Инкрустация соломкой. Творческий процесс и подготовка к нему


Аппликация из соломки и применение соломки в украшении плетеных изделий использовались на Вятке еще в конце XIX века. На Казанской выставке 1890 года мастер Иван Васильевич Садаков представляет игрушечные тележку, стол, диван, два стула, окрашенные черной краской и оклеенные соломкой или, как принято говорить сегодня, инкрустированные соломкой. Впрочем, прежнее название художественного приема «аппликация из соломки» является более точным, поскольку соломка именно наклеивается на поверхность изделия, а не врезается в нее. Однако эффект рисунков, составленных из кусочков соломки, нарезанных ромбами, квадратами, треугольниками, полосками, кругами, переливающихся как перламутр, таков, что кажется именно инкрустацией. Отсюда и возникло ныне употребимое название.

Простенький поначалу соломенный рисунок на детской мебели, распространяясь среди вятских игрушечников, постепенно усложняется. Быстрота работы, несложность приемов, отсутствие сложных инструментов стали причинной быстрого развития ремесла. Со временем появились в этом промысле свои мастера.

В 1952 году в артель был приглашен для обучения инкрустации Александр Иванович Васнецов, известный мастер, делавший образцы шкатулок с перламутром. Для обучения были отобраны 5 лучших учеников из мастеров-резчиков геометрической резьбы.



В 1961 году на выставке в Ленинграде в Музее этнографии изделия орловских мастеров, инкрустированные цветной соломкой, были признаны лучшими из подобных на выставке. В 1962 году партия таких шкатулок отправилась для продажи в Англию и Францию.

Другой мастер Георгий Алексеевич Кырчанов не только обновил халтуринскую шкатулку, но и создал новый стиль и технологию инкрустации соломкой. Цветная соломка была заменена на натуральную, не окрашенную. Орнаменты из такой естественной по цвету соломки создают более сильный эффект, напоминая перламутровое свечение. Ещё одним новшеством Георгия Кырчанова стало расширение форм резанной соломки. Круги, полукружия, овалы, скобки дают возможность создавать орнамент любой сложности, включая растительный. Мастер изменил и технологию крепления соломенных узоров на дерево - отказал от клея и применил нитролак.



В результате Кырчанов стал основоположником того ремесла, которое сейчас называется вятской инкрустацией соломкой. К нему в Орлов приезжали учиться новой технологии мастера из города Кирова со старейшей и самой крупной фабрики художественных изделий «Идеал». Здесь тоже был организован цех инкрустации соломкой, где мастера, освоив новую технологию, стали создавать свой собственный «идеаловский» стиль инкрустации. Во многом они опирались на традиции, уже укоренившиеся на предприятии - орнаменты вятской геометрической резьбы. Поэтому и соломенные узоры на предприятии «Идеал» составлялись только из геометрических элементов.





































  • Инструменты
  • Материал

  • Грунтовка деревянных поверхностей
  • Последовательность инкрустации крышки коробки
  • Страница 3 из 5

    Материал для инкрустации соломкой

    Для инкрустации используют солому из средней и верхней частей ствола. Удалив острым ножом узлы, солому замачивают в теплой воде примерно в течение часа. Затем каждую соломину расщепляют остроконечными ножницами, разворачивают и гладят утюгом до тех пор, пока она не свернется в крупное кольцо. Все соломенные кольца свертывают в один рулон и в таком виде хранят где-нибудь в сухом месте. Перед работой солому увлажняют лишь слегка, чтобы она стала достаточно пластичной. Затем, положив на деревянную дощечку лицевой стороной вниз, осторожно срезают ножом-косяком внутренний рыхлый слой (рис. 40а). Этот процесс называют строганием соломки. Во время строгания лезвие ножа-косяка располагают под минимальным углом к поверхности дощечки, к которой прижата соломенная полоска. При удачно выбранном наклоне ножа выходит непрерывная, закручивающаяся в рулончик стружка, а сама соломка распрямляется. Если отдельные участки рыхлого слоя не удалось снять при строгании, то их соскабливают кончиком ножа-косяка (рис. 40б). Очищенные полоски соломы полупрозрачны. Если прижать одну такую полоску, скажем, к газете, то через нее будут довольно отчетливо видны буквы.

    С помощью резачков из заготовленного материала нарезают калиброванные, то есть имеющие определенную ширину, полоски (рис. 40в).

    Одинаковые элементы будущих узоров (ромбики, треугольники, квадраты, трапеции и параллелограммы) отсекают от калиброванных полосок ножом-косяком на деревянной подрезной дощечке или же непосредственно на инкрустируемой поверхности. Соломенную полоску прижимают к древесной поверхности левой рукой, а в правой держат одновременно нож-косяк и кисть (рис. 40г).

