

Система профессионально служебных обязанностей;

Система прав;

Производственная среда, предметные и социальные условия.

Заданная цель представляет собой проекцию конечного результата профессиональной деятельности зафиксированную в культуре посред­ством образцов соответствующей работы, их описаний, формулировки общих и специальных требований к ним.

Необходимо различать цели трудовой деятельности и цели специали­ста, который будет эту деятельность выполнять, занимая данное должно­стное место. При условии, если данное рабочее место является вакант­ным, цели указанной деятельности являются объективными и могут быть строго фиксированы. Однако в тот момент, когда данное место займет конкретный специалист, цели профессиональной деятельности становятся субъективными, усвоенными и принятыми данным специалистом.

Предмет труда - это система взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, функций как материального, так и немате­риального порядка, которую должен изменить, преобразовать человек.

Предмет труда фиксируется при помощи документации, организа­ции рабочего пространства и т.п. На практике не всегда точно можно описать предмет труда. Например, предметом труда может быть си­туация, характеризующаяся определенным уровнем информационной неопределенности.

Водитель автобуса совершает рейс с пассажирами по определенному маршруту. Предметом его трудовой деятельности выступают некоторые последовательности или «цепочки» дорожных ситуаций, харак­теризующиеся высоким уровнем неопределенности. Следовательно, во­дитель, осуществляя рейс, преобразует последовательность дорожных ситуаций, снижает уровень их неопределенности и через реализацию соб­ственных профессиональных целей вносит какую-то долю определенно­сти.

В педагогической деятельности предметом труда учителя выступа­ет учащийся, точнее уровень его развитости и воспитанности. В процессе обучения учитель формирует у ребенка различные знания, уме­ния, навыки.

Следовательно, предметом труда для учителя выступает психика ребенка, его личностные, интеллектуальные и эмоциональные функ­ции и процессы.

Средства профессиональной деятельности - это вещественные средства труда и невещественные вспомогательные (внешние и внут­ренние функциональные) средства трудовой деятельности, при помо­щи которых человек взаимодействует с предметом своего труда в со­ответствии с поставленной целью, изменяет и преобразовывает его.

Средства труда подразделяют на вещественные, внешние функцио­нальные, внутренние функциональные.

Вещественные средства труда - это аппаратурные средства предназначенные для приема, переработки и передачи информации. С помощью вещественных средств осуществляются практические дейст­вия в биологических, технических, неживых природных, знаковых системах, системах художественного отображения реальности.

Внешние функциональные средства труда - это выразительные средства поведения и речи человека как субъекта профессиональной деятельности (специалиста).

Например, в работе руководителя, диктора, артиста данные невеще­ственные средства труда имеют большое значение.

Кроме того, в качестве внешнего функционального средства трудо­вой деятельности может выступить организм человека-профессионала. Так, для спортивного тренера его организм есть особое, функцио­нальное «орудие» труда.

Для руководителя внешним функциональным средством труда мо­жет выступить работающая команда, трудовой коллектив, группа еди­номышленников одновременно как предмет и средство его организа- ционно-управленческой деятельности.

Внутренние функциональные средства труда отражаются в норма­тивной, инструктивно-методической документации, характеризующей ту или иную профессиональную деятельность. В качестве внутреннего функционального средства труда могут выступать профессиональные знания, умения и навыки, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, образ «Я» в профессии, профессиональное самосознание и профессиональная самооценка.

Существует сложная система взаимосвязей и взаимозависимостей между внешними и внутренними функциональными средствами тру­довой деятельности. Проявляется следующая тенденция взаимосвязи между этими двумя факторами: чем менее выражены у человека средства профессиональной деятельности, тем более сложной оказывается система внутренних средств, тем более высокие требования со стороны профессии предъявляются к уровню квалификации, интеллектуального и эмоционального развития работника.

Профессиональные служебные обязанности часто отражены в должностной инструкции и предписывают основные формы активности работника как обязательные, составляющие содержание его профессиональной деятельности.

