5 избалованных детей. Избалованный ребенок или как баловать детей правильно. истерик избалованных детей, снятых на камеру

Дети начинают капризничать после 1 - 1,5 лет, ведь до этого возраста они живут инстинктами и не умеют устраивать сцен с целью извлечения выгоды. В этом возрасте стоит прислушиваться к потребностям своего малыша и стараться их выполнять. Хотят они немного: кушать, спать и получить внимание мамы.

С 1,5 - 2 лет малыш начинает манипулировать взрослыми и требовать своего любой ценой. Основные признаки избалованности: эгоизм, непослушание, безответственность, несамостоятельность и плохое поведение в общественных местах.

Причины избалованности ребенка

  • Первый ребенок, когда родители, бабушки, дедушки и другие родственники души в нем не чают и пытаются исполнить любой каприз;
  • Долгожданный и единственный ребенок, которому сложно в чем-то отказать, и хочется дать все самое лучшее;
  • Чувство вины родителей, если у них не хватает времени на ребенка, тогда они задаривают его подарками и ни в чем не ограничивают, чтобы «купить» любовь;
  • Несогласованность взрослых, когда мама говорит ложиться в 22 часа, а папа разрешает играть до полуночи;
  • Психологические проблемы взрослых, которые не умеют отказывать и идти наперекор кому-то;
  • Родители не хотят заниматься воспитанием - легче поддаться капризу ребенка, чем терпеть истерику.

Существуют и другие причины, но практически во всех виноваты взрослые. Чаще всего они и не догадываются, что из-за их поступков и послаблений ребенок может вырасти избалованным. А некоторые целенаправленно воспитывают своего малыша таким, считая, что так у него будет высокая самооценка и он сможет большего добиться в жизни.

Но это ошибочная точка зрения, потому что избалованные дети не готовы к реальной жизни и в будущем их могут поджидать проблемы с общением, достижением целей, самостоятельностью. Так что при первых же признаках избалованности следует принять меры.

Как перевоспитать избалованного ребенка

  1. Введите режим дня.
    Ребенку будет намного проще выполнять повседневные дела, если они будут происходить в определенной последовательности в одни и те же часы. Сделайте наглядную табличку, по которой малыш сможет ориентироваться. Через некоторое время это войдет в привычку и не придется заставлять чистить зубы по утрам и перед сном.
  2. Установите правила поведения.
    Они должны быть просты и понятны, желательно их визуально оформить и повесить на видном месте. Не ставьте сразу строгие границы, пытаясь создать идеального ребенка. Для начала устраните баловство и капризы. Например, добавьте в список пункт «ложиться спать в 22 часа – штраф: день без телевизора».

    Распишите наказания за несоблюдение правил, чтобы малыш четко осознавал правила и последствия за их нарушение. За хорошее поведение установите вознаграждение – похвала, просмотр мультфильма или что-то вкусное.

  3. Придерживайтесь единого мнения.
    Все взрослые должны соблюдать установленные правила. Ребенок не научится им следовать, если бабушка разрешит играть подольше, а папа будет покупать все по первому требованию. Все разговоры и споры по поводу воспитания должны происходить наедине, чтобы ребенок их не видел.
  4. Учите терпению.
    Если ребенок просит о чем-то, не бросайте свои дела, чтобы быстрее исполнить его прихоть. Скажите, что сейчас домоете посуду и выполните его просьбу, а пока что нужно подождать.
  5. Научите слушаться запретов.
    Во время капризов твердым и спокойным голосом говорите «нет» или «нельзя». Не повышайте голоса и не поддавайтесь на уговоры малыша.

    Первое время может быть больно видеть, как ребенок плачет и заливается слезами, упрашивая вас пойти навстречу. Но через некоторое время он поймет, что этот метод не даст результат, и не будет его использовать.