    Но не все виды инкрустации выполняются исключительно из геометрических элементов (рис. 40д). При необходимости мастер может вырезать любые фигуры, имеющие криволинейные контуры. Это расширяет его творческие возможности и позволяет выполнять сложные композиции с изображением различных бытовых сценок и сказочных сюжетов. Сложные криволинейные фигуры вырезают из соломки ножницами (рис. 41в) или ножом-косяком.

    Но поскольку хрупкие соломины довольно легко раскалываются и имеют ограниченную ширину, их наклеивают вплотную одна к одной на писчую бумагу. Чтобы получилось сплошное, без просветов соломенное покрытие, края каждой соломины обрезают ножом-косяком по металлической линейке (рис. 41а). Затем на бумагу наносят клей (например, крахмальный или ПВА) и одну к другой как можно плотнее укладывают соломенные полоски (рис. 41б).

    Каждую полоску тщательно протирают торцевой частью рукоятки ножа-косяка. Проступивший в зазорах клей осторожно удаляют сухой тряпкой. Сверху соломенный набор накрывают чистым листом бумаги и прижимают дощечкой с грузом. Как только клей высохнет, бумагу с наклеенной на нее соломой вынимают из-под пресса. Если соломенные полосы хорошо обрезаны по краям и тщательно состыкованы, то они как бы сливаются в единую соломенную пленку. На ней можно нарисовать, а затем вырезать ножницами или ножом-косяком практически любую фигуру.

    Наклеенная на бумагу солома потребуется для изготовления мелких фигурных деталей с помощью пробойника (рис. 41д). Для этих целей можно использовать обрезки, оставшиеся от вырезания крупных фигур. Благодаря бумажной основе вырубки из соломенной пленки не крошатся и не ссыпаются. Их выбивают из пробойника шомполом не реже чем через пять-шесть ударов. Кстати, оставшуюся после вырубки сеточку тоже можно использовать для отделки деревянных изделий.


    С оломка применяется и для украшения самых разных изделий, не только для аппликации. Аппликация из мелких повторяющихся деталей соломки, использующихся в качестве декоративного материала, называется инкрустацией.

    Заранее подготовленную соломку надо разрезать острым скальпелем на нужные детали. На декорируемой поверхности намечают расположение деталей и приклеивают их, создавая определенный орнамент.

    Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании изобразительных элементов. Основное его назначение – украсить предмет, подчеркнуть форму, красоту используемого материала. Главным мотивом изображений является живая природа: солнце, звезды, деревья, цветы, травы, звери, птицы, человек и т. д. Однако орнамент не передает их в натуральном виде, а стилизует наиболее характерные черты и формы.

    Квадраты, треугольники, ромбы, прямоугольники, линии – главные составляющие элементы узора – в различных комбинациях образуют множество орнаментов.

    Освоение техники орнамента и инкрустации лучше начинать с простых узоров из сочетания различных геометрических фигур (квадратов, ромбов, треугольников, прямоугольников).

    Можно делать инкрустацию на листе картона, оклеенном цветной или бархатной бумагой, на деревянной поверхности (например, украшать шкатулки), на ткани. Особенно красиво выглядит композиция на лакированной деревянной поверхности и на льняной ткани.

    Наносить детали на инкрустируемую поверхность можно с помощью столярного клея. При этом надо аккуратно смазать одну сторону соломинки кисточкой и приклеить ее на фон. Если выступил излишек клея, его следует вытереть салфеткой. После того, как будут нанесены все детали, покройте лаком украшаемую поверхность.

    При инкрустации по лаку покройте с помощью кисточки поверхность изделия лаком и очень быстро нанесите детали. Этот способ требует некоторого навыка: в рабочей руке одновременно надо держать и скальпель, и кисточку, при этом кисточку зажимать между указательным и средним пальцами.

    Любой узор для инкрустации состоит из квадратов, ромбов, треугольников и прямоугольников разного размера. Начинайте выполнять инкрустацию от центра, постепенно передвигаясь в стороны. Наиболее простыми для выполнения являются цепочки.

    Цепочки

    Простая цепочка из ромбов

    Для того, чтобы выполнить простую цепочку, надо заготовить определенное количество маленьких ромбов одинакового размера (их должно быть столько, чтобы хватило на всю длину декорируемой поверхности). Проведите на плоскости две параллельные линии, между которыми будут располагаться ромбы. С помощью циркуля или линейки разделите плоскость пополам и проведите перпендикуляр. Здесь находится середина поверхности. Приклейте на нее один ромб, а затем приклеивайте остальные, двигаясь вправо и влево (рис. 1, а ).