Система прав отражена в нормативных документах, принятых в сисиеме законодательства, и определяет права работника в отношении здоровых и безопасных условий работы, оплаты труда, возможностей бесплатного повышения квалификации, пользования медицинской помощью, различными формами бытовой помощи, участия в жизне­деятельности работающей команды и трудового коллектива.

Предметные и социальные условия труда составляют среду на чем месте профессионала. К первым относятся витальные (жизненно важные) и санитарно-гигиенические условия трудовой деятельности: температура, влажность и давление воздушной среды, пыль и различные звуковые условия, различные виды лучистой энер­гии. вибрации, ультразвуки, инфекции, вероятность получения физи­ческих и психических травм, динамические нагрузки.

Социальные условия труда - это социальная значимость данной профессии, социально-психологический климат в трудовом коллекти­ве и в организации (фирме, банке, предприятии) в целом, коллективные трудовые и профессиональные традиции, корпоративная культура в данной профессиональной сфере, система деловых взаимодействий и норм деловой активности, принятая в обществе в данный историче­ский и экономический период его развития.

Труд овой пост в организации

Ключевым компонентом основных понятий, характеризующих профес­сиональную трудовую деятельность, по Е. А. Климову, является «тру­довой пост».

Труд овой пост – этоограниченная вследствие разделения труда и зафик­сированная документально область приложения сил человека с целью создания социально ценного продукта (материальных вещей, информа­ции, услуг, функционально, эстетически и социально полезных эффек­тов, упорядоченного протекания социальных процессов).

Условия и типы становления трудового поста.

Первый тип. Некто на окраине деревни у излучины реки поста­вил кузницу или мельницу, на выезде из города открыл магазин сопут­ствующих товаров, в центре рядом с административными учреждениями открыл юридическую консультацию, рядом с детской площадкой - ме­дицинский пункт, летом на городском пляже - секцию обучения пла­ванию, службу спасения или пункт питания. Понятно, что определяю­щим моментом в таких инициативах выступают актуальность и частота возникновения соответствующих потребностей людей, но отнюдь не требования высочайшего профессионализма исполнителя.

Второй тип. Становление трудового поста будет иным там, где определяющим условием выступает потребность в высокой професси­ональной квалификации специалиста. Высококвалифицированные медицинские услуги можно оказывать только в структуре соответству­ющего медицинского учреждения, построить управление тренировоч­ным процессом подготовки спортсменов высокого класса - только в стенах соответствующих спортивных сооружений, находящихся в ве­дении конкретного спортивного общества, и т. д.

Третий тип условий появления трудового поста - разделение ранее единого. Например, после реорганизации структуры управле­ния фирмой появились новые должностные позиции (менеджер по работе с регионами, оперативный дежурный, ответственный сотруд­ник по работе со средствами массовой информации, руководитель проекта и т. п.).

Четвертый тип - объединение ранее разных постов (подчи­нение одному руководителю смежных подразделений, производств и т. д.).

Пятый тип трудового поста определяется изменениями техноло­гии производства товаров или услуг.

Шестой тип - создание поста «под персону» (университет при­гласил именитого ученого и открыл новую кафедру).

Понятно, что таких механизмов много, что они исторически измен­чивы и входят в область административного творчества. Но большую их часть «творит» сама жизнь - развитие техники и технологии, раз­витие потребностей людей.

Труд овой пост понимается как одна из форм существования профес­сии, как одна из ее подсистем. В свою очередь, он выступает как мета­система по отношению к своей подсистеме - рабочему месту. Каждая из трех систем является самодостаточной и может как входить в другие системы, так и включать их в себя, а также выступать основой для за­рождения новых систем (рис.). Характеристики профессии, трудо­вого поста, рабочего места как системы определяются их структурой, функциональной динамичностью, нормативными документами, ситу­ативными потребностями организации или трудового коллектива, инди­видуальными особенностями субъектов и других участников совмест­ной деятельности.