  6. Просите обосновать желание.
    Спросите у малыша, зачем ему нужно то, о чем он просит. Если он приведет веские доводы, и вы поймете, что это не просто каприз, можно пойти ему навстречу.
  7. Приучайте к самостоятельности.
    Поручите ребенку какое-нибудь домашнее дело, которое будет ему по силам. Делая что-то полезное, малыш научится уважать чужой труд и станет более ответственным. Постепенно давайте и другие поручения, соответствующие его возрасту.
  8. Чаще разговаривайте с малышом.
    Объясняйте, почему не можете купить игрушку, расскажите о своем детстве или просто отвечайте на его вопросы. Покажите ребенку, что вы все так же любите его и новые правила введены для его же пользы.

Главное - не увлекитесь в попытке перевоспитать избалованного ребенка. Меняйте условия жизни малыша постепенно и не перегните палку, ограничивая во всем и перестав проявлять свою любовь.

Ведь в первую очередь в его поведении виноваты взрослые, так что попытайтесь смягчить этот период заботой и пониманием. Процесс может занять немало времени, но результат того, определенно, стоит.

Большинство родителей не хотят, чтобы их дети стали избалованными. Это происходит постепенно, например, если вы поддаетесь на капризы ребенка, разрешаете ему не делать работу по дому или покупаете слишком много игрушек и гостинцев. Но есть несколько способов научить ребенка быть благодарным за то, что у него есть, и вести себя хорошо, стараясь заслужить желаемое. Необходимо избавиться от старых привычек, вести себя как взрослый и научить ребенка благодарности и ответственности.

Шаги

Часть 1

Избавление от старых привычек

    Определите, насколько избалован ребенок. Ребенок постоянно устраивает сцены и говорит неприятные вещи, чтобы получить желаемое? Он продолжает донимать вас и просить что-либо даже после вашего отказа? Он ведет себя так, как будто считает, что все должно быть по его, не стараясь при этом делать что-либо, чтобы заслужить желаемое? Ребенок никогда не говорит «пожалуйста» и «спасибо»? Все это симптомы избалованности.

    Задайте себе несколько вопросов и узнайте, как вы сами балуете ребенка. Есть множество факторов, которые следует учесть, к примеру:

    • Вы боитесь сказать «нет» вашему ребенку? Почему?
    • Вы постоянно поддаетесь на его провокации, зная, что это неправильно?
    • Вы придумываете правила и наказания, а затем отказываетесь от своих слов?
    • Вы часто покупаете ребенку подарки без какой-либо очевидной причины?
    • Если вы ответили «да» на какой-либо из этих вопросов, есть вероятность, что вы подпитываете избалованность ребенка. Ваш ребенок понял, что вы не любите отказывать ему, что вы непостоянны в ваших правилах и порядках, и что он не обязан делать что-либо особенное, тем более вести себя хорошо, чтобы получить желаемое.
  1. Перестаньте со всем соглашаться. Просто начните говорить «нет». Это волне нормально, и как только ваш ребенок начнет часто слышать от вас «нет», он привыкнет к новому положению вещей. Можно объяснить ребенку причины вашего отказа, главное - не отказываться от своих слов и не менять точку зрения.

    Вы должны всегда знать, где ваш ребенок и что он делает. Это довольно сложно осуществить, если вы много работаете, но очень важно знать распорядок и правила воспитания ребенка, чтобы не испортить его. Доверяете ли вы няне вашего ребенка в полной мере? Или же няня постоянно разрешает ребенку делать все, что тот хочет?

    Начните торговаться с ребенком. Каждый раз, когда ребенок просит о чем-то, предложите ему сделать что-нибудь другое в первую очередь. Если он хочет пойти поиграть с соседом или поиграть в видеоигры, вместо немедленного разрешения попросите его прибраться в комнате, помочь вам с мытьем посуды или вынести мусор.

    Поставьте на первое место время, проведенное с семьей. Одной из главнейших причин избалованности ребенка является чувство вины родителей за то, что они не проводят достаточно времени с ребенком. Разрываясь между работой, занятиями ребенка (футбол, танцы и прочее) и общественной жизнью, очень сложно найти время на все остальное, к примеру, на семейные обеды.