    Следите за тем, чтобы углы квадратных ромбов соприкасались, а также за тем, чтобы верхний и нижний углы не выступали за направляющие линии.

    Простую цепочку можно сделать и из «лежащих» ромбов (с тупым концом вверху) и из «стоящих» ромбов (с острым концом вверху) (рис. 1, б ).

    Интересная цепочка получается из ромбов, которые соприкасаются одной стороной. Такая цепочка напоминает гармошку. Особенно красиво она выглядит, если расположить ромбы так, чтобы происходило чередование направления волокон: в одном ромбе вертикально, в следующем – горизонтально, затем опять вертикально и т. д. (рис. 1, в ).

    Рис. 1. Простая цепочка из ромбов

    Простая цепочка из треугольников

    Этот вид цепочки отличается от предыдущего только тем, что здесь вместо ромбов используются треугольники.

    Треугольники можно расположить двумя способами:

    1. Проведите на украшаемой плоскости две горизонтальные линии. Подготовьте треугольники одинакового размера и приклейте их основаниями к нижней линии. Следите за тем, чтобы вершины треугольников не выступали за верхние линии, а углы основания соприкасались.

    2. Разместите треугольники так, чтобы вершина второго треугольника упиралась в середину стороны первого, а эта сторона была перпендикулярна проведенной линии. Верхние и нижние углы не должны выступать за пределы направляющих линий.

    Зигзаги

    Зигзаг из узких полосок

    Этот вид цепочки делается из узких коротких полосок-параллелограммов. На плоскости проведите две горизонтальные линии и множество вертикальных на одинаковом расстоянии друг от друга, чтобы получились квадраты. Теперь укладывайте полоски по диагонали квадрата. Следите за тем, чтобы концы полосок совпадали (рис. 2).

    Рис. 2. Зигзаг из узких полосок

    Зигзаг из прямоугольников

    Проведите три горизонтальные полоски. Затем подготовьте прямоугольники и приклейте их в шахматном порядке так, чтобы одна широкая сторона каждого прямоугольника соприкасалась со средней линией, а другая – попеременно то с верхней, то с нижней линией (рис. 3).

    Рис. 3. Зигзаг из прямоугольников

    Прямоугольники не должны выходить за пределы линий.

    Зигзаг из квадратов и ромбов

    Такой зигзаг составляется из квадратных ромбов и ромбов, соприкасающихся одной стороной. В результате зигзаг напоминает цепочку кубиков.

    Цепочка будет красивее, если расположить детали так, чтобы направление волокон квадратных ромбов шло по косой линии, а направление волокон соприкасающихся ромбов чередовалось: в одном ромбе – вертикально, в другом – горизонтально.

    Сетки

    Такой тип орнамента является основой для разработки более сложных орнаментальных узоров.

    Полоски шириной 1–3 мм наклеивают на плоскость сначала по горизонтали, а затем по вертикали. В местах пересечения полос лента соломки аккуратно подрезается.

    Цепочки, зигзаги чаще всего применяются для окантовки изделия. С этой же целью используется кайма.

    Кайма

    Каймой украшают боковые стороны крышек, шкатулок, рамок. Строится она из комбинаций отдельных геометрических элементов, образующих основной узор, и должна по своей характеру соответствовать общему художественному замыслу. Кайма может быть как сложной, так и простой – из одинаковых повторяющихся элементов по всему периметру или плоскости изделия.

    Широкая кайма

    Для того, чтобы выполнить этот вид каймы, надо сделать две простые цепочки из квадратных ромбов, чтобы нижний угол верхнего ромба соприкасался с верхним углом нижнего. Затем в каждом промежутке между верхней и нижней цепочкой тоже приклейте квадратные ромбы, но меньшие по размеру. А теперь во внешних уголках между сторонами квадратных ромбов цепочек приклейте маленькие треугольники основаниями вверх. Следите за тем, чтобы стороны треугольников были параллельны сторонам квадратных ромбов, а основания лежали на одной линии с углами ромбов.

    Кайма «Бахрома»

    Приклейте на инкрустируемую поверхность узкую длинную соломинку. Далее выберите, в какую сторону вы направите свою бахрому и туда соответственно приклеивайте остальные детали. Приклейте к соломине по всей ее длине равносторонние треугольники одинакового размера. Следите, чтобы их углы соприкасались. Затем к выступающим вершинам треугольников присоедините квадратные ромбы, ширина стороны которых должна быть в два раза меньше ширины стороны треугольника. И наконец, к выступающим углам квадратных ромбов так же приклейте квадратные ромбы, но ширина их сторон, в свою очередь, должна быть в два раза меньше ширины сторон первого ромба.