В совокупности своих различных признаков трудовой пост высту­пает многомерным и обладающим разными признаками системным образованием, основными составляющими которого являются:

1) социально заданные цели и представления о результате труда;

2) заданный предмет (исходные материалы, объекты, процессы - предметные, информационные, социальные, биологические);

3) система средств труда;

4) система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций);

5) система прав работника;

6) производственная среда (предметные и социальные условия тру­да).

Признавая полноту атрибутов трудового поста, по Е. А. Климову, «достаточной и необходимой», нам видится предпочтительным раз­деление первого из них на две составляющие. Если социально заданные цели отражают объективные, внешние, исторически и технологически определенные образцы, критерии, параметры труда, то всегда выступают как субъективные реально­сти. Они принадлежат конкретному субъекту и определяются его профессиональной подготовленностью, компетентностью, нравст­венными, волевыми и другими качествами. До настоящего времени включительно представления о результатах труда конкретного про­изводителя требуют довольно громоздкой и разветвленной системы внешнего контроля со стороны непосредственного руководителя дан­ного участка (мастера, заведующего подразделением), цеховой служ­бы контроля за качеством, начальника производства предприятия.

Более верным видится выделение семи атрибутов трудово­го поста (специализации), а именно:

1) социально заданные цели;

2) представления о результате труда производителей товаров ил услуг;

3) заданный предмет (исходные материалы, объекты, процессы);

4) средства труда;

5) служебные обязанности (заданные трудовые функции);

6) права работника ;

7) производственная среда (предметные и социальные условия труда).

Социально заданные цели и представления о результатах труда фиксируются посредством образцов соответствующей работы, их документаль­ного описания, изображения, формулирования общего требования к ним. Но если цели труда фиксируются как социально оформленные потребно­сти людей, то представления о результатах труда как производителя, так и потребителя де-факто являются областью компромисса, интегральной или - чаще - усредненной характеристикой уровня технологии, контро­ля за качеством продукции, соотношения на рынке спроса и предложения, требовательности потребителя и др. В том случае, когда цели труда заданы извне и исторически инвариантны, представления о результатах - вари­абельны, ситуативно изменчивы. Если же цели труда могут определяться лишь немногими, наиболее талантливыми профессионалами, способными предвосхищать зарождение новых социальных потребностей людей (яр­кий пример - история появления джинсов), то представления о резуль­татах труда каждого производителя, находящегося в конкретной про­изводственной среде, корпоративной культуре, всегда вариабельны и чаще - в сторону нарушения, размывания их четких параметров.

Как цели, так и результаты далеко не всегда могут строго докумен­тально фиксироваться, отражаться в государственных стандартах. Ре­зультатом деятельности руководителя является эффективное функци­онирование трудового коллектива; дирижера оркестра или вокального коллектива - художественное исполнение музыкальных произведе­ний; нилота и штурмана самолета - оптимальный и безопасный полет. Понятно, что такие характеристики, как «эффективное», «художест­венное», «оптимальное», раскрываются лишь в совокупности конкрет­ных, не всегда объективно измеряемых признаков.

Субъективные оценки экспертов также далеко не всегда могут слу­жить надежными критериями целей и результатов труда. Последнее особенно показательно в тех видах деятельности, где продукт и резуль­тат являются не заданными, а искомыми, например в научной деятель­ности, в искусстве, а также там, где важен не только ближайший, но и отдаленный эффект (наука, воспитание, образование, здравоохранение,

искусство, государственная служба и др.). Во многих случаях попытка жесткого «объективного» фиксирования результатов деятельности при­водит лишь к формализму, в конечном итоге разрушающему содержа­ние труда. В частности, содержание труда управленца (руководителя подразделения, менеджера, командира, государственного служащего) едва ли можно адекватно отразить названием занимаемой должности, рабочего помещения, базовой технологии, содержанием итоговых от­четов, декларированных целей. Последовательная реализация четких пелей по развитию и изменению социальной среды, сформулирован­ных политическими «пророками», нередко несет людям горе и страда­ние. Как ни парадоксально, но цели и результаты труда в ряде случаев, например в работе государственного служащего, наилучшим образом могут выражаться несодержательными, объективно извне за­фиксированными процессуальными характеристиками: согласование интересов юридических и физических лиц, разрешение конфликта или противоречия хозяйствующих субъектов, оптимизация отношений сто­рон, решение первоочередных задач региона и т. п.

