Целомудрие значение. Целомудрие - что это и зачем оно нужно? Крылатые выражения о целомудрии

Словарные определения

Понятие целомудрия, хотя и всегда связано в религиозной традиции с контролем сексуальности, исторически употребляется в разных значениях: нередко оно подразумевает девственность , иногда - нравственную строгость и самоконтроль в более широком значении:

"Целомудрие: 1. То же, что девственность; 2. перен. Строгая нравственность, чистота (Толковый словарь Ожегова).

Наиболее близко к современной трактовке определяет целомудрие словарь Даля :

«Целомудренный - сохранивший себя в девственной (юность чистая до брака) и в брачной чистоте, непорочный, ведущий жизнь в браке чисто, непорочно».

Понятие в церковной традиции

В христианской религиозной традиции целомудрие понимается в значении воздержания от незаконных сексуальных действий и помыслов, а также вообще как скромность в отношениях в широком смысле: во взглядах, речи, одежде .

Формы целомудрия

Грехи против целомудрия

Грехи против целомудрия рассматриваются в контексте истолкования одной из десяти заповедей Моисея «не прелюбодействуй». Любые сексуальные действия помимо брака считаются отступлением от добродетели целомудрия, которая в церковной традиции соотносится с этой заповедью . В частности, в компендиуме Катехизиса Католической церкви говорится:

«Предание Церкви следует совокупности нравственного учения Ветхого и Нового Завета и считает, что шестая заповедь объемлет все грехи против целомудрия» .

«Грехи, глубоко противоречащие целомудрию, каждый в соответствии с природой своего объекта таковы: супружеская измена, мастурбация, блуд, порнография, проституция, изнасилование, гомосексуальные действия» .

Целомудрие в браке традиционно понимается как супружеская верность, а также воздержание от сексуальных практик, причисляемых в христианстве к «неестественным» или «извращенным», целомудрие не состоящих в браке - в сексуальном воздержании. Соответственно, различаются грехи против целомудрия, не имеющие отношения к браку, и грехи против целомудрия, нарушающие достоинство брака. Например, в Катехизисе Католической церкви говорится:

«Среди грехов, глубоко противоречащих целомудрию, следует назвать мастурбацию, блуд, порнографию и гомосексуальную практику. <…> Прелюбодеяние и развод, полигамия и свободный союз являются серьезными проступками против достоинства брака».

Представление о том, что любой грех, связанный с сексуальностью, является частным случаем нарушения заповеди «не прелюбодействуй», связывается со словами Иисуса из Нагорной проповеди : «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мтф. 5:27).

Ссылки

Целомудрие в энциклопедии «Кругосвет»

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • JavaBeans
  • Коксон

Смотреть что такое "Целомудрие" в других словарях:

    целомудрие - целомудрие … Орфографический словарь-справочник

    целомудрие - безукоризненность, безупречность; здравомыслие, целомудренность, безгреховность, девичество, девичий цвет, неиспорченность, чистота, непорочность, нравственность, невинность, девственность, честь, честность, безгрешность, скромность Словарь… … Словарь синонимов

    Целомудрие - Целомудрие ♦ Clastete Не следует путать целомудрие с воздержанием. Последнее – не более чем фактическое состояние, тогда как первое – скорее добродетель, заключающаяся в победе над вожделением, в особенности над сексуальным вожделением.… … Философский словарь Спонвиля

    ЦЕЛОМУДРИЕ - ЦЕЛОМУДРИЕ, целомудрия, мн. нет, ср. (книжн.). Добродетель, строгость в нравственном отношении. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ЦЕЛОМУДРИЕ - ЦЕЛОМУДРИЕ, я, ср. 1. То же, что девственность (по 1 знач. прил. девственный). 2. перен. Строгая нравственность, чистота. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Целомудрие - строгая нравственность, чистота отношений между девушкой и юношей. При таких отношениях сохраняется девственность девушки, непорочность юноши. Основой высокой нравственной чистоты является стыдливость качество, приобретаемое человеком с… … Сексологическая энциклопедия