    Кайма орнаментальная

    Эта кайма делается очень просто. Приклейте на декорируемую поверхность простую цепочку из квадратных ромбов. Верхние и нижние углы образовали ровные линии. Приклейте на эти линии узкие длинные соломины. Затем над верхней и под нижней соломинами приклейте очень маленькие квадратные ромбики. Расположите их так, чтобы линия, проведенная от верхнего маленького ромба к нижнему, проходила через точку соприкосновения больших ромбов друг с другом.

    Розеты

    Часто в целях украшения какого-либо изделия используются розеты. Это условно изображенный цветок, имеющий несколько лепестков. Розеты можно делать по-разному, они бывают простыми и достаточно сложными. Обычно розетами заполняются квадраты сеток, но они могут иметь и самостоятельное значение. Чаще всего розеты выполняются из ромбов: окружность делится на соответствующее количество частей, каждая из них является ячейкой для ромба. Полоски соломки могут плотно прилегать или, наоборот, образовывать ажурный узор и дополняться различными элементами. Начнем с создания самых простых розет.

    Розета из восьми лепестков

    В центр украшаемой поверхности поставьте циркуль и проведите круг. Затем разделите окружность на 8 частей, в каждой части будет располагаться ромб – лепесток. Далее на линии круга наметьте центр каждой части. Теперь снова поставьте циркуль в центр круга и нарисуйте окружность с меньшим радиусом. Линии, разделяющие большой круг на части, будут пересекаться с линией малого круга. Проведите отрезки, соединяющие центр каждой части (который вы намечали на линии большого круга) и точки пересечения линий частей с линией малого круга. Должны получиться ромбы. Приклейте на каждую часть, т. е. на каждый полученный ромб, пластинку из соломки соответствующей формы.

    Фигурная розета

    Сделайте с помощью циркуля круг, разделите его по диаметру ровно на 6 одинаковых частей. Поместите в каждую часть по одному ромбу одинакового размера. В центре круга также поместите ромб. Затем вырежьте серединку каждого ромба. Между ромбами приклейте по одному маленькому прямоугольнику.

    Поверхность изделия можно инкрустировать и другими способами.

    Набор настила

    В некоторых случаях (особенно в значительных по размерам сюжетных композициях) необходимо заполнить большую плоскость сплошным настилом соломки. В таком случае подготовленную ленту шириной 5–10 мм наклеивают вплотную, без зазоров, и осторожно притирают тупым концом рукоятки ножа. Меняя направление, соломку можно выложить по вертикали, горизонтали, диагонали. При этом надо внимательно следить за плотностью и чистотой соединения в местах срезов.

    Растительные и зооморфные мотивы

    Такие узоры при работе с соломкой имеют геометризированную форму. Цветы, листья и травы можно сделать ажурными, способом настила или в сочетании.

    Орнамент должен соответствовать определенному ритму – то есть рисунок должен закономерно чередоваться, элементы его повторяться или соподчиняться. Узор должен распределяться на декорируемой плоскости гармонично. Ритмическое построение достигается различными приемами:

    ♦ раппортное построение узора – различные виды сеток из квадратов, ромбов, треугольников заполняются элементами узора;

    ♦ симметричное построение – гармоничное расположение однотипных элементов относительно горизонтальной или вертикальной оси или двух пересекающихся прямых, когда узор повторяется относительно оси симметрии в перевернутом на 180° изображении;

    ♦ орнаментальные ленты, которые состоят из одинаковых элементов. Они могут повторяться, чередоваться либо располагаться по принципу нарастающего и убывающего ритма;

    ♦ центричное построение – элементы узора располагаются на одной прямой, но в разных направлениях от центральной точки;

    ♦ ассиметричное, произвольное расположение узора.


    Инкрустация соломкой

    В инкрустации соломка применяется как декоративный материал. Сначала из древесины изготовляют изделие, затем его поверхность грунтуют, окрашивают, после чего украшают соломкой.

    Для инкрустации (аппликации) используют солому ржаную, овсяную, луговых злаков. Заготавливают ее впрок в период молочно-восковой спелости, в июле - августе: нарезают, просушивают 2-3 дня, ножницами удаляют колоски, узлы-коленца и листья, затем сортируют по длине, толщине, цвету и хранят в сухом темном месте.

    Чтобы придать стеблю более равномерный оттенок, удалить пятна, сероватости, соломку предварительно отбеливают. Для этого готовят следующий состав (г): вода - 1 л; 15%-ная перекись водорода - 150; аммиак - 20; каустическая сода - 40. Соломку погружают в теплый (не ниже 30-35°С) раствор и держат в нем под грузом от 10 мин до 1,5 часа, постоянно перемешивая. Затем вынимают и не менее двух раз промывают в холодной воде, добавив в последнюю воду уксус.