Предмет труда и исходные материалы. Предмет труда есть систе­ма свойств и взаимоотношений объектов, явлений, процессов, которы­ми человек должен практически или мысленно оперировать на опреде­ленном трудовом посту.

Предмет труда и исходные материалы наиболее четко фиксируются документами и традициями в массовых профессиях, в профессиях, свя­занных с материальным производством. В ряде случаев предметом труда могут выступать ситуации неопределенности - например, дорожные си­туации для водителя автомобиля. Предметом труда может быть состоя­ние функциональной системы. Например, для воспитателя таковой явля­ется не поддающееся однозначной формулировке исходное «состояние воспитанности» ребенка; для тренера - состояние организма, трениро­ванности и специальной подготовленности спортсмена; для руководите­ля - состояние социально-психологического и профессионального раз­вития трудового коллектива; для врача - состояние здоровья человека.

В научной и художественной деятельности предметом труда может быть некоторый«исходный хаос» (Е. А. Климов) информации, эмоци­ональных впечатлений, который в итоге работы ученого, художника или писателя должен обрести определенную информационную, смыс­ловую, этическую или эстетическую структуру.

Итак, признаем, что предметом труда нередко может выступать неко­торая неочевидно очерченная предметная область, набор взаимосвязан­ных признаков и свойств объектов, процессов, явлений, которые далеко не всегда можно четко выделить, описать, количественно оценить.

Средства труда также нередко сложно однозначно определить, описать и инвентаризировать. Средством труда может выступать объективная реальность, позволяющая человеку взаимодействовать с предметом труда в соответствии с его целью .

В качестве средств труда педагога, руководителя, госслужащего, вооб­ще всех представителей профессий типа «человек - человек», «чело­век - социальная группа» выступают не только технические средства, образцы технологии, эталоны, методические руководства, но и организм в целом и отдельные органы субъекта труда. Например, голос (его инто­нации, тон, громкость), субъективно воспринимаемый как требователь­ный, строгий, доброжелательный и т. п., что значительно расширяет диа­пазон вербальных управленческих воздействий или непосредственных демонстраций приемов работы. Для учителя, преподавателя, тренера, дирижера, режиссера, руководителя подразделения или организации в качестве эффективного средства управленческого труда могут высту­пать мимика, поза, жесты и другие невербальные средства.

В большей или меньшей степени это присуще и представителям других типов профессий. Тон и мимика при беседе врача с пациентом способ­ствуют выздоровлению или, напротив, усугублению заболевания. Невер­бальное поведение инженера, обслуживающего компьютеры в организа­ции, может способствовать или препятствовать активности использования сотрудниками возможностей техники и программного обеспечения.

Средства труда Е. А. Климов разделяет на внешние (по отношению к сознанию субъекта) и внутренние (особенности психической деятель­ности). Их общая классификация представлена ниже.

В большом энциклопедическом словаре труд определяется как целесообразная, материальная, общественная, орудийная деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.

Трудовая деятельность - это деятельность, направленная на развитие у детей общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно. Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия.

Трудовая деятельность детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость трудовой деятельности для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Трудовая деятельность дошкольников носит воспитывающий характер - так на него смотрят взрослые. Трудовая деятельность удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми - так воспринимает эту деятельность сам ребенок.

В процессе трудовой деятельности дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки, а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным.

Трудовая деятельность ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия "страдает" лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.

Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

В трудовой деятельности дошкольники овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладеть новыми умениями и навыками.

В процессе трудовой деятельности дошкольники практически познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их обитания. У них развиваются любознательность, познавательные интересы. Трудовая деятельность становится важным средством умственного развития детей.