    целомудрие - Старославянское – ц(ять)ломоудрие. Древнерусское – ц(ять)ломудрие. Существительное «целомудрие» является заимствованием из церковнославянского языка. Известно в древнерусском языке с XI в. Слово оформилось на базе двух прилагательных – «целый» и… … Этимологический словарь русского языка Семенова

    Целомудрие - положительное духовно нравственное качество личности, выражающееся в невинности, целостной мудрости, в чистоте помыслов и сохранении девственности девушки до выхода замуж. Это одно из высочайших человеческих качеств, ценившееся в русской… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    целомудрие - ЦЕЛОМУДРИЕ, я, ср Перен. Книжн. Свойство человека, обладающего высокими нравственными качествами, нравственной безупречностью (честностью, правдивостью, бескорыстием, непорочностью). Целомудрие нравов современной деревни явно пострадало в годы… … Толковый словарь русских существительных

Многие современные обыватели понятия не имеют что такое целомудрие человека, поэтому сводят его лишь к судьбе прекрасной половины человечества, да и то, ограничивая его временным периодом, до потери девственности,...

Целомурие этимология

«По своему этимологическому составу греческое слово «целомудрие » (моральная добродетель) указывает на здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни.... , цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека» - П.Флоренский.

Целомудрие и благородство - две аксиологические категории, составляющие понятие чести. А наши предки советовали нам беречь честь смолоду...

Целомудрие – это «полная мудрость, сколько умственная, столько же и нравственная» (Федоров Н.Ф.).

«Целомудрие - это то, что оберегает дух человека от погружения его в плоть; это самосохранение человеческого духа, без чего человек становится плотяным, животным, теряет всё человеческое» - св. Ефрем Сирин. Правдивость этого высказывания в современное не требует доказательств, вся современная культура этому подтверждение.

Целомудрие - это состояние и тела человека, характеризующееся целостностью, единством воли и действия, свободой от внутреннего душевного разлада, которая не обусловливается внешними факторами; сохранение душевной и телесной чистоты в общении с другими людьми.

«Лишь сохраните, я молю,
Всю чистоту души прекрасной
И взгляд на жизнь простой и ясный, ...»

Аполлон Григорьев 1850 год
Ю.М.Масютин «Ассоль»

Отождествление целомудрия с девственностью - сужение понятия. Так Амвросий Медиоланский говорит минимум о трёх формах целомудрия : «Существуют три формы добродетели целомудрия : целомудрие девственности, целомудрие супругов и целомудрие вдовства... ».

Таким образом, целомудрие означает не только ту сторону жизни человека, которая относится к телу. Она относится к целостному составу человека , его личности в целом. Отсюда и само слово «целомудрие», т.е. мудрость целого и единого - пребывание в сознании Вселенского мироустройства и его законов .

Потеря целомудрия - это растление

Растление - это деятельность, которая сужает видение реального мироустройства до его незначительной материальной составляющей, которая и провозглашается как самая важная и ценная в жизни живого существа.

«Следует заметить, что душа растлевается не только плотскими грехами, но и:

  • сребролюбием,
  • славолюбием (тщеславием),
  • завистью и ненавистью,
  • гневом,
  • дерзостью и жестокосердием,
  • ложью,
  • лихоимством и богозабвением,
  • и всяким другим злом... » - преподобный Ефрем Сирин.

Таким образом, целомудрие в широком смысле слова состоит в том, чтобы «соблюдать целыми все добродетели, наблюдая за собой во всех действиях, словах, делах, помыслах» - преп. Амвросий Оптинский.

«Целомудрие состоит не только в том, чтобы воздерживаться от прелюбодеяния, но и в том, чтобы быть свободным и от прочих страстей.»
Иоанн Златоуст

Поэтому и говорится, что если по-своему внутреннему состоянию человек исполнен всяких дурных наклонностей, вожделений и живёт этими страстными мыслями, чувствами, то целомудренным его назвать никак нельзя, хотя внешне это пока ещё мало проявляется, но для мудрого и опытного ока это будет сразу же видно.