    Будьте последовательны. Всегда следуйте установленным правилам. Если не делать этого, ребенок поймет, что вас можно игнорировать и с вами можно торговаться.

    Избегайте пустых угроз. Не угрожайте наказанием, которое вы не сможете осуществить. В следующий раз ребенок «не позволит себя обмануть» и начнет думать, что вы все равно не сдержите свое обещание, что бы ни произошло.

    Не поддавайтесь на капризы, жалобы, мольбы и другие показатели плохого поведения. Если вы сказали «нет» или наказали за конкретное поведение, не идите на попятную и не меняйте своего решения. Сохраняйте спокойствие, даже если ребенок устраивает сцены. Если вы не будете потакать ему, ребенок поймет, что его тактика больше не работает.

    Привлеките других авторитетных людей. Убедитесь, что ваш супруг или партнер следуют тем же правилам, и расскажите о вашей манере воспитания дедушкам, бабушкам или няням. Будет лучше, если все эти люди не будут недооценивать ваши усилия, к примеру, поддаваться на истерики ребенка, прощать его за плохое поведение и засыпать ребенка подарками.

Часть 3

Обучение благодарности и ответственности

    Обучите ребенка словам вежливости. Уже в раннем возрасте нужно научить ребенка говорить слова «пожалуйста» и «спасибо». Но даже если таких слов нет в его лексиконе, никогда не поздно начать. Самый простой способ научить ребенка говорить эти слова - это употреблять их в собственной речи.

    Установите домашние правила для всей семьи. Если дети еще слишком малы, вполне естественно убирать за ними вещи. Но как только они подрастут, научите их быть самодостаточными, ссылаясь на тот факт, что каждый член семьи должен сделать свой вклад в домашний уют.

    • Можно начать с уборки игрушек после игры. По мере взросления добавляйте дополнительные обязанности.
  1. Будьте примером для подражания. Если вы сами не будете усердно работать, нечего ожидать от ребенка такого же отношения к работе. Ваш ребенок должен видеть ваши труды и понимать, что даже если вам хочется заняться более приятными делами, вы все равно выполняете свои обязанности по дому.

    Выполняйте обязанности по дому вместе. Такие обязанности как уборка комнаты или мытье посуды после еды могут быть слишком сложными для детей, поэтому делайте это вместе, по крайней мере, поначалу. Это позволит научить ребенка правильно выполнять домашние обязанности. Это также поможет им поверить в свои силы.

    Следуйте режиму выполнения домашних обязанностей. Вы добьетесь больших результатов, если установите режим выполнения работы по дому. У детей будет меньше поводов для жалоб, если они поймут, что должны, к примеру, убирать в комнате каждое воскресенье.

    Научите вашего ребенка быть терпеливым. Дети часто не могут усидеть на месте, но они добьются большего успеха в жизни, если научить их ждать и/или работать ради определенной цели. Объясните ребенку, что он не всегда будет получать желаемое сразу.

С момента рождения дети нуждаются во внимании, заботе. Любящие родители стараются оградить потомство от невзгод, проблем. Мама, папа балуют несмышленыша, показывая любовь. В некоторых семьях не замечают, как небольшие уступки первенцу приводят к недопониманиям. Избалованный ребенок — это результат неправильного воспитания.

Родители строят планы на успешное будущее малыша. Для развития покупаются новинки игрушек. Дошкольник ходит в лучший садик, который могут позволить родители. Для обучения выбирается престижное учебное заведение. Иногда за желанием обеспечить сына или дочку всевозможными новинками, престижными вещами, мамы и папы теряют чувство грани.

Детей необходимо баловать, но необходимо соблюдать чувство меры. Можно купить новую игрушку, о которой мечтает несмышленыш. Внеплановая покупка куклы, машинки покажет вашему непоседе, что вы о нем помните, любите. Покупка игрушки не должна быть следствием криков, шантажа, истерики дошкольника. Умные родители заранее договариваются о совместных методах воспитания своего отпрыска, чтобы решить проблему, как не избаловать ребенка.