    Хорошо отбеливается солома и раствором гидроперита (18 таблеток на 3 л воды). Соломку погружают в раствор и отбеливают на медленном огне в течение 1 часа, постоянно перемешивая.

    Цветную соломку получают путем окрашивания анилиновыми красителями для тканей. В красящий раствор кладут немного соли, чтобы закрепить краску, а также добавляют уксусную эссенцию. Для получения необходимого тона рекомендуются следующие составы (на 5 л воды):

    для светлого тона: 1-3 г красителя; 7 г соли; 2 г уксусной эссенции;
    - для среднего тона: 3-6 г красителя; 12 г соли; 4 г уксусной эссенции;
    - для темного тона: 6-10 г красителя; 15 г соли; 5 г уксусной эссенции;
    - для черного тона: 10-12 г красителя; 25 г соли; б г уксусной эссенции.

    Перед крашением соломку можно подержать в содовом растворе (1 столовая ложка соды на 2 л воды) - тогда оттенок будет более равномерным.

    Соломку загружают в металлическую емкость с горячим красящим раствором, закрывают крышкой и кипятят в течение 20-90 мин, постоянно перемешивая деревянной палочкой. Достают соломку из остуженного раствора, не менее двух раз промывают в холодной воде и кладут на 10-15 мин в уксусный раствор (2 столовые ложки уксусной эссенции на 5 л воды) - это закрепит краску, и она не будет прилипать к пальцам во время работы. Затем соломку ставят на торец, когда стечет вода, раскладывают тонким слоем и сушат при комнатной температуре сутки. Сухую крашеную соломку хранят в пучках в сухом месте.

    Можно сделать соломку коричневой, если подержать ее несколько минут под горячим утюгом или в горячей духовке.

    Кроме соломки для выполнения инкрустации необходимо подготовить клей, нитролак, морилку, нитроэмаль, шлифовальную шкурку, шпаклевку и другие материалы, о которых речь пойдет дальше, а также различные инструменты и приспособления.

    Основной инструмент для выполнения инкрустации - скальпель и нож-резак (косячки), заточенные под углами 30, 45, 60°. Понадобятся также полукруглые стамески, пробойники для изготовления криволинейных элементов, перочинный нож, карандаш, кисти, линейка, угольник, циркуль, рейсмус. Из вспомогательных принадлежностей необходимо иметь клееварку, баночку для лака, ванночку с губкой, пропитанной водой, абразивные бруски для заточки инструментов, пресс (груз) для склеивания.

    Перед началом работы соломку смачивают водой, чтобы она стала более податливой, меньше ломалась. Затем лезвием ножа разрезают стебель вдоль волокон и выпрямляют на деревянном бруске, проводя ножом с внутренней и внешней сторон в направлении от себя под углом примерно 30°.

    Можно разгладить расщепленную соломку на бумаге горячим утюгом несколько раз с обеих сторон, получив таким образом блестящую соломенную ленту. В этом случае рекомендуется соломку перед расщеплением предварительно пропарить в течение 20-30 мин.

    Качественно обработанная соломка после выпрямления совьется в кольцо.

    Подготовленную таким образом соломку сортируют по оттенкам.

    Рисунок для инкрустации обычно выполняют в натуральную величину. Переводят на декорируемую поверхность с помощью копировальной бумаги остро заточенным карандашом. Намечают только основные линии, так как мелкие детали лишь загрязняют основу.

    Инкрустацию соломкой можно выполнять по грунту или по лаку.

    Техника инкрустации по грунту. Состав грунта (г): клей столярный - 400; вода - 500; черный краситель - 8; глицерин - 40; моющее средство "Экстра" - 8. Грунт наносят двумя тонкими слоями с промежуточной и окончательной сушкой в течение 4 - 5 часов и осторожно шлифуют вдоль волокон мелкозернистой шкуркой. Выкладывая орнамент, полоску соломки держат в левой руке, скальпель - в правой (рис. 54, а). Грунт под соломку в месте их соединения надо слегка смочить водой указательным пальцем правой руки. Скальпелем отсекают от полоски необходимый элемент узора и осторожно притирают к плоскости тупым концом рукоятки или лезвием скальпеля под углом 30°.


    Рис. 54. Приемы работы с соломкой при инкрустации (аппликации): а - отсекание элемента узора от ленты соломки; б - прием работы с кисточкой.

    Готовую инкрустированную поверхность покрывают нитролаком не менее двух раз, хорошо просушивая каждый слой.