В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид. Они радуются, замечая при поливке растения новый бутон, осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто выстиранные кукольные вещи.

Трудовая деятельность закаливает детей физически, так как многие ее виды они выполняют на воздухе. Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.

Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.

Трудовая деятельность (т-д)- широкое понятие, обобщающее разные виды труда, состоящие из разных трудовых процессов. Трудовой процесс - своеобразная единица т-д, в структуре которого отчетливо представлены все компоненты т- д-и: цель труда, материал и трудовое оборудование; набор трудовых действий человека по преобразованию материалов с помощью инструментов; достигнутый результат труда, удовлетворяющий потребности человека как реализация цели; мотивы труда. Овладеть т- деятельностью - это прежде всего овладеть трудовым процессом, его компонентами в единстве, связях. Постановка цели. Предпосылкой для возникновения этого элемента являются целенаправленные действия, появляющиеся в предметной деятельности ребенка еще в раннем возрасте, В мл. дош. возрасте ребенок начинает связывать свои действия с результатом, что способствует появлению целенаправленных результативных действий. Но целевая установка в труде на первых порах неустойчива. Развитие ее идет от принятия цели труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели; от близких целей (например, полить растения) -к отдаленным во времени (например, вырастить цветы" и т. п.), Условиями возникновения и развития цели в труде являются ее доступность пониманию ребенка (зачем это надо сделать, какой получить результат), наглядная представленность предполагаемого результата в виде рисунка, конструкции, близость результате во времени, посильность его достижения. При более далекой цели необходимо выделение промежуточных: посадить семена, поливать, чтобы появились всходы, затем бутоны, и т. п.

Способность принимать, а затем и самостоятельно ставить цель труда лучше развивается в том случае, если ребенок получает значимый для него или для близких результат, который можно использовать в игре или для удовлетворения других потребностей, Результат - главный компонент т-д . Общественная направленность результата труда, которая осознается уже к ср. дош. возрасту, позволяет формировать понимание необходимости труда для других, воспитывает уважение к результату труда и трудящемуся человеку. Вычленение результата труда происходит у детей в 3 года при условии обучающего воздействия взрослого. Овладение трудовыми умениями и навыками - один из весьма значимых компонентов трудового процесса и факторов становления трудовой деятельности дошкольника. Как бы ни был заинтересован ребенок целью труда, как бы ни привлекал его результат труда, но если он не владеет трудовыми действиями, то никогда не достигнет результата. Овладение же трудовыми умениями и навыками делает процесс труда доступным, посильным и радостным. При этом уровень овладения детьми трудовыми умениями и навыками влияет на формирование такого личностного качества, как самостоятельность, и в стремлении помочь младшим, сверстникам. Любой трудовой процесс включает ряд последовательных трудовых действий, использование разнообразных материалов, инструментов в определенной последовательности. Последовательное его осуществление требует умения планировать т-деятельность. Умения планировать трудовой процесс (определить цель, в соответствии с ней подобрать материал, подобрать и организовать оборудование, определить порядок трудовых действий и т. д.) зависит от того, насколько отчетливы и дифференцированны у детей знания о структуре конкретного трудового процесса и организации его взрослым. В начале планирование т-д осуществляется полностью воспитателем: он объясняет цель, отбирает инструменты, располагает, показывает или напоминает последовательность т-действий. По мере овладения т- д и процессом труда в целом дети сами переходят к элементарному планированию. Оно проходит ряд этапов. Сначала дети, выяснив цель труда, сразу стремятся ее выполнить, нечего не планируя, поэтому деятельность их хаотична. Задача воспитателя - организовать планирование деятельности в соответствии с целью труда, а если труд коллективный, договориться о взаимодействии. Затем формируется умение самостоятельно планировать и организовывать труд: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Наиболее сложным является планирование детьми (6-7 лет) коллективной работы: распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе.