Внешнее поведение избалованного ребёнка вызывает стойкое неприятие окружающих. Громкие, истошные крики, слезы, катание по полу, обзывание родителей — вот неполный перечень неприятного поведения избалованных детей. Часто родители сами не могут понять, что их отпрыск избалован, что пора применять меры по исправлению недостатков воспитания.

Признаки избалованности

Небольшие капризы, попытки манипулирования значимыми родными вполне простительны ребенку 3 — 4 лет. В раннем детстве малыш пытается установиться как личность, проверяет границы возможностей, желаний. С помощью слез пробует заставить маму пойти на уступки. Твердая позиция взрослых, своевременное объяснение понятий «нельзя», «нет» помогает малышу контролировать собственное поведение.

Нежелание взрослых разбираться с обоснованностью претензий мальчика или девочки, желаний, потакание любым капризам приводит к избалованности. Капризный человек создает проблемы родственникам, часто становится изгоем в детских учреждениях среди ровесников.

Дети не склонны идти на поводу капризов у одного из сверстников. С капризными, истеричными детьми не хотят дружить. Таких деток не приглашают для участия в совместных играх. Над капризными малышами могут смеяться, обзывать их. Такое отношение к капризулям не будет способствовать социализации дошкольника, развитию у него коммуникативности. Наоборот, он будет отказываться ходить в детсад, устраивать дома истерики.

Психологи отмечают несколько значимых признаков поведения дошкольника, свидетельствующих об избалованности.


Даже наличие одного из перечисленных признаков, уже серьезный повод бить тревогу. Вопрос, как исправить избалованного ребенка, что делать, чтобы он снова стал послушным и воспитанным, волнует многие семьи.

Причины избалованности малышей

Избалованным не рождаются, такими детей делают взрослые со своей методикой воспитания.


Избаловать человека достаточно легко. Перевоспитывать придется очень долго. Папы и мамы, которые излишне балуют своих детей, ограничивают их трудовое участие в делах семьи, прощают грубость, хулиганские поступки, формируют потребительское отношение к жизни, к окружающим людям. Вырастая, они будут испытывать огромные трудности во взрослой жизни.

Перевоспитываем ребенка и родителей

Вопрос, как перевоспитать избалованного ребенка, должен решаться комплексно вместе с коррекцией поведения взрослых членов семьи. Необходимо как можно раньше, как только замечены признаки избалованности чада, заняться корректировкой поведения дошкольника.

Чем раньше мамы и папы начнут бороться с капризами маленького человечка, тем меньший ущерб будет нанесен его психике. Не меняйте резко поведение, чтобы не вызвать стресс у дошкольника. Если он просит немедленно включить телевизор или прочитать сказку, попросите подождать, пока вы освободитесь. Пусть карапуз привыкает, что взрослые не бегут по первому требованию выполнять его капризы.

Избалованность не проходит сама по себе. Не стоит рассчитывать, что дошкольник поймет свое неправильное поведение, исправится. Ребятня дошкольного возраста нуждается в советах родных, в их авторитете. Для нормализации поведения взрослым необходимо скоординировать свои усилия, настроиться на длительную, тяжелую работу.

Еще вчера все родственники умилялись и восхищались маленьким ангелочком, а сегодня он превратился в капризного и эгоистичного ребенка? Раньше с ним можно было договориться и спокойно решить все проблемы, а сейчас он закатывает истерики по поводу и без? Стоит серьезно задуматься, ведь именно так выглядят избалованные дети. Многие родители даже не замечают, когда это происходит. А это является очень серьезной проблемой, ведь избалованные дети не только изматывают родителей, они и в более взрослом возрасте могут принести немало проблем.