    Техника инкрустации по лаку. Декорируемую поверхность тщательно грунтуют и шлифуют - она должна быть гладкой, блестящей и сухой. В качестве фонового покрытия рекомендуется применять морилки, гуашь с добавлением клея ПВА, нитроэмаль. Наносят его быстрыми движениями кисти сначала вдоль волокон, затем - поперек. Изделие хорошо просушивают в течение 3 - 4 часов и покрывают нитролаком НЦ-218, НЦ-221, НЦ-222, НЦ-228 (кистью, тампоном или краскораспылителем) не менее двух раз с промежуточной и окончательной просушкой. Элемент узора приклеивают смесью нитролака и растворителя (1:3), нанося ее на инкрустируемый участок маленькой кисточкой с мягким ворсом. При этом в правой, рабочей, руке держат и скальпель и кисточку, зажав ее между указательным и средним пальцами (рис. 54, б).

    Техника набора элементов. Инкрустировать начинают с центра, постепенно передвигаясь вправо, влево, вверх и вниз. Простые узоры составляют из различных сочетаний геометрических элементов: квадратов, ромбов, треугольников, прямоугольников (стежек).

    Набор простых цепочек показан на рис. 55. Выполняется он следующим образом. На подготовленной поверхности проводят девять пар параллельных направляющих линий на расстоянии 10 мм одна от другой. С помощью линейки или циркуля делят поверхность пополам и проводят перпендикуляр. Между первыми двумя линиями располагают цепочку из квадратных ромбов. Для этого от полоски соломки отсекают ромб и наклеивают его так, чтобы верхний и нижний углы совпали с перпендикуляром и лежали не ниже и не выше направляющих линий. Затем одинаковыми квадратными ромбами заполняют полоску вправо и влево от центрального ромба. При этом необходимо следить, чтобы углы ромбов соприкасались.


    Рис. 55. Набор простых цепочек: а - из квадратов, 6 - из ромбов; в - из треугольников; г - из полосок (стежек); д - из параллелепипедов.

    Цепочку "зигзаг" набирают из узких ромбов.

    Набор цепочек из прямоугольников (стежек) и квадратов составляют так. Проводят на поверхности две горизонтальные прямые на расстоянии 21 мм одна от другой. Разделяют отрезок по горизонтали пополам и наклеивают полоску соломки шириной 5 мм так, чтобы отсеченный прямоугольник (стежка) соломки длиной 13-15 мм лег на середину горизонтали. К четырем углам стежки приклеивают четыре квадратика со сторонами 2 мм. Соединяют квадратики стежками шириной 2 мм. Повторяют этот элемент сначала влево по направляющей, затем - вправо.


    Рис. 56. Набор сложных цепочек: а - из больших и малых квадратов; б - из квадратов и полосок (стежек); в - из квадратов и ромбов; г - из ромбов и стежек; д - из ромбов, квадратов и стежек.

    Сложные цепочки (рис. 56) набирают на основе простых, как правило, наращивая отдельные геометрические элементы вверх и вниз от центра.

    Каймой (рис. 57) украшают боковые стороны крышек шкатулок, сундучков, рамки. Она составляется из комбинаций отдельных геометрических элементов, образующих основной узор. Набирают ее из полосок не длиннее 250 мм.


    Рис. 57. Кайма.

    Часто орнамент строится из квадратных, ромбических, треугольных сеток, заполненных розетками. Сетки (рис. 58) вычерчивают с помощью рейсмуса, линейки, угольника и циркуля. Тонкие (1-3 мм) полоски соломки наклеивают на плоскость сначала по горизонтали, затем по вертикали. Стыки аккуратно подрезают, они должны быть чистыми и плотными. Свободное пространство сетки заполняют розетками (рис. 59). Они представляют собой условно изображенный раскрытый цветок из пяти, шести, восьми и более лепестков. Чаще всего розетка набирается из ромбов: окружность делится на соответствующее количество частей, каждая из которых служит ячейкой для ромба. Полоски соломки могут либо плотно прилегать друг к другу, либо образовывать ажур с дополнительными элементами.

    В сюжетных композициях иногда необходимо заполнить большую часть поверхности сплошным настилом соломки. Для этого полоски шириной 5-10 мм наклеивают вплотную друг к другу, без зазоров, меняя направление (по вертикали, горизонтали, диагонали), на увлажненный инкрустируемый участок и осторожно притирают. Соединения в местах срезов должны быть плотными и чистыми.

    Инкрустация соломкой особенно хороша, когда в ней сочетается тонкий ажурный рисунок и сплошной настил. Очень важно также, в каком направлении кладется полоска, так как это создает особую игру света, блеск.

    Освоив технику выполнения элементов набора инкрустации и приобретя практический навык, можно создать интересные, неповторимые композиции с растительными, зооморфными и другими мотивами.

    Аппликация соломкой. Основой для нее могут быть дерево, фанера, древесноволокнистая плита, ткань, картон, плотная бумага. Инструменты, вспомогательные принадлежности те же, что и в инкрустации.