Участие в труде, достижение результата и его использование изменяют отношение детей к труду, мотивы труда, то, ради чего ребенок трудится. Результативность труда уже у детей дош. возраста зависит от того, какие мотивы, сформулированные взрослыми, направляют их деятельность. Общественные мотивы труда как наиболее ценные возникают уже в дош. возрасте. Для мл. дош. характерным является интерес к внешней стороне деятельности: к трудовым действиям, к орудиям труда, затем к результату. Дети уже мл. и сред. дош. возраста, начиная руководствоваться общественными мотивами, пытаются выразить их в речи, объясняя свои трудовые побуждения желанном сделать нужное для других: «помыть чашки, чтоб было детям приятно пить из чистых чашек и не заболеть». Но для детей этого возраста сильным побудителем к труду является и отношение взрослого к тем или иным поступкам. Старшие все чаще объясняют свои побуждения трудиться желанием сделать что-то нужное для других. Таким образом, овладение т. процессами, их компонентами в единстве есть начало становления трудовой деятельности детей. Т. процессы постепенно складываются в виды труда.

В отличие от работы взрослых трудовая деятельность дошкольника не создает объективно значимого продукта, но имеет большое значение для его психического развития. Это обусловлено прежде всего тем, что подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности начинается задолго до ее участия в общественно полезном труде. Необходимые для этой деятельности психические качества личности формируются под влиянием условий жизни и воспитания.

Трудовая деятельность направлена на создание общественно полезных продуктов - необходимых человечеству материальных и духовных ценностей.

Формы трудовой деятельности дошкольника разнообразные: самообслуживание, выполнение обязанностей дежурного, поручений взрослых, уход за комнатными растениями и животными, работа на участке детского сада, изготовление изделий из бумаги, картона, дерева, ткани и др.

В дошкольном возрасте трудовая деятельность только начинает формироваться, поэтому особенно важную роль в ее организации и направленности играют взрослые. Они должны заинтересовать ребенка этой деятельности, объяснить ее значимость, направить и скорректировать действия, оптимистично оценить результаты. Для воспитателя важно организовать совместную работу группы, найти место в ней для реализации усилий каждого ребенка, помочь освоить рациональные приемы взаимодействия, сформировать в себе способность работать на общую пользу, умение до конца и как можно лучше выполнять порученное дело.

По недостаточного внимания взрослого в процессе трудовой деятельности дошкольника может измениться мотивация, и он будет работать не в интересах коллектива, а ради удовольствия от процесса труда, его результатов, например от сделанной для себя игрушки. Это означает, что процесс труда сам по себе еще не обеспечивает сохранения общественного мотива, его необходимо подкреплять оценкой достижений ребенка, сосредоточением ее внимания важность общего дела и тому подобное. Без этого трудовая деятельность дошкольника, особенно на начальных этапах ее формирования, ничем не будет отличаться от обычной для него результативной деятельности.

В течение дошкольного детства начальные формы трудовой деятельности формируют предпосылки для развития различных видов детской деятельности (прежде всего, производительную и игровую), произвольности его поведения, целенаправленности действий, введение элементов планирования, овладения трудовыми умениями и навыками. Благодаря этому происходит становление собственно трудовой деятельности, внедрение в ней общественных мотивов.

Формирование психологических предпосылок трудовой деятельности дошкольника

В дошкольном возрасте необходимо сформировать психологические предпосылки будущей трудовой деятельности. Такими предпосылками являются:

а) умение действовать целесообразно, в соответствии с обстоятельствами и требованиями других людей;

б) развитие произвольных движений руки, согласованных с некоторыми физическими и функциональными особенностями предметов, используемых;

в) способность ранее представлять результаты своих действий, планировать последовательность их выполнения;

г) различные двигательные навыки.

Уже на первом году жизни происходит интенсивное формирование произвольных движений руки, закладываются основы согласованной работы руки и глаза, появляются результативные действия. Овладение ребенком речью создает предпосылки для словесного регулирования ее действий, выработки у нее способности подчинять свое поведение требованиям тех, кто его окружает.