Признаки избалованности малыша

Очень важно не пропустить момент, когда черта избалованности будет переступлена. Как выглядит избалованный ребенок, признаки помогут распознать:

- избалованный ребенок никогда ничем не делится, будь то вещь или внимание родителей. Он постоянно вымогает внимания к себе;

Манипуляция родителями посредством истерик;

Чрезмерная зависимость от родителей. Если ребенок категорически отказывается находиться с кем-либо, кроме родителей, то это является одним из признаков избалованности;

Маленький бука. Если малыш постоянно проявляет недовольство, ему невозможно угодить, то стоит задуматься об его избалованности;

Ребенок отказывается за собой убирать. Если малышу больше 3 лет, а он упорно отказывается собирать игрушки, он избалован;

В случаях когда избалованность никак не пресекается, ребенок становится хамоватым. Из-за того что он не получает желаемое, чадо может начать хамить. Сначала родителям, а потом и чужим взрослым;

Ребенок начинает вести себя как центр Вселенной, он может перебивать, привлекать к себе внимание в общественных местах;

Безнаказанность. Такие дети никогда не отвечают за содеянное: родственники находят массу виновных, из-за которых случилось происшествие;

Никаких запретов. Такие дети не слышат слова «нет», они все равно делают по-своему.

Если хоть малая часть признаков присутствуют в вашей семье, это сигнал, что что-то нужно менять. Немедленно!

Как себя вести, чтобы не избаловать чадо?

Дети не рождаются избалованными. Их такими делают взрослые. Как не избаловать ребенка и воспитать достойного человека?

В большинстве случаев это происходит в неполных семьях и в тех, где родители проводят очень много времени на работе. Таким образом родители пытаются откупиться за нехватку времени и внимания.

Не стоит ограждать ребенка от всех трудностей, нужно давать ему возможность самому их решать. Сначала малыш сам убирает игрушки, а потом он решает более глобальные проблемы без посторонней помощи.

Любить не значит все позволять. Ребенок должен четко знать границу дозволенного, через которую не стоит перешагивать.

Родителям нужно помнить, что избалованные дети не становятся такими за день. На них влияет систематическое поведение и отношение к ним. Исходя из этого, чтобы ребенка перевоспитать, нужно приложить силы и потратить свое время.

Перевоспитание

Если родители обнаружили, что в семье растет избалованный ребенок, как перевоспитать его и не навредить психике? Такие проблемы не уходят сами по себе, малыши их не перерастают. В процессе перевоспитания нужно настроиться на твердость. Все близкие, которые находятся в общении с ребенком, должны действовать слаженно и в одном направлении:


Следуя таким правилам, в скором времени можно будет наблюдать за трансформацией малыша. В первое время он, конечно же, будет всячески сопротивляться, но твердость и понятные для всех правила увенчаются успехом.

Виноваты родители

Зачастую, дети избалованы родителями такими, которые не умеют признавать своих ошибок. Над ошибками стоит работать комплексно. Меняться нужно как детям, так и их родителям:

Родители просто обязаны себя контролировать. Любые нотки нервозности в настроении дети воспримут как сигнал к наступлению;

Не стоит пускать все на самотек и позволить проблеме укрепиться еще больше. Чем раньше начнете борьбу, тем лучше и безболезненнее для всех;

Нельзя отступать от правил! Если сегодня нельзя, то и завтра нельзя, даже если очень хочется;

Если нет, значит, нет! И никакие истерики этого не смогут изменить. В таких случаях нужно проявлять твердость;

Нельзя ребенка ограничивать только запретами и обязанностями. У него должны быть и права, которые также нельзя ущемлять. Лучше заранее все оговорить с ребенком и составить соответствующий список.

Все запреты вводятся не для того, чтобы обидеть чувства ребенка, наоборот, они вводятся из-за большой любви к нему и желанию вырастить из него достойного человека.

Что делать?