« ... чистота внешнего человека, т.е. чистота тела, без чистоты внутреннего человека, т.е. духа, не есть чистота... »

В наружности человека, во всех его телодвижениях отражается душа, как в зеркале, и все это служит для нас как бы отголоском или вывеской души, так что из внешних действий нашей телесной природы, по тесной связи души с телом, мы заключаем и о внутренних свойствах нашей духовной природы.

К внешним признакам целомудрия относятся скромность поведения и стыдливость. Скромнoe положение тела, и вообще внешнее поведение - живое отображение благочестивого духа, благонравия и скромности. Целомудренная скромность проявляется не только в словах и поступках, но и в самых телодвижениях, в походке, в умении скромно вести себя в обществе. «Стыдливость есть постоянная спутница целомудрия и нравственной чистоты, которые во взаимном своем соединении охраняют нашу нравственность (особенно в юном возрасте)... Стыд есть превосходный наставник и руководитель в хранении телесной чистоты» - свят. Амвросий Медиоланский. Наглая походка, с разными кривляниями, нескромными позами и телодвижениями, служит выражением легкомыслия и нескромности (свят.Амвросий Медиоланский).

Целомудрие является и в слове – в чистоте нашего языка. Взор и слух целомудренного человека отвращается от всякой нескромности (соблазнительных зрелищ, картин, книг, рассказов, нескромных плясок и веселья и т.п.). Как говорится, что в голове, то и на языке: «Много срамного изрыгает язык (людей) похотливых (и развратных), много сокровенного и соблазнительного извергает он в уши слушающих» - святой Григорий Богослов.

«Как неповрежденный глаз всё видит чисто, действительно так определяя, как что есть... так и чистая душа всё видит неукоризненно и чисто, а душа возмущенная (оскверненная грехами), имея око, покрытое пылью греха, и хорошего не может видеть хорошим» - преподобный Ефрем Сирин -, и (человека) чистого, целомудренного подозревает в лицемерии и скрытых пороках.

Красота человеческого тела не вызывает в целомудренном страстных чувств, но побуждает к прославлению и восхищению Бога. Так, из житий святых известно, что подвижники, прославившиеся целомудрием и святостью, когда встречали прекрасную лицом женщину или юношу, не прельщались телесной красотой, но своими помыслами возносились к Верховной святейшей Красоте, виновнице всякой красоты земной и небесной, т.е. к Богу, прославляя Его за то, что Он из земли делает такую красоту, удивляясь красоте образа Божия, сияющего даже в поврежденном грехом естестве человеческом, они мысленно созерцали неизреченную доброту лица Божия, красоту святых Божиих, святых Ангелов и Божией Матери, и тем более возгревали в себе чистую любовь к единому Богу, «создавшему всякую красоту Себе ради» - святой Иоанн Кронштадский.

Плоды целомудрия

«Чистота, следствие целомудрия , есть признак здравия души , источник духовной радости. Кто желает стяжать , должен иметь попечение о чистоте своей души. Истинная чистота делает то, что душа приобретает дерзновение в час молитвы. Дерзновение есть плод чистоты и трудов над стяжанием её.» - преподобный Исаак Сирин.

У чистоты чисто сердце, гортань сладостна и лицо светло. Чистота – дар Божий, исполненный доброты, назидания и ведения. Чистота радует сердце, приобретшее её, и окрыляет душу к небесному. Чистота порождает духовную радость и умерщвляет печаль, Чистота умерщвляет страсти и производит бесстрастие.