К началу дошкольного возраста дети овладевают относительно развитыми действиями, которые имеют результативный характер. Затем наступает переход от результативных к продуктивным действиям. Малыш уже пытается не только использовать готовый предмет, но и превратить его, у него развивается способность представлять результаты своих действий, планировать их последовательность, стремление достичь конкретного результата.

Трудовая деятельность предполагает наличие определенных практических умений (например, умение пользоваться простейшими орудиями), ознакомление со свойствами материалов. Она требует развития интеллектуальных качеств (способность планировать свои действия и предвидеть их результаты), определенного уровня развития свободы (устойчивое стремление достичь цели, получить задуманный продукт, умение подчинять поведение поставленным целям).

В продуктивных видах деятельности (изобразительная, конструктивная) происходят общее развитие произвольных действий, формирования разнообразных двигательных навыков. Самообслуживания, изобразительная деятельность, изготовление изделий из разнообразного материала требуют определенных умений, связанных с целесообразным использованием предметов домашнего обихода и простейших инструментов. Благодаря этому, по П. Гальпериным, происходит формирование "орудийную операций" - специфически человеческих навыков, которые заключаются в умении подчинять движения руки логике движения "орудие". Овладения ими имеет чрезвычайно важное значение для подготовки ребенка к будущей трудовой деятельности.

Особая роль в становлении трудовой деятельности принадлежит игре, в которой формируются и проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности. Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая ее к игре, взрослые ориентируют его на общественно полезный труд, способствуют выработке позитивного отношения к ней. В игре ребенок отражает трудовую жизнь взрослых, учится строить отношения, усваивает некоторые трудовые операции. Учитывая специфические признаки труда дошкольников ее. Булонский замечал, что в этом возрасте трудно разграничить ее и игру, ребенок не видит между ними большой разницы, потому что высшая форма труда (творческая работа), как и игра, включает в себя и элемент наслаждения процессом деятельности "Поэтому, играя, ребенок готовится к творческого труда.

Наблюдение за сюжетно-ролевыми играми на бытовые, производственные темы дает основания для выводов об отношении детей к труду, о том, что они считают в ней основным, какие отношения отражают. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника помогает формировать положительное отношение к труду, ее общественную мотивацию, нравственные отношения. В играх ребенок усваивает особенности отношений, мотивы трудовой деятельности, качества людей, если все это естественным элементом игры, а не навязывается со стороны.

Например, положительное отношение к труду по самообслуживанию, по наблюдению Я. Невзеровича, преодолевает следующие этапы:

1) понимание ребенком значения предложенной ей работы для коллектива, при одновременной неспособности начать и довести до конца дело. ей нужен систематический контроль воспитателя и детского коллектива. Под влиянием напоминаний, похвалы, осуждения ребенок начинает усваивать надлежащую систему поведения;

2) осуществление самообслуживания без внешнего контроля. Это происходит только во время дежурств и в пределах непосредственных обязанностей ребенка;

3) самоинициативне выполнения работы, которую раньше ребенок выполнял только во время дежурств, старания помочь другим. На этом этапе возникает внутренняя потребность в деятельности;

4) организация деятельности на основе осознания своих обязанностей дежурного, без внешнего контроля. Ребенку уже не нужно непрерывно напоминать о ее обязанности, подкреплять ее старания похвалой или осуждением;

б) перенос ребенком опыта отношение к людям и обязанностей в другие условия, другие сферы деятельности (занятия, игры). В новых условиях она также доводит дело до конца, помогает другим, болеет за качественное выполнение общего дела. Итак, сформированный в одном виде деятельности опыт становится основой поведения ребенка в другом виде деятельности.

Не каждый ребенок в развитии самообслуговувальнои труда обязательно и с одинаковой скоростью преодолевает все этапы. В этой сфере наблюдаются существенные индивидуальные различия, которые зависят от сложившегося у ребенка отношение к трудовым обязанностям.