Когда в семье избалованный ребенок, что делать, не знают большинство родителей. Какие бы методы перевоспитания ни были выбраны, родители должны быть последовательными в своих действиях. Главное - помнить, что это делается также и для блага ребенка, чтобы он не вырос грубым и хамоватым. Такой малыш, а впоследствии взрослый человек, не может в полной мере ничем насладиться. Он никогда не сможет по достоинству оценить то, что имеет, так как постоянно всем недоволен. Дети должны сполна почувствовать, что такое терпение и уважение.

Семейное единство

Если родители избаловали ребенка, что делать и как им поступать? Сперва нужно договориться о тактике поведения, а потом, что бы ни случилось, твердо ее придерживаться. Ребенок должен понять, что близкие работают заодно, и переманить на свою сторону никого не удастся. А это значит, что нужно принимать общие правила игры и присоединяться к большинству. Если случается у ребенка истерика, то не нужно играть в доброго и злого родителя, когда один игнорирует, а другой бежит жалеть. Истерика как дома, так и вне его должна полностью игнорироваться. Ребенок должен понять, что такое поведение ни к чему не приведет.

Как не допустить проблем воспитания?

Если дети невоспитанны и избалованны, то вина в большей мере лежит на родителях. Чтобы такого не допустить, стоит придерживаться определенных принципов сразу с того момента, как малыш появился в доме. Правила поведения родителей:

Правила и режим дня. Если ребенок всегда ложится в одно и то же время, он собирает за собой игрушки, которыми уже не играет или смотрит мультики в определенное время, то вопросов, почему так происходит, и не возникнет;

Взрослые не должны менять своего решения. Если сказали «нет», значит, «нет», но если что-либо пообещали, то должны выполнить;

Не стоит потакать капризам, и, если ребенок просит ненужную для него вещь, лучше ее не покупать;

Стоит выделить для ребенка простейшие задания, которые он будет выполнять. Это может быть ежедневная уборка пыли или порядок на книжной полке, постепенно эти задания увеличиваются;

Никогда не идите на поводу истерящего ребенка.

Эти простые, но такие сложные задания должны выполнять все члены семьи.

Потребность внимания

Если дети капризные и избалованные, что очень сильно выбивает родителей из колеи, стоит задуматься: хватает ли им родительского внимания и тепла? Ведь иногда они сами не понимают, чего конкретно им хочется, а таким способом они пытаются заполучить его. Родители должны проводить время с детьми качественно, не отвлекаясь на что-либо другое. Нужно выслушать, наладить тактильный контакт и придумать общее захватывающее занятие. В такие моменты вы принадлежите друг другу.

Заключение

Избалованность нельзя игнорировать. Это своего рода болезнь, которая разрушает личность. Избалованные дети, которые всего добивались истериками и криком, когда вырастут, не будут знать, как достигать желаемого. Во взрослом возрасте не упадешь на пол в супермаркете для получения набора продуктов на неделю, а на работе никто не будет воспринимать крикливого сотрудника. Такие люди очень редко добиваются успеха, так как не умеют ставить перед собой цель и идти к ней.

Хорошее воспитание - достойное будущее. Не стоит обрекать своих детей, потакая их капризам.

И проявлять другие признаки самостоятельности - и это радует. Потому что дети, за которых все делают взрослые, очень рискуют - и даже своим психическим здоровьем. Страшные случаи из жизни богатых семей, защищающих детей от суровой действительности, рассказывает психолог Марина Мелия. Нам с вами это вряд ли грозит - но заставляет задуматься, как и от чего ограждать ребенка.

Изолируя детей от "суровой действительности", мы действуем из лучших побуждений. Но человек - существо социальное, и любая длительная изоляция ему противопоказана - это приводит к личностным деформациям.

В семье, где нет наемного персонала, а родители работают, ребенок хочешь не хочешь постепенно постигает все житейские премудрости. По мере взросления к нему предъявляют все больше требований и делегируют все больше ответственности. Но если никаких обязательств по уходу за собой, за кем-то из близких или выполнению какой-то работы по дому нет ни в три года, ни в десять, ни в пятнадцать лет, значит, нет ни опыта, ни ответственности.