«Приятность чистоты целомудрия нельзя словами объяснить тому, кто не удостоился достичь высоты сей добродетели. Дивное дело Божие! Человек плотяный, находясь во плоти, отвергает плотские страсти и при великом разнообразии жизненных обстоятельств, вражеских нападений и соблазнов пребывает непоколебимым в чистоте силою Божиею. Кто достигнет этого состояния добродетели, по особой благодати, сам изумляясь, с искренним расположением сердца будет взывать: чудна дела Твоя, и душа моя знает зело» - Пс. 138:14.

«Совершенно созревшее целомудрие всегда хранит невозмутимую и непоколебимую чистоту тела и души и есть не что иное, как святость.»

Фундамент целомудрия

«Целомудрие - это состояние того, кто достиг такой духовной цельности, такой внутренней мудрости, которая не дает ему отклониться от Бога, отклониться от чистоты, отклониться от своего человеческого величия, то есть от Образу Божию в себе самом.» - митрополит Сурожский Антоний . В таком состоянии нет необходимости в воздержании, о чём говорит преподобный Иоанн Кассиан: «Иное, – говорит он, – быть воздержанным, а иное чистым и, так сказать, прийти в расположение непорочности и нерастленности, что называется невинностью... ».

«Святость, - пишет епископ Феофан Затворник, - есть исполнение сердца всеми добродетелями, но преимущественно она свидетельствуется чистотою от плотских влечений и сочувствий».

Праведно жить - значит не только не нарушать правды по отношению к другим, но и делать им всякое добро. Жить благочестиво – значит всё творить посвящая Богу и всячески прославляя Его имя. Благочестие всесторонне обнимает отношения нашего ума и сердца к Богу, больше всего - молитву и творение всего во славу Его.

«Целомудрие зиждется на смирении. «Нельзя приобрести этой добродетели, если прежде не будут положены основания смирения». За смиренномудрием следует воздержанность во всём, самоограничение, внутреннее духовное благоустроение и благоукрашение души целомудрием» - преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

Добродетель целомудрия немыслима без милосердия, без любви, оживотворяющей каждую добродетель. По словам того же святителя, без милосердия теряется добродетель целомудрия. Целомудрие и любовь находятся в тесной связи. Чрез посредство искренней любви чистота и целомудрие возводят человека к святости и богообщению - «сочетавают с Богом» - преп. Никита Стифат.

Целомудрие, заключительное слово

Целомудрие в действительности охватывает все стороны человеческой жизни, поэтому неверно сводить смысл этой добродетели лишь к половому воздержанию. Тем не менее половая распущенность, несомненно, является противоположностью целомудренного состояния. Блудная жизнь не остается без последствий, она неизбежно разрушает гармонию и целостность души. Немногие грехи наносят столь же тяжкий урон духовному личности.

Апостол Павел так пояснял свою мысль: «Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела», то есть разрушает самого себя. Поэтому последствия блуда наступают не в будущем только, они настигают человека и в земной его жизни.

Целомудрие - мудрая устремленность к обретению и сохранению целостности, внутреннего единства личности, пребывающей в согласии душевных и телесных сил.

Распутство отделяет телесные проявления пола от жизни души, от любви, верности, ответственности. Тем-то оно и страшно. В жизнь человека вносится губительное расщепление. Притупляется духовное зрение, ожесточается сердце и становится уже неспособным к настоящей, всеобъемлющей, жертвенной любви. Счастье внутренней гармонии, радость целостного единства, переживаемого в семейной жизни, становятся недоступными для блудника. Он сам себя обкрадывает.

Исторически требования целомудрия основаны на религиозных этических представлениях и нравственных заповедях.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Целомудрие. Бессмысленное и беспощадное.

    ✪ Как девушке воспитать в себе смирение и целомудрие? (прот. Владимир Головин, г. Болгар)

    ✪ 35/63 Добротолюбие. Девство и целомудрие.

    Субтитры

Словарные определения

Понятие целомудрия, хотя и всегда связано в религиозной традиции с контролем сексуальности, исторически употребляется в разных значениях: нередко оно подразумевает девственность , иногда - нравственную строгость и самоконтроль в более широком значении:

Целомудрие - добродетель, строгость в нравственном отношении.