    Рис. 58. Сетки.

    Техника аппликации соломкой заключается в следующем. Основу, например фанеру, хорошо шлифуют шкуркой, намазывают черной или коричневой гуашью, а затем столярным клеем. Когда клей высохнет, через копирку переводят рисунок на подготовленную основу, а также на тонкий лист бумаги. Расщепленную и разглаженную соломку определенного оттенка наклеивают (способом настила) с помощью эмульсии ПВА на соответствующие элементы узора, скопированного на бумагу. Затем последовательно вырезают эти элементы ножницами и наклеивают на рисунок основы. Готовую аппликацию разглаживают вдоль волокон и на 10-15 мин прижимают грузом.

    В аппликации используются самые разнообразные виды орнамента и приемы декорирования, схожие с инкрустацией. В этой технике выполняют декоративные панно, рамки, открытки, закладки, декор для предметов бытового и сувенирно-подарочного назначения.


    Рис. 59. Розетки.

    Эффектно смотрятся в аппликации сочетания плоских, ажурных элементов узора с объемными. Этот прием часто применяют при создании растительных и сюжетных композиций.

    Существует множество вариантов объемных цветов. Начинать рекомендуем с самого простого (рис. 60). На тонкий лист бумаги наклеивают цветную или естественного золотистого цвета ленту соломки. По заранее приготовленному шаблону вырезают маникюрными ножницами лепесток цветка. Середину лепестка надрезают в виде треугольника примерно до центра. Надрезанные половинки склеивают, полученный лепесток приклеивают к основе.


    Рис. 60. Объемные элементы, применяемые в аппликации соломкой.

    Декоративные элементы выполняют в форме кисточек, "солнышек". Для "солнышка" 5-6 хорошо пропаренных влажных соломин длиной 30-50 мм связывают посередине. Иголкой осторожно разделяют каждую соломину на тонкие полоски шириной 1-1,5 мм. Отгибают верх и низ заготовки, соединяют концы, расправляют их равномерно по окружности, концы ровняют ножницами. Готовый элемент проглаживают утюгом или кладут под пресс.

    Для кисточки соломины также перевязывают посередине, затем отгибают у основания, снова перевязывают, расщепляют, расправляют и кладут под пресс.

    Для изготовления различных предметов прикладного назначения с одинаковым успехом используются как сам ствол дерева, так и наросты на нем (кап) и на корнях (капокорень).

    Древесина капа благодаря свилеватому расположению волокон и различных включений темного цвета отличается необыкновенно красивой текстурой. Кроме того, из-за отсутствия прямослойности она обладает высокой прочностью и твердостью, после столярной обработки не трескается, не коробится, не разбухает, не ссыхается, хорошо полируется. Значительная твердость капа позволяет изготовлять из него изделия с тонкими стенками (3-4 мм), легкие и изящные, а также применять в них внутренние шарнирные устройства (так делают секретно раскрывающиеся шкатулки, сигаретницы и т.п.).

    Благодаря богатству узорного рисунка древесины при янтарно-желтом цвете полированной поверхности кап считается одним из лучших материалов для создания изделий утилитарно-декоративного характера: различных шкатулок, ларцов, чаш-конфетниц, блюд для фруктов, пудрениц, портсигаров, мундштуков, трубок, шахматных досок, спичечниц и др.

    Процесс изготовления изделий из капа состоит из ряда последовательных операций: разметки, распиловки, пропарки, сушки, столярной обработки, полировки и в некоторых случаях лакировки. Основной инструмент - набор различных по ширине и конфигурации стамесок и электродрель.

    Кап распиливают на пластинки толщиной, зависящей от размеров предполагаемого изделия. Обычно на свежем срезе капа рисунок бледный. Чтобы выявить текстуру, пластины пропаривают. На дно кастрюли слоем около 20 мм кладут мокрые опилки, на них размещают пластинки капа, покрывают их слоем влажных опилок и ставят кастрюлю в духовку на 2-3 часа. В процессе пропарки естественный краситель, содержащийся в капе, растворяется в воде и после просушки текстура материала окрашивается в красивые цвета - от золотисто-янтарного до темно-шоколадного. Пропаренный кап сушат в течение недели. После этого из заготовок можно вырезать, вытачивать и склеивать различные изделия, о которых говорилось выше. Отделывают их полированием, при необходимости покрывают спиртовым шеллачным лаком.