Дети, выросшие в детских домах, начиная жить самостоятельно, сталкиваются с массой проблем: они не могут приготовить себе еду, не знают, как заплатить за квартиру, как искать работу, как купить билет на электричку, - им негде было этому научиться. Чтобы помочь детдомовцам, созданы целые и постинтернатного сопровождения. К ним прикрепляют социальных работников, которые, по сути, выполняют роль родителей, учат детей элементарным вещам, которые все их "домашние" сверстники делают автоматически, не задумываясь.

К "золотым" детям соцработников не прикрепляют, хотя они тоже не способны сами себя обслужить. Домашний персонал активно поддерживает такую политику и с готовностью делает за ребенка все, что можно. Для него маленький неумеха - это гарантированный источник дохода: пока он остается беспомощным, у нянь и горничных всегда будет работа.

Няне легче самой застегнуть пуговицы на рубашке, чем учить этому неловкого малыша, проще взять его на руки, чем ждать, когда он сам поднимется по ступенькам. Водитель знает, когда надо выезжать из дома в школу, когда в спортивную секцию, он напомнит, поторопит, поможет собраться. Ребенок забыл положить в сумку ракетку или мяч - водитель съездит и привезет. И так во всем.

Мой коллега работал с мальчиком из обеспеченной семьи. Оказалось, тот никогда не видел, как заваривают чай. Когда психолог его научил, при каждой новой встрече ребенок с надеждой спрашивал: "А сегодня мы будем заваривать чай?".

Мы, родители, как правило, даже не задумываемся о том, в какое положение ставим своих детей. Мы-то выросли в других условиях и прекрасно умеем себя обслуживать. А с ребенком ведем себя так, будто он ни на что не способен.

Дети не видят реальной жизни

Ребенок, выросший за высоким забором загородного имения под опекой нянь и гувернанток, порой не знает элементарных вещей и совершенно искренне считает весь мир увеличенной копией своей резервации. Так, водитель десятилетней девочки по дороге из школы домой рассказывает ей о своем трехлетнем внуке. "Как зовут его няню?" - интересуется девочка. Водитель отвечает, что няни у мальчика нет и никогда не было. Девочка не верит: "Так не бывает! У всех есть няни!".

Владелец крупной компании рассказал мне, как его сын, увидев по телевизору людей в вагоне метро, спросил: "Папа, а кто говорит машинисту поезда, куда ехать?". Мальчик в 6 лет ни разу просто так не ходил по улицам и, конечно, не ездил на общественном транспорте. А ведь по планам папы сын должен будет в будущем взять на себя управление большим промышленным холдингом.

"Золотые дети" не знают, что значит жить на зарплату, не понимают, зачем ходить пешком, когда есть автомобили, зачем снимать крошечную квартиру, если можно купить коттедж, зачем добираться куда-то на метро или автобусе вместо того, чтобы вызвать такси. Иначе говоря, они слабо представляют, как живут люди вне их круга.

Успеха в жизни часто добиваются люди, от которых этого не ждали ни учителя, ни родители. Ребенок, большую часть времени проводивший во дворе, "хулиган, бездельник, троечник", вдруг оказывается гораздо успешнее своих одноклассников, которые все детство просидели за учебниками. Разгадка не в "случайной удаче" или "счастливой судьбе", а в социальном интеллекте.

Что такое социальный интеллект? Это, в том числе, понимание людей, мотивов их поведения, способность влиять на других, предвидеть реакцию на свои слова и поступки, чувствовать границы в общении.

Исследователи из Пенсильванского университета и университета Дюка в течение 20 лет наблюдали более 700 детей - от детсадовского возраста до 25 лет. Оказалось, что "социально компетентные" дети, способные легко общаться, помогать окружающим, понимать их чувства, как правило, получают высшее образование, полноценную работу и к 25 годам бывают гораздо успешнее своих сверстников.

В жизни обычного ребенка всегда присутствуют сверстники. Они могут быть друзьями или врагами, относиться доброжелательно или "строить козни", но с ними так или иначе приходится вступать во взаимодействие: в большом классе - отвоевывать себе "место под солнцем", во дворе - выбирать, кто друг, а кто нет. Жизнь ставит перед ребенком задачи, для выполнения которых необходимо чего-то добиваться от людей с разными взглядами, ценностями и характером.

В идеальном мире "золотого гетто" такие задачи перед детьми не стоят. В их поведенческом репертуаре всего два главных варианта общения - со "всемогущими" родителями и с зависимыми взрослыми. А вот общение с равными, которые от них никак не зависят и могут поступать, как им вздумается, становится проблемой. Прибавьте сюда неспособность понимать чувства других - ведь их этому не учили, - и станет ясно, почему они не могут полноценно взаимодействовать в школе, в спортивных секциях, на творческих занятиях.

Дети из состоятельных семей постоянно меняют школы - иногда по пять-десять раз за все время обучения - это уже тенденция. И везде одно и то же: учителя придираются, не ценят, не понимают, одноклассники тупые, грубые, приставучие, завистливые. Но, может быть, дело не в одноклассниках и учителях, а в самих детях, которым не хватает элементарных навыков общения и умения находить общий язык с разными людьми?

Нет стимула взрослеть

Адекватная иерархия "взрослый - ребенок" предполагает своего рода "вертикаль власти", уважение к взрослому, соблюдение дистанции, границы во взаимодействии. У взрослого по определению больше прав, чем у ребенка, и больше ответственности. Он знает, как надо, как правильно, он задает ребенку систему координат, ставит определенные рамки, он может разрешить, а может и запретить.

Но в богатых семьях, где детей окружают зависимые взрослые, эта естественная иерархия зачастую упраздняется. Мы возлагаем на ребенка функции, совершенно ему не свойственные. Мы спрашиваем у него: "Ну как учительница, как она себя вела? Нормально? Ах, ты недоволен..." Когда ребенок оценивает старших, когда он грозит водителю, учителю или инструктору увольнением и человека действительно увольняют, его картина мира искажается.

Ребенок не понимает природу власти, не чувствует границ, которые нельзя переступать. Для него пропадает, размывается само понятие "взрослый" - оно перестает нести основную смысловую нагрузку и означает лишь возраст человека.

Если ребенок не слушается няню, водителя, то с чего он вдруг должен слушаться маму, папу, бабушку? Либо я слушаюсь всех взрослых, либо не слушаюсь никого. Вначале рушится авторитет людей, работающих в доме, а потом закономерно ставится под сомнение и родительский авторитет: если я могу перечить, грубить обслуживающему персоналу, то почему бы мне и маму с папой не уволить?

В такой ситуации ребенок не получает самого главного: стержня, направления дальнейшего развития. Как молодой вьюнок, у которого убрали вертикальную опору, он не может карабкаться вверх. Желание стать по-настоящему взрослым не возникает, когда нет внутреннего чувства "вот я вырасту, и мне тоже будет можно, я тоже должен буду..." Отсюда инфантилизация, о которой сейчас так много говорят.


Иллюзии избранности и безнаказанности

Богатство и статус родителей создают у ребенка ощущение, что он не такой как все. Он быстро привыкает, что к нему относятся как к особенному человеку, и считает это совершенно естественным. А когда вдруг оказывается, что для окружающих он всего лишь "один из многих", это становится неприятным сюрпризом, вызывает бурю негативных эмоций - он требует, возмущается, обижается.

Мальчика десяти лет отправили в элитную школу в Англию. Сам факт, что ни ученикам, ни педагогам его фамилия ничего не говорила, стал для него настоящим шоком - для всех он был просто "мальчик из России, которому надо подтянуть английский". Никто не старался ему понравиться, услужить, угодить. Лишившись домашних привилегий и не обладая достаточным внутренним потенциалом, он не смог наладить отношения с одноклассниками. Начались слезы,