Целомудрие: 1. То же, что девственность; 2. перен. Строгая нравственность, чистота.

Наиболее близко к современной трактовке определяет целомудрие словарь Даля :

Целомудренный - сохранивший себя в девственной (юность чистая до брака) и в брачной чистоте, непорочный, ведущий жизнь в браке чисто, непорочно.

Понятие в церковной традиции

Если не придавать этому слову, как это часто делают, только его сексуальное, побочное значение, то его надо понимать как положительную противоположность духа праздности . Праздность, прежде всего, означает рассеяние, разделение, изломанность наших мнений и понятий (духовная прелесть), нашей энергии, невозможность видеть вещи, как они есть, в их целом. Противоположность праздности и есть именно целостность. Если обычно считают целомудрие добродетелью, противоположной сексуальному развращению, то это происходит только благодаря тому, что изломанность нашего существования нигде так себя не выражает, как в сексуальном разврате, в отчуждении жизни тела от жизни духа, от духовного контроля. Христос восстановил в нас целостность, восстановил настоящую иерархию ценностей, приведя нас обратно к Богу . Первый чудесный плод этой целостности или целомудрия - смирение .

Формы целомудрия

Грехи против целомудрия

Грехи против целомудрия рассматриваются в контексте истолкования одной из десяти заповедей Моисея «не прелюбодействуй». Любые сексуальные действия помимо .

Целомудрие в браке традиционно понимается как супружеская верность, а также воздержание от сексуальных практик, причисляемых в христианстве к «неестественным» или «извращенным», целомудрие не состоящих в браке - в сексуальном воздержании. Соответственно, различаются грехи против целомудрия, не имеющие отношения к браку, и грехи против целомудрия, нарушающие достоинство брака. Например, в Катехизисе Католической церкви говорится:

«Среди грехов, глубоко противоречащих целомудрию, следует назвать мастурбацию, блуд, порнографию и гомосексуальную практику. <…> Прелюбодеяние и развод, полигамия и свободный союз являются серьезными проступками против достоинства брака».

Представление о том, что любой грех, связанный с сексуальностью, является частным случаем нарушения заповеди «не прелюбодействуй», связывается со словами Иисуса из Нагорной проповеди : «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мтф. 5:27).

Целомудрие можно было бы занести в Красную книгу добродетели, если бы таковая существовала.

В современном обществе такие понятия, как благородство, невинность, целомудрие воспринимают, скорее, как пережитки прошлого, и только христианство поддерживает ценность чистоты души и целостность разума, которые не запачкались страстями.

Целомудрие в современном обществе

Целомудрие является всеобъемлющим словом, в состав которого входит:

Русский язык, богатый синонимами, называет безукоризненных, безупречных, здравомыслящих людей целомудренными, если им присуща честность, непорочность и скромность. В это понятие входит и девственность, которую сравнивают с девичьим цветом, неиспорченностью.

В толковом словаре под редакцией Ушакова целомудренность приравнивается к добродетели и строгости в отношении нравов, это нравственная чистота.

На заметку! Более точное и приемлемое понятие в современном обществе дается в словаре Даля, где целомудренным назван человек, как мужчина, так и женщина, который сохранил девственность до вступления в брачные отношения и сумел жить чистой, непорочной семейной жизнью.

В здоровом обществе, где ценится понятие чистоты, достоинства и чести, целомудрие является положительной характеристикой человека, умеющего поставить в жизни рамки, самозапрещающие вхождение в нее всего, что может ослабить противостояние злу.

Что такое целомудрие в православии

В массовом сознании целомудренность связывают с отказом от сексуальных отношений вообще, это уход в монашество, или же хранением чистоты как до брака, так и во время него. В дохристианском периоде людей, согрешивших в блуде, привязывали за руки и ноги к земле и забрасывали камнями. Вспомним блудницу, которую привели к Иисусу для суда. Священники требовали казни, и только мудрое и милостивое повеление Христа спасло женщину от смерти.

Современное православие стало лояльно относиться к венчанию живущих в гражданском браке.

Многие родители и их дети заблудились, что означает, приняли блуд, как норму, в этом вопросе. Почему-то некоторые мамы позволяют сыновьям физически развлекаться на стороне, но в невестки они хотят принять только девственницу.

Вне брака целомудрие связано с хранением девства, а в браке – с хранением супружеской верности

Царство Небесное не приложится к тем, кто ограничивает себя только в еде, соблюдая посты, но не ведет целомудренной жизни, в основе которой находится стыд впасть в разврат.

Только укоренившееся понятие целомудренной жизни может защитить и укрепить душу христианина. Для воцерковленного христианина важно понимать, что «хочу» и «можно» не всегда применимы к целомудренным людям. Нельзя желать тела другого человека, перед которым у тебя нет никакой ответственности, отсутствует уважение, двигаясь одними инстинктами, тогда человек сравним со скотиной.

Нельзя только иметь человека, его надо любить! Блуд стирает все грани приличия, в мире признается право на демонстрацию чувств геями и лесбиянками, за этот грех были сожжены Богом города Содом и Гоморра.

Истинную любовь, которая всему верит и все покрывает (Кор.13) заменили похотливыми желаниями, убрав из жизни понятие целомудренности и невинности.

Учение Христово явило миру истинность девства на примере Пречистой Девы Марии, поведении святых. Жизнь по заповедям Божьим и исполнение указаний Христа становится целомудренной, защищенной от греховных мыслей и дел.

Важно! Каждый христианин может покаяться в блуде и прилепиться к девственной жизни истинного христианина.

Святые отцы о целомудрии

Многие люди слово «целомудрие» воспринимают, как понятие невинности. Однако, это слово описывает не просто физиологическое состояние человека, девственного, верного в супружестве, оно намного шире. Понять целомудренность без знания религиозных основ практически невозможно, только Библия дает четкое понимание греха и праведности, которое можно приобрести в послушании.

У католиков это понятие выражается в безбрачии священников - целибате.

Монахиня Нина, в мире известная как Крыгина, определила целомудрие, как целостное отношение к жизни, приправленное мудростью.

По словам Иоанна Лествичника, это слово объединило все добродетели.

В записях Святителя Игнатия Брянчанинова целомудренность является уклонением от всяких греховных помыслов и дел, куда входят сладострастные беседы, произношение скверных выражений.

Целомудрие – это строгая нравственная и телесная чистота, уклонение от блуда, разврата

В понятие добродетели входит хранение своих чувств, куда входит зрение, слух и осязание, в чистоте и скромности.

Чтобы стать целомудренным, человеку необходимо научиться:

  • молчанию и безмолвию;
  • пребыванию в размышлениях о рае и аде;
  • отказу от блудных фантазий;
  • служить бедным и сиротам.

В записках Святого Амвросия Медиоланского приводится три формы этой добродетели - целомудренности: вдовства, мужа и жены, девственности.

Святой Амвросий пишет, что это добродетель не для восхваления, а как дар богатства христианской дисциплины.

Высказывание священника РПЦ, архимандрита Иоанна Крестьянкина, покинувшего этот мир в 2006 году звучит гимном чистоте, он называет эту добродетель красотой души, наполненной правдой, духовным здоровьем, что выражается в благоразумии и мужестве противостоять злу мира.

Ныне правящий русский священнослужитель Павел Гумеров в проповедях призывает прихожан хранить в чистоте не только глаза, но и разум, ибо греховные помыслы и мысли покрывают грязью, как душу, так и сердце.

Помимо служителей о чистоте нравов писали и великие писатели, публицисты и драматурги. Представитель французской философии Альбер Камю, утверждал, что в разнузданности человек теряет смысл бытия, и только целомудрие способно вернуть человечеству смысл жизни.

Прекрасно выражение французского драматурга XVIII века Пьера Огюста Карон де Бомарше о том, Божьи Небеса всегда покровительствуют невинным, чистым душой людям.

Священное Писание призывает к целомудрию и чистоте

Как взрастить целомудрие

По словам Иоанна Кассиана, без жизненной позиции, основанной на смирении, находящемся в сердце, нельзя облачиться в целомудренность. Мы можем заставить себя усилием воли соблюдать посты, голодать, постоянно трудиться и пребывать в молитвах, но никогда нельзя приобрести чистоту, ибо она дается только Творцом по Его великой милости.

Только Спаситель может освободить от страстей, видя постоянное пребывание в подвиге веры и смирения. Для приобретения этой добродетели христиане должны жаждать чистоты, как жадный человек преодолевает все ради богатства, а влюбленный, который готов побороть все препятствия на пути к любимой.

Только ненасытное желание стать непорочными в глазах Творца и Спасителя, готовность пожертвовать пищей, питьем и даже сном, отказаться от коварных обольщающих мыслей, может наполнить христианина целомудрием.

Этот подвиг можно совершить только по благодати милости Всевышнего Бога. Чтобы достичь целомудрия, нужна не строгость по отношению к себе, а любовь к Богу и способность наслаждаться собственной искренней чистотой.

Понятие целомудрия, хотя и всегда связано в религиозной традиции с контролем сексуальности, исторически употребляется в разных значениях: нередко оно подразумевает девственность , иногда - нравственную строгость и самоконтроль в более широком значении:

Целомудрие - добродетель, строгость в нравственном отношении.

Целомудрие: 1. То же, что девственность; 2. перен. Строгая нравственность, чистота.

Наиболее близко к современной трактовке определяет целомудрие словарь Даля :

Целомудренный - сохранивший себя в девственной (юность чистая до брака) и в брачной чистоте, непорочный, ведущий жизнь в браке чисто, непорочно.

Понятие в церковной традиции

Если не придавать этому слову, как это часто делают, только его сексуальное, побочное значение, то его надо понимать как положительную противоположность духа праздности . Праздность, прежде всего, означает рассеяние, разделение, изломанность наших мнений и понятий (духовная прелесть), нашей энергии, невозможность видеть вещи, как они есть, в их целом. Противоположность праздности и есть именно целостность. Если обычно считают целомудрие добродетелью, противоположной сексуальному развращению, то это происходит только благодаря тому, что изломанность нашего существования нигде так себя не выражает, как в сексуальном разврате, в отчуждении жизни тела от жизни духа, от духовного контроля. Христос восстановил в нас целостность, восстановил настоящую иерархию ценностей, приведя нас обратно к Богу . Первый чудесный плод этой целостности или целомудрия - смирение .

Формы целомудрия

Грехи против целомудрия

Грехи против целомудрия рассматриваются в контексте истолкования одной из десяти заповедей Моисея «не прелюбодействуй». Любые сексуальные действия помимо брака считаются отступлением от добродетели целомудрия, которая в церковной традиции соотносится с этой заповедью . В частности, в компендиуме Катехизиса Католической церкви говорится:

«Предание Церкви следует совокупности нравственного учения Ветхого и Нового Завета и считает, что шестая заповедь объемлет все грехи против целомудрия» .

«Грехи, глубоко противоречащие целомудрию, каждый в соответствии с природой своего объекта таковы: супружеская измена, мастурбация, блуд, порнография, проституция, изнасилование, гомосексуальные действия» .

Целомудрие в браке традиционно понимается как супружеская верность, а также воздержание от сексуальных практик, причисляемых в христианстве к «неестественным» или «извращенным», целомудрие не состоящих в браке - в сексуальном воздержании. Соответственно, различаются грехи против целомудрия, не имеющие отношения к браку, и грехи против целомудрия, нарушающие достоинство брака. Например, в Катехизисе Католической церкви говорится.