    Начинающему резчику можно посоветовать сделать из капа предмет несложной формы, например вазочку-тарелку. На заготовку карандашом наносят контуры изделия. Затем ненужные части штрихуют и удаляют стамеской. На грубо обработанную поверхность повторно наносят рисунок изделия и снова обрабатывают ее: в намеченных углублениях просверливают отверстия и дальше работают стамесками. При этом нужно учитывать направление волокон, их переплетение и зигзагообразное расположение, во время строжки следить за тем, чтобы не получилось сколов.

    Обработанная режущим инструментом поверхность получается несколько шероховатой, поэтому ее необходимо отшлифовать. Шлифуют обычно шкурками трех видов: крупной на тканевой основе, мелкой и бархатистой на бумаге.

    После шлифовки изделие можно покрыть тончайшим слоем лака, затем намазать разогретым пчелиным воском и натереть суконной тряпочкой.

    Инкрустация соломкой

    Инкрустация соломкой – это аппликация из мелких повторяющихся деталей, которые используют в качестве декоративного материала. По всей вероятности, мастера-краснодеревщики первыми попробовали выклеить из кусочков соломы простейший узор, они владели техникой мозаичной отделки древесины – маркетри и интарсии. Сущность маркетри состоит в том, что детали в виде элементов, вырезанных из тонкой стружки, наклеивают на поверхность деревянного изделия. Изредка в музеях можно встретить самые ранние образцы изделий, инкрустированных соломкой, которые относятся к XVIII в.

    Современная инкрустация соломкой характерна тем, что отдельные элементы не врезаются в деревянную основу, а только наклеиваются на ее поверхность. Каждый элемент, вырезанный из соломки, поднимается над фоном. Только в некоторых случаях элементы плотно подгоняют друг к другу, обычно же большая часть основы остается открытой и служит фоном. Тогда как в инкрустации (в настоящем понимании этого слова) для каждого соломенного элемента узора нужно было бы вырезать специальное гнездо, в которое его потом вклеивают. Слово «инкрустация» означает вырезывание (от итальянского «инкрустио» – вырезать). Эта техника основана на замечательном свойстве соломки: в зависимости от изменения угла зрения, выклеенный из нее рисунок переливается как перламутровый. Этот эффект объясняется неоднородностью строения ткани соломки. Из-под прозрачной глянцевой пленки на поверхности соломин просвечивают бороздчатые волокна, идущие вдоль ствола. Они отражают световые лучи в зависимости от своего угла наклона по отношению к источнику света. Когда соломина повернута так, что свет скользит вдоль волокон, она кажется темной, словно пригашенной. Когда же свет падает перпендикулярно волокнам, то соломина как бы светится за счет отраженных лучей. Это естественное явление легко смоделировать, располагая пластинки из соломин под разными углами. Для того чтобы отделать инкрустацией небольшое изделие, его нужно оклеить многими десятками или сотнями вырезанных из соломы элементов с различным направлением волокон. И если чуть-чуть повернуть инкрустированный соломкой предмет, то инкрустация замерцает и станет переливаться.

    Основным инструментом, применяемым при инкрустировании соломкой, является нож-косяк. Желательно иметь в своем распоряжении несколько ножей с разными углами наклона лезвия, которые можно изготовить из старых скальпелей или же полотен слесарной ножовки. Для рукоятки лучше взять прочную и однородную древесину лиственных пород: березы, бука, груши, яблони. Для клееной рукоятки ножа нужны две дощечки толщиной около 7 мм, с тщательно отшлифованными широкими гранями – они должны плотно прилегать друг к другу.

    На шлифованной грани одной или двух дощечек вырезать гнездо по форме ножовочного полотна. При сборке полотно вложить в готовое гнездо, смазать грани столярным или эпоксидным клеем, крепко зажать дощечки в тисках. После высыхания клея дощечки образуют монолитный деревянный блок. Его надо обработать для придания будущей ручке удобной и красивой формы. Ручка должна постепенно сужаться в сторону лезвия, а сверху иметь скошенный торец, который необходим для разглаживания приклеиваемых соломин.

    Для нанесения на инкрустируемое изделие различных параллельных линий можно применить рейсмусы заводского или собственного изготовления. Рейсмус – это колодка со сквозными отверстиями, в нее вставлены один или два стержня с вбитыми на концах прочными иголками. Перпендикулярно к стержням должно располагаться отверстие, в него вбивают клин, фиксирующий стержни с иголками в нужном положении.

    Соломку расщепляют на полоски одинаковой ширины при помощи специальных резачков, имеющих вид круглой деревянной палочки с двумя тонкими иголками на конце (остриями наружу). Расстояние между иголками должно быть равным ширине соломенных полосок. Необходимо иметь несколько резачков с разным расстоянием между кончиками иголок. Для расщепления соломины одновременно на 2–3 одинаковые полоски нужно применить резачок с 3–4-мя иголками, вбитыми на равном расстоянии друг от